Как правильно держать ручку: топ способов научить ребенка, подготовка руки к письму


Многие родители считают, что учить ребёнка правильно держать ручку или карандаш надо в 5-6 лет, когда начинается подготовка к школе.

Но это не так. Уже в 2,5-3 года дети готовы впервые взять карандаш и начать выводить заветные линии. И чем раньше малыши научатся держать пишущий предмет правильно, тем лучше закрепится навык. Если же захват сформировался неверно, то переучить ребёнка будет сложнее.

С какого возраста нужно обучать ребенка

Педагоги советуют показывать детям верное положение карандаша или фломастера сразу, как только они заинтересуются этими предметами.
Но в раннем возрасте (1-2,5 года) мелкая моторика развита плохо, поэтому ребенку может быть сложно удерживать ручку несколькими пальцами.

Чтобы подготовить малыша к письму, надо:

  • выполнять пальчиковую гимнастику;
  • перекатывать или нанизывать на нитку бусины;
  • делать аппликации из бумаги;
  • развязывать простые узелки;
  • мять в руках игрушки разной формы.

В 3 года можно подключать такие занятия, как:

  • пришивание пуговиц или заплетание косичек;
  • закрашивание крупных элементов раскраски;
  • дорисовывание фигуры по контуру;
  • сборка крупных конструкторов;
  • лепка из пластилина.

В 4 года уже возможно полноценное обучение. Можно показывать верное положение кисти на своем примере или обхватывать руку ребенка, располагая пальцы на нужных местах.

Упражнения

Для того чтобы первоклашка мог правильно владеть пишущим инструментом, нужно начинать занятия с 2-5 лет. Простые упражнения, совмещенные с игрой, помогут в будущем выработать ловкость пальчиков.

Ребенку можно предложить:

  • собирать пальчиками бусинки и складывать их в коробку;
  • завязывать бантики на шнурках, узелки на веревочках;
  • вытирать нарисованные линии маленькой резиночкой;
  • вырезать из бумаги мелкие детали безопасными ножницами и составлять из них мозаику;
  • заштриховывать карандашом картинки для раскрашивания;
  • рисовать узоры, геометрические фигуры (треугольники, квадратики, круги и т.п.);
  • собирать конструктор;
  • застегивать пуговицы и т.п.

Некоторые упражнения можно выполнять в виде игры. В это время важно контролировать положение пальчиков малыша.

Игра «паучки»

Ручки ребенка – веселые паучки, а пальчики – их лапки. Их нужно попросить «побегать» по столу. Потопать, попрыгать. Попросите малыша, чтобы «паучки» поздоровались лапками, и что-нибудь порисовали мелками. Это упражнение поможет снять напряжение с пальчиков и отвлечет ребенка от рутинных упражнений.

Зачем это нужно

У неправильного пальцевого захвата есть много негативных последствий. Самое безобидное из них — насмешки одноклассников.

Возможны и такие проблемы:

  1. Невозможность добиться красивого почерка.
  2. Кисть может уставать и болеть даже после одного урока.
  3. Успеваемость школьника снижается, ведь он тратит время не на решение сложных задач, а на попытки сладить с неудобным предметов в руке.
  4. Сколиоз и другие заболевания позвоночника. Неправильное положение кисти вызывает неправильное положение руки и, как результат, искривление верхней части туловища.
  5. Нарушение зрения.

Зачем готовить руку

Многие родители и не подозревают, что готовить руку к письму необходимо. Чем лучше развита мелкая мускулатура ведущей руки ребёнка, тем проще ему будет в школе овладеть навыком письма. Иначе последствия будут печальны: первоклашка в школе станет сильно уставать, не успевать выполнять задания учителя, а видя успехи одноклассников и свои неудачи – расстраиваться. Поэтому подготовка нужна непременно.

Но при этом важно учесть одно обстоятельство: готовить руку к письму и учить писать – не одно и то же. Второе ребёнок освоит в школе, а вот наша, родительская, задача – заняться с ним первым. Не заставляйте своего дошкольника корпеть над прописями, а тренируйте мышцы руки.

А как раньше?

Не нужно думать, что подготовка руки к школе – это новомодная тенденция. На самом деле, развитием «ручной умелости» у своих учеников были озадачены лучшие педагоги и в XIX, и в XX веках. Под их руководством дети занимались складыванием из бумаги, конструированием с помощью палочек, спичек, гороха, пуговиц, лепкой и многим другим. Уделяла большое внимание ловкости ручек и знаменитая Мария Монтессори. Да и мы с вами в обычной нашей жизни делали много того, что готовило наши руки к письму: выстругивали палочки, вырезали фигурки из дерева, складывали бумажные самолётики, кораблики и лягушки, причудливым образом натягивали между пальцев рук нити…

Почему дети неправильно держат ручку и карандаш?

Хватательный рефлекс у ребенка развивается уже в младенчестве, и к году малыш уверенно удерживает рукой различные предметы. Чаще всего — зажимает в кулаке. Так ему удобно, он видит, что при таком «захвате» игрушка, ложка или карандаш не падают. Даже если ребенок наблюдателен и замечает, что взрослые держат карандаш по-другому, ему нелегко это повторить из-за недостаточно развитой мелкой моторики пальцев.

Именно поэтому родителям необходимо не только показывать, как правильно держать ручку при письме, но и заниматься развитием мелкой моторики рук ребенка . Для этого отлично подходят пальчиковая гимнастика, лепка из пластилина или занятия с мозаикой. Полезно научить ребенка застегивать пуговицы, нанизывать бусины на нить.

Важно показать ему, что все эти действия удобно совершать тремя пальцами (отработать и закрепить так называемый щипковый захват).

Возможные причины


В школе детям приходится много и часто писать. От того, как ученик держит ручку, зависит его скорость письма, почерк. Многие родители сталкиваются с проблемой неправильного положения письменных принадлежностей в руке у ребенка.
Чаще всего она обусловлена неразвитой мелкой моторикой. Маленькие дети держат карандаши, ручки, погремушки всеми пальцами, сжимая их в кулак. Некоторые ребята старшего возраста сдавливают инструмент для письма, выставляя пальцы вперед.

Такое положение неправильное, оно часто превращается в привычку, от которой достаточно сложно избавиться. Поэтому важно вовремя заняться переучиванием малыша. Неверное положение ручки может быть обусловлено тем, что родители не показали, как нужно держать инструмент для письма в руке.

Почему важно держать ручку правильно?

Неправильное положение пальцев при письме — это вопрос не только красоты почерка. Все значительно серьезнее.

Ребенок неправильно держит ручку? Скорее всего, он и сидит неправильно. А это может привести к мышечным болям, ухудшению осанки и — в перспективе — к сколиозу.

«Кривая» посадка чревата проблемами со зрением.

Рука, поставленная неправильно, быстро устает; возможны даже спазмы мышц и кисти.

Ну и, конечно, есть психологический аспект: ребенку — особенно первокласснику — тяжелее, чем его сверстникам. Он не успевает, не получает удовлетворения от учебы, начинает бояться письменных работ. В конечном счете, у ребенка формируется негативное отношение ко всему учебному процессу.

С чего начинается коррекция почерка?

