Как попадают в логопедический детский сад?


Проблемы с дикцией, существуют у многих малышей. Неправильное произнесение звуков может закрепиться и тогда гораздо сложнее будет научить ребенка внятно и четко произносить слова. По этой причине в более старшем возрасте развивается множество психологических комплексов, человеку тяжело читать, вслух выражать свои мысли, он замыкается и к минимуму сводит общение с окружающим социумом. Именно поэтому уже, с 4-5 летнего возраста деток направляют на консультацию к логопеду. Специалист определяет наличие проблем с произнесением звуков и учит ребенка правильно говорить. Как записаться на консультацию к логопеду в детской поликлинике, далее пойдет речь.

Кто такой врач детский логопед

Специалист с высшим педагогическим образованием, владеющий эффективными методиками исправления дефектов речевого развития у детей до 14 лет — это детский логопед. Детям имеющим незначительные нарушения речи, может быть достаточно занятий со специалистом этого профиля имеющимся в большинстве детских садов. Малышей с серьезными речевыми нарушениями направляют к логопеду детской поликлиники для индивидуальных занятий. Такое общение со специалистом включает специальные упражнения для тренировки мышц щек и языка, произнесение скороговорок, разучивание песенок и многое другое. Хорошие специалисты, часто имеют собственные эффективные методики, позволяющие добиваться отличных результатов.

Важно: если малыш имеет проблемы с речью, занятия должны быть системными, все рекомендации специалиста следует выполнять занимаясь с ребенком дома, вовлекая в этот процесс всех членов семьи

Индивидуальные занятия с ребенком проводимые опытным специалистом обязательны при тяжелых нарушениях речи к которым относится:

  • афазия, когда речь отсутствует по причине органических поражений коры головного мозга;
  • алалия, отсутствие речи при сохранении нормального слуха и интеллекта;
  • тяжелые степени логоневроза (заикания), основными причинами которого остаются психологические проблемы (пережитый стресс, развод родителей, недостаток внимания).

Кроме этого у малыша могут быть выявлены:

  1. ОНР(общее недоразвитие речи);
  2. дезартрия (нарушение четкости речи, ее темпа, интонации, голосовые проблемы);
  3. дислалия (ребенок не может правильно произносить звук или группу звуков).

Если проблема выявлена, необходимо своевременно помочь ребенку.

Ведь отсутствие речи ведет к неизбежным задержкам психического развития, которые усугубляются по мере взросления ребенка, а даже если чадо

разговаривает, в речи имеются длинные связные фразы, малыш может порадовать Вас рассказом о проведенном дне или событиях на прогулке и неправильно произносит только некоторые из звуков, занятия с логопедом позволяют исправить положение. Сделать это лучше до школы, проблемы с речью затрудняют восприятие новой информации и ведут к снижению успеваемости.

Логомаг

Из Положения о логопеде, мы узнаем определение профессии-логопед. Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии.

Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).

Первым звеном логопедической помощи служат логопункты в детских поликлиниках. В настоящее время в поликлиниках г. Москвы работает более 180 логопедов. В каждой детской поликлинике Москвы имеется логопедический кабинет. Основными задачами поликлинического логопеда являются:

  • первичный прием населения;
  • консультативная помощь родственникам детей с речевыми нарушениями;
  • проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми;
  • диспансеризация детского населения;
  • участие в комплектовании специализированных детских садов, школ;
  • направление детей на лечение в специализированные стационары, санатории, ЦВЛ.

Логопедические кабинеты организуются из расчета не менее одного на 100 тыс. взрослого населения и не менее одного на 10 тыс. детского населения.

В кабинете для взрослого населения устанавливаются должности: логопеда — 1; медицинского психолога — 1; специалиста по социальной работе — 1; медицинской сестры — 1.

3.3. В кабинете для детского населения устанавливаются должности: логопеда — 1; медицинского психолога — 1;медицинской сестры — 1.

«Положение о работе логопедических кабинетов при детских поликлиниках и детских отделениях общих поликлиник» было утверждено заместителем народного комиссара здравоохранения СССР М. Казанцевой 26 декабря 1940 г. В Положении указывается об организации для детей-логопатов «специальных логопедических кабинетов при детских поликлиниках, где с детьми ведутся специальные занятия по исправлению речевых нарушений», приводятся рекомендации по регламентации обязанностей поликлинического логопеда, организации первичного приема и занятий, а также разъяснительная работа среди родителей и педагогического персонала детских садов и школ, которые обслуживаются поликлиникой.

Логопедической службой Департамента здравоохранения, в том числе детскими поликлиниками, руководит Организационно-методический отдел (ОМО) по детской логопедии (заведующая Нина Михайловна Клюваева) и его главный специалист (Тамара Павловна Работникова, логопед ДПБ № 6). ОМО по логопедии относится к структуре городского диспансера ДПБ № 6

Задачи и функции ОМО:

  1. анализ и обобщение деятельности логопеда, внесение предложений по ее совершенствованию,
  2. предлагает для внедрения современные технологии,
  3. анализ годовых статистических отчетов логопеда,
  4. ведает вопросами повышения квалификации,
  5. составляет рекомендации по улучшению содержания кабинета логопеда,
  6. организовывает и проводит научно-практические конференции,
  7. участвует в работе аттестационных комиссий по присвоению категорий;
  8. контролирует исполнение законодательных актов, указательных писем.

Существует положение о старшем поликлиническом логопеде округа. (Положение о старшем внештатном логопеде окружного управления здравоохранения города Москвы. Рекомендовано главным специалистом по детской логопедии и организационно-методическим отделом по детской логопедии Департамента здравоохранения города Москвы).

В соответствии с этим положением на должность старшего логопеда округа назначается логопед детской поликлиники, имеющий высшую квалификационную категорию и стаж работы в поликлинике не менее 5 лет, обладающий опытом и знаниями организаторской и методической работы. Основной задачей старшего логопеда округа является: оказание организационно-методической и консультативной помощи логопедам ЛПУ округа (при необходимости с выездом на место).

Старший логопед округа осуществляет плановые и внеплановые проверки работы логопедов поликлиник округа (по результатам проверки ходатайствует о поощрениях или наложении взысканий на логопедов ЛПУ округа); ведет оперативный учет наличия специалистов (детских логопедов) в поликлиниках округа.

Именно старший логопед округа анализирует и обобщает статистические и отчетные материалы по деятельности логопедических кабинетов ЛПУ округа, представляет аналитические справки по отчетным данным в управление здравоохранения округа, городской ОМО по детской логопедии.

Логопед административно подчиняется главному врачу поликлиники.

