Возрастные особенности развития речи детей.консультация

Дети овладевают родной речью постепенно. Для каждого возраста есть своя норма. Мамам и папам полезно знать уровни развития речи детей по возрастам, чтобы не пропустить возможное отставание их чада. Но не забывайте об индивидуальном темпе развития. Возрастные нормы — понятие весьма относительное.

В статье мы поговорим о развитии речи по возрастам, правильном вербальном общении с крохой.

Этапы развития речи по возрастам

Развитие речи отражено в таблице — оно происходит в несколько этапов:

Доречевой — от рождения до 12 месяцев — к 2 мес. младенец начинает гулить, лепетать

— к 7 мес. появляются псевдослова

— к 8 мес.— первые лепетные слова, к году до 30 таких слов

Ближе к году младенец постепенно усваивает интонацию, мелодику, ритм разговора. Выполняет просьбы

Дограмматический — этап первичного развития речи (от года до 2 лет) — словарь пополняется новыми словами

— к 2 годам знает 250 — 300 слов

— появляется обиходная речь

Этап усвоения грамматики (третий год жизни) — говорят, но пока еще не могут оформить фразы грамматически

— выражают свои мысли, желания

— предложениями из одного слова, а позже из 3-х — 4-х слов

— появляются служебные слова

— понимают рассказы взрослых о явлениях, событиях, в которых не участвовали лично

— речь постепенно становится более связной

С 3 до 4 лет — у детей активно расширяется словарный запас (до 2 тысяч слов)

— формируется чувство языка

— развернутая речь

— может составлять рифмы, выучить стихи

С 4 до 5 лет — нормальном развитии речи пятилетки уже говорят связно, грамотно

— знают до 4000 слов

— могут составить рассказ по картинке

— знают классификацию предметов

С 5 до 6 лет — знают до 5000 слов

— используют все части речи

— может составить сложный рассказ по картинке, менять сюжет

Уровни развития речи детей по возрастам

В каждый период малыш должен овладеть определенными навыками.

От рождения до 12 месяцев

В период от рождения до окончания периода младенчества развитие речи по возрастам (месяцам) происходит таким образом.

Сразу после рождения новорожденный издает первый звук — крик. Первый месяц жизни он учится реагировать на обращение к нему — в зависимости от интонации, он плачет или улыбается.

Примерно с 2 мес. младенец начинает гулить. Одновременно он прислушивается к собственным звукам. Причем во всем мире дети гулят одинаково!

С 3 месяцев младенцы начинают лепетать. Это начало усвоения фонетики родного языка.

В 5 месяцев крохи присматриваются к артикуляции взрослых, пытаются ее скопировать. Шестимесячный малыш может впервые сказать отдельные слоги (например, «ма-ма») и начинает связывать предметы со звуками («мяу» — «кошка»). Именно тогда нужно начать много говорить с ним.

В 7 – 8 мес. младенцы постоянно лепечут, причем понимают смысл отдельных слов. Появляются смысловые паузы: младенец что-то «скажет» и замолкает — ждет ответа взрослого. Это первые его попытки общения с людьми — отвечайте чаду!

В 9 – 10 месяцев при нормальном развитии речи могут появиться первые слова. Теперь уже «мама» — это не просто слог, а осмысленное слово. Лепет усложняется. Дети вслушиваются, что говорят взрослые. Расширяется пассивный словарь. Нужно создать грудничку благоприятные условия для формирования словарного запаса.

К 12 месяцам кроха говорит от 2 до 10 слов, может произносить «а», «у», «и», «м», «б», «п».

Этап развития активной речи — от 1 до 2 лет

Малышу нравится повторять за родителями слова, слоги. Делает он это пока неправильно: одним словом обозначает сразу несколько. К примеру, «биби» — это и любой вид транспорта и движение. Он активно пользуется жестами, мимикой.

К 1,5 годам пассивный словарь дополняется 100 словами, они начинают говорить простыми предложениями из двух слов (например, «дядя биби» (это может означать и мужчину в машине и действие — мужчина управляет автомобилем). Это признаки появления фраз.

Двухлетки могут выговаривать больше звуков: «ф», «х», «в», «д», «к», «о», «н», «т», а трехлетние — «л»,»с», «э», «й».

Дошкольный период — от 3 до 6 лет

Включает младший (3 – 4 года), средний (4 – 5), старший (6 – 7) дошкольный возраст. Рассмотрим возрастные нормы развития речи у дошкольников.