Занятия с нейропсихологом по исправлению почерка направлены в первую очередь на устранение причин данного явления, в частности, необходимо сделать следующее:

  • если малыш находится в состоянии стресса, следует привести в равновесие его эмоциональный фон, создать дома и в школе благоприятную среду, где он чувствовал бы себя свободно и комфортно;
  • если у ребенка выявлен СДВГ, то нужно обязательно провести коррекцию гиперактивности, поскольку ему трудно концентрировать внимание на конкретном занятии, контролировать свое поведение. Кроме того, такие дети часто имеют большие проблемы с мелкой моторикой;
  • обратиться к врачу, чтобы он «настроил» нервную систему ребенка, как музыкальный инструмент;
  • отработать четкое начертание букв и их отдельных фрагментов.

Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» письма работают каждый сам по себе, то обучение письменной речи по большей части оказывается неуспешным либо складывается компенсаторным образом, то есть ребенок выводит буквы коряво, путает или вовсе не дописывает их.

Дело в том, что в период обучения у ребенка посредством нервных клеток (нейронов) головного мозга, происходит образование нейронных связей. По вышеописанным причинам они формируются неправильно либо в недостаточном количестве.

Признаки того, что ребенок держит ручку неправильно

Неправильная постановка пальцев — не всегда «ручка в кулаке». Есть много вариантов, при которых ребенок при письме держит ручку или карандаш неправильно и которые не так бросаются в глаза:

  1. Ребенок держит ручку слишком близко или слишком далеко от стержня. Оптимальным считается расстояние порядка 1,5 см.
  2. Неправильный захват: «щепоть» или большой палец ниже указательного.
  3. Упор на указательный, а не на средний палец.
  4. Чрезмерный нажим на пишущий инструмент.
  5. При письме двигается бумага, но не карандаш.
  6. Слишком зажата и напряжена кисть.
  7. Верхняя часть карандаша «смотрит» в сторону (должна быть направлена к плечу).

Как сидеть за письменным столом?

Позвоночник ребенка еще не окреп, поэтому при неправильном положении при занятиях у него могут возникнуть проблемы с осанкой. Лучше сразу купить стул и стол, высоту которых можно увеличивать по мере роста малыша. Он должен сидеть прямо, поставив ноги на пол или на специальную подставку. Следите, чтобы юный художник положил оба локтя на стол и не сгибался вправо или влево.

На стол не нужно опираться грудью, но и слишком далеко отодвигаться нельзя. Расстояния 2 см будет достаточно. Голову можно немного наклонить, но не утыкаться носом в бумагу. Приучите ребенка время от времени проверять расстояние от рисунка до глаз. Нужно поставить локоть на стол, органы зрения должны находиться на уровне пальцев. Чтобы рука меньше уставала, листок нужно расположить под углом 30⁰ к краю стола, уголок должен смотреть в центр груди ребенка.

Совет

Если заметите, что малыш не водит карандашом по бумаге, а тянет альбом, разберитесь в причинах. Возможно, он левша, а мама заставляет работать правой рукой.

При занятиях письмом и рисованием надо позаботиться о зрении малыша. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу нужно располагать слева, чтобы правая рука не отбрасывала тень на листок. Если у вас растет левша, расположите источник света справа. Пасту в ручке или грифель карандаша лучше выбрать ярких, сочных оттенков. Бледные линии трудно различить – ребенок будет напрягать и глаза, и руку, стремясь сделать их более четкими при помощи сильного нажима.


Не позволяйте ребенку рисовать на низкой скамеечке, сидя на полу на коленках. Не нужно, чтобы он писал, лежа на полу. С ранних лет малыша нужно приучить, что для каждого занятия есть свое место, своя мебель и свое положение тела. У некоторых детей лучше получается писать стоя. Препятствовать этому не надо, такое умение очень пригодится ему в школе. Купите специальную доску с надежной подставкой или петлями, за которые ее можно повесить на стену. Объясните, что на этой поверхности он может изображать все, что хочет, а обои, мебель и двери разрисовывать нельзя.

Как держать письменные принадлежности?

Вы задумывались над тем, правильно или неправильно вы берёте карандаш? У взрослых это происходит «на автомате», а вот ребёнок ещё совершенно не понимает, как правильно держать ручку.

Задача родителей – приучить дошкольника к верному способу письма и выработать автоматический навык.

Если ребёнок праворукий, письменная принадлежность должна располагаться на левой части среднего пальчика. Указательный же палец прижимает ручку, не давая соскальзывать. Самый большой пальчик придерживает её с левого бока. У леворукого малыша способ держания, соответственно, абсолютно зеркален.

Чтобы проверить правильность захвата письменных принадлежностей, попросите ребёнка немного приподнять указательный пальчик. Если карандаш выпадет из ладони, значит, детские пальчики расположены неправильно.

Оставшимися «без дела» пальцами малыш волен распоряжаться по своему усмотрению. Обычно мизинчик и безымянный палец прижимают к ладошке, некоторые люди при письме прячут их ближе к большому пальцу.

Чтобы захват карандаша не доставлял неудобства, нужно приучить ребёнка выполнять следующие несложные действия:

  1. Прежде всего, объясните будущему школьнику, что письменные принадлежности держат в ладони не вертикально, а под таким уклоном, чтобы верхний кончик «смотрел» на плечо.
  2. Верхняя фаланга средних пальчиков – то место, куда укладывается карандаш. Указательный «перст» должен поддерживать его с верхней стороны, а большой – с левой. Остальные пальцы прижимаются к ладошке.
  3. Располагая руку на поверхности стола, важно определить верную точку опоры. Ею служит третья фаланга мизинчика и внешняя сторона ладошки.
  4. Чтобы мышцы излишне не напрягались, нельзя чрезмерно сжимать карандаш – пальчики должны быть расслабленными. А расстояние от пальцевого захвата до окончания стержня приблизительно составляет 1,5-2 сантиметра.

Если ребёнок постоянно игнорирует эти рекомендации, обязательно напоминайте, но не говорите слово «неправильно». Лучше покажите, как нужно делать и держать.

Чем лучше писать: выбор письменных принадлежностей для ребенка

Значимую роль в обучении ребенка письму играют письменные принадлежности. Результат во многом зависит от того, чем ребенок пишет. Для маленького ребенка лучше выбрать восковые мелки или фломастеры. Они нравится детям, потому что оставляют на бумаге яркие следы, и удобны тем, что на них не нужно сильно нажимать. Специалисты утверждают, что в дошкольном возрасте полезнее всего рисовать и писать карандашами. Орудуя карандашом, ребенок научится управлять силой нажима на лист бумаги. Лучше выбирать карандаши трехгранной формы, чтобы ребенок правильно держал их в руке. Место, за которое малыш держит карандаш, желательно должно быть прорезинено, чтобы при письме пальцы не соскальзывали. Также обратите внимание на материалы, из которых сделаны письменные принадлежности, так как многие дети тянут их в рот.

Если говорить о выборе ручки, то для детей дошкольного и младшего школьного возраста лучше подойдут шариковые ручки с темно-синими чернилами. Если ручка пишет светлыми чернилами, ребенок будет сильнее на нее давить, так как буквы плохо видны на бумаге. Не стоит покупать слишком длинные (более 13 см) и толстые (свыше 7 мм) ручки.

