Родители младших школьников и педагоги начальных классов нередко сетуют на почерк современных детей и на то, что они неаккуратно ведут свои тетради. Взрослым кажется, что ученики не проявляют должного усердия при выполнении письменных работ, из-за чего и страдает внешний вид букв и цифр.
Но далеко не всегда причина плохого почерка кроется в отсутствии стараний со стороны школьника. Специалисты считают, что именно низкий уровень развития мелкой моторики рук у детей в раннем возрасте становится причиной неаккуратного письма в дальнейшем. Поэтому и рекомендуется тренировать эти способности с детства.
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Раннее детство – это не только веселая и беззаботная пора, но своеобразная тренировочная площадка для повышения уровня навыков малышей. Еще до того, как они приблизятся к старшему дошкольному возрасту и начнут готовиться к 1 классу, им нужно приобрести знания и умения, без которых образовательный процесс невозможен.
Родители понимают это, а потому стараются всячески развивать способности своих детей: изучают с ними цвета и формы предметов, дают представление о пространственной ориентации, развивают устную речь. Но помимо всего перечисленного, также нужно уделять внимание и развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
Именно от уровня моторного развития зависит то, как быстро дошкольник научится пользоваться столовыми приборами и письменными принадлежностями, сможет самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы и завязывать шнуровку на обуви. Чтобы дошкольник успешно справляться с этими и другими задачами, ему нужно регулярно тренироваться, улучшая подвижность и силу нажатия пальцев.
При этом заниматься с малышами можно практически с рождения. Так, например, младенцам можно массировать пальцы рук, делать с ними легкую пальчиковую гимнастику. В 2-3 года можно играть в пальчиковые игры, параллельно читая детям веселые стишки и потешки. Так они смогут улучшать свои навыки в увлекательном игровом формате.
Эффективные педагогические приёмы для развития мелкой моторикиконсультация на тему
«Эффективные педагогические приемы для развития мелкой моторики»
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.
Развитие мелкой моторики рук – это кратчайший путь для достижения максимальных успехов в развитии ребенка. Внимание, координация движений, мышление, воображение, зрительная и двигательная память, наблюдательность, речь – все они напрямую связаны с мелкой моторикой рук. Развитие этих навыков в дальнейшем скажется на жизни ребенка в целом.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, развитию у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.
Использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации.
Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, я использовала как уже известные приёмы, так и нетрадиционные, разработанные мною самостоятельно.
Традиционные и нетрадиционные игры и упражнения подобрались таким образом, чтобы они взаимодополняли друг друга и могли быть реализованы в разных видах детской деятельности, в зависимости от конкретных условий и уровня развития детей. Нетрадиционные приёмы позволили разнообразить детскую деятельность, вызвать у детей стойкий интерес к предлагаемым упражнениям.
При разработке нетрадиционных приёмов используются пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем: – многофункциональность; – экономическая выгода; – общедоступность.
Кроме того, по сравнению с традиционными приёмами, нетрадиционные – в большей степени развивают творческий потенциал и фантазию.
Сначала дети учатся выполнять сгибательные и разгибательные движения кистей.
Для этого я использовала игры с кусочками поролона, игрушками из гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке, упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением, игры с песком и водой, упражнения в пальчиковом бассейне, дидактические игры; тренажеры с прищепками; тренажеры на прокатывание.
При работе с прищепками детям предлагается подобрать (прицепить к основе) лучики для солнышка, иголочки для елки, ёжика, плавники для рыбки (прищепки нужного цвета) и т.п.
Упражнение с бельевой прищепкой.
Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха:
“Сильно кусает котёнок глупыш, Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш!”.
Упражнение с бельевыми прищепками.
Натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребёнок цепляет прищепку к верёвке:
“Прищеплю прищепки ловко Я на мамину верёвку”.
Упражнение с круглой щёткой для волос.
