Что такое слог?
В речи все слова русского языка состоят из минимальных звучащих единиц — слогов. Определим, что такое фонетический слог.
Гласный звук образует слог. В слоге всегда имеется только один гласный. Он может самостоятельно создать фонетический слог, а также в сочетании с одним или несколькими согласными. Согласные группируются вокруг одного гласного звука. В связи с этим по звуковому составу различают три вида слогов:
1. слог составляет один гласный звук:
- а -дрес
- и -дол
- о -стров
- у -кор
- э -тюд
2. слог составляет гласный с согласным:
- во-ро-та
- со-ло-ма
- со-ро-ка
3. слог образует гласный с несколькими согласными:
- кра-ска
- зве-зда
- во-сторг
Трехсложные слова
В слове может быть больше гласных, чем два. Три гласных звука в сочетании с согласными образуют трехсложные слова. При произношении трехсложного слова происходит три толчка воздуха, но один из них сильнее, который создается ударным гласным, а два — слабее в безударных слогах. Убедимся в этом, произнося слова:
лё-тчи-ца, ко-ро-ва, бе-ли-зна.
Примеры трехсложных слов
В трехсложных словах согласные группируются с гласными по два, три и даже четыре звука в слоге, например:
- до-ро-га, бо-ро-да, со-ро-ка;
- при-ста-вка, кра-со-та, те-ле-фон, ка-ран-даш, бу-ма-жка;
- взбры-ки-вать, вздра-ги-вать, взгро-мо-ждать, взгля-ды-вать.
Гласный может образовать самостоятельный слог в трехсложном слове:
- а-ктри-са, а-збу-ка, а-на-нас, а-ра-хис;
- о-го-род, о-валь-ный, о-све-жить, о-тли-чник;
- у-голь-ник, у-ра-ган, у-чи-тель, у-щель-е.
Обратим внимание, что орфографический перенос слов, приведенных выше, не совпадает с их слогоделением из-за наличия в их звуковом составе гласного-одиночки.
Узнаем правило переноса слов в русском языке.
Сравним фонетическое слогоделение и орфографический перенос слов:
- у-щель-е — уще-лье; а-збу-ка — аз-бу-ка;
- о-го-род — ого-род; у-ра-ган — ура-ган;
- о-тли-чник — от-лич-ник; а-дре-сат — ад-ре-сат.
Открытые и закрытые слоги
Слоги бывают открытые и закрытые. В словах русского языка большинство слогов являются открытыми. Открытые слоги организуют все гласные в одиночку или в сочетании с согласным звуком:
- о-кунь
- а-ир
- бо-ло-то
- во-ло-кно
Закрытые слоги образуют все согласные в конце слов:
- гвоздь
- по-кров
- го-лубь
- па-ро-воз
- сто-рож
Непарные звонкие согласные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут образовать закрытый слог в любой фонетической позиции: в начале, в середине и в конце слов:
- зе р -ка-ло
- бо л -тик
- са-ра й -чик
- са-ра-фа н
Как правильно делить слова на слоги?
Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги:
- сом
- крот
- вальс
- брод
Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова:
- ё-жик
- до-мик
- са-лат
- кро-лик
Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу:
- во- р он
- ку- л он
- ко- р ысть
- кла- н я-ться (-ться звучит как [ца])
При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу:
- но-чник
- кро-вля
- про-бка
- со-зда-ни-е
Только непарные звонкие согласные в середине слова могут закрыть слог:
- а л -фа-вит
- стро й -ка
- ква р -тал
- ла н -ды-ше-вый
- бе-сшу м -ный
Если в слове имеются одинаковые согласные, то они начинают следующий фонетический слог:
- про-гра-мма
- те-нни-сный
- кро-ссо-вки
- па-ра-ллель
Это деление на слоги фонетическое, которое не совпадает с орфографическим переносом слов с двойными согласными.
