Как развивать речь малыша: игры, скороговорки, пособия, активная гимнастика


Как развивать речь ребенка

Мы про­дол­жаем раз­го­вор о раз­ви­тии речи ребенка, нача­тый в пер­вой части ста­тьи, посвя­щен­ной этой проблеме.

Дви­же­ния орга­низма и орга­нов, участ­ву­ю­щих в вос­про­из­ве­де­нии речи, имеют еди­ные меха­низмы, поэтому раз­ви­тие мел­кой мото­рики рук напря­мую вли­яет на раз­ви­тие речи. Именно по этой при­чине паль­чи­ко­вая гим­на­стика для раз­ви­тия речи малы­шей должна занять проч­ное место в ваших заня­тиях с ребенком.

Тре­ни­ровка дви­же­ний паль­цев как бы под­го­то­вит плат­форму для даль­ней­шего раз­ви­тия речи. Начать тре­ни­ро­вать паль­чики ребенка вы можете уже в тече­ние пер­вых 5 месяцев.

А теперь давайте посмот­рим, как можно помо­гать сво­ему ребенку осва­и­вать род­ную речь, учить его пра­виль­ному про­из­но­ше­нию, постро­е­нию фраз и оформ­ле­нию мыслей.

Помните: заня­тия должны про­хо­дить в мак­си­мально лег­кой, весе­лой и игро­вой форме. Тогда они и при­не­сут реаль­ную пользу, и доста­вят насто­я­щее удо­воль­ствие вам обоим.

Ком­плекс мер по раз­ви­тию речи (для про­ве­де­ния в домаш­них условиях):

  • Раз­ви­тие мел­кой моторики
  • Рече­вая гимнастика
  • Лого­рит­мика

Мы не упо­ми­наем здесь такие направ­ле­ния работы по раз­ви­тию речи, как лого­пе­ди­че­ский мас­саж, спе­ци­аль­ные упраж­не­ния на отра­ботку раз­лич­ных зву­ков, на раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха и неко­то­рые дру­гие. Они явля­ются обла­стью при­ме­не­ния исклю­чи­тельно про­фес­си­о­наль­ных зна­ний и уме­ний. Здесь лучше дове­риться спе­ци­а­ли­сту, а не пытаться спра­виться с этой зада­чей самостоятельно.

Посо­бия для раз­ви­тия мел­кой моторики:

  • Мат­решки
  • Бар­хат­ная бумага
  • Пла­сти­лин
  • Моза­ика
  • Шну­ровки
  • Фасоль, горох
  • Ман­ная крупа
  • Соле­ное тесто
  • Счет­ные палочки
  • Раз­но­цвет­ные прищепки
  • Бусины
  • Тря­почки с при­ши­тыми пуговицами
  • Тра­фа­реты
  • Мас­саж­ный мячик
  • Дере­вян­ные конструкторы

Мел­кая моторика:

  • Пас­сив­ная гим­на­стика — мас­саж для раз­ви­тия мел­кой моторики.
  • Актив­ная гим­на­стика — игры для раз­ви­тия мел­кой мото­рики: стихи и потешки, паль­чи­ко­вые игры, паль­чи­ко­вый театр.

Для детей 6 – 7 лет

Как правило, в этом возрасте все звуки у ребенка сформированы. Он говорит правильно. Бывает так, что звуки «Р», «Л», формируются к 6 годам, это вполне нормально. К 7 годам у школьника должен быть сформирован фонематический слух. Если этого не произошло, возможно возникнут трудности при чтении и письме.

Непроизвольная память в этот период достигает самого расцвета. Все слова, услышанные ребенком, запоминаются сами собой. Один раз услышал, повторил, начал употреблять в речи. Данную особенность необходимо использовать, вводить в речь как можно больше глаголов и прилагательных.

Упражнение «Назови ласково»

При занятии данным упражнением можно использовать различные слова.

  • Ягоды
  • Малина – малинка
  • Клубника –…
  • Земляника-…
  • Черника –…
  • Ежевика –…

Упражнение «Что лишнее»


Упражнение «Найди 4 лишний предмет»

  • Машина, телефон, трамвай, автобус, самолет.
  • Варежка, ложка, шапка, шарф, штаны.
  • Люстра, торшер, обои, светильник, бра, ночник.
  • Холодильник, телевизор, ноутбук, юбка, утюг.

