Конспект занятия в средней группе с палочками Кюизенера.

Если Вы думаете, что Ваш ребенок еще не дорос до того, чтобы осваивать азы математики, то глубоко заблуждаетесь. Различные методики раннего развития и разнообразные дидактические материалы не только способствуют развитию у малышей математических способностей, но и прививают им любовь к «царице точных наук». Одной их таких методик является разработка Джорджа Кюизенера, который заставил по новому взглянуть на хорошо знакомые нам счетные палочки.

Если Вы думаете, что Ваш ребенок еще не дорос до того, чтобы осваивать азы математики, то глубоко заблуждаетесь. Различные методики раннего развития и разнообразные дидактические материалы не только способствуют развитию у малышей математических способностей, но и прививают им любовь к «царице точных наук». Одной их таких методик является разработка Джорджа Кюизенера, который заставил по новому взглянуть на хорошо знакомые нам счетные палочки.

Примечательно, что Джорджу Кюизенеру удалось создать многофункциональный дидактический материал, позволяющий не только учить детей математике, но и оказывающий положительное влияние на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости, наглядно-действенного мышления, фантазии, конструкторских и комбинаторных способностей. При этом палочки Кюизенера можно использовать и как самостоятельный обучающий инструмент, и как дополнительный материал к основной методике раннего развития.

Несколько слов о Джордже Кюизенере

Бельгийский педагог Джордж Кюизенер – автор уникальной методики раннего развития детей, практически всю свою жизнь проработавший в школе. Работа простым учителем в начальных классах позволила Кюизенеру применять на практике различные методики и обучающие программы, сравнивать их и «брать на вооружение» наиболее действенные и эффективные. Некоторые методики он доработал, опираясь на собственный опыт, и подробно описал получившийся результат в своих практических рекомендациях по обучению детей музыке, географии, искусству и биологии.

Знаменитые сегодня на весь мир цветные деревянные палочки Кюизенера также являются результатом тщательной доработки. Используя при обучении детей математике методику своего немецкого коллеги Фридриха Фребеля, Кюизенер отметил заинтересованность детей и, как следствие, высокую эффективность данной методики. Наработки Фребеля и легли в основу авторской методики Кюизенера, которая получила название «Цветные числа».

Игры с палочками Кюизенера для детей от 5 до 9 лет

Для старших деток отличным подспорьем для игр будут такие пособия, как:

  • Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.
  • Комплект игр «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет.

С помощью этих комплектов ребята с легкостью познакомятся с принципом окраски палочек, с соотношениями цвет — длина — число; смогут распознать закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней; сумеют выкладывать (воспроизводить) предмет по его контуру, освоят операции «декодирования» изображений; познакомятся с симметрией; научатся ориентироваться на плоскости и работать с системой координат.

— Жили-были разноцветные палочки. Лежали они в тесной коробке. И вот однажды, когда все палочки были высыпаны из коробки, они решили построить себе разноцветные домики и жить там семьями.

— Анечка, давай расколдуем маленького котеночка и выложим его из палочек.

Интересными карточками являются карточки с заданиями, позволяющими самостоятельно выкладывать изображение по схеме.

К заданиям повышенной сложности относятся карточки, содержание изображение, закодированное цифрами. Юному игроку необходимо «декодировать» данное изображение и построить его с помощью палочек.

Отличным пособием является математическая игра «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет. В данном пособии ребятам предлагаются задания на конструирование в системе координат. Выполнение заданий такого уровня сложности вначале было непосильно даже для моей старшей 8-летней дочки Маши.

Особенности методики Кюизенера

Классический набор палочек Кюизенера состоит из десяти палочек-призм длиной от 1 до 10 сантиметров: чем больше палочка, тем большее значение числа она отображает. Цвета палочек также выбраны не случайно. Например, числа «красной» группы палочек (красный, розовый и бордовый цвета) кратны двум (2, 4 и 8 сантиметров). «Синей» группы (синий, голубой и фиолетовый цвета) – трем, а «желтой» – пяти. Благодаря выделению цвета и длины палочек ребенок в процессе манипуляций начинает понимать, что число является результатом счета и измерений.

