Главная — О логопедии — Дислексия специфические нарушения чтения
Говоря о дислексии. Мы подразумеваем состояния, в основе которых стойкая избирательная неспособность овладеть навыками чтения, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития.
Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что часто сопровождается непониманием прочитанного.
Ребенок, страдающий дислексией, кроме вышеуказанного основного нарушения, имеет
- Явления эмоционально-волевой незрелости;
- Имеет проблемы с восприятием написанной/напечатанной информации, в следствии нарушения процессов развернутости, последовательности и переключения. Не узнаёт слова, не может понять, что именно он прочитал только что,.
- Имеет затруднения с развитием навыков письма, проблемы с правописанием и орфографией.
- Нарушения со стороны ЦНС, проявляющиеся в расстройстве поведении.
- Специфические нарушения памяти, внимания.
Причины дислексии
Многочисленные исследования позволили установить, что одной из причин возникновения дислексии являются врожденные поражения ЦНС, включающие в себя нарушения активности и внимания (гиперактивные дети), а также ММД (Минимальная Мозговая Дисфункция).
Следующая причина – ЗПР (Задержка психического развития) .
Очень важной причинной являются нарушения в затылочной (отвечает за организацию сложных процессов зрительного восприятия), и теменной доле (отвечает за организацию целенаправленных движений).
Другая причина — Общее недоразвитие речи (Моторная алалия).
Ну и наконец, врожденная мозговая патология. Но при ней наблюдается неспецифическое нарушение чтения.
Историческая хроника
Впервые предположение об особом расстройстве – дислексии – высказал в 1887 году немецкий окулист Берлин. Через 9 лет в одном из английских изданий появилась сенсационная публикация «Врожденная словесная слепота».
Автор ее – терапевт Морган – описал уникальное психическое отклонение, которое проявлялось отсутствием навыка беглого чтения у 14-летнего подростка, преуспевавшего в математике.
Медицинское сообщество объяснило указанный феномен как результат дефекта зрительного восприятия. В 1925 году американский нейропсихолог Ортон связал дислексию с нарушением во взаимодействии мозговых полушарий.
В 70-е годы XX века виновником словесной слепоты было объявлено отклонение в фонологическом развитии, то есть способности к звукоразличению. Эта версия находит наибольшее число сторонников в современном ученом мире.
Симптомы дислексии
Как и у других болезней, у дислексии имеется ряд характерных признаков, при наличии которых родителям следует проявить особое внимание и заняться коррекцией имеющегося расстройства.
Будьте внимательны, если:
- Ребёнок при чтении слегка косит, часто моргает, трёт глаза;
- Читая, чрезмерно близко подносит текст к глазам, закрывает один глаз или поворачивает голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
- В процессе чтения пропускает слова или даже абзацы;
- Во время чтения или после него жалуется на сильную головную боль и утомление;
- При письме строчки и слова наползают друг на друга, неразборчивый почерк, нередко пишет слова “задом наперёд”;
- Путает основные геометрические фигуры – не запоминает их, не определяет.
Правда, обратите внимание, что эти явления могут быть признаками снижения зрения у малыша. Поэтому перед тем, как обратиться к специалисту для коррекции дислексии, необходимо пройти офтальмологическое обследование и подтвердить отсутствие проблем со зрением.
Трудности обучения чтению и письму. Нейропсихологический взгляд
Семенова О.А.
Трудности обучения чтению и письму – один из самых распространенных поводов обращения к детскому нейропсихологу. Обычно сложности подобного рода возникают уже в начальной школе и, увы, тянут за собой все остальные предметы. Если ты не можешь правильно прочитать текст параграфа или задачи – вряд ли тебе удастся его понять, если ты не понял – не смог запомнить, если не запомнил – не смог применить информацию, которая содержалась в этом тексте, для учебных целей. Если не можешь правильно записать информацию – просто теряешь ее, потому что письмо – это способ фиксации знаний.
Для обозначения стойких трудностей обучения чтению и письму в медицине, педагогике, дефектологии и психологии часто используются термины «дислексия» и «дисграфия». Дислексия характеризуется недостаточностью техники чтения (человек не может научиться читать быстро и без ошибок) и трудностями понимания прочитанного, несмотря на нормальный уровень развития интеллекта. Частота встречаемости этого расстройства приравнивается к 5-17% в популяции. Дисграфия характеризуется низким уровнем овладения навыком письма по отношению к тому уровню, которого можно было бы ожидать в соответствующем возрасте, при соответствующих интеллектуальных способностях и в условиях соответствующего обучения.
В бытовом понимании трудности чтения и письма — это когда ребенок постоянно приносит домой «двойки» и «тройки» и никак не может улучшить свой результат.