Основные направления работы логопеда в условиях детской поликлиники:

— педагогическая работа по исправлению дефектов речи, проводимая на систематических и консультативных занятиях;

— диспансеризация детей как организованных, так и неорганизованных;

— участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования;

— оформление на каждого ребенка логопедической характеристики;

— проведение логопедической санитарно-просветительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных логопедических пособий.

Логопедический кабинет по размерам и оснащению должен позволять проводить первичный прием населения, а также индивидуальные и групповые (для 3—4 детей одновременно) занятия в присутствии родителей.

В положении о логопеде системы здравоохранения, разработанном ОМО по логопедии, содержится перечень необходимого оборудования логопедического кабинета: стол письменный; стол детский; шкаф для одежды; шкаф для пособий (книжный); стулья обычные (5 шт.); стулья детские (5 шт.); зеркало настенное; набор картинного материала для обследования всех компонентов речи ребенка; набор картинного материала для исправления дефектов речи, автоматизации и введения в речь приобретенных навыков; металлические логопедические зонды; деревянные шпатели; цветные карандаши, фломастеры; раздаточный материал для родителей, отксерокопированный в достаточном количестве для закрепления в домашних условиях пройденного материала; стерильные салфетки, вата, спирт для дезинфекции используемого инструментария; ручные зеркала (5 шт.); набор настольных дидактических игр; набор игрушек для обследования и занятий.

Администрация поликлиники оплачивает стоимость пособий при предъявлении логопедом товарного чека и зачисляет оплаченные пособия на баланс поликлиники.

Расписание работы логопеда утверждается главным врачом поликлиники из расчета 18 рабочих часов в неделю при пятидневной рабочей неделе на одну ставку.

На первичный прием выделяется 4 ч в неделю, на систематические и консультативные занятия с детьми 10 ч, на профосмотры 4 ч. Сроки проведения диспансеризации устанавливаются по согласованию с администрацией поликлиники. По завершении диспансеризации в детских садах освободившиеся 4 ч по согласованию с администрацией отводятся для первичного приема, профприема в поликлинике или занятия с детьми.

Организация первичного приема.

Первичный прием проводится в строго установленные часы, удобные для населения, по предварительной записи. Возможен как утренний, так и вечерний прием (в определенный рабочий день или один час каждого рабочего дня).

При работе логопеда на 0,5 ставки все занятия и первичный прием проводятся во второй половине дня, при этом на первичный прием выделяется 2—3 ч.

Первичный прием логопеда направлен на обследование речи детей и решение вопроса о времени и форме логопедической помощи. На первичный прием к логопеду дети направляются педиатрами, психиатрами, отоларингологами, а также воспитателями детских садов и учителями школ.

Логопед во время приема обязан: выяснить цель прихода к логопеду (жалобы на речь, осмотр по диспансеризации, обследование для устройства в детское дошкольное учреждение и др.); собрать краткие анамнестические сведения о раннем развитии ребенка; провести обследование речи ребенка; сделать запись в амбулаторной карте; при необходимости дать нужную консультацию; определить вид логопедической помощи, если ребенок в ней нуждается.

Первичный прием логопед проводит основываясь на основных принципах логопедии: системности, комплексности, развития, онтогенетическом принципе.

Исследование понимания речи включает в себя: понимание контекстной речи; понимание простейших вопросов и вопросов косвенных падежей; понимание предлогов; понимание логико-грамматических конструкций и инвертированных словосочетаний. В отдельных случаях обследуется понимание грамматических категориальных изменений.

Исследование словарного запаса проводится в форме опроса по картинкам, скомпонованным в логико-тематические группы. Целесообразно предъявлять как редко встречающиеся, так и частотные слова. Проверяется знаний слов обобщений, устанавливается объем частей речи в словаре ребенка.

Исследование слоговой структуры ведется по альбомам, содержащим картинки, названия которых отражают различную слоговую сложность. Фиксируются персеверации, элизии, перестановки, добавления слогообразующих гласных, антиципации, добавление слогов.

Исследование грамматической системы включает в себя: употребление предлогов, изменение слов по падежам, различные виды словообразования, согласование различных частей речи.

Исследования связной речи: ребенку предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок, а также осуществить пересказ текста, рассказанного логопедом.

Состояние звукопроизношения: Звукопроизношение проверяется при проведении всех вышеперечисленных тестов. Можно также проверить произнесение ребенком того или иного звука, используя картинки или в сопряженно-отраженной форме.

Строение артикуляционного аппарата: фиксируются лишь отклонения от нормы.

Особенности речевого поведения ребенка: речевой контакт, особенности вступления в речь, выделение наиболее трудной речевой ситуации, желание исправить дефект; а также отмечаются черты общего поведения (контактность, активность, возбудимость).

При наличии заикания описываются следующие параметры: степень выраженности; место возникновения речевой судороги; особенности дыхания; тип судорог; наличие речевых уловок.

При наличии ринолалии фиксируются следующие параметры: наличие рубцов после урано, хейлопластики, степень смыкания мягкого неба, степень подвижность органов артикуляционного аппарата.

При наличии дисграфии, дислексии: исследуются рабочие тетради ребенка, проверяется написанный небольшой диктант.

Организация диспенсеризации.

Логопед входит в число специалистов, принимающих согласно приказам Департамента участие в целевой диспансеризации детского населения. Это означает, что каждый ребенок, проживающий на территории, подведомственной данной поликлиники, должен быть неоднократно обследован логопедом. Такие осмотры проходят дети в возрасте 4 и 5 лет поголовно и школьники выборочно, по направлению школьных учителей. В 6 лет дети обследуются при оформлении специальной медицинской формы для поступления в школу.

Для полной диспансеризации детского населения логопед поликлиники обходит детские сады своего микрорайона, обследуя речь всех детей в средних, старших и подготовительных к школе группах, а также выборочно, по представлению воспитателей младших групп.

Информацию об обследовании речи детей логопед должен внести в медкарты и журнал диспансеризации. Запись в журнале должна быть заверена подписью представителя детского сада (медсестры или заведующего).

О выявленных дефектах речи логопед обязан ознакомить воспитателей и поставить в известность родителей. Каждый ребенок приглашается в поликлинику для более подробного обследования и получения логопедической помощи. С этой целью логопед вывешивает на информационный стенд для родителей списки детей с нарушенной речью.

При проведении целевой диспансеризации детского населения логопед поликлиники должен посетить все детские сады своего микрорайона.

В конце каждого месяца он должен представить администрации поликлиники план выходов для профосмотров в детские сады в следующем месяце с точным указанием номера детского сада, даты и времени его посещения.

Диспансеризация детей, не посещающих детские учреждения, проводится логопедом в поликлинике в часы первичного приема, по направлению педиатра.

Организация занятий с детьми.