Первое знакомство с карандашом

Прежде чем начинать занятия, убедитесь, что вы сами держите ручку правильно. Мало кто из взрослых зажимает карандаш в кулаке или между пальцами в виде кукиша. Зато наклон письменного прибора, место захвата не у всех соответствует стандарту. Ребенок может не понять объяснения на словах, родители должны будут на собственном примере показать ему, как они сами рисуют и пишут.

Возьмите ручку и посмотрите, насколько правильно ее положение.

  • Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца, сверху ее придерживает большой, с сбоку указательный палец.
  • Безымянный палец и мизинец согнуты и прижаты к ладони.
  • Расстояние от пальцев до острия карандаша – около 1,5 см.
  • Тупой конец направлен на плечо пишущей руки.

Если заметили ошибки, откорректируйте положение письменного прибора, чтобы показать малышу правильный пример.

Теперь просмотрите весь арсенал пишущих средств ребенка. Друзья и родственники могли надарить ему карандашей самых причудливых форм, толстых ручек с множеством стержней или сувенирных миниатюрных фломастеров. Такие предметы хорошо смотрятся на стенде или в коллекции, а использовать их по прямому назначению очень неудобно, особенно когда малыш только учится держать в руках письменные принадлежности.

Возьмите карандаш толщиной 8 мм и длиной около 10-12 см. Желательно, чтобы он имел трехгранную форму, тогда пальчики сами займут правильное положение. Объясните малышу, что карандашик любит, чтобы его держали правильно, а если схватить, как попало, ему будет неприятно. Для наглядности можете показать, что когда вы ведете малыша за ручку, ему весело и хорошо, а если держать за ногу, будет очень неудобно.

Как выбрать подходящую ручку?

Взрослые люди, обладающие уверенным навыком письма, практически не обращают внимания на качество ручки (особенно в последнее время, когда писать от руки приходится все реже). Чаще пишущие принадлежности выбирают исходя из дизайна, оригинальности, актуального логотипа.

Но для обучения ребенка навыкам письма «подарочные» варианты — особенно нестандартной формы — абсолютно не подходят. Следует выбирать шариковые ручки.

При выборе важно учесть:

  1. Форму. Шестигранные или трехгранные ручки удобнее круглых — они легче ложатся в руку и не крутятся. Очень хороши ручки с прорезиненным корпусом. В этом случае даже круглая ручка плотно зажимается детскими пальцами и не скользит, а грани не оказывают дополнительного давления.
  2. Длину. Оптимальная длина ручки — 13-15 см.
  3. Ширину. Толстые ручки не умещаются в детских пальчиках, поэтому не стоит выбирать ручку толще 1 см в диаметре.
  4. Цвет чернил. Слишком светлый плохо виден, он заставит ребенка низко наклоняться над тетрадным листом, а черный банально мрачен. Обычно для обучения используются фиолетовые или синие чернила.
  5. Материал. Не стоит забывать и о том, что дети часто пробуют карандаши «на вкус». Ручки из ткани, с перьями, хвостиками и забавными наконечниками лучше покупать, когда ребенок подрастет.

Существуют специальные ручки, предназначенные для обучения (так называемые ручки-самоучки) — они сконструированы так, чтобы держать их можно было только одним, правильным образом. Но ребенок обычно пользуется не одной ручкой или карандашом, поэтому полезнее будет, если он научится брать любой пишущий предмет так, как нужно.

Как подготовить руку к письму?

Бесполезно заниматься с ребенком рисованием, если его пальцы еще недостаточно развиты. С грудничком можно заниматься пальчиковыми играми: «Ладушки», «Сорока-белобока». Давайте ему игрушки, побуждающие развивать точные движения. Очень большую помощь окажут развивающие центры, обучающие коврики. Приобретите или сделайте сами несколько сумочек и кармашков с различными застежками. Малыш приложит все усилия, чтобы открыть молнию, пуговицу и липучку, если привыкнет, что в емкости его ждет интересный сюрприз.

Детям постарше можно предложить игры с шариками, крупными бусинами, которые нанизывают на тонкую веревочку. Очень помогают мелкой моторике игрушки-шнуровки. Купите ребенку безопасный пластилин, который можно брать в рот, – пусть мнет его, катает колбаски, пытается что-то слепить. Для развития и пальцев, и умственной деятельности можно приобрести конструктор.

Хорошо тренируют кисть руки и другие занятия:

  • пазлы;
  • завязывание узелков, обучение основам макраме;
  • раскраски;
  • рисование различных фигур по клеточкам, точкам или контурным линиям.

Развитие мелкой моторики хорошо совмещать с приобщением малыша к домашним обязанностям. В 3-4 года можно под присмотром мамы знакомить его с рукоделием: учить пришивать пуговицы, вышивать несложные узоры. Перед Новым годом устройте конкурс на лучшую вырезанную снежинку для украшения елки. Когда готовите печенье или пирог, дайте ребенку кусочек теста. Пусть он слепит свою фигурку, которую тоже нужно обязательно испечь, отведать всем по кусочку и похвалить юного кулинара за вкусное угощение.

Не надейтесь, что научить ребенка правильно держать ручку сможет педагог в первом классе. Если неверный захват уже сформировался, избавиться от привычки будет очень сложно, а преподавателям просто некогда этим заниматься. Часто досадные мелочи и безобидные на взгляд родителей привычки настолько отравляют жизнь школьника, что он отказывается идти на уроки. Позаботьтесь о будущем своего малыша, не пожалейте 20-30 минут в день, чтобы развить необходимые навыки.

Графические диктанты

Очень полезны для дошколят графические диктанты. Они не только развивают внимание и учат ориентироваться на листе, но и готовят руку к письму. А детям такие задания, как правило, очень нравятся. Для них это не уроки, а увлекательная игра с призом в качестве забавной фигурки в конце, если всё сделано верно. Обратите внимание на то, что большинство графических диктантов начинаются и заканчиваются в одной точке, т.е. фигурки получаются с замкнутым контуром.

Для выполнения даже самых трудных графических диктантов редко требуется больше 10 — 15 минут. Уж их-то наверняка смогут выкроить в своих плотных рабочих графиках даже самые занятые родители. А польза будет огромной.

Как проводить графические диктанты:

  1. Используем только простой карандаш или ручку. Работа с фломастерами имеет свои нюансы и не учит правильному нажиму.
  2. Читаем чётко, не повторяя, чтобы ребёнок привыкал внимательно слушать и запоминать задание.
  3. Постепенно увеличиваем темп.
  4. В первое время можно в углах листа писать буквы «Л» (лево) и «П» (право). Когда ребёнок станет уверенно ориентироваться на листе, откажитесь от этой подсказки.

Графический диктант «Первоклассница»

Внимание! Перед выполнением диктанта попросите ребёнка отступить по 4 клетки слева и сверху, поставьте в этом месте точку. Это начало и конец рисунка, который получится в результате выполнения графического диктанта. Из этой точки начинаем работу, и в эту же точку должны вернуться. Если этого не произошло, значит, где-то допущена ошибка.

