Мнемотаблицы «Любимые сказки»
Доброго времени суток! Я очень люблю заниматься театрализованной деятельностью с моими воспитанниками. Помимо выступления на праздниках и в театральных постановках, очень важно, чтобы в групповых комнатах были необходимые условия для развития творческого потенциала детей. Предлагаю вашему внимаю карточки — мнемотаблицы.
Мнемотаблица — это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В моих мнемотаблицах последовательно расположены изображения, в которых зашифровано содержание сказок. При прослушивании сказки взрослым, ребенок запоминает её не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия. Знакомую сказку он может пересказать.
На обратной стороне карточек я поместила саму сказку в виде текста. Он расчитан на педагога, если вдруг он не знаком с данной сказкой или забыл некоторые детали.
Картинки сказок я брала с «просторов» интернета, но в основном, с данного сайта: https://www.detiam.com/
Далее, я хочу предложить возможность коллегам воспользоваться моей нароботкой.
Волк и 7 козлят. Таблица DOCX / 2.8 Мб Волк и 7 козлят. Текст DOCX / 14.18 Кб Заюшкина избушка. Текст DOCX / 14.93 Кб Заюшкина избушка. Таблица DOCX / 2.8 Мб Колобок. Таблица DOCX / 4.27 Мб Колобок. Текст DOCX / 19.28 Кб Кто сказал мяу. Сутеев. Таблица DOCX / 22.51 Кб Кто сказал мяу. Сутеев. Текст DOCX / 753.89 Кб Курочка Ряба. Таблица DOCX / 3.65 Мб Курочка Ряба. Текст DOCX / 12.63 Кб Лисичка со скалочкой. Таблица DOCX / 796.68 Кб Лисичка со скалочкой. Текст DOCX / 17.42 Кб Лисичка-сестричка. Таблица DOCX / 542.95 Кб Лисичка-сестричка. Текст DOCX / 16.21 Кб Маша и медведь. Таблица DOCX / 687.65 Кб Маша и медведь. Текст DOCX / 17.88 Кб Петушок-гребешок. Таблица DOCX / 774.23 Кб Петушок-гребешок. Текст DOCX / 18.04 Кб Под грибом. Сутеев. Текст DOCX / 17.19 Кб Под грибом. Таблица DOCX / 1.01 Мб Репка. Таблица DOCX / 5.51 Мб Репка. Текст DOCX / 14.51 Кб Теремок. Таблица DOCX / 605.37 Кб Теремок. Текст DOCX / 16.55 Кб Три котенка. Сутеев. Текст DOCX / 18.4 Кб Три котенка. Таблица DOCX / 539.71 Кб Три медведя. Таблица DOCX / 706.85 Кб Три медведя. Текст DOCX / 16.98 Кб Три поросенка. Таблица DOCX / 1.1 Мб Три поросенка. Текст DOCX / 24.51 Кб Цыпленок и утенок. Сутеев. Текст DOCX / 17 Кб Цыпленок и утенок. Таблица DOCX / 577.2 Кб
Занятие по развитию речи в средней группе с использованием приемов мнемотехники и схем моделей
Занятие по развитию речи в средней группе с использованием приемов мнемотехники и схем моделей по сказке « Теремок».
Программное содержание:
- учить называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
- активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
- учить детей четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
- развивать умение соотносить звуковые символы с образами.
- воспитывать доброе отношение к животным;
- приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный материал:
- мнемотаблицы (к сказке «Теремок»);
- персонажи настольного театра по сказке «Теремок»
- шапочки героев по сказке « Теремок».
Ход занятия.
Воспитатель:
Здравствуйте ребята!
Дети:
Здравствуйте
Воспитатель:
Ребята к нам пришли гости из сказки «Теремок»? Кто это?
Дети:
Зайчик и волк.
Воспитатель:
А как вы думаете заяц и волк это дикие или домашние животные?
Дети:
Это дикие животные, потому что они живут в лесу.
Воспитатель:
Правильно, молодцы! А давайте я превращусь в зайчика и расскажу о нём, при помощи вот такой таблицы?
Рассказывание по мнемотаблице «Заяц»
Заяц
– это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. У него маленький, короткий хвостик. На голове два длинных уха. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту, а зимой он питается корой с деревьев или веточками.
Воспитатель:
Интересный рассказ получился у зайчика? А кто попробует рассказать про волка, какой он- сердитый и злой? Иди … расскажи про волка.
Рассказывание по мнемотаблице «Волк»
Волк
дикое животное. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. У волка длинный хвост и очень хороший слух и нюх. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.
Воспитатель:
А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется
«Зеркало»,
я буду вам показывать движения, а вы должны отгадать какого животного я изобразила и повторить движения за мной. ( Петух, Медведь, Воробей, Баран)
После игры дети садятся на свои места.
Воспитатель:
Ребята вспомните, какие герои есть в сказке «Теремок» и какие у каждого зверька прозвища: Мышка… (Норушка),Лягушка… (Квакушка),Зайчик… (Побегайчик), Лисичка… (Сестричка), Волчок (Серый бочок),Мишка (Топтышка).
