Статья:
Цель: закрепление знаний воспитанников о весне, весенних приметах.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить воспитанников образовывать родительный падеж имен существительных множественного числа
- формировать умения согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи
- совершенствовать умения воспитанников участвовать в диалоге, отвечать на вопросы полным ответом
- обогащать словарь воспитанников по темам «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Насекомые»
- закреплять навыки правильного произношения звуков [З], [Ж], [Ц].
Развивающие:
- развивать фонематический слух у воспитанников
- развивать общую моторику, координацию речи и движения
- развивать память, слуховое внимание.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами, деревьями, за таянием снега; беседа о весне; загадывание загадок о животных, растениях, птицах, насекомых; чтение стихотворений о весне.
Методы и приёмы:
Динамическое упражнение «По дорожкам…», вопросы к воспитанникам, ответы воспитанников, чтение стихотворения воспитанником, проговаривание чистоговорки, физкуль, дидактическая игра «Один — много», музыкально-ритмическая композиция «Зарядка веселых зверят». Музыка М. Еремеевой, слова С. Еремеева, слушание аудиозаписи «Голоса птиц», исполнение песни «Весенняя сказка» музыка Т.А Симаковой слова А.С. Шаламонова с использованием детских музыкальных инструментов) анализ работы воспитанников педагогом, самоанализ воспитанниками.
Материалы и оборудование:
- интерактивное устройство
- ноутбук
- музыкальный центр
- аудиозапись «Звуки природы»
- поднос с солнышками и поднос с тучками
- музыкальные инструменты
- маски и шапочки животных.
Словарная работа: демисезонная одежда, впадают в спячку.
Мотивация: личная заинтересованность.
I часть
(под музыку воспитанники входят в зал, встают возле стульчиков). Логопед: Дети, сегодня мы совершим прогулку в весенний лес. В лесу мы увидим много интересного.
1. Динамическое упражнение «По дорожкам…»
Логопед: В лес весенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключений Нам, ребята, не найти
Друг за дружкой становитесь, Крепко за руки беритесь. (произносят вместе с воспитателем) По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем. Может быть в лесу весеннем Мы кого-нибудь найдем. (воспитанники берут друг друга за руки идут за педагогом хороводным шагом, «змейкой» (подходят к стульчикам, садятся)).
(Занавес открывается)
Логопед: Мы пришли с вами в лес. Слайд № 1
Воспитанник: (читает стихотворение)
Здравствуй, лес, дремучий лес, Полон сказок и чудес. Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?
Все открой — не утаи. Ты же знаешь, мы свои.
II часть.
Логопед: Дети, скажите, какое сейчас время года?
Ответы воспитанников. (Сейчас время года — весна)
Логопед: Назовите приметы весны.
Ответы воспитанников: -тает снег, бегут ручьи;
- солнце светит ярче
- прилетают птицы и вьют гнезда
- насекомые появляются
- животные просыпаются после зимней спячки
- на деревьях, кустарниках появляются маленькие почки, нежные листочки
- появляются первые весенние цветы
- люди надевают весеннюю одежду.
Логопед: Молодцы, вы правильно назвали приметы весны. В лесу так тихо, ни видно и не слышно жителей леса. Я предлагаю вам разбудить их. Вы согласны?
Ответы воспитанников: (Да)
Логопед: Первыми мы будем будить насекомых.
Сначала разбудим комаров. Спойте песенку маленького комарика.
Воспитанники: (поют песенку маленького комарика: з-з-з-з-з). Слайд № 2
Логопед: Теперь песню большого комара.
Воспитанники: (поют песню большого комара: З-З-З-З). Слайд № 3
Логопед: Молодцы! Как красиво вы спели.
А теперь давайте разбудим жука.
Спойте песенку большого жука.
Воспитанники: (поют песню большого жука: Ж-Ж-Ж-Ж). Слайд № 4
Логопед: А теперь песенку маленького жучка.
Воспитанники: (поют песенку маленького жучка: ж-ж-ж-ж) Слайд № 5
Логопед: Еще мы разбудим кузнечика. Я предлагаю
пострекотать, как кузнечики.
Воспитанники: (стрекочут, как кузнечики: цика-цика-цика). Слайд № 6
Логопед: Назовите насекомых, которых мы разбудили?
Ответы воспитанников: (Мы разбудили комара, жука, кузнечика).
Логопед: Назовите, каких насекомых вы еще знаете, которые живут в лесу?
Ответы воспитанников: (пчела, оса, муха и т.д.) Логопед: Правильно. Но в лесу кроме них живут животные. Посмотрите на экран. Назовите животных. Слайд № 7 Ответы воспитанников: (медведь, лиса, заяц, еж, лось, волк, белка).
Логопед: Какие это животные? Ответы воспитанников: (это дикие животные)
Логопед: Почему эти животные называются дикие?
Ответы воспитанников.
Логопед: Назовите животных, которые впадают в спячку? Ответы воспитанников: (медведь, еж, барсук, змеи, лягушки, ящерицы).
Логопед: Я предлагаю провести музыкальную разминку «Зарядка веселых зверят».
(воспитанники встают со стульев, надевают шапочки, становятся в круг)
Исполняется музыкально-ритмическая композиция «Зарядка веселых зверят». Музыка М. Еремеевой, слова С. Еремеева
Логопед: Какие животные проснулись после зимней спячки?