3 кл. вправо, 1 кл. влево вверх по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево вверх по диагонали, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вниз, 2 кл. вправо вверх по диагорали, 2 кл. влево вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вниз, 2 кл. влево вниз по диагонали, 3 кл. вниз, 2 кл. влево, 2 кл. вверх, 2 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. влево вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 4 кл. вверх, 1 кл. влево, 4 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 3 кл. вверх, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. влево вверх по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. влево вниз по диагонали, 3 кл. вниз, 1 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 4 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх, 1 кл. влево вниз по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. влево вниз по диагонали.

В результате должна получиться фигурка первоклассницы с двумя бантиками и букетом цветов.

Получилась? Молодцы!

Вышло что-то непонятное, а контур замкнут не до конца? Не расстраивайтесь! Это просто повод потренироваться лишний раз. Вы можете придумывать графические диктанты сами или воспользоваться теми, что нетрудно найти в Интернете или магазинах.

Советы

  • Возможно, вы найдете другой способ держания ручки. Если он покажется вам удобным, используйте его.
  • Не сдавливайте ручку пальцами слишком сильно. При появлении напряжения в пальцах попробуйте менять их положение, пока не нащупаете удобный способ захвата.
  • Шариковыми ручками писать сложнее, чем перьевыми. Как правило, их нужно сжимать крепче и держать более вертикально, при этом сильно надавливая на бумагу.
  • Карандаши и другие пишущие принадлежности нужно держать так же, как ручки, поэтому их тоже можно использовать для оттачивания навыка

Признаки неправильного захвата

Для предупреждения негативных последствий неправильного захвата, следует обратить внимание, как малыш впервые пытается взять карандаш. Проблемы могут возникнуть, если:

  • ребенок сильно сгибает указательный пальчик и придерживает его внешней частью ногтевой фаланги (при этом большой пальчик располагается ниже);
  • свободный кончик карандаша направлен не на плечо рабочей руки, а в любую другую сторону.
  • на бумаге остаются борозды, грифель или стержень рвет бумагу;
  • происходит слабый нажим при письме;
  • малыш использует при захвате два первых пальчика, а средний в процессе не участвует;
  • карандаш захватывается правильно, но слишком низко или высоко.


Неправильный захват карандаша

Топ способов, как научить ребёнка правильно держать ручку

Не все родители знают, какая методика является наиболее эффективной в деле обучения деток оптимальному захватыванию пишущих аксессуаров. Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью (действуют практически в 100 % случаев).

Родителям осталось лишь выбрать самую подходящую методику и начать обучающий процесс.

Захват пинцетом

Чтобы приучить малыша правильно ухватывать пишущий предмет в руку, необходимо воспользоваться пинцетной «хваткой». Это один из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей.

Гладкий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.

Салфеточный метод

Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем.

Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики теперь не помешают малышу правильно захватывать пишущий предмет.

Дартс

Ребёнку в 5 или 6 лет можно предложить метать дротики, чтобы обрести правильно поставленный захват. Оказывается, дартс не просто увлекательная игра, но и своеобразный тренажёр, помогающий понять принцип удерживания письменной принадлежности.

Трёхпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребёнок усаживается за пропись или тетрадку, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.

Мелки

Художественные мелки – ещё один неплохой вариант для обучения правильному удержанию карандаша.

Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трёх сантиметров.

Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придётся удерживать пастель исключительно тремя пальцами.

Позанимавшись с мелом, ребёнок без проблем сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.

С помощью резинки

Освоить письмо поможет обычная аптечная резинка, которую надевают на запястье. Резинку слегка оттягивают вверх, делают петельку, в которую продевают ручку ближе к колпачку. Так она будет сохранять правильное положение при письме.

С помощью носового платка или салфетки

Если безымянный пальчик и мизинчик постоянно мешают малышу правильно захватить карандаш, можно воспользоваться маленьким носовым платочком или бумажной салфеткой. Ее складывают в 4 раза и кладут на ладошку. Два последних пальчика должны прижать салфетку к ладошке. Затем рабочими пальчиками нужно правильно захватить карандаш. Этот способ поможет малышу запомнить, как нужно правильно рисовать или писать.

Естественный метод

Гладкий карандаш или ручку нужно поставить концом грифеля вниз перпендикулярно столешнице. Пишущий инструмент берется за верхнюю часть тремя рабочими пальцами — большим, средним и указательным. После этого ребенок начинает двигать пальчики книзу, скользя ими по карандашу, пока они не займут оптимальную позицию, которая потребуется при письме. Считается, что пальцы сами должны занять правильное положение.

«Сонный» способ

Мы должны уложить ручку или карандаш спать в своей руке. Для этого ребенку нужно представить, что средний палец — это кровать для письменной принадлежности. Положите ручку на нее, а под кончик ручки или карандаша — подушечку указательного. Одеяло — это большой палец. Теперь можно приступать к письму.

Метка на пальчике

Если ребенку все равно сложно понять как держать пишущий инструмент, воспользуйтесь простейшей техникой, которая предполагает нанесение отметки или точки на том месте среднего пальца, где должна лежать ручка.

Аналогичную отметку, точку или плюсик необходимо поставить и на ручке, отступив 1,5 сантиметра от острия грифеля. Малышу необходимо объяснить, что эти две отметки должны совпасть для поучения идеального захвата.

С помощью резиновой насадки

Специальная резиновая насадка с углублениями для пальцев продается в отделе канцелярских товаров. Надев такую резинку на ручку, можно контролировать положение пальчиков первоклашки. Он будет с удовольствием писать, ведь это и ручка и веселая игрушка одновременно.

При помощи ручки для первоклассников

Можно купить готовую ручку для первоклассников, в которой есть выемки для пальчиков. Эту ручку удобно брать в руки, и пальцы сами принимают нужное положение. Такое приспособление можно вырезать самостоятельно из обычной резинки. Получится замечательный тренажер, способный наладить правильный захват и исправить почерк.

При помощи наглядных пособий

Над столом можно повесить яркую схему, как правильно пользоваться письменными принадлежностями.

Правильная осанка – залог красивого почерка

Перед тем, как научить ребенка держать ручку правильно, уделите внимание выработке правильного положения за столом. Чтобы освоение письменных навыков принесло только пользу, необходимо научить малыша грамотной посадке. Он должен освоить такие правила:

  1. Спину следует держать ровно.
  2. Стопы должны быть поставлены на ровную поверхность (пол или специальную подставку для ног).
  3. Локти не должны свисать, а твердо лежать на краях стола.
  4. Между столом и ребенком должно оставаться 2 сантиметра зазора.
  5. Тетрадь должна находиться под 30-градусным углом.

Обучая детей держать ручки, сидя за столом, придерживайтесь важного правила. Колени, линия бедер со спиной и руки на столе должны образовывать 3 прямых угла. Высота стула должна быть параллельной коленным складкам. К тому же, желательно, чтобы не только стул, но и стол имел регулировку.

Рекомендуется регулировать не только высоту, но и уровень наклона столешницы. Угол может быть разным, в зависимости от вида деятельности малыша:

  • рисование карандашом – до 5 градусов;
  • работа с ручкой – около 15 градусов;
  • чтение – 30 градусов.

