Слоги — это части, на которые слово делится в процессе устной речи. Когда мы произносим слово, то получается несколько выдыхательных толчков воздуха — это как раз и есть произношение по слогам: ко-шка. Два толчка воздуха при выдыхании — два слога: во-да. 3 толчка воздуха — три слога: на-у-ка.
В слове выделяют такое количество слогов, сколько в нем звуков из голоса, то есть гласных: лист — 1 слог, но-ра — 2 слога. В слоге может быть самое разное количество букв, но одна обязательно должна быть гласной.
В слове может быть разное количество слогов. Бывают односложные, двусложные, трехсложные слова и многосложные слова: лист (1 слог), но-ра (двусложное слово), у-е-зжать (трехсложное).
Слог может состоять из одного гласного звука или сочетания гласного и согласного: а-ба-жур. Даже один гласный звук — это уже слог. А вот один согласный не является слогом. Как же разделить слово на слоги? Важно понять главный принцип: если в слог входят гласный и согласный звуки, то начинается он всегда с согласного: но-чник, стра-на.
Односложные слова
По минимальному количеству гласных в слове выделим односложные слова, которые содержат один фонетический слог. Вспомним, что такое фонетический слог.
Определение
Фонетический слог — это один гласный звук или гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые в процессе говорения произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
Приложим ладошку под подбородок и четко произнесем слова:
лаз, март, лось, мост, лист, миг, сыр, тест, взгляд
На гласных подбородок ударит по ладони один раз. Значит, эти слова являются односложными.
Дополнительный материал
Узнаем более подробно о составе односложных слов с одним, двумя, тремя, четырьмя согласными.
Подборка коллажей с 1 по 8 тип слоговой структуры слова
1 тип: двусложные слова Словарь: лето, небо, тучи, хата, ива, пума, муха, оса, муха, коза, пони, вода, тина, жаба, дети, Ваня, Ната, пила, лупа, вата, сова, ноты, нога (ноги), лапа (лапы), ваза, духи, вымя, рога, ухо (уши), рука (руки).
2 тип: трёхсложные слова из открытых слогов Словарь: Полина, пауки, панама, помада, букеты (лилии, ирисы), газета, монеты, макака, опята, малина, бананы, посуда, молоко, лимоны, батоны, овощи, томаты, утюги, утята, сапоги, кубики, машина, кабина, колёса, веники, котята, собака, ягоды, малина.
3 тип: односложные слова Словарь: Дед, ночь, лес, кот, бык, конь, сок, суп, рак, мак, дуб, дом, гусь, пух, мяч, мышь, бак, жук, мох, пень, ёж, лось, кит, сыр, лук, нож, чай, мёд, рог.
4 тип: двусложные слова с закрытым слогом Словарь: Иван, пуфик, щенок, медаль, камин, огонь, замок, кабан, факел, закат, гамак, бегун, носок, билет, канат, петух, питон, хомяк, буфет, бидон, паук, букет, банан, батон, лимон, кокос, веник, совок, енот, диван, пакет, мешок, лебедь.
5 тип: двусложные слова со стечением согласных в середине Словарь: Ольга, юбка, майка, тапки, банты, ведро, губка, пятно, полки, бочка, банка, масло, вишня, тыква, мышки, кошка, миски, окно, сосна, ветка, шишка, лампа, письмо, ручка, вафли, чашка, пальма, кашпо, лейка, утка, тумба, мишка, шапка, нитки, кукла.
6 тип: двусложные слова из закрытых слогов Словарь: Павлик, Антон, кактус, горшок, балкон, поднос, кувшин, компот, омлет, бульон, чайник, тюльпан, индюк, червяк, фонтан, дельфин, медведь, капкан, зайчик, ельник, лесник (Максим), бульдог, зонтик, дождик, павлин, каштан, сундук, магнит, жемчуг, компас, бублик, винтик.
7 тип: трёхсложные слова с закрытым слогом Словарь: самолёт, парашют, паровоз, колокол, носорог, бегемот, телёнок, огород, патиссон, кабачок, помидор, огурец, утёнок, муравей, богомол, водолаз, рыболов, пеликан, китёнок, капитан, попугай, пароход, телефон, чемодан, котёнок, мышонок, водопад, лисёнок, ежонок, лосёнок, совёнок, соловей, воробей, лесоруб, боровик. Возможные имена: Николай, Елисей, Тимофей, Серафим.
