Развитие речи ребенка – важное направление дошкольного и школьного образования. И один из критериев успеха – богатый словарный запас (объем слов, которым ребенок может пользоваться в ходе общения).
Чтобы избежать задержки речевого развития, уже с первого года жизни нужно обогащать словарный запас малыша. Занятия, направленные на расширение и активизацию словаря, должны вестись не от случая к случаю, а ежедневно. Только при условии регулярной и систематической словарной работы вы сможете вырастить эрудированного и интеллектуально развитого ребенка.
Как происходят первые слова
Каждая мама с нетерпением ждет первых слов малыша. К процессу ожидания, как правило, подключается вся родня: мама, папа или баба — какое же слово будет первым? Обычно в этом поединке выигрывает тот, кто чаще стоит над кроваткой ребенка, смотрит внимательно в его глазки и четко повторяет: «па-па» или «ма-ма». В результате ребенок произносит заветное слово, и вся семья отмечает историческое событие! Ребенка купают в овациях, а он, довольный, продолжает лепетать волшебные звуки, вызвавшие столько положительных эмоций у взрослых людей. Если вы будете продолжать в том же духе — смотреть в глаза ребенка, четко произносить новые слова и так же эмоционально радоваться каждому новому — то наверняка удивитесь динамике развития речи вашего малыша.
«Почему именно «папа», «мама» и «баба»? Звуки, составляющие данные слова, относятся к губно-губным и губно-зубным. Они образуются с помощью губ и голоса и легче всего даются ребёнку. Чтобы у младенца также легко появлялись передне-язычные, средне-язычные и задне-язычные звуки, добавьте упражнение «лошадка»: весело цокайте вместе с ним», — поясняет Ольга Иванова.
Словарный состав языка
СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА — совокупность слов языка, то же, что лексика.
Лексика – наиболее подвижный языковой уровень. Изменения и совершенствование словарного состава языка непосредственно связаны с производственной деятельностью человека, с экономической, социальной, политической жизнью народа. В лексике отражаются все процессы исторического развития общества. С появлением новых предметов, явлений возникают новые понятия, а вместе с ними и слова для наименования этих понятий. Например, после 1917 г. в русский язык вошли слова советы, колхоз, совхоз, середняк, Совнарком, ликбез, чоновец и др. В разное время они ушли из языка. С отмиранием тех или иных явлений уходят из активного употребления или меняют свой звуковой облик и значение слова, называющие их, например: тать — ‘вор, разбойник’; гость — ‘торговец, купец – по преимуществу иноземный’; зеница ока — ‘зрачок глаза’; комсомолец – ‘член комсомольской организации’ и др.
Освобождение словаря от лишних слов (а «выпадают» из него только такие) столь же закономерно и необходимо, как и обогащение его новыми словами: оно позволяет говорящим на данном языке освобождаться от ненужных лексических дублетов, устранять из своего активного словарного запаса устаревшее и тем самым содействует более эффективному выполнению языком его основной и важнейшей функции – быть средством человеческого общения.
Так как закрепление в языке новых слов и значений и особенно уход из языка устаревшего – процесс постепенный и длительный, то в словарном составе языка в целом существуют одновременно два пласта слов, см.: СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС АКТИВНЫЙ и СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПАССИВНЫЙ.
См.: ЛЕКСИКА
Что такое активный и пассивный словарный запас?
Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом). Притом те слова, которые малыш понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный.
Ольга Иванова: «Например, если у годовалого ребенка спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда он самостоятельно скажет «кошка», или «коска», или любой другой звук, обозначающий для ребенка кошку, можно сказать, что слово перешло в активный лексикон».
Стоит отметить, что пассивный словарь всегда больше, чем активный, даже у взрослого человек.
Ведь каждый из нас знает, что такое социум, квант, молекула, при этом мы почти не используем эти слова в повседневной речи.
Наблюдение с комментариями
С самого рождения крохи начинайте разговаривать с ним: малыш должен привыкнуть к звучанию человеческой речи. Варианты занятий:
- Во время прогулки рассказывайте младенцу обо всем, что вы видите. Постарайтесь сделать рассказ живописным и образным: используйте много прилагательных, употребляйте синонимы. Пример удачного описания: «Это дерево. Оно зеленое, яркое, с сочной листвой. А какое оно большое, высокое и величественное! Это по-настоящему гигантское дерево!» Постарайтесь комментировать события эмоционально: говорите, какие чувства вы испытываете от созерцания радуги или что вы ощущаете, когда к руке прикасается горячий предмет.
