Среди 42-х фонем русского языка 36 – согласные звуки. Это звуки, в образовании которых в большей степени участвуют элементы ротовой полости: язык, губы, зубы, нёбо. В отличие от гласных они состоят из шума. Гласные – только из голоса, так как в их образовании участвуют легкие и голосовые связки. Но не все согласные в одинаковой степени состоят из шума. Среди них есть такие, в которых присутствует значительная часть голоса. Они называются звонкими согласными.
Классификация согласных звуков
По уровню шума:
По уровню шума | |
Сонорные | — преобладает голос, уровень шума незначительный — [л], [м], [н], [р], [й]; |
Шумные | — значительный уровень шума. Шумные делятся на:
|
По твердости | |
Твердые | [л], [д], [с], [ж], [ц], [ш] и др. |
Мягкие | [л,], [д,], [с,], [ш,], [ч,], [й] и др. |
Среди звонких согласных насчитывается 9 звуков, в которых голоса больше, чем шума. Это сонорные звуки.
Упражнения на артикуляцию
Четко поставленная артикуляция – залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.
Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.
Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.
Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.
Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).
Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.
Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.
Определение
Сонорные звуки – это звонкие согласные звуки, в которых голос доминирует над шумом. Слово «сонорный» происходит от латинского – «sonorous», что в переводе на русский значит – «звонкий». Группа сонорных включает в свой состав восемь парных по мягкости – твердости и один мягкий непарный: [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [й].
Сонорные звуки, как правило, образуются при участии легких, голосовых связок, губ, языка, нёба. Зубы в их образовании не участвуют. По месту и способу образования они бывают: губно-губные – [м], [м’]; язычно-губные – [н], [н’]; язычно-небные – [л], [л’], [р], [р’], [й’]. По силе звука все они являются звонкими.
Фонетический разбор и логопедия
Название сонорных звуков происходит от латинского слова «sonorus», что дословно переводится как «звучный». Объясняется выбор такого наименования тем, что в формировании звука участвует голос, притом что образующий его в ротовой полости воздушный поток способен находить свои пути обхода, из-за чего он и становится совсем не шумным.
Кроме того, в конце произносимого слова с такими включениями так и не происходит оглушения, как это часто случается во многих других случаях.
Звуковые характеристики
Для того чтобы понять, что значит сонорный в фонетическом разборе, необходимо в первую очередь разобраться в основных характеристиках его звукового произношения. Так, специалисты выделяют как минимум две разных группы, которые напрямую зависят от положения так называемой небной занавески:
- Ротовая. Для этой группы звучания сонорного типа характерным является приподнятие стенки неба и его примыкание к зеву в области задней его стенки, в результате чего происходит автоматическое перекрытие прохода в носовую полость для воздушного потока. В итоге формирование получается ротовым или чистым без малейшего намека на турбулентность и другие шумовые вибрации.
- Носовая или назальная. В этом случае из-за того, что небная занавеска уходит вниз, проход в носовую полость для струи воздуха, напротив, открывается, благодаря чему она выполняет функцию своеобразного вспомогательного звукового резонатора во время произношения.
Особенности разбора
Для закрепления полученных в этой области знаний рекомендуется прибегать к популярному еще с советских времен упражнению, которое подразумевало выполнение разбора слова на отдельные фонемы. Что касается выполнения поставленной задачи, то чаще всего она подразумевает соблюдение следующего алгоритма действий:
- На первом этапе слово произносится вслух (возможно, несколько раз для лучшего восприятия всех его составляющих элементов).
- Второй шаг подразумевает записывание этого слова в полном соответствии правилам орфографии.
- Переход на следующий этап заключается в разбивке слова по слогам с обязательным обозначением единственно верного места ударения.
- Разбивка на отдельные слоги позволяет безошибочно обозначать возможные места переносов слова с одной строки на другую, что также является важным упражнением для фонетического разбора.
- Далее выполняется разбор каждой буквы с детальным описанием всех ее звуковых характеристик (наличие пары, твердость или мягкость и прочее). На этом же этапе следует идентифицировать сонорность, если таковая присутствует в разбираемом слове.
- После того как все этапы будут пройдены, осуществляется подсчет всех букв и звуков, притом что эти результаты часто не совпадают, и это является абсолютной нормой.
По итогам выполненных работ осуществляется еще одно аналитическое действие, направленное на определение соотношения написания и произношения. Проще говоря, перед тестируемым стоит задача по определению соответствия того, что было написано, тому, что было произнесено.
Возможные проблемы и их устранение
В последнее время все большему числу родителей приходится бывать у врачей-дефектологов по причине плохого произношения у детей. И чаще всего поводом для обращения становится нарушение у ребенка выговаривания парных и непарных согласных. Эта патология имеет свойство называться дислалией, для которой характерным является хороший слух, но трудности воспроизведения определенных букв.
