Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки С-Сь. Буква С»


Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки С-Сь. Буква С»

Тема:

Звук «С» и «С’» . Буква «С».

Цели:

закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С’»,закрепить в памяти детей графический образ буквы «С».

— учить детей дифференцировать на слух звуки «С и С’» изолированно, в слогах и словах.

— развивать фонематический слух, слуховое внимание, память.

— развивать мелкую моторику рук.

— воспитывать интерес к изучению грамоте.

Оборудование:

2 снежинки, волшебная ручка, карточка из набора на букву «С», предметная картинка на звук «С» или «С’» для каждого ребенка(10 штук), зеленый и синий домик, карандаши, тетради, пластилиновые крышки, горох, карточки со слогами, образ буквы «С».

1. Организационный момент.

Дети, какая интересная снежинка залетела к нам. Посмотрите на неё. Какое у неё настроение, какая она? (печальная, хмурая, грустная, расстроенная, недовольная) Хотите узнать, почему она грустит? Она услышала, как мальчик Семен говорил, что учиться грамоте неинтересно и скучно. Снежинка решила полетать по белому свету и найти детей, которые любят грамоту. Мне кажется, что она прилетела правильно. Мы с вами как раз учим звуки и буквы. Покажем нашей гостье, что это интересно и увлекательно.

2. Основная часть.

Сообщение темы занятия.

Назовите 1 звук в слове «снежинка» (звук (С))?

Сегодня мы играем со звуками «С и С’» и буквой «С».

Характеристика звуков «С и С’»

Дадим характеристику звуку «С». Какой это звук? (согласный) Правильно.

Он твердый или мягкий? Он звонкий или глухой?

Итак, звук «С» — согласный, твердый, глухой.

Дайте характеристику звуку «С’». Звук «С’» — согласный, мягкий, глухой

Развитие фонематического слуха.

Поиграем в игру «Ловушка»

Я буду называть звуки, а вы, если услышите звук «С», должны поймать его в ладоши.

Речевой материал: к, с, м, з, с, т, п, с, с, в, ц.

Развитие
слухового внимания.
Поиграем в игру «Разведчики»

Мы знаем, что разведчики это люди, которые внимательно слушают и запоминают. У меня несколько донесений. Леня, читай первое, а все остальные слушают и запоминают.

СА-СО-СУ

Настя, читай второе

АС-ОС-УС

Дима, читай третье.

СА-СУ-СИ

Какой слог здесь звучит мягко? (СИ) Почему? (Смягчает буква «И»)

Андрей читай четвертое донесение.

ИС-АС-УС

Молодцы, настоящие разведчики.

Подбор слов с заданным звуком.

Придумайте слова со звуком «С» или «С’»

Настала пора познакомить Снежинку с волшебной ручкой. Ручка тоже придумала слова со звуками «С» и «С’» Послушайте их. Какие слова назвала волшебная ручка.

Физкультурная минутка.

Поиграем в игру «Пожалуйста» Правила игры вам знакомы.

Работа над звуковым анализом слов.

Продолжаем играть. Откройте конверты. Посмотрите на картинку. Поиграем в игру «Выбери домик» Картинки, в названии которых слышим звук «С», поселим в синий домик. Картинки, в названии которых слышим звук «С’», поселим в зеленый домик.

(Дети распределяют картинки)

Молодцы.

Работа с графическим образом звуков.

На письме звуки «С» и «С’» записываются буквой «С»

Букву «С» можно не только написать. Её можно выложить из палочек , ниточек, слепить, а мы сегодня попробуем выложить её из гороха. Возьмите пластилиновые крышечки и выложите на них букву «С».

Молодцы. На что похожа ваша буква? (На месяц в темном небе)

Полумесяц в небе темном,

Буквой С повис над домом.

Повторим все вместе, обводя пальчиком букву «С»

Работа над профилактикой оптической дисграфии.

