Этап дифференциации звука «Л»
На этапе дифференциации, когда проблемный звук получилось поставить и закрепить, его учат отличать от близких по звучанию. Что это значит? Видеть различия в артикуляции, в восприятии на слух, выявлять местоположение в составе слова.
Звук «Л» дифференцируют попарно с «Р», «В», «Ль» в изолированном произношении, а также в слогах, словах и предложениях.
Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»
Как звучит «Л» и «Р» по отдельности?
Повтори слоги, где есть буквы «Л» и «Р»:
Назови слова и помоги обезьянке разложить продукты по разным коробкам:
Составь предложения:
Вставь правильно буквы в слова и прочти стихотворение:
Дифференциация звуков «Л» и «В»
Произнеси сначала «Л», а потом — «В». Повтори слоги с этими звуками:
Назови слова и сгруппируй их в трех колонках:
Прослушай или прочти предложения, постарайся произносить отчетливо буквы «Л» и «В»:
Повтори скороговорки:
Дифференциация звуков «Л» и «Ль»
Произнеси «Л» и «Ль», определи на слух их различие в звучании. Прочитай слоги с этими звуками:
Назови слова на картинке с твердым «Л» и мягким «Ль»:
Пословицы и чистоговорки помогут тебе сделать произношение четким:
Как выглядит алгоритм работы со звуком «Л»?
Чтобы научиться правильно произносить букву «Л», надо последовательно пройти все этапы работы над ее звукопроизношением, не торопясь и не перескакивая с одной ступеньки на другую.
Только закрепив навык на одном этапе, можно переходить к следующему. Это значительно сократит время и даст устойчивый ожидаемый результат.
Как поставить звук «Л» у взрослого? Процесс коррекции ничем не отличается от того, что предусмотрено в логопедии для детей дошкольного возраста и школьников. Другой может быть форма — без игровых элементов, если это очень серьезный взрослый.
А теперь рассмотрим подробно, какие упражнения выполняются на индивидуальных и групповых занятиях каждой стадии коррекционного процесса.
Этап постановки звука
Для постановки звука «Л» применяют несколько способов:
Постановка звука «Л» по подражанию
На логопедическом занятии ребенку перед зеркалом демонстрируют, как расположить язычок, губы; каким образом через такую конструкцию проходит воздух; обращают его внимание на легкую вибрацию щек. Малыш повторяет за взрослым. Если возникают трудности, на помощь приходят игровые приемы с элементами звукоподражания, например, вой полицейской сирены «Лллл».
При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении.
Постановка звука «Л» механическим способом
Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств.
Виды искаженного произношения «Л»
Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:
- Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
- Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
- Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
- Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).
Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.
Здесь тоже есть несколько вариантов замены:
- на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
- на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
- на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
- на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
- на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).
Дифференциация звуков Р-Л. Речевой материал
Различение звуков Р-Л на слух и в произношении.
Цель: дифференциация звуков Р-Л. Задачи: 1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношения, умения дифференцировать звуки Р-Л в своей речи, употреблять их правильно. 2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей. Описание: Звуки Р-Л ребенок смешивает очень часто, причем не только на слух, но и в произношении. Работа, описанная мною, по дифференциации звуков Р-Л помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а так же является основой грамотности письма. Данные игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
Первый этап Различение звуков Р-Л изолированно, в слогах и словах.
1. Дифференциация звуков Л-Р в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками. Игра «Повторялки» — четко проговаривать слоги (сначала по 2, а затем по 3 слога). Сначала в роли ведущего выступает взрослый, а затем можно предложить ребенку задавать слоги, а другие дети или педагог повторяют. Задача ребенка-ведущего заметить ошибки и исправить их. ла-ра ло-ро лу-ру лы-ры ра-ла ро-ло ру-лу ры-лы ла-ра-ла ло-ро-ло лу-ру-лу лы-ры-лы ра-ла-ра ро-ло-ро ру-лу-ру ры-лы-ры 2. Дифференциация звуков Р-Л в прямых слогах с разными гласными звуками. На этих слогах так же проводится игра «Повторялки» ла-ро лу-ры лы-ра лэ-ро ру-ла ры-ло ра-лы ло-ра-лы лу-ры-ла лы-ра-лу лэ-ро-ла ры-лу-ро ро-лы-ру рэ-лу-ро ра-лу-ры ру-лы-рэ 3. Дифференциация звуков С-Ш в словах. Игра «Повторялки» Сначала ребенку предлагается за взрослым повторить пары похожих слов, которые отличаются только одним звуком:
рама-лама, лов-ров, ложки-рожки, ложь-рожь, игра-игла, лак-рак, роза-лоза, рука-Лука, пир-пил, блошка-брошка, свалка-сварка.
