Ораторские выступления — история, приемы и маленькие секреты


Власть сказанного вслух слова ни у кого не вызывает сомнений. Во все времена в годы серьезных потрясений и в годы процветания ораторское искусство имело огромное влияние на историческое развитие стран. Даты и тексты публичных выступлений великих ораторов вошли в учебники мировой истории наравне с датами реформ, военных поражений, побед и великих открытий.

Слово может утешить скорбящих, воодушевит упавших духом, увековечить грандиозные события с тем достоинством и торжественностью, которых они заслуживают.

Слово может отправить человека на подвиг или на гибель, заставить рисковать жизнью во имя идеалов, смеяться или плакать.

Одно слово может изменить всю жизнь человека или целого народа.

Умея мастерски распоряжаться этим инструментом воздействия, человек может обладать огромной властью. Зная это, тираны и угнетатели всех времен оттачивали свое мастерство оратора в своих целях. Дар убедительной речи может быть использован как во благо, так и во вред и потому должен использоваться с осторожностью.

Все то, что ораторское искусство – то выступление, но не все, что выступление – то ораторское искусство.

Лекция педагога, речь политического кандидата, презентация нового продукта, все эти речи не обязательно искусство, но, однако они могут быть возведены в этот статус. Если публичное выступление можно сравнить с быстрым питанием, то искусство оратора – это высокая кухня.

Не в том смысле, что оно – блюдо для гурманов, а в том смысле, что профессионализм, необходимый для его приготовления требуется гораздо более высокого уровня, нежели чем для обычного публичного выступления. это блюдо готовится со страстью и творчески, и должно быть мастерски оформлено и приправлено. И все это для того, чтобы получить на выходе превосходный вкус.

Искусство публичных выступлений во все времена признавалось высшим из искусств, охватывающим все другие дисциплины. Для этого требуется знание литературы, умение строить прозу, слух и ритм, гармонию и музыкальность.

Это не просто «говорение», но речь, которая обращается к нашим благороднейшим чувствам, оживляет нашу душу, пробуждает страсти и эмоции и вдохновляет на достижение целей.Часто самые лучшие качества ораторского искусства проявляются во время трагедий и кризисов, страха и смятения. В этих случаях оно служит светом, руководством для тех, кто не может сам разобраться в хаосе и смотрит на лидера, чтобы тот указал путь.

«То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу», – говорил знаменитый оратор.

В его трудах можно найти много полезного современному человеку: как развивать свое дарование тренировкой и упражнениями, как должен вести себя оратор перед аудиторией, какие приемы можно использовать для украшения речи.

Эпоха Цицерона и Квинтилиана была наивысшим расцветом риторики, но одновременно и конечным пределом ее.

В средние века господствующим жанром становится церковное красноречие. Христианская церковь обратилась с проповедью ко всем: и к богатому вельможе, и к бедному крестьянину. Церковная проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения.

Ораторское искусство средневековья приобретает новое качество. О чем бы ни говорил священник, он соотносил суждения и выводы со Священным писанием. История сохранила имена выдающихся богословских ораторов. Иоанн Златоуст – византийский проповедник (умер в 407 г.). Само прозвище свидетельствует об уважительном отношении к публичному слову. Фома Аквинский (1225–1274 гг.).

История ораторского искусства

Это было в древней Греции. Речь была поднята на уровень искусства, и родилось мастерство истинного красноречия. «Золотой век красноречия» был возвещен в Элладе, и Перикл стал первым профессиональным оратором. Его надгробная речь была, пожалуй, первой большой речью, написанной и подготовленной для общественности, и установила «золотой стандарт» для всех речей будущего.

Современный мир помнит Демосфена, которого чтят как величайшего оратора Греции и, возможно, всех времен. Его способности оратора пробудили афинский народ от глубокой апатии, чтобы бороться с угрозой Филиппа Македонского. Тем не менее, практика обучения ораторскому искусству не ограничивалось элитой афинского общества.

Ораторское искусство считалось одним из самых высоких искусств, даже больше – оно считалось добродетелью. Это было неотъемлемой частью образования каждого человека, фундамент, на котором все другие академические занятия и дисциплины были построены. Мастерство ораторского искусства считалось неотъемлемой частью того, чтобы быть всесторонне развитым человеком. Мастерство речи расцвело так великолепно и достигло такой вершины в Древней Греции из-за его центральной функции в общественной жизни.

Демократическое правительство Афин поощряло каждого гражданина мужского пола в участии в политике. Любой гражданин мог участвовать или убеждать других в достоинствах или недостатках определенной части законодательства. Законы были немногочисленными и простыми, предоставляя судьям значительную свободу в применении правосудия. Ассамблеи, Совет и суды были, таким образом, местом бурных дебатов и блестящего ораторского искусства.

Этот тип риторики оказал влияние на страны Центральной и Западной Европы.

Распространению способствовало отсутствие языковых барьеров (проповеди читались на латинском языке).

«Новое время» началось западноевропейским Возрождением, положившим конец средневековью и к началу XVI в. ознаменовавшее новую эпоху. Оно сменилось затем эпохой Просвещения.