8 тип ССС: трёхсложные слова со стечением согласных Словарь: деревня, бабушка, дедушка, внучата, девочка, Танечка, булочка, тапочки, Ванечка, рубашка, кепочка, эскимо, беседка, баранки, деревце, ёлочка, иголки, шишечки, ландыши, лягушка, воробьи, курочка, цыплята, яблоня, яблоки, букашка, ромашки, бабочка, кукушка, супница, сосиски, тарелка, солонка, капуста, улитка, лесенка, удочка, лавочка, вешенки, лукошко, ягодки, черника.
Двухсложные слова
По количеству слогов слова могут быть многосложными: двух-, трёх-, четырёхсложными и т.д.
Двусложные слова, как можно определить по их названию, содержат по два гласных звук.
Примеры
сли-ва, стуль-чик, за-бор, го-род, кро-на, те-ма, у-каз, о-стров, а-гент, и-гла, зме-я, ве-чер
При их произношении подбородок опустится на ладонь два раза, так как произойдёт два толчка выдыхаемого воздуха.
Дополнительный материал
О том, как делить слова на фонетические слоги, что нужно учитывать при этом, узнаем с примерами в статье про двухсложные слова.
Не все двухсложные слова можно перенести с одной строки на другую в соответствии с фонетическим слогоделением. Ряд слов, в которых гласный-одиночка образует самостоятельный слог, невозможно перенести, оставив одну букву на строке, например:
- зме-я — змея
- у-дар — удар
- о-браз — образ
- и-гла — игла
- а-нис — анис.
Зачем уметь делить слово на слоги
Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.
Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.
Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.
К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.
Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.
Трёхсложные слова
В слове может быть больше гласных, чем два. Три гласных звука в сочетании с согласными образуют трехсложные слова. При произношении трехсложного слова происходит три толчка воздуха, но один из них сильнее, который создается ударным гласным, а два — слабее в безударных слогах. Убедимся в этом, произнося слова:
лё-тчи-ца, ко-ро́-ва, бе-ли-зна́
Примеры трёхсложных слов
В трехсложных словах согласные группируются с гласными по два, три и даже четыре звука в слоге, например:
- до-ро-га, бо-ро-да, со-ро-ка;
- при-ста-вка, кра-со-та, те-ле-фон, ка-ран-даш, бу-ма-жка;
- взбры-ки-вать, вздра-ги-вать, взгро-мо-ждать, взгля-ды-вать.
Гласный может образовать самостоятельный слог в трёхсложном слове:
- а-ктри-са, а-збу-ка, а-на-нас, а-ра-хис;
- о-го-род, о-валь-ный, о-све-жить, о-тли-чник;
- у-голь-ник, у-ра-ган, у-чи-тель, у-щель-е.
Обратим внимание, что орфографический перенос слов, приведенных выше, не совпадает с их слогоделением из-за наличия в их звуковом составе гласного-одиночки.
Дополнительный материал
Узнаем правило переноса слов в русском языке.
Сравним фонетическое слогоделение и орфографический перенос слов:
Фонетическое слогоделение | Орфографический перенос слов |
у-щель-е | уще-лье |
о-го-род | ого-род |
о-тли-чник | от-лич-ник |
а-збу-ка | аз-бу-ка |
у-ра-ган | ура-ган |
а-дре-сат | ад-ре-сат |
Как разделить слово на слоги при стечении согласных
Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного — к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный — шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).
В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.
Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.
Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]: май-ка, Сань-ка, ман-ка.
Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так — от-течь.
Игры со слогами
Обучение чтению можно сделать веселым и красочным, если использовать для этого различные игры со слогами.
Узнай тип слога.
В этой игре можно предложить детям найти открытый и закрытый слог из предложенных. Игра хороша для детей, проходящих подготовку к школе, умеющих читать и представляющих себе, что такое открытый и/или закрытый слог.
Например, в слове «опасное» (о-пас-но-е) 3 открытых и 1 закрыты слог.
Найди слог в слове.