Берём круглую щётку для волос. Катаем щётку между ладонями, приговаривая:
“У сосны, у пихты, у ёлки Очень колкие иголки. Но ещё сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник”.
Упражнение с подносом.
Берём яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпаем по подносу любую мелкую крупу. Проводим пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем позволим малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т.д.).
Упражнение с пуговицами.
Подбираем пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываем рисунок сами, затем просим малышей сделать тоже самостоятельно. После того как дети научатся выполнять задание самостоятельно, предложим им придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Массаж кистей рук, способствующий снятию напряжения, тревожности.
Когда движения кисти стали уверенными, точными, можно переходить к следующему этапу, направленному на развитие различных типов захватывания – кулаком, щепотью, умение выполнять различные действия пальцами (расставлять, сжимать пальцы вместе, выделять один палец). Отрабатывается согласованная работа обеих рук детей с помощью игр с использованием пальчикового бассейна, (“Спрячь руки!”, “Найди игрушку!”); пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением; игр с песком; пособия “Сортировщик”; тренажеров с пробками; сюжетно-ролевых игр; трудовой деятельности; игр с магнитами; упражнений на проталкивание; упражнений на шнуровку; упражнений с водой.
Используя интерес малышей к играм с водой, проводятся такие упражнения: “Вылови из воды” (ребенку предлагается выловить ситом игрушку, которая плавает), “Не пролей” (переливание воды), “Что на дне?” (предлагается найти на дне камешки и другие тонущие предметы) и т.п.
Таким образом, происходит активная тренировка пальцев, которая необходима для следующей игры “Зеркально-песочное царство”. В этой игре используется не только песок, но и муку, соль, особенно для отображения зимних историй. Для игры берётся коробка, на дне которой лежит зеркало и насыпана мука. Дети пальчиком водят по муке, рассыпанной на зеркале. При этом они видят в зеркале своё отражение, что очень радует их. Использование этого приёма способствует обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе творческого рассказывания.
Для совершенствования тонких движений кисти, используем пособие “Сортировщик”. С ним проводится несколько вариантов упражнений: разложить пальчиками бусины в ячейки палитры; рассортировать мелкие фрукты-овощи по контейнерам нужного цвета (“Собери урожай”); разложить щипцами для сахара цветные предметы (ракушки, камешки, бусины) в банки нужного цвета; перебрать пуговицы, отбирая нужные по цвету или размеру и т.п.
Ежедневно провожу с детьми пальчиковую гимнастику, чтобы корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренировать точность двигательных реакций. Упражнения подбираются таким образом, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Также в работе по развитию мелкой моторики используются и сенсорные тренажеры с пробками, предложенные Е.В.Полозовой. Основное отличие этих тренажёров от дидактических пособий в том, что с их помощью происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная деятельность. Работа с такими тренажёрами включается в игровую деятельность.
Вначале используются тренажеры с малым количеством пробок. При овладении моторными навыками количество пробок увеличивается. Тренажеры применяются на занятиях по продуктивной деятельности, развитию речи, широко используются в самостоятельной деятельности детей. Играя с тренажерами, малыши проявляют эмоциональность и отзывчивость.
Благодаря развивающим тренажерам, осуществляется не только сенсорное развитие, но и формируется наглядно-образное мышление. С помощью тренажеров отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку. Выполняя ежедневные тренировки, меняя мотивацию игровой деятельности, педагогу удаётся подвести детей к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособиям.
Для развития соотносящих действий дети совмещают предметы и их части, совершенствуя ловкость рук. Предлагаем детям собирать разборные игрушки (башенки, матрешки, пирамидки и т.д.), играть с тренажерами из пуговиц, пробок, прищепок, выполнять упражнения в пальчиковом бассейне, с пластилиновой доской, нанизать бусины.
Когда ребёнок научился легко совмещать предметы и их части, движения рук стали скоординированными, переходим к развитие подражательных движений рук, которые лежат в основе формирования многих полезных навыков ручных действий.
