Малыш от года до 3 лет должен научиться многим вещам, в том числе и речи. Развитие речи у детей – важный аспект воспитания. Необходимо, чтобы ребёнок овладел речевыми навыками в нужное время, потому что это важно для его целостного развития. Речь помогает совершенствовать мыслительную деятельность, расширяет кругозор детей, имеет позитивное влияние на психологическую составляющую ребёнка, регулирует его поведение. Поэтому важно знать, как развивать речь детей дошкольного возраста. Ведь именно в этот период формируется навык устного общения.
Если речь хорошо развита, малышу и взрослым легче общаться, они быстрее понимают друг друга, отсутствуют неловкие моменты, при которых мама не может понять, что её малыш говорит.
Некоторые взрослые считают, что речь формируется сама по себе и не нужно прикладывать усилий, чтобы помочь созданию этого навыка. Но это не так. Родители должны с самого рождения разговаривать с младенцем, развивать его речь.
Также важно создавать с ребёнком условия, в которых он сможет потренировать свои коммуникационные навыки. Если не развивать речь ребёнка, то он может очень поздно заговорить. А ещё существует риск отклонения в комплексном развитии. Поэтому родители должны знать, как развить речь у ребёнка.
Этапы развития речи
- Подготовительный, или пассивный. Начинается, когда рождается ребенок, а заканчивается, когда ему исполняется 1 год. В это время младенец реагирует на общение, понимает, откуда идет звук, он готов к игре.
- Преддошкольный, или автономный. Начинается, когда вашему сыну или дочери исполняется год, и заканчивается в 3 года. Первые звуки и слова ещё не совсем понятны, но малыш уже пытается строить фразы. В это время накапливается словарный запас. Ребенок понимает слова и использует их.
- Дошкольный, или активный. Пока ребенок готовится к школе, у него активно развивается речь, увеличивается количество людей, с которыми он общается. Малыш уже может связно, четко и развернуто говорить. Речь становится средством познания окружающего мира.
- Школьный. Самый важный, ответственный и серьезный период развития речи. До 18 лет ребенок усваивает базовые правила грамматики, пунктуации, орфографии. В это время развивается уже не устная речь, а письменная. Школьник начинает овладевать литературной речью. Кроме того, у него формируется определенный сленг, связанный с возрастом и компанией, в которой он находится.
Орфография
Слова в русском языке пишутся не всегда так, как они произносятся и слышатся. Но правила произношения ребёнку прививаются задолго до того, как он начинает писать – а потому он часто стремится написать слово так, как его произносит.
Из этого следует, что чем больше произношение ребёнка отличается от литературного, тем труднее обычно для него освоение орфографии. Усвоению орфографических правил письма мешают также индивидуальные недостатки произношения ребёнка – гнусавость, косноязычие, плохая артикуляция.
Одно из важнейших средств, помогающих при усвоении правил орфографии – проговаривание ребёнком сначала вслух, а потом про себя членораздельно по слогам тех слов, которые он пишет. Особенно необходимо проговаривать те слова, которые ребёнок постоянно пишет неправильно.
Как развить устную речь у ребенка дома?
Особенности развития речи ребенка зависит от его возраста. Младенец может выражать свое настроение уже на первой неделе жизни, в том числе и вербально. Поэтому важно не упустить этот момент и начать разговаривать с сыном или дочерью с первых дней. Само собой, это не значит, что через полгода ваш малыш сможет цитировать Пушкина, но возникнет накопительный эффект от постоянных занятий.
Есть несколько способов, как быстро развить речь у ребёнка. И все они зависят от того, в каком возрасте сейчас находится малыш.
- С рождения до 6 месяцев.
У всех мам и пап должна быть хорошая привычка всё время разговаривать с младенцем, комментировать его действия. Например: «Наша Машенька проснулась. Сейчас мы с ней оденемся, покушаем и пойдём гулять». Для остальных людей это выглядит немного странно, но постоянно слушая чужую речь, младенец привыкает к ней и начинает повторять звуки и слова. Главное, чтобы вы говорили слова в правильной интонации, с верным ударением, чётко и ясно. Никаких «сюсюканий» не нужно, иначе малыш будет слышать слова в неправильном виде.