Упражнение «Множество или один»

  • Варежка – варежки
  • Носок – носочки
  • Ножницы — ?
  • Ботинок – ботинки
  • Штаны — ?
  • Доска — доски

Пассивная гимнастика (массаж)

Лучше, если тех­нику мас­сажа вам пока­жет опыт­ный про­фес­си­о­нал, однако самые про­стые при­емы вы можете осво­ить сами.

Мас­саж выпол­ня­ется одной рукой, дру­гая при­дер­жи­вает мас­си­ру­е­мую кисть. Про­дол­жи­тель­ность сеанса — 3 – 5 минут; про­во­дится несколько раз в день.

Мас­саж вклю­чает в себя сле­ду­ю­щие типы движений:

  • Погла­жи­ва­ние — совер­ша­ется в раз­ных направлениях;
  • Рас­ти­ра­ние — отли­ча­ется от погла­жи­ва­ния боль­шей силой дав­ле­ния (рука не сколь­зит по коже, а сдви­гает ее);
  • Виб­ра­ция — нане­се­ние частых уда­ров кон­чи­ками полу­со­гну­тых пальцев;
  • Мас­саж с помо­щью спе­ци­аль­ного мячика — мячи­ком нужно совер­шать дви­же­ния по спи­рали от цен­тра ладони к кон­чи­кам паль­цев; прак­ти­че­ский совет: мячик нужно исполь­зо­вать твер­дый, то есть он не дол­жен легко дефор­ми­ро­ваться (тогда воз­дей­ствие будет максимальным);
  • Сги­ба­ние-раз­ги­ба­ние паль­цев — пальцы изна­чально сжаты в кулак, каж­дый по оче­реди раз­ги­ба­ется и мас­си­ру­ется со сто­роны ладони кру­го­выми дви­же­ни­ями от осно­ва­ния к кончику.

Когда обратиться к логопеду?

Каждый ребенок уникален, поэтому уровень развития речи может немного отличаться. Обычно к 5 годам малыш уже умеет:

  • Проговаривать все существующие звуки. Исключением могут быть шипящие, редко «Л».
  • Составлять предложения из 5-7 слов.
  • Понимать разницу между единственным и множественным числом.
  • Описывать вещи с указанием на их основные качества и характеристики.
  • Вести диалог с ровесниками и взрослыми.
  • Быстро говорить имя, фамилию и отчество, свой возраст.

Если ребенок 5 лет не умеет делать что-то из перечня, ему будет полезно посетить несколько уроков логопеда.

Логопедические занятия для детей направлены на увеличение словарного запаса, развитие мелкой моторики и правильного дыхания, коррекцию дефектов звукопроизношения.

Стоит сказать, что сразу же вести к логопеду ребенка не стоит. Дети лучше развиваются в домашних условиях. Здесь они чувствуют себя более комфортно.

Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики

Посо­бия для игр:

  • Бабочки из цвет­ной бумаги
  • Листочки из цвет­ной бумаги
  • Вер­тушка
  • Ват­ные шарики
  • Бумаж­ный кораблик

Игры для детей от 2 месяцев:

  • Вот какие раз­ные. Ребенку вкла­ды­вают в руку раз­лич­ные по фак­туре и форме пред­меты. Малыш дол­жен схва­тить пред­мет и удер­жать его неко­то­рое время. Такое упраж­не­ние раз­ви­вает не только мото­рику, но и так­тиль­ные ощу­ще­ния. Хорошо, если вы будете при этом ком­мен­ти­ро­вать про­ис­хо­дя­щее: «Этот шарик глад­кий», «Этот ежик колю­чий» и т. д.

