Игры и упражнения по закреплению звукопроизношения и развитию фонематических представлений


Игры и упражнения по закреплению звукопроизношения и развитию фонематических представлений

Игры и упражнения

по закреплению

звукопроизношения и развитию

фонематических представлений

1
Упражнение «Какой звук вслове?»
Цель:

Развивать фонематический слух, речевое внимание детей, закреплять произношение звуков С, Сь в словах.

Материал.

Картинка, в названии которой есть звук
с
или
сь
‘; фланелеграф; си­ний и зеленый кружки.

Ход:

Воспитатель. Мы пели песенки большого и маленького насосов. Их песенки похожи на звуки в словах: с

— боль­шой братец, с‘ — маленький братец.

Детям раздают картинки (примерный их перечень: сумка, лист, снеговик, самолет, синица, капуста, санки, василек, сирень, поросенок, гусь, лисенок, велосипед, месяц…).

Воспитатель. В названии наших предметов есть звуки с

или с‘. Послушайте, как я назову предметы: «
Ссссобака
— звук
с
, «
сссиничка
» — звук
с
‘.

— Теперь вы будете называть свои предметы и говорить, какой звук есть в этом слове.

Дети по очереди выходят к доске, называют предмет, оп­ределяют наличие того или иного звука и ставят картинку на фланелеграф после синего (звук с

) или после зеленого (звук
с
) кружка.

Затем один ребенок называет все слова со звуком с, дру­гой — со звуком с

‘.

2 Игра «Птицы»

Цель:

Развивать речевое внимание, фо­нематический слух, закреплять произношение звуков Я, Ю.

Материал.

На каждого ребенка и воспитателя по одному желтому или красному квадрату (у воспитателя оба квадра­та); фланелеграф и картинки, изображающие цыпленка, ко­тенка, козленка, собаку, куст, курицу.

Ход:

Воспитатель (раздав одной половине группы желтые, дру­гой — красные квадраты).

Вы — птицы. У кого красный ква­драт, будет петь: «Ю-ю-ю-ю-юууу», у кого желтый — «Я-я-я-яааа». Смотрите, какой квадрат я буду поднимать, и пойте песенки разных птиц.

Воспитатель в произвольном порядке поднимает квадра­ты, а дети поют соответствующие песенки (по 3 раза). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

3
Игра «Колокольчики»
Цель:

Развивать речевое внимание и фонематический слух детей, закреплять произношение звуков З,ЗЬ в словах.

Материал.

Большой и маленький кружки любого цвета; фланелеграф и синий и зеленый кружки; картинки, изображающие зайца, корзину, забор, землянику, козу, розу, зеркало, зонт.

Дети делятся на две группы — большие и маленькие ко­локольчики. Они встают друг против друга.

Воспитатель. Большие колокольчики звенят: «Дзязынь-дзззынь-дзззынь»; маленькие звенят: «Дззззинь-дззззинь-дззззинь» (дети повторяют звукосочетания).

Если я покажу большой кружок, запоют большие колокольчики, маленький — запоют маленькие колокольчики.

Воспитатель в произвольном порядке показывает кружки, а дети имитируют игру на колокольчиках и поют соответст­вующие песенки по 3 раза. Затем меняются ролями, и игра повторяется.

4 Упражнение «Какой колокольчик звенит ?»

Цель:

совершенствование правильного произношения звуков З,ЗЬ.

Воспитатель. Когда вы пели песенки больших коло­кольчиков, то долго произносили звук з

— «дзззынь», ког­да пели песенки маленьких колокольчиков, то долго произ­носили звук з‘ — «дззззинь». Звуки
з
и з‘ — братцы
З
— большой братец, а з‘ — маленький братец.

— У меня на фланелеграфе картинки, в их названиях есть эти звуки. Послушайте, как я буду произносить слова, что бы вы отчетливо слышали песенки колокольчиков: зззайка Какой звук я в слове долго тянула? (З.)

Это большой или маленький братец?
(Большой.)
Я поставлю картинку поел синего кружка
(дети повторяют слово с выделением звука]
Слушайте: «Корзззина». Какой звук я долго тянула?


дети повторяют слово, и воспитатель ставит картинку после зеленого кружка.)
Затем по очереди вызываются дети, они называют предметы с выделением этих звуков, характеризуют их — большой ил маленький братец, ставят после соответствующих кружков.

Один ребенок называет все слова со звуком з, другой – со звуком з‘.

5 Упражнение «Найди братцев»

Цель:

Развивать фонематический слух, закреплять произношение звуков К, Кь в словах.

Материал.

Фланелеграф и картинки: рак, кукла, матрешка, белка, еж, жук, флажки, кит, кепка, санки, мячики, яблоки; синий и зеленый кружки.

Ход:

Воспитатель. У меня на фланелеграфе после синего кружка выложены картинки, изображающие предмет, и на­звании которых есть звук к
(дети повторяют звук — призвука гласного).
— Мы уже научились громко говорить звук к

и словах. Давайте назовем предметы со звуком
к
и громко в словах его произнесем.