Буквы «й», «ь», «ъ» принадлежат слогу, после которого пишутся:
- ре й -ка
- хлоп ь -я
- от ъ -езд
- под ъ -ём-ный
Укажем порядок деления слов на слоги с помощью следующего алгоритма.
Четырехсложные слова
Если в звуковом облике слова содержится четыре слогообразующих гласных, его назовем четырехсложным, например:
- а-за-ли-я, а-лю-ми-ний, а-ра-бе-ска;
- ка-лей-до-скоп, кры-со-ло-вка, сто-ро-же-вой, ле-ни-ви-ца;
- о-ста-но-вка, о-ва-ци-я, о- пе-ра-тор;
- у-чи-ли-ще, у-кла-дчи-ца, у-ро-жай-ный.
Перенос этих слов тоже требует внимательности. При переносе четырехсложных слов нельзя оставлять на строке или переносить на следующую строку одну букву, хотя фонетический слог существует в нем самостоятельно.
Сравним:
- у-ро-жай-ный — уро-жайный, урожай-ный;
- о-ва-ци-я — ова-ция;
- а-лю-ми-ний — алю-миний, алюми-ний.
Четырехсложные слова не предел в фонетическом составе. В русском языке существуют пяти-, шести-, семисложные и т.д. слова, например:
- пятисложные — у-кра-ше-ни-е, за-я-вле-ни-е, ма-те-ма-ти-ка, ме-ха-ни-че-ский;
- шестисложные — пре-о-бла-да-ни-е, по-бе-ди-тель-ни-ца, пе-ре-по-я-са-нный, по-ля-ри-за-ци-я;
- семисложные — ми-не-ра-ли- за-ци-я, при-со-е-ди-не-ни-е, ре-ко-гно-сци-ро-во-чный.
Предыдущая
Перенос словДвусложные слова — это… Деление на слоги (примеры)
Следующая
Перенос словКакие слова нельзя делить для переноса?
Алгоритм деления слов на слоги
- прочитаем слово;
- подчеркнем гласные звуки;
- посчитаем количество гласных звуков;
- посмотрим, есть ли в слове двойные согласные, непарные звонкие согласные, «ь» или «ъ»;
- разделим слово после каждого гласного на слоги, учитывая указанные особенности.
Примеры
В этом слове имеется 4 гласных звука, которые образуют столько же слогов. В середине пишется мягкий разделительный знак. Разделим слово на четыре фонетических слога. Мягкий знак оставим после согласного, обозначенного буквой «в»:
В этом слове два слога открытые, а третий и четвертый слог закрывают соответственно звонкий согласный «в» и непарный звонкий согласный, обозначенный буквой «й».
В соответствии с этим делением на слоги переносим это слово с одной строки на другую тремя способами:
- со-ловьиный
- соловь-иный
- соловьи-ный
В этом слове укажем 4 гласных звука, которые организуют четыре фонетических слога:
Все слоги открытые. Первый и последний слог образуют гласные самостоятельно. Третий слог составляет гласный с шумными согласными.
В соответствии с этим фонетическим слогоделением слово перенести нельзя, так как одна буква, даже составляющая слог, не остается на строке и не переносится на следующую. Присоединим их к последующему и предыдущему слогу и получим правильный вариант переноса слова по слогам:
Двухсложные слова
По количеству слогов слова могут быть многосложными: двух-, трех-, четырехсложными и т.д.
Двусложные слова, как можно определить по их названию, содержат по два гласных звука, например:
сли-ва, стуль-чик, за-бор, го-род, кро-на, те-ма, у-каз, о-стров, а-гент, и-гла, зме-я, ве-чер.
При их произношении подбородок опустится на ладонь два раза, так как произойдёт два толчка выдыхаемого воздуха.
О том, как делить слова на фонетические слоги, что нужно учитывать при этом, узнаем с примерами в статье про двухсложные слова.