Игры для детей от 9 месяцев

  • Сбор­ные мат­решки. Сна­чала нужно соби­рать одну куколку, затем посте­пенно услож­нять игру; после 2 лет это должна быть уже трой­ная матрешка.
  • Пира­мидки. Для начала нужно исполь­зо­вать клас­си­че­скую пира­мидку, раз­мер колец кото­рой умень­ша­ется к вершине.
  • Обведи по кон­туру. Нужно сде­лать кар­точки с изоб­ра­же­ни­ями извест­ных малышу пред­ме­тов, напри­мер домика, дерева, машинки, и обкле­ить их кон­туры бар­хат­ной бума­гой. Суть игры: взрос­лый ведет паль­чик малыша по кон­туру и назы­вает пред­мет. Потом кон­тур обкле­и­вают буси­нами или горо­ши­нами и повто­ряют игру.
  • Чашки-ложки. Ребе­нок пере­сы­пает лож­кой сахар или ман­ную крупу из одной чашки в дру­гую. Можно также пере­кла­ды­вать рукой фасоль, горох или орехи.
  • Лепка из пла­сти­лина. Начи­нать надо с цилин­дра, а со вре­ме­нем услож­нять зада­ния: шарик, мор­ковка, змейка.

Во время про­ве­де­ния игр не забы­вайте ком­мен­ти­ро­вать свои дей­ствия и объ­яс­няйте ребенку все, что вы делаете.

Игры для детей от 1 года:

  • Силь­ные ладо­шки. Ребе­нок сжи­мает рези­но­вые игрушки. Самое луч­шее — рези­но­вый ежик: иголки воз­дей­ствуют как массажер.
  • Моза­ика. Сна­чала нужно выкла­ды­вать про­стые фигуры: дорожки, цве­точки, квад­ра­тики, — а затем пере­хо­дить к более слож­ным: домики, машинки, елочки.
  • Кон­струк­тор. Вели­чина дета­лей и слож­ность кон­струк­ции зави­сят от воз­раста малыша: начи­нать нужно с самых круп­ных дета­лей и с самых про­стых кон­струк­ций, напри­мер с постро­е­ния башенки.
  • Бусины. Вели­чина бусин также зави­сит от воз­раста ребенка. Сна­чала вме­сто бусин можно исполь­зо­вать шарики от пира­ми­док с круг­лыми дета­лями и нани­зы­вать их на тол­стый шну­рок; затем раз­мер дета­лей нужно посте­пенно умень­шать, пере­ходя к насто­я­щим буси­нам. Для упраж­не­ния исполь­зу­ются уже нани­зан­ные бусы сред­ней вели­чины. Цель — научить ребенка выкла­ды­вать из бус кон­туры пред­ме­тов. Напри­мер, можно выло­жить круг, квад­рат, сер­дечко, спи­раль и т. д.
  • Шну­ровки. Так как шну­ровки бывают раз­ными по содер­жа­нию, имеет смысл обыг­рать про­цесс шну­ро­ва­ния — напри­мер, попро­сить ребенка сшить пла­тье для мамы (шну­ровка-пуго­вица) или зашну­ро­вать обувь (шну­ровка-боти­нок).
  • Вол­шеб­ный под­нос. На под­нос тон­ким слоем насы­пают манку и про­во­дят паль­чи­ком ребенка по крупе. Затем малышу пока­зы­вают, как рисо­вать раз­лич­ные фигуры. В воз­расте 2 – 3 лет можно рисо­вать цифры и буквы.
  • Раз­но­цвет­ные при­щепки. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка само­сто­я­тельно при­щеп­лять при­щепки, а чтобы игра была инте­рес­ной, можно делать это по тема­ти­че­скому прин­ципу: лучики — к солнцу, иголки — к ежику, дож­дик — к тучке, травку — к земле. Конечно, для этого вам сна­чала пред­стоит сде­лать заго­товки. Это довольно слож­ное зада­ние для ребенка. Не пытай­тесь добиться резуль­тата сразу. Для начала возь­мите руки крохи в свои и выпол­ните упраж­не­ние вме­сте с ним.
  • Золушка. Нужно сме­шать белую и крас­ную фасоль и попро­сить ребенка разо­брать ее по цвету.
  • Забав­ные кар­тинки. По листу кар­тона рав­но­мерно рас­пре­де­лите пла­сти­лин и пока­жите ребенку, как с помо­щью горо­шин выкла­ды­вать рисунки.
  • Счет­ные палочки. Пока­жите малышу, как с помо­щью счет­ных пало­чек выкла­ды­вать раз­лич­ные фигурки. Жела­тельно, чтобы счет­ные палочки были не глад­кие, а реб­ри­стые: это слу­жит допол­ни­тель­ным мас­са­жем для пальчиков.
  • Малень­кий скуль­птор. Лепка из теста (рецепт теста: 1 ста­кан муки, 1/2 ста­кана соли, немного воды). Пре­иму­ще­ство теста перед пла­сти­ли­ном в дан­ном слу­чае заклю­ча­ется в том, что поделки впо­след­ствии можно исполь­зо­вать в каче­стве игрушек.
  • Застегни пуговку. Вам пона­до­бятся два кусочка плот­ной ткани. На один из них нашейте три пуго­вицы раз­ного диа­метра, во вто­ром про­режьте соот­вет­ству­ю­щие по раз­меру петли. Сна­чала пока­жите малышу, как надо засте­ги­вать пуговки, ком­мен­ти­руя свои дей­ствия: «Боль­шую пуго­вицу мы встав­ляем в боль­шую петельку, сред­нюю пуговку — в сред­нюю, а малень­кую — в малень­кую». Затем возь­мите руки ребенка в свои и повто­рите упраж­не­ние. После этого можно пред­ло­жить малышу само­сто­я­тельно попро­бо­вать застег­нуть пуго­вицы. Не наста­и­вайте, если кроха не захо­чет или у него не будет полу­чаться. Это очень слож­ное упраж­не­ние, и для его успеш­ного выпол­не­ния тре­бу­ется тренировка.
  • Тра­фа­реты. Начи­нать реко­мен­ду­ется с тра­фа­ре­тов для внут­рен­ней обводки (ребенку легче обво­дить внутри, чем сна­ружи) и с самых про­стых форм (круг или квад­рат). Прак­ти­че­ский совет: вы можете при­об­ре­сти гото­вые тра­фа­реты, но лучше изго­то­вить их самим. Дело в том, что боль­шин­ство стан­дарт­ных тра­фа­ре­тов имеет малень­кую тол­щину, и ребенку неудобно их обво­дить, так как каран­даш все время соскаль­зы­вает. Поэтому тра­фа­реты должны быть доста­точно объ­ем­ными. Хоро­ший выход — выре­зать их из куска лино­ле­ума или обув­ной коробки.

