Звуко-слоговой анализ слов, как залог успешного овладения навыками чтения и письма


Что такое гласный звук?

Гласные звуки – это минимальная единица речи, которая произносится только с помощью голоса. Способы образования гласных звуков:

  • [а] создадим с помощью широко раскрытого рта: рАб
    ;
  • [о] получим, если округлить губы: кОт
    ;
  • [у] возникнет при вытягивании губ в трубочку: рУль
    ;
  • [и] услышим, если растянем губы в улыбку: кИт
    ;
  • [ы] формируется слегка растянутыми губами и немного отодвинутым назад языком: сЫр
    ;
  • [э] – губы растягиваем горизонтально, не открывая широко рот: Эхо
    .

Для чего нужен

Я расскажу, что такое звуко-буквенный анализ и синтез — разбор элементов речи: слогов, слов и предложений. Из каких символов они состоят, как они отображаются на письме (буквы) и как при говорении (звуки). Другими словами, это основа нашей грамотности. Многие родители наивно полагают, что достаточно выучить с ребенком все буквы, он сразу зачитает и сразу увлечется чтением книг. А также будет писать грамотно и красиво. Однако реальность заставляет снимать розовые очки даже с самых мечтательных романтиков,

Ребенку предстоит узнать, что предложения состоят из слов, слова из слогов, а слоги из букв или звуков. И каждый звук отображается на письме с помощью специальных письменных значков. И они расположены в определенной последовательности. Если изменить их последовательность, то изменится и смысл слова, например, взять 3 буквы Т, К, О, из них можно выложить 3 слова: КОТ, ТОК, КТО, каждое из которых несет свою смысловую нагрузку.

Сколько звуков может обозначать гласная буква?

Проговорите данные слова, «пропевая» первые гласные звуки: ёж, яма, юла, ель.

Прислушайтесь к ним. При произнесении услышим два звука:

  • [йо]ж;
  • [йа]ма;
  • [йу]ла;
  • [йэ]ль.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, т.к. ним присоединяется мягкий сонорный согласный Й (йот).

Сравним со словами: арбуз, игла, обруч, крыса, экватор

. Здесь четко произносятся звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э]. Буквы А, У, Ы, И, О, Э имеют один звук.

Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.

Ольга Гордеева

Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.

Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:

1. Выделим голосом первый звук:

ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый — обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

2. Выделим голосом второй звук :

д – ооо – м — второй звук О — он

гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук:

до –ммм — третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный.

Согласные звуки Д и М.

Гласный звук О.

Назовем звуки по порядку: Д О М.

Напишем слово буквами:ДОМ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ

1. Выделим голосом первый звук:

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.

2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук – киттт,третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.

В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.

ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Буквы, обозначающие звонкие звуки:

М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.

Буквы, обозначающие глухие звуки:

П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.

Звонкий или глухой звук дети определя-ют положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит»


звук звонкий. Если «не звенит»
— глухой

Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.

Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.

Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

Мягкость и твердость звуков дети

определяют на слух:

МЕЛЬ – звук ль мягкий.

МЕЛ – звук л твердый.

КОТ – звук К твердый.

КИТ – звук Кь мягкий.

Родителимогут проконтролировать следующим образом:

Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.

Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.

Звуков Е,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.

Звонкие согласные звуки на конце словв речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.

Пишем ЛЁД — говорим [ЛЁТ]

Пишем НОЖ — говорим [НОШ]

Пишем СНЕГ — говорим[ СНЕК]

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А.

Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова.

Какие бывают гласные звуки?

Типы гласных звуков определяются позицией в слове:

  • ударные, т.е. находятся под ударением: уд[А]р, стан[О]к, к[У]кла;
  • безударные: л[е]са, л[и]сток, ст[о]лы.

Звуки, находящиеся в слабой, т.е. безударной позиции, называются орфограммами. Их правописание зависит от правил письменной речи. Для проверки необходимо поместить такие звуки в сильную позицию:

  • леса — л[Е]с;
  • листок — л[И]ст;
  • столы — ст[О]л.

Звуков Е, Ё, Ю, Я в русском языке не существует. Эти буквы обозначают звуки [Э], [О], [У], [А] после согласных:

  • лямка [л`амка];
  • пчёлка [пч`олка];
  • конфитюр [канф`ит`ур];
  • рябчик [р`апч`ик].

Йотированные звуки произносятся с [j]:

  • в начале слова: юбка [йупка];
  • после гласного: поют [пайут];
  • после Ь иЪ: бульон [бул`йон].

Звуко-слоговой анализ слов, как залог успешного овладения навыками чтения и письма

Юртаева Алина Халимовна

Звуко-слоговой анализ слов, как залог успешного овладения навыками чтения и письма

Мама, папа, бабушка, почитайте мне! — упрашивает ребенок пяти-шести лет. Почему же он не хочет или не умеет читать сам?

Родители часто задают вопрос – как научить ребенка читать и писать?