Учимся писать при помощи специальных средств

Изготовители канцтоваров пришли на помощь родителям и предложили специальные средства, благодаря которым для ребенка письмо стало намного легче. Они представляют собой пластиковые, фигурные насадки с отверстиями в виде смешных зверушек.

Благодаря наличию выемок на ручке в необходимых местах, взять ее неправильно невозможно. Изделия делают и для левшей, и для правшей. Тренажер учит детей удерживать ручки в оптимальном положении.

Изготавливается насадка-тренажер из термопластичного эластомера. Она надевается на обычную ручку стандартных размеров без автоматического механизма. Преимущества тренажера:

  • Он учит правильной постановке фаланг пальцев при освоении техники письма.
  • Он удерживает кисти в расслабленном состоянии, что снижает усталость руки при длительных занятиях.
  • Родитель может научить ребенка писать, не контролируя процесс постоянно. Нет необходимости стоять над ним и проверять правильность письма.
  • Чтобы освоить технику работы ручкой или карандашом, требуется всего 2 месяца. После окончания этого срока малыш может продолжать заниматься, но уже без тренажера. Благодаря наработкам «мышечной памяти», пальцы сами помнят, как удерживать ручку.

В магазинах канцтоваров также можно найти трехгранные карандаши. Они идеально подходят для обучения малыша рисованию.

Ручка – «самоучка»

Это устройство, которое надевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. К тому же можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек. Данные тренажеры можно найти как для правшей, так и для левшей.

Кстати, для малышей, которые только учатся держать в руках ложечку, есть специальная ложка-обучалка, благодаря которой ваш ребенок сможет научиться правильно брать столовые приборы в руку.

Ручка с «подсказкой» для пальцев

Ручка имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.

Метод пинцетного захвата

  • Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик и поставить на стол.
  • Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз и ручка оказывается в руке в правильном положении.
  • Теперь только остается контролировать наклон руки ребенка.
  • Сначала рекомендую показать ребенку на собственном примере, делая эти действия медленно, затем предложите ребенку повторить за вами.

Игра «Спокойной ночи, ручка!»

Данный способ приемлем для самых юных писарей. Можно предложить малышу “уложить” ручку или карандашик спать в детскую руку: кладем ручку в кроватку – на средний пальчик, под голову подушечку – указательный, а сверху одеялко – большой пальчик.

Основная задача взрослого в период обучения – регулярно следить за правильностью захвата ребенком письменных принадлежностей. То есть во время рисования нужно следить за правильным положением пальцев.

Если Вы заметили, что карандаш снова держится неправильно, остановите рисование и переложите его правильно.

Стоить помнить, что рисуя, дети обычно очень сильно сжимают карандаш. Пальцы потеют, и рука быстро устает. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Пусть ребенку будет интересно учиться рисовать. Подарите ему красивую книжку-раскраску или предложите изобразить сюжет из любимого мультфильма. Если ребенок будет заниматься с удовольствием, то очень скоро добьется первых успехов!

Самое главное – помнить, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. А значит, результат любого дела зависит от того, в какой форме и даже с каким настроением Вы преподнесете ребенку любые упражнения или занятия.

  1. Научите ребенка правильно держать ручку до начла учебного года, тогда вы точно будете уверены, что ваш всезнайка с легкостью будет справляться с письмом, а главное правильно.

«Бай-бай», ручка

Важный принцип обучения — это опора на игровую деятельности. Маленькие дети тяжело воспринимают обычную учебу. Поэтому им нравится веселая гимнастика и подобные упражнения.

В возрасте шести лет ребенка начинают готовить к школе. В это время он готов осваивать письмо и чтение. Чтобы он понял, как правильно и уверенно держать ручку, можно сделать с ним несложное упражнение.

Для него нужно представить сценку, где кисть ложится спать:

  1. Средний палец будет кроваткой.
  2. Ручку нужно положить на кроватку.
  3. Под ее конец заводят подушечку указательного пальца.
  4. Сверху закрыть большим пальцем.

Обратите внимание! Со стороны будет выглядеть так словно ручка лежит в кроватке. Детям нравятся подобные игры, где предметы предстают в необычном виде.

Как научить ребенка правильно держать ручку при письме

По некоторым прогнозам в ближайшем будущем системы образования будут полностью модернизированы, а вместо тетрадей и ручек, которые уйдут в прошлое, учащиеся будут пользоваться компьютерами и другими электронными устройствами. Однако пока до этого не дошло, красивый и разборчивый почерк является важным элементом успешной учебы. Поэтому родителям важно знать, как научить ребенка правильно держать ручку при письме.

Когда начинать учить ребенка правильно держать ручку

Обычно родителей начинает беспокоить вопрос того, как их сын или дочь держат ручку, только когда они идут в школу, или в период дошкольной подготовки. Однако, об этом стоит задумываться гораздо раньше.

В самом раннем возрасте, когда дети начинают знакомиться с процессом рисования, они держат карандаши, фломастеры или ручки всеми пятью пальцами. И уже с этого момента, родители должны показывать детям правильный захват с помощью трех пальцев.

При этом большую помощь родителям могут оказать правильные пишущие принадлежности. Например, первые карандаши малышей должны быть укороченными и утолщенными и иметь треугольную форму. Такая форма способствуют правильному захвату, благодаря чему, дети сами интуитивно учатся правильно держать эти карандаши при рисовании.

Моторика рук – важная часть обучения письму

Если ребенку не удается научиться работать с ручкой (карандашом), возьмите на вооружение упражнения для моторики. Они также поспособствуют выработке красивого почерка.


Известно несколько доступных способов натренировать моторику рук в домашних условиях, используя подручные предметы:

  • Рассыпьте бусы в миске и попросите малыша собрать их обратно, нанизывая на нитку.
  • Вырезайте с малышом всевозможные фигурки.
  • Предложите ребенку развязать узелки, сделанные вами заранее.
  • Попросите маленького помощника пришить пуговицу к одежде или просто к лоскутку ткани.
  • Лепите из теста вместе, и вы получите двойной эффект: помощника на кухне и ребенка, умеющего работать с ручкой или карандашом.
  • Можно приобрести специальные турники для пальцев или обратиться к физиотерапевту (он подскажет комплекс упражнений).
  • Инсценируйте с малышом сказку. Пусть его пальчики станут воображаемыми персонажами игры.

Упражнение для формирования правильного захвата

Освоить нужное положение пальцев малышу очень сложно. Отложите на некоторое время уроки рисования и займитесь упражнениями, развивающими правильный захват карандаша. Не устраивайте серьезные тренировки, ребенку они быстро наскучат. Все должно проходить в форме игры.

Проделайте 8 упражнений и посмотрите, что у малыша лучше получается. Попробуйте следующие методы.