Учитываем поставленную задачу на развитие умения складывать пальцы для захвата предметов разной формы подходящим для этого образом; совершенствование умения действовать каждым пальцем самостоятельно, по подражанию; умения хватать щепотью; умения выполнять действия, способствующие развитию навыков самообслуживания (расстегивать и пытаться застегивать пуговицы, продевать шнурки, расстегивать и застегивать “молнию”).
Для достижения этих целей проводятся игры с шариками, тренажерами и сюжетными модулями на разные виды застежек, игры с песком и водой, массаж с помощью бытовых предметов и природного материала. Отработка подражательных движений рук проводилась в продуктивной, трудовой деятельности, в процессе самообслуживания.
Организуя деятельность детей на прогулке, предлагаю выполнять действий с палочками, цветными льдинками, снегом – упражнения “Снежная фантазия” (выкладывание снежинок из палочек), “Ледяной узор” (из цветных льдинок на снежных постройках), “Отпечатки на снегу” (рисование палочкой на снегу), “Игры со снегом” (лепка снежков, метание в цель, изготовление построек из снега).
Зная, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности движений (что-то брать, вставлять, завязывать, застегивать и т.д.), предлагаю сначала обучение с простых упражнений: развязать, расстегнуть, отлепить и т.п. Для выполнения таких упражнений используем сюжетный тренажер – рамку с различными видами застежек, включёнными в единый сюжет. Количество и сложность застежек зависит от возраста детей и их умелости. Тренажёр – рамка перенесена в новую плоскость – вертикальную, что гораздо ближе к реальности. При этом рамка оказывается на виду и не занимает отдельного места, наоборот, вносит дополнительный декоративный штрих в оформлении группы.
В своей работе учитываю гендерный подход. Если тренажёр – рамка с застёжками больше привлекает девочек, то для мальчиков был изготовлен специальный тренажёр с замками, который обыгрывается сказочными сюжетами. Например: освободить медвежонка из чулана Бабы Яги, но для этого нужно выполнить все задания на тренажёре (справиться со щеколдой, дверной цепочкой, дверным крючком и, наконец, самостоятельно с помощью ключа открыть замок.)
Многие задачи решаются с помощью пособия “Пальчиковый бассейн”. В зависимости от наполнения развивается не только мелкая моторика, но и память, внимание, сообразительность, усваивать знания о цвете, геометрических фигурах и т.д.
Далее, развиваем тактильные ощущения пальцев рук с помощью игр и массажа с природным и подручным материалом; пальчиковых игр; упражнений в пальчиковом бассейне; игр с песком и водой в ходе, игр – занятий, продуктивной деятельности и самообслуживания.
Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений использую специальное пособие – “каталог”тканей. Ткани подбираются различные по своему составу и фактуре (атлас, сатин, велюр, шёлк, марлёвка, букле и т.д.). Ребёнку предлагается ощупать каждый образец ткани, затем рассказать о своих ощущениях и о свойствах ткани, отвечая на наводящие вопросы: “Ткань какая? Прохладная? Гладкая? Скользкая? Шершавая? Плотная?” В дальнейшем дети распознают образцы тканей с закрытыми глазами.
Определив на ощупь разные виды тканей, дети характеризуют свои ощущения и соотносят образце тканей с предметам. Использует и приём, развивающий тонкую чувствительность пальцев – предлагаем детям найти “закатанные” в тесто горох, рис, пшено (игра “Найдём корм для птичек”). Найденные в тесте зёрна дети, проявляя заботу о птицах, выкладывают в кормушки.
На занятиях продуктивной деятельностью, особенно на занятиях лепкой, успешно разрабатывается мускулатура рук, тонкие движения кисти. Так как многим детям ещё трудно лепить из пластилина, предлагала детям лепить из соленого теста. При работе с солёным тестом у детей развивается умение захватывать кусок теста, мять его, что способствует развитию навыков обследования (тесто мягкое, его можно мять, растягивать). Учу детей ощупывать тесто, мять его, делать надавливающие движения всеми пальцами по очереди и одновременно. Во второй младшей и средней группах усложняем задание, предлагая детям придать пирожкам необычную форму, украсить их природным материалом или декоративными элементами, самостоятельно вылепленными из теста.
