Консультация «Громкоголосие. Ваш ребёнок постоянно говорит громко. Часто кричит»


Многие дети в период развития речи торопятся и невнятно произносят слова. Если это явление носит постоянный характер, то можно говорить о наличии тахилалии. Данное нарушение характеризуется ускорением темпа речи ребёнка. Также могут наблюдаться «проглатывание» окончаний, искажение и повторение слов, изменение артикуляции. Тахилалия может быть причиной нарушения не только устной речи, но и причиной проблем при чтении и на письме.

Некоторые родители не обращают внимания на то, что ребёнок быстро говорит. Однако стоит понимать, что тахилалия может быть симптомом неврологической патологии. Например, ускорение темпа речи часто появляется у детей с тревожными расстройствами.

Отличительные особенности тахилалии

Если ребёнок начал очень быстро говорить, то это не всегда повод для беспокойства. При нервных расстройствах тахилалия также сопровождается:

  • запинанием, повторами и проглатыванием звуков или слов;
  • суетливой и быстрой двигательной активностью;
  • возбуждённым состоянием во время сна;
  • ухудшением памяти;
  • раздражительностью и агрессивным поведением;
  • сложностями с письмом и чтением;
  • неправильным дыханием во время того, когда ребёнок что-то говорит (малыш торопится произнести предложение, не успевая набрать воздуха);
  • снижением внимания и невозможностью сконцентрироваться.

У ребёнка могут возникнуть проблемы с адаптацией в социуме. Такие дети часто перебивают, говорят без остановки и не слушают вопросов. Если вы заметили у своего ребёнка подобные проявления, то лучше обратиться за помощью к специалистам. В данном случае может потребоваться участие невролога, логопеда и психолога. Чем раньше родители обращают внимание на то, что их дети быстро говорят, тем лучше проблема корректируется специалистами.

Где граница?

У ребёнка-«говоруна» ещё не очень сформированы личные границы, он не знает, что его, что не его. Родители легко вторгаются в его жизнь и его тело, и действиями — например, моют в ванной, помогают в туалете, и словами. Например, говорят — и часто непрерывно — что ребёнку нужно делать в каждый момент времени: не сиди, читай, ешь, иди, говори, стой, сиди ровно. То есть ребенок привык, что в него вторгаются с помощью непрерывного словесного потока, и делает ровно то же самое с членами семьи. Да, конечно, это нормально — помогать маленькому ребёнку во всем, и самим какое-то время говорить, как радиоприёмник, когда вы учите его разговаривать. Но постепенно, по мере взросления, родители делают мысленный шаг назад, предоставляя ребёнку все больше и больше самостоятельности и отдельного пространства, и он учится делать то же самое со взрослыми в семье и вне семьи. Учится оставлять их на некоторое время с их делами, чтобы реализовать свои интересные идеи.

Иногда много болтающий ребёнок «забалтывает» свои настоящие переживания и секреты. Не желая рассказывать о чём-то, он говорит обо всем на свете, вьёт петли, как заяц, запутывая следы, или птица, уводящая от гнезда. Иногда делает это сознательно (обычно в возрасте старше 6−7 лет) — тогда это может выглядеть так, как будто он врет, сочиняет разную белиберду. А иногда неосознанно, и даже сам толком не знает, что он скрывает, для него важно не приближаться к пугающим темам. В таких случаях стоит подумать, а что на самом деле так сильно может его волновать и пугать, попытаться аккуратно обсудить это с ребёнком или показать его детскому психологу. Потому что за скрытыми переживаниями часто начинают образовываться разные невротические симптомы, которые помогают психике прятать страшное подальше.

Почему ребёнок начал быстро и неразборчиво говорить?

Причины, по которым дети говорят быстро и невнятно, пока точно не установлены. Специалистами выделяется несколько провоцирующих факторов, приводящих к тахилалии. Это может быть:

  • наследственность. Согласно последним исследованиям у большинства детей, страдающих от ускоренного темпа речи, есть родственники с такой же проблемой;
  • неврологические проблемы. Они могут быть вызваны инфекциями, травмами и заболеваниями нервной системы.

Если ребёнок говорит быстро и невнятно, то не стоит паниковать. Обращение к специалистам позволит выявить причину нарушения, а также скорректировать его.