Не все двухсложные слова можно перенести с одной строки на другую в соответствии с фонетическим слогоделением. Ряд слов, в которых гласный-одиночка образует самостоятельный слог, невозможно перенести, оставив одну букву на строке, например:
- зме-я — змея
- у-дар — удар
- о-браз — образ
- и-гла — игла
- а-нис — анис.
Клара крАла или кралА кларнет? 40 глаголов, в которых мы неверно ставим ударение
Немногие сегодня могут похвастаться знанием о том, где должно стоять ударение в глаголе «закупорить», но это еще полбеды: сколько раз мы спотыкались на таких словах, как «снЯло» или «снялО», «разобрАлись» или «разобралИсь»? Для тех, кто хочет решить этот вопрос раз и навсегда, публикуем орфоэпический гид от Татьяны Гартман — педагога и автора книги «Слово не воробей», которая вышла в издательстве «Бомбора». Изучите его и будете знать, как правильно произносить глаголы, в которых ошибаются чаще всего.
В русском языке есть действительно сложные с точки зрения произношения глаголы, в которых ударение стоит в неожиданном месте, например «закУпорить», «премировАть», «чЕрпать». Эти слова мы употребляем не очень часто, по крайней мере, не каждый день.
Но есть группа самых простых глаголов, которые мы используем постоянно, по несколько раз в день, а то и в час, но произносим их наобум, как пойдет (или не пойдет): то правильно, то неправильно. Мне бы хотелось остановить эту порочную рулетку и расставить ударения так, как надо. А в центре внимания оказались глаголы прошедшего времени.
Читаем предложениями
Освоив чтение слов, переходите к предложениям, а затем к небольшим текстам. Есть специальные издания для начинающих читать детей. Важно, чтобы чтение доставляло удовольствие ребенку, было сложным, но выполнимым.
Какие трудности чаще всего возникают на этом этапе?
Звукослияние. Если ребенок произносит каждый звук по отдельности, но слитно произнести не получается, нарисуйте дорожку, по краям напишите две буквы слога. Поставьте пальчик ребенка на первый звук, тяните его, пока «бежите» по дорожке до второго. Протяните вместе с ребенком звуки, покажите, как они сливаются в слово.
Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Чтобы не сформировать привычку несколько раз прочитывать и проговаривать слово, внимательно наблюдайте, как читает ребенок. Не торопитесь переходить от слогового чтения к чтению словами, иначе ребенок привыкнет сначала читать про себя по слогам, а затем вслух прочитывать целым словом.
Антиципация. Так называется смысловая догадка, умение предполагать логику текста. Очень полезное умение, но на первых этапах обучения чтению приводит к ошибкам. Ребенок, торопясь прочитать слово и получить одобрение, «опускает» окончания, прочитав только первый слог, «додумывает» слово. Чтобы преодолеть такие ошибки, предложите игры со словами, например, почитать «тарабарские» стихи — набор рифмующихся сочетаний звуков. И вновь не «подгоняйте» ребенка в овладении навыком чтения. Это длительный и сложный процесс.
Старайтесь сразу ориентировать ребенка на осмысленное чтение. Перед чтением рассмотрите иллюстрации, прочитайте заголовок, предположите, о чем этот текст, задайте вопросы. Во время чтения задавайте уточняющие вопросы на понимание уже прочитанного, проясняйте значение новых слов. После прочтения обсудите, о ком прочитали, что он/она делают. Нарисуйте, разыграйте прочитанные истории.
Для преодоления медленного чтения развивайте у ребенка память, внимание. Играйте со словами и в слова, расширяйте словарный запас. Успешность обучения чтению определяется развитостью мышления, памяти и речи, сформированной мотивацией.
Исключения… Куда ж без них!
Вдогонку к предыдущему списку надо рассмотреть еще несколько односложных слов. Есть среди этих глаголов три исключения, для которых работает еще более простая схема: в них ударение неизменное, и в женском роде оно остается на основе. Вот эти слова.