Европейские писатели и мыслители Б. Паскаль, М. Монтень, Жан де Лабрюйер, Ф. Бэкон и другие в своих произведениях оставили много тонких советов оратору, точных рекомендаций. Как и в античных риториках, серьезное внимание уделяется технике речи, манерам, жестикуляции.

Например, Леонардо да Винчи писал:

«Хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-либо своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными стульями «.

Если обратиться к российской истории, то прежде всего следует выделить личность М.В. Ломоносова (1711 – 1765). Именно он предпринял трудную реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. В своем труде » Краткое руководство к красноречию» он писал:

Ораторское искусство Древнего Рима

Искусства риторики изначально не существовало в Риме, но оно начало процветать, когда эта империя завоевала Грецию, и та, в свою очередь, начала оказывать влияние на ее традиции. Римское искусство речи процветало в судах, комициях (собраниях, где люди обсуждали принятие законов) и сенате. Римское ораторское искусство многое заимствовало для своего стиля из Греции, хотя были и различия. Римляне были менее интеллектуальными, чем греки, их речи были менее глубокими и всесторонними и были усеяны стилистическими нюансами, историями и метафорами.

Тем не менее, римское красноречие было по-своему очень ярким искусством и могущественным оружием в устах ораторов. Цицерон в своей речи против Люция Сергия Катилина разоблачил заговор с целью свержения римского правительства, и сделал это с мастерским красноречием и умением.

Великое судебное мастерство слова кончилось после падения Римской империи — красноречие не может существовать под деспотической формой правления. Оно может существовать только в странах, где свободные институты процветают.

Тацит, спустя столетие после смерти Цицерона, сетовал в «Причинах падения искусства красноречия», что «…наши адвокаты – всего лишь адвокаты, но не ораторы. Юристы начали нанимать клакеров для участия в своих выступлениях и те аплодируют щедро», что о.

Почему возникает страх перед публичным выступлением ?

Давайте проанализируем этот вопрос. Для большинства из нас разговор с приятелем – это нормальное и приятное времяпрепровождение. И в то же время аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Почему? Дело в том, что меняется ваша роль.

В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Мы знаем, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него.

Выступление перед аудиторией

Зрительное восприятие и внешний вид

Выступая перед публикой, оратор должен подготовить не только свою речь, но и старательно поработать над внешним видом. Не секрет, что выступающего в первую очередь встречают по внешнему виду. Уже давно доказано, что внешний облик играет важную роль при первом впечатлении. Исходя из статистических данных, 55% убеждающей силы приходится на внешний вид оратора и зрительное восприятие слушателей, на тон голоса — 35% и всего 10% на слова.

Слушатели в первую очередь являются зрителями. Они весьма внимательно будут рассматривать выступающего. Особенно женская половина уделяет пристальное внимание мелочам. Наряд, прическа и манера держаться не останутся незамеченными. Человек, который не уверен в себе, плохо подготовлен или нерешителен, быстро бросается в глаза. Публика не захочет сосредотачиваться и вникать в суть его выступления. И как бы не старался оратор, расположить к себе слушателей будет весьма трудно.

Удержание внимания

Искусство ораторской речи как раз и заключает в себе умение донести подготовленный доклад или на ходу выстроенное выступление. Настоящий мастер умеет быстро ориентироваться и выстраивать логические предложения. Кроме того, он умеет завлечь своих слушателей и заинтересовать своим выступлением.

Для удержания внимания оратор использует специальные приёмы, позволяющие не только расположить к себе, но и настроиться на одну психологическую волну. При этом жестикуляция и мимика, голос и интонация играют важное значение. Ведь одно дело слушать, а совсем другое — быть услышанным. Об этом еще говорила известная поэтесса М.Цветаева. Ни в коем случае нельзя дать публике ни малейшего повода для раздражения.

Контакт с аудиторией

Речь выступающего в большей части представляет собой монолог. Однако оратору нужно уметь находить контакт с аудиторией. Он должен стараться установить связь, пусть даже мнимую. Только в этом случае он сможет рассчитывать на отклик. Хороший оратор способен уловить настроение аудитории и в нужный момент откорректировать свое выступление. Он как бы читает мысли слушателей и не даёт им отвлечься от преподносимой информации. Это похоже на мысленный диалог, при котором вторая сторона не произносит вслух своих пожеланий. В свою очередь, это не отвлекает выступающего, но и не исключает двустороннее общение.

Факторы успешного выступления
1Зрительное восприятие и внешний вид
2Удержание внимания
3Контакт с аудиторией
4Зрительный контакт

Таким образом, искусство публичных выступлений — это имитация живого общения. Новичку сложно добиться этого, но вполне реально при освоении основных риторических приемов. Среди них: непосредственное обращение к аудитории, наполнение выступления эмоциями, придерживание разговорного синтаксиса. Не стоит заранее переживать, всё приходит с опытом, нужно только приложить усилия и терпение.

Зрительный контакт

Ещё одно немаловажное средство установления двустороннего общения — это зрительный контакт с выступающим. Если читать подготовленный текст и не отрываться от бумаги, интерес у публики быстро пропадёт. В этом случае докладчик самостоятельно сооружает стену, которая ограждает его от слушателей. Не рекомендуется смотреть в один угол или потолок. Лишь переводя взгляд от одного слушателя на другого, оратор может рассчитывать на объединение аудитории и достижение эффекта общения, пусть даже на мысленном уровне.

