Характеристика нарушений звукопроизношения по основным формам проявления


Классификация

В отечественной логопедии искажение звуков относят к фонетическим (моторным, антропофоническим) дефектам, при которых видоизменяется звуковая структура. В отличие от замены или отсутствия фонем, искажение не является физиологическим и не проходит самостоятельно. Существует несколько типов и множество подтипов искажения звуков. Они обозначаются терминами, образованными от соответствующих греческих букв:

  1. Ротацизм
    (картавость) – дефектное произношение звука [Р] и его мягкой пары [Р′].
  2. Сигматизм
    (шепелявость) – искажение свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) и шипящих звуков ([Ш],[Щ], [Ж], [Ч]).
  3. Ламбдацизм
    – неправильное произнесение звуков [Л-Л′].
  4. Йотацизм
    – ненормативная артикуляция звука [Й];
  5. Дефекты артикуляции задненебных звуков:
    гаммацизм — искажение [Г-Г′], каппацизм — [К-К′], хитизм — [Х-Х′].

При речевых нарушениях часто искаженно произносятся звуки различных групп, т. е. имеют место полиморфные дефекты: ротацизм+сигматизм, ротацизм+ламбдацизм, сигматизм шипящих+дефекты заднеязычных и т. д. Статистически чаще искажается произношение переднеязычных фрикативных (шипящих и свистящих), реже – задне- и среднеязычных. По своему логопедическому статусу дети с искажением звуков могут относиться к группе ФН, ФФН или ОНР.

Что такое искажение (дисторшн) в музыке? Когда и как его использовать?

Программное обеспечение для создания музыки имеет ограничения по уровню громкости звукового сигнала. Если аудиосигнал превышает эти пределы, он будет искажаться и выдавать резкий, громкий неприятный звук, который заставляет большинство людей закрывать уши.

Нежелательное искажение (дисторшн) негативно влияет на качество микса. Но это имеет и множество музыкальных применений, когда вводится намеренно и аккуратно. Искажение улучшает звучание синтезаторов и гитар, придаёт энергию и напор барабанам и придает скучному звучанию нужный настрой.

Мы находимся в расцвете для дисторшна как музыкального, так и эстетического эффекта. Сильные хаусные и хип-хоповые треки с прикрепленным описанием «lo-fi» поднимаются на большой волне блоговой шумихи. DIY-лейблы выпускают кассетные ленты. Даже поп-вокалисты используют дисторшн.

В этой статье я покажу вам, как творчески использовать дисторшн в вашем аудиоредакторе (DAW), наряду с аудио-примерами.

Типы искажения и их источники

Дисторшн может возникать при записи, продакшне и «инженерной» стадии песни. Вот лишь несколько примеров того, как могут происходить нежелательные искажения:

Несовпадение сопротивления возникает, когда сопротивление (измеряемое в омах) выходного сигнала — например, гитары — выдает сигнал, имеющий высокое значение сопротивления по сравнению со значением сопротивления микрофонного входа, как, например, на аудиоинтерфейсе или микшере. Выход с высоким сопротивлением выдает очень искаженное звучание на входе, не рассчитанном на прием сигналов с высоким сопротивлением. Результатом обычно является искаженный тон и нежелательные шумы в сигнале.

Клиппинг — это вид искажений, которые чаще всего происходят при превышении входного или выходного сигнала, о чем я подробно расскажу ниже.

Усечение вызвано сбросом битов при воспроизведении или рендеринге аудиосигнала, что может привести к появлению искаженного сигнала низкого уровня.

А теперь вернемся к клиппингу. Цифровые и аналоговые искажения происходят, когда аудиосигнал проходит через максимальный уровень мощности системы, который в DAW обычно составляет 0 dBFS (децибел полной шкалы). При клиппинге, вы теряете участки сигнала выше порога в 0 dBFS, обрезая сигнал.

Цифровые искажения происходят, когда аудиосигнал выходит за пределы максимальной мощности DAW, которая в DAW обычно составляет 0 дБ. Для продолжения воспроизведения DAW будет сжимать фрагменты сигнала выше порога искажения, обрезая форму сигнала.


Искажение синусоидальной волны в DAW, зафиксированной осциллографом.

Синусоидальная волна с искажениями (дисторшном)

Поскольку синусоидальная волна искажается, она начинает звучать ближе к прямоугольной волне. Эта новая информация гармоник увеличивает воспринимаемую громкость сигнала.