Письмо — это процесс перевода устной речи в буквенную модель, а чтение — процесс перехода от графической модели слова к его устной звуковой форме. Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Идея успешногообучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом — заменять звук буквой. Осознанное различение звуков и букв, четкое понимание перехода от звучащей речи к буквенной записи происходит не сразу, но если ребенок хотя бы интуитивно не чувствует, что слова состоят из звуков, учить его грамоте трудно.

Пяти — и шестилетние дети уже готовы к обучению грамоте, не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное — делать это правильно, играя. Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)
анализу слогов и слов.
Фонематический анализ должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, которая будет служить основой овладения грамотой.

Обучение грамоте по аналитико-синтетическомуметоду носит воспитывающий и развивающий характер: постоянное внимание к развитию речи, к осознанному чтению развивает мыслительные способности дошкольников.

За основу аналитической и синтетической работы берется звук, а буква вводится как обозначение звука после знакомства со звуком. Отсюда – огромное внимание к выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха.

В качестве единицы чтения берется слог – слияние согласного и гласного звуков.

В подготовке к звуко-слоговому анализу слов, который является залогом успешного овладения навыками чтения и письма,можно выделить несколько последовательных этапов:

1. Выделение первого гласного звука из начала слова.

Например: УТКА, УЛЕЙ, УСЫ, УТЮГ, УЛИТКА…

АИСТ, АНЯ, АСТРА, АЗБУКА, АВГУСТ…

ОЛЯ, ОСЫ, ОСЕНЬ, ОЗЕРО, ОСЛИК…

2. Анализи синтез обратных слогов типа: АТ, ОТ, УТ. В то же время дети учатся выделять последний согласный звук из конца слова.

Параллельно с подготовкой к звуко-слоговому анализу необходимо знакомить детей с понятиями СОГЛАСНЫЙ и ГЛАСНЫЙ звук. Наглядно, по артикуляции своей и на детях показать разницу в произнесении согласных и гласных. Гласные – широко открываем рот и поем, согласные – звук встречает преграду (губы, зубы, язык, затрачиваем усилия. Также дети должны знать различие между звуком – мы его слышим и произносим, и буквой – пишем, видим, читаем.

3. Подготовка к анализу слова –выделение ударного гласного из положения после согласного: МАК, СУП, СОК.

4. Анализ и синтез прямого слога типа МА.

Анализ и синтез слов типа РАК, ШАР, НОС, ТИР.

Какой 1й звук? Какой последний звук? Какой звук в середине?

Или: Какой 1й звук? Какой 2й звук? Какой 3й звук?

Сколько звуков в слове? Какое слово разобрали?

Сложнее: Назови в данном слове гласный звук. Назови согласные звуки.

5. Знакомство со слоговым анализом.

Слоговой анализ – следующий этап со звуковой стороной слова. Сам термин СЛОГ вводят несколько позже, на начальных порах говорят частичка слова. Необходимо объяснить ребенку, что слово может состоять из нескольких частей. Предлагаем детям вслушаться, как будут произноситься некоторые слова: не как всегда, а по слогам (частям)

: НО-ГА, ВА-СЯ, МА-ШИ-НА…

Можно использовать одну и ту же картинку, называя ее по-разному и каждый раз определяя количество слогов в слове:

КОТ, КОТИК, КОТЕНОК, КОТЕНОЧЕК.

Какая 1я часть в этом слове? Какая 2я часть в этом слове? Сколько всего частей?

Выполняя эти упражнения в игровой форме, ребенок учится весело, интересно и успешно готовится к чтению и письму.

Таблица «Гласные буквы и звуки»

Буквы Звуки
ударные безударные йотированные
А [А]

лАска [лАска]

[А]

сачОк [сАчок]

_
Е [Э]

пЕсня [п`эс`н`а]

[И]

снегА [сн`Ига]

[ЙЭ], [ЙИ]

Ель [ЙЭл`]

Енот [ЙИнот]

Ё [О]

тЁлка [т`Олка]

_ [ЙО]

Ёжик [ЙОжык]

И [И]

пИща [п`Ищ`а]

[И]

пилА [п`Ила]

_
О [О]

кОсмос [кОсмас]

[А]

кОсмос [космАс]

_
У [У]

Утка [Утка]

[У]

клубОк [клУбок]

_
Ы [Ы]

КрЫм [крЫм]

[Ы]

прыжОк [прЫжок]

_
Э [Э]

Эра [Эра]

[Э]

экипАж [Эк`ипаш]

_
Ю [У]

лЮк [л`ук]

[У]

любОвь [л`убоф`]

[ЙУ]

Юбка [ЙУпка]

южАнка [ЙУжанка]

Я [А]

Яблоко [ЙАблака]

[ЙИ]

пятЁрка [п`Ит`орка]

[ЙА], [ЙИ]

Яма [ЙАма]

проявИл [праЙИв`ил]

Позиция в начале слова

Затем сказать малышу, что, например, в букве А живет звук “ааа”, он тянется, мы его говорим с широко открытым ртом. И начинаем придумывать слова на этот звук. Если дети справляются с этим заданием, начинаем усложнять задание. Придумываем на звук А фрукты, транспорт, животных, съедобное. Затем делаем проверку, насколько усвоился навык, называем слова. И если в них есть искомый звук, надо хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, подпрыгнуть, показать карточку с этой буквой. Показывем несколько картинок, выбираем из них те, которые начинаются на нужный звук.

