Лексико-грамматическое занятие в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Овощи». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово, речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.
Лексическая тема «Овощи. Огород»
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.
Лексико грамматическое занятие по теме: «Овощи»
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Физическое развитие»
Программные задачи:
Речевое развитие:
1. Закреплять и активизировать словарь по лексической теме «Овощи».
2. Упражнять в образовании и употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением
3. Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы.
Познавательное развитие:
1. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, связную речь.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Продолжать работу по воспитанию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Физическое развитие:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. Развивать умение координировать речь с движениями.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, сюжетная картинка «Огород», овощи (помидор, огурец, капуста, морковь, картофель, лук, чеснок, кабачок, баклажан, перец, редис, репа, редька, тыква).
Игры и упражнения
Игра «Жадина» (детям 4—8 лет) К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)
Игра «Один – много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много). Помидор — помидоры — много помидоров картофель — картофель — много картофеля (картошки) баклажан — баклажаны — много баклажанов перец — перцы — много перцев кабачок — кабачки — много кабачков тыква — тыквы — много тыкв морковь — моркови — много моркови свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук») лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц) репа — репы — много реп редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук») чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока) петрушка — петрушка — много петрушки огурец — огурцы — много огурцов перец — перцы — много перцев (в значении «много штук») кочан — кочаны — много кочанов горошина — горошины — много горошин стручок — стручки — много стручков
Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет) Огурец — огурчик — огурчики помидор — помидорчик — помидорчики картофель — картошечка — картошечки баклажан — баклажанчик — баклажанчики перец — перчик — перчики тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки редис — редисочка — редисочки морковь — морковка (морковочка) — морковки свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички репа — репка (репочка) — репки чеснок — чесночок — чесночки петрушка — петрушечка — петрушечки укроп — укропчик — укропчики капуста — капусточка — капусточки фасоль — фасолинка — фасолинки
Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет) Кабачок большой, а огурец — маленький картофель крупный, а редис — . (мелкий) перец внутри пустой, а морковь — . (полная) помидор мягкий, а огурец — . (твердый)
Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет) Хорошая грядка — ……. плохая грядка Старый картофель — …….. молодой картофель Тяжелый мешок — …… легкий мешок Большой урожай — ………. маленький урожай Чистая морковка — ……… грязная морковка Спелый помидор — …… неспелый помидор
Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет) Помидор круглый, а морковь. (продолговатая). Помидор красный, а морковь. Помидор мягкий, а морковь. Помидор кислый, а морковь. У помидора внутри семечки, а у моркови. Помидор растет на земле, а морковь. (в земле).
Игра «Названия соков» (детям от 5 лет) Сок из огурца — огуречный сок Сок из свёклы — свекольный сок Сок из лука — луковый сок Сок из помидоров — томатный сок Сок из капусты — капустный сок Сок из тыквы — тыквенный сок Сок из моркови — морковный сок
Игра «Кто назовет больше качеств». Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет — красный, оранжевый, зеленый. Вкус — кислый, сладкий, горький. Форма — круглая, овальная, треугольная. Поверхность — гладкая, шершавая, неровная. Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий. Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.
Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком. Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачка. Огуречный салат приготовим из помидоров. Гороховый суп приготовим из редиски. Тыквенное повидло приготовим из укропа.
Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет) 1 помидор — 2 помидора — 5 помидоров 1 огурец — 2 огурца — 5 огурцов 1 кабачок — 2 кабачка — 5 кабачков 1 перец — 2 перца — 5 перцев 1 свёкла — 2 свёклы — 5 свёкол 1 кочан капусты — 2 кочана капусты — 5 кочанов капусты 1 головка чеснока — 2 головки чеснока —- 5 головок чеснока 1 долька чеснока — 2 дольки чеснока — 5 долек чеснока 1 стручок гороха — 2 стручка гороха — 5 стручков гороха 1 горошина – 2 горошины — 5 горошин
В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное. Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.
«Убираем урожай» (детям от 6 лет) Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения — например: капусту срезают и т.д. Морковь, свеклу, репу, редис — . (дергают) Огурцы, помидоры, горох — . (срывают) Капусту — . (срезают) Картофель — . (выкапывают)
Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?» Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава); чеснок, редис, свёкла, смородина кабачки, клубника, огурцы, картофель ромашка, перец, баклажан, тыква
Игра «Угадай овощ по его части». Кочан – Ботва – Стручок — Корень – Долька – Стебель – Початок – Зубчик– Клубень – Пучок –
Игра «Кто назовет больше качеств». Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус. Цвет — красный, оранжевый, зеленый. Вкус — кислый, сладкий, горький. Форма — круглая, овальная, треугольная. Поверхность — гладкая, шершавая, неровная. Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий. Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.
«Логопедическое занятие на лексическую тему «Овощи» с домашним заданием»
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему «Овощи»
Занятие №1
Цель занятия:
формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Овощи».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме.
- Учить образовывать множественное число имен существительных.
- Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными.
- Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в».
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать лексико-грамматический строй речи.
- Развивать память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
- Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.
Оборудование:
- магнитная доска,
- картинки с изображениями овощей,
- сюжетная картинка «Огород»,
- мяч,
- зеркала.
Ход ОД:
1. Организационный момент.
Логопед:
Ребята, к нам в гости пришел Гномик, и он подготовил много интересных игр. Но для начала отгадайте-ка его загадку:
Они разные бывают, В огородах созревают, Одним словом называют, В борщ их мама добавляет!
Дети:
Овощи!
Логопед: Правильно. Тема сегодняшнего занятия – овощи. Послушайте и отгадайте, какой это овощ.