Пиковый уровень в синусоидальной волне может не измениться на счетчике при достижении порога искажения (хотя значения счетчиков передискретизации будут), но уровень нового искаженного сигнала будет меняться при воспроизведении и будет казаться громче. Так как же это может быть использовано более творческим, музыкальным способом? Давайте узнаем.

Пленочная сатурация (Feathering). Искажения плёнки

Когда цифровая техника была представлена как средство производства музыки, многие жаловались на то, что ей не хватает теплоты и характера аналоговой технологии. В какой-то степени это так и есть. Как вы слышали выше, цифровые искажения могут быть резкими. Но когда магнитная лента перегружена аудиосигналом, она создает богатое, гармонично управляемое искажение, называемое сатурацией.

В наши дни мы можем воспроизводить аналоговую сатурацию в наших DAW с помощью таких плагинов, как Tape Machine и других. Сатурация может быть эффективно использована практически на любом элементе микса, но, пожалуй, она приносит наибольшее удовольствие при применении к барабанам. Послушайте эти барабаны без сатурации.

Сухой брейк барабанов

Грув присутствует, и удары тоже звучат довольно сильно. Но перкуссии и рабочему не помешает «подгруз». Поэтому я применил пресет Ozone 8 Advanced Vintage Tape «Clean Fifteen» для разогрева средних и высоких частот.


Подогрейте свои барабаны с помощью Vintage Tape

Брейк барабанов с пресетом «Clean 15»

Здесь Tape Machine добавляет ясности и заполняет пустое пространство между каждым ударом. Несмотря на то, что барабаны оснащены современной системой подбора и размещения звука, они «чувствуются» как аналоговый звук. В вашем собственном DAW вы можете подчеркнуть низкие и высокие звуки, и гармоники в соответствии с вашим стилем.

Будьте осторожны при применении сатурации к хай-хэтам, тарелкам, клаве и колокольчикам. Эти звуки уже богаты высокочастотным компонентом и станут грубыми и резкими с добавлением или усилением гармоник.

От теплого до абразивного

Если вы думаете, что элемент микса звучит скучно и может выиграть от добавления гармоник, запустите плагин с искажениями, такой как Trash 2. Это выходит за рамки тонкости сатурации и действительно позволяет искусно использовать искажения. Плагин имеет два этапа обработки искажений, каждый из которых имеет свою собственную кривую и настройки драйва. Он также включает в себя фильтр и встроенную задержку.

Как правило, вы всегда хотите работать с высококачественными сэмплами и записями. Искажения во многих случаях улучшают звучание, но обычно ухудшают звучание низкого качества. Так как большинство синтезаторов включают в себя в основном контент среднего и высокого диапазона, то искажения наиболее эффективны при добавлении яркости и переливающихся звуков.

Я буду работать с этим фоновым «пэдом» в стиле Брайана Эно.

Сухой фоновый пэд

Я специально хочу улучшить высокие частоты, поэтому я включил многополосный режим Trash 2 и увеличил драйв для пользовательского частотного диапазона 4-10 кГц.

Фоновый пэд с многополосным режимом Trash 2


Подогрейте свои барабаны с помощью Vintage Tape

Подчеркивается воздушность пэда, а также приятная шероховатая текстура.

По мере того, как вы увеличиваете драйв искажений, ваш синтезатор начинает петь или даже кричать, когда меняется тембр.

Фоновый пэд с Trash 2, увеличенный драйв искажений

Драйв увеличит амплитуду вашего сигнала, и сделает ваш микс громче. Следите за выходным сигналом Trash 2, чтобы громкость была одинаковой до и после искажения. Переключите байпас плагина, чтобы проверить это. То, что ваш микс громкий, не означает, что он полный.

В паре с низкочастотным звуком (также проходящим через Trash 2) мы получаем большую динамическую чистку звука.

Фоновый пэд с Trash 2 & низкими частотами

Существует бесчисленное множество вариантов обработки в Trash 2, поэтому я рекомендую вам изучить плагин, чтобы найти пресеты, которые вам нравятся.

Будущее искажения

В этой статье я показал вам, как использовать искажение на барабанах и синтезаторах. Но вы не обязаны останавливаться на этом. Используйте дисторшн, чтобы приглушить басы, добавить фактуру вокалу и преобразить гитары. Но помните — существует такая вещь, как слишком много искажения! Это может легко пересилить другие элементы микса или испортить ваш микс в целом. Начните с низких значений сухого или «сочного» звука и драйва, затем медленно поднимайте их, пока не услышите заметную разницу. Изучите искажения с помощью Vintage Tape в Ozone 8 Advanced и Trash 2.