Деление на слоги

Один из вариантов: есть 3 домика, с одним окном, двумя, тремя, это количество слогов. Будем селить туда жильцов, в зависимости от количества слогов. Чтобы малышу легче было делить на слоги, надо держать ладонь под подбородком и считать, сколько раз открыли рот, столько и слогов. Можно делить на части, хлопая в ладоши, но если проблемы с фонематическим слухом, то ребенок будет ошибаться. Например, слово “потолок” разделит “по-то-ло-к”. В этом случае должна быть четкая инструкция — слог только на открытый рот. А при произнесении “к” рот не открывается.

Нахождение ударного слога тоже выявляют проблемы с языковым чутьем. Надо показывать голосом, утрированно выделяя каждый слог в слове, например “молоко” разделить на слоги. Затем произносить “мОлоко, молОко, молокО”, пусть ребенок выберет правильный вариант. Ударный слог можно выделять взмахом руки. Выделение этого слога интонацией и повышением громкости поможет заложить основы красивой речи и выразительного чтения.

Составляем схему

После этого знакомим ребенка с понятием предложения и говорим, что оно состоит из нескольких слов. Например, “Маша моет руки”, в этом предложении 3 слова. Берем 1 длинную полоску (палочку, чертим линию). Затем под длинной полоской кладем 3 покороче, это слова, полоска “Маша”, полоска “моет”, полоска “руки”. После этого начинаем каждое слово делить на слоги и выкладывать ниже более мелкие полоски, слоги. Для детей до 5 лет этого вполне достаточно.

Уже в подготовительной группе под каждым слогом сначала выкладываются квадратики-звуки, разного цвета. Как правило, гласные красные, согласные твердые синего и мягкие зеленого цвета. Под ними из разрезной азбуки выкладываются буквы. Когда ребенок уже научится писать буквы, то можно уже схему звуко буквенного анализа выкладывать наоборот — под каждой буквой рисовать цветной кружок, делить слова на слоги, выделяя ударный гласный.

Можно не писать буквы, а складывать из магнитной азбуки, кубиков, карточек и другого подручного материала. Это в том случае, если мелкая моторика развита слабо, малышу тяжело писать. А буквы он уже знает хорошо. И таким образом развести развитие пальцев и фонетический разбор на время и соединить эти навыки потом по мере развития руки. В любом случае надо смотреть на зоны ближайшего развития ребенка. Смотреть, что он умеет сам, а где он справится только совместно с вами.

На этом писать заканчиваю, потому что тема очень обширная и раскрыть ее в одной статье невозможно. Надеюсь, будет целый цикл, потому что это основа основ работы логопеда. Так что следите за обновлениями блога, оформляйте подписку. Пишите в комментариях о своем опыте, делитесь в соцсетях с друзьями и знакомыми.

На что оканчивается слово

Когда этот навык усвоен, находим звук в конце слова. Порядок такой же, как с позицией в начале слова. Но можно включить игру в цепочки слов, следующее слово должно начинаться на звук, на который оканчивается предыдущее (лук — коса — ананас — сок). И можно проводить дифференциацию, делить слова на те, где звук в начале слова, а где в конце. Раскладывать картинки на две кучки, например, “клювик” и “хвостик”. Поднять то левую руку то правую, прыгнуть или присесть, поднять руки вверх, опустить вниз и тп и тд

Звук в середине слова

Затем подключается позиция в середине слова, она самая сложная, особенно для тех деток, у которых фонематический слух особо сильно нарушен. Они не слышат гласные в середине слова и пишут также: “дорога — дрога”, “молоко — млоко”. Отрабатываем по вышеприведенной схеме. Затем подключаем 3 позиции, 3 разных действия. Расставляем картинки на 3 кучки “клювик”, ”хвостик”, ”крылышки”. Или традиционно сажаем в поезд — соответственно 1й, 2й и 3й вагончики. И уже здесь можно параллельно делить слова на слоги и находить ударный гласный.

План фонетического анализа слова

Фонетический анализ каждого слова производится не беспорядочно, а по определенному плану.

  1. Указывается орфографически правильное написание слова.
  2. Словоформа делится на слоги, обозначается ударение.
  3. Определяется место возможного переноса частей слова.
  4. Слово записывается так, как произносится – в транскрипции.
  5. Дается поочередная характеристика всех звуков слова.
  6. Указывается количество букв и фонем, случаи несоответствия букв и звуков.
  7. Создается цветовая схема разобранного слова.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]