Откройте тетради. Поиграем в игру «Кто самый внимательный»

Перед вами буквы. Обведите в кружок правильно написанные буквы С. Сколько букв вы обвели? Кто оказался самым внимательным, не пропустил ни одной буквы.

Материал:

С Н П С Т Ɔ Н С Ɔ А С О Ɔ И С К О С Т Ͻ Є С С С О С

Молодцы.

Посмотрите, что случилось с нашей Снежинкой. (Она улыбнулась) Видимо, ей очень понравилось на нашем занятии. Она поняла, что вы любите грамоту. Давайте напомним Снежинке, в какие игры мы играли. («Разведчики», «Кто самый внимательный», «Выбери домик», «Подбери слово», «Ловишки»)

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Вам понравилось занятие? Вы порадовали своими знаниями не только Снежинку, но и меня и наших гостей. Молодцы.

Задание: печатная буква С для дошкольников

Рассмотри букву С. На что она похожа? Сделай из большого и указательного пальцев левой руки букву С. Напиши букву С в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.


Распечатать

Загадки для детей на букву С

И вдруг из черной темноты В небе выросли кусты, А в них то голубые, Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты. И все улицы под ними Тоже стали голубыми, Пунцовыми, золотыми, Разноцветными. (Салют)

Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет. Людей и груз везет? (Самолет)

На сучках висят шары, Посинели от жары. (Сливы)

Он в безбрежном океане Туч касается крылом. Развернется — под лучами Отливает серебром. (Самолет)

Все лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры — Помчались с горы. (Санки)

Белый камень во рту тает. (Сахар)

Спереди — пятачок, Сзади — крючок. Посредине спинка, А на ней щетинка. (Свинья)

Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет? (Солнце)

Светит, сверкает, Всех согревает. (Солнце)

В воде родится, А воды боится. (Соль)

Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Две сестренки друг за другом Пробегают круг за кругом. Коротышка — только раз. Та, что выше — каждый час. (Стрелки часов)

Две сестры летом зеленые, К осени одна краснеет, Другая чернеет. (Смородина красная и черная)

Бел, да не сахар, Ног нет, да идет. (Снег)

Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег)

Летит — молчит, лежит — молчит. Когда умрет, тогда и заревет. (Снег)

На землю упало пуховое одеяло. Лето пришло — одеяло все сошло. (Снег)

Белая звездочка с неба упала. Мне на ладошку легла — И пропала. (Снежинка)

В дом чужого не пушу, Без хозяина грущу. (Собака)

Заворчал живой замок. Лег у двери поперек. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи. (Собака)

Гладишь — ласкается. Дразнишь — кусается. (Собака)

На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом)

Вертится, стрекочет. Весь день хлопочет. (Сорока)

Растет она вниз головою. Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет — Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Под крышей четыре ножки, А на крыше — суп да ложки. (Стол)

Хоть у нас четыре ножки. Мы не мышки и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, Мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас Вы садились много раз. (Стул)

Веселые стихи про букву С для детей

Подарили собаку Нет, не просто подарили, В день рожденья подарили Очень славного щенка! Он малюсенький пока… Он идет смешной-смешной, Путается в лапах. Подрастет щеночек мой — Он поправдашний, живой. (И. Токмакова)

Соболь на скалу залез. Соболь ищет букву С. На странице С нашел, — На снегу следы,- Прочел. (Г. Сатир)

Солнце, с самого рассвета Ты сосешь сосульку эту. Ешь скорей свой леденец, Чтоб зиме настал конец! (Г. Виеру)

Соне саночки купили. До чего быстры они. Сели в санки, Покатили. Ну-ка, ветер, догони! (Ф. Бобылев)

Спит первый снег. Открыт букварь зимы. Его еще не прочитали мы. Но вот уже на чистую страницу Вспорхнула пестрой буковкой синица. Она звенит, как маленький звонок. Как будто первый начался урок… (А. Горбунова)

Стометровка Что для зайца стометровка? Как стрела летит косой! Вот что значит тренировка Вместе с тренером лисой! (В. Левановский)