Для детей 1 – 2 лет

В возрасте от 1 до 2 лет дети, как правило уже стараются подражать речи взрослых. Малышам присущи такие навыки:

  1. Умение повторять открытые слоги. К примеру слово «дай» они не смогут четко проговорить, но звук «дя» нашему слуху знаком.
  2. Проявляется повторение звуков и слогов – подражание животным.
  3. Выражение эмоционального состояния интонацией.
  4. Некоторые предметы и действия могут обозначать с помощью слогов.
  5. Улавливать и воспринимать обращенную речь взрослого. Умение указывать на объекты, предметы.

Родителям необходимо не только грамотно строить речевые высказывания, правильно и четко произносить слова при обращении к чаду, а также важно компетентно планировать и организовывать досуг малышей, а помогут вам в этом упражнения для развития речи у детей 1 – 2 лет.

Деткам, которые еще не могут самостоятельно стоять или ходить понадобится помощь взрослых. Данные игры не только благоприятно скажутся на речевом строе крохи, а также укрепят мышцы тела.

Игры — потешки

Тая, ручками потряси, (Трясем руками) А также ладошками помаши. (Машем) Пальчики спрятались в кулачки. (Прячем пальцы) Кулачки припрем в бочки. (зажимаем ручки в кулаки к бокам) Потопаем ножками. (Топаем) Похлопаем ручками. (Хлопаем) Топнем правой ножкою. (Топнем) Топнем левой ножкою. (Топнем) И пойдем плясать в присяд Словно стайка гусят. (Ходим на корточках) Вот так топаем ножками (Потопали) Топ – топ, топ – топ. Вот так похлопаем ручками (Похлопали) Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп. Вот так покачаем головой Ой – ой, ой – ой. Вот так ножки задираем (Поднимаем ножки) Высоко – высоко. Вот так ножки опускаем (Опускаем ножки) Низко – низко. Вот так ручки задираем (Поднимаем ручки) Высоко – высоко. Вот так ручки опускаем (Опускаем ручки) Низко — низко.