Но являются ли трудности чтения и письма однородными расстройствами? В нейропсихологии чтение и письмо рассматриваются как сложные виды деятельности, требующие для своего правильного осуществления участия целого ряда психических процессов (см. Таблицу).
Психические процессы | Нарушение чтения при их недостаточности | Нарушение письма при их недостаточности |
Мотивация | нет мотивации – нет желания учиться читать | нет мотивации – нет желания учиться писать |
Интеллектуальная работоспособность | если ребенок быстро утомляется при чтении, ему трудно научиться делать это хорошо, и эта деятельность становится ему в тягость | если ребенок быстро утомляется при письме, ему трудно научиться делать это хорошо, и эта деятельность становится ему в тягость |
Внимание и произвольная регуляция деятельности | типичные трудности чтения, возникающие при дефиците внимания: угадывающее чтение, потеря строки, пропуск слов, трудности пересказа, связанные с невозможностью последовательно организовать свою мысль | типичные трудности письма, возникающие при дефиците внимания: пропуск букв, слогов, слов при письме, ошибки применения правил письма, слитное написание слов друг с другом или, наоборот, разрывы в словах, аграмматизм («моя пошел»), лишние буквы, замены слов близкими по смыслу (заяц – волк), геометрически не выдержанный почерк |
Слух | при нарушении слуха чтение будет нарушаться вторично, из-за недоразвития речи | при нарушении слуха будет невозможно письмо под диктовку |
Различение на слух смыслообразующих характеристик звуков речи (фонематический слух) | чтение может не страдать | типичной ошибкой при нарушении фонематического слуха будет звуковая замена, как гласных, так и оппозиционных согласных (б-п, д-т и так далее), а также замены слов близкими по звучанию (гость-кость, например). |
Слухоречевая память | могут возникнуть трудности понимания прочитанного, если оно не удерживается в памяти | могут возникнуть трудности письма под диктовку в виде потери слов, части предложения, замен слов близкими по смыслу (ручей – река, яблони — розы). |
Зрение | чтение букв и слов требует хорошей остроты зрения | письмо требует хорошей остроты зрения |
Зрительный анализ / синтез | при нарушении может не формироваться правильный образ буквы, буквы, сходные по внешнему виду будут путаться, процесс расшифровки зрительных образов будет затруднен, замедлен. | из-за недостаточной сформированности зрительного образа буквы, при письме возникают замены близких по внешнему виду букв. |
Зрительная память | не запоминаются буквы, не происходит закрепления образа слова, что сказывается на скорости и качестве чтения | ошибки припоминания написания букв, словарных слов (где написание нельзя проверить) |
Пространственные представления | ошибки чтения задом наперед, замены букв по пространственному признаку (е-з, б-д) | замены букв по пространственному признаку (б-д), зеркальность («с», например, пишется не в ту сторону), слитное написание слов с предлогами пространственного отношения, трудности ориентации в пространстве листа |
Синтез разных видов восприятия | трудности перевода зрительного образа в слуховой и артикуляторный | трудности перевода слухового образа в зрительный, а зрительного в двигательный (графический) |
Двигательные функции (глазодвигательные, речедвигательные, мелкая моторика рук) | если нарушены глазодвигательные функции, то могут возникнуть трудности прослеживания строки, двоение букв | трудности прослеживания строки (при глазодвигательных трудностях), замены букв по артикуляторному типу (г-х, ц-ч, р-л и т.д.) (при речедвигательных трудностях), трудности быстрого, красивого, безотрывного письма, неправильный захват ручки (при нарушениях мелкой моторики). |
Приведенный список не претендует на абсолютную полноту, но дает представление о том, насколько разнообразными могут быть причины нарушения чтения и письма. Поэтому, одной из первых задач, стоящих перед специалистом, к которому обратились по поводу трудностей обучения чтению или письму, является определение ближайших причин, приводящих к возникновению этих трудностей. Для этих целей как нельзя лучше подходит нейропсихологическое обследование.
Нейропсихологическое обследование представляет собой систему заданий (тестов, проб), каждое из которых представляет собой познавательную деятельность, для осуществления которой особенно сильно требуется участие одних, и в меньшей степени – других психических функций. Так, например, в одном из нейропсихологических заданий ребенку предлагают запомнить несколько слов, предъявленных ему на слух. Такое задание требует, в первую очередь, участия слухового восприятия (нужно правильно услышать эти слова) и слухоречевой памяти (нужно постараться сохранить услышанное в памяти). В меньшей степени здесь требуется участие внимания и произвольной регуляции деятельности (хотя, все-таки требуется) и практически совсем не требуется участие зрительных функций (хотя некоторые люди прибегают к зрительным ассоциациям, запоминая что-либо на слух). Таким образом, задание на запоминание группы слов, в большей степени позволяет оценить слуховое восприятие и слухоречевую память.