Ответ

ela, здравствуйте. То, что Вы описываете не похоже на нарушение слоговой структуры. Количество слогов малыш держит хорошо. А звуки пока вправе пропускать и заменять на более простые по артикуляции. Логопед поликлиники сразу за постановкой диагноза ЗРР должна была порекомендовать Вашему ребенку посещать речевой детский сад. Это хорошая возможность без дополнительных финансовых затрат помочь ребенку. В детских садах работают опытные логопеды. Молодым оказывается методическая поддержка. Не очень понятно Ваше стремление прибегнуть к помощи студентов. Есть очень хорошие студенты, готовые помочь за небольшие деньги. Но Вы должны отдавать себе отчет, что по сути Вы оплачиваете студенту практику, да еще и предоставляете собственного ребенка в качестве полигона для этой практики. Если Вас не очень интересует конечный результат, а важен приятный и не дорогой процесс, поищите на досках объявлений об образовательных услугах эту информацию. А лучше сами дайте объявление, что Вы ищите помощь старшекурсников логопедов. Они откликнутся. О диагнозе «заочно» говорить не стоит. Если Вы москвичка, приезжайте в Центр на консультацию. Уточним диагноз, поможем с выбором литературы. «Игры для тигры» хорошо защищены. Без диска не работают. Сделать «левую» копию не получится. Вам лучше потратить эти деньги на хорошие пособия и книги для занятий. Санаторий в Ивантеевке — это санаторий для детей с тяжелыми нарушениями речи. Направление туда можно получить областному ребенку в детской областной поликлинике (ОДКП), куда в свою очередь дает направление районный логопед. Для москвичей есть возможность получить бесплатную помощь в Центре ДЕТСТВО в городе Домодедово. Только мне кажется Вы ищите сложные пути. Вам надо искать помощи ближе к дому: поликлиника, детский сад… Что касается артикуляционной гимнастики, то (если она показана!) ее можно делать и без логопеда в форме игры. Но логопед на консультации должен показать, как правильно выполнять упражнения и какие именно упражнения подойдут Вашему малышу.

Также рекомендуем при возможности почитать книги по формированию слоговой структуры. Послушать семинар Косиновой по формированию слоговой структуры. Сходить к логопеду на консультацию, чтобы не интерпретировать

Удачи.

Работа по коррекции тахилалии

При коррекции тахилалии необходим комплексный подход. Может потребоваться приём медикаментозных препаратов, занятия с психологом, педагогом и логопедом. Если ребёнок быстро говорит из-за органических поражений ЦНС, то лечение предполагает устранение основного заболевания. При опухолях может потребоваться оперативное вмешательство, при травмах – нейропротективная терапия. Часто используются ноотропные и седативные препараты.

При тахилалии также актуальны физиотерапевтические процедуры. Детям, которые быстро говорят, назначают массаж воротниковой зоны, электросон и так далее. Ребёнку с психиатрическим заболеванием может потребоваться соответствующая помощь.

Важной частью устранения проблемы являются занятия с логопедом. Педагоги учат детей говорить размеренно и спокойно. Наиболее эффективны групповые занятия. На первых ступенях лечения тахилалии ребёнку ограничивают речь. Затем постепенно расширяется количество упражнений, предполагающих:

  • игры в вопросы и ответы;
  • чтение про себя;
  • разучивание стихов и песен;
  • выступления на публике и так далее.

Педагоги внимательно следят за тем, как говорит малыш, а потом подробно разбирают каждую ошибку. Занятия с логопедом необходимо посещать регулярно. Коррекция патологии может занять 9-12 месяцев. Родителям в этот момент важно следовать рекомендациям специалиста, разговаривать с малышом очень спокойно и тихо. Если ребенок слишком быстро разговаривает, то необходимо задавать ему простые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Как с этим бороться?

  • Отслеживайте: что ребенок говорит, сколько, осмысленно ли…
  • Помогайте ему излагать мысли правильно, добивайтесь того, чтобы он понял, что если он скажет абы как, то его никто не услышит, но не говорите об этом напрямую.
  • Говорите фразу «Я тебя услышала», если причина в страхе «быть неуслышанным», то это очень быстро поможет поправить ситуацию.
  • Предложите ребенку поиграть в игру «сделай паузу», пусть перед тем, как что-то сказать делает паузу длинною в пол минуты, а затем озвучивает.
  • Как бы вы не устали, прислушивайтесь к ребенку, за нежеланием слушать пустую болтовню, можете прослушать реальные проблемы.
  • Отправьте ребенка на вокал, хор и ораторское искусство. Специалисты уверены, что пение помогает перенаправить «говорливую» энергию в красивый звук.
  • Отлично подойдет игра «загадки», вот только с помощью их ребенок должен формулировать свои мысли и желания.
  • Также уменьшить словарный поток помогает понимание того, что родители слушают внимательно.

Помните, что когда ребенок слишком много говорит — это не болезнь, это скорее некий дефект, но чаще всего из таких детей вырастают очень общительные, артистичные ребята, которые очень хорошо понимают общество и их проблемы. Главное найти способностям ребенка применение и вы сами не заметите, как он стал говорить меньше, тише и по делу.

Прогноз

Прогноз тахилалии зависит от причины её возникновения. Важно также учитывать умственное и эмоциональное развитие малыша. Кроме этого преодоление проблем с темпом и скоростью речи зависит от участия окружающих. Важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей и регулярно занимался с педагогом.

Тахилалия склонна рецидивировать. Поэтому после нормализации речи родители должны следить за тем, чтобы малыш не ускорялся во время разговора. Как правило, патология считается преодолённой, если рецидивы не наблюдались в течение 12 месяцев после окончания занятий.