класть — клАл, клАла, клАли, клАло
красть — крАл, крАла, крАли, крАло
стлать — стлАл, стлАла, стлАло, стлАли
И в подтверждение вспомним всем известную с детства скороговорку про криминальный дуэт. В ней Клара не кралА кларнет, а крАла .
Карл у Клары укрАл кораллы, А Клара у Карла укрАла кларнет. Если бы Карл у Клары не крал кораллы, То Клара у Карла не крАла б кларнет.
Есть где разгуляться
Чуть-чуть усложним задачу. Рассмотрим двусложные слова с приставками, которые без приставок не употребляются. В эту группу как раз попадает знаменитое горбачевское нАчать , вернее, начАть , а еще и другие слова, оканчивающиеся на -нять, -чать, с разными приставками.
Здесь работает то же правило: в женском роде мы имеем ударное окончание, в остальных формах — ударную основу.
Небольшая разница по сравнению с односложными словами заключается в том, что ударение в начальной форме стоит на втором слоге, а в других формах (кроме женского рода, естественно) оно переносится на приставку.
занЯть — зАнял — занялА — зАняло — зАняли
нанЯть — нАнял — нанялА — нАняло — нАняли
начАть — нАчал — началА — нАчало — нАчали
принЯть — прИнял — принялА — приняло — прИняли
К этим глаголам отношение порой тоже несерьезное, а вариантов исковерканных слов гораздо больше, ведь слогов больше, значит, есть где разгуляться: принЯло, принялО, нАчала, занЯли…
И здесь тоже в некоторых словах введены двойные нормы, что еще больше упрощает и без того несложные правила.
обнЯть — ОбнЯл — обнялА — ОбнЯло — ОбнЯли
отнЯть — ОтнЯл — отнялА — ОтнЯло — Отняли
поднЯть — пОднЯл — поднялА — пОднЯло — пОднЯли
Кстати, эти двойные стандарты введены недавно. Последнее время от мужчин я часто слышу новое прощание «Обнял!» вместо «Пока!» с ударением на первый слог. Поэты конца прошлого века тоже употребляли глаголы прошедшего времени по классическим правилам, и это приятно.
Я Обнял эти плечи и взглянул На то, что оказалось за спиною, И увидал, что выдвинутый стул Сливался с освещенною стеною.
И. Бродский
Возможны колебания
Следующая небольшая группа проблемных глаголов очень похожа на предыдущую. На очереди глаголы с приставками, а отличие от слов предыдущего раздела (занять, начать) лишь в том, что эти слова могут употребляться и без приставок: прожить (жить), порвать (рвать).
А что касается ударений в прошедшем времени, то они почти такие же: в женском роде на окончании, в других формах на основе. Именно на основе, но возможны колебания ударения между приставкой и суффиксом.
ожИть — Ожил — ожилА — Ожило — Ожили
прорвАть — прорвАл — прорвалА—прорвАло — прорвАли
сорвАть — сорвАл — сорвалА — сорвАло — сорвАли
Особо обращаю внимание на наиболее частые ошибки: «трубу прорвАло » (а не прОрвало и не прорвалО ), «крышу сорвАло » (а не сОрвало и сорвалО ), «цветок Ожил » (а не ожИл ).
Ушла гроза. И Ожил снова В лесу нестройный гомон птиц. И дышит влагой бор сосновый, И меркнут сполохи зарниц.
С. Михалков
И по традиции этой главы в некоторых словах опять же получаем бонусы, вернее двойную норму.
залИть — зАлИл — залилА — зАлИло — зАлИли
продАть — прОдАл — продалА — прОдАло — прОдАли
Возвратные глаголы забылись безвозвратно
Еще немного усложним наши глаголы — добавим к ним возвратный суффикс «-ся». А в возвратных глаголах ударение чаще всего перемещается на окончание, причем во всех формах, где это окончание есть. В мужском роде окончание нулевое и ударение колеблется между суффиксами — возвратным и невозвратным.