На этих же словах можно проводить и игру «Измени слово» — необходимо, прослушав первое слово, мысленно заменить в нем звук Л на Р или наоборот. Игра «Запоминалки» — берутся картинки, которые дети называли при автоматизации каждого из звуков, перемешиваются и выкладываются перед ребенком по 6 штук. Во время выкладывания ребенок называет каждую картинку. После этого, ребенок запоминает все 6 картинок и закрывает глаза. Педагог убирает по 1-й картинке, а ребенок открыв глаза, должен назвать какую картинку забрал педагог. Сначала берем картинки, где в словах находится только 1 звук. Например, лучи-ручьи-лампа-рука-конура-акула. Затем берутся слова с обоими звуками, типа глухарь-журнал-мармелад-прыгалка-рыболов-зеркало.
Второй этап Различение звуков Р-Л в предложениях и связной речи.
1. Дифференциация звуков Р-Л в самостоятельно составленных предложениях. Игра «Придумай предложение». Данная игра проводится на материале тех же картинок, о которых шла речь ранее. Ребенку дают картинку и просят его придумать с этим словом предложение. Если занимаешься с группкой детей, то можно устроить соревнование, кто больше придумает предложений. За каждое составленное предложение дается фишка, затем подсчитывается результат. У кого больше фишек, тот и выиграл. 2. Дифференциация звуков Р-Л в рифмовках. Игра «Повторялки» — повторить за педагогом рифмовки сначала медленно, а затем быстро. У Нюры юла красива, да мала. Мила — краса, голубые глаза. Рисовал художник ламу и картину вставил в раму. Дедушку зовут Лука, у него болит рука. В руках игла — это не игра. У нашей Луши в руках две груши. Малы комары, да злы до поры. Мыло серо, а моет бело. Среди белых голубей один серый воробей. Лесорубы на столы положили топоры. Ловкий крот влез на плот. Ловко я беру пилу и пилой дрова пилю. 3. Дифференциация звуков Р-Л в стихотворных текстах. На лужайке сидел рыболов, Терпеливо копал червяков, Увидал рыболова скворец И сказал: «Настоящий отец! Ищет корм даже лучше, чем я, Сразу видно — большая семья!» Хочет в сад попасть улитка, Да мешает ей калитка. Я открыть калитку рад, Пусть ползет улитка в сад. Целый час держал калитку — Тихо ползает улитка. Старый пес среди двора Караулил куль добра, Воры куль добра не брали, Воры сторожа украли. Что ты, ветер, натворил? Что ты в небе смастерил? Из курчавых облаков Сделал рыб, коров, слонов. Ветер, видно, не услышал, Ветер из терпенья вышел, Рассердился, набежал, Облака перемешал. Где картины? Где река? В небе просто облака.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для детей 5 — 7 лет Логопедический досуг в подготовительной группе Зимние скороговорки и стихи для автоматизации и дифференциации звуков Дидактическая игра для дошкольников 4-7 лет
Похожие статьи:
Скороговорки на отработку звуков русского языка
Автоматизация «Л»
Когда звук удалось поставить, его нужно вводить в свою повседневную речь.
Поэтому на этапе автоматизации происходит его закрепление сначала в изолированном звучании, затем в слогах и словах, потом в словосочетаниях и предложениях.
Каким образом? С помощью игровых упражнений, повторения слов, разучивания стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок.
Картотека заданий для автоматизации «Л»
Научи самолетик правильно говорить букву «Л», повторяя слоги:
А сейчас — автоматизация звука «Л» в словах: назови предметы и подумай, где спрятался звук «Л», в начале слова, середине или, может быть, в конце?
Вот еще слова с «Л» для автоматизации звука — упражняйся:
Повтори словосочетания со звуком «Л» и попробуй составить из них предложения:
Давай поиграем! Это игровая дорожка, называй слова и двигайся сверху вниз к нашему «Л»:
Подготовительный этап
Ребенку объясняют, как выговаривать букву «Л», показывают, как она должна звучать. Для развития фонематического восприятия называют слова и просят определить ее на слух.
Затем выполняют дыхательную гимнастику для формирования целенаправленной воздушной струи.
Например, игра в настольный футбол с поролоновым мячиком или упражнение «Бегемотик», как на картинке.
На этом этапе должное внимание уделяется артикуляционной разминке.