перевод статьи с английского выполнен студией продакшна по материалам сайта:https://www.izotope.com/

Узнайте сколько будет стоить сведение вашего трека

Причины искажения звуков

В основе искаженного звукопроизношения, как правило, лежат анатомические отклонения в строении периферических органов артикуляции либо их функциональная незрелость. В итоге формируются компенсаторные артикуляционные уклады, которые не обеспечивают акустическую норму. Искаженные звуки лишь отдаленно напоминают правильный речевой образец.

Билингвизм

Искажение звуков русского языка характерно для носителей других языковых систем. Так, для французской фонетики нормой является картавое произношение [r], для английской ‒ межзубное произношение дифтонга

. Подобные заимствования часто встречаются в речи билингвов. Вместе с тем, для русского языка такие искажения являются фонетическими ошибками.

Дислалия

Искажение фонем встречается как при функциональной, так и при органической дислалии, однако имеет разные механизмы развития. Функциональное косноязычие связано с вялостью речевой моторики, подражанием дефектной речи окружающих и пр. Механическая дислалия может быть обусловлена укороченной подъязычной связкой, большим неповоротливым языком (макроглоссией) или маленький узким языком (микроглоссией), высоким («готическим») сводом нёба, диастемами, аномалиями прикуса.

Искажения звуков при аномалиях зубо-челюстной системы чаще представлены различными видами сигматизма, дефектами переднеязычных и губно-зубных звуков. Воздушная струя выходит через щели между зубными рядами. Свистящие и шипящие становятся излишне зашумленными, с хлюпающим оттенком; гласные – малоразборчивыми.

При аномалиях и слабости мышц языка нарушенными обычно оказываются вибранты и шипящие, отмечается боковой сигматизм свистящих. Произношение может становиться невнятным. Неполноценное смыкание губ вызывает искажение губных и губно-зубных звуков. Возможно дефектное артикулирование лабиализованных гласных ([О], [У]).

Во всех случаях при дислалии отмечается только нарушенное звукопроизношение. Другие компоненты речи (голос, просодика, лексика и грамматика, словарное разнообразие) остаются сохранными.

Искажение звуков

Дизартрия

Многочисленные искажения звуков при дизартрии вызваны иннервационной недостаточностью речевого аппарата. В результате слабости артикуляционных мышц звуки произносятся неточно. Движения кончика языка плохо дифференцированы, отчего в наибольшей степени искажаются переднеязычные: возникают различные варианты сигматизма, ротацизма, ламбдацизма.

При этом наибольшую трудность представляют свистящие звуки, следом идут шипящие, в меньшей степени нарушаются соноры. Практически не страдают йотированные и заднеязычные. Искажение звуков в большинстве случаев происходит по типу бокового и межзубного произношения.

Напряжение мышц губ сказывает на произношении губных согласных и лабиализованных гласных. Отмечаются дефекты озвончения и оглушения, излишняя палатализация. Речь смазанная, плохо разборчивая. Процесс автоматизации поставленных звуков протекает крайне сложно, длительно по времени.

Кроме искажения звукопроизношения, для дизартрии типичны изменения голоса (слабость, монотонность, осиплость, ринофония). Часто нарушается глотание, отмечается гиперсаливация. В той или иной степени страдает общая моторика, особенные затруднения вызывают дифференцированные движения пальцев рук.

Ринолалия

Открытая ринолалия возникает вследствие врожденных расщелин лица (незаращение нёба, расщепление губы). При данной патологии все гласные и согласные имеют носовой оттенок, храпящий призвук, плохо дифференцируются на слух. Особенную трудность представляют переднеязычные и заднеязычные согласные. Глухие согласные больше напоминают назализованный звук [Х], звонкие – звукосочетание [КГ]. Таким образом, искажение звуков является первичным речевым дефектом при ринолалии. Вторично могут нарушаться фонематические, лексико-грамматические процессы и письменная речь.

Причины функциональной дислалии

Соматические Физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания) Социальные

  1. Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).
  2. Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»).
  3. Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию).

Неправильная артикуляция Выбор неправильной артикуляции Недоразвитие фонематического слуха Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.