Логопед обязан оказать помощь каждому ребенку, нуждающемуся в ней, независимо от тяжести дефекта, в возрасте от рождения до перевода во взрослую поликлинику. Недопустимы случаи отказа в помощи при первичном обращении. Вид помощи, учреждение, оптимально подходящее в каждом конкретном случае, определяются логопедом.

Ребенок с выявленной речевой патологией может быть зачислен на занятия в поликлинике, которые проводятся систематически (от 1 до 3 раз в неделю) или консультативно. Частота консультативных занятий определяется логопедом. На систематические занятия зачисляются дети с различными видами речевой патологии (дислалия, дизартрия, задержка речевого развития, ринолалия, заикание, дислексия, дисграфия).

На консультативную форму занятий зачисляются, как правило, дети в возрасте до 3 лет или дети, направляемые логопедом на комиссию в логопедические детские сады, если до поступления туда остается более 3—4 мес.

На консультативном занятии логопед объясняет родителям состояние речи ребенка в данный момент, ставит ближайшую задачу и показывает приемы ее выполнения. При необходимости выдается раздаточный материал (памятки, описания логопедических приемов, упражнений, текстовой материал для заучивания и т.д.). В процессе занятий ребенок может переводиться с одной формы занятия на другую.

Наличие очереди на занятия к логопеду в поликлинике должно быть исключено.

Для оказания логопедической помощи ребенок может быть направлен в соответствующее детское учреждение на медико-педагогическую комиссию по комплектованию специализированных детских садов и логопедических групп, на консультацию в другие лечебно-профилактические учреждения. Для более детальной диагностики нарушения и поиска оптимального вида помощи следует использовать консультативную помощь других специалистов поликлиники (отоларинголога, невролога, психиатра, психолога).

Не рекомендуется зачислять на занятия к логопеду в поликлинике детей со сниженным слухом, значительными недостатками зрения и недоразвитием познавательной деятельности.

Вся работа в поликлинике проводится в присутствии родителей. Задача логопеда — не только обучить ребенка тем или иным речевым навыкам, но и привлечь родителей к этому процессу, заинтересовать их состоянием ребенка, заставить более внимательно присмотреться к его особенностям, сделать из них хороших помощников в своей работе. Особенно ценно, когда те или иные приемы логопедической работы проводятся родителями (например, приемы постановки звуков).

Ведение документации.

Логопед обязан вести отчетно-учетную документацию по установленным образцам. Все журналы должны заполняться аккуратно, разборчивым почерком, каждая запись должна быть пронумерована и содержать необходимую информацию. Недопустимы сокращения, мешающие пониманию записи.

1. Амбулаторная карта больного

На каждого ребенка в поликлинике заводится амбулаторная карта установленного образца. Явившись на первичный прием к логопеду, родитель должен иметь при себе эту карту. Логопед, проведя обследование речи ребенка, ставит свой штамп и делает запись, содержащую: дату приема; краткие анамнестические сведения о раннем развитии речи ребенка; краткое описание понимания обращенной речи; краткое описание собственной речи; речевой диагноз (записывается полностью, без сокращений); рекомендации по занятиям.

Если ребенок зачислен на систематические занятия в поликлинике, делается соответствующая отметка в амбулаторной карте на первом занятии и периодически в процессе работы, а также по окончании работы с указанием эффективности.

2. Журнал первичного приема

Журнал ведется в течение календарного года и по окончании сохраняется в течение 3 лет. Он служит основанием для составления годового отчета, представляемого в администрацию поликлиники и организационно-методический отдел. Журнал включает: порядковый номер; фамилию и имя пациента; номер медицинского полиса; дату рождения; адрес; речевой диагноз; рекомендации.

3. Журнал диспансеризации в детских садах

Журнал содержит следующие данные: номер детского сада; дата посещения; список осмотренных детей; адреса и телефоны детей с выявленной речевой патологией; предварительные речевые диагнозы; подпись представителя детского сада.

4. Индивидуальные речевые карты

На каждого ребенка, принятого на систематические или консультативные занятия в поликлинике, логопед заводит индивидуальную карту свободного образца, которая должна содержать следующие записи: фамилия и имя ребенка; домашний адрес и телефон; подробное описание речи при первичном осмотре: понимание обращенной речи, состояние экспрессивной речи, состояние артикуляционного аппарата; речевой диагноз; план работы с ребенком; систематические текущие записи о проделанной работе и ее эффективности.

Частота текущих записей зависит от уровня продвижения ребенка в занятиях. При консультативной форме работы на каждом занятии делается: заключительная запись о состоянии речи по окончании курса занятий; оценка эффективности работы и дальнейшие рекомендации.

По окончании работы индивидуальную карту ребенка следует сохранять не менее 2 лет.

5. Журнал учета логопедических занятий

В журнале, заполненном по свободной форме, содержатся: расписание занятий с указанием фамилии ребенка, дня недели и времени, в которые назначены занятия; дата проведения занятия и отметка о присутствии ребенка.

6. Ежегодный отчет о проделанной работе

Отчет подается в администрацию поликлиники и организационно-методический отдел по детской логопедии. Экземпляр, подаваемый в оргметодотдел, должен быть подписан главным врачом поликлиники и логопедом. Схема отчета приведена ниже.

А. Номер поликлиники, округ.

Б. Штаты: количество должностей по штату; занято; физических лиц.

В. Образование: высшее специальное; высшее неспециальное.

Г. Стаж работы логопеда: от 0 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет; свыше 20 лет.

Д. Категория: вторая; первая; высшая.

Е. Осмотрены при диспансеризации дети в возрасте: 2 года; 3 года; 4 года; 5 лет; 6 лет; прочие; всего; выявлено патологий.

Ж. Осмотрено на приеме в поликлинике: без патологии; с физиологическими нарушениями; задержкой речевого развития (общим недоразвитием речи); дизартрией; дислалией; заиканием; прочие; всего осмотрено.

3. Направлены: на занятия в поликлинике; в логопедические детские сады и группы; специализированные учреждения (санатории, Центры восстановительного лечения); речевые школы; другие лечебно-профилактические учреждения.

И. Эффективность логопедических занятий: выписан с выздоровлением и значительным улучшением; выписан с улучшением; выписан без улучшений.

Работа с родителями.

Задача логопеда — информировать родителей о современных требованиях педагогов и психологов к развитию ребенка, объяснить истинное состояние его речевого развития, обучить их некоторым приемам логопедической работы, сделав соучастниками коррекционного процесса.

Для решения этих задач существуют различные методы: лекции и беседы, индивидуальные консультации, наглядная агитация (стенды и плакаты), размноженные раздаточные памятки по тематике, предназначенной для каждого конкретного случая.

Логопеду поликлиники следует помещать на информационный стенд экспресс-тест, с помощью которого родители смогут самостоятельно определить: как развивается речь их ребенка, нужно ли им срочно обратиться к логопеду или же ребенок развивается благополучно и они пройдут диспансеризацию в свой срок.

