Игры и упражнения по закреплению звукопроизношения и развитию фонематических представлений
Игры и упражнения
по закреплению
звукопроизношения и развитию
фонематических представлений
1
Упражнение «Какой звук вслове?»
Цель:
Развивать фонематический слух, речевое внимание детей, закреплять произношение звуков С, Сь в словах.
Материал.
Картинка, в названии которой есть звук
с
или
сь
‘; фланелеграф; синий и зеленый кружки.
Ход:
Воспитатель. Мы пели песенки большого и маленького насосов. Их песенки похожи на звуки в словах: с
— большой братец, с‘ — маленький братец.
Детям раздают картинки (примерный их перечень: сумка, лист, снеговик, самолет, синица, капуста, санки, василек, сирень, поросенок, гусь, лисенок, велосипед, месяц…).
Воспитатель. В названии наших предметов есть звуки с
или с‘. Послушайте, как я назову предметы: «
Ссссобака
— звук
с
, «
сссиничка
» — звук
с
‘.
— Теперь вы будете называть свои предметы и говорить, какой звук есть в этом слове.
Дети по очереди выходят к доске, называют предмет, определяют наличие того или иного звука и ставят картинку на фланелеграф после синего (звук с
) или после зеленого (звук
с
) кружка.
Затем один ребенок называет все слова со звуком с, другой — со звуком с
‘.
2 Игра «Птицы»
Цель:
Развивать речевое внимание, фонематический слух, закреплять произношение звуков Я, Ю.
Материал.
На каждого ребенка и воспитателя по одному желтому или красному квадрату (у воспитателя оба квадрата); фланелеграф и картинки, изображающие цыпленка, котенка, козленка, собаку, куст, курицу.
Ход:
Воспитатель (раздав одной половине группы желтые, другой — красные квадраты).
Вы — птицы. У кого красный квадрат, будет петь: «Ю-ю-ю-ю-юууу», у кого желтый — «Я-я-я-яааа». Смотрите, какой квадрат я буду поднимать, и пойте песенки разных птиц.
Воспитатель в произвольном порядке поднимает квадраты, а дети поют соответствующие песенки (по 3 раза). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
3
Игра «Колокольчики»
Цель:
Развивать речевое внимание и фонематический слух детей, закреплять произношение звуков З,ЗЬ в словах.
Материал.
Большой и маленький кружки любого цвета; фланелеграф и синий и зеленый кружки; картинки, изображающие зайца, корзину, забор, землянику, козу, розу, зеркало, зонт.
Дети делятся на две группы — большие и маленькие колокольчики. Они встают друг против друга.
Воспитатель. Большие колокольчики звенят: «Дзязынь-дзззынь-дзззынь»; маленькие звенят: «Дззззинь-дззззинь-дззззинь» (дети повторяют звукосочетания).
Если я покажу большой кружок, запоют большие колокольчики, маленький — запоют маленькие колокольчики.
Воспитатель в произвольном порядке показывает кружки, а дети имитируют игру на колокольчиках и поют соответствующие песенки по 3 раза. Затем меняются ролями, и игра повторяется.
4 Упражнение «Какой колокольчик звенит ?»
Цель:
совершенствование правильного произношения звуков З,ЗЬ.
Воспитатель. Когда вы пели песенки больших колокольчиков, то долго произносили звук з
— «дзззынь», когда пели песенки маленьких колокольчиков, то долго произносили звук з‘ — «дззззинь». Звуки
з
и з‘ — братцы
З
— большой братец, а з‘ — маленький братец.
— У меня на фланелеграфе картинки, в их названиях есть эти звуки. Послушайте, как я буду произносить слова, что бы вы отчетливо слышали песенки колокольчиков: зззайка Какой звук я в слове долго тянула? (З.)
Это большой или маленький братец?
(Большой.)
Я поставлю картинку поел синего кружка
(дети повторяют слово с выделением звука]
Слушайте: «Корзззина». Какой звук я долго тянула?
(З
‘
дети повторяют слово, и воспитатель ставит картинку после зеленого кружка.)
Затем по очереди вызываются дети, они называют предметы с выделением этих звуков, характеризуют их — большой ил маленький братец, ставят после соответствующих кружков.
Один ребенок называет все слова со звуком з, другой – со звуком з‘.
5 Упражнение «Найди братцев»
Цель:
Развивать фонематический слух, закреплять произношение звуков К, Кь в словах.
Материал.
Фланелеграф и картинки: рак, кукла, матрешка, белка, еж, жук, флажки, кит, кепка, санки, мячики, яблоки; синий и зеленый кружки.
Ход:
Воспитатель. У меня на фланелеграфе после синего кружка выложены картинки, изображающие предмет, и названии которых есть звук к
(дети повторяют звук — призвука гласного).
— Мы уже научились громко говорить звук к
и словах. Давайте назовем предметы со звуком
к
и громко в словах его произнесем.
Дети по очереди подходят, называют предмет с выделением звука к
(раК, Кукла, матрешКа, белКа, ежи К, жуК).