Родителям необходимо выучить небольшие стишки и песенки. Напевая их малышу, у последнего разовьётся речь, чувство ритма и слуха. Будет отлично, если проговаривание стишков и пение песен будет происходить во время регулярных процедур: умывание, кормление, одевание, прогулка. Для каждого занятия – своя песня. Впоследствии ребёнок по песне будет понимать, чем он сейчас займётся.
- С полугода до года.
Если малыш произносит какие-то звуки, то обязательно реагируйте на них словами или фразами. Тогда у вас сформируется некое подобие диалога. Используйте обучающие игры, в которых одновременно развивается речь, мелкая моторика рук и координация движений.
Познакомьте ребёнка с животными. Покажите ему рисунок или картинку, скажите, как зовут зверька, опишите его, а потом издайте звук, который издает животное, и попросите сына или дочь повторить. Например: «Это корова. У нее четыре ноги, рога и хвост. Корова дает молоко и говорит «Мууу!». Обязательно время от времени показывайте ребёнку корову и повторяйте звуки, которые она произносит.
- С года до 2-х лет.
Начиная с 15 месяцев словарный запас малыша должен перейти из пассивного состояния в активное. То есть крошка должен начать называть вещи, движения, обозначение обстоятельств. В этот момент необходимо продолжать занятия, а не останавливаться на достигнутом.
После года стоит познакомить ребёнка с детскими развивающими книжками, где будут красочные картинки и интересные истории. Читайте их малышу, рассматривайте с ним изображения. Называйте ему предметы, цвета, характеристики. Попробуйте обсудить с ним увиденное и прочитанное. Читайте с разными голосами и интонациями, как того требует сюжет. Этим вы ещё больше заинтересуете сына или дочь. Делайте это не один раз, а регулярно, иначе пользы не будет.
- С двух до трёх лет.
В этом возрасте речь развивается у малыша по трем направлениям:
- Запас слов и понятий увеличивается.
- Ребёнок пытается построить сложные фразы («Кошка ест», «машина едет»).
- Речь становится более чистой (звук «р» начинает проговариваться, уходят шипящие и свистящие звуки).
В этот период ребёнок начинает узнавать окружающий мир, ему становится всё интересно, он играет в «почемучку». Задача родителей не отнекиваться от него, ссылаясь на множество дел, а набраться терпения и отвечать на каждый вопрос. «Почему солнце светит?», «Почему небо голубое?», «Почему самолёт летает и не падает?» Необходимо отвечать, избегая сложных слов и терминов. Ребёнок должен понимать, что вы ему объясняете.
Памятка для родителей: «Как развивать речь ребёнка дома»
Развитие и совершенствование звуковой культуры речи:
По рекомендации педагогов проводите с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи как составной части подготовки ребенка к последующему обучению грамоте.
Для развития фонематического слуха упражняйте ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах; делить слова на слоги и определять их последовательность.
Следите за правильным ударением при произнесении слов, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово (словосочетание) с правильным ударением.
Закрепляйте произносительную сторону речи с помощью чисто говорок, скороговорок.
Развитие лексической стороны речи:
Много рассказывайте и показывайте ребенку, читайте познавательную литературу, водите на экскурсии, проводите наблюдения. Внимательно рассматривайте отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.
Рассказывайте ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают.
Продолжайте семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? И т. д.) Обсуждайте и планируйте все совместные мероприятия вместе с ребенком.
По рекомендации педагогов проводите специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка.
Формирование грамматического
строя речи:
Упражняйте детей в правильном употреблении глаголов. Проводите с ребенком речевые игры типа «Кто что умеет делать?» на подбор глаголов (например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и др.
В повседневном общении с ребенком создавайте речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.
Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.
Поощряйте стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).
В игровых ситуациях упражняйте ребенка в составлении простых и распространенных предложений.
Развитие связной речи детей
Обучайте ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрируйте культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.
Закрепляйте полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по сериям картинок; пересказы сказок; составление элементарных описаний.