Ворона – сорока (движениями проводим по ладошке малыша) Кашку варила Детишек кормила. Этого – накормила (Загибаем большой палец) Этого – накормила (Загибаем указательный палец) Этого – накормила (Загибаем средний палец) Этого – накормила (Загибаем безымянный палец) А этого – не накормила! (Слегка потрясываем мизинчик) Он пальчик маленький, вел себя как вяленький.

Мой дружок, быстрей дружок, (Имитируем лепку снежка) Кидай мне свой снежок! (Кидаем снежок) Я его ловлю скорей (Ловим руками снежок) И качу побыстрей (Катим снежок) Погляди на снегирей (Смотрим по сторонам)

У них грудки всех красней. (Гладим себя по грудке) Раз, два, три, четыре, пять. Мы выходим в лес гулять. (Идем шагом на месте) Поглядим по сторонам. (Оглядываемся по сторонам) Добрый мишка ходит там. (Указываем рукой в сторону) Ты – мишутка погоди, (Зовем медведя двумя руками) Нас с собою в лес возьми. Сладким медом накорми! Пальчик маленький, где ты ходишь? (Трогаем мизинчик) С этим братцем мимо бродишь! (Трогаем безымянный) С этим – в дремучий лес заходишь. (Трогаем средний) С этим – на лугу гуляешь, (Трогаем указательный) Серых уток созываешь. С этим – мимо пробегал (Трогаем большой) И в канавку забегал. (Проводим между большим и указательным)

Читать далее: Чему мы можем научиться у наших детей?

Пальчик – мальчик – озорник. (Разминаем пальчики по очереди) Ты откуда вдруг возник? Я бывал в гостях у братьев Отдохнул там с благодатью С этим – на рыбалку ходим, С этим – хороводы водим, С этим бегаем с утра, С этим – весело всегда.

Простые упражнения

Детям, которые только учатся произносить звуки помогут специальные упражнения для развития речи, которым необходимо уделять в день 15 – 20 минут:

1. Показывайте малышам, как нужно выражать эмоции звуками.

— Удивление: «ОХ!»

— Недовольство: «АЙ – ЯЙ!»

— Огорчение: «ЭХ!»

2. В процессе игры в прятки меняйте высоту голоса.

Находясь в другой комнате издавайте звук: «АУ» сначала тихо, затем все громче и громче. Малютка быстро поймет правила игры и постарается повторить за вами.

3. При использовании каких – либо предметов, четко проговаривайте их названия.

4. Давайте возможность ребенку пить жидкость с помощью трубочки. Это способствует развитию артикуляционного аппарата.

5. Дайте малышу прочувствовать игрушки различной фактуры: твердые, мягкие, мокрые, влажные сухие, пушистые, гладкие.

6. Хвалите ребенка, если он пытается взаимодействовать со старшими ребятами.

7. Проведите игру с детьми в круглый стол. Соберите всех любимых игрушек чада и покормите их, проговаривая такие слова:

— Как просит кушать собака? «АВ – АВ».

— Покормим собачку. Как кушает собака? «НЯМ– НЯМ».

Логоритмические распевки » Жуки», » Хитрая лиса»и т.п. в этом возрасте особенно нравятся детям и легко запоминаются. А в сочетании с мелодией и характерными движениями и развивают речевой центр и координацию.

Найди части дела

Все дети до трех лет должны знать все части тела. Запомнить малышам поможет игра с куклой либо вы можете показывать части тела на себе, а ребеночка попросить повторить. При этом важно не упустить из внимания стороны: право, лево; направления: внизу, вверху.