Кроме того, объемность палочек и их выделение по цвету и длине позволяет малышу освоить сенсорные эталоны (размер и цвет), а также способы познания и сопоставления предметов по ширине, высоте и длине. Используя счетные палочки Кюизенера ребенка очень легко подвести к осознанию таких отношений как длинный-короткий, правый-левый, больше-меньше, одинаковый-разный, высокий-низкий и т.д.

Главная отличительная особенность цветных чисел Кюизенера заключается в том, что малыш осваивает простейшие математические понятия в игровой форме. А значит, математика будет ассоциироваться у него с веселым и увлекательным занятием, позволяющий проявлять свою фантазию и творческий подход. Отметим, что сам автор рекомендовал начинать занятия по своей методике с детьми в возрасте 1 года. При этом он не один раз подчеркивал (и практика это доказала), что его разработка будет одинаково интересна как детям в возрасте 1-2 лет, так и школьникам 8-9 лет.

Игры с палочками Кюизенера для детей от 2 до 3 лет

Для игр с малышами идеально подойдут такие пособия как:

  • Альбом-игра «Вместе весело играть» для детей от 2 до 3 лет.
  • Альбом-игра «Волшебные дорожки для самых маленьких» (от 2 до 3 лет).

Малыши смогут выкладывать с помощью палочек по образцу простейшие изображения, а также познакомиться с основными цветами и такими понятиями, как «одна — много», «высокая — низкая».

— Анечка, посмотри, кто к нам сегодня пришел в гости. Так ведь это настоящая сороконожка. По синей дорожке спешит сороконожка. А чтобы ей было удобно ползти, дорожку давай мы ей из палочек построим.


— Аня, наши друзья мышки попали в беду. За ними охотится хитрый кот Васька. Давай скорей спрячем мышек в домиках. Для этого мы закроем домики нашими чудо-палочкам, и злой кот Васька не сможет найти мышек. Закрывай скорей окошки — ты спасешь мышей от кошки.

Как проходят занятия по методике Кюизенера

Занятия по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:

  • игровой – палочки используются в качестве материала для игр (малыш играет с ними как с самыми обычными кубиками или мозаикой: строит лесенки или выкладывает фигуры). В процессе игры у ребенка развивается зрительное восприятие и мелкая моторика. Комментируя игры малыша взрослые помогают ему познакомиться с цветами и размерами палочек.

  • обучающий – выступают в качестве универсального математического пособия, позволяющего «через руки» (то есть, наглядно) сформировать у ребенка понятие числовой последовательности и состава числа. Выбор упражнений с использованием счетных палочек Кюизенера
    осуществляется с учетом уровня развития и возможностей детей, а также их интереса к решению тех или иных задач. Например, для детей младшего возраста можно предложить задания в форме игровой мотивации (починить забор, построить лесенку и т.д). Для детей постарше можно выбрать задания в виде соревнований (кто быстрее построит лабиринт, найдет нужное число и т.д.).

Занятия по методике Кюизенера значительно облегчают специальные пособия с яркими рисунками-схемами, предназначенные для разных возрастных категорий детей, которые можно найти в практически в любом магазине, специализирующемся на продаже развивающих игр.

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением палочек Кюизенера «Путешествие по временам года» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением палочек Кюизенера «Путешествие по временам года»

Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности. Задачи: Образовательные: — Закрепить знания детей о временах года,…

Конспект НОД с использованием палочек Кюизенера для детей 5–6 лет «Такие разные цветы»


«Такие разные цветы»

Цель. Развитие у детей умения работать с
палочками Кюизинера. Задачи. Учить детей моделировать по словесной инструкции; соотносить величину предметов; ориентироваться на плоскости; выкладывать рисунок по образцу. Упражнять в умении увидеть закономерность и…

Недостатки методики Кюизенера

Практически все специалисты единогласно утверждают, что недостатков у палочек Кюизенера нет. На сегодняшний день этот дидактический материала является одним из самых лучших и действенных пособий, позволяющих с самого раннего возраста приобщать детей к математике. Мнение специалистов подтверждают и многочисленные восторженные отзывы родителей, которые уже практикуют занятия по методике Кюизенера в домашних условиях.

Но, как известно, даже в меде можно найти ложку дегтя. Не стали исключением и «цветные числа». Пресловутой «ложкой дегтя» можно считать необходимость систематических совместных (родители с ребенком) занятий со счетными палочками. В противном случае эффект будет практически не заметен.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Палочки Кюизенера: что это такое?