На занятиях использую такие упражнения с речевым сопровождением как рифмованные подсказки к заданным движениям, которые слышит ребенок и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
Физкультминутка “Весна пришла!”:
Улыбаются все люди (Идут по кругу.) Весна, весна, весна! Она везде, она повсюду. (Поднимают руки над головой, ритмично хлопают в ладоши.) Красна, красна, красна! По лугу, лесу и полянке (Ритмично шагают на месте.) Идет, идет, идет! На солнышке скорей погреться (Взмахивают обеими руками к себе.) Зовет, зовет, зовет! И в ручейке лесном задорно (Ритмично щелкают пальцами.) Звенит, звенит, звенит! По камушкам в реке широкой (Потирают ладони.) Журчит, журчит, журчит! Разносит запахи повсюду (Делают из пальцев “бутон”.) Цветов, цветов, цветов! И все живое сразу слышит (Прикладывают руку к уху.) Весенний звон! (Хлопают в ладоши.)
Поэтапное включение в деятельность детей игр и упражнений на развитие мелкой моторики позволяет последовательно развить разные движения рук, способствует активному познанию окружающего мира, повышению работоспособности коры головного мозга, что существенно ускоряет общее развитие ребёнка.
Одним из обязательных условий развития мелкой моторики дошкольников посредством использования нетрадиционных приемов является взаимодействие с родителями, так как формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения.
Взаимодействие с родителями осуществляется через традиционные формы: родительские собрания, консультации, а так же совместное творчество детей и родителей повысило ответственность родителей за развитие у детей мелкой моторики. Использование игр в домашних условиях позволило закрепить полученные в дошкольном учреждении навыки.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
По мере взросления человека и его потребность в хорошей координации движений пальцев повышается. Родители малышей, посещающих детский сад, знают что уже в 3-4 года ребята активно начинают заниматься творчеством: изготавливают поделки из подручных материалов, лепят из пластилина или из теста, рисуют, раскрашивают картинки, делают аппликации. Такая работа над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важнейшей частью подготовки к обучению в 1 классе.
Однако занятий в садике часто недостаточно, чтобы малыши полноценно расширяли свои способности, поэтому педагоги дошкольного образования рекомендуют заниматься с ними дополнительно. Выбирайте такие игры и упражнения, которые требуют мелких выверенных движений:
- плетение из веревочек – поспособствует развитию подвижности пальцев, а также поможет научиться шнуровать обувь.
- различные виды творчества (лепка, создание поделок, рисование) и игры с мелкими предметами станут отличным дополнением к занятиям в детском садике.
- сборка пазлов и конструкторов, которая является увлекательным и полезным досугом для всей семьи.
Если дошкольник хорошо управляет пальцами и всей кистью руки, то в дальнейшем ему проще будет привыкнуть правильно держать ручку и карандаш, выводить ровные и аккуратные символы. Уже на первом году обучения в школе ученикам придется осваивать письмо, переходя от начертания черточек и крючочков в прописях до написания полноценных букв и цифр в тетрадях. Проблема состоит в том, что к 7 годам даже те дети, которые активно занимались в садике и дома, не всегда обладают необходимыми для письма навыками. Поэтому развивать мелкую моторику рекомендуется еще в дошкольные годы, но и этот процесс нужно организовать правильно.
Как развивается мелкая моторика
Моторные навыки у пятилетки и грудничка значительно отличаются. Младенцы еще только учатся управлять ручками, имея в арсенале лишь хватательный рефлекс. Позже он трансформируется в целенаправленный жест, который позволит ребенку дотянуться до любимой погремушки, а потом — встать на ноги.
