Постановка звука [х]консультация по логопедии (старшая группа)


Шипящие звуки: с чего начать постановку

Показываем ребёнку карточку со звуком Ш, рисуем фонему, объясняем, как располагается язычок: теперь он находится вверху, края плотно прижимаются к коренным зубам. Вместо фразы «звук Ш» лучше говорить «тёплый ветер», «змейка шипит», «надуваем шарик».


Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих (упражнения Л.А. Комаровой)

  1. «Чашечка»
    – рот открыт. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Среднюю часть языка прогнуть, а боковые края загнуть кверху. Получается чашечка. Заносим «чашечку» во внутрь и выносим обратно. Так несколько раз.
  2. «Лошадка»
    – «приклеить» язычок к нёбу. Таким образом подъязычная уздечка растягивается. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. С щелчком «отклеиваем» язычок – «лошадка» цокает.
  3. «Грибок»
    – «приклеить» язык к нёбу, широко раскрыть рот. Удерживать такое положение несколько секунд.
  4. «Гармошка»
    – сделать «грибок». Только теперь открываем и закрываем рот, растягивая подъязычную уздечку. Язык держать «приклеенным» к нёбу, губы – в улыбке.
  5. «Качели»
    – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку.
  6. «Погреем ладошки» – представьте, что руки замёрзли на морозе. Рот открыть, губы вытянуть вперёд, выдыхать «х-х-х», согревая ладони.

  7. «Бублик»
    – рот приоткрыт, вытянуть губы немного вперёд и округлить.


Упражнения, которые выполняются при постановке С, «Наказать непослушный язычок», «Лопатка», «Конфета», «Варенье», «Чистим зубы», повторяются и при постановке Ш. Все выполнять не нужно, выбирайте 5-7 любых артикуляционных упражнений, а также помните про развитие воздушной струи.

Способы постановки звука Ш

Перед зеркалом просим малыша подуть на ладонь холодным ветром. Теперь предложите ребёнку поднять язык «чашечкой» за верхние зубы на альвеолы и снова попробовать сказать «с-с-с». В таком положении языка послышится «ш-ш-ш». Если не выходит, то можно зажать зубами палочку для роллов (язык должен лежать на палочке, а не под ней) и подуть. Или чистым пальцем придерживать язык наверху. Важно объяснить малышу, что широкий язык должен быть за верхними зубками – тогда «змейка зашипит».


После успешного закрепления Ш, звук Ж получаем так же, как и фонему З. Кладём ладонь на горло и просим ребёнка сравнить шипение и жужжание: «ш-ш-ш» – горло спокойно, «ж-ж-ж» – горло дрожит.

Чтобы получить Ч, попросите малыша произносить мягкий «т’-т’-т’» и аккуратно отведите его язык немного вглубь рта с помощью ложки/ватной палочки/чистого пальца. Звук Щ должен появиться автоматически. Закрепляем каждую фонему по схеме, учим ребёнка не путать свистящие и шипящие. Для этого подойдёт разучивание стихов, где встречаются оба вида звуков, и игры на дифференциацию фонем.

10 книг для автоматизации звуков

  • «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи», Н.С. Жукова.
  • «Альбом дошкольника. Автоматизация звуков в игровых упражнениях», Л.А. Комарова.
  • «Учим звуки. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет», Е.А. Азова, О.О. Чернова.
  • «Правильно произносим звуки. Логопедический альбом для детей 4-8 лет», Т.А. Ткаченко.
  • «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми», Ю.Б. Жихарева-Норкина.
  • «Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет», З.Т. Бобылева.
  • «Говорю правильно», дидактический материал О.Е. Громовой.
  • «Говорим правильно. Игры на развитие речи», Э.М. Курицына, Л.А. Тараева.
  • «Альбом для автоматизации произношения звука», О.И. Лазаренко.
  • «Логопедический альбом. Говорим правильно», Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина

Автоматизация звуков – сложный процесс. Если удаётся быстро поставить звук, то это не значит, что ребёнок сразу введёт его в свою речь. На закрепление фонемы уходит от пары недель до нескольких месяцев или дольше в сложных случаях. В целом, если ребёнок не страдает серьёзными нарушениям речи, то постановка и автоматизация звука идёт без проблем. Обязательно консультируетесь с логопедом.