Воспитатель. Звук к
— большой братец, по у него есть маленький братец — звук
к
‘
(дети повторяют звук 2-3 раза).
На столе у меня картинки, в названии которых есть звук
к
‘.
Дети по очереди подходят к столу, берут картинку, называют ее, выделяя в слове звук к
‘, ставят ее на фланелсграф после зеленого кружка (флажКи, Кит, Кепка, санКи, МячиКи, яблоКи).
Один ребенок называет все слова со звуком к
‘, другой — со звуком
к.
6 Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)
Воспитатель. Вы знаете, что у звуков есть братцы: у большого братца — звука р
— маленький братец — звук
р
‘, у большого братца — звука
б
— маленький братец — звук
б
‘. Я буду вам бросать мяч и называть большого братца, а вы назовете маленького братца и перебросите мяч мне.
В случае затруднения воспитатель сам называет маленького братца, а ребенку дает новое задание.
В игре должны принять участие все дети.
7 Чтение скороговорки
Цель:
Закреплять правильное произношение звука ЛЬ во фразе.
Скороговорка читается на два выдоха.
Воспитатель. Я вам прочитаю скороговорку и покажу, когда я делаю вдох. (Воспитатель прижимает руку к груди, делает вдох, на выдохе произносит слова скороговорки и отводит руку от груди. Так два раза.)
Еле-еле Лена ела, Есть от лени не хотела.
— Я делала два вдоха, а на выдохе говорила скоро! окорку. Давайте также скажем вместе и будем хорошо выговаривать слова.
Затем скороговорку читают только девочки, потом — только мальчики, в конце по очереди — трое— четверо детей.
8 Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)
Цель:
Развивать речевой аппарат и дикцию детей, закреплять произношение звука Ж в словах.
Материал.
Мяч
Ход:
Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука ж
. Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.
В игре должны принять участие все дети.
Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет), его ловить нельзя.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 детей-победителей.
9 Игра «Назови слова»
Воспитатель предлагает детям называть слова с заданным звуком, например, ж
(за каждое слово дается фишка).
В конце игры определяется победитель.
10 Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)
Цель:
закрепление правильного произношения твердых и мягких согласных звуков.
Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вь должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолёТ» — «т».
В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.
11 Чтение скороговорки.
Цель:
развивать речевой аппарат, дикцию детей; закреплять произношение звуков Д, ДЬ во фразе.
Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох.
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.
12 Упражнение «Назови первый звук слова».
Цель:
развивать фонематический слух, закреплять произношение звуков К, Г в словах.
Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовём (указывает на картинки, дети по очереди называют их).
Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» —
б;
«Кукла» —
к
; «Гитара» —
г‘
.
Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолировано.
Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников при помощи дидактических игр
Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников при помощи дидактических игр
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса [4, п.1.8]. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах [4, п.4.6]. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
В последнее время в детских садах наблюдается увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Если даже смотреть в разрезе одного детского сада, то в коррекционной логопедической помощи нуждается каждая возрастная группа.
На логопункте детского сада коррекционная логопедическая помощь оказывается детям 5-7 лет, имеющим следующие речевые нарушения: фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи. До начала коррекционно-развивающей работы у многих детей уже складывается негативное отношение к своему речевому дефекту. А как обеспечить коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность ребенка? Как формировать правильное звукопроизношение? Как помочь ребенку преодолеть негативное отношение к своему речевому дефекту?
Естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей является игра. Именно игра может создать нужный эмоциональный фон положительного характера, чтобы все психические процессы протекали наиболее активно.
Игра является не только основным видом деятельности детей, но и формой организации детской деятельности. Игру ФГОС ДО определяет как одного из сквозных механизмов развития ребёнка (4, п.2.7), посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, на которых приходится многократно повторять трудные логопедические упражнения и на подготовительном этапе, и на этапах постановки, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. А устранение речевых недостатков возможно именно через игру, потому что в игре формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность.
Поэтому учителю-логопеду необходимо широко применять игры в коррекционной работе, потому что каждая игра несет в себе развитие наблюдательности, представлений об окружающем, развитие знаний и навыков, правильное отношение к окружающим и к своему месту в детском коллективе. А при выборе игр необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка, так как дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой.
Реализуя приоритетные направления ФГОС ДО, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса коррекционно-развивающей работы. На логопункте изготовлено множество игр, лично разработанных и заимствованных у коллег. Я считаю, что у каждого логопеда детского сада в кабинете должны быть следующие виды обучающих игр:
для диагностики речевого развития;
для развития мелкой моторики;
для развития артикуляционного аппарата;
для постановки звуков (отдельно по каждой группе звуков);
для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
для развития фонематического слуха, фонематического восприятия;
по совершенствованию грамматического строя речи;
по обогащению словарного запаса;
для развития связной речи;
по обучению грамоте.