Нейропсихологическое обследование позволяет определить ближайшие причины нарушения чтения и письма, а именно, какие познавательные функции недостаточно хорошо сформированы и влияют на усвоение этих навыков. После определения ближайших причин нейропсихолог формирует план исправления этих трудностей, ориентируясь на уровень развития ребенка и на те ресурсы, которые могут послужить опорой для коррекции. Коррекция может включать в себя задания, позволяющие напрямую развить у ребенка недостаточно сформированные познавательные функции. Также коррекция может содержать методы, обучающие ребенка тому, как обойти имеющееся нарушение, если с этим нарушением ничего напрямую сделать нельзя.
В последующих материалах мы попытаемся рассмотреть отдельные виды дефицита познавательных функций, ведущие к трудностям обучения письму и чтению, и предложить задания, которые могут помочь ребенку скорректировать эти трудности.
В этот раз мы затронем лишь одну из тем: мотивацию ребенка к обучению чтению и письму. Как вы думаете, представляет ли себе ребенок, которого только начинают учить читать и писать, зачем ему это нужно? Ради чего ребенок может захотеть учиться читать и писать? Это – очень важные вопросы, которые касаются не только письма и чтения, но и всех видов деятельности, которым приходится учиться не только детям, но и взрослым. Стали бы вы с охотой изучать нечто, неизвестно зачем? Какие вообще могут быть мотивации в обучении? Трудно себе представить, что ребенок будет учиться читать и писать, потому что не может без этого выжить. Можно представить себе, что ребенок будет делать это, из страха быть наказанным. Есть родители, которые ставят вопрос именно так. Однако это в перспективе не приводит к развитию истинного интереса к чтению и письму, и вообще может кончиться тем, что ребенок воспримет учебу в целом как то, чем можно заниматься только из-под палки. Когда он станет достаточно большим и физически сильным, его невозможно будет держать под контролем. Некоторые дети читают и пишут потому, что им хочется быть хорошими для мамы, папы или учительницы. Это, как правило, послушные дети, которые будут делать что-то, даже не понимая, зачем им это нужно, а просто потому, что им сказали «надо». Иногда желание понравиться учителю или сделать приятное маме в последствии перерастает в любовь к чтению и письму. Но, если существуют и другие способы понравится, не факт, что ребенок изберет именно этот. Еще один вариант – влияние на ребенка общественного мнения, желание быть не хуже других. Дети, у которых развиты амбиции, будут стараться читать и писать в том случае, если это сможет как-то возвысить их над другими или, хотя бы, сделать их не хуже других. Это возможно только в тех условиях, когда активное чтение и письмо поощряются авторитетными для амбициозного ребенка взрослыми, и когда ребенок не имеет трудностей, препятствующих формированию этих навыков. В последнем случае поведение может начать развиваться по протестному сценарию («Вы хотите, чтобы я хорошо читал и писал, а я вот не буду!»). И, наконец, самая адекватная и самая редкая в теперешние времена мотивация, когда ребенок учится читать или писать просто потому, что ему это интересно! Вот что писал о процессе обучения грамоте советский психолог Евгений Шулешко:
Идеал пишущих – собственноручно выразить в рукописной форме свою речь. Идеал читающих – узнать знакомое в незнакомом, изведать чувства новые, необычные. Занятия грамотой должны воспитывать эти идеалы.
Из этой короткой цитаты следует только одно – ребенок будет хотеть читать и писать только в том случае, если ему это будет действительно нужно для того, чтобы выразить себя, или для того, чтобы получить новые интересные переживания. Может ли он понять, что письмо и чтение действительно нужны, если близкие ему взрослые не берут в руки ручку и книжку? Современная культурная среда приучает ребенка к тому, что для этих же целей существует клавиатура компьютера и телевизор.
Один мой знакомый многодетный отец приучил своих детей к чтению следующим образом: он ставил им познавательные фильмы на английском языке с русскими субтитрами. В какой-то момент детям начинало хотеться узнать поподробнее о том, что происходит в фильме. Тогда отец говорил: «Давай мы остановим картинку и прочтем, что там написано». У его детей была мотивация научиться читать. И этой мотивацией был интерес. Сейчас его девятилетний сын уже прочел «Остров сокровищ» и осваивает «Робинзона Крузо». А чтобы возник интерес к письму, можно ввести в обыденную жизнь записки друг другу или письма по электронной почте. Кстати, письмо Деду Морозу на Новый Год и поздравительные открытки папе и маме на день рождения – тоже важный элемент в ритуале обучения письму ребенка дошкольного возраста. Еще одна очень интересная и мотивирующая к чтению игра – «Найди сюрприз». Мама или папа пишет ребенку записку «Пойди в спальню, залезь под кровать. Там найдешь следующую записку». Под кроватью ребенок обнаруживает новое руководство к поиску, и так далее. В конце пути (например, в духовке) – киндер-сюрприз или что-нибудь другое, но столь же приятное. Поначалу записки должны быть очень простыми, состоящими из двух коротких предложений. Постепенно объем текста и его сложность можно увеличивать, снабжая инструкцию разнообразными предлогами пространственного отношения («Под кроватью ты найдешь обувную коробку. Вынь из-под нее конверт. Внутри конверта, на синей бумаге твои дальнейшие действия»). Так можно развить не только навык чтения, но и внимания ребенка.