Постановка звука К

1. По подражанию (если звук отсутствует). Имитация выстрела пистолета.

2. Постановка К от переднеязычного Т с помощью шпателя, зонда или других подручных средств.

Ребёнок произносит ТА-ТА-ТА. Логопед нажимает шпателем(зондом) на переднюю часть спинки языка, продвигаясь приблизительно на 1 см. Получается примерно так: ТА-ТЯ-КЯ-КА.

В некоторых случаях, я просто использую палец, обёрнутый стерильной марлевой салфеткой или чистым носовым платком и отодвигаю спинку языка кзади.

3. От сформированного с помощью гимнастики правильного артикуляционного уклада. Кончик языка у нижних дёсен, задняя часть спинки языка плотно прижата к нёбу. Добавляем сильный резкий короткий выдох.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка, Славный мишка, Весь из плюша Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

В словосочетаниях

Произнести словосочетания, четко проговаривая «x»: хлопковый халат, хвастливый хан, сохатый хамелеон, хамский характер, плохой ход, хорошая хозяйка, поход хоббита, холст художника, холодная уха, худшая находка, глухая знахарка, тихий хохот, находчивый пехотинец, сухой мох, петух стих, вдохнуть воздух, посох монаха.

В игровой форме предложите ребенку подобрать к словам мужского рода соответствующие — женского:

  • пингвин – пингвиниха;
  • кролик – крольчиха;
  • жираф – жирафиха;
  • лось – лосиха;
  • тюлень – тюлениха;
  • бегемот – бегемотиха;
  • врач – врачиха;
  • повар – повариха;
  • ловец – ловчиха;
  • ткач – ткачиха.

Почему детские язычки «не любят» простые звуки?

У малышей преимущественно 3 лет бывают трудности со звуками Г (гаммацизм), К (каппацизм) и Х (хитизм). Детки либо заменяют эти звуки, например, К на Т, Г на Д, Х на Т, либо вообще не произносят их, пропускают. Происходит это явление из-за особенностей строения неба, недостаточно активного корня языка (гипотонус) или просто малыш лениться сделать усилие и правильно выговорить звук.

Чрезвычайно важно осознать и побороть недостатки дикции на раннем этапе, когда артикуляционный аппарат еще формируется. В детском саду этой проблемой занимаются специалисты-логопеды, но и родителям нужно помочь ребенку перешагнуть через дефект речи. Для этого существуют прекрасные, а главное – результативные упражнения, игры, гимнастика, разработанные практикующими докторами «по речи».

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

В предложениях

Предложите ребенку завершить фразы словами «пастух» или «черепаха»:

  • овец пасет (пастух);
  • лист жует (черепаха);
  • рано просыпается;
  • спряталась в свой панцирь;
  • работает на лугу;
  • носит свой домик на себе;
  • Лена рисует;
  • бежит за коровами.

Тренируйте проговаривание предложений:

  • халат из хлопка;
  • лихач несется по ухабам;
  • остался еще порох в пороховнице;
  • у бобра ценный мех;
  • скоморох прыгнул выше всех;
  • во дворе растет чертополох;
  • на болоте мягкий мох;
  • на грядках сеют горох;
  • монах забыл посох;
  • луг засох;
  • я хочу халву;
  • шахматист сделал плохой ход;
  • ты ходишь в походы;
  • петух взмахнул крыльями;
  • Чингисхан — хитрый хан;
  • Петя хвастается своим хорошим зрением;
  • на холсте у художника пусто;
  • на костре сварили уху;
  • хитрая лиса охотится.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]