Дети по очереди подходят, называют предмет с выделением звука к

(раК, Кукла, матрешКа, белКа, ежи К, жуК).

Воспитатель. Звук к

— большой братец, по у него есть маленький братец — звук
к

(дети повторяют звук 2-3 раза).
На столе у меня картинки, в названии которых есть звук
к
‘.

Дети по очереди подходят к столу, берут картинку, называ­ют ее, выделяя в слове звук к

‘, ставят ее на фланелсграф после зеленого кружка (флажКи, Кит, Кепка, санКи, МячиКи, яблоКи).

Один ребенок называет все слова со звуком к

‘, другой — со звуком
к.
6 Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)

Воспитатель. Вы знаете, что у звуков есть братцы: у большого братца — звука р

— маленький братец — звук
р
‘, у большого братца — звука
б
— маленький братец — звук
б
‘. Я буду вам бросать мяч и называть большого братца, а вы назовете маленького братца и перебросите мяч мне.

В случае затруднения воспитатель сам называет маленького братца, а ребенку дает новое задание.

В игре должны принять участие все дети.

7 Чтение скороговорки

Цель:

Закреплять правильное произношение звука ЛЬ во фразе.

Скороговорка читается на два выдоха.

Воспитатель. Я вам прочитаю скороговорку и покажу, когда я делаю вдох. (Воспитатель прижимает руку к груди, делает вдох, на выдохе произносит слова скороговорки и отводит руку от груди. Так два раза.)

Еле-еле Лена ела, Есть от лени не хотела.

— Я делала два вдоха, а на выдохе говорила скоро! окорку. Давайте также скажем вместе и будем хорошо выговаривать слова.

Затем скороговорку читают только девочки, потом — толь­ко мальчики, в конце по очереди — трое— четверо детей.

8 Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)

Цель:

Развивать речевой аппарат и дикцию детей, закреплять произношение звука Ж в словах.

Материал.

Мяч

Ход:

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с вы­делением звука ж

. Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.

В игре должны принять участие все дети.

Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жуж­жать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет), его ловить нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 де­тей-победителей.

9 Игра «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям называть слова с заданным звуком, например, ж

(за каждое слово дается фишка).

В конце игры определяется победитель.

10 Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)

Цель:

закрепление правильного произношения твердых и мягких согласных звуков.

Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы долж­ны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вь должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолёТ» — «т».

В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребе­нок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.

11 Чтение скороговорки.

Цель:

развивать речевой аппарат, дикцию детей; закреплять произношение звуков Д, ДЬ во фразе.

Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девоч­ки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.

12 Упражнение «Назови первый звук слова».

Цель:

развивать фонематический слух, закреплять произношение звуков К, Г в словах.

Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовём (указывает на картинки, дети по очереди называют их).

Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» —
б;
«Кукла» —
к
; «Гитара» —
г‘
.

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолировано.

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников при помощи дидактических игр

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников при помощи дидактических игр

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса [4, п.1.8]. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах [4, п.4.6]. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

В последнее время в детских садах наблюдается увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Если даже смотреть в разрезе одного детского сада, то в коррекционной логопедической помощи нуждается каждая возрастная группа.

На логопункте детского сада коррекционная логопедическая помощь оказывается детям 5-7 лет, имеющим следующие речевые нарушения: фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи. До начала коррекционно-развивающей работы у многих детей уже складывается негативное отношение к своему речевому дефекту. А как обеспечить коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность ребенка? Как формировать правильное звукопроизношение? Как помочь ребенку преодолеть негативное отношение к своему речевому дефекту?

Естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей является игра. Именно игра может создать нужный эмоциональный фон положительного характера, чтобы все психические процессы протекали наиболее активно.

Игра является не только основным видом деятельности детей, но и формой организации детской деятельности. Игру ФГОС ДО определяет как одного из сквозных механизмов развития ребёнка (4, п.2.7), посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, на которых приходится многократно повторять трудные логопедические упражнения и на подготовительном этапе, и на этапах постановки, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. А устранение речевых недостатков возможно именно через игру, потому что в игре формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность.

Поэтому учителю-логопеду необходимо широко применять игры в коррекционной работе, потому что каждая игра несет в себе развитие наблюдательности, представлений об окружающем, развитие знаний и навыков, правильное отношение к окружающим и к своему месту в детском коллективе. А при выборе игр необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка, так как дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой.

Реализуя приоритетные направления ФГОС ДО, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса коррекционно-развивающей работы. На логопункте изготовлено множество игр, лично разработанных и заимствованных у коллег. Я считаю, что у каждого логопеда детского сада в кабинете должны быть следующие виды обучающих игр:

для диагностики речевого развития;

для развития мелкой моторики;

для развития артикуляционного аппарата;

для постановки звуков (отдельно по каждой группе звуков);

для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

для развития фонематического слуха, фонематического восприятия;

по совершенствованию грамматического строя речи;

по обогащению словарного запаса;

для развития связной речи;

по обучению грамоте.

