Признаки времен годапрезентация по развитию речи на тему

По мере взросления у детей появляется множество вопросов: «Что это такое?», «Для чего это нужно?» и пр. Взрослые должны уделять ребенку, который активно развивается, больше внимания. В статье рассмотрим советы, как легко и быстро обучить малышей названиям месяцев года.

Дети интересуются различными темами, в том числе и серьезными. Когда родители сталкиваются с чем-то подобным, они начинают задумываться, как правильно ответить или объяснить. К примеру, они слышат вопрос: «Мама (папа), а что такое ноябрь?». Как в доступном виде объяснить малышу, что в году 12 месяцев, из которых 3 – зимних, 3 – весенних, 3 летних и 3 осенних? Что у каждого месяца есть название, что январь – это зимний месяц, а июль – летний? Как выучить с ребенком названия всех месяцев? И не просто выяснить, а научить различать их по конкретным признакам?

С чего начинать обучение?

Начинать объяснение необходимо с того, что такое месяц в целом, сколько их в году и почему принято делить год на сезоны. Затем необходимо рассказать об общепринятом порядке и начать обучение с изучений месяцев, начиная с первого – января.

Обратите внимание! Быстрый способ запоминания количества дней в месяце: сжать кулак и посмотреть на косточки. Первая – январь. Месяц на косточке имеет 31 день, на впадине – 30.

Отличия от других времен года

Часто от детей можно услышать утверждение, что если снег выпал, то уже пришла зима. Но на деле этот признак встречается и поздней осенью, и ранней весной. Важно заострить внимание, что один только снег не свидетельствует о наступлении зимней поры.

О смене времени года мы можем говорить при совпадении 5 признаков:

  • плотные, низко нависающие облака, хмурое небо;
  • покрывало из снега и льда на земле и деревьях;
  • короткий световой день;
  • спячка живой природы;
  • появление «зимних» птиц.

Название месяцев в детских картинках

Все дети любят игры. Малышу будет интереснее и проще изучать названия месяцев, если ему будут показывать сюжетные иллюстрации либо презентации. Если родители самостоятельно сделают презентацию про времена года и сезоны для своего ребенка, это будет еще лучше. Отличный вариант – создание ее совместно с ребенком. Так он быстрее запомнит названия.

Отыскав иллюстрации о каждом месяце и показав их ребенку, родитель сможет закрепить их названия в его памяти. Для этого нужно подобрать картинки, демонстрирующие жизнь животных в каждый из сезонов, тип одежды для каждого времени года и т.д.

Чтобы заинтересовать сына (дочь), презентация должна быть красочной. Также можно отобразить особенности каждого месяца. К примеру, сентябрь – опадают листья, начинается учебный год, и дети идут в школу. В презентациях можно делать акцент на праздниках. Например, декабрь – Новый год, украшение елки и дома. Обязательно включить в них День рождения ребенка – этот день он точно знает и запомнит.

Зимние месяцы

Ребенку нужно объяснить, что зимних месяцев 3 – декабрь (заканчивает год и начинает зиму), январь (начинает год) и февраль (самый суровый месяц, с метелями и снегопадами). К рассказу важно подобрать тематические картинки.

Весенние месяцы

Первый весенний месяц – март. Это период, когда появляются первоцветы – подснежники. Второй месяц имеет название апрель. Это период изменчивой погоды: то солнце светит, то дождь идет. Третий месяц – май – время, когда природа начинает одевать лес. К объяснению также подобать сюжетные иллюстрации.

Летние месяцы

Июнь – первый месяц лета. В давние времена имел название «червень». В этом месяце есть самый длинный день и самая короткая ночь в году – 22 июня. За июнем следует июль – месяц, когда интенсивно цветет липа. Заканчивает лето – август – пора жатвы. Кроме картинок можно подобрать загадки, описывающие каждый месяц.

Осенние месяцы

Осенних месяцев тоже 3: сентябрь (ранняя осень), октябрь (золотая осень) и ноябрь (поздняя осень). К описанию сезона можно подобрать приметы на каждый месяц.