Воспитатель:
А давайте, вы ребята превратитесь в наших героев из сказки и расскажите о себе при помощи таблицы.
Раздаю шапочки по желанию.
Воспитатель:
Бежала мышка-норушка и говорит:
Мышка:
Маленькое дикое животное, иногда живет рядом с человеком. Мышка в природе живет в норке. У неё есть короткий мех и длинный хвостик. Питается мышка зерном или бобами.
Воспитатель:
Спасибо мышка- норушка.
Воспитатель:
Прискакала лягушка- квакушка и заквакала.
Лягушка:
Живет в болоте или водоёмах. У неё большие глаза, длинный язык, при помощи которого она добывает пищу. Питается лягушка комарами и мошками.
Воспитатель:
Спасибо лягушка- квакушка!
Воспитатель:
Прибежала лисичка- сестричка, хвостиком виляет и приговаривает.
Лисичка:
Это дикое животное, живёт в лесу и степи. У неё рыжий мех, очень красивый длинный хвост. Мама вскармливает своих лисят молоком. Но лиса хищник. Питается она мелкими животными и птицами.
Воспитатель:
Спасибо лисичка-сестричка.
Воспитатель:
Забрёл к нам разбуженный мишка — топтышка и заревел своим громким голосом:
Медведь:
Дикое животное, живет в лесу. Зимой медведь спит в берлоге. У него четыре лапы, шкура медведя бурого, коричневого цвета. Он хищник и очень хорошо лазает по деревьям. Медведица кормит медвежат молоком. Он очень любит сладкое, рыбу, мясо, ягоды. Животное всеядное.
Воспитатель:
Спасибо мишка — топтышка!
Воспитатель:
Молодцы ребята умеете вы о себе рассказать и себя показать.
Воспитатель:
А сейчас мы поиграем все вместе с мячом. Игра называется « Вопрос- ответ». ( Встать в круг, я из центра бросаю мяч и задаю вопрос, а вы бросаете мяч мне обратно и говорите ответ)
Воспитатель:
Где живёт мышка? —
В норке,
А где живёт лягушка?
—На болоте.
Зайчик живёт —
Под кустом
. А лиса где живёт?
—В норе.
Как называется дом волка? —
Логово.
А как называется дом медведя?
—Берлога.
А кто из животных хищник? –
Волк, Лиса, Медведь
.
Воспитатель:
Вот какие вы молодцы, всё правильно рассказали и ответили. А кто скажет, как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике?
Дети:
«Теремок»
Воспитатель:
А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
Дети:
Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок… Затем педагог предлагает поиграть в сказку с помощью персонажей настольного театра.
Цветные мнемотаблицы с описанием подвижных игр — мои помощники в работе с малышами
Забота о здоровье и физическом воспитании ребенка-это та сфера деятельности педагога,
Введение.
Анализируя результат ы9 реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:
-Ограниченность детского словаря
-Дети не владеют речевыми жанрами
-У многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих.
Это не может не беспокоить воспитателей, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка.
Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. По результатам мониторинга, проведённого в начале учебного года, 51% детей второй младшей группы затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже. Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология. Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Цель данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию связной речи.
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
1. Народное. Каждый человек с древних времён в течение жизни вырабатывает свою систему запоминания.
2. Классическое. Первые работы датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается датой возникновения классической мнемотехники. Цицерон в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образной кодировки.
4. Цирковое направление использует принципы классической мнемотехники.
5. Спортивное, когда проходят регулярно соревнования по искусству запоминания. В Кембридже с 1997 года.
6. Современное (система Джордано и др)
Мой акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.
Мнемодорожки
Содержание статьи.
Для быстрого переход на нажмите на название раздела
Ребенок в дошкольном возрасте на протяжении всего времени формирует свой лексикон, свой словарный запас. Он учится выстраивать речь, излагать свои мысли, красиво говорить.
Подробно об этом методе и его пользе можно прочитать в статье на нашем сайте МНЕМОТЕХНИКА
Применяя данный метод, ребенок, сможет красочно излагать свои мысли.
В этой статье подробно остановимся на Мнемодорожках.
Что такое мнемодорожки.
Мнемодорожка – это последовательность изображений, которые расположены в ряд.
Не связанные, на первый взгляд, изображения соединены одним сюжетом. Каждая картинка несет визуальную и слуховую информацию. В изображение может быть зашифровано одно слово, словосочетание, или простое предложение.
Смотря на картинки, ребенок воспроизводит зашифрованную в них информацию, рассказывает истории, стихотворения, скороговорки. Благодаря мнемодорожкам ребенок может выучить стих, всего за несколько минут, так как он легче осмысливает и структурирует материал.
С помощью данного метода ребенок научится легко составлять рассказы и истории.
«Картотека мнемотаблиц по сказкам»
специалист в области арт-терапии
(2 МЛАДШАЯ ГРУППА)
МНЕМОТАБЛИЦА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК»
(СРЕДНЯЯ ГРУППА)
МНЕМОТАБЛИЦА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ЖИХАРКА»
(СТАРШАЯ ГРУППА)
МНЕМОТАБЛИЦА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Скоро зима и пора коллекционировать мнемотаблицы для запоминания зимних стихов.