В словаре трехлетних деток около 3000 слов, он постоянно растет. Почти все младшие дошкольники неправильно выговаривают звуки, что может быть поводом для обращения к логопеду. Их разговор интересный: они сочиняют новые слова.

В 3 – 4 года развитие речи, согласно таблице, характеризуется отличными произношением «ц», «ы», «з», в 5 лет — «ж», «щ», «р», «ч», «ш». Но многие заменяют шипящие свистящими («щенок» — «сенок»).

Четырехлетние детки — это «почемучки». Они постоянно задают вопросы, задача взрослых — отвечать на них. Именно тогда формируется чувство языка. Малыши могут заменять или опускать слоги, неправильно употребляют окончания, приставки, суффиксы, не согласуют слова в предложениях, неправильно ставят ударения — это все нормально, ведь грамматический строй у них только формируется. А вот фразы совершенствуются: появляются прилагательные.

При нормальном развитии речи пятилетний дошкольник может пересказать сказку или придумать рассказ по картинке. Рассказ становится более разнообразным и правильным. Хорошо даются шипящие, а некоторым ребятам — «р», но чаще изолированный. Чувствуют интонацию, могут изменить силу, высоту своего голоса вплоть до шепота. Словарь стремительно пополняется новыми словами, которые легко запоминаются.

Как видно из таблицы развития речи, у старших дошкольников находится на ещё более высоком уровне. Шести- семилетние ребята четко выговаривают звуки, могут выявить их в словах. Это важно при подготовке к школе. А вот словарный запас у всех шестилеток разный: у кого-то он богатейший, а у кого-то ограничен бытовой тематикой. Грамматический строй речи сформирован, хотя могут неправильно спрягать глаголы (сказать «ехают» вместо «ехать»). Но они допускают ошибки там, где и многие взрослые их допускают.

У ребят связная, логичная речь, они отвечают развернутыми сложными фразами, по картинке составляют рассказы, пересказывают истории, делятся впечатлениями о фильмах, фантазируют.

Строение органа слуха

Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:

  • наружное ухо;
  • среднее ухо;
  • внутреннее ухо.

Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.

К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.

Наружный слуховой проход — извилистый канал, длина которого составляет чуть больше 2 см, а диаметр – до 0,7 см. В нем звуковой сигнал продолжает усиливаться и передается в среднее ухо. Проход выстлан кожей, имеющей сальные и серные железы. Ушная сера – желтоватая субстанция, которая обеспечивает увлажнение канала и защиту от инфекционных агентов. При скоплении и уплотнении она образует пробки, нарушающие движение барабанной перепонки. Это может привести к возникновению кондуктивной тугоухости.

Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.

Барабанная перепонка — это тонкая мембрана, покрытая снаружи кожей, изнутри – слизистой. У маленьких детей она имеет отверстие, из-за которого среднее ухо контактирует с внешней средой и более уязвимо для инфекции. Оно закрывается к 3 годам.

Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:

  • молоточек;
  • наковаленка;
  • стремечко.

Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.

Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:

  • преддверия (вестибулюма);
  • улитки;
  • полукружных каналов.

В состав органа слуха входит только улитка. В ней содержится лимфатическая жидкость, натянуты волокна (основная мембрана). Каждое из волокон похоже на маленькую струну и «откликается» (резонирует) на звук определенной частоты. Этих волокон около 25 тысяч. На стенке канала улитки находится рецепторное поле, которое состоит из нервных (волосковых) клеток — Кортиев орган. Гибель волосковых клеток может привести к нейросенсорной тугоухости.

Ошибки родителей и как из избежать

Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.

Вот эти ошибки:

  1. Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
  2. Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
  3. Говорить много. Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова. С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
  4. Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
  5. Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
  6. Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы. Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.

Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.

Советы логопедов родителям

Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.

Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.

Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом.

В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.

Функции органа слуха

Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:

  • ловит звуки и направляет их далее (наружное ухо);
  • передает звуковую волну (наружное и среднее ухо);
  • защищает от инфекций, громких звуков, повреждений внутренних отделов (наружное ухо, барабанная перепонка);
  • трансформирует энергию звука в электрическую (внутреннее ухо).

Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.

Особенности органа слуха

Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.

Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.

Воспринимать двумя ушами – лучше определять локализацию звука. Бинауральный слух дает:

  • ощущение объемного звучания;
  • представление о расположении источника.

Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.

Подробнее о характеристиках слуха в этой статье.

При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]