Методика Кюизенера нацелена на использование принципа наглядности. Сложные для малышей понятия из области математики — числа, количественные величины, соотношения между ними — представлены в форме, которая максимально доступна. Это помогает научить ребёнка тем действиям, которые необходимы для закрепления в памяти простых, но важных математических понятий.

Палочки Кюизенера:

  • Помогают развить наглядно-образное мышление.
  • Научат видеть сходства и различия предметов, сравнивать, сопоставлять.
  • Возможность разделить целое на отдельные части, или же измерить объект другим, ему же подобным.
  • Существование набора элементарных арифметических действий, парных и обратных друг другу: сложение — вычитание, возможно, даже умножение — деление.
  • Смысл непростых сравнительных понятий, таких как «левее или правее», «длиннее или короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «предметы одного цвета», «предмет не синего цвета», «объекты равной длины».

У детей возникает стремление овладеть навыками работы со счётом, с системой чисел, измерениями.

Палочки Кюизенера: описание методики, история и цель создания счетных упражнений

В 1952 году вышло математическое пособие для дошкольников и школьников младшего возраста. Его создал бельгийский ученый-математик Джордж Кюизенер. Ребёнок во время обучения задействует все органы чувств, поэтому методика основана на тактильном освоении некоторых математических абстрактных понятий — упорядоченности, множества, идентичности.

Коллега бельгийского математика — французский учёный и философ Калеб Гатеньо — сделал это пособие популярным, впервые начал использовать счётные цветные палочки для обучения малышей математике и разным языкам. Ребёнок, осваивая одну науку, параллельно развивает другие способности. Он сможет выделять логические связи в умозрительных понятиях, научится применять фантазию и абстрактное мышление.

Методика палочек Кюизенера преследует несколько целей:

  • у ребёнка формируется конкретизация счёта;
  • развивается понятие больших и меньших чисел;
  • появляются навыки сложения и вычитания, умножения и деления;
  • дети различают правую и левую сторону, учатся определять середину;
  • развивается креативность, творческие наклонности, умение моделирования и конструирования;
  • проявляется познавательный характер, наглядный и действенный методы мышления, обостряются все виды внимания, окружающая среда воспринимается более детально;
  • улучшается мелкая моторика рук.

Возраст для начала занятий определяется индивидуально, он зависит от развития ребёнка. Но обычно первые уроки проводят для трёхлетних малышей. Хотя некоторые педагоги советуют развивать их уже с одного года, приучая к решению математических задач с цветными палочками.

Изготовление своими руками счетных палочек

В наборе содержатся параллелепипеды размером от 10 до 1 см, они отличаются цветами и материалом, из которого изготовлены. А также есть инструкция к цветным счётным палочкам Кюизенера, шаблоны разных цифр и методичка с рекомендациями и перечнем этапов, задач и примеров. Длина брусков обозначает числа, а цвета указывают на их классы.

Чем длиннее палочка, тем больше цифра, каждый сантиметр прибавляет единицу. Группы и классы разделяют по оттенкам: красный — числа, кратные двум, зелёные и синие делятся на три, единицы обозначены белым, а делимые на 5 и 10 — оранжевым и жёлтым. В классическом сборнике содержится 241 палочка, но для дошкольников выпускают упрощённые наборы по 119 или 144 блоков. В некоторых моделях зелёный цвет заменяется синим или фиолетовым, а красный — розовым.

Родителям необязательно приобретать готовый набор, можно изготовить его самостоятельно. Палочки создают из деревянных брусков или цветного картона. Первый вариант позволит ребёнку ориентироваться не только по оттенкам и длине изделия, но и по его объёму. В интернете можно найти таблицу размеров каждого блока, а также трафареты и шаблоны. Их распечатывают, используют для вырезания палочек из выбранного материала. Деревянные палочки покрывают слоем акриловой краски в тон, соответствующий классу чисел.