Постановку таких букв делать можно и нужно, главное только дать возможность логопеду разобраться в первопричинах, спровоцировавших текущую проблему. Обычно в этот список входят следующие негативные факторы:
- Проблемы, связанные с физиологией. Иногда нарушение произношения обусловлено анатомическими особенностями, которые, в свою очередь, могут носить первичный (врожденный) или вторичный (приобретенный) характер, часто вызванный развитием хронических ЛОР-заболеваний.
- Неврология. Психические отклонения также могут стать причиной задержки речевого развития или патологии.
- Дефицит воспитания. Не стоит думать, будто речевые способности всегда развиваются автоматически, ведь каждый ребенок индивидуален, и то, что легко дается одному, не дается другому. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделить максимум внимания развитию детской речи во избежание закрепления в ней каких-то серьезных дефектов или ошибок.
- Билингвизм. Дети, воспитываемые двуязычными родителями, также зачастую имеют серьезные проблемы с произношением, особенно если используемые в семье наречия относятся к несовместимому фонетическому строю.
- Окружение. Если в обществе ребенка имеют место другие дети или взрослые с проблемным произношением, то высока вероятность того, что именно этот фактор спровоцировал речевые ошибки.
- Нарушения слуха. Идеальный музыкальный слух не является стопроцентной гарантией правильного распознания всех фонем речи.
Важно помнить, что выбор коррекции и ее успешность будут напрямую зависеть от того, насколько правильно специалисту удалось установить причину развития дислалии. К примеру, в случае выявления анатомической патологии показанным становится хирургическое вмешательство. Если же причиной всему является круг общения крохи, то его желательно сменить. Огромное значение имеет и скорость реагирования, ведь чем раньше будет начато лечение, тем более продолжительного и устойчивого результата можно будет добиться в дальнейшем.
Эффективнее всего себя зарекомендовала комплексная терапия, которая подразумевает не только регулярные занятия с врачом-дефектологом, но и постоянное выполнение домашних упражнений с ребенком.
Непарные звонкие сонорные звуки
Как было отмечено выше, все сонорные относятся к звонким согласным звукам. В отличие от большинства звонких согласных, сонорные звуки не имеют пар по глухости. Если другие согласные, как например, [д], [д‘], [б], [б‘], [з], [з‘] и другие имеют парные глухие [т], [т‘], [п], [п‘], [с], [с‘], то сонорные звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’] такой пары среди глухих согласных не имеют. Все сонорные звуки по этому признаку – непарные. Они ни в какой позиции не оглушаются: ни в конце слова, ни перед глухими согласными. Всегда произносятся звонко – с голосовой силой, а обычные парные согласные в конце слова и перед глухим согласными произносятся глухо.
Это легко проверить в сравнении:
«дом»: до
[м] – «мороз»: моро[с]; «день»: де[н’] – «медь»: ме[т’]; «поломка»: поло[м]ка – лодка: ло[т]ка; «долька»: до[л’]ка – «редька»: ре[т’]ка.
- Согласные Р, Л, М, Н, Й называются — сонорными.
- Все только звонкие, непарные согласные помогает запомнить фраза:
ЛИМОН — РАЙ!
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие, непарные согласные звуки.
Твердые сонорные звуки | Сонорные звуки, за исключением звука [й’], имеют пару по твердости: [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’]. В определенных позициях могут произноситься и мягко, и твердо: «лось»: [л]ось – «соль»: со[л‘]; «моль»: [м]оль – «мель»: [м’]ель; «дно»: д[н]о – «день»: де[н‘], «рысь»: [р]ысь – «дверь»: две[р‘]. Звук [й’] ни при каких условиях твердо не произносится, не имеет пары по твердости: «яйцо» – [й’ай’цо]. Он только мягкий. По своему звучанию он самый близкий из сонорных звуков к гласным звукам, особенно близок к – [и]. Иногда его даже называют «и – краткое» |
Звонкие сонорные согласные звуки | Все сонорные только звонкие звуки, глухих звуков среди них не имеется!!! |
Глухие сонорные звуки | Среди сонорных глухих звуков нет!!! |
Шипящие сонорные звуки | Шипящих сонорных звуков не бывает!!! |
Основные понятия вопроса
Основное определение может натолкнуть на мысль о том, что сонорные звуки в русском языке являются самыми простыми для произношения, так как это не требует приложения особых усилий. На самом же деле все не так просто, как может показаться на первый взгляд, и для того, чтобы понять, в чем заключается особенность сонорных звуков, необходимо углубиться в это понятие, изучив его классификацию, роль в фонетике и в языке в целом.