занЯться — занЯлсЯ — занялАсь — занялОсь — занялИсь
наняться — нанЯлсЯ — нанялАсь — нанялОсь — нанялись
начАться — начался — началАсь — началОсь — началИсь
принЯться — принЯлсЯ — принялАсь — принялОсь — принялИсь
Есть песни, которые знают все, и самый яркий пример — песня про елочку. Начинается она со слов «В лесу родИлась елочка», и раньше слово «родИлась» с ударением на И было ошибкой, норме соответствовало только «родилАсь» .
Однако русский язык не стоит на месте, и сейчас введены новые двойные нормы, которые избавили знаменитую песню от неприятной ошибки. И не только песню! Слов с двойными ударениями набралось довольно много. Даже неполный список амнистированных глаголов выглядит внушительно.
взЯться — взЯлся — взялАсь — взЯлОсь — взЯлИсь
впИться — впИлся — впилАсь — впИлОсь — впИлИсь
дождАться — дождАлся — дождалАсь — дождАлОсь — дождАлИсь
задАться — задАлся — задалАсь — задАлОсь — задАлИсь
напИться — напИлся — напилАсь — напИлОсь — напИлИсь
разобрАться—разобрАлся—разобралАсь— разобрАлИсь — разобрАлИсь
родИться — родИлсЯ — родИлАсь — родИлОсь — родИлИсь
подрАться — подрАлся — подралАсь — подрАлОсь — подрАлИсь
собрАться — собрАлся — собралАсь — собрАлОсь — собрАлИсь
Мне вариант с ударением на окончании все-таки кажется предпочтительным, и очень приятно, что в классической поэзии сохранилась именно эта норма.
Деление слов на слоги
В речи все слова русского языка состоят из минимальных звучащих единиц — слогов. Определим, что такое фонетический слог. Определение Фонетический слог — это наименьшая единица речи, которую составляет гласный звук или гласный с одним или несколькими согласными. Слог произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.
Гласный звук образует слог. В слоге всегда имеется только один гласный. Он может самостоятельно создать фонетический слог, а также в сочетании с одним или несколькими согласными. Согласные группируются вокруг одного гласного звука. В связи с этим по звуковому составу различают три вида слогов:
1. слог составляет один гласный звук:
- а-дрес
- и-дол
- о-стров
- у-кор
- э-тюд
2. слог составляет гласный с согласным:
- во-ро-та
- со-ло-ма
- со-ро-ка
3. слог образует гласный с несколькими согласными:
- кра-ска
- зве-зда
- во-сторг
Односложные слова
По минимальному количеству гласных в слове выделим односложные слова, которые содержат один фонетический слог. Вспомним, что такое фонетический слог.
Фонетический слог — это один гласный звук или гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые в процессе говорения произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
Приложим ладошку под подбородок и четко произнесем слова:
лаз, март, лось, мост, лист, миг, сыр, тест, взгляд.
На гласных подбородок ударит по ладони один раз. Значит, эти слова являются односложными.
Узнаем более подробно о составе односложных слов с одним, двумя, тремя, четырьмя согласными.
Открытые и закрытые слоги
Слоги бывают открытые и закрытые. В словах русского языка большинство слогов являются открытыми. Открытые слоги организуют все гласные в одиночку или в сочетании с согласным звуком:
- о-кунь
- а-ир
- бо-ло-то
- во-ло-кно
Закрытые слоги образуют все согласные в конце слов:
- гвоздь
- по-кров
- го-лубь
- па-ро-воз
- сто-рож
Непарные звонкие согласные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут образовать закрытый слог в любой фонетической позиции: в начале, в середине и в конце слов:
- зер-ка-ло
- бол-тик
- са-рай-чик
- са-ра-фан
Выделение слогов
Ниже описаны общие подходы к выделению слогов в словах для традиционной школы и с углублённым изучением. Подробные материалы с объяснениями и примерами смотрите на странице правил деления слов на слоги.
Традиционная школа
Главное правило обычной школьной программы, на которое ориентируется ребёнок: сколько гласных, столько и слогов. При переносе слов ориентируются на правила: слово переносим по слогам, нельзя оставлять одну букву на строчке. Эти правила известны всем.
При делении слова на слоги можно использовать метод толчков: подставляем ладошку ко рту и чувствуем толчки воздуха при проговаривании слова. Или представляем перед собой свечку: сколько раз пламя колыхнется, столько и слогов. Для некоторых слов с течением согласных такой вариант не всегда подходит.
В разных начальных школах принципы обучения делению на слоги различаются. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части — связки гласной + согласной (или гласной + несколько согласных). В других школах учат проговаривать слово с паузами удобным способом. Паузы и создают места деления слогов.
Школа углублённого изучения
В школах углублённого изучения русского языка и в программах институтов разбираются случаи, когда слова переносятся не по слогам, то есть слог переноса не совпадает с фонетическим слогом.
Деление слова на слоги происходит таким образом, чтобы слог произносился по нарастающей: от глухого произношения к звонкому. Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчиваются гласной. Например: по-чта (но не поч-та), мо-шка (но не мош-ка). Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н), звучит которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: бул-ка, вар-ка.
Как выучить с ребенком буквы
После того как ребенок научился различать звуки, из которых состоят слова, переходим от звуков к буквам.
Как правило, с изучением алфавита сложностей не возникает. Дети охотно запоминают буквы, вспоминают их название. Можно использовать буквы-магниты, буквы-наклейки, буквы, изготовленные из различных материалов — шершавые, гладкие, мягкие. Разместите их на специальной доске, планшете, выделите пространство на стене детской, на холодильнике, на шкафах.
Собирайте копилку для каждой буквы: это могут быть предметы, название которых начинается на эту букву. Переберите игрушки, наверняка найдутся подходящие предметы: «А» — ангелочек, апельсин, «Я» — яблоко, «К» — кубик, карандаш, «Б» — бульдозер, банан. Отхлопывайте слоги, произнося слова. Предлагайте ребенку предметы и вместе обсуждайте, будет ли эта буква с ним «дружить». Самому ребенку подобрать нужное слово еще сложно, но проявленную инициативу обязательно поддержите, помня о принципе: делать вместе, но не вместо.
Рассмотрите букву. На что она похожа? Из каких деталей состоит? Пофантазируйте с ребенком вместе: «В» похожа на очки, «Е» на щетку. На что похожа буква «М»? Рассмотрите рисунки, на которых «спрятались» буквы. Складывайте буквы из крупы, пуговиц, лепите из пластилина, глины, рисуйте разными цветами. Задача — научить ребенка распознавать графический облик букв, соотносить со звуком, который они обозначают.
Изучать буквы в алфавитном порядке не рекомендуют. В настоящее время сложилось две основных принципа изучения алфавита.
Частотный (В.Г. Горецкий). Сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных.
Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин). Звуки изучаются парами, в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные «А» — «Я», «О» — «Е», парные согласные: «С» — «З», «Д» — «Т» и т.д.
Как правильно делить слова на слоги?
Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги:
- сом
- крот
- вальс
- брод
Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова:
- ё-жик
- до-мик
- са-лат
- кро-лик
Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу:
- во-рон
- ку-лон
- ко-рысть
- кла-ня-ться (-ться звучит как [ца])
При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу:
- но-чник
- кро-вля
- про-бка
- со-зда-ни-е
Только непарные звонкие согласные в середине слова могут закрыть слог:
- ал-фа-вит
- строй-ка
- квар-тал
- лан-ды-ше-вый
- бе-сшум-ный
Если в слове имеются одинаковые согласные, то они начинают следующий фонетический слог:
- про-гра-мма
- те-нни-сный
- кро-ссо-вки
- па-ра-ллель
Это деление на слоги фонетическое, которое не совпадает с орфографическим переносом слов с двойными согласными.