- Восьмимесячному ребенку уже можно рассказывать о строении тела. Дотроньтесь до него и скажите: «А вот это ручка, твоя ручка; маленькая розовая ручка». Потом покажите свою руку и скажите: «А вот это моя ручка: посмотри, какая она большая». Не забывайте использовать как можно больше прилагательных.
- Организуйте совместное наблюдение за чем-нибудь: за домашним животным, за насекомым, за колышущимся на ветру деревом или за происходящим на улице. Одновременно комментируйте происходящее: «Смотри, кузнечик ползет по листочку. Сейчас он пошевелил лапкой. Забавный, не правда ли? О, ну все, он ускакал». Если есть возможность, дайте ребенку потрогать наблюдаемый предмет, понюхать или даже облизнуть.
- Можете провести несколько экспериментов с ребенком. Поднесите его ручку к шерстке кошки и скажите: «Это кошка; она мягкая, теплая и гладкая». Потом предложите крохе подержать кусочек льда и скажите: «Это холодный, твердый и мокрый лед».
- С 2 лет можно целенаправленно вводить в словарь малыша новые лексические единицы. Для этого вы должны продемонстрировать ребенку предмет, произнести его название несколько раз и убедиться, что малыш его запомнил. Старайтесь делать это естественно. На прогулке, как бы между прочим, покажите ему дерево и скажите: «Это ель». Покажите на другую ель и снова скажите: «И это ель». Потом, указав на дерево, спросите: «Как ты думаешь, это ель?». Чтобы убедиться, что малыш запомнил слово, покажите на ель и спросите: «Что это за дерево?»
Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?
Узнать приблизительное количество слов в пассивном словаре просто. Достаточно попросить ребенка показать определенный предмет, действие, объект (например, кошку). Если малыш всё сделал верно, значит, слово засчитывается в пассивный словарь.
А теперь подсчитаем объем активного словаря. Что надо учитывать?
- Слова, которые ребенок произносит четко: «дай», «мама», «папа».
- Звукоподражания животным, предметам: машина «би-би», собака «гав-гав».
- Воспроизведение неполных слов: «бака» — собака.
- Слова, которые произносятся неправильно, но количество слогов и ударение верные: «патИна» — машина.
- Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение (это норма до 2,5 лет): «ма» — мама, машина, мяу (каждое слово засчитывается отдельно).
«Чтобы облегчить подсчет активного словаря и наглядно видеть успехи и динамику развития ребенка, нужно завести дневник развития речи. В него можно каждый месяц заносить слова, которые освоил ребенок. С 2,5-3 лет отслеживать каждое слово будет достаточно сложно из-за растущей говорливости. Тогда в дневник можно записывать забавные высказывания малыша, которые в будущем вы с удовольствием будете перечитывать», — советует логопед.
Литература
1. Иванцова Е.В. Лингвоперсонология: Основы теории языковой личности: учеб. Пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. 160 с.
2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2002. 264 с.
3. Львов Р.М. Возникновение и развитие речи у ребёнка. Факторы речевого развития человека. Периодизация речевого развития человека: Дошкольный возраст. Школьный возраст // Л.Л. Касаткин, Л.П. Крысин, М.Р. Львов и др. Русский язык. М., 1989. С. 31–32.
4. Львов Р.М. Речь учащихся средней школы // Словарь-справочник по методике русского языка. М.: РОСТ СКРИН, 1997. С. 185–186.
5. Тимофеев В.П. Личность и языковая среда. Шадринск, 1971. 121 с.
6. Чулкина Н.Л. Идиолексикон творческой личности и лексикон типичного носителя языка: принцип устройства, реконструкции и описания // Российский университет дружбы народов. М., 1996.
Сколько слов должно быть в активном словаре ребенка?
Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выглядят следующим образом:
Таким образом, если в год ребенок в норме произносит не более 10 слов, то словарный запас ребенка в 3 года составляет уже около 1000 слов. Словарный запас ребенка 5 лет уже около 2000 слов, а словарный запас ребенка в 6 лет — около 3500 слов. Не стоит паниковать, если вы вдруг обнаружили, что ребенок говорит меньше слов, чем в норме. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Есть дети, которые начинают говорить ближе к 2 годам, при этом всё понимают уже в 1-1,5 года.