Это очень важно, так как часто родители неговорящих детей считают, что посещение логопеда не обязательно, ведь их ребенок еще ничего не говорит. Они спокойно ждут появления речи вплоть до 3-летнего возраста. Но впоследствии это приводит к тому, что речевая задержка становится непреодолимым препятствием в дальнейшем развитии речи и как следствие приводит к неуспеваемости в школе.

Правда, надо заметить, что есть категория родителей, которые, наоборот, чрезмерно торопятся, предъявляя своим детям чрезмерные требования, что также негативно сказывается на развитии их речи. Экспресс-тест дает возможность адекватно посмотреть на развитие речи ребенка. Опросники построены по типу анкеты. Их заполняют родители или человек, воспитывающий ребенка. Заполняющему нужно внести основные данные о ребенке (фамилия, имя, дата рождения и пол), остальное он подчеркивает, выбирая варианты ответа. Некоторые пункты подразумевают краткие дополнения к тестовым вопросам. Это делает заполнение опросников простым, а время их заполнения непродолжительным. В конце опросника имеется раздел «Дополнительные заметки логопеда», предназначенный для записи диагноза или другой важной информации.

Нормы работы логопедов учреждений здравоохранения Российской Федерации

Расчетные нормы нагрузки логопедов устанавливаются:

1. Для взрослых:

1.1. При индивидуальной работе с больными, имеющими тяжелые расстройства (афазия, дизартрия, дислексия, дисграфия, логоневроз, дисфония и др.) — 1,5 посещения в час.

При работе с больными на дому — 1 посещение в час.

1.2. При проведении групповых логопедических занятий с больными афазией, дизартрией, дислексией, дисграфией, дисфонией — 6—8 посещений в час; с больными, страдающими логоневрозом (заикание и др.), — 8—10 посещений в 1,5 ч.

2. Для детей:

2.1. При индивидуальной работе (включая обследование и консультацию) при тяжелых расстройствах (алалия, общее недоразвитие речи, афазия, дизартрия, дислексия, дисграфия, заикание, мутизм, ринолалия) — 1,5 посещения в час.

2.2. При индивидуальной работе при легких нарушениях речи (дислалия и др.) — 4 посещения в час.

2.3. При проведении групповых логопедических занятий с больными с тяжелыми нарушениями речи — 6—8 посещений в час, с легкими расстройствами речи — 8—10 посещений в час.

Осмотр логопеда

1 Обследование детей с недоразвитием речи 30 Консультации психиатра, оториноларинголога

2 С задержкой речевого развития 30 Консультации психиатра, оториноларинголога

3 С дислалией и ФФН 20 Консультации оториноларинголога

4 С заиканием 30

5 С дизартрией 20

Консультация психиатра

6 С ринолалией 30

7 С дисграфией 40

Когда стоит обратиться к детскому логопеду

Конечно, каждый ребенок индивидуален, все развиваются по-разному, но в норме малыш в год должен понимать некоторые обращенные к нему простые фразы, показывать расположение глаз, носа и рта, понимать значение слова «нельзя».

В два года кроха в норме знает более 20 слов, говорит простые фразы, реагирует на сообщения «Идем гулять» начиная одеваться или указывая на одежду для прогулки, по просьбе приносит определенную игрушку, способен слушать коротенькую сказку.

К 3 годам ребенок имеет уже достаточно обширный словарный запас, задает много вопросов, пытается поделиться с родителями своими впечатлениями.

Сегодня, нормы несколько изменились, многие трехлетки только начинают говорить предложениями, количество произносимых слов значительно уменьшились.

Однако, если ребенок к трем годам не начал разговаривать, уклоняется от общения со сверстниками на детской площадке, не может взаимодействовать с близкими людьми, это серьезный повод обратиться к специалистам.

В этом случае необходима консультация невролога, следует провести диагностику слуха и проконсультироваться у логопеда.

Комплексное обследование малыша позволит выявить проблему и начать лечение. Даже если в Вашей семье или у близких подруг есть примеры, когда ребенок молчал до 3 и более лет, а потом благополучно заговорил, это не повод откладывать визит к специалистам.

Чем отличается логопедический детский сад от обычного?

Есть мнение, что логопедическая группа — это определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Так ли это на самом деле?

Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа?

Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психо-речевого развития).

В логопедических группах ставят звуки, которых не было, и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.

В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо воспитателей, имеющих необходимую квалификацию). Также в детском саду может работать логопункт — в этом случае логопед индивидуально занимается с детьми с нарушенным произношением по определенному графику.

Но в любом варианте логопедическая группа в наше время — это не наказание, а, скорее всего, вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.

Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедических групп приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам. Лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов дети приходят даже более подготовленными.

Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.

Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.

Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированная логопедическая группа. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

В логопедический детский сад принимаются дети в основном 4-5-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С 3 лет можно попасть в группу для детей с задержкой психо-речевого развития (ЗПР).

Как записаться на прием

На прием к логопеду в детской поликлинике, можно записаться в регистратуре лечебного учреждения при личном визите, по телефону, позвонив и уточнив график приема. Кроме того запись ведется на сайте выбранной поликлиники. Часто, на прием к логопеду родителей направляет педиатр по рекомендации специалиста детского дошкольного учреждения.

К сожалению, пока отсутствует возможность записаться к логопеду через портал Госуслуг.

Если запись производится в медицинском учреждении по месту регистрации ребенка, прием врача будет бесплатным, если специалиста родители искали самостоятельно, цена визита может существенно различаться у разных врачей.

Как найти хорошего логопеда и где искать?

Все больше и больше детей нуждаются в логопедической помощи. Но с ребенком должен работать профессионал. Как же найти такого профессионала и какими качествами он должен обладать? Правда в том, что профессионализм человека может определить только другой профессионал из этой же области. Т.е. лично Вы, если Вы сами не логопед, 100% не сможете определить, профессионал ли перед Вами. Это стоит помнить и при прослушивании «хороших отзывов от знакомых». Если и они не логопеды, то их отзывы, мягко говоря, ни о чем. А уж в интернете каждый покупает о себе столько отзывов, сколько пожелает.

И все же есть косвенные признаки, которые помогут Вам справиться с этой задачей.

Контакт с ребенком. Будь логопед хоть трижды доктором наук, если эмоциональный контакт не установлен – к результату Вы пойдете гораздо медленнее. Конечно же, не стоит забывать, что дети все разные и есть такие, которым тяжело даются знакомства с новыми людьми. В таком случае стоит понаблюдать несколько занятий, чтобы максимально правильно определить, подходит ли педагог для ребенка. Так же присмотритесь к логопеду сами: как он ведет себя. Грамотный специалист должен обладать правильной, красивой речью, умением верно строить предложения. Квалификация. К сожалению, даже диплом о высшем образовании не даст Вам 100% гарантии высокой квалификации специалиста. Но поинтересоваться наличием такого диплома будет не лишним. Можно так же попросить посмотреть портфолио логопеда.