  1. Сначала карандашик можно приласкать. Поставьте его вертикально, уприте нижний конец в твердую поверхность. Малыш берется за верхнюю часть большим, указательным и средним пальцем и проводит вниз, будто гладит.
  2. Ручка устала и хочет спать. Средний палец будет кроваткой, указательный – подушкой, а большой – одеялом. При этом можно напевать колыбельную, или приговаривать «Баю-бай». Когда пишущий прибор займет правильное положение, можно поставить кулачок на стол и поводить по бумаге, этими линиями карандаш скажет «Спасибо» за хороший отдых.
  3. Полотенце для карандаша. Дайте малышу небольшой лоскуток ткани, который он должен будет прижимать к ладони мизинцем и указательным пальцем. Скажите, что ручка умылась и хочет вытереться или ей нужно высморкаться в носовой платочек. Нужно, удерживая салфетку, взять пишущий прибор. Ухватить его неправильным способом будет очень сложно, скорее всего, пальчики займут нужное положение.
  4. Насадка для письма. В отделах детских канцтоваров можно найти большой выбор специальных насадок в виде забавных животных, птичек, рыбок. Ваш карандашик завел себе кошечку, теперь нужно с ней поиграть. На приспособлении есть отверстия для пальцев, малыш обязательно возьмет ручку правильно и сможет нарисовать различные «каляки-маляки».
  5. Обучающие тренажеры. Если хотите, чтобы ребенок без долгих упражнений сразу взял пишущий прибор правильно, купите ручку-тренажер Stаbilо LеftRight. На ее трехгранной поверхности сделаны выемки для пальцев, малыш сразу возьмет ее правильным способом и сможет рисовать.
  6. Мелки. Ваш упрямец никак не хочет подружиться с карандашиком и держать его правильно? От обиды карандаш ушел от такого хозяина, теперь можно рисовать только мелками. Не давайте малышу большой стержень, отломите маленький кусочек, который невозможно зажать в кулаке. Рисовать двумя пальцами сложно, грифель наклоняется то в одну, то в другую сторону. В результате ребенку придется взять его нужным способом – пинцетным захватом.
  7. Дартс. Учите малыша играть в дартс, это прекрасно подготовит его кисть к письму. Бросить дротик можно только тремя пальцами. Сначала ребенок поражал стрелами мишень, теперь можно таким же способом взять ручку и попробовать попасть в нужное место на листке бумаги.
  8. Совмещение точек. Дисциплинированным детям, которые во всем любят порядок, можно объяснить, что, как у всех игрушек есть свои уголки, так и карандаш должен лежать в руке на нужном месте. Нарисуйте на среднем пальце и на корпусе ручки точки. Теперь нужно совместить отметки, придержать пишущий прибор двумя другими пальчиками – и рисунок получится красивым.

Совет

Если ваш ребенок левша, учите его держать ручку в таком же положении, но в левой руке. Указательный палец окажется сверху, а большой – сбоку. При покупке тренажеров следите, чтобы на этикетке было указано, что приспособление предназначено для левой руки.

Занятия не должны утомлять малыша, поэтому каждое упражнение можно делать, пока ему это нравится. Обычно интерес держится не больше 4–5 раз, а непоседы и после 2 повторений могут заскучать. Сигналом, что на сегодня урок окончен, послужит потеря интереса у ребенка. Желательно даже не дожидаться «полного насыщения», а переключиться на другую деятельность, когда юный художник готов еще немного попачкать бумагу. Когда в следующий раз вы позовете его за столик для рисования, он побежит с большой охотой.

Научите ребенка самого контролировать, насколько правильно он держит ручку. Пусть приподнимет указательный палец, при этом письменный прибор должен остаться на месте.

Чтобы малыш не заскучал, выучите с ним забавные стихи, потешки. Например:

«Чтобы буковки писать,

А не закорючки,

Нужно правильно держать

Эту ручку в ручке».

Если за правильным положением карандаша и позой за столом родители должны следить, то вмешиваться в творческий процесс не нужно. Вы можете предложить ребенку нарисовать дом или дерево, но не давайте ему прописи, не заставляйте по 10 раз выводить один и тот же крючок. Рука дошкольника еще не готова к каллиграфии, правильному начертанию букв его научат в школе, а сейчас такое занятие только утомит ребенка, заставит его заскучать. После этого приобщить малыша к рисованию будет очень сложно.

Рисовать хочет малышок – дайте восковой мелок.

Как правило, к неправильному держанию ручки и карандаша приводит недостаточное внимание к развитию мелкой моторики у малышей. Будучи совсем крохами, малыши удерживают игрушки сразу всеми пальцами. Так же в кулачок они впервые берут карандаш, и такой захват со временем превращается во вредную привычку.

Возможно именно поэтому не стоит начинать обучение ребёнка изобразительному искусству сразу с корпусных пишущих предметов (фломастеров, авторучек). Лучше подойдут восковые мелки. Разломленный на несколько частей мелок ребёнок не сможет взять иначе, чем тремя пальцами.

Нужно ли исправлять почерк?

Некрасивый, неразборчивый почерк является серьезным препятствием для правильного восприятия текста. Порой даже самому ребенку сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент. Неудивительно, что учителя и проверяющие эксперты нередко ошибочно помечают ту или иную букву как недочет. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.

Ручку правильно, чтоб взять – дротики начни метать.

Как дополнительное, скорее, занятие может подойти игра в дартс. Дротик просто невозможно метнуть без правильного захвата его тремя пальцами. Затем попробуйте с малышом начертить дротиком на песке несколько букв. А позже, можно предложить ребенку представить, что ручка – это тоже дротик.

Сама по себе игра в Дартс хорошее средство для развития гармонии движения рук и глаз. Регулярная игра существенно улучшает их координацию.

Чтобы малыши не поранились острыми дротиками, можно купить детский вариант игры с магнитиками на дротиках вместо острых шипов.

Как еще можно помочь ребенку исправить почерк?

Приучите ребенка держать спину

Ежедневно выполняйте специальные упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Как только позвоночник окажется в «расправленном положении», головной мозг будет получать больше кислорода и питательных веществ, необходимых нейронам для правильного формирования связей.

Развивайте мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие

Существует множество интересных игр и упражнений, которые понравятся вашему ребенку и положительно скажутся на почерке: лепка, оригами, конструкторы, пазлы, игры с песком, цветным рисом, водой.

Ещё вещь полезная весьма — насадка для письма.

Внести разнообразие в обучение тому, как научить ребёнка правильно держать ручку помогли производители канцтоваров. Они предлагают ещё одно «спецсредство», с помощью которого детям намного легче научиться писать. Это пластиковые насадки на ручки, выпускающиеся в виде фигурок различных зверят. «К ручке пришла в гости кошка, хочет поиграть немножко» — с такими словами можно начать урок, приобретя такую насадку в отделе детских канцтоваров. Каждую из этих насадок можно надеть на авторучку без особых усилий.

Данные «спецсредства» выполнены таким образом, что вложив пальцы в специальные выемки, малыш просто не сможет взять ручку неправильно. Немаловажный факт – насадки делают и для левши, и для правши.

К преимуществам их использования можно отнести:

  • простоту самого процесса правильного расположения пальцев на ручке;
  • возможность не напрягать кисть руки, что снижает её усталость;
  • отсутствие необходимости постоянного контроля со стороны родителей.

Примерно через 2 месяца необходимость использования такой насадки отпадёт. Ребёнок сможет продолжить занятия, благодаря «мышечной памяти» уже без тренажёра. Пальцы «сами» запомнят, как держать ручку.