Если все же у вас есть сомнения или вопросы относительно развития вашего малыша, для собственного спокойствия проконсультируйтесь со специалистом. Хорошую динамику дает включение веселых игр на развитие словарного запаса, а также пальчиковая гимнастика и массаж ладошек. Очень важную роль играют положительные эмоции: поход в зоопарк, аквапарк и творческое совместное времяпровождение с родителями.
Беседы
С 3 лет ребенок уже понимает смысл звучащего текста и осознает содержание стихов и сказок, которые читает ему мама. Поэтому вы можете обсуждать прочитанные книжки или просмотренные иллюстрации. Эффективные упражнения:
- ребенок рассказывает, что изображено на картинках, составляет по ним рассказы;
- малыш отвечает на вопросы по только что прослушанному тексту (удачные вопросы: кто тебе больше всех понравился? какое событие запомнилось? как бы ты поступил на месте героя? почему?);
- ребенок подробно описывает какой-либо предмет (родители могут задавать уточняющие вопросы: а какой он формы? какого цвета?).
Чтобы изучить названия частей тела и предметов одежды, предложите ребенку описать себя или куклу.
Чтение художественной литературы
Обязательно читайте ребенку вслух. Ведь чтение художественной литературы – важнейший способ обогащения словаря. Дети, которые с детства полюбили книги, обладают более развитой речью, чем их сверстники, умеют грамотно строить предложения, лучше пишут сочинения в школе.
Читая ребенку книгу, постарайтесь четко, громко и правильно произносить слова, не допускать ошибок в артикуляции и постановке ударений. Если в тексте встречаются незнакомые слова, объясняйте их значение малышу.
Где брать новые слова?
Это, конечно, общение с родителями и прочими близкими взрослыми, а затем и добавившееся общение с другими детьми. Важны и интересные игры и занятия — расширяя кругозор, мы пополняем словарный запас. Что это значит? В совсем юном возрасте каждое новое ощущение записывается только что созданной нейронной связью в мозге младенца. Со временем все то, что он уже узнал и будет выхватывать из окружающего мира всё в больших количествах, станет отражаться в словах. Семейные традиции и праздники, прогулки и сказки.
«Источниками обогащения лексикона подрастающего человека может стать всё вокруг. Здесь главное условие, чтобы родитель объяснял, называл и показывал. А в перспективе — и отвечал на многочисленные вопросы», — объясняет Ольга.
Новые ощущения
Во-первых, всё тактильное. Пальчиковые краски и различные поверхности. Шерсть домашних питомцев и шершавые языки, море и песок, камушки и желуди, еловые веточки и еда. Пластилин и конструктор. Это неиссякаемый источник. А еще звуки, запахи и все-все-все: музыка и новые песни, например, колыбельные. Вкусы еды и запахи цветов — все это рождает новые связи, новые мысли и требует слов, стимулируя ребёнка.
Книги, рассказы и игры
Родители, читающие сказки и стихи, придумывающие потешки и поющие песенки — это очень полезные родители. В дело идут также полные энтузиазма бабушки, тёти, старшие братья и сестры. Стихи желательно выбирать соответствующие возрасту, а книжки с яркими и понятными картинками.
Путешествия и знакомства
Даже если пока младенец только смотрит на всё и гулит, новые места и люди все равно возбудят в нем дремлющий дух исследователя. Главное в таких поездках все рассказывать и показывать ребёнку, давать потрогать то, что интересно. И не расстраиваться, если кирпичный забор вызвал больше энтузиазма, чем местная достопримечательность.
Братья и сестры
В большой семье младшие дети обычно разговаривают лучше и начинают говорить раньше, потому что часто общаются со старшими братьями и сестрами.
Эмоции
Найдите то, что вызывает симпатию у ребенка. Собака, чайник и мультиварка с огоньками, пара маминых резиновых сапог — если человек в восторге, то вы все делаете правильно. А от бури эмоций недалеко и до словесного её выражения.
Развивающие игры
Познание мира у ребенка происходит через игры. Как можно расширить словарный запас с помощью игр?