Для оказания эффективной помощи важна материально-техническая база. При первой встрече обратите внимание на количество методических пособий в кабинете.

Самый надежным способ подтверждения квалификации — сетевая структура компании, в которую Вы обращаетесь. Специалиста одиночку никто не проверяет ни при приеме на работу, ни проводимые им занятия (что частника, что логопеда в саду или в каком-нибудь «разивайка-разнопрофильники» и т.п. Но тут следует вспомнить, что и качество занятий на дому в разы хуже, чем в специализированном кабинете. Иначе что делают в офисах миллионы сотрудников, когда всю работу можно было бы делать на дому? Правильно: холодильник, телевизор, диван, интернет… А если взрослый не может себя мотивировать на дому, как с этим справиться ребенку?

И все же, какая цена является оптимальной? Вот тут Вы подумайте, чего хотите получить за свои деньги. Мягкие диваны для ожидающих, бесплатный WiFi, кофе, телевизор и большие помещения — цена будет высокой, т.к. все это не бесплатно и оплачиваете это именно Вы.

Групповые занятия, частники на дому, логопед в саду, занятия по Skype — цена будет низкой. Но еще более низким будет эффект от занятий.

Мы решили искать «золотую середину», но при этом полностью исключить низкоэффетивные варианты, а так же работать без ненужных излишеств для ожидающих. Да, это снижает нашу прибыль, но за счет большого потока людей, которые готовы платить за конкретное решение проблем в кратчайшие сроки и за счет большого количества наших центров мы предлагаем одну из самых низких цен за индивидуальные (максимально эффективные) занятия.

И все же даже с такой низкой ценой, как у нас, стоит заранее продумать и спланировать семейный бюджет, приняв во внимание то, что занятия с логопедом будут проходить скорее всего не реже, чем дважды в неделю (периодичность зависит в первую очередь от Ваших возможностей — временных и финансовых; чем чаще заниматься — тем быстрее будет результат). И если бросить занятия на «полпути» есть большая вероятность того, что речь Вашего ребенка вернется к прежнему состоянию, а все потраченные Вами деньги уйдут «на ветер». Частый вопрос, которым задаются родители – «Как долго нужно будет ходить к логопеду?». Ведь зная цену, хочется знать и срок, на протяжении которого семейный бюджет будет нести дополнительные расходы. Подробный ответ на этот вопрос смотрите по ссылке в одноименной статье. Здесь же скажем кратко: стоит насторожиться, если логопед дает очень четкий прогноз по срокам. Примите во внимание то, что педагог не так долго знаком с ребенком, а на диагностике зачастую дети нервничают, соответственно, педагог не сможет увидеть полной картины поведенческих реакций. А ведь то, как ребенок будет вести себя на занятиях – выполнять задания, или же отлынивать от них, капризничать – является одной из важных составляющих успеха. Так же педагог не знает, а будете ли лично Вы заниматься дома с ребенком и следить за его речью, без чего сроки постановки звуков вырастут в разы.

Где искать?

Существует много вариантов, как дешевых или даже бесплатных (бюджетный детский сад, поликлиника), так и не очень (логопед в рамках многофункционального развивающего центра, частные занятия на дому, логопедические центры). Мы не будем брать в расчет «человеческий фактор» или какие-то конкретные компании, надеемся, что Вам попадутся самые лучше в стране люди и компании. Рассмотрим только структурные недостатки и объективные плюсы каждого из них.

В государственных бюджетных организациях (детский сад, поликлиника, ГППЦ и т.п. вариантах):

Плюсы:

1.Бесплатно или недорого.

2. Если это логопед в детском саду — никуда не надо отдельно водить ребенка, все в одном здании.

Минусы (подробнее смотрите в статье «Логопед в детском саду поможет?»):

1. Полное отсутствие контроля профессионализма логопеда.

2. У логопеда нет мотивации заниматься Вашим ребенком, его никто не проверяет на этот счет.

3. Вы понятия не имеете, что делается на занятии.

4. Очень кратковременные занятия (в обычном детком саду — 10 минут, в коррекционном — 20мин.)

5. Очень большие очереди. Чтобы вообще попасть к логопеду — частенько потребуют справки, подождать годик другой, «раньше 5 лет не приходите» и т.п. Сталкиваются с этим очень многие родители.

6. Огромный поток детей. Норма логопеда на ставку при школе, например, к которой присоединили несколько детских садов — 1000 детей. Как Вы думаете, сможет ли он с таким количеством заниматься по два — три раза в неделю хотя бы по 10 минут? Если он по 9 часов без перерывов, перемен, обедов и отдыхов будет принимать всех этих детей, то на каждого уйдет 11,8 минут. По отчетности то он занимается, мы про реальность.

Частный логопед (репетитор) на дом.

Плюсы:

1. Репетиторы, которые приходят к Вам домой очень удобны. Не надо водить ребенка к специалисту, логопед сам придет и принесет с собой что-нибудь из методических пособий.

2. Даже второго плюса придумать не смогли. Придумайте сами.

Минусы:

1. Полное отсутствие контроля профессионализма логопеда.

2. У логопеда нет мотивации быстро исправлять речь Вашего ребенка. Чем дольше это будет происходить, тем больше он заработает. И никто его не контролирует ни по этому поводу, ни по любому другому.

3. Вы понятие не имеете, ПРАВИЛЬНО с Вашим ребенком занимаются или нет. Никто не проверяет такого логопеда.

4. С собой логопед сможет принести всего пару пособий. Если что-то у Вашего ребенка не пойдет, то замены пособий у логопеда не будет, а это зря потраченное время и Ваши деньги на ветер. Но и 2-3 шкафа с пособиями никакой логопед к Вам на дом таскать не будет.

5. Мой дом — моя крепость. А еще игрушки, любимые места, холодильник с «вкусностями», мультики и т.п. Очень часто дети не хотят нормально заниматься дома, капризничают, выдумывают, что им плохо, хотят спать, устали и т.п. И педагог будет вынужден заниматься не учебным процессом, а выполнять роль «аниматора», который должен развлекать ребенка. Ребенок привыкнет к такому «развлекательному обучению», придет в школу, а там в классе таких 30 детей на одного учителя. «Развлечется» по полной.

Логопед в частной клинике.

Плюсы:

1. Медицинская лицензия внушает доверие.

2. Должный уровень пафоса: зал ожидания, «рецешн», конфетки и т.п.