На картонных изделиях желательно написать цифры, так дети быстрее их запомнят. Если занятия проводятся с помощью магнитной доски, то к задней части блоков также крепят маленькие магниты. Предварительно подготавливают коробку для хранения. В ней должны быть разные секции для каждого цвета палочек. После уроков ребёнок будет самостоятельно раскладывать блоки по соответствующим ячейкам. Это поспособствует воспитанию самодисциплины и приучит малыша к порядку.

Конспект НОД с использованием палочек Кюизенера в младшей группе детского сада. Счет в пределах 3

Использование сказок (сказочных персонажей) в развитии и обучении детей. Конспект НОД с использованием палочек Кюизенера по сказке «Три медведя» для детей младшей группы детского сада.
Описание: Данное занятие по мотивам сказки «Три медведя» с использованием палочек Кюизенера поспособствует развитию элементарных математических представлений у дошкольников 3-4 лет (счет в пределах 3, закрепление названий цветов, различение размеров). Материал может быть полезен воспитателям детских садов, учителям-дефектологам, родителям. Цель: формирование элементарных математических представлений у детей с трудностями в обучении Задачи: -Развивать любознательность и познавательную активность при знакомстве со сказками -Развивать речь детей, расширять словарный запас -Закрепить навыки счета в пределах 3 -Закрепить названия основных цветов, размеров предметов. -Развивать зрительное восприятие -Развивать моторику Оборудование: распечатки с заданиями для детей, картинки 3х медведей и Машеньки, палочки Кюизенера, и листы с заданиями к ним


Ход занятия: Учитель:В одном волшебном лесу жила была семья медведей. Медведь- Папа- Михаил Иванович- самый большой мишка, медведица мама- Настасья Петровна- среднего размера и самый маленький медведь- их сын Мишутка. (Поочередно выкладываем на парту картинки трех медведей)


Каждый из медведей жил в своем домике. У мишки- папы дом был самый большой- вот такой, ( Выкладываем на парту распечатку с заданием номер один)


Давайте построим дом для большого медведя из палочек ( Дети подбирают подходящие палочки и кладут их на распечатку) Вот какой красивый дом у Михаила Ивановича! Медведь большой и дом тоже… Дети:Большой! Учитель:Молодцы! У мамы, Настасьи Петровны тоже был свой дом- среднего размера, (выкладываем распечатку задания номер два)


Давайте построим домик для медведицы- мамы! (дети подбирают подходящие палочки) Учитель:Какой по размеру мамин домик ? Дети:Средний! Учитель:Правильно!И у Мишутки тоже был свой домик, поскольку он был маленький медведь, то и домик у него -самый маленький. (выкладываем распечатку с заданием номер 3)


Давайте построим домик для Мишутки! (Дети выкладывают подходящие палочки) Учитель:Ну вот, все домики готовы, давайте посадим наших рядом с их домами. Большой медведь живет в …. Дети:Большом домике Учитель: Правильно. (сажаем медведя рядом с домиком)


Из палочек какого цвета строили домик? Дети: синего! Учитель:Молодцы. Медведица мама живет в… Дети::Среднем домике Учитель: Молодцы! (сажаем медведицу рядом с домиком)


Из каких палочек строили домик? Дети: из желтых! Учитель:Верно! А Мишутка живет в … Дети: в маленьком домике!Строили из красных палочек! Учитель:Молодцы!


Возле каждого домика росла елочка( выкладываем картинки трех елочек разного размера).


Возле большого домика — самая высокая елочка. Возле среднего домика- елочка пониже, и возле маленького- самая низкая. Давайте правильно посадим елочки рядом с каждым домиком (Дети работают самостоятельно, соотнося подходящие по размеры елки)


Учитель: Какая елочка растет возле папиного домика? Дети:Высокая Учитель:Возле маминого? Дети:Пониже Учитель: Возле Мишуткиного? Дети: Самая низкая Учитель: Правильно. У каждого из медведей в домике была комната с любимой мебелью. У папы в домике стоял вот такой большой стол и стул( демонстрируем задание номер 4)


Давайте построим из палочек мебель для большого медведя. (Дети работают самостоятельно, подбирая подходящие палочки) Медведь Михаил Иванович очень любил сидеть на своем большом стуле( сажаем мишку на стул) У медведицы мамы тоже была своя комната, где стояли средний стол и стул( демонстрируем задание номер 5) .