Если ребёнок быстро говорит, а вы не знаете, что делать, то обратитесь за помощью к специалистам в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные педагоги выявят проблему, при необходимости направят к профильным врачам и проведут грамотную коррекцию патологии.

Не могу молчать

— Детка, ну помолчи, пожалуйста, хотя бы одну минутку! — Мам, ну не могу, ну честное-пречестное слово, ни минуточки! — ответил искренне ребёнок моей приятельницы. Знаете таких детей? У ребёнка прекрасно развита речь, кажется, он может рассказать всё и обо всем, он не может не комментировать мультик, который смотрит, и не рассказать соседу в лифте о том, что мама вчера брила ноги — ну прямо как папа бороду. С таким ребёнком точно не заскучаешь! Но иногда хочется побыть хотя бы недолго в тишине, ненадолго выключить неумолкающую болтовню. А ещё успеть остановить ребёнка до того момента, когда он разболтает все семейные секреты и успеет вас поставить в неловкое положение. Зато такие дети приносят родителям один неоспоримый бонус: вы всегда знаете, что с ними происходило в течение дня, что они делал, что с ними делали, что они ели, с кем играли, что смотрели, и не обижали ли их.

Часто родители, чтобы отдохнуть от постоянного домашнего радиоприемника, ребёнка не особенно слушают. Просто иногда кивают или говорят «ага», чтобы он чувствовал присутствие собеседника, и в надежде, что когда-нибудь он выговорится и остановится. Но у постоянной речевой активности есть и свои причины, и эти причины не всегда упираются только во врожденный характер и темперамент: «Что уж с ним делать, если уж такой он уродился».

Предположение второе

Разговор во сне может быть своеобразной компенсаторной реакцией, которая помогает нам легче перейти от одной фазы сна к другой.

Наш сон неоднороден, он делится на четыре фазы: три из них – медленноволновые, одна – быстроволновая. Ученые-сомнологи заметили, что говорим мы в основном во время первой фазы, когда наш сон еще поверхностный, неглубокий. Фазы быстрого и медленного сна чередуются все время, пока мы пребываем в царстве ночи, проходя положенный им цикл за 90-120 минут. На первую фазу в среднем приходится 2-5% этого времени. Примерно 3-4 минуты из двух часов. В общем, многого не расскажешь. Но, бормоча что-то, за эти минуты мы успеваем погрузиться в более глубокий, восстанавливающий силы сон.

Совет родителям: если малыш, не просыпаясь, говорит несколько фраз, а потом погружается в более крепкий сон, поводов для беспокойства нет. Так он сам себя убаюкивает. Для этого мы и поем младенцам колыбельные, что-то монотонно приговариваем, чтобы они легче и спокойнее перешли к фазам более глубокого сна. Погладьте лепечущего во сне малыша, скажите: «Спи-спи, тихо-тихо» – и со спокойным сердцем прикройте дверь в его комнату.

Предположение третье

Оно касается совсем маленьких детей, которые только начинают говорить. У них отдельные слова и фразы, произнесенные во сне, могут быть отражением нового опыта, новых знаний, накопленных наяву. Ученые заметили, что щенки, например, часто начинают лаять во сне раньше, чем впервые это пробуют делать наяву. Так и малыши новые слова могут сначала проговаривать во сне, а потом уже произносить их осознанно в состоянии бодрствования.

Совет родителям: в этом случае можно только порадоваться – малыш растет, набирается знаний…

Как мы придем к нормальному темпу:

1. Это дыхательная гимнастика.

У людей с быстрым темпом — поверхностное ключичное дыхание (им хватает дыхания на 1-2 слова, а 3-е слово вынуждены «съесть» или проглотить окончание). Необходимо раскрыть диафрагмальное дыхание, чтобы Вам хватило дыхание на полное предложение из 5-6 слов!

2. Упражнения на подвижность речевого аппарата.

И
это НЕ произношение скороговорок!!!
Типичная ошибка многих — не повторяйте ее!

3. Логопедические упражнения на дикционную точность!

4. Ритмизация речи

(это комплекс упражнений с доборами воздуха и ритмом речи)

Предположение четвертое, тревожное

Cноговорение может быть одним из симптомов какой-то патологии нервной системы. Но тогда должны присутствовать и другие симптомы, например:

  • разговаривая во сне, ребенок становится красным, покрывается потом, истекает слюной;
  • кричит, видит кошмары, испытывает приступы удушья;
  • скрежещет зубами;
  • бродит, как сомнамбула, по дому;
  • просыпается в мокрой постели;
  • после пробуждения долго не может прийти в себя, демонстрирует путаность сознания.

Совет родителям: в этом случае ребенка надо обязательно показать врачу. К разговору с неврологом подготовьтесь. Понаблюдайте:

  • как часто ваш ребенок разговаривает во сне;
  • он проговаривает только несколько слов или фраз или выдает часовой рассказ;
  • нет ли зацикленности на какой-то одной теме;
  • разборчива или нет его речь;
  • то, о чем он говорит, происходило наяву или это явные фантазии?

Ваши ответы помогут доктору точнее поставить диагноз.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]