В грудничковом возрасте мелкая моторика развивается за счет тактильного восприятия. Малыш с удовольствием проводит пальчиками по предметам с разной фактурой и учится распознавать информацию, которая передается через ощущения. В это время закладывается мощный фундамент для дальнейшего развития и полноценной жизни, ведь умение кончиками пальцев ощущать фактуру предмета позволяет нам ориентироваться в темноте, играть на музыкальных инструментах и т. д.
- К концу первого года жизни малыш крепко удерживает небольшие предметы, стучит игрушками о твердую поверхность, умеет раскладывать и собирать пирамидку.
- С 2 до 3 лет активно развиваются движения ладонью, а также появляется захват предмета указательным и большим пальцами.
- В 3-4 года у малыша движения кистью скоординированы и направлены на решение определенной задачи. Он может подолгу рисовать, лепить, застегивать и расстегивать одежду на пуговицах.
- С 5 лет ребенок без труда справляется с молнией, завязывает шнурки на обуви, может самостоятельно развязать узел, работает ножницами, рисует ровные линии и геометрические фигуры.
На что стоит обратить внимание
Ошибочно считать, что тренировка подвижности пальцев актуальна исключительно для дошкольников – не меньше она нужна и ученикам младших классов. Когда малыши изучают текстуры различных объектов, пробуют держать и перемещать их, они также развивает и свой интеллект. На кончиках пальцев располагается множество нервных окончаний, которые стимулируют разные отделы коры головного мозга. Поэтому тактильное изучение предметов и совершение движений руками способствует развитию речи ребенка, его логики, памяти, внимания и многих других умственных способностей.
Конечно, чтобы добиться такого эффекта, нужно заниматься регулярно. Выбирая задания, стоит учитывать не только возраст малыша, но и уже имеющиеся у него навыки. Только так удастся соизмерять нагрузку, делая ее одновременно посильной и неутомляющей. Еще одним важным фактором, влияющим на эффективность занятий, является присутствие элементов игры в обучении. Именно они позволят сделать учебу наиболее увлекательной и интересной. Важно учесть все эти нюансы при выборе методики развития мелкой моторики у школьника или ребенка дошкольного возраста.
Педагогическая технология по мелкой моторике (часть 1)
Антонина Осинцева
Педагогическая технология по мелкой моторике (часть 1)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад №484 комбинированного вида»
630112, г. Новосибирск; ул. Селезнева 48 а
Телефон 224-02-13; факс 224-55-44
Е-mail; https://ds-484nsk.caduk.ru
Педагогическая технология
«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
с нарушением речи»
Осинцева Антонина Петровна,
учитель – логопед первой
квалификационной категории
Новосибирск, 2015
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, особый возраст, когда происходят значительные изменения во всех сферах деятельности ребенка. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период, является подготовка к школе. Ко времени, когда ребенок пойдет в школу, должен быть сформирован необходимый навык — развитие точных движений, потому что техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. И поэтому уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности к школьному обучению.
Мелкая моторика – это высокое дифференцированное движение пальцев рук с определенной амплитудой и силой (А. С. Большакова, А. В. Филиппова)
. В психическом развитии ребенка очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками.Это сложная зависимость: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которые он осуществляет, а совершенствование движений рук ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.
Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и с задержкой психического развития в разных видах деятельности, я обратила внимание на слабое развитие мелкой моторики рук, недостаточную сформированность навыков зрительно-моторной координации, произвольного внимания, мышления, зрительной памяти, пространственной ориентировки детей на листе бумаги и в окружающем пространстве. Там, где требовалось использование точных, координированных движений кистей и пальцев дети со слабо развитой моторикой рук испытывали затруднения. Мелкая моторика рук непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.
Изучив литературу по данной проблеме, я выяснила, что исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков под руководством М. М. Кольцовой была подтверждена связь между речевой и мелкой моторикой. Ими было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе проведения исследования большого количества детей Фоминой Л. Ф.была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Отставание в развитии мелкой моторики у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие продуктивной и игровой деятельности.