Классификация согласных
В первую очередь необходимо научиться отличать сонорные звуки от не сонорных, внимательно изучив для этого общую классификацию согласных. Не секрет, что все они отличаются друг от друга не только по типологии, но и в зависимости от места образования, под которым подразумевается участок, отвечающий за начало формирования звука. Согласно теории, все согласные делятся по этим признакам на следующие группы:
- Губной. Формирование полностью зависит от положения губ по отношению друг к другу и остальным органам. Так, произношение одного звука может требовать одного только смыкания губ, тогда как другой будет формироваться при касании верхних или нижних зубов к внутренней части губ.
- Корональный. Произношение этих звуков обеспечивается касаниями кончика языка внутренней части верхних или нижних резцов, а также альвеол разной интенсивности.
- Дорсальный. Эти звуки образуются при взаимодействии языка и неба.
- Глоточный или горловой. Создается без участия языка, неба, зубов и альвеол с участием одной только гортани.
- Глоттальный. Отличается от глоточного тем, что для произношения согласных выполняется смыкание голосовых связок.
Примечательно, что сонорные звуки могут входить в любую из этих групп. В то же время они образуют индивидуальную группу по степени звучности. А чтобы научиться отличать такие звуки от звуков, которые получаются при произношении других согласных, рекомендуется ознакомиться со следующей таблицей:
Название звуковой группы | Общая характеристика произношения |
Аппроксиманты | Фактически не относятся ни к гласным, ни к согласным звукам, занимая среднее положение между ними. В качестве примера можно привести английскую букву «W». |
Сонорные | Практически не образуют шума при произношении или создают его в минимальном количестве |
Фрикативные | Образование звука становится возможным только при неполном закрытии голосового тракта |
Звуки, образующиеся при замедленном высвобождении воздуха гортанью | Произношение корректируется замедлением высвобождения воздуха голосовым трактом |
Стоит отметить, что к сонорным звукам относятся некоторые аппроксиманты, характеризующиеся аналогичным фрикативным образованием, но без сопутствующего шума. Кроме того, к этой группе часто относят носовые согласные, образуемые посредством опущения мягкого неба, благодаря чему воздух проходит через отверстия носа, одноударные (флэпы), производящиеся одним только усилием органа артикуляции, а также дрожащие, создающие вибрацию.
Значение в русском языке
Все сонорные звуки выше фрикативных, имея свойство образовывать вершину слога в языковых формах, чувствительны к их звучности. В то же время звуки, которые произносятся с особым нажимом, ограничивают воздушный поток, провоцируя тем самым волновую турбулентность, или же являются свистящими, не относятся к сонорным. В русском языке сонорными считаются следующие звуки:
- «Р» — несмотря на то что этот звук является дрожащим, он образуется в результате касания языка области альвеол (прикорневой области зубов), находясь выше фрикативных, а значит относясь к сонорным.
- «Л» — произношение этого звука предполагает пропускание воздушного потока через кончик языка непосредственно во время касания альвеол.
- «М» — этот звонкий звук относится к носовым, так как при его произношении воздух пропускается через нос при параллельном смыкании верхней и нижней губы и создании турбулентности легкими.
- «Н» — образуется звук при касании кончика языка с верхними резцами.
- «Й» — произношение обеспечивается восхождением и смыканием задней части языка с небом, причем без образования турбулентного потока.
Примечательно, что сонорными будут считаться и все смягченные варианты этих звуков. Контрастными (противоположными) по отношению к этим звукам будут считаться те, которые неизменно вызывают турбулентность в голосовом тракте при произношении. Кроме того, стоит выделить определенную размытость между аппроксимантами и звонкими фрикативными звуками, образующимися в области задней гортанной стенки, из-за которой их очень легко перепутать с сонорными.
Иногда согласные фарингального типа выступают в качестве полугласных, которые соответствуют звуку «а», или же полностью меняют свою тональность, в итоге становясь твердыми, образуя фрикативные согласные или другой тип звучания. Еще одна отличительная черта сонорного звучания заключается в том, что они далеко не всегда имеют глухую пару. И в качестве наглядного примера можно привести звук «л», который может быть только звонким. А вот в некоторых других языках, типа тибетского или бирманского, наоборот, он является парным, требуя других действий во время глухого произношения.
Парные согласные в конце и середине слова
Если звонкий согласный оказался в конце или перед глухим согласным в середине слова, то эта позиция является слабой для него. При произношении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного. Послушаем, как звучат конечные согласные в словах:
- краб [п]
- покров [ф]
- сапог [к]
- город [т]
- молодёжь [ш]
- отказ [с].
ОпределениеОглушение — это замена звонкого согласного в конце или в середине слова на парный глухой согласный.