Давайте построим из палочек мебель для мамы. (Дети работают самостоятельно, подбирая подходящие палочки) Здорово! Мама тоже очень любила свою комнату, сидеть на своем стуле ( сажаем мишку на стул) У Мишутки тоже была своя комната, где стоял маленький стул и стол ( демонстрируем задание номер 6)


Давайте построим мебель для Мишутки. (Дети работают самостоятельно, подбирая подходящие палочки)


Учитель: У каждого медведя была любимая чашка и тарелка( демонстрируем картинки с посудой разного размера) Давайте найдем посуду для папы- самую большую. (Дети подбирают самую большую чашку и тарелку и ставят ее на стол)


Учитель: Молодцы. Какого цвета папина посуда? Дети: Оранжевая Учитель: Верно.У мамы была средняя тарелка и чашка, давайте найдем мамину посуду и поставим на стол (Дети работают самостоятельно)


Учитель: Молодцы. Какого цвета мамина посуда? Дети:Синяя. Учитель: Правильно.Ну а у Мишутки- были самая маленькая тарелка и чашка, давайте их тоже поставим на стол.Какого они цвета?


Дети: Красные. Учитель: Правильно!Каждый день медведи ходили на лесную полянку собирать ягоды. У каждого была своя корзинка, у папы- большая, у мамы- средняя, а у мишутки — маленькая. И вот они взяли корзины и отправились за ягодами. Когда они уходили, они никогда не запирали свои домики, потому что кроме них в лесу никто не жил. В это время по лесу шла маленькая девочка Машенька.(демонстрируем картинку или маленькую куклу ) Она заблудилась, долго плутала по лесным дорожкам ,очень устала и вот наконец вышла на полянку к мишкиным домикам. Она зашла в самый большой домик и увидела комнату с мебелью и чашку на столе. Ей очень хотелось пить, она взяла со стола чашку, но чашка была слишком тяжелая- девочка уронила ее и чашка разбилась на мелкие осколки. Девочка испугалась, выбежала из домика и забежала в маленький Мишуткин домик. Она села на стул, но стул был слишком мал для Машеньки- и сломался. Девочка испугалась, выбежала из домика и забежала в мамин средний домик. Там она без сил опустилась на мамин стульчик и горько заплакала. Тем временем медведи насобирали ягод и возвращались домой. Каждый зашел в свой домик. Папа увидел, что его любимая чашка… разбилась. Мишутка обнаружил, что сломан его любимый стул. А медведица-мама обнаружила у себя в домике горько плачущую Машеньку. Медведица Настасья Петровна позвала Михаила Ивановича и Мишутку и они все вместе принялись успокаивать девочку. Машенька перестала плакать и рассказала им свою историю- как заблудилась в лесу, очень устала, внезапно увидела домики. Машенька обьяснила, что совсем не хотела ничего ломать, ей просто хотелось пить и немножко отдохнуть. Девочка извинилась перед медведями и пообещала все исправить. Давайте поможем Машеньке склеить папину чашку и починить Мишуткин стул (Выкладываем на парту распечатку с разрезными картинками,дети собирают самостоятельно)


Учитель:Медведи простили Машеньку и не стали на нее сердиться. Они напоили ее вкусным чаем с ягодами, а потом показали короткую дорогу из леса до дома девочки. Машенька поблагодарила их и пообещала, что больше никогда не будет гулять по лесу одна, только вместе с мамой и папой. Вот и конец нашей сказки. Понравилась Вам сказка? Дети: Да, понравилась! Учитель: Тогда напоследок давайте соберем картинки с нашими героями. (выкладываем на парту разрезные картинки героев, дети собирают самостоятельно)

Рекомендуем посмотреть:

НОД по ФЭМП во второй младшей группе Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе Конспект фронтального занятия по ФЭМП во 2 младшей группе НОД по математике во 2 младшей группе

Похожие статьи:

Конспект занятия по математике. Тема: «Один — много, большой — маленький». Вторая младшая группа

Конспект занятия по математике. Тема: «Круг». Вторая младшая группа

Конспект занятия по ФЭМП в детском саду во второй младшей группе. Тема: «Пространственные отношения»

Конспект занятия по ФЭМП в детском саду во второй младшей группе. Треугольники

Конспект занятия в детском саду в младшей группе. Тема: «Части суток»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]