А для формирования речевого дыхания необходимо иметь различные дидактические пособия

тренажеры : «Веселая карусель», «Веселая рыбалка», «Веселая метелица», «Аквариум», «Дуйбол», «Кегли», «Авторалли», «Горячий чай», «Сдуй снежинку», «Слоник», «Дракончики», «Поддувалочки» и всевозможные вертушки, сделанные своими руками или фабричные.

На этапе обследования языковых и неязыковых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития игра может быть использована как метод диагностики. Например, при обследовании связной речи ребенку можно предложить такие игры: «Помоги Незнайке правильно разложить картинки и составить рассказ», «Расскажи сказку кукле Даше, чтобы она поскорее заснула», «Айда, расскажем Винни-Пуху, как отпраздновали твой день рождения».

При обследовании фонематического слуха целесообразно использовать такие игры, как «Давай поиграем в школу», «Звуковые прятки», «Найди пару» и др.

При обследовании словарного запаса проводятся такие игры с мячом: «Назови одним словом», «У нас растут много овощей», «У нас в группе много игрушек», «Я знаю 5 деревьев», «Скажи наоборот», «Кто чем занимается?», «Подскажи словечко». Можно проводить игры на классификацию предметов («Найди маму для детеныша») и настольные дидактические игры: «Бюро находок», «Кто где живет?», «Часть и целое».

Исследование артикуляционного аппарата и его моторики можно превратить в увлекательную игру в форме сказки у стенда «Домик Язычка» или используя пособие «Домик Язычка». Можно использовать «Логокуб», на гранях которого картинки-символы артикуляционных упражнений.

Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с различными группами звуков. Для определения уровня фонематического восприятия и запоминания слогов ребенку предлагаю следующие игры: «Выложи домик», «Пуговицы», «Запомни и скажи», «Паровозик».

Для постановки звуков незаменимыми являются такие игры : «Поймай звук», «Насос – помощник», «Веселый дождик», «Прилетели комарики», «Помоги пчёлке прилететь в улей», «Приплывает пароход», «Песенки змейки», «Остановим лошадку», «Весёлая прогулка Язычка» и др.

Многообразны игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков: «Звуковая улитка», игры-бродилки, лабиринты, лото, домино, логошашки, «Я вас различаю», слоговые дорожки, разрезные картинки, пазлы фабричные, пазлы самодельные на палочках (деревянных шпателях), «Звукарики», «Кнопочки», «Кнопки-переключалки», «Звуковая поляна» на разные группы звуков и многие другие , с помощью которых можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное. Настольные логопедические игры удобны тем, что их можно предложить и как домашнее задание. Самыми любимыми у моих воспитанников являются игры-бродилки и интерактивные игры развивающего портала «Мерсибо».

Таким образом, систематическая целенаправленная планомерная работа по использованию комплекса дидактических игр с красочными яркими картинками, привлекательными для детей, способствует эффективному решению коррекционных задач и прочному закреплению результатов логопедической работы по автоматизации поставленных звуков. Значение речевых игр в работе с детьми, имеющими нарушения речи, велико, так как их использование дает быстрое формирование правильного звукопроизношения. В процессе игры дети начинают проявлять живой интерес к звуковой стороне речи.

Список литературы:

1. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. Вып. 1, вып. 2. — М., 1981, 1987.

2.Кузнецова М.А.Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста https://infourok.ru/ispolzovanie-didakticheskih-igr-pri-korrekcii-narusheniy-zvukoproiznosheniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-3635151.html

3. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии: уч. пособие: в 2-х т.т. Т.1. — с.360-480, Т. 2. -с. 78-89. https://elib.gnpbu.ru/text/rubinshteyn_osnovy-obschey-psihologii_t1_1989

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. https://fgos.ru/

5. Ярославова О.В. Дидактические игры как средство коррекции звукопроизношения детей с ОНР https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/10/06/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-korrektsii-zvukoproiznosheniya

Структура дидактической игры как средства формирования звукопроизношения

В настоящее время существует большое количество разнообразных средств по формированию и развитию звукопроизношения у детей. Одним из таких средств является дидактическая игра.

Дидактическая игра, используемая как средством формирования звукопроизношения, включает в себя ряд компонентов:

  1. Обязательные компоненты:
    • Дидактическая задача – определяется в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной цели формирования звукопроизношения, а также в соответствии с образовательной программой возрастной группы ДОУ.
    • Игровые действия – это определенная дидактическая игровая задача, которая реализуется детьми в процессе игры.

  2. Игровые правила – определяют организованные действия детей в процессе игры. Наличие игровых правил отличает дидактическую игру от дидактического упражнения. Значимость правил состоит в том, что они приучают детей с самого раннего возраста контролировать собственное поведение.
  3. Дидактический материал – это средство по решению поставленной дидактической задачи.
  4. Дидактический результат – успешное решение дидактических и игровых задач, является показателем эффективности проведенной игры.
  5. Дополнительные компоненты:
    • Сюжет.
    • Роль.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Таким образом, дидактические игры, используемые с целью формирования звукопроизношений, включают в себя несколько последовательных игровых действий, правил и вариантов усложнения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]