Нужно уметь читать реакцию по глазам. В этом случае оратор сможет контролировать аудиторию. Как только он заметит первые признаки переутомления слушателей, он сможет использовать один из проверенных способов для разрядки зала. К примеру, это может быть воспоминание смешного случая, вставка афоризма или пословицы. Желательно, чтобы они были близки к тематике выступления. Можно вообще отойти в сторону от доклада и рассказать веселый анекдот, расположив к себе аудиторию. Эмоциональная разрядка при утомлении наилучшим образом воссоздаст дружескую атмосферу. Всё это позволит продолжить выступление, интерес к которому только усилится.

Аристотель и его значение

Говоря о риторике, невозможно не упомянуть Аристотеля. Историки сходятся во мнении, что если бы трактаты древнегреческого философа появились раньше, то история ораторского искусства была бы намного богаче. Именно Аристотель определил важное значение основных компонентов речи: достоверности (egos), логики (logos) и эмоций (pathos).

Их изучению посвящены многочисленные работы философа. Самый главный из них — «Риторика», где Аристотель говорит о важности баланса всех трёх начал и способах их применения. Например, подчеркнуть важность темы выступления можно с помощью правильно подобранной одежды, а достоверность информации — статистикой. Чтобы вызвать у публики эмоции, следует задавать ей вопросы: в нужное время и с правильной интонацией. Эти советы до сих пор актуальны и активно используются мастерами публичных выступлений.

Несколько советов для начинающих ораторов

  • Изучать ораторское мастерство может каждый. При этом важно настроиться на удачу и ни в коем случае не отступать от поставленной цели.
  • Никогда не следует показывать посторонним своё волнение и тем более говорить о плохой подготовке.
  • Избегайте монотонных выступлений, делайте правильную паузу и выделяйте нужные слова. Не забывайте про интонацию, повышая и понижая голос.
  • Больше времени уделяйте тренировкам, желательно заранее подготовленную речь отрепетировать не менее 3-х раз.
  • Попытайтесь заинтересовать аудиторию с самого начала выступления, придумав интригующее название.
  • При публичном выступлении пытайтесь установить контакт со слушателями.
  • Во время выступления меняйте своё положение, используйте жестикуляцию.

Главный совет заключается в следующем: чтобы овладеть искусством живого слова, нужно научиться красиво мыслить.

Эпоха Возрождения: оратор как профессия

В эпоху Возрождения искусство красноречия пережило второе рождение. Одно из первых упоминаний профессии оратора появилось в период дореволюционной Франции. Так себя называли члены Трибунала, которым предоставлялась честь защищать собственные законопроекты. В учебных заведениях — это оратор церковной кафедры, отвечающий за религиозные проповеди. А со временем в общеобразовательных учреждениях оратором или спикером стали называть человека, который произносил речи во время важных собраний: на конференциях, присуждениях степеней или выпускных вечерах.

«Нет ничего могущественнее слова. Это невидимое оружие. Без него мир принадлежал бы грубой силе». Анатоль Франс

Благодаря поэту Франческо Петрарке история узнала о важном и потерянном в своё время трактате Цицерона «Брут». Этот текст стал справочником ораторского мастерства, и до сегодняшнего дня продолжает быть важным и опорным документом. Но деятели эпохи Возрождения развивали учение философа в сторону большей художественности. Гуманисты, среди которых Томас Мор, Эразм Роттердамский и Франсуа Рабле, называли риторику важнейшим аспектом жизнедеятельности человека. Именно слово, утверждали они, может убить человека, и оно же — воскресить.


В. Кандинский «Маленькие миры I» (1922)

Представления Аристотеля о риторике

Вклад Аристотеля в развитие науки был огромным. Именно им был создан первый учебник по ораторскому искусству — «Риторика», который дошел и до наших дней. Этот труд состоит из трех частей. Аристотель сформулировал основные законы риторики:

  1. Речь обеспечивает государство и его цели.
  2. Всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса и логоса.
  3. Всякий вид ораторской речи имеет свое отношение к действительности и времени.

Именно им были составлены особые правила построения речи, которые известны также как риторический канон. Он уделял особое внимание внешнему оформлению речи, выступая противником смешения различных стилей. Представления о риторическом идеале Аристотеля были схожи с представлениями Сократа и Платона. Речь должна быть максимально ориентирована на побуждение человека ко вступлению в диалог, достижение максимальной информативности беседы.

Риторика в России в 19-20 веках

Во второй половине 19 века интерес к ораторскому искусству стал постепенно угасать. Это было связано с тем, что интеллигентное общество поменяло свои эстетические взгляды, его представителям уже были неинтересны возвышенные речи.

В послереволюционный период в России риторика была исключена из системы народного образования. Политический режим в стране требовал стандартизированного языка, лишенного индивидуальности. Поэтому власти закрыли все учебные заведения и факультеты, в которых делался упор на преподавание риторики.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]