Вышеуказанные авторы подтверждают тот факт, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, что позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений другой, то при наличии речевого дефекта у ребенка на тренировку его пальцев в дошкольном возрасте необходимо обратить особое внимание.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что именно в дошкольном возрасте через развитие мелкой моторики рук детей, возможно более эффективно достичь результатов по формированию речевых процессов у детей с нарушением речи и подготовить руку к письму. В последнее время появилось много работ, посвященных изучению процесса формирования мелкой моторики у дошкольников при подготовке к школьному обучению. Но, несмотря на возросший интерес к проблеме отсутствуют методики по формированию готовности руки к овладению навыками письма в специализированных дошкольных учреждениях. Это дает основание считать тему актуальной в области коррекционной педагогики.
Для более углубленного изучения развития мелкой моторики рук в старшей логопедической группе было проведено обследование детей, с помощью которого было определено, насколько развита у детей мелкая моторика, согласованы движения пальцев, как они могут управлять своей двигательной активностью, тормозить ее, сосредотачивать внимание.Обследование проводилось по следующим методикам: «Дорожки»
А. Л. Венгера,
«Домик»
Н. И. Гуткиной,
«Графический диктант»
Д. Б. Эльконина,
«Монометрический текст»(Приложение № 1)
:
При анализе и оценке полученных данных, с учетом наблюдения за детьми в ходе выполнения заданий было установлено, что у детей присутствовала недостаточная переключаемость движений, двигательная неловкость, не сформировано произвольное пространственное восприятие, внимание, зрительно-моторная координация. Большинство детей — 78 % детей имели низкий уровень развития мелкой моторики, 22 % — ниже среднего (Приложение 2)
. Обследование детей еще раз подтвердило актуальность проблемы и у детей нашей старшей логопедической группы. Была необходима целенаправленная, систематическая работа по развитию
мелкой моторики рук.
Поэтому мною была разработана педагогическая технология «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи».
Цель технологии: развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, направленное на формирование готовности к овладению навыками письма.
Задачи:
1. Развивать у детей точность и согласованность движений кистей и пальцев рук, формировать произвольность движений.
2. Развивать чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
3. Формировать умения пространственной ориентировки детей в собственном теле, окружающем пространстве и на листе бумаги.
4. Развить графические умения, подготавливать руку к письму.
5. Совершенствовать психические процессы.
6. Преодолевать речевое недоразвитие у детей.
Для успешной реализации технологиибыли созданы условия: предметно – развивающая среда в кабинете логопеда и группе, которая позволила реализовать поставленные задачи. В уголке по развитию мелкой моторикипредставлен широкий выбор пособий: массажные мячи, эспандеры, каучуковые мячики, прищепки, бусы, трафареты, мозаики, мелкие игрушки, шнуровки, клубки ниток, счетные палочки, природный материал, раскраски, карандаши, мелки, пластилин, бумага для поделок,методические пособия: картотеки пальчиковых игр и упражнений, упражнений по развитию графических навыков, рекомендации для родителей. Для развития психических процессов есть достаточное количество настольных игр. Также есть уголок театрализованной деятельности, в котором представлены разные виды театра. Большой выбор пособий вызывал интерес у детей, а их смена поддерживала внимание детей, вовлекая в коррекционную работу.
Полученные данные об особенностях развития мелкой моторики у детей с нарушением речи определили основные направления коррекционно-развивающей работы, осуществляемой в условиях специальной логопедической группы.
Для успешной реализации технологии по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением речи я включила три блока,тесно взаимосвязанные и взаимозависимые между собой:
1. Коррекционная работа с детьми.
2. Взаимосвязь со специалистами дошкольного учреждения.
3. Работа с родителями
Коррекционную работу по развитию мелкой моторикирук мы проводили на всех видах занятий: индивидуальных, подгрупповых, групповых, в разных видах деятельности, включила в рекомендации специалистам детского сада и родителям.