Поощряйте попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следите за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.
Начиная с пяти лет, дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного
состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм.
Это лучшая пора детства!
Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.
«ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ — НАДО ГОВОРИТЬ!»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» — (МАОУ СОШ №2)
Памятка для родителей
«Как развивать речь ребёнка дома»
Подготовила: Винокурова Л.Н
г. Тобольск 2021г
Способы развить речь у ребенка
- «Мама не понимает». Если малыш уже может называть предметы, но не делает этого, родители могут притвориться, что не понимают, что ребёнок от них хочет, заставляя его самому сказать: «Что тебе дать? Медвежонка? Ложку? Котёнка?» Малыш обычно легко покупается на такой приём и называет предмет, который ему нужен.
- «Что выберем?» В бытовых ситуациях спрашивайте у ребёнка его пожелание. «Ты пойдешь гулять в желтой или синей блузке?», «Ты хочешь на ужин рыбу или салат?» Таким образом, ребёнок научится формулировать свои мысли и подавать их в словесной форме. Кроме этого, такое упражнение положит начало самостоятельности и ответственности.
С 6 до 12 месяцев
Второе полугодие характеризуется появлением самого главного средства общения — речи. Происходит развитие навыков, которые сформировались в предыдущие шесть месяцев жизни. Слух утончается и становится более избирательным. Ребёнок начинает устанавливать связь между словом и предметом, между действием и словом; учится различать похожие друг на друга звуки. Понимает существительные, а после — глаголы.
Развиваются голосовые реакции, которые формировались до этого момента. Сначала это громкие звуки, насыщенные и эмоциональные, затем гуканье — короткие звуки, типа «агу». Потом начинается лепет: это сочетание гласных и согласных, которые похожи на осмысленную человеческую речь. Мы слышим «ба-ба-ба», «та-та-та», «ма-ма-ма», но ребёнок не наделяет эти звуки каким-то смыслом. То есть «ма-ма-ма» не обязательно относится к маме. Слово возникнет тогда, когда ребёнок вкладывает смысл в сочетание звуков.
Впервые лепет появляется и наиболее ярко выражается в ситуациях общения со взрослым. Для родителей очень важно, наблюдая за развитием ребёнка первого года жизни, обращать внимание, есть ли лепет у младенца и как он развивается. Отсутствие лепета — признак того, что нужно проверить слух ребёнка у специалиста.
Лепет продолжается всё второе полугодие. Для малыша это особая форма самостоятельной деятельности, средство общения и способ выражения эмоционального состояния. При этом произносимые звуки основываются на подражании и самоподражании — ребёнок очень внимательно прислушивается к тому, что у него получается, пробует различные варианты сочетания звуков.
Подражание выступает основой развития речи, поэтому младенцу очень важно наличие рядом взрослых, общающихся с ним и друг с другом. Если они находятся рядом, лепет становится более интенсивным.
Ребёнок продолжает обращать внимание на артикуляцию взрослого и повторяет за ним движения губ и языка, а также новые звуки, которые от него слышит. При этом возникает отсроченное подражание: малыш слышит какие-то звуки, внимательно наблюдает за взрослым и через какое-то время сам произносит их.
В 6-7 месяцев развивается первичное понимание слов. По просьбе взрослого ребёнок находит предмет, который лежит в одном и том же месте, и поворачивает голову в сторону этого предмета. Например, мы можем спросить: «Где кукла?», — и малыш повернёт голову в сторону куклы.
«Где?» — это первый вопрос, на который возникает реакция у ребёнка и который он понимает
Связь между словом и предметом в этом возрасте очень неустойчивая. Ребёнок воспринимает предмет в контексте здесь и сейчас. В том месте, где предмет находится в данный момент. Если предмет меняет своё местоположение, то младенец может его не указать.
В 8-9 месяцев ребёнок уже может найти предмет, даже если он лежит всегда в разных местах. На вопрос «Где кукла?» малыш поползёт к кукле, притом он может направиться в другую комнату, зная, что она там находится, и укажет на неё.
