Логосказки в коррекционной работе логопеда
Логосказки в коррекционной работе логопеда
Автор: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры. Описание материала: Предлагаю сообщение из опыта работы учителя-логопеда по использованию инновационной технологии — логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Материал будет полезен воспитателям и логопедам дошкольных учреждений.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе. Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой. На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии. К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Логосказки
— это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования. Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии. Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать. Вся работа с использованием логосказок опирается на общие
дидактические принципы
: — систематичность и последовательность, — учет возрастных особенностей, — учет индивидуальных особенностей, — учет структуры дефекта, — поэтапность коррекции речи. Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка. Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать
коррекционные задачи
: – создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи; — развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме; – развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; – осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи. Существуют следующие
виды логосказок
: 1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику) 2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки). 3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки). 4. Лексико-грамматические (обогащают словарный за¬пас, закрепляют знания грамматических категорий). 5. Сказки, способствующие формированию связной речи. 6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами). Также выделяют: 1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева): — Артикуляционные. — Фонетические. — Сказки по обучению грамоте. 2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко): — Пальчиковые. 3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) — Лексико-грамматические. 4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко). — Сказки, способствующие формированию связной речи. Постановка сказок осуществляется разными
видами театров
: — Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.
— Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.
— Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране.
— Настольный театр. Куклы конусного театра, плоскостных фигур действуют на столе.
— Театр рукавичек. Детские рукавички и перчатки надеваются на руку. -Театр игрушек. Сценки разыгрываются и показываются детям обыкновенными игрушками: мягкими, резиновыми, киндер-сюрпризы.
-Театр на фланелеграфе. Плоскостные изображения двигаются на фланелеграфе.
Пальчиковые сказки Пальчиковые сказки: — стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; — совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью; — повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру. Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам. Сказка о маленьком котенке
Однажды маленький котенок вышел во двор
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх)
. На небе ярко светило солнце
(Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»)
. На заборе сидел петух и громко кукарекал
(Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны)
. По двору гуляла курица с цыплятами
(Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть)
. Вдруг котенок увидел большую собаку
(Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается
). Она громко стала рычать
(произнести: р-р-р)
и котенок убежал. В пруду плавала утка с утятами
(Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде
). Рядом важно шагал гусь
(Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»)
. На полянке гулял козленок
(Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим)
. У него были маленькие рожки
(козленок «бодается»
), но котенок не испугался. Вдруг на небе появились тучи и закапал дождик: кап-кап-кап
(Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино)
. Котенок быстро побежал домой
(Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии)
.
Артикуляционные сказки Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом. Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является лягушонок Кваки. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой.
В «Театре пальчиков и язычка» движения язычка сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники. Сказка о котенке (для шипящих звуков)
У девочки Маши жил пушистый котенок (
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх)
. Каждое утро Маша месила тесто
(Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Пальцы сжимать в кулак и разводить в стороны)
и пекла блины (
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Ладони обеих рук класть на стол и переворачивать тыльной стороной)
. Котенок очень любил блины со сметаной
(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Ладони сложить «ковшиком»)
. А Маша смазывала каждый блинчик вареньем
(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз)
. В красивые глубокие чашки Маша налила чай (
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. Сложить ладони «чашечкой»)
. Чай был горячий, поэтому котенок на него дул и остужал
(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх)
. После завтрака котенок выходил гулять на улицу.
Фонетические сказки Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи). Сказки по обучению грамоте Логосказки: — знакомят детей с гласными и согласными звуками, — формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»; — развивают слуховое внимание; — развивают фонематический слух; — знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв; — формируют и дифференцируют понятия «звук — буква». Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).
Конспект занятия-логосказки по обучению грамоте «Звуки [в], [в’]. Буква В» /blogs/svetlana-mihailovna-radulova/konspekt-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-v-starshei-logopedicheskoi-grupe.html Лексико-грамматические сказки Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение. Сказки, способствующие формированию связной речи Виды работ со сказками: 1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки. 2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку. 3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия. 4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания — составление творческих рассказов. 5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.
Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте. Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи. Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006. 2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001. 3. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка по сказкотерапии Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности Советы учителя-логопеда для родителей Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР
Похожие статьи:
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Буклет по сказке
Польза сказок.
1
)
Сказки развивают внимание.
Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории.
2) Прививают понятия о добре и зле.
В сказках все персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Слушая сказки, ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям.
3) Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей.
4)Учат справляться с трудными ситуациями.
5) Сказки утешают.
6)Сказки развивают речь и фантазию детей.
Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.
7) Польза сказок перед сном.
Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой.
2. Правила работы со сказками.
Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей развития. Начинайте с классиков детской литературы: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Д. Хармс, Ю. Мориц, В. Сутеев, И. Токмакова, В. Левин, К. Ушинский, Б. Поттер, Г. Бойко. Любят дети этого возраста народные сказки о животных («Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Волк и семеро козлят» и другие), а также народные потешки, считалочки и прибаутки. Если ваш ребёнок не проявляет интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению сказок? Не огорчайтесь, ведь ему можно предложить поиграть со сказкой и сделать всё дома, своими руками. Домашний мини-театр своими руками, вместе с ребёнком, у которого будет постепенно проявляться интерес к тому, что вы делаете вместе.