- «Съедобное-несъедобное». Игра для деток от 3 лет. Ведущий (или мама) кидает мячик ребенку и называет предмет. Если его можно съесть, малыш ловит мяч, если предмет несъедобный – мячик ловить не нужно. Можно изменить условия игры, например, участник должен поймать мяч, если ведущий называет что-то мягкое.
- «Кто больше». Хорошая игра, в которую можно играть, например, в очереди или по дороге в детский садик. Придумываем категорию слов, например, домашние животные. По очереди называем домашних животных: собака, кошка, петушок, курочка, коровка, и т.д. Побеждает тот, кто вспомнит больше домашних животных. Кстати, в этой игре мама может немного поддаться, чтобы малыш почувствовал себя настоящим победителем.
- «Детский крокодил». Ребенок выбирает какую-то вещь или игрушку, но остальным участникам не говорит, что он выбрал. Затем малыш должен описать словами выбранную вещь, но называть ее нельзя. Затем игроки меняются местами.
- «Подбираем антонимы». Вы говорите ребенку слово, а он должен подобрать антоним: ночь-день, солнце-луна, небо-земля, злой-добрый, плачет-смеется, и т.д.
- «Правда или вымысел?». Вы предлагаете малышу вымышленные или реальные утверждения, а его задача – согласиться с вами или найти ошибки. Например, собака больше слона, цыплята едят манную кашу, собака любит косточку, и т.д.
Задача родителей – помочь сыну или дочери развивать грамотную, богатую речь. Для этого нужно постоянно разговаривать с ребенком, пополнять его словарный запас, читать книги, предлагать развивающие игры. Чем больше вы будете заниматься с ребенком развитием речи, тем проще ему будет в дальнейшем учиться, работать и выражать свои мысли.
Полезно ли для речи изучение языков
Раннее изучение языков помогает становлению речи ребенка, если этот процесс приносит радость родителям и малышу. Поэтому переходить нужно на тот иностранный язык, который больше всего нравится и лучше всего знаешь.
Дети-билингвы с рождения начинают говорить раньше, если с ним активно общаются оба родителя.
«Изучение второго языка я часто сравниваю с обучением плаванию, — поясняет Ольга. Если ребёнок начинает осваивать это занятие в 3–4 месяца, то к трём годам он уже будет прекрасно самостоятельно плавать. Тогда его можно начинать учить кататься, скажем, на лыжах. А если отдать в бассейн только в три года, то, конечно, этот процесс займёт намного больше времени, и параллельные занятия разными видами спорта могут вызывать определённые трудности. Так и с языками».
Баланс активного и пассивного словаря, или зачем развивать речь?
Пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?
В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.
Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и, в целом, реализовывать себя.
Что делать, если ребёнок не говорит? Читайте про признаки, которые должны насторожить родителей.
Поделитесь вашей историей: когда ваш ребенок начал говорить и какое было его первое слово?
— поделитесь с друзьями!
Эксперты: Ольга Иванова
Описывайте, рассуждайте, говорите!
Описывать можно как окружающую действительность, так и произведения искусства. Например, попросите ребенка рассказать, что нарисовано на известной картине или порассуждайте о смыслах просмотренного недавно фильма. Полезно играть с детьми в развивающие игры. Вот некоторые из них:
- «Угадай, что это?»: родитель описывает ребенку явление или предмет, не используя его название. Задача ребенка — угадать, что описывает родитель. Потом нужно поменяться ролями.
- «Придумываем сказку»: взрослый начинает рассказывать историю, а ребенок продолжает.
- «Прилагательное плюс существительное»: взрослый называет прилагательное, а ребенок существительное, подходящее к нему. Интересно, если за каждое слово будут начисляться очки — чем необычнее и красивее фраза получилась, тем больше очков.
- «Я знаю пять»: родитель задает тему (например, животные), задача ребенка — назвать пять слов в этой теме за короткое время.
Воспитанники Детского и других телевизионных проектах, выступают в благотворительных концертах.
Ваши дети тоже так могут! На дисциплинах «Комплексное развитие», «Раннее развитие», «Актерское мастерство для детей» они разовьют талант рассказчика, овладеют приемами эффективных коммуникаций и обогатят речь красивыми оборотами, новыми словами. Приходите к нам!