Под землёй росла девица, Но свежа и круглолица. Громко лает пёс Артошка: — Гав-гав-гав – привет, …! (картошка)
Сто одежек – Все без застежек. (капуста)
Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. (морковь)
2. Основная часть.
Логопед
: Ребята, расскажите Гномику, какие овощи вы еще знаете?
Дети:
огурец, помидор, кабачок, лук, свекла. (
Поочередно овощи прикрепляются к магнитной доске).
Логопед:
А вы знаете, что овощи растут в огороде на грядках (
к доске прикрепляется картинка «Огород»).
Одни овощи растут на земле, к ним относятся помидоры, огурцы, капуста. Некоторые овощи растут в земле, к ним относятся картофель, морковь. Какие еще овощи растут в земле, назовите их. Когда овощи созревают, их надо собрать. Овощи, которые растут на земле, срывают, срезают. Овощи, которые растут в земле, выкапывают, выдёргивают.
1) Пальчиковая гимнастика
Ребята, мы уже сказали, что овощи растут в огороде на грядке. Давайте посмотрим сколько овощей растёт на нашем огороде.
В нашем огороде В нашем огороде много овощей Их пересчитаем, станет веселей. (сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец, Помидор и перец. (загибаем пальцы, начиная с большого
)
Пять видов овощей назвали, Пять пальчиков в кулак зажали. (сжимаем – разжимаем пальцы)
2) Массаж биологически активных точек лица «Горох».
В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.
Закричал горох: «Ох – Ох!» –
массируем уши движениями сверху вниз
Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите –
массируем внешние уголки глаз
Ну, скорей меня купите –
нажимаем на крылья носа указательными пальцами.
От конфет ведь пользы нет –
указательными пальцами массируем уголки губ
Я нужней, чем сто конфет! –
прижимаем ладони к щекам.
3) Игра «Назови ласково»
Логопед:
Наш гость живет в волшебной стране, где все предметы маленькие, поэтому там все называют ласково. Сейчас мы попробуем назвать ласково овощи:
Дети:
огурец – огурчик, помидор – помидорчик, капуста – капустка, картошка – картошечка, лук – лучок.
4) Игра «Один – много»
Логопед:
Ребята, Гномик подготовил для вас следующую игру. Сейчас я буду называть вам один овощ, а вы – когда их много.
Дети:
огурец – огурцы, лук — луковицы, кабачок – кабачки, помидор – помидоры.
5) Физминутка «Сажаем огород»
Логопед:
Гномик очень любит кушать овощи круглый год, вот только забыл, что нужно сделать, чтобы собрать хороший урожай. Давайте вместе вспомним. Смотрите и повторяйте за мной.
Мы лопатки взяли, Грядки раскопали. Грабли в руки взяли, Грядки разровняли. Семена рядами Дружно мы сажали, А потом водою Теплой поливали.
6) Дидактическая игра «Собираем урожай»
Логопед:
На огороде вырос хороший урожай, давайте его соберём. Скажите, какие овощи срываю, какие выдёргивают, какие срезают, а какие выкапывают?
Срывают: (помидор, огурец
), Выдёргивают: (
лук, морковь
), Срезают:
(кабачок, капуста
), Выкапывают: (
картофель
).
7) Игра «Кулинар»
Логопед:
Ребята, скажите, что можно приготовить из овощей?
Дети:
сок, суп, салат…
Логопед:
Подумайте и скажите, сок из моркови – какой сок?
Дети:
Морковный.
Сок: морковь, огурец, помидор. Салат: капуста, огурец, овощи. Суп: помидор, картофель, овощи.
Логопед:
Молодцы!
Дидактическая игра «Поваренок»
Логопед:
Давайте приготовим угощение (
суп или салат
). Выбирайте нужные овощи для блюда, назовите их и объясните, как будете готовить это «угощение» (
брать, мыть, чистить, резать, варить
).
9) Логопед:
Ребята, давайте вспомним, какие овощи растут под землей, а какие на земле.
Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ.
Дети: Морковь растет под землей и т.д.
Итог занятия.
Повторение и обобщение материала, с которым дети познакомились на занятии.
Логопед:
Дети, нашему гостю понравилось, как вы отвечали на его загадки и охотно играли. Давайте повторим, что изображено на картинках, где растут овощи, что можно приготовить.
— Молодцы, ребята, а гномик приготовил для вас сюрприз, принес вам волшебные листочки, на них вы найдете разные овощи!
Пальчиковая гимнастика
Капустка Мы капустку рубим — рубим, Мы капустку солим — солим, Мы капустку трем — трем, Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)
Овощи У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой». Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого. Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина — молодец! Показывают большой палец.
Сколько грядок в огороде? В огороде у Федоры Растут на грядках помидоры, А на грядке у Филата Много разного салата. У бабушки Феклы Четыре грядки свеклы. У дядюшки Бориса Очень много есть редиса. У Маши и Антошки Две гряды картошки. Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.
«Урожай» Рад, два, три, четыре, пять — Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками Поможем урожай собрать. Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща В ней звук Т пришел на грядку. Тыква — вот, а вот — томат. Здесь — капуста, здесь — салат, Тмин, картошка, артишок И петрушки корешок. Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками Будем есть мы до весны.
Логоритмические упражнения (координация речи и движения)
Картошка Мы картошку накопали, Огурцы с гряды сорвали, Выдернули всю морковку, Срезали капустку ловко И в корзине от земли Вам в подарок принесли. (Приседания, наклоны, имитация движений.)
Огород Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.) Мы пришли на нашу грядку. Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.) Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.) Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.) И петрушки корешок. (Руки опустить.) Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.) Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)