У ребёнка возникает постоянное восприятие предметов. Он понимает, что если предмет накрыт какой-то косынкой, то его просто не видно. Если переместился в другое место, то он сохраняет свои функции и остаётся тем же самым.
В этом же возрасте ребёнок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения — садится, встаёт. Родитель говорит: «Покажи ладушки», — и ребёнок начинает хлопать в ладоши. «Помаши „до-свиданья”», — и машет рукой.
Вскоре малыш будет понимать элементарные поручения: «Дай маме ложку», «Положи», «Возьми мяч».
Вам может быть полезен курс для родителей детей от 0 до 1 года. Поможем создать развивающую среду дома своими руками и научиться понимать потребности малыша в раннем возрасте.
В 10-11 месяцев ребёнок выбирает предметы из двух и более по словесному указанию взрослого. Перед ним может лежать мячик и кубик, и когда мама попросит взять кубик, малыш справится.
Понимание взаимосвязи между предметом и названием — это важнейшее достижение в развитии речи младенца. В дальнейшем это даёт ребёнку возможность взаимодействовать с предметами уже в их отсутствие и развить представление о предметах в виде образов
К концу года ребёнок понимает названия большинства своих игрушек. Он знает названия предметов, с которыми он взаимодействует — например, посуды — понимает глаголы самых простых действий: пить, ходить, лежать, спать.
Появляются так называемые лепетные триады, или лепетное говорение. Оно всегда обращено к взрослому: ребёнок заглядывает ему в глаза, жестикулирует, улыбается. Лепет направлен на взрослого и на ожидание реакции от него. Фактически это способ общения со взрослым.
Внешне ребёнок совершенно точно воспроизводит ситуацию речевого общения, хотя никакого содержания в этом лепете нет. При этом взрослый без труда понимает, что хочет сказать ему малыш. Именно лепет предшествует появлению активной речи.
Также к концу первого года жизни у многих детей появляются отдельные слова, которые имеют своё постоянное значение и звучание. Допустим, «няй-няй» (= «дай-дай»), «аф-аф» (= собака), «ам-ам» (=кушать). Это так называемые автономные слова.
Особенности формирования речи
Одним из важнейших условий развития личности ребенка является полноценное и своевременное овладение речевыми навыками. Как правило, эти навыки начинают формироваться в младшем и дошкольном возрасте. В идеале, в конце первого года жизни малыш должен произносить простые слова, а к 3-4 годам его словарный запас должен состоять примерно из 1000 слов.
По идее, в возрасте 4 лет ребенок уже может пересказать простую сказку, описать свои действия, проанализировать действия родителей. Однако все чаще на практике встречается другая ситуация. Именно поэтому педиатры, детские психологи и логопеды стараются размывать четкие границы, так как каждый ребенок уникален и процесс речевого развития у него может протекать по-своему.
Для раннего развития речи ребенка требуется создание идеальных условий, при которых малыш:
• физически развивается в соответствии с возрастом;
• не страдает неврологическими заболеваниями;
• активно общается с окружающими;
• охотно повторяет слова, произносимые родными и знакомыми людьми;
• проговаривает свои желания;
• вслушивается во взрослую речь;
• старается правильно проговаривать слова.
На деле создать такие условия может быть проблематично. Причиной тому могут быть задержки психического развития, перенесенные заболевания, неврологические патологии, неблагоприятная социальная среда.
В некоторых случаях говорить о задержке речевого развития можно, если ребенок:
• без особого желания повторяет услышанные слова или фразы;
• не реагирует или намеренно стискивает зубы на просьбу повторить произнесенное слово или фразу;
• самостоятельно решает бытовые задачи, намеренно не обращаясь за помощью к взрослым;
• произносит несуществующие слова;
• не обращает внимания на то, что его речь непонятна окружающим;
• говорит хуже, чем его сверстники.
Считается, что свое первое слово девочки произносят раньше мальчиков. Однако фразовую речь они могут освоить позже, а с возрастом стараются говорить на взрослый манер. У мальчиков, наоборот, сначала формируется грамматический строй. При этом взрослую речь они осваивают позже, заменяя ее «своим» словарем.