Минусы:

1. Цены в два-пять раз выше рыночных.

2. «Мультипрофессионализм»: один специалист получает кучу дипломов о прохождении ускореных курсов и может лечить от всего, лишь бы хорошо платили. Например, лично встречали услуги логопеда в центре офтальмологии. Не видите связи? Несите деньги, связь Вам придумают.

3. Наверняка попросят сдать у них же еще десяток анализов, чтоб уж точно определиться с диагнозом.

4. Вы лично уютно чувствуете себя в больнице (если Вы не врач, конечно)? Вот. И ребенок начинает думать, что он болен, раз он ходит в клинику. Мы считаем, что правильней было бы, если бы он думал, что здоров и просто ходит на занятия.

Логопед в развивающем центре где-то рядом.

Плюсы:

1. Часто рядом с домом.

2. Низкие цены, особенно при групповых занятиях.

3. Тут же можно записаться на несколько занятий подряд: ментальная арифметика, рисование, шахматы и т.п.

Минусы:

1. Полное отсутствие контроля профессионализма логопеда. Над логопедом нет старшего логопеда, который бы проверял его при приеме на работу и при самой работе.

2. У логопеда чаще всего 2-3 небольших смены в неделю, когда он проводит занятия. Этого явно не достаточно, чтобы человеку даже нормально питаться, не говоря уже об иных потребностях. Поэтому он или бегает по нескольким таким центрам и проводит занятия, или в этом же центре занимается ментальной арифметикой, рисованием, лепкой и т.п. Такой «человек-оркестр» сможет быть специалистом в каждой из областей?

3. Неудобный график, чаще всего 2-3 раза в неделю в ограниченное время.

4. На групповых занятиях зарабатывает центр, а теряете лично Вы. Пример: 5 детей в группе по 500 руб. за занятие. Центр заработал 2500руб. за 40 минут, а Ваш ребенок получил: 40/5= 8 минут внимания педагога за 500руб. Т.е. эффективность будет во столько раз хуже, сколько детей ходит на такие занятия. Это как если бы захотели сэкномить и записали себя на групповую операцию, например, к хирургу, который подрабатывает еще фельдешром, медсестрой и сторожем. Эффект будет приблизительно тот же.

Специализированный логопедический центр.

Плюсы: 1. Тут скорее всего работают только профессионалы, прошедшие все этапы собеседований; 2. В кабинетах создана специальная образовательная среда, способствующая освоению Вашим ребенком речевых навыков; 3. Специалисты занимаются ТОЛЬКО логопедией, т.е. Вы получаете самый высокий уровень профессионализма.

4. Наверняка идет контроль проведения занятий. Обратите внимание, установлены ли камеры в кабинете. Если да — контроль точно есть.

Минусы:

1. Таких центров даже в Москве не так много, они не всегда будут рядом с Вашим домом.

2. Хотя мы и говорили, что не будем учитывать «человеческий фактор», но за малым числом минусов решили озвучить и этот — позиция руководства таких центров. Если оно направлено только на «зарабатывание» на клиентах — Вас на первой же диагностике засыпят профессиональными терминами, попросят абонемент на месяц вперед, дадут непонятный прайс с разной стоимостью занятий, в зависимости от того, чем на этом занятии занимались (а Вы без понятия, по алалии было занятие, или по дислалии, но цена будет разной!) и т.п.

Если же руководство центра думает не только о прибыли, но и о детях: все будет проще, понятней, удобней, лояльней.

Удачного Вам выбора!

Как проходит прием

На первом логопедическом приеме доктор подробно опрашивает маму, задает вопросы о течении беременности и родов, о наличии заболеваний у малыша, о наличии наследственной предрасположенности к наличию речевых проблем, составляет общее впечатление об обстановке в семье.

Зачастую, проблемы с речью у малыша возникают при недостатке общения в семье, когда нет тесного контакта с родителями, в случаях, когда выполняя свои обязанности по уходу за малышом, они недостаточно общаются с крохой, не учат его произносить слова и звуки, либо говорят слишком быстро и мозг ребенка не успевает усваивать полученную информацию.

Собрав все данные о семье, специалист начинает общение с малышом, с помощью определенных методик, на приеме важно наладить эмоциональный контакт с крохой, при этом, время первого приема редко превышает 35 минут.

Пообщавшись с ребенком, специалист выносит логопедическое заключение и подробно рассказывает маме о речевых проблемах малыша и способах их устранения.

Не следует пугаться, если логопед обнаружил нарушения, но и легкомысленное отношение к его рекомендациям может обернуться большими неприятностями.

Логопеды Москвы

Кто такой логопед?

Проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка. Многим малышам не даются конкретные звуки. Чаще всего этим проблемы исчезают по мере взросления, однако помощь специалиста в устранении подобных явлений все же необходима. Именно логопед занимается коррекцией таких нарушений.

Чем занимается специалист?

Задача логопеда – не только научить ребенка говорить «тигр» вместо «тигл», но и разобраться в причинах появившейся проблемы. Если нарушение возникло из-за какого-то серьезного заболевания, то может потребоваться также помощь доктора. Нередко логопед помогает малышу подготовиться к школе, научиться взаимодействовать с социумом. Плохая речь может стать причиной появления у ребенка серьезных психологических комплексов, поэтому посещать специалиста нужно в обязательном порядке.

Логопед работает не только с детьми. Он помогает возвращать нормальную речь и взрослым людям. Подобные проблемы часто бывают после травм головы или инсультов. Грамотное взаимодействие лечащего врача и логопеда позволяет человеку, перенесшему заболевание, минимизировать последствия и, по возможности, вернуть нормальную способность говорить. Иногда к услугам логопеда прибегают и совершенно здоровые взрослые люди, которым дефекты речи могут помешать построить карьеру (например, политики).

Когда нужно обратиться к профессионалу?

Не заметить проблемы с речью у своего малыша просто невозможно. Некоторые из них можно устранить и в домашних условиях. Однако далеко не все родители обладают достаточными знаниями и нужным количеством времени. Да и при наличии этих важных факторов решить проблему удается далеко не всегда. Поэтому устранять дефекты речи нужно как можно раньше. Логопеды работают как в обычных поликлиниках, так и в частных учреждениях, а также детских садах. В образовательных учреждениях специалисты сами проверяют детишек и, при необходимости, могут порекомендовать родителям пройти курс лечения.

Как стать логопедом?

Получить специальность логопеда можно практически в любом педагогическом вузе. Медицинское образование не является обязательным, однако стоит помнить, что по работе вам неминуемо придется встретиться с детьми, страдающими какими-то отклонениями, поэтому знание основ дефектологии будет необходимым. Если будущий логопед планирует работать в больнице, то ему нужно будет разбираться в азах неврологии, чтобы понимать причины развития конкретных речевых нарушений.