Ответы воспитанников: (мы разбудили медведя (-ей), ежа (-ей), змею (-ей), барсука (-ов), лягушку (-ек) или разбудили.
Логопед: Дети, какие вы молодцы, что разбудили животных.
(звучит аудиозапись голоса птиц)
Логопед: Дети, что вы услышали?
Ответы воспитанников: (мы слышим голоса птиц)
Логопед: Посмотрите на экран. Слайд № 8
Назовите птиц, которых вы видите на экране.
Ответы воспитанников: (грач, ласточка, соловей, скворец, кукушка).
Логопед: Какие это птицы?
Ответы воспитанников: (эти птицы перелетные).
Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Один — много»
Чтобы нам игру начать, нужно дружно всем сказать: «ра-ра-ра начинается игра»
Логопед: Посмотрите на экран. Слайд № 9 Один соловей, много…?
Ответы воспитанников: (соловьев). Слайд №10
Логопед: Сколько грачей вы видите на экране?
Ответы воспитанников: (Я вижу одного грача). Слайд №11
Логопед: Сейчас сколько грачей? Слайд № 12
Ответы воспитанников: (Сейчас я вижу много грачей)?
Логопед: Посмотрите на экран. Один скворец, много…? Слайд № 13
Ответы воспитанников: (скворцов). Слайд № 14
Логопед:. Одна кукушка, много…? Слайд № 15
Ответы воспитанников: (кукушек). Слайд №16
Логопед: Одна ласточка, много…? Слайд № 17
Ответы воспитанников: (ласточек). Слайд №18
(аудиозапись насекомых, птиц: перелетных)
Логопед: Молодцы! Вы, правильно назвали птиц. Скажите, какие это птицы?
Ответы воспитанников: (Эти птицы перелётные; мы назвали перелётных птиц). Логопед: Молодцы! Теперь я предлагаю порадовать всех жителей леса «Весенней сказкой».
Исполнение песни «Весенняя сказка» музыка Т.А Симаковой слова А.С. Шаламонова с использованием детских музыкальных инструментов)
(Воспитанники берут инструменты, исполняют песню, после исполнения песни
кладут инструменты, встают в круг).
Логопед: Дети, вы такие молодцы. Звонко пели, ритмично играли на музыкальных инструментах. Как приятно находится в таком красивом весеннем лесу. Но нам пора возвращаться в детский сад.
Чтобы вернуться в детский сад, нужно с закрытыми глазами произнести слова. Послушайте. (Раз, два, три, повернись и в детском саду ты окажись).
Открываем глаза.
(воспитатель и воспитанники повторяют слова)
(Занавес закрывается)
III часть.
Логопед: Откройте глаза. Мы с вами вернулись в детский сад. Где мы были?
Ответы воспитанников: (Мы были в лесу) Логопед: Кого мы разбудили в лесу?
Ответы воспитанников: (мы разбудили насекомых). Логопед: Назовите их?
Логопед: Ещё кого разбудили? Ответы воспитанников: (перечисляют животных).
Логопед: Птицы, которые прилетают к нам весной как называются?
Ответы воспитанников: (Эти птицы называются перелетные).
Логопед: Дети, если вам понравилось в лесу, если вы хорошо играли, то возьмите солнышко. Если не понравилось гулять в лесу и играть, то возьмите тучку.
(Воспитанники берут солнышко или тучку).
Логопед: Дети, я приглашаю вас пройти в группу.
Конспект логопедического занятия «Перелетные птицы»
Дата______________ Класс________
№ Урока___________
Тема: Перелетные птицы
Коррекционно- образовательные цели: — Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах. — Расширение словарного запаса по лексической теме, — Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно- развивающие цели: — Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления. — Развитие общей и мелкой моторики. — Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Коррекционно-воспитательные задачи: — Воспитание любви к животному миру.
Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, рабочие тетради.
Ход занятия
1.Пальчиковая гимнастика.
Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).
На юг птицы улетели.
Улетела скворушка-
Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка , стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все собрались, улетели, (Машут ладошками).
Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).
2. Артикуляционная гимнастика.
«Как язычок спас ворону от кошки».
Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики»)
и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли
(упр. «Качели»).
Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»).
Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка
(упр. «Сердитая кошка»).
Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить
(упр. «Варенье»: облизать губы слева направо).
Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце
(упр. «Чашечка»)
и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).
Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»).
Вымыв свои лапки, ушки и мордочку
(упр. «Варенье»),
кошка залезла на дерево и крепко заснула.
Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).
Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).
3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»
Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.
4. Беседа о перелётных птицах.
Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).
-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).
-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)
-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).
5.
«Не ошибись».
Логопед предлагает детям сесть за столы.
На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц.
Логопед: «Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие.»
Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».
«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».
6. Игра «Где птичка? »
Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится. «С чего слетел скворец? » «К чему подлетел скворец? »
7. Игра «Назови части тела птицы».
Работа с мнемотаблицей «Перелетные птицы».
Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.
6. Игра «Найди звук».
Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.
Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).
Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.
1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.
2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.
3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.
7. Работа в тетрадях
Логопед: А теперь давайте с вами подпишем наши птиц и выделим звуки которые мы с вами искали.
8. Итог занятия.
Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове.