Учим ребенка выговаривать сложные буквы Р, Л, Ж, Ш, С

Четкая и понятная речь — один из показателей успешного развития ребенка. Дети, умеющие правильно говорить, всегда выделяются на фоне сверстников. Но дошкольникам не всегда удается верно выговаривать некоторые буквы. Особенно сложны в произнесении буквы Р, Л, Ж, Ш, С.

К какому возрасту дети должны уметь произносить их правильно? Как понять, стоит ли обращаться к логопеду? Можно ли самостоятельно научить ребенка выговаривать сложные буквы? На эти вопросы можно найти ответ в этой статье.

Также здесь приведены артикуляционные упражнения, игры и скороговорки, которые обязательно пригодятся для домашних тренировок. Они помогут закрепить у ребенка навык верного произнесения таких сложных букв, как Р, Л, Ж, Ш, С.

  • Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы
  • Буква Р
  • Буква Ш
  • Буква Ж
  • Буква Л
  • Буква С
  • Когда необходимо обратиться за помощью к логопеду
  • Небольшое отступление. Звук или буква?

    Звук и буква неотделимы друг от друга. Но зачастую даже взрослые путают эти понятия, не понимая разницу между ними.

    На самом деле все очень просто. То, что мы говорим и слышим — это звуки русского языка. А то, что мы видим в книге, тетради, мониторе компьютера и читаем — это буквы.

    Дети сперва учатся воспроизводить звуки (говорить) и лишь затем начинают писать буквы (обозначать сказанное графически).

    Но в связи с тем, что почти всегда нам задают вопрос: «Как научить ребенка говорить букву Р или букву Ш?», мы считаем, что разница между буквой и звуком в данном случае не принципиальна Для легкости понимания и чтения статьи мы выбрали единый и привычный для большинства читателей термин «буква».

    Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео

    Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.

    Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье

    «Автоматизация свистящих звуков С и СЬ»

    Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.

    А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.

    Что является причиной неправильного произношения

    Существует несколько причин, влияющих на неправильное произношение.

    К ним относятся:

    1. Дефекты органов артикуляционного аппарата
    • неправильное строение зубного ряда,
    • неверный прикус,
    • слишком высокое или слишком низкое нёбо,
    • короткая подъязычная связка,
    • малоподвижная верхняя губа,
    • слишком большой или слишком маленький узкий язык.
    1. Физиологические
    • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (например, неумение держать язык в определенном положении при произнесении звуков),
    • общая физическая ослабленность в период активного становления речи,
    • снижение слуха,
    • неумение различать звуки, сходные по звучанию ({с}-{ш}, {б}-{п} и т.д.)
    1. Педагогические

    Дети склонны к подражанию, поэтому авторитетные взрослые и сверстники по возможности должны обладать чистой речью. Нельзя подавать неверный пример: сюсюкать, уподобляться детскому произношению. Важно выговаривать все звуки в слове и четко артикулировать.

    В каком возрасте ребенок должен выговаривать буквы Р, Л, Ж, Ш, С

    Логопеды заявляют, что становление звуков происходит у детей примерно в одинаковые сроки. Буквы С, Ш, Ж ребята должны уметь произносить в 4 года.

    Самые трудные в произнесении Р и Л появляются в речи детей позже. Но в норме ребенок должен осилить Р к 6 годам. Чуть раньше он должен произнести твердую букву Л.

    Второй этап. Постановка звука.

    На втором этапе те дети, кто правильно произносит звук с, уточняют его артикуляцию и произношение, закрепляют свои умения. Те же дети, которые не умели его выговаривать, учатся произносить данный звук – «свистеть». Очень важно, чтобы ребенок осознавал правильность артикуляции звука и мог себя сам проверить. Это возможно уже с 4 лет. И на занятиях по развитию речи всех детей этому обучают (по крайней мере, должны обучать даже в самом обычном детском саду). Зачем нужны эти знания и умения детям с хорошим звукопроизношением? Для развития у них умения сознательно управлять органами артикуляционного аппарата, для уточнения и закрепления правильного произношения, для более четкой и быстрой работы органов артикуляции, для хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата. Все эти умения развиваются постепенно и требуют тренировки.

    В 4 года ребенок узнает как работают при произношении звуков зубы, губы, язычок в форме сказки – игры «Сказки Веселого язычка».

    С 5 лет можно объяснять детям правильную артикуляцию звука уже в привычной нам форме (без сказки) и задавать малышу вопросы: «Как работает ротик? Что делает язычок» и т.д. В старшем дошкольном возрасте уже важно не просто сделать движение и уметь рассказать о правильном выполнении упражнения, но и следить за плавностью и точностью движений, за быстрой переключаемостью к новому движению, за легкостью движений.

    Артикуляционную гимнастику с детьми любого возраста можно заканчивать упражнением или игрой со звукоподражанием с данным звуком, которые Вы найдете ниже.

    При постановке звука малыш узнает и правильную артикуляцию звука.

    Правильная артикуляция звука с.

    При правильном произнесении звука с: • Ротик улыбается (углы рта слегка оттянуты), • Зубы сомкнуты, • Кончик языка упирается в нижние резцы (т.е. находится внизу, а не вверху), • Передняя часть спинки языка приближена к альвеолам и образует щель с ними (дети знают альвеолы как «бугорки» на небе, вверху рта), • Посередине языка при произнесении звука образуется желобок, по которому идет воздух. • В отличие от шипящих звуков при произнесении свистящих звуков струя воздуха холодная! Для того, чтобы определить, какая струя воздуха идет из ротика, нужно поднести ко рту руку ладошкой вниз. Сами произнесите в таком положении звук Ш, а потом звук С, и Вы увидите разницу. Можно показать малышу это различие, подув на его руку при произнесении этих двух звуков. А потом он сам с удовольствием поэкспериментирует, как у него получается – холодная струя воздуха или нет.

    Для четырехлетних детей можно провести постановку звука С в форме игры. Предложите малышу покататься на велосипеде. Для этого нам нужно накачать воздухом шины, которые немного спустили воздух. Будем работать насосом и накачивать шины воздухом: ссссс. Покажите сами, как «работает насос» – ссс (покажите артикуляцию этого звука, чтобы ребенок четко видел Ваше лицо). Спросите ребенка: какое положение губ, когда насос свистит? (В улыбке). Видны ли зубы? (Да). Где находится кончик языка? (Внизу, спрятался за нижние зубы). Какой воздух идет – прохладный или горячий? (Прохладный) – поднесите тыльную часть кисти руки ко рту. Сравните со звуком Х – когда воздух теплее при звуке Х или звуке насоса С? Предложите ребенку «взять насос» (пантомима — воображаемое действие) и «накачать шины насосом» — посвистеть сссс. Очень часто даже такого уточнения правильного звукопроизношения звука С в игре в «Насос» бывает достаточно, чтобы четырехлетний ребенок начал произносить звук правильно!

    Бывает, что «игры в насос» недостаточно и нужно уточнить артикуляцию звука индивидуально, перед зеркалом. При постановке звука по подражанию можно предложить малышу подуть на слегка высунутый широкий язык, подражая Вам. После этого нужно перевести язык за нижние зубы. «Посмотри, где у меня лежит язычок. Ты видишь зубы? Сделай так же. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Прижми широкий язык к передним зубам вверху. Молодец! А теперь прикрой рот и давай подуем. Поднеси руку к подбородку – чувствуешь, как воздух идет?» Приложите ватку к подбородку ребенка так, чтобы на нее попадала струя воздуха. Если ребенок дует слабо, то попросите его подуть сильнее, но щеки не надувать. Так по подражанию у ребенка получится правильный звук с. Повторите такой звук 5-6 раз с паузами.

    Не нужно рассчитывать, что появившийся по подражанию звук С сразу же появится в речи ребенка. Для ребенка это всего лишь — звук насоса в игре! Даже на следующий день малыш уже может всё забыть, и Вам придется показать упражнение по постановке звука снова. И попросить его посвистеть как насос, пошуметь как пылесос, подуть и засвистеть как ветер и т.д. Для того, чтобы звук с вошел в речь ребенка, нужны игры и игровые упражнения для его автоматизации, о которых я рассказу в следующей статье. Ведь просто так повторять слова и фразы со звуком малышу совсем не интересно! А еще нужно научить ребенка различать близкие и похожие друг на друга звуки, чтобы их не путать в речи. Об этом мы тоже поговорим в продолжении этой статьи.

    А в конце я хочу предложить Вам два видео о постановке свистящих звуков с демонстрацией простых и доступных приемов.

    Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы

    Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.

    • Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
    • Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
    • Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
    • Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
    • Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
    • Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
    • Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
    • Обязательно хвалите малыша. Ему важно ощущать свои достижения.

    Что именно развиваем?

    В первую очередь, конечно, пассивный словарь. Но освоению навыков произношения способствует не только он. Так, давно доказано, что мозговые центры, отвечающие за развитие мелкой моторики и речи, находятся рядом и влияют друг на друга. Поэтому для того, чтобы у малыша не было проблем с речью, важно уделять внимание развитию мелкой моторики. Это могут быть такие занятия, как:

    • пальчиковая гимнастика или массаж пальцев рук (в самом раннем возрасте);
    • перебирание круп, мелких пуговиц, орехов;
    • шнурование, застегивание молний, кнопок;
    • закручивание крышек на бутылках;
    • рисование пальчиками по песку, манной крупе, муке;
    • рисование красками, лепка;
    • нанизывание больших бусин на веревочку.

    А чтобы речевой аппарат находился в хорошей форме, его нужно постоянно тренировать. Для этого разработаны специальные комплексы артикуляционной гимнастики. Они помогают губам, языку, челюстям, щекам ребенка приобрести нужную силу, тонус, подвижность и управляемость, научиться правильной силе и направлению подачи воздуха при говорении, сделать речь ритмичной и красивой. Только правильная работа этих органов поможет малышу освоить нужное произношение. Об артикуляционной гимнастике подробно мы рассказывали в данной статье.

    Начиная любые занятия с дошкольником, помните, что длиться они должны не более 15 минут. Обращайте внимание на настроение малыша и готовность принять игру. Если он не хочет – не настаивайте, не принуждайте (тем более, не сулите «кару небесную»!). Иначе, однажды ощутив такое отношение, ребенок может на всю жизнь потерять интерес ко всякому обучению или вовсе возненавидеть его.

    Буква Р

    Неправильное выговаривание буквы Р встречается довольно часто. Если не работать над произношением, этот дефект может остаться на всю жизнь.
    Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:

    • дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
    • может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
    • иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).

    Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?

    1. Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
    • «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
    • «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
    • «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
    1. Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
    • «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
    • «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
    • «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
    1. Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.

    Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.

    Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.

    Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.

    Игры с буквой Р

    Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков.

    1. «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
    2. Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
    3. Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
    4. Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
    5. Короткие песенки или стихотворения. Например:

    Барашек, барашек, Покажи рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога!

    Скороговорки с буквой Р

    • Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
    • Проворонила ворона вороненка.
    • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
    • Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
    • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
    • Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
    • Грянул гром — гроза в разгаре.
    • Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
    • Тридцать три трубача трубят тревогу.

    Буква Ш

    Чтобы буква Ш произносилась правильно, речевой аппарат должен быть хорошо натренирован.

    При верном произнесении буквы Ш язык располагается строго симметрично. Губы всегда округленные, а зубы максимально приближены друг к другу. Посередине широкого языка идет теплая струя воздуха, которую легко ощутить ладонью у рта. Голосовые связки разомкнуты.

    Зачастую детям сложно выполнять подобные действия языком и губами. Поэтому встречаются разнообразные способы выговаривания буквы Ш.

    Внимание! Ни один из нижеперечисленных вариантов произнесения не является верным. Все они требуют корректировки.

    • межзубное произношение (звук в этом случае шепелявый, а язык просунут между зубами),
    • произнесение «в нос»,
    • способ, при котором язык упирается в зубы, и звук становится похожим на Т,
    • при нарушении прикуса звук похож на Ф,
    • звук, напоминающий С.

    Букву Ш можно научиться выговаривать дома. Для этого надо ежедневно выполнять упражнения для постановки дыхания и тренировки мышц языка и губ.

    Кроме этого, обязательно нужно выполнять игровые задания для закрепления изученных навыков.

    Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, в начале занятия. Важно размять не только язык, но и губы.

    1. Упражнения для языка:
    • «Спрячь конфетку». Ребенок должен удерживать широкий язык на нижней губе. На его край взрослый кладет маленький кусочек зефира или пастилы. Малышу нужно спрятать кусок сладости, зажав его языком за верхними зубами и прилепив на нёбо. Упражнение выполняется в медленном темпе. Рот не должен открываться шире 2 см.
    • «Футбол». Нужно улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Перед этим надо подготовить кусочек ваты. Ребенок должен дуть на вату, произнося звук Ф. Нужно докатить ее до противоположного конца стола. Важно следить, чтобы звук произносился как Ф, а не Х — это повлияет на ширину струи воздуха. Щеки не должны надуваться.
    • «Гармошка». Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот. Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.
    1. Упражнения для губ:
    • «Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и беззвучно произносить букву У.
    • «Зайчик». Надо улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы. По очереди поднимается верхняя и нижняя губы. Важно следить, чтобы зубы были сомкнуты, а губы возвращались в исходное положение.

    Игры с буквой Ш

    1. Закончить фразу (или повторить ее). Стоит заранее подготовить картинки в помощь. Например:

    Шу-шу-шу — Маша кушает лапшу. Ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши.Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

    1. Игра «Измени слово». Надо изменить слово так, чтобы в нем появился звук «ш». На первых порах может потребоваться помощь взрослого. Но скоро ребенок сможет изменять слова по образцу самостоятельно.

    Горох — горошек, орех — орешек, воробей — воробушек, хлеб — хлебушек и т.д.

    1. Шипеть, как змея, как спущенный воздушный шарик и т.д.
    2. Песни, потешки, стихотворения.

    Буква Ш — Шипящая, Иногда-Шуршащая, Часто- Шелестящая, Изредка- Шкварчащая.

    Змея шипит,шипит,шипит, Полгода учит алфавит, Устала бедная уже, А знает только букву — Ш-Ш-Ше.

    Шу-шу-шу — шуршала мышь, Шу-шу-шу — шумел камыш, Дятел шустрый, шалунишка, Шелушил шестую шишку. Что за шорох? Слышат уши, Кто-то дышит глуше, глуше, Кто-то машет выше, выше, Кто-то шепчет: «Тише, тише».

    Скороговорки с буквой Ш

    Хороший способ в увлекательной форме закрепить изученный навык произнесения буквы Ш — учить забавные скороговорки.

    • Мышка кошке сшила сапожки, кошка мышке сшила штанишки.
    • Шура шилом для шиншиллы в шалаше сапожки шила.
    • Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
    • Кашалот не любит кашу — у него от каши кашель.
    • Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
    • Паша Саше шьёт сапоги, а Саша Паше печёт пироги.
    • Шили рубашку с кармашками, сшили, ушили, перешили, зашили, да не вышили.

    Буква Ж

    Научиться произносить букву Ж будет легко, если ребенок уже умеет говорить букву Ш. Дело в том, что движения языка и губ при их произнесении практически одинаковые. Только при выговаривании буквы Ж еще активно включаются голосовые связки.

    Эту разницу легко заметить даже ребенку. Пусть он положит свою ладонь на горло взрослого, который произносит по очереди буквы Ш и Ж. Ребенок ощутит, как вибрируют голосовые связки, когда говорят букву Ж. При произнесении буквы Ш они останутся неподвижными.

    Обратите внимание, как правильно выговаривать букву Ж. Губы должны быть округлены, а зубы находиться близко друг от друга. Широкий кончик языка приближен к альвеолам (углублениям в кости верхней челюсти), края языка прижаты к боковым зубам, а задняя часть языка поднята и стремится назад. Посередине языка проходит теплая струя воздуха. Голосовые складки напряжены и дают голос.

    Для занятий подходят артикуляционные и дыхательные упражнения для буквы Ш. Они точно так же развивают и подготавливают губы, язык и дыхание к произнесению буквы Ж.

    Игры с буквой Ж

    1. Жужжать как жук, пчела или муха.
    2. «Пчелы собирают мед». Участники воображают себя пчелками и жужжат, кружась и перемещаясь по комнате. По сигналу нужно как можно быстрее «улететь» в «домик».
    3. «Мухи в паутине». Игра подойдет для компании детей. Часть из них изображает паутину, образуя круг. Другая часть детей — «мухи», они вбегают и выбегают из круга, жужжа при этом. По сигналу дети-»паутинки» берутся за руки, а те «мухи», что не успели выбраться из круга, тоже становятся в паутину. Игра длится до тех пор, пока все «мухи» не пойманы.
    4. «Кому это нужно?» Взрослый показывает ребенку сюжетные картинки, на которых не хватает предметов. Затем нужно достать предметную картинку и спросить, что на ней изображено (предметы, в названии которых встречается буква Ж). Например, картинка, на которой нарисованы ножницы. Ребенок произносит название вслух и решает, какой сюжетной картинке не хватает ножниц. Например, они нужны бабушке, чтобы шить.

    Скороговорки с буквой Ж

    • Женя и Вика жуют ежевику.
    • В живом уголке жили ежи да ужи.
    • Жарко жабе в теплой луже. Жаба ждет дождя и тужит.
    • Что на ужин у ежей? Кожура от желудей.
    • У ужа — ужата, у ежа — ежата.
    • У крошки Матрешки пропали сережки. Сережки Сережка нашел на дорожке.
    • Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
    • На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

    Буква Л

    Это одна из самых сложных в произнесении букв. Дети учатся выговаривать ее одной из последних. Тем не менее, важно начать как можно раньше работать над верным произношением.

    Как же правильно говорить букву Л?

    Губы растягиваются в улыбке, а зубы сжаты. Язык может упираться в зубы, щель между верхними и нижними зубами или в альвеолы. Боковые стороны языка не препятствуют свободному прохождению воздушной струи.

    Существует несколько вариантов неправильного выговаривания буквы Л.

    • полное отсутствие этого звука (ложка-ожка)
    • замена более простым звуком, например, У
    • искаженное произношение (похожее на С, Й или Р)
    • неумение различать твердую и мягкую Л.

    Стоит попробовать следующие артикуляционные и дыхательные упражнения:

    • «Улыбка». Держать растянутые губы в улыбке, считая до 10.. Рот должен быть закрыт.
    • «Паровоз». Губы растягиваются в улыбке, зубы сжаты, язык давит на зубы, как на гудок паровоза и добавляет голос. Получается звук Л.
    • «Собачка». Ребенок растягивает губы в улыбке, показывает зубы и прикусывает кончик языка. Затем надо начать дышать, как собачка, которой жарко. Важно следить, чтобы воздух проходил через рот, а не через нос. Затем нужно подключить голосовые связки и произносить ЫЫЫ или ААА. Щеки надувать не надо.
    • «Лошадка». Широко улыбаясь и показывая зубы, надо цокать языком (как будто скачет лошадка). Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
    • Передвигать язык во рту поочередно вправо и влево.
    • «Дует ветерок». Губы растягиваются в улыбке, приоткрывается рот и прикусывается язык. Ребенок начинает дуть на ватку на ладони взрослого.
    • «Карандаш». Надо сделать глубокий вдох через нос и выдохнуть воздушную струю через рот так, чтобы прокатить по столу карандаш.

    Игры с буквой Л

    1. «Доскажи фразу». Это могут быть рифмованные предложения, которые нужно придумать самим (например, ло-ло-ло — на улице тепло). Ребенок также может продолжить строчки известных ему стихотворений (например, А.Барто «Лягушата»).
    2. «Коробка с картинками». Пусть малыш называет предметы, изображенные на картинках (в названии которых есть буква Л). Затем нужно составить из этих нескольких слов предложение. Например: миска с малиной и лампа стоят на столе.
    3. «Что исчезло?» На столе лежат предметы, в названии которых есть буква Л (ложка, кораблик, лягушонок и т.д.). На несколько секунд ребенок отворачивается от стола, а взрослый прячет предмет. Нужно назвать «пропавшую» вещь.
    4. Стишки и песенки.

    Убежало, убежало, Убежало молоко. Я с трудом его поймала, Быть хозяйкой нелегко!

    Посадил дед лук, Отрастил лук чуб. Увидал лук внук, Оборвал луку чуб. Удивительная штука: Слёзы капают — у внука!

    Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят.

    Скороговорки с буквой Л

    • Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
    • На речной мели мы на налима набрели.
    • Около колодца кольцо не найдется.
    • Королева кавалеру подарила каравеллу.
    • Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал, лакал, да не мелел Байкал.
    • Милу мама мылом мыла.
    • У Антипа росла одна липа, а Филипп посадил семь лип.
    • Карась, в лаз не лазь! Застрял в лазе карась.
    • Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

    Буква С

    Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие:

    • звук вообще отсутствует (сок — ок),
    • он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
    • ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).

    Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.

    Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.

    Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.

    Упражнения надо чередовать между собой и выполнять под размеренный счет.

    • «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
    • «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
    • «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
    • «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
    • «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.

    Игры с буквой С

    1. Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
    2. Песенки, стишки, потешки.

    Симпатичный дядя — Слон, Слушать сказки любит он. Сказки озорные, Самые смешные.

    Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно! Солнце спряталось за лес, Месяц светит.. буквой С.

    Сорочата у сороки Срочно делают уроки: Сто и сорок сорочат Строчки весело строчат.

    1. Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
    2. Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
    3. Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.

    Вот гора, а у горы — Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит. (Нос)

    У нас под самой крышей белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет. (Сосулька)

    Бело покрывало на земле лежало, Лето пришло — оно все сошло. (Снег)

    1. Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
    2. Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)

    Скороговорки с буквой С

    • Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
    • У осы не усы, не усищи, а усики.
    • У Сени с Саней в сетях сом с усами.
    • Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
    • Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
    • У киски в миске сливки скисли.
    • Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
    • В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
    • Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.

    Как самостоятельно проверить речь ребенка

    1. При проверке речи у ребенка в первую очередь проверяется произношение звуков «ш», «ж», «ч», «щ» (группа шипящих), «с», «сь», «з», «зь», «ц» (группа свистящих) и «р», «рь», «л», «ль» (сонорные звуки).
    2. Во время самостоятельной проверки речи не предлагайте ребёнку повторять за вами слова или звуки. Такой метод не даёт достоверного представления о его самостоятельной речи. Ведь подражая взрослому, малыш часто произносит звуки лучше, чем самостоятельно. Предложите ребёнку рассказать стихотворение, пересказать сказку. Внимательно вслушивайтесь в его речь, попытайтесь установить, какие звуки он не выговаривает или произносит неправильно.
    3. Более детальную проверку, какие звуки не выговаривает ребенок, в домашних условиях без логопеда можно провести с помощью картинок. Предложите ребёнку назвать то, что нарисовано на картинке, внимательно слушайте, как ваш малыш произносит тот или иной звук. Обследуемый звук должен находиться в словах в разных позициях ( в начале, в середине, в конце слова).

    Вот примерный перечень картинок, чтобы самостоятельно проверить речь у ребенка и выяснить, какие звуки он не выговаривает:
    Звук «с»
    — собака, санки, абрикосы, капуста, автобус
    Звук «сь»
    — 7 (семь), гуси, лось
    Звук «з»
    — замок, зонтик, коза, ваза
    Звук «зь»
    — зеркало, зебра, корзинка
    Звук «ц»
    — цыплёнок, огурцы, яйцо, заяц
    Звук «ш»
    — шапка, шуба, шишка, карандаш
    Звук «ж»
    — жук, ёжик, ножницы
    Звук «ч»
    — чайник, мяч, ключ, черепаха, бочка
    Звук «щ»
    — щётка, ящик, плащ
    Звук «л»
    — лампа, стол, белка, стул
    Звук «ль»
    — лиса, телефон, соль
    Звук «р»
    — рак, рыба, шар, арбуз, зебра, виноград, сыр, помидор
    Звук «рь»
    — редиска, огурец, грибы, пряник
    Звук «й»
    — чайник, воробей, трамвай, скамейка

    Обычно нарушение твёрдого согласного сопровождаются искажением его мягкого варианта. Например. если звук «с» произносится межзубно, то и звук «сь» будет также межзубным.

    Обязательно уточните, во всех ли словах малыш неправильно произносит проверяемый звук, может ли он произносить звук изолированно. Для этого предложите ребёнку повторить за вами тот звук, который он не произносит во фразовой речи и в отдельных словах. Если ребёнок правильно произносит звук в изолированном виде, то работа по постановке звука отпадает.

    В таких случаях нужно только уточнить произношение звука, а затем закрепить в словах и фразах. Если же звук всё-таки произносится искажённо, то необходимо выработать правильное положение речевых органов, при котором достигается чёткое произношение.

    При замене одного звука другим проводится многоэтапная работа. Кроме воспитания правильного произношения (постановка звука) и закрепления его в речи, необходимо проводить работу по различению вновь полученного звука и звука-заменителя. Например, при замене звука «ш» звуком «с» (кошка – «коска») надо провести ряд упражнений, которые научат малыша различать звуки «ш» и «с».

    Когда необходимо обратиться за помощью к логопеду

    С походом на прием к логопеду не стоит затягивать. Чем раньше начнется работа над речью малыша, тем быстрее он научится красиво и четко говорить. Необходимо проконсультироваться со специалистом в следующих случаях:

    • В 3-4 года ребенок не может вытягивать губы трубочкой, надувать щеки, высовывать язык, дотрагиваться им до нёба, а также воспроизводить простейший ритм.
    • После 3,5 лет малыш пропускает слоги в словах, путает их местами.
    • В 4,5 — 5 лет дошкольник не говорит связными фразами, путает в предложении род, число и падеж.
    • Ребенок говорит в нос.
    • Он захлебывается словами, не успевая за мыслями.
    • Малыш глотает слоги.
    • Ему не хватает дыхания на произнесение фразы.
    • Ребенок говорит монотонно.
    • Дошкольник не стремится к общению и обсуждению увиденного, услышанного и т.д.
    • Домашние занятия над неверным произношением букв не приносят ожидаемого эффекта.
    • У ребенка врожденные аномалии — заячья губа, короткая связка на языке, пониженный слух и т.д.

    Правильная речь ребенка формируется не сразу. Существуют возрастные нормы, определяющие, к какому возрасту малыш должен уметь выговаривать ту или иную букву.

    Если ребенок не может правильно произносить определенную букву, родители могут заниматься с ним дома.

    Для верного произношения необходимы натренированные мышцы губ и языка, а также правильное дыхание. Научить ребенка верно выговаривать буквы помогут артикуляционные и дыхательные упражнения, а также игры и скороговорки для закрепления полученного навыка.

    Обязательно надо подбадривать и хвалить ребенка за успехи. Видя поддержку взрослых и эффект от проделанной им работы, ребенку будут нравится занятия. А это — залог хорошего результата. Так малыш научится правильно произносить даже такие сложные буквы, как Р, Ш, Ж, Л, С.

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Становление речи и родительское участие

    Так в чем же заключается родительская помощь? Прежде всего, взрослым важно понимать, что просто научить говорить буквы ребенка невозможно. Этот процесс долгий, систематический и всесторонний. Речь малышей развивается вкупе с совершенствованием остальных навыков: как психомоторных, так и физических. Если кроха отстает в развитии (поздно начал держать голову, садиться, у него есть проблемы с памятью, вниманием) – речь, скорее всего, тоже будет отставать.

    Что нужно делать, чтобы все происходило в свои сроки? Во-первых, следить за общим развитием – тренировать мышцы, ловкость, моторику, память, внимание.

    Для закладывания речевых навыков особенно важны следующие аспекты.

    • Родители с самого раннего возраста крохи должны говорить с ним чисто и правильно: без детских умильных «сюсюканий», без подстраивания слов под детский возраст. Да, малыш может говорить неправильно в силу возрастного несовершенства своего речевого аппарата. Но слышать вокруг себя он должен только точную речь: правильную, четкую, грамотную, без словесного мусора («ну это», «блин», «короче», «чё»), иначе неверное произношение закрепится в его речи и потом эти проблемы придется корректировать со специалистами. А это гораздо сложнее.
    • Процесс нельзя пускать на самотек. При таком пассивном подходе малыш непременно начнет отставать. Учить его правильному произношению важно так же, как и учить держать ложку или натягивать колготки.
    • Вокруг ребенка постоянно должна быть активная речевая среда. Он должен все время слышать речь. Все действия нужно комментировать, обо всем происходящем рассказывать, называть все окружающие предметы. Тогда ребенок с раннего возраста будет не только обогащать пассивный словарь, но и понимать важность речи для общения.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]