ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?
Фонематическое восприятие – это возможность воспринимать слова за счет восприятия звуков, определять, сколько в слове звуков и слогов, какой согласный звук стоит в конце слова, а какой впереди, какая гласная в середине и тд.
Порой родители приходят на прием к специалисту со словами: “У моего ребенка каша во рту”. Именно так воспринимается речь ребенка, у которого есть проблемы с фонематическим восприятием.
Когда фонематическое восприятие сформировано правильно, то ребенок будет произносить звуки и слова тоже правильно, произношение будет чистым и чётким, он с легкостью сможет научиться читать и писать, усвоит грамматический речевой строй.
Фундаментом развития фонематического восприятия считается правильное развитие понимания на слух. Поэтому, детки, у которых есть проблемы с фонематическим восприятием, страдают от нарушения слуховых функций.
Словарный запас ребенка не пополняется новыми словами, в которых присутствуют звуки, которые сложно различить. Отсюда следует, что грамматический строй речи не формируется.
В связи с этим ребенок отстает в развитии от своих сверстников.
В этой статье мы поговорим о возрастных нормах в онтогенезе и об этапах усвоения фонемы языка.
Фонематический анализ и синтез в онтогенезе
А. Н. Гвоздев считает, что функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного. Уже на второй неделе жизни ребёнок, услышав звуки голоса, перестаёт сосать грудь; прекращает плакать, когда с ним начинают разговаривать. Он рано различает звуки человеческого голоса и отвечает на этот раздражитель в зависимости от интонации либо улыбкой, либо плачем .
С 6 месяцев путём подражания произносит отдельные фонемы, слоги, подражания тону, темпу, ритму, мелодике и интонации.
К 2-м годам дети начинают различать слова-квазиомонимы (паронимы). К этому возрасту заканчивается формирование фонематического слуха, о чём свидетельствует фонематическое различение ребёнком всех звуков родного языка. Он способен различать на звук слова, отличающиеся одной фонемой .
В процессе раннего речевого развития, экспрессивная и импрессивная речь тесно связаны: с одной стороны, речевое развитие стимулирует слуховое восприятие, с другой стороны, уточняет собственное произношение.
УРОВНИ РЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Говоря о фонетике, выделяют два уровня речевого восприятия.
Фонематический (сенсомоторный) уровень | Фонологический (языковой) уровень |
Это способность различать звуки речи на слух и выдавать их с помощью артикуляции. По сути это общее речевое звучание. | Распознавание речи на уровне фонемы. Способность определить звуковую последовательность и количество звуков в слове. |
Та речь, которую слышит ребенок, представляет из себя достаточно трудный и нестабильный звуковой процесс. Задачей ребенка становится нахождение звуков и звуковых соединений, с помощью которых можно различать смысл сказанного.
Но также ребенок должен уметь обобщать звуки речи, это называется семантической ролью языка.
Стадии восприятия речи
Н.Х. Швачкин процесс восприятия речи делит на 2 стадии:
— дофонемная (от рождения до 1 года);
— фонемная (соответственно после года).
Дофонемная стадия. Ребёнок не различает фонем, звуко-слогового состава слова. На этом этапе звуковой комплекс ребёнка имеет несколько значений. Иначе говоря, до 1 года семантическую нагрузку несёт не фонема, а интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Причём до 6 месяцев интонация играет ведущую роль, а на 6-м месяце семантическую направленность получает ритм.
Фонемная стадия. «Фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения». До этого момента ребёнок узнавал слова по звуковому рисунку, а с этого момента начал различать фонемы. Сначала контрастные, затем сложные и последними различает акустически близкие.
ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
В онтогенезе фонематический слух происходит спонтанно и в очень раннем возрасте.
Когда ребенку две недели от роду, услышав шум или чей-то голос, он прекращает плакать, затихает или отвлекается от процесса кормления.
В таблице ниже я расскажу о возрастных нормах развития фонематического восприятия.
Дофонематический этап развития речи (понимание речи не развито) | |
Эмбриональное развитие | Начинают закладываться способности к восприятию звуков речи. |
1-2 месяца | Ребенок дает реакцию на внешние шумовые вибрации: погремушка, голоса, мелодии и тд. |
2-3 месяца | Ребенок начинает искать, откуда идет звук: крутить головой, переворачивается в нужную сторону. |
3-6 месяца | Ребенок уже находит глазами источники звука, может различать голоса, определяет интонации голоса (ласковый или строгий). По-разному реагирует на спокойную и активную мелодии |
Фонематический этап (языковой) | |
6-7 месяцев | Малыш уже не просто слышит разные звуки, а учиться воспринимать услышанную речь. Большая семантическая роль в этот период отводится навыкам распознавания ритмов. |
7-8 месяцев | Ребенок понимает много слов, в том числе и названия тех предметов, которые он видит. |
9-12 месяцев | Вместе с распознаванием интонации и ритмов, ребенок начинает извлекать звуковой рисунок, который формирует какое-либо слово. |
2 года | В этом возрасте ребенок понимает и может различить слова, которые отличаются лишь одной фонемой, например, “Роса-коса”. У ребенка формируется восприятие звуков речи. |
3 года | Ребенок способен различать гласные и согласные звуки, шипящие/свистящие, мягкие/твердые, сонорные (звонкие согласные с минимальным шумом) |
4 года | Ребенок различает все звуки. В этом возрасте продолжается формирование фонематического восприятия и произношение звуков. |
Заключительные этапы | |
5 лет | Завершается спонтанное фонематическое развитие.Ребенок способен различать образы предметов и звуков по отдельности. |
6-7 лет | Приходит полное осознание звуковой стороны слов |
Само фонематическое восприятие звуков образуется в результате взаимной связи слуховых и кинестетических вибраций, которые поступают в кору головного мозга.