А для формирования речевого дыхания необходимо иметь различные дидактические пособия —
тренажеры : «Веселая карусель», «Веселая рыбалка», «Веселая метелица», «Аквариум», «Дуйбол», «Кегли», «Авторалли», «Горячий чай», «Сдуй снежинку», «Слоник», «Дракончики», «Поддувалочки» и всевозможные вертушки, сделанные своими руками или фабричные.
На этапе обследования языковых и неязыковых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития игра может быть использована как метод диагностики. Например, при обследовании связной речи ребенку можно предложить такие игры: «Помоги Незнайке правильно разложить картинки и составить рассказ», «Расскажи сказку кукле Даше, чтобы она поскорее заснула», «Айда, расскажем Винни-Пуху, как отпраздновали твой день рождения».
При обследовании фонематического слуха целесообразно использовать такие игры, как «Давай поиграем в школу», «Звуковые прятки», «Найди пару» и др.
При обследовании словарного запаса проводятся такие игры с мячом: «Назови одним словом», «У нас растут много овощей», «У нас в группе много игрушек», «Я знаю 5 деревьев», «Скажи наоборот», «Кто чем занимается?», «Подскажи словечко». Можно проводить игры на классификацию предметов («Найди маму для детеныша») и настольные дидактические игры: «Бюро находок», «Кто где живет?», «Часть и целое».
Исследование артикуляционного аппарата и его моторики можно превратить в увлекательную игру в форме сказки у стенда «Домик Язычка» или используя пособие «Домик Язычка». Можно использовать «Логокуб», на гранях которого картинки-символы артикуляционных упражнений.
Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с различными группами звуков. Для определения уровня фонематического восприятия и запоминания слогов ребенку предлагаю следующие игры: «Выложи домик», «Пуговицы», «Запомни и скажи», «Паровозик».
Для постановки звуков незаменимыми являются такие игры : «Поймай звук», «Насос – помощник», «Веселый дождик», «Прилетели комарики», «Помоги пчёлке прилететь в улей», «Приплывает пароход», «Песенки змейки», «Остановим лошадку», «Весёлая прогулка Язычка» и др.
Многообразны игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков: «Звуковая улитка», игры-бродилки, лабиринты, лото, домино, логошашки, «Я вас различаю», слоговые дорожки, разрезные картинки, пазлы фабричные, пазлы самодельные на палочках (деревянных шпателях), «Звукарики», «Кнопочки», «Кнопки-переключалки», «Звуковая поляна» на разные группы звуков и многие другие , с помощью которых можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное. Настольные логопедические игры удобны тем, что их можно предложить и как домашнее задание. Самыми любимыми у моих воспитанников являются игры-бродилки и интерактивные игры развивающего портала «Мерсибо».
Таким образом, систематическая целенаправленная планомерная работа по использованию комплекса дидактических игр с красочными яркими картинками, привлекательными для детей, способствует эффективному решению коррекционных задач и прочному закреплению результатов логопедической работы по автоматизации поставленных звуков. Значение речевых игр в работе с детьми, имеющими нарушения речи, велико, так как их использование дает быстрое формирование правильного звукопроизношения. В процессе игры дети начинают проявлять живой интерес к звуковой стороне речи.
Список литературы:
1. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. Вып. 1, вып. 2. — М., 1981, 1987.
2.Кузнецова М.А.Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста https://infourok.ru/ispolzovanie-didakticheskih-igr-pri-korrekcii-narusheniy-zvukoproiznosheniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-3635151.html
3. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии: уч. пособие: в 2-х т.т. Т.1. — с.360-480, Т. 2. -с. 78-89. https://elib.gnpbu.ru/text/rubinshteyn_osnovy-obschey-psihologii_t1_1989
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. https://fgos.ru/
5. Ярославова О.В. Дидактические игры как средство коррекции звукопроизношения детей с ОНР https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/10/06/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-korrektsii-zvukoproiznosheniya
Структура дидактической игры как средства формирования звукопроизношения
В настоящее время существует большое количество разнообразных средств по формированию и развитию звукопроизношения у детей. Одним из таких средств является дидактическая игра.
Дидактическая игра, используемая как средством формирования звукопроизношения, включает в себя ряд компонентов:
- Обязательные компоненты:
- Дидактическая задача – определяется в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной цели формирования звукопроизношения, а также в соответствии с образовательной программой возрастной группы ДОУ.
Игровые действия – это определенная дидактическая игровая задача, которая реализуется детьми в процессе игры.
- Игровые правила – определяют организованные действия детей в процессе игры. Наличие игровых правил отличает дидактическую игру от дидактического упражнения. Значимость правил состоит в том, что они приучают детей с самого раннего возраста контролировать собственное поведение.
- Дидактический материал – это средство по решению поставленной дидактической задачи.
- Дидактический результат – успешное решение дидактических и игровых задач, является показателем эффективности проведенной игры.
- Дополнительные компоненты:
- Сюжет.
Роль.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Таким образом, дидактические игры, используемые с целью формирования звукопроизношений, включают в себя несколько последовательных игровых действий, правил и вариантов усложнения.