Наглядная игра: времена года

Возьмите четыре листа бумаги, лучше всего разного цвета: белый для зимы, голубой для весны, зеленый для лета и желтый для осени. Взрослый рисует на каждом листе дерево с ветками. А дальше нужно вместе с малышом преобразить каждое дерево, согласно сезонам.

Зимнее будет укрыто слоем белой ваты или манной крупы как снегом. На весеннем появятся маленькие зеленые листочки-точки, нарисованные ватной палочкой. На летнем будут большие зеленые листья и цветы, которые можно сделать из предварительно окрашенных макарон или вырезать из цветной бумаги. Осеннее может быть украшено яркими пуговицами или яркими красными и оранжевыми кляксами от кисти.

Совет:

В первую очередь нужно обратить внимание ребенка на то, чем отличается тот или иной сезон от другого.

Зима.

Холодно, идет снег. Можно кататься на санках, лыжах и коньках, а еще лепить снеговиков и играть в снежки. Мы одеваемся в теплую одежду, носим варежки и шапки с шарфами. А еще зимой приходит Новый год, и дедушка Мороз дарит нам подарки.

Весна.

Снег тает. Становится теплее. Можно убрать в шкаф шубу и рукавицы и надеть лёгкую куртку. Возвращаются птицы. Появляются первые листочки и трава.

Лето.

На улице жарко. Все зеленое, много цветов. Мы едим фрукты и ягоды, купаемся и загораем. Все катаются на самокатах и велосипедах.

Осень.

Листья желтеют. Птицы улетают. Становится холодно, начинают идти дожди. Нужны зонтики, плащи, резиновые сапожки.

Очень удобно учить времена года, «отталкиваясь» от гардероба малыша. Вместе составляйте комплект одежды для того, чтобы выйти на улицу зимой или летом. Можно использовать игры-одевалки: бумажные куклы, которым меняют одежду (они бывают магнитные или на липучках).

Когда первый этап будет освоен, можно будет рассказывать в подробностях, что происходит с природой, с водой, что делают животные. Приготовьтесь отвечать на сто тысяч вопросов. Вам поможет красочная детская энциклопедия.

После того, как вы все обо всем рассказали, наступает время закрепления материала и здесь не обойтись без игр. Например, можно сортировать карточки с картинками по временам года, или называть , что люди делают осенью, а что весной.

Можете приготовить 4 небольшие коробочки, красиво их оформить и вместе с малышом наполнять коробочки «воспоминаниями» о лете, осени, зиме и весне. Разберите семейный фотоархив и сделайте «календарь» из фотографий. Малыш будет видеть, как он сам выглядел осенью и весной, во что был одет и чем занимался на улице зимой и летом.

Почаще обращайте внимание ребенка на изменения за окном. Объясняйте, что и летом может идти дождь, что солнышко светит зимой, но оно не греет. Как можно больше рассказывайте малышу о мире вокруг него и отвечайте на всего его вопросы, и тогда уже скоро он не будет путать зиму с весной, а лето с осенью. А спустя еще немного времени сможет перечислить все месяцы года, да еще и в правильном порядке!

Совет:

Учить с ребенком месяцы года имеет смысл не раньше 4-4,5 лет. Конечно, малышам трудно осознать месяц как отрезок времени, поэтому сначала это будут просто энциклопедические знания.

Один из самых эффективных способов изучения времен года – это ассоциировать каждое из них с каким-то праздником. Так, зима – это Новый год, весна – 8 марта, лето – каникулы, осень – День Знаний. А ещё ребёнку легко будет запомнить тот сезон и месяц, когда отмечается его день рождения.

Как учить название месяцев по книжкам

Специалисты рекомендуют купить детские учебно-развивающие книги о временах года и месяцах. Такие пособия в доступном виде объясняют малышам особенности природы, признаки месяцев. Некоторые издания таких книг содержат задания на закрепление материала, которые укрепят в памяти изученную тему.