В середине слов глухой согласный влияет на предыдущий звонкий и меняет качество его звучания. Звонкий уподобляется ему и при произношении слова становится глухим. Убедимся в этом:
- коробка [п]
- колдовство [ф]
- коврижка [ш]
- догадка [т].
Аналогично могут возникнуть сомнения в написании слов с конечными глухими согласными:
- отклик («к» или «г»)
- ералаш («ш» или «ж»)
- голос («с» или «з»).
Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, также меняют своё звучание. Происходит фонетический процесс озвончения глухих согласных:
- просьба [з’]
- отбить [д]
- сгрузить [з].
ОпределениеОзвончение — это замена звонкого согласного на парный глухой согласный в конце или в середине слова перед глухим.
Как видим, звучание парных согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.Дополнительный материалСмотрите больше примеров с парными согласными.
Акустическая характеристика
Охарактеризовать звук с точки зрения акустики — значит охарактеризовать то, как он звучит. Это можно сделать по его звучности, силе и высоте.
Звучность позволяет разделить вокальные и невокальные звуки. Невокальными являются все шумные согласные. К вокальным относятся все гласные и сонорные согласные звуки.
С точки зрения силы звуки могут быть консонантными и неконсонантными. Консонантными, т. е. слабыми, являются все согласные, а неконсонантными, т.е. сильными — все гласные.
С позиции высоты звук может быть, соответственно, высоким или низким. Высокими являются гласные переднего ряда, переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. Все остальные гласные и согласные являются низкими звуками.
Понятие артикуляции
Артикуляцией называется процесс образования звуков. Речевой аппарат человека, с помощью которого образуются звуки, представлен достаточно большим набором органов. Сюда входят легкие, гортань, голосовые связки, полость носа, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть, губы и язык. Поток выдыхаемого воздуха выходит из легких и проходит через образованную голосовыми связками щель в гортани. При напряженных и колеблющихся голосовых связках образуется голос (тон). Он служит основой для гласных, звонких и сонорных согласных звуков. Если голосовые связки расслаблены, голос не образуется, возникает шум, который лежит в основе шумных согласных.
Дальнейшее разграничение звуков происходит в ротовой полости в зависимости от того, какую преграду встречает на своем пути воздушная струя.
Трудности в русском языке
Что же касается сонантов, вызывающих наибольшие трудности при произнесении у русскоговорящих людей? Согласные [й], [м] и [н] не вызывают особых проблем. А вот неправильная артикуляция [л] и [р] встречается почти у каждого третьего ребенка.
Обратите внимание!
- Артикуляция русского [л] отлична от артикуляции этого сонанта в других языковых системах.
- Русский [р], в отличие от английского, является твердым и имеет более четкую артикуляцию.
В процессе развития речевого аппарата эти фонемы даются ребенку сложнее всего. Если не обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте и запустить проблему, исправить ее во взрослом возрасте будет уже намного сложнее. Как правило, взрослые люди, имеющие такой дефект, уже не берутся за его исправление.
Характеристика гласных
Главной особенностью гласных звуков является то, что при их образовании струя воздуха, образовав в голосовых связках тон, не встречает больше никаких преград в ротовой полости. То есть они состоят только из тона (голоса) без добавления шума.
Гласными являются звуки а, о, у, и, ы, э. Артикуляция каждого гласного звука зависит только от положения активных органов речи (губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти).
Функциональной особенностью гласных звуков служит то, что они образуют слог, т.е. играют слогообразовательную роль.
Парные согласные. Примеры различения слов
Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:
- (суп) густ – (над речкой) куст;
- (телеграфный) столб — (Александрийский) столп;
- кора (дуба) – (высокая) гора;
- (невыносимая) жара – (поверхность) шара;
- (букет) роз — (мальчик) рос;
- (новый) дом – (толстый) том.
В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.
Образование звуков
Для образования звуков служит речевой аппарат. К нему относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полость, язык, губы, зубы, нёбо. Все эти органы используются для того, чтобы человек мог произносить слова. Разные звуки образуются за счёт того, что на пути выдыхаемого воздуха появляются преграды: зубы, губы, язык, поэтому и звуки получаются разные. Попробуйте выдохнуть воздух при этом плотно сжав губы — получается звук [м].
При этом обратите внимание, что воздух выходит не через рот, потому что губы создали преграду, а через нос. Попробуем произнести ещё один звук. Выдыхаем воздух, но губы при этом сжимаем и разжимаем. Что получается? [б].
При образовании каждого звука речевой аппарат задействует определённые преграды для воздуха. В обычной речи мы не обращаем внимание, свободно проходит воздух или нет, потому что мозг подаёт сигнал, какие буквы нужно произнести в данный момент, всё происходит как бы само собой. Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что каждый звук образуются по-своему.