Насадка на карандаш в качестве обучающей методики

Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах родители могут приобрести особые насадки, которые выполнены в виде зверюшек.


В этих устройствах имеются особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на ручку, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно.

В сети можно найти много положительных отзывов о такой принадлежности, как ручка-тренажёр для обучения правильному захвату. Выглядит аксессуар как рыбка со специальными углублениями. Производители и родители заявляют, что подобный тренажёр способен даже исправить почерк у ребёнка.

Ещё один вариант обучающих пишущих устройств – ручки из серии Stаbilо LеftRight. Эти устройства были разработаны при участии медиков, учителей и специалистов по эргономике. На трёхгранных ручках уже имеются особые насадки с углублениями, которые помогают «писцу» взять предмет правильно.

Кроме того, пишущие принадлежности выполнены из лёгкого мягкого материала, а их окраска дарит детям хорошее настроение, что также немаловажно при решении вопроса, как научить ребёнка правильно держать карандаш.

Ещё один лайфхак – канцелярский зажим для бумаг.

Если у вас пока нет под рукой одного из перечисленных нами специальных средств — есть ещё одна альтернатива. Возможно у вас есть возможность где-то взять канцелярский зажим для бумаги. На многих сайтах, посвящённых этой тематике, пишут про канцелярскую скрепку, но скрепка, скрученная из проволоки – это совсем другой канцелярский аксессуар.

Прикрепите зажим на ручку. «Ушки» должны торчать вверх. Перед началом занятий, объясните ребёнку, что:

Малышок внимательный

Дружит со зверушками,

Пальчик указательный,

Кладёт между ушками.

Такое расположение пальцев поможет ребёнку правильно держать ручку.

Поможет выучить урок – с тремя дырками носок.

Для того чтобы научить ребёнка правильно держать ручку при письме можно применить ещё один способ, который обязательно поднимет ему настроение. Понадобится простой детский носок, хотя конечно лучше взять какой-нибудь разноцветный, чтобы было веселее. В носке нужно будет проделать 3 отверстия для пальцев. «Лишние» безымянный палец и мизинец останутся «сидеть дома», и не будут «мешаться». Можно пришить на носок глаза, рот и уши, и обратить весь процесс как игру.

Можно использовать варежку, сделав соответственно отверстия для «рабочих» пальцев. Хотя учитывая повышенную морозоустойчивость варежек, писать в ней может быть слишком жарко.

Готов ли ребенок к школе?

Как определить, готов ли ребёнок к письму? Для этого педагогами составлено немало тестов. Например, тест «Школьная зрелость» Керна-Йорасика (его легко найти в Интернете) направлен в том числе и на выяснение того, должным ли образом подготовлена ли рука будущего школьника.

Можно предложить ребёнку выполнить и такие задания:

  1. Покажите дошкольнику нарисованный круг диаметром 3 – 3,5 см. Попросите его нарисовать точно такой же. При оценке выполнения задания учитывайте следующее:
  • Ребёнок должен нарисовать фигуру, близкую по размерам к исходной.
  • Круг должен походить на круг (пусть и не идеально ровный), не на какую-нибудь другую геометрическую фигуру.
  • Линия должна быть сплошной (непрерывной), плавной, достаточно уверенно проведённой.
  • Нажим не должен быть слишком слабым.
  • Движения ребёнка при выполнении задания должны быть свободными и уверенными.
  1. Попросите дошкольника заштриховать любой несложный силуэт (облако, мячик, грушу). Если ребёнок раньше не занимался штриховкой, покажите ему образец. Направление штриховки (горизонтально, вертикально, по диагонали) ребёнок может выбрать сам. При оценке результатов учитывайте:
  • Ровность и параллельность линий. Аккуратность выполнения.
  • Точность движений.
  • Сохранение примерно одинакового интервала между линиями.

Обратите внимание! Если мелкая мускулатура руки развита недостаточно хорошо, то ребёнок будет переворачивать лист, на котором он работает, ведь сделать это ему будет проще, чем произвольно поменять направление движения руки.
Даже если вашему ребёнку в школу не в этом году, проведите такие тесты, и вы увидите, нужно ли готовить руку малыша более тщательно и целенаправленно. Если да, то используйте способы, предложенные в статье, или придумывайте свои. И всё у вас получится.

Подходят ли способы для левши

Методики обучения правильному положению при письме можно использовать как для правши, так и для левши. Единственное, о чем необходимо помнить родителям: положение пальцев во втором случае будет зеркальным. Указательный палец будет придерживать ручку не справа, а слева.

Почему не нужно переучивать ребенка

Левши более эмоциональны, склонны к творческим занятиям. При этом многие из них одинаково хорошо пишут правой и левой рукой без давления со стороны взрослых. Что делать в таких случаях, решать родителям, но современные исследования подтверждают, что переучивание ребенка-левши вредно для его психического и физического здоровья. Последствиями такого давления могут стать энурез, невроз, задержки в развитии, заикание, нарушение сна, головные боли и другие проблемы.

Формирование навыка письма у детей

Письмо – это один из способов речи. Процесс формирования навыка длительный и сложный. Начинается с двух-трех лет и продолжается до семилетнего возраста, когда дети идут в первый класс. Многие родители начинают готовить детей к школе заранее. Покупают тетради с прописями букв, и не понимают, почему многодневные упорные тренировки не дают результата.

Важно знать разницу между подготовкой к письму и обучением писать. В дошкольном возрасте полноценное письмо невозможно в силу возрастных особенностей строения нервной системы. На этом этапе упор делается на общем физическом развитии и укреплении мышц кисти, на вырабатывание усидчивости, координации движений тела, концентрации внимания, зрительной ориентации.

Формируется письменный навык в три этапа:

  • аналитический – обдумывание каждого движения и его анализ, например, как удобнее взять ручку, с какой силой нажимать и т.д.
  • синтетический – соединение элементов в целостный процесс, осознанное обдумывание каждого шага, зрительный контроль каждого действия;
  • автоматизация – означает, что навык сформирован: ребенок, не задумываясь, выполняет письменные задания, движения руки плавные, без усилий.

В дошкольном возрасте малыш получает графический опыт, учится пользоваться письменными предметами и соблюдать гигиенические правила. Ребенок приобретает умения правильного наклона тетради, написания отдельных букв и слов необходимого размера и под нужным наклоном, правильному положению тела во время письма.

Почему возникают ошибки

Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.


Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.

Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.

Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.

С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.

Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.

На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.

Почему это так важно?

Ребенок впервые схватил в кулак карандаш и пробует что-то изобразить на бумаге. Мама с умилением смотрит на его неуклюжие движения. Не надейтесь, что со временем он сам поймет, что при правильном положении ручки писать и рисовать намного проще. Неверный захват может войти в привычку, переучить малыша будет очень сложно. Проблемы возникнут в школе, а могут перейти и во взрослую жизнь. Писать ребенок научится, возможно, даже почерк выработается разборчивый, но вид непонятным образом торчащего из пальцев письменного прибора вызовет насмешки у окружающих. И это только одна сторона вопроса. При неправильном положении ручки (карандаша) в руке во время их использования нагрузка распределяется неэффективно – идет на всю кисть и запястье, тогда как при правильном положении работа осуществляется за счет пальцев, что позволяет писать быстро, красиво (разборчиво) и не уставать.