Чтобы получить работу логопеда в Москве, лучше всего закончить один из ведущих вузов, например, МГПУ или МПГУ. Здесь есть специализированные дефектологические факультеты, которые на протяжении многих десятилетий готовят высококлассных специалистов.

Известные специалисты Москвы

Началом развития логопедии в России можно считать первые опыты по сурдопедагогике в XVII веке. Именно тогда ученые впервые осознали важность коррекции речевых нарушений. Потребовалось больше 200 лет, чтобы логопедия выделилась в отдельную дисциплину, и все равно только в 30-х годах ХХ века стало формироваться по-настоящему серьезное отношение к этой сфере. Большую роль в развитии российской логопедии сыграл С.С. Ляпидевский. Долгое время он работал в НИИ дефектологии, а потом возглавлял кафедру в МГПИ им. В.И. Ленина. Вместе с ним работал Д.И. Азбукин, доктор наук, академик. Преподавала в московских вузах и Л.С. Волкова, усилиями которой высшее дефектологическое образование активно развивалось.

Сколько стоит прием

Стоимость приема зависит от квалификации выбранного специалиста, в Москве она начинается от 1000 рублей за первичный прием, в регионах, цены несколько ниже.

В детских поликлиниках по месту жительства ребенка, при наличии показаний, прием и последующие занятия проводятся бесплатно.

Кратность занятий подбирается индивидуально с учетом выявленных нарушений. В поликлиниках чаще проводят групповые занятия, подбирая ребятишек со сходными проблемами. Группы формируются с учетом возраста и развития ребенка.

LiveInternetLiveInternet

Утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24 февраля 2000 г. https://www.logopedplus.ru/articles/zakon/zakon21/

Пояснительная записка 1. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей. 2. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы — 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня. 3. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию. 4. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. 5. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-лет, остальные дети обследуются в течение года. 6. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта. 7. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20-25 детей в течение года. 8. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими. 9. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми. 10. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий воспитателей. 11. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева). 12. Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп: — журнал состояния речи всех детей; — список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения, — индивидуальные тетради для занятий детей; — журнал посещаемости занятий; — речевая карта на каждого ребенка, взятого на занятия, с указанием даты ввода и окончания занятий; — план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи). 13. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу. 14. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в округе, повышать свою квалификацию. 15. Аттестация учителя-логопеда на II квалификационную категорию должна проводиться с участием старшего логопеда, курирующего муниципальную территорию. Поскольку учитель-логопед работает в дошкольном образовательном учреждении, начало и окончание учебного года, время, отведенное на обследование детей, учебная нагрузка (20 астрономических часов в неделю, 4 часа в день) соответствует установленным нормам для учителей-логопедов коррекционных (логопедических) групп дошкольных образовательных учреждений. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми. Распределение рабочего времени Первые три недели отводятся для полного комплектования групп и подгрупп детей, которые будут заниматься с логопедом в текущем учебном году. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы в неделю — 20). Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми. График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в первую, так и во вторую половину дня. Учитель-логопед имеет право брать для коррекционной работы обучающихся (воспитанников) с любых занятий, проводимых педагогами в группе. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 16 детей, от 20 до 25 детей в течение года. Принимаются дети с простой и сложной дислалией, в сложных случаях логопед обязан рекомендовать родителям посещение специальной речевой группы. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за устранение дефекта. Зачисляются в группы дети на основании следующих документов: — характеристики-направления логопеда поликлиники; — заключения врачей: отоларинголога, психоневролога и стоматолога. Дети с диагнозом ФНР берутся в работу сроком до 6 месяцев, дети с диагнозом ФФНР — на 1 год. По мере исправления недостатков речи логопед выводит детей из списка и заменяет их другими. На логопедические занятия отбираются дети с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста. Ребенок должен получать индивидуальную коррекционную помощь не менее 3 раз в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий зависит от речевого диагноза, возраста ребенка, индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического статуса. Время, отведенное на индивидуальное занятие с ребенком, увеличивается, если учитель-логопед сам забирает ребенка из группы и отводит его в группу после окончания занятия. Учитель-логопед планирует подгрупповые занятия, если есть дети одного возраста со сходными речевыми диагнозами (не менее 6 детей). Продолжительность подгруппового занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста (программой обучения и воспитания в детском саду, инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»). Планирование логопедической работы учитель-логопед осуществляет в соответствии с образовательными программами, отвечающими требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме. Наряду с коррекционными мероприятиями проводит профилактическую работу в дошкольном образовательном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей. Учитель-логопед проводит работу с воспитателями дошкольного образовательного учреждения по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста (консультации, семинары, семинары-практикумы и другие формы и виды работ), родителями (законными представителями) посещающих его занятия. Показателем работы учителя-логопеда является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу. Аттестация учителя-логопеда на II квалификационную категорию должна проводиться с участием старшего логопеда ОМЦ. Оборудование логопедического кабинета На двери логопедического кабинета должно висеть расписание работы учителя-логопеда. В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование. 1. Столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе. 2. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы. 3. Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением. 4. Зеркала 9х12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии. 5. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда. 6. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов. 7. Технические средства обучения. 8. Настенная касса букв. 9. Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах. 10. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики. 11. Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением. 12. Различные речевые игры. 13. Методическая литература. 14. Полотенце, мыло и бумажные салфетки. Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки. Документация и ее ведение Для учета коррекционного процесса, который проводит учитель-логопед, предлагаются следующие виды документации: 1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми. 2. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 3 до 7 лет). 3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи. 4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий. 5. План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей или лиц их заменяющих по работе над звуковой культурой речи). 6. Календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. 7. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей. 8. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением. 9. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения. 10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете. 11. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года). 12. Катамнестические данные о детях, прошедших курс коррекционных занятий посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ и воспитателями детского сада, за прошедшие три года. Должностная инструкция учителя-логопеда 1. Общие положения 1. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем образовательного учреждения. 2. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию. 3. Учитель-логопед в своей работе: — руководствуется: • Конституцией Российской Федерации; • законами Российской Федерации; • решениями правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; • Конвенцией о правах ребенка; • Уставом дошкольного образовательного учреждения; • инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста; • настоящей должностной инструкцией; — должен знать: • возрастную и специальную педагогику и психологию; • анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; • методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в речевом развитии обучающихся (воспитанников); • нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; • программную методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими нарушения в речевом развитии; • новейшие достижения дефектологической науки; • правила и нормы труда; техники безопасности и противопожарной защиты. 2. Функции 1. Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.). 2. Разрабатывает план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи). 3. Должностные обязанности 1. Обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у обучающихся (воспитанников) в возрасте от 3 до 7 лет. 2. Комплектует группы для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся (воспитанников). 3. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций. 4. Работает в тесном контакте с воспитателями, другими специалистами образовательного учреждения, посещает занятия. 5. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи. 6. Ведет необходимую документацию. 7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. 8. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. 9. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме. 10. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения. 11. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе России «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. 12. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. 13. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе. 14. Работает по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, утвержденному руководителем образовательного учреждения, согласованному с профсоюзной организацией. 15. Осуществляет связь с родителями. 16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) в период образовательного процесса. 17. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. 18. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ, учителями-логопедами школ, воспитателями ДОУ. 4. Права 1. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством России. 2. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками. 3. Повышать свою квалификацию. 4. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000 №1908. 5. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней). 5. Ответственность 1. Учитель-логопед несет ответственность за организацию пропедевтической и коррекционной работы в образовательном учреждении. 2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, за нарушение должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, распоряжений и приказов руководителя образовательного учреждения несет дисциплинарное наказание вплоть до увольнения с должности. 3. За нарушение инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.

Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда Вводная часть 1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину. 2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда. 3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи. 4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены. Перед началом работы необходимо: 1. Тщательно вымыть руки. 2. Подготовить для работы все необходимое. 3. Произвести стерилизацию логопедических зондов: — кипячением в стерилизаторе; — обработкой этиловым спиртом. Во время работы необходимо: 1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей. 2. Содержать логопедические зонды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. 3. Пользоваться одноразовыми деревянными шпателями. 4. Информировать врача о своих наблюдениях за состоянием здоровья детей. 5. Вести необходимую документацию. 6. Следить за тем, чтобы во время занятий в руках у детей не было острых металлических предметов. 7. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички хранить в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте. 8. Запрещается удлинять продолжительность занятий с детьми и сокращать перерывы между ними. 9. Запрещается оставлять детей без присмотра. Примечание автора. Приведенное выше положение регламентирует работу учителя-логопеда на дошкольном логопункте. В нем: — определена почасовая нагрузка в неделю и распределение рабочего времени логопеда в течение дня; — указано на возможность проведения логопедических занятий в первую и во вторую половину дня; — указана продолжительность индивидуального и подгруппового логопедического занятия. В документе говорится также о необходимости работы логопеда по профилактике речевых нарушений и заполнению документации, но, к сожалению, времени на выполнение этих видов работы документ не предусматривает.

Как выбрать хорошего детского логопеда

Обычно, мамы передают друг другу координаты хорошего логопеда, ведь общаясь на детской площадке, родители часто приобретают новые знакомства. Поискать хорошего специалиста можно на соответствующем сайте Вашего региона. Там имеется подробная информация о квалификации логопеда подкрепленная отзывами клиентов. В крайнем случае, при наличии показаний ребенку дают направление в специализированный детский сад. Для этого необходимо пройти специальную психолого-медико-педагогическую комиссию(ПМПК).

Появление малыша в семье, это не только праздник, воспитание и взращивание ребенка требует огромных усилий от родителей. Старайтесь проводить с малышом, как можно больше времени, общайтесь с ним, разговаривайте, терпеливо учите самым простым вещам. Не давайте малышу до 3 лет смартфон, старайтесь не поддаться искушению включить ему телевизор и заняться своими делами, при необходимости не затягивайте с визитом к специалисту и пусть Ваши «почемучки», открывают этот огромный красочный мир.

Условия получения услуги на сайте

Запись на получение консультации или заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях, специальные условия при проведении государственной итоговой аттестации.

Услуга доступна родителям (законным представителям) и работникам образовательных организаций.

Для прохождения обследования и консультирования присутствие ребенка в ЦПМПК обязательно (кроме услуги: консультирование работников образовательных организаций). Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).

Для прохождения комиссии необходимо оформить медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса.

Перед подачей заявления о предоставлении услуги необходимо проверить актуальность сведений, размещенных в личном кабинете, о Вас и Вашем ребенке (в том числе документы) и при необходимости скорректировать их.

Для получения консультации предоставление медицинского заключения о состоянии здоровья не требуется.

Прием заявлений осуществляется в течение всего календарного года. В случае возникновения вопросов о порядке прохождения ЦПМПК г. Москвы можно обратиться по телефону.

  • Кто может обратиться за услугой

    Родители (законные представители) обучающихся:

    в возрасте до 18 лет при необходимости создания специальных условий обучения и воспитания в образовательной организации;

  • для определения специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации (ГИА);
  • для обследования обучающихся, которым на момент 1 сентября следующего учебного года исполнится 8 лет, если по медицинским показаниям им рекомендовано начать обучение на уровне начального общего образования после 8 лет;
  • для консультирования по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.

Работники образовательных организаций:

  • для консультирования по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.
  • Стоимость услуги и порядок оплаты

    Бесплатно

  • Перечень необходимых документов

    Документы, необходимые для прохождения ЦПМПК г. Москвы с целью подготовки рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания в образовательных организациях:

      медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;
  • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;
  • контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике — копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка – оригинал.
  • Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя). Для организации специальных условий образования, создания специальных условий для детей 8-ми лет на 1 сентября следующего учебного года, предоставляются:

    • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;
    • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
    • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
    • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
    • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
    • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;
    • контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике — копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка — оригинал.

    Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя). Документы, необходимые для прохождения ЦПМПК г. Москвы перед государственной итоговой аттестацией (ГИА-9, ГИА-11):

    • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации в текущем учебном году – оригинал;
    • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
    • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • предыдущее заключение (заключения) комиссии об условиях обучения (при наличии) – копия;
    • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации.

    Для организации экзамена на дому необходимо дополнительно предоставить документы:

    • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации в текущем учебном году на дому – в случае необходимости сдачи ГИА на дому – оригинал;
    • медицинские заключения (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) с рекомендациями об обучении на дому за последние 3 года (при наличии) — копии, заверенные в установленном порядке;
    • приказы о переводе на обучение на дому за последние 3 года (при наличии) — копии, заверенные в установленном порядке.

    Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя). Для консультирования родителей (законных представителей) обучающихся специалистами ЦПМПК г. Москвы предоставляются:

    • подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации) или медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья — оригинал;
    • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
    • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
    • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
    • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;
    • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

    Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя). Для консультирования работников образовательных организаций специалистами ЦПМПК г. Москвы предоставление документов не требуется.

  • Срок и результат предоставления услуги

    Получение информации о готовности заключения ЦПМПК г. Москвы или о предоставлении услуги консультирования. Результат направляется в форме электронного уведомления в Личный кабинет на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы и на электронную почту в срок не позднее 5 рабочих дней с даты проведения приема.

  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]