Буквы «й», «ь», «ъ» принадлежат слогу, после которого пишутся:
- рей-ка
- хлопь-я
- отъ-езд
- подъ-ём-ный
Укажем порядок деления слов на слоги с помощью следующего алгоритма.
Как разделить слово на слоги при стечении согласных
Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного — к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный — шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).
В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.
Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.
Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]: май-ка, Сань-ка, ман-ка.
Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так — от-течь.
Как научить ребенка читать по слогам
Какой бы последовательности вы ни придерживались, знакомя ребенка с гласными буквами, расскажите, что эти буквы не только обозначают гласный звук, но и подсказывают, как читать согласный, стоящий перед ними.
Изучив несколько букв, например, «А», «И», «О», «Е», «М», «Н», «Л», «С», «К», пробуйте прочитывать слоги и короткие слова. Прежде чем прочитать слог, посмотрите на букву, обозначающую гласный. Какую работу она выполняет: смягчает согласный или указывает на его твердость?
Сравните согласные звуки в словах «КОТ» и «КИТ». Какой звук обозначает буква «К» в том и другом слове? Какая буква подсказывает, что «К» произносится мягко? Рассуждайте вместе с ребенком: в слове «КОТ» буква «О» обозначает гласный звук «О», он не смягчает согласный, поэтому произносим твердый звук «К». В слове «КИТ» буква «И» указывает на мягкость, произносим звук «К» мягко.
При прочтении слов ориентируйте ребенка на гласный. Гласные, обозначающие мягкость предшествующего согласного: «Я», «Е», «Ё», «Ю», «И». Дальше предложите слова с буквой «Ь» в конце слова, он тоже указывает на мягкость, но сам не произносится: КОНЬ, ЛОСЬ, ГУСЬ. Освоив принцип слияния согласного с гласным, способы обозначения мягкости на письме, ребенок сможет прочитать любое слово, зная, какой звук обозначает та или иная буква.
Принцип усложнения слов для чтения тот же, что и при изучении звуков: от односложных слов с четко слышимыми звуками — к словам, написание которых совпадает со звучанием, и словам, написание и звучание которых не совпадает.
Задержитесь на этом этапе. Не спешите переходить к чтению предложений и текста. Поиграйте со словами. Собирайте слова из карточек со слогами, находите «лишние» слова по разным основаниям, например, самое короткое/длинное, по количеству слогов, по значению — СТОЛ, ЛОЖКА, КРОВАТЬ и т.д. Предлагайте слова, которые отличаются одним звуком: ЛУК — ЛЮК, ударением: ЗÁМОК — ЗАМÓК, находите в слове спрятавшиеся слова: НОСоРОГ, пеСОК, буЛАВКА и подобные. Читайте словесные горки: первое слово состоит из двух букв, второе из трех и так далее. Такие игровые задания помогут закрепить навык слогового чтения и подготовят к чтению сложных и новых слов.
Зачем уметь делить слово на слоги
Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.
Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.
Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.
К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.
Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.
Когда учить ребенка читать?
Когда начинать? Один ребенок уже в три года знает весь алфавит, а другой только к пяти годам начинает проявлять интерес к книгам. Дело не в возрасте, а в готовности ребенка к освоению грамоты. Основные показатели такой готовности:
- ребенок говорит отдельными предложениями;
- внятно произносит большинство звуков;
- может последовательно рассказать, как он провел день в детском саду или в гостях у бабушки;
- ориентируется в пространстве, знает понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- удерживает внимание, может заниматься одним делом (рисовать, лепить, собирать конструктор и др.) 10–15 минут.
Обучение ребенка чтению следует начинать не с букв, а со звуков. Именно звуки он слышит с рождения, а буквы — это средство записи звуков. Научившись различать звуки в произносимых словах, сливать звуки в слоги, делить слова на слоги, ребенок легко овладеет чтением.