Определите для игр какой-нибудь простой слог, например, «КО». Устройте с малышом соревнование, кто назовет больше слов с этим слогом.
Например, КОТ, КОРОВА, КОМ, КОЗА и т.д.
Так вы научите ребенка зрительно определять буквенный состав слова.
В каком слове три слога.
Эта игра предполагает умение разделять слова на слоги для чтения и подсчитывать их количество. Попросите ребенка назвать, в каком слове три слога, какое состоит из пяти и т.д. Для этого малышу придется потрудиться разделить слова на слоги, чтобы узнать, сколько слогов в слове.
Например, в слове «го-ро-ши-на» 4 слога, в слове «мо-ро-же-но-е» 5 слогов.
Поиграем в словотворчество.
Создавать новые слова – это тоже увлекательно. Попробуйте взять несколько слогов из различных слов и самостоятельно придумать из них новое слово (следите, чтобы ребенок не придумывал несуществующие слова, а опирался на уже существующие в языке значения или лексику). Попросите назвать типы слогов в слове.
Какие из предложенных слогов стоят в словах первыми.
Для этой игры возьмите несколько трех- или четырехсложных слов (например, кошка, собака, опасное, оранжевый). Для их обозначения можно использовать картинки, если ребенок еще плохо читает. Выпишите слоги вразброс. Затем попросите малыша назвать представленные на картинках слова и назвать в них первые слоги.
Какая буква куда бежит.
В основе этой игры – методика, предложенная логопедом Надеждой Жуковой и представленная в ее учебнике для малышей «Букварь». Если у вас нет этой книги, можете самостоятельно освоить данную методику.
Смысл ее заключается в том, чтобы наглядно показать малышу принцип чтения на примере слогов.
Возьмите слог, разделите его на буквы и нарисуйте их на противоположных концах листа. От одной букве к другой нарисуйте или приклейте бегущего человечка. Для этой цели подойдет и любая игрушка, которую малыш будет вести от одной буквы к другой. При этом называются звуки слога, плавно перетекая друг в друга. Используйте для игры открытый слог.
Второй вариант этой игры. Нарисуйте начальные буквы слога большими на некотором расстоянии друг от друга. От них условно проведите две линии в виде клина и вдоль них напишите несколько гласных из слога, постепенно уменьшая их в размере, а затем увеличивая. Потом попросите малыша прочитать то, что написано. Он должен протянуть гласный звук в слоге. Таким образом, ребенок усваивает, что основа слога – это гласный звук.
Слоговые раскраски.
Раскрашивать любят все дети. Но здесь задания необычные. Картинка, словно пазл, расчерчена на отдельные части, в которых вразброс вписаны слоги на одну и ту же согласную, например: МА, МО, МУ, МЫ, МИ, МЕ и т.д. Каждому слогу соответствует свой цвет. Если ребенок правильно прочитает слоги и раскрасит их, он получит цветную картинку. Так мы приучаем малыша самостоятельно отыскивать нужные слоги.
Подобных игр можно предложить очень много. Вы можете сами их придумать в процессе обучения малыша чтению и делению слов на слоги, запоминая типы слогов. Помните, что главное – это сделать чтение интересным, тогда и книги впоследствии покажутся настоящим волшебным миром!
Принцип разделения слов на слоги
Если вспомнить программу обучения в начальных классах, то в памяти возникнет правило: сколько гласных в слове, столько и слогов.
Следовательно, чтобы зрительно определить количество слогов, нужно посчитать гласные. Какие же буквы мы отнесем к гласным? Всего гласных букв в алфавите 10:
- А,О,У,Ы,И,Э – обозначают один звук;
- Е,Ё,Ю,Я – обозначают два звука (Е=Й+Э; Ё=Й+О; Ю=Й+У; Я=Й+А).
Возьмем в качестве примера слово «опасное» и разделим его на слоги:
Опасное=о-пас-но-е (4 слога).
В этом случае мы просто разделили слово на слоги по количеству гласных. Однако если бы это же слово нужно было перенести с одной строки на другую, принцип деления был бы иной (переносить одну букву на другую строку нельзя):
Опасное=опас-ное – разделение слова для переноса.
Итак, чтобы правильно определить количество слогов, ребенку нужно выучить гласные.