Образец развивающей песни для малышей «Лево-право» в видео:

Пальчиковый театр

Паль­чи­ко­вый театр — это увле­ка­тель­ная игра, которая:

  • Сти­му­ли­рует раз­ви­тие мел­кой моторики;
  • Зна­ко­мит ребенка с такими поня­ти­ями формы, цвета, размера;
  • Помо­гает раз­ви­вать про­стран­ствен­ное вос­при­я­тие (поня­тия «справа», «слева», «рядом», «друг за дру­гом» и т. д.);
  • Раз­ви­вает вооб­ра­же­ние, память, мыш­ле­ние и внимание;
  • Помо­гает раз­ви­вать сло­вар­ный запас и акти­ви­зи­рует рече­вые функции;
  • Фор­ми­рует твор­че­ские спо­соб­но­сти и арти­сти­че­ские умения;
  • Зна­ко­мит с эле­мен­тар­ными мате­ма­ти­че­скими понятиями.

Для детей в воз­расте 1 – 2 года (на при­мере сказки «Коло­бок»):

  • Сна­чала позна­комьте ребенка с пер­со­на­жами сказки. Пред­ло­жите малышу рас­смот­реть и потро­гать фигурки. Затем наденьте по оче­реди каж­дый пер­со­наж себе на палец и опи­шите его.
  • Позна­комьте ребенка с назва­нием каж­дого пальца на руке. Напри­мер, можно ска­зать так: «На ука­за­тель­ном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыг­райте перед малы­шом сказку. Наденьте пер­со­нажи себе на пальцы и скре­стите руки в замок. Начи­найте рас­ска­зы­вать сказку, под­ни­мая пальцы с дей­ству­ю­щими лицами по ходу дей­ствия. Напри­мер, сказку «Коло­бок» можно начать рас­ска­зы­вать сле­ду­ю­щим обра­зом. Под­ни­мите вверх палец с пер­со­на­жем «бабка». Ска­жите малышу о том, что сего­дня этот герой будет выпе­кать Колобка. Рит­мично посту­ки­вайте друг о друга осно­ва­ни­ями ладо­ней, не рас­цеп­ляя паль­цев. При этом гово­рите: «Бабушка тесто заме­ши­вает». По такому же прин­ципу обыг­райте появ­ле­ние каж­дого персонажа.

Для детей в воз­расте 2 – 4 лет (на при­мере сказки «Коло­бок»):

  • Поин­те­ре­суй­тесь у ребенка, пом­нит ли он сказку «Коло­бок». При необ­хо­ди­мо­сти напом­ните ему.
  • Затем попро­сите малыша выста­вить пер­со­на­жей на столе в порядке их появ­ле­ния в сказке. При этом попро­сите дать харак­те­ри­стику каж­дому из них по прин­ципу: «Бабка — ста­рая, доб­рая забот­ли­вая; Коло­бок — круг­лый румя­ный, озор­ной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Напри­мер: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встре­тился ему на пути?»
  • Затем разыг­райте перед малень­ким зри­те­лем сказку с помо­щью паль­чи­ко­вого театра.
  • В конце попро­сите ребенка само­сто­я­тельно разыг­рать перед вами сказку, исполь­зуя паль­чи­ко­вый театр. При необ­хо­ди­мо­сти под­ска­зы­вайте ему.

Для детей 3 – 4 лет

Для детей возраста трех – четырех лет характерны знания не только существительных, глаголов, но и наречий: тут, там. Могут составить предложение, состоящее из 3 – 4 слов. Речь должна быть грамотна, без дефектов. В норме правильное произношение свистящих, как в начале, в середине, так и в конце слова и когда встречаются две согласные со стечением.

Артикуляционная гимнастика

Мышцы языка должны быть в определенном тонусе для произношения звуков потому, что для свистящих звуков язык должен упираться в нижние зубы. Для шипящих, а также «р», «л», он должен занимать верхнюю позицию.

  1. Упражнение горочка для свистящих
  2. Упражнение маятник.
  3. Дуем в стакан с водой через трубочку.

У детей 3 – 4 лет поверхностная диафрагмальное дыхание. Поэтому одна из главных задач – работа над дыханием.

Найди фрукт, овощ

Игры и упражнения, направленные на произношение фруктов, овощей, ягод помогут не только научить правильно называть слова, но и существенно увеличат словарный запас дошкольников за счет описания внешности плода: формы, цвета.

Мягкий и твердый предметы

Игра способствует формированию мировоззрения детей о твердых и мягких объектах неживой природы и обогащению словарного запаса.