На первых этапах обучения письму и чтению всегда важно пробудить в ребенке интерес к этим видам деятельности, тогда они будут даваться без большого эмоционального напряжения.
А что же может помешать появлению у ребенка мотивации к обучению чтению и письму? Если процесс обучения очень сильно утомляет ребенка. Если у него болят от этого голова, глаза или руки. Если из-за ошибок или непонимания ребенком поставленных перед ним задач часто возникают конфликты. Если ребенка наказывают за ошибки. Если требуют от него для него невозможного, приводя в пример других детей и взрослых. Если обижают, обзывают его всякими неприятными словами, когда у него не получается прочитать или написать правильно. Когда не замечают его стараний, а обращают внимание только на ошибки. Если постоянно ставят плохие оценки. Когда тексты для чтения и письма длинные и скучные.
Положительная мотивация очень важна для того, чтобы ребенок решился пойти по этому длинному и трудному пути – пути овладения чтением и письмом. Помочь ему в этом могут только терпеливые и любящие его взрослые. Если, несмотря на все усилия взрослых, ребенок сопротивляется чтению и письму, необходимо задуматься о том, нет ли каких-то помех со стороны его здоровья. Для этого важно проконсультироваться с неврологом, нейропсихологом и сделать хотя бы исследование мозгового кровообращения, поскольку очень часто за трудностями обучения стоят чисто медицинские причины, ослабляющие возможности ребенка выдерживать умственную нагрузку.
Диагностика дислексии
- Определить у ребёнка дислексию необходимо как можно раньше. При этом как правило большинство родителей и не подозревают о наличии этой проблемы до тех пор, пока ребёнок не начнёт изучать буквы в школе или детском саду. Поэтому рекомендуется с профилактическими целями обследовать всех детей, страдающих задержкой активной и пассивной речи.
- Самым важным необходимо произвести ЭЭГ головного мозга
- Необходимо проверить остроту зрения и слуха малыша.
- Важным компонентом диагностики является и глубокое медико-психологическое обследование, при помощи которого можно определить наличие неврологических нарушений для того, чтобы наверняка исключить прочие заболевания, “маскирующиеся” под дислексию и выбрать форму обучения, предпочтительную для ребёнка в дальнейшем.
Классификация дисграфических ошибок
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуски гласных букв; всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;
- пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;
- пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;
- замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;
- замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;
- перестановки букв и слогов: онко-окно;
- недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант;
- наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант;
- искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;
- слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в ся-вся;
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
- нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
- нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;
- нарушения управления: в ветка-с ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;
- замена слов по звуковому сходству;
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли;
- пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
- замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т,д-в,д-б;
- замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш,ц-щ;
- замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц,ш-щ,п-т,х-ж,л-м;
- зеркальное написание букв
- пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:
- безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;
- правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп-зуб, дорошка-дорожка;
- обозначение смягчения согласных;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным отнести к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: «Как слышат, так и пишут». Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.
Коррекция дислексии
Лечится дислексия при помощи специальных обучающих программ, построенных так, чтобы помочь ребёнку восполнить имеющиеся пробелы в навыках овладения чтением с помощью специальных приемов с учетом типа нарушений. Надеяться, на то, что дислексия пройдёт «сама» в процессе взросления ребёнка, недопустимо.
В любом случае, следует помнить, что дислексия – это не приговор. Дети, страдающие дислексией могут стать в будущем художниками – как Леонардо да Винчи или Уолт Дисней, актёрами – как Дастин Хоффман или Квентин Тарантино, учёными – как Альберт Эйнштейн, и даже литераторами – как Владимир Маяковский или Ганс Христиан Андерсен! Все эти великие люди тоже когда-то страдали дислексией, но сумели решить свою проблему, и в результате достигли самых высоких результатов в своём деле.
Поделиться:
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие
можно по телефону (812)
640-90-77
, а так же заполнив форму ниже.