Диагностика

Особенности речевой функции изучаются логопедом в ходе индивидуального обследования. При отдельных нозологиях показано проведение стоматологической, неврологической диагностики. Логопедическая диагностика включает несколько последовательных этапов:

  • Осмотр органов артикуляции.
    Изучается строение периферических органов речи (губ, зубов, челюстей, языка, неба), их подвижность. Для этого производится визуальный осмотр, выполняется серия динамических упражнений. При наличии тех или иных анатомических дефектов и функциональных отклонений можно предположить определенные речевые нарушения у обследуемого.
  • Диагностика устной речи.
    Основное внимание уделяется произношению звуков. Выявляются фонетические (искажение) и фонематические недостатки (смешение, замены), нарушения слоговой структуры. Также обследуется сформированность фонематических функций, связной речи, лексико-грамматического строя языка.

Недостатки произношения отдельных звуков

Дефектный звукФонетический дефект (искажение звука)Фонематический дефект (смешения, замена звука)
Название дефекта произношенияВиды дефектного произношенияНазвание дефекта произношенияВиды замен
Звук РРотацизмВелярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское»ПараротацизмР = Р’ Р = Л’ Р = J Р = Г Р =Д
Звук Л Звук Л’ЛамбдацизмДвугубное, смягченноеПараламбдацизмЛ = Ы Л = Г Л = Л’ Л = Р
Звуки С, С’ Звуки З, З’ Звук ЦСигматизмМежзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящееПарасигматизмС, З, Ц = Ш С, З, Ц = Ф С, З, Ц =Т С, З, Ц = Щ С — З; Ц = Ч
Звук Ш Звук Ж Звук Щ Звук ЧСигматизмМеззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативноеПарасигматизмШ, Ж, Щ = Т Ш, Ж, Щ = Ф Ж = Ш Ж = З Щ = С’ Ш = Щ Ч = Т’; Ч = Ш’
Звук jЙотацизмМягкое нижней и верхней артикуляцииПарайотацизмJ = Л’
Звуки К, ККаппацизмГолосовое, гортанноеПаракаппацизмК = Т
Звуки Г, ГГаммацизмФрикативное заднеязычное, фарингальноеПарагаммацизмГ = Т
Звуки Х, ХХитизмГолосовое, гортанноеПарахитизм

Коррекция

Логопедическая работа

Коррекционно-педагогический комплекс при искажении звуков, обусловленном дислалией и дизартрией, реализуется в три этапа. Каждый из них имеет свои цели и задачи, проводится с использованием специализированных методов и приемов:

  • Предварительный этап.
    Основные направления – подготовка артикуляционной базы, выработка точных артикуляторных укладов, развитие слуховой памяти и внимания. В этот период проводится артикуляционная гимнастика, упражнения на выработку воздушной струи, логомассаж, игры для развития мелкой моторики.
  • Формирование правильного звукопроизношения.
    Постановка звука может осуществляться имитативным способом, с помощью специальных логопедических приспособлений (зондов, зондозаменителей, вспомогательных приспособлений) или смешанно. В дальнейшем звукопроизношение автоматизируется изолированно, в слогах и слоговых рядах, в разных позициях в слове, в чистоговорках, предложениях, текстах.
  • Закрепление полученного звука в речи.
    На заключительном этапе навык употребления нового звука отрабатывается в различных коммуникативных ситуациях. Осуществляется осознанный самоконтроль за речью.

При ринолалии коррекционно-логопедическая работа имеет свои особенности, проводится в дооперационном и послеоперационном периодах. До операции осуществляется звукопостановка доступных по артикуляции фонем, развитие голоса и речевого дыхания, специальный массаж. После операции ставятся и автоматизируются все остальные искажаемые звуки, продолжается логопедический массаж неба, ведется работа над формированием небно-глоточного смыкания, устраняется назализация.

Коррекция искаженного произношения зуков

Медицинское направление

Логопедическая коррекция искажения звуков при зубо-челюстных и челюстно-лицевых аномалиях проводится на фоне ортодонтического и хирургического лечения. Если уздечку языка не удается растянуть с помощью логопедических упражнений, выполняется френулопластика. При неправильном прикусе может потребоваться ношение ортодонтический аппаратов, выполнение ортогнатической операции.

Пациентам с открытой ринолалией производтся хирургическая коррекция деформаций лица: хейлопластика, уранопластика, велофарингопластика. Дизартрические расстройства требуют регулярного прохождения курсов медикаментозного лечения, физиотерапевтической реабилитации (ЛФК, Бобат-терапия, массаж по методу Кастильо Моралес и др.).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]