В младших классах внимательный педагог может заняться перевоспитанием школьника, но наработанная годами привычка возьмет верх. Ребенок будет постоянно получать замечания, долго пытаться установить ручку в нужное положение. Сосредоточиться придется не на решении примеров, а на борьбе с непослушным письменным приспособлением. Если учитель не обратит внимания на неправильный захват, рука у ученика начнет быстро уставать, он станет медленнее других писать сочинения и диктанты. Проблемы могут возникнуть также со зрением и с осанкой.

Если вы против желания малыша начнете заставлять его взять карандаш правильно, ребенок может обидеться, заплакать и надолго потерять интерес к изобразительному творчеству.

Совет

Чтобы избежать конфликтов, не кладите письменные принадлежности вместе с остальными игрушками, уберите их в шкаф. Первое знакомство с ручками и фломастерами лучше проводить под руководством мамы или папы, как только родители заметят интерес ребенка к рисованию.

Советы родителям

  1. Как только малыш возьмет в руки карандаш, нужно сразу формировать правильный захват этого инструмента.
  2. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, ругать за некрасивые буквы, за «плохой» рисунок.
  3. В детском саду и школе уделяется достаточно внимания правильной осанке и положению ручки в руке. Но не стоит полностью перекладывать на воспитателя или учителя заботы об обучении ребенка правильному захвату письменного инструмента. Возьмите этот процесс под свой контроль, тогда у ребенка не будет проблем с успеваемостью и здоровьем.
  4. Занятия рисованием под контролем преподавателя помогут поставить руку и развить у ребенка внимание и усидчивость.

Не важно, какой рукой пишет ребенок. Главное – научить его правильно держать ручку при письме и следовать рекомендациям преподавателя. Ведь от этого зависит и успеваемость, и здоровье, и хорошее настроение.

Правильные осанка и поза за столом

Дети подвижны и непоседливы. Трудно ожидать, что каждый раз, когда ребенок берет в руки карандаш или ручку, его поза будет правильной. Тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы занятия проходили с наименьшим вредом для осанки ребенка.

Правильным считается положение, когда ступни ног полностью стоят на полу, бедра расположены параллельно полу, а голени — перпендикулярно. Локти ребенок должен положить на стол.

Особенно важно следить за тем, чтобы малыш «держал спину».

Расстояние между телом и столом — порядка 2 см.

Лист бумаги или тетрадь кладется на стол под углом около 30 градусов к телу.

Очевидно, что все эти условия можно соблюсти, только имея стол и стул определенной высоты (сиденье стула — на уровне коленей, поверхность стола — на уровне локтей). Только в таком случае можно обеспечить ребенку здоровую и правильную осанку и уберечь его от проблем со здоровьем.

Выводы

Часто бывает так, что ребенок ни в какую не хочет правильно держать ручку, сжимает ее в кулачок или держит ее другими удобными для себя способами. Такая вредная привычка может заставить понервничать любую маму, ведь от этого малыш быстро устает писать (или рисовать, штриховать, закрашивать), портится не только почерк ребенка, но и его осанка. Именно поэтому очень важно научить ребенка правильно держать пишущие предметы. Используя маленькие хитрости, описанные в статье, вы можете сделать этот процесс более эффективным и безболезненным.

Источники

  • https://GotovlusKShkole.ru/zanyatiya/obshchiye_po_vozrastam/kak-nauchit-rebenka-derzhat-ruchku-ili-karandash
  • https://umnazia.ru/blog/all-articles/kak-nauchit-rebenka-pravilno-derzhat-ruchku
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kak-nauchit-rebenka-pravilno-derzhat-karandash-i-ruchku.html
  • https://adella.ru/family/child-develop/kak-pravilno-derzhat-ruchku-pri-pisme.html
  • https://Razvivashka.online/fizicheskoe/pravilno-derzhat-ruchku
  • https://ru.wikihow.com/%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D1%83
  • https://kroha.info/razvitie/kak-nauchit-rebyonka-derzhat-ruchku
  • https://orechi.ru/korrektsiya/kak-nauchit-rebenka-pravilno-derzhat-ruchku-i-karandash
  • https://zen.yandex.ru/media/about_you_ru/kak-nauchit-malysha-pravilno-derjat-ruchku-5c9e2ef3082afd00b36c08aa
  • https://rdbkomi.ru/zabolevaniya/kak-pravilno-derzhat-ruchku-pri-pisme-6-sekretov-ot-detskogo-psihologa-kak-nauchit-rebyonka.html
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/kak-priuchit-rebenka-pravilno-polzovatsya-karandashom-ili-ruchkoj
  • https://pro-vospitan.ru/kak-nauchit-rebyonka-pravilno-derzhat-ruchku-pri-pisme/
  • https://mir-logiki.ru/kak-naucit-rebenka-derzat-karandas-pravilno/

[свернуть]

Что важно для подготовки

Для того чтобы облегчить процесс формирования навыка письма, уменьшить стресс и не вызвать негативного отношения к школе, необходимо тренировать руку с трехлетнего возраста.

Общее физическое развитие

Хорошая физическая подготовка играет важную роль в формировании красивого почерка. Укрепление мышечной системы способствует выносливости, позволяет высидеть за партой в течение урока. Крепкие мышцы спины предотвращают искривления позвоночника, сохраняют правильную осанку. Развитые мышцы плечевого пояса и руки избавляют от быстрой усталости, дрожи и мышечного спазма.

Ребенок развивается физически во время активных игр на улице, катания на велосипеде и самокате, прыжков на батуте или надувной горке и т.д.

Моторика

Это координированные движения, направленные на выполнение какого-то действия.

Моторика разделяется на:

  • крупную – это координация движений, удержание равновесия, осознание положения тела в пространстве: ходьба, бег, встать, сесть, лечь, повороты;
  • мелкую – точные движения пальцев рук.

Для формирования навыка письма одинаково важно уделять внимание развитию обоих видов моторики. Во время письма задействованы мелкие мышцы кисти и крупные мышцы тела для удержания корпуса в прямом положении.

Ориентация в пространстве

Ребенку легко будет ориентироваться в тетради или на листке, если он будет владеть такими понятиями как право-лево, верх-низ, сбоку, по центру, в углу. Для этого в разговоре с малышом во время одевания-раздевания, прогулки, купания, кормления обращать его внимание на то, что делает правая и левая ручки или ножки. Спрашивать, что видит впереди, а что осталось за спиной.

Графические навыки

В процессе рисования тренируются мышцы кисти. Штриховка, разукрашивание, рисование по клеткам вырабатывает навык соблюдения границ, гигиену письма, умение ориентироваться в пространстве.

«Умелые ручки»

Комплексный подход в развитии навыка, который включает в себя разного рода поделки, аппликации, лепку, конструирование, вязание и вышивание. Происходит совершенствование мелкой моторики, пространственной ориентации, усидчивости, концентрации внимания, аккуратности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]