Страус Бедный страус! Несчастнее нету отца: На гнезде он сидел и сидел без конца. Терпеливо, упорно, упрямо… Из яйца наконец появился птенец — И захныкал: — А где моя мама? (Б. Заходер)

Слоненок удивил ребят, Слоненок стал на самокат. Немножко покатался — И самокат сломался. (Г. Сатир)

Слон смеется в самый зной: «Славный душ всегда со мной!» (Б. Тимофеев)

Слон — москвич, в столицу он Был слоненком привезен Из соседней из страны, Той, где водятся слоны. (В. Берестов)

Больше всех на суше он, Очень, очень добрый слон. Видно, даже у зверей Тот и больше, кто добрей. (Б. Заходер)

На елочке нашей Смешные игрушки: Смешные ежи И смешные лягушки, Смешные медведи, Смешные олени. Смешные моржи И смешные тюлени! Мы тоже немножечко В масках смешны. Смешными мы Деду Морозу нужны, Чтоб радостно было. Чтоб слышался смех,— Ведь праздник сегодня Веселый у всех. (Ю. Капотов)

Советы непослушным детям Если к папе или к маме Тетя взрослая пришла И ведет какой-то важный И серьезный разговор, Нужно сзади незаметно К ней подкрасться, а потом Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой, сдавайся, руки вверх!» И когда со стула тетя С перепугу упадет И прольет себе на платье Чай, компот или кисель. То, наверно, очень громко Будет мама хохотать И, гордясь своим ребенком Папа руку вам пожмет! (Г. Остер)

Продолжи фразу

То погаснет, то зажжется Ночью в роще огонек. Угадай, как он зовется? Золотистый… (светлячок).

Хоть я и сахарной зовусь, Но от дождей я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я… (свекла).

И в море не купаются, И нет у них щетинки, Л все же называются Они — морские… (свинки).

На шесте — дворец, Во дворце — певец, А зовут его… (скворец).

Ходит длинный, пасть с клыками, Ноги кажутся столбами, Как гора, огромен он. Ты узнал, кто это? … (Слон.)

Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери! И вдруг — вспорхнули яблоки. Ведь это… (снегири).

И в лесу, заметьте, дети, Есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих Мыши: прячутся, дрожа. Очень уж суровы Филины и… (совы).

Взял дубовых два бруска, Два железных полозка. На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы… (санки).

Погасили в доме свет — Все равно покоя нет. Ру-чу-чу да ру-чу-чок. Кто же это? … (Сверчок.)

Целый день он спать не прочь. Но едва наступит ночь, Запоет его смычок. Музыканта звать… (сверчок).

Звук заблудился. Говорят, один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался дом! (сом!)

Угадайте, что за птица: Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это… (сова).

Грянул гром, веселый гром, Засверкало все кругом! Рвутся в небо неустанно Разноцветные фонтаны, Брызги света всюду льют! Это праздничный… (салют).

Смело в небе проплывает. Обгоняя птиц полет, Человек им управляет. Что такое?… (Самолет.)

Среди поля голубого — Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тут ходит, Землю-матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну конечно, это… (солнце).

Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели. Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей.)

Он соло пел среди ветвей. Его назвали… (соловей).

Верещунья, белобока, И зовут ее … (сорока).

Трещала с самого утра: Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что — пора? Такая с ней морока. Когда трещит… (сорока).

На ромашку у ворот Опустился вертолет — Золотистые глаза. Кто же это? … (Стрекоза.)

Чтобы ноги отдохнули, Посиди-ка ты на… (стуле).

Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали приметных. Это… (сыроежки).

Сказка про букву С

Свинья в гостях

Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.

Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе — сосисок нажарила с салом.

Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.

Потом улеглась на скатерть и говорит:

— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь… — Совести у тебя нет,— рассердилась собака. — Свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!

И с тех пор собака на свинью сердита.

(Г. Юдин)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]