Помочь выучить названия месяцев смогут стихи. После их изучения улучшится память. Покупать нужно специальную литературу со стихами, сказками и рассказами о 12 месяцах. Отлично себя зарекомендовала книга «365 сказок на ночь». Картинки в ней рассортированы по сезонам, а каждая страница соответствует одному календарному дню. В книге содержатся стихи и рассказы, полностью раскрывающие тему 12 месяцев. Она отлично подходит для обучения с малышами. Не менее полезна энциклопедия «Времена года» с ответами на множество вопросов.

Книги про времена года

  • Серия «Городок» Сузанна Ротраут Бернер. Весенняя, Зимняя, Летняя, Осенняя. Это книжки без слов. Вы их рассматриваете и сами придумываете истории. На картинках множество героев, которых очень интересно искать и не всегда просто найти
  • «Синичкин календарь» Бианки.
  • Владимир Свечников «Времена года. Иллюстрированная энциклопедия».
  • Елена Ульева «Творческие задания. Времена года».
  • Татьяна Романова «Играем во времена года. 40 смекалок для малышей».
  • С. Маршак «Круглый год».
  • Александр Голубев «Летние приключения Клёвика» (есть книжка про зиму, весну и осень).

Учим названия месяцев, играя

Театрализованные сцены помогут ребенку запомнить названия месяцев и сезонов. Малыш может быть как участником, так и зрителем. Также можно подобрать загадки или придумать их самому. Например, нарисовать людей в одежде по сезонам и попросить ребенка назвать, в какое время года носят такую одежду. Полезным будет и рисование с малышом картинок, которые соответствуют каждому сезону.

Отличный способ изучения и запоминания месяцев – дидактическая игра. Они разрабатываются специально для детей-дошкольников. Также они демонстрируют взаимосвязи с окружающей средой, развивают память и логику.

Информация, которая интересна детям, запоминается быстро. Они всегда хотят узнать много нового, поэтому задают взрослым вопросы и познают мир. Дети – хорошие собеседники, которые умеют слушать. Изучение месяцев – занимательная тема для ребенка. Он с удовольствием будет ее изучать с мамой или папой.

По каким 15 признакам распознать зиму?

Изменения природы зимой – самые глубокие и значительные. Все живое засыпает, а неживое замерзает, становится холодным и твердым.

15 признаков, которые характеризуют время года:

  • холодная погода;
  • деревья без листьев, иногда со снежной шапкой на ветвях;
  • короткие дни и длинные ночи;
  • ледяная корка на лужах, гололедица;
  • сугробы и снег;
  • низкие, серые, тяжелые облака;
  • трескучие морозы;
  • метелица;
  • зимние забавы – катание на коньках, санках, игра в снежки;
  • из труб домов валит дым (в современном мире без печного отопления – пар);
  • отчетливо видны следы зверей и птиц на снегу;
  • морозный воздух и пар изо рта;
  • зимние праздники – Новый год, Рождество, Крещение;
  • обилие синиц, грачей, ворон, появление снегирей, клестов и других перелетных птиц;
  • зимняя спячка у насекомых, рыб и некоторых зверей (медведей, ежей, сурков).

Первым признаком зимы издавна в народе считались заморозки, а ее окончание предвещало таяние снега. При установлении минусовой температуры живая природа впадает в анабиоз – деревья и кустарники сбрасывают оставшуюся листву, а рыбы, насекомые и отдельные животные впадают в спячку. У других зверей отрастает теплый подшерсток, а серый заяц становится белым, чтобы сливаться со снегом и маскироваться таким образом от хищников.

Когда-то наши предки дали названия зимним месяцам по характерным для них признакам. Декабрь раньше называли грудень – от слова «грудки» или замершие комья грязи. В начале зимы еще снега мало, а земля уже начала промерзать. Второе его название – студень, от слова студеный, холодный. Январь называли сечень. Это была пора рубки (сечи) деревьев. Для февраля характерны лютые морозы, поэтому его именовали лютый.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]