Первый этап – работа с детьми 5-6 лет.Его цель: развитие мелких мышц кистей и пальцев рук, точности движений, произвольного внимания и памяти, ориентации в собственном теле и пространстве, преодоление речевого недоразвития у детей. Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой,были использованы следующие формы работы:
• Пальчиковый тренинг,включающий: игровой самомассаж рук,
пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением и без речевого сопровождения
• различные виды театра;
• предметная деятельность (игры с бумагой, пластилином, тестом, рисование, игры с мелкими предметами)
• конструктивная деятельность (мозаика, конструкторы, шнуровки, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрешек);
• игры на развитие тактильного восприятия.
Пальчиковый тренинг разнообразный, динамичный, включает в себя игровой самомассаж, пальчиковые игры. Проводился в хорошем темпе, с веселым настроением, продолжительностью 3-5 минут включался в индивидуальную работу и в рекомендации для родителей.
Игровой самомассаж рук стал эффективным средством повышения иммунитета, совершенствования психических функций, зрительно-моторной координации, развития речевой сферы, способствовал освобождению негативной энергии, снижению двигательной и эмоциональной расторможенности. Работоспособность утомленной мышцы восстанавливалась быстрее под влиянием самомассажа. Веселые стихи, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использования различных предметов (прищепок, грецкого ореха, шестигранного карандаша, в различной обстановке и в любое время, способствовали изменению позиции ребенка из пассивного наблюдателя в активного, а это гарантия успеха коррекционной работы.
Важное значение в работе по развитию мелкой моторики имели пальчиковые игры и упражнения, в которых отрабатывались статические и динамические движения. Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны. В них активно использовала игровую мотивацию, которая повышала интерес детей к занятиям. Мы использовали в работе с детьми пальчиковые игры с речевым сопровождением и без него. Стихи, сопровождающие упражнения – это основа, на которой формировалось и совершенствовалось чувство ритма. Дети слышали рифму, ударение, делили слова на слоги. Чувство ритма важно при обучении письму – для правильной выработки ровного почерка, для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма. Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Игры с пальчиками создавали благоприятный эмоциональный фон, учили детей концентрировать свое внимание и правильно его распределять, развивали память, так как нужно запоминать определенное положение рук и последовательность движений, оказывали благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, что в дальнейшем облегчило приобретение графических навыков. Каждое занятие по подготовке к письму начинала с пальчиковой игры, чтобы размять пальчики, активизировать моторику для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.
Для развития ручной умелости, а также творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. С помощью пальчикового театра мы инсценировали сказки «Колобок»
,
«Теремок»
,
«Репку»
и т. д.Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Это способствовало хорошей тренировке кистей и пальцев рук, пробуждало положительное эмоциональное отношение к игре, развивало фантазию детей.
Игры с крупами, бусами, мелкими предметами, семенами растений, оказали положительное воздействие на развитие тактильной чувствительности. Во время этих игр развивалась мелкая моторика, укреплялась мускулатура пальцев, вырабатывались тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивалась ручная умелость. Детям сортировали, угадывали с закрытыми глазами, катали между пальцами, выкладывали силуэты предметов из семян. Точность и ловкость движений пальцев дети отрабатывали, собирая бусы. Нанизывая бусы, ребенок учился по-разному складывать пальцы в зависимости от того,какой формы и толщины бусинку ему приходится брать: тремя или двумя пальцами. Работа по изготовлению и собиранию бус требовала сенсорно-двигательной координации, настойчивости, т. е качеств, необходимых письму. Живой интерес у детей вызывала постройка из счетных палочек, спичек, выполнение которых требовало от детей аккуратности и точности движений.
Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, карандашами, мелом, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.Рисование различными материалами требовало от детей различной степени нажима: при рисовании карандашом работали мышцы кисти руки, а при рисовании мелом — вся рука до предплечья. Это тоже способствовало развитию ручной умелости. Раскрашивание способствовало усвоению детьми гигиенических правил письма. Вместе с тем, оно было средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. При выполнении работы по раскрашиванию рука проделывала те же манипуляции, что и письме. В работе с детьми я использовала готовые книжки-раскраски с различными заданиями, трафареты и лекала, по которым дети самостоятельно обводили предметы и фигуры.
К пяти годам возможность точных, произвольных направленных движений возрастает, поэтому детям предлагалось выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений и кистей рук. Это разные виды плетения из бумаги, оригами. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для детей старшей группы это было трудно, требовало скоординированности движений. В свободное время детям предлагалось сделать различные поделки, для этого в группе организован центр конструирования и ручного труда «Очумелые ручки»
.
Использование шнуровок, плоских и объемных, предметных и сюжетных способствовали тренировке сенсомоторной координации движений, развивали ориентировку в пространстве, произвольное внимание, способствовали развитию речи, косвенно готовили руку ребенка к письму и развивали усидчивость.
В работе с детьми мы использовали и предметы домашнего обихода: прищепки, решетки для раковин, крышки от пластиковых бутылок, бельевой шнур. Многократное повторение движения сжимания и разжимания прищепок с усилием давало отличную тренировку пальчикам рук. Прикрепляя прищепки к полоскам разного материала, группируя и складывая их в ритмический рисунок, мы вырабатывали у детей чувство ритма. Хорошая тренировка для рук сматывание нитей в клубок, завинчивание крышек на бутылки.
Большой популярностью у детей пользовались мозаики, пазлы, работа с которыми также способствовала развитию моторной умелости и совершенствованию конструктивных навыков. Во время игры с мозаикой дети манипулировали деталями, поворачивая и прикладывая их друг к другу, складывая из частей целое изображение. Они проявляли сообразительность, наблюдательность, терпение.
Овладение детьми навыками самообслуживания (завязывание бантиков, плетение косичек, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков) также оказалось эффективным в работе по развитию мелкой моторики рук.
Игры на развитие тактильного восприятия типа «Чудесный мешочек»
оказались эффективными в работе по развитию
мелкой моторики рук. Азбука, изготовленная из бархатной и мелкой наждачной бумагой, стала тактильным раздражителем и тренировала мелкую моторику.
В результате систематической работы с детьми по развитию мелкой моторики увеличился объем и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшилась переключаемость движений и изолированное движение пальцев рук, сформировано пространственное восприятие.Это подтвердили результаты промежуточной диагностики: 73% дети имели средний уровень развития, 27% составляли дети с уровнем выше среднего, т. е видна положительная динамика. (Приложение № 3)
Какие методики развивают моторику
Существует немало программ, которые направлены на улучшение моторики пальцев у дошкольников и школьников, а потому выбрать какую-то одну из них бывает сложно. Изначально лучше рассматривать те методики, которые способствуют не только моторному, но и интеллектуальному развитию – совершенствуют способности ребенка, прививают ему полезные навыки.
Одной из таких программ является ментальная арифметика – система обучения быстрому счету в уме, которая подойдет ученикам от 5 лет и старше. Осваивая ее, ребята учатся считать на абакусе (специальных счетах), что способствует развитию моторики. Постепенно они закрепляют свои навыки и переходят к следующему этапу – устным вычислениям.
Теперь ученики привыкают представлять абакус в своем воображении и считают уже на нем. Такая деятельность дает полезную нагрузку на оба полушария мозга – левое, позволяющие применять логико-аналитические способности, и правое, отвечающее за креативность, воображение и творческий потенциал. Так удается совершенствовать разные навыки малышей одновременно.
Освоить ментальную арифметику можно на курсах от академии AMAKids. Обучаясь в небольших группах под руководством опытного педагога, ученики постепенно пройдут все этапы освоения быстрого устного счета, а также повысят свой интеллектуальный потенциал. Все это поможет им добиться успеха не только в учебе, но и во многих других видах деятельности.