- Логопеда.Нет
- Дислалия (ФНР)
Фонетическое нарушение речи — группа расстройств речи представленая нарушениями, в которых ведущим симптомом является нарушение звукопроизношения. Интеллектуальное и психическое развитие ребенка соответствует при этом возрасту. Могут иметь место нарушения внимания, поведения, двигательные нарушения, которые носят сопутствующий характер.
В данную группу включена дислалия (простая, сложная) или иначе — «косноязычие».
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) в медицинской классификации: F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции.
Формы дислалии
Мономорфная (простая) Страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч). Полиморфная (сложная) Страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш). Физиологическая (возрастная) Нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития. Функциональная Нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате. Нарушена способность произвольно принимать и удерживать определенные позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Нарушение звукопроизношения может быть связано с неумением различать, дифференцировать фонемы. Достаточно часто изолированное употребление звука может быть не расстроено, но изменено в спонтанной речи. Степень тяжести определяется степенью выраженности дефекта и количества нарушенных звуков. Органическая (механическая) Обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата (неправильные прикусы — прогения, прогнатия, «толстый» язык, короткая уздечка и т.д.).
Дислалия (нарушения звукопроизношения)
В НейроЛогопедическом специалисты кроме традиционных постановочных, массажных и универсальных зондов используют в своей работе вибромассажеров Z-Vibe®, DnZ-Vibe®, Z-Grabber™, ARK Animal Menagerie.
Принцип работы Z-Vibe состоит в воздействии на (язык, внутреннюю и наружнюю поверхность щек, лба, щеки, подбородка) человека-колебаниями высокой частоты. Позволяет очень эффективно растягивать «уздечку». Поддерживать язык, массировать ложбинку языка для помощи в постановке звука С и многое другое. При достаточных навыках логопеда, данный массажер позволяет «поставить» звук Р ребенку в течении 1 занятия. Логопедический электромассажер Z-Vibe по признанию многих логопедов является лучшим в мире оборудованием для проведения логопедического массажа и подготовки артикуляционых мышц ребенка к специальным занятиям.
Данный электромассажер, при правильном и постоянном логопедическом массаже, позволяет сократить время, затраченное на коррекцию речи ребенка минимум в 3-5 раз по сравнению с традиционными массажными зондами.
В нашем центре логопед, дефектолог, речевой терапевт проводят занятия с малышами. Для этого в арсенале специалистов нашего центра есть всё необходимое:
- более 18.000 развивающих, обучающих речевых и логопедических игр;
- сенсорная комната;
- Монтессори среда;
- зал сенсорной интеграции;
- интерактивная гигантская песочница;
- световые и водные столы;
- уникальное Инновационное оборудование;
- нейроакустические программы (Метод Томатис и IN Time)
- ритмотерапия и цветотерапия;
– и все эти самые передовые разработки в области образования, развития и коррекции детей являются инструментами в руках специалистов логопедов, позволяющих добиваться высоких устойчивых результатов в решении самых трудных вопросов.
Но родителям нужно обязательно помнить, что нарушения речи, как правило, не проходят бесследно. Даже после исправления звукового дефекта мозг ребенка уже сформировал неправильные стереотипы, которые нужно изменить. Если этого вовремя не сделать, то речевые нарушения могут в дальнейшем вызвать серьезные проблемы с обучением в школе, привести к дислексии, дисграфии и дизорфографии. А эти проблемы гораздо тяжелее и дольше устранять, они могут стать причиной серьезных психологических проблем. Именно поэтому очень важно вовремя, не «затягивая» время и не «откладывая» на потом устранять нарушения звукопроизношения и проводить нейропсихологическую коррекцию.
Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х – 4-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.
В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, грамотность подхода, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.
Причины функциональной дислалии
Соматические Физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания) Социальные
- Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).
- Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»).
- Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию).
Неправильная артикуляция Выбор неправильной артикуляции Недоразвитие фонематического слуха Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.
Недостатки произношения отдельных звуков
Дефектный звук | Фонетический дефект (искажение звука) | Фонематический дефект (смешения, замена звука) | ||
Название дефекта произношения | Виды дефектного произношения | Название дефекта произношения | Виды замен | |
Звук Р | Ротацизм | Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское» | Параротацизм | Р = Р’ Р = Л’ Р = J Р = Г Р =Д |
Звук Л Звук Л’ | Ламбдацизм | Двугубное, смягченное | Параламбдацизм | Л = Ы Л = Г Л = Л’ Л = Р |
Звуки С, С’ Звуки З, З’ Звук Ц | Сигматизм | Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее | Парасигматизм | С, З, Ц = Ш С, З, Ц = Ф С, З, Ц =Т С, З, Ц = Щ С — З; Ц = Ч |
Звук Ш Звук Ж Звук Щ Звук Ч | Сигматизм | Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное | Парасигматизм | Ш, Ж, Щ = Т Ш, Ж, Щ = Ф Ж = Ш Ж = З Щ = С’ Ш = Щ Ч = Т’; Ч = Ш’ |
Звук j | Йотацизм | Мягкое нижней и верхней артикуляции | Парайотацизм | J = Л’ |
Звуки К, К | Каппацизм | Голосовое, гортанное | Паракаппацизм | К = Т |
Звуки Г, Г | Гаммацизм | Фрикативное заднеязычное, фарингальное | Парагаммацизм | Г = Т |
Звуки Х, Х | Хитизм | Голосовое, гортанное | Парахитизм |
Дизартрия
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).
Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих , как «каша во рту». Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных. Речевое дыхание поверхностное, аритмичное. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюновыделение) Страдает подвижность и чувствительность речевых мышц. Дизартрик испытывает трудности в поиске артикуляционной позы (облизать губы, поставить язык за верхние зубы и др.). Нарушенное звукопроизношение при дизартрии – один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает и речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы). Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия, дислексия, дизорфография).
Несмотря на сходство с дислалией, дизартрия более сложное и стойкое нарушение, помощи и психологической поддержки.
У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее чем у детей, однако, возможна.
Случай из практики
Коля, 5 лет. Нарушено звукопроизношение звуков Ш,Ж,Ч,Л,ЛЬ,Р,РЬ. Наблюдается гиперсаливация, сложность повторения артикуляционного уклада. Фонематические процессы нарушены, Лексико-грамматический строй нарушен. В результате 3 курсов коррекционных занятий дизартрия компенсирована, звуки автоматизированы, продолжается работа над связной речью, совершенствованием лексики и грамматики.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие
можно по телефону (812)
640-90-77
, а так же заполнив форму ниже.
Методика логопедического воздействия при дислалии
Этапы логопедического воздействия при дислалии
Подготовительный этап
- Доверительные отношения с ребенком.
- Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
- Формирование артикуляторной базы.
Этап формирования первичных произносительных навыков
- Постановка звука.
- Автоматизация звука (изолированно, в слогах, в словах, во фразах).
- Дифференциация звука.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков
- Употребление звука во всех ситуациях общения.
- Контроль за речью
Фонетические нарушение речи у детей: симптомы, причины и лечение
Фонетическое речевое нарушение проявляется в искаженном и неточном произношении звуков одной или более категорий (шипящие, свистящие и так далее). При этом нарушение слуха не наблюдается. Какого полная симптоматика заболевания? Чем оно провоцируется? И какие методы лечения наиболее эффективны?
Симптоматика
Симптоматика проявляется в следующем. Ребенок может слитно произносить проблемные для него звуки, неверно вставлять их в словах, заменять на более простые для его произношения. Кроме того, детям с фонетическим нарушением речи трудно придумывать слова с наличием данных звуков. И, самое главное, – они не понимают смысл звуков, поэтому применяют их в самых разных словах беспорядочно.
Наименование | Перечень звуков |
свистящие | «ц», «с» (мягкий и твердый), «з» (мягкий и твердый); |
сонорные | «р» (мягкий и твердый) и «л» (мягкий и твердый); |
звонкие | «г», «б», «в», «д», «ж» и «з»; |
мягкие | «д», «н» и мягкий «т»; |
заднеязычные | «г» (твердый и мягкий), «к» (твердый и мягкий), «х» (твердый и мягкий); |
шипящие | «ш», «щ», «ж» и «ч». |
В зависимости от выявленных симптомов определяется степень заболевания.
Степени
- Простое нарушение. Если ребенок не произносит звуки только из единственной группы, то такое нарушение называется мономорфным. Другие названия: «простое», «частичное».
- Сложное нарушение. Если же из двух и более, – полиморфным. Другие названия: «сложное», «диффузное».
Последствия
Ребенок с подобным речевым дефектом, во-первых, допускают ошибки в произношении. Во-вторых, натыкаясь на проблематичные для него буквы, читает их медленно и/или неправильно. А в-третьих, во время письма заменяет буквы на другие или совсем пропускает их. Это отрицательно сказывается на успеваемость детей в детском садике, начальной школе, а затем – в средней.
Причины
Фонетическое нарушение речи возникает из-за трудностей, связанных с развитием органов артикуляционного аппарата. Причины дефекта спровоцированы проблемами в формировании артикуляционной моторики или расстройством нейродинамики. В первом случае причинами служат парезы нерва (лицевого, тройничного или подъязычного). В случае же с расстройствами нейродинамики – недостаточность межанализаторных связей или затруднения в процессах, протекающих в коре мозга (возбудительный и тормозной процессы).
Фонетические нарушение речи у детей: лечение
Кто выбирает стратегию?
Как избавляться от недуга решают совместно и обоюдно следующие эксперты: педиатр, детский психолог и детский логопед. Большая часть ответственности возлагается, конечно, на логопеда.
Как происходит лечение?
Занятия с логопедом – ключ к коррекции речевого дефекта. Во время уроков специалист в первую очередь провоцирует у ребенка желание изучать другие звуки. Как только интерес появляется, дети начинают подражать звукам, пытаются различать их между собой и так далее.
В результате занятий с логопедом (в зависимости от выбранной тактики лечения):
- вырабатываются точные и правильные произношения звуков;
- нормализуется работа органов артикуляционного аппарата;
- развивается слух, внимание, память;
- улучшается восприятие окружающей речи;
- формируется практический навык: дети могут дифференцировать звуки;
- развивается навык связанной речи и так далее.
Чем еще полезные занятия?
Логопедические уроки не только позволяют избавиться от фонетического нарушения речи. Дети становятся более сконцентрированными, внимательными и приспособленными к получению новых знаний и навыков.
Как проходят уроки?
Постулаты, на которые ориентируется эксперт, – аккуратность, постепенность в действиях и обязательное соблюдение систематичности. Обычно занятия проводятся в индивидуальном порядке и длятся не более получаса. В зависимости от степени развития дефекта назначается от двух до трех еженедельных занятий с логопедом.