Карапуз поочередно берет предметы из коробки и называет его свойство. Можно усложнить задачу попросив называть еще и цвет объекта.

Пальчиковые игры для развития речи

Суть заня­тия на паль­чи­ко­вую мото­рику состоит в том, чтобы научить ребенка с помо­щью паль­цев изоб­ра­жать какие-то пред­меты или живых существ. При этом все дви­же­ния паль­цев должны объ­яс­няться малышу. Это помо­жет ребенку разо­браться с такими поня­ти­ями, как «сверху», «снизу», «пра­вый», «левый» и т. д. После того как ребе­нок научится сам выпол­нять упраж­не­ния, можно попы­таться разыг­рать сценки или неболь­шие сказки, рас­пре­де­лив роли между собой и вашим малень­ким акте­ром (напри­мер, встреча ежика и зай­чика в лесу). Вот несколько при­ме­ров таких упражнений.

  • Паль­чи­ко­вая игра “Зай­чик”. Ука­за­тель­ный и сред­ний пальцы выпрям­лены, осталь­ные сжаты в кулак. Чело­ве­чек. «Бегаем» ука­за­тель­ным и сред­ним паль­цами по столу. Паль­чи­ко­вая игра “Ежик”. Руки сце­пить в замок, пальцы одной руки и боль­шой палец дру­гой выпря­мить. Кошка. Соеди­нить сред­ний и безы­мян­ный пальцы с боль­шим, ука­за­тель­ный и мизи­нец под­нять вверх. Коза рога­тая. Ука­за­тель­ный и мизи­нец выпрям­лены, боль­шой палец — на согну­тых безы­мян­ном и сред­нем. Бабочка. Руки скре­стить в запя­стьях и при­жать ладони тыль­ными сто­ро­нами друг к другу, пальцы пря­мые; ладони с пря­мыми паль­цами совер­шают лег­кие дви­же­ния в запя­стьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы пра­вой и левой руки сло­жить колеч­ками, под­не­сти их к глазам.

Кроме этих при­ме­ров, вы сами можете при­ду­мать мно­же­ство инте­рес­ных и зани­ма­тель­ных упраж­не­ний для ребенка для раз­ви­тия речи.

Для детей 4 – 5 лет

При общении с детьми 4 – 5 лет взрослые уже не должны испытывать затруднения в понимании. Речь дошколят, как правило развита в полном объеме. Все просьбы, задания должны быть осмыслены. Формируется адекватное реагирование на вопросы.

В возрасте 4 – 5 лет способность произносить сложные слова, предложения улучшается. Именно в этот период возникает действенное словотворчество, попытки рифмования.

По достижению четырехлетнего возраста словарь ребенка составляет 2000 слов. К пяти годам словарь содержит около 3000 терминов. Количество сокращений существенно уменьшается, а также различных перестановок, пропусков. Формируются слова – синонимы.

Пересказ сказок

При пересказе важно обратить внимание чада на интонацию голоса. Попросить где необходимо произнести громко высказывание, а где нужно – тихо.

Рекомендуемые сказки: «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка».

Игра в слова

Родители просят произнести малыша слова, содержащие определенный звук.

Пример со звуком «эс»: санки, самокат, сын, сом.

Кукольный театр

В данном возрасте дети охотно смотрят театр, но будет намного увлекательней и интересней, если дошкольник попробует сыграть в театре определенную роль или поуправлять любимым кукольным персонажем.

Читать далее: Как не допустить суицидальных мыслей у ребенка?

У чад 4 — 5 лет просыпается интерес к гаджитам. Разработаны специальные компьютерные игры для развития речи.

Но в этом нужно знать меру. И не сделать из ребенка — геймера.

Подростки и речь

В школьном возрасте определяющее значение имеет четкость общения, способность формулировать и выражать мысли. Развивать дикцию у подростков помогут скороговорки, разучивание большого количества стихов.

Для формулирования мыслей и выражения их подростку нужно давать возможность общаться в семье, выступать перед аудиторией, советоваться и прислушиваться к мнению подрастающего человека. Конечно, неоценимое влияние на развитие речи имеет чтение книг в любом возрасте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]