Статья:
Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по определённым закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя).
В своем развитии речевая функция проходит ряд физиологических этапов, а в законченном сформированном виде является физиологическим стереотипом, сложной уравновешенной системой связей, которые возникают и укрепляются в ходе развития организма в результате его взаимодействия с окружающей средой.
Относительно онтогенеза эту мысль в основном развивали Л.С. Выготский, А.Е. Лурия, подчеркивая, что развитие речи идет от диффузности и дифферентности по всем компонентам (словарь, грамматический строй, фонетика) и социально обусловлено.
Проблемой развития фонематических функций в онтогенезе занимались такие исследователи как В.К. Орфинская [1946], Н.Х. Швачкин [1948], Р.Е. Левина [1968], В.И. Бельтюков [1964, 1977], и другие.
Фонематическое представление о звуковом составе языка формируется у ребенка на основании приобретаемой способности слышать и различать звуки (фонематическое восприятие), выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам (фонематический анализ). Так как фонематические анализ, синтез и представления формируются на основе фонематического восприятия, то фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития. В.К. Орфинская [1946], Н.Х. Швачкин [1948], Р.Е. Левина [1968], Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова [1963], Е.Н. Винарская [1970], В.И. Бельтюков [1964, 1977], А.Н. Гвоздев [1995] выделяют разное количество этапов в становлении детской речи, по-разному называют их, указывают различные возрастные границы каждого этапа. Но, необходимо сказать, что это деление на периоды условно и вводится только для удобства изучения путей развития детской речи.
Так, например, Е.Н. Винарская [1970] выделяет два уровня восприятия речи. Первый уровень – фонетический (сенсомоторный) – различение звуков речи на слух и превращение их в артикуляторные образы на основе сохранности акустического и кинестетического анализа. Этот уровень обеспечивает полноценность импрессивной и экспрессивной речи.
Второй уровень – фонологический (языковой) фонемное распрознавание речи, установление последовательности звуков и их количества.
Такого же мнения придерживается Н.Х. Швачкин [1948]. По Н.Х. Швачкину, речь, которую слышит ребенок, представляет собой чрезвычайно сложный по своему звуковому составу, текучий и изменчивый процесс. Перед ребенком стоит сложнейшая задача – выделить из всего звукового многообразия живой речи те звуковые отношения, которые играют в языке роль смыслоразличителей.
Ребенок должен проделать весьма сложную операцию не только выделения, но и обобщения произносительных слуховых признаков звуков речи. Основой обобщения может быть только семантика самого языка. Благодаря тому, что общение ребенка опосредствовано словом, он, постепенно овладевая значением слова, начинает обобщать звуки, образуя слово. Через слово ребенок переходит к фонематическому восприятию речи.
Таким образом, Н.Х. Швачкин выделил два периода в развитии детской речи. Речь первого периода – дофонемная, просодическая речь, речь второго периода – фонемная. Автор определил, что последовательность различения звуков речи идет от различения контрастных к различению все более близких звуков. Вначале формируется различение гласных, затем согласных, так как гласные звуки чаще встречаются и лучше воспринимаются. Различение между наличием и отсутствием согласного появляется раньше различения согласных. Вначале ребенок выделяет в речи сонорные и шумные звуки. Среди шумных согласных раньше других начинает выделять артикулируемые шумные звуки. На этом этапе в развитии фонематического восприятия принимает участие не только слух, но и оказывает свое влияние артикуляция. Таким образом, в процессе развития речи речеслуховой и речедвигательный анализаторы между собой тесно взаимодействуют. Недоразвитие речедвигательного анализатора затормаживает деятельность речеслухового. Ребенок вначале различает твердые и мягкие согласные, которые артикулируются, а затем те, которые позднее появляются в речи. После этого ребенок усваивает дифференциацию внутри групп согласных от сонорных к шумным. В дальнейшем развитии фонематического восприятия начинают различаться звуки разные по способу образования, прежде всего взрывные и фрикативные. Взрывные согласные различаются и артикулируются раньше, так как наличие смычки способствует усилению кинестетических ощущений в процессе артикулирования этих звуков. Затем появляются различение передне- и заднеязычных звуков. Затруднение дифференциации этих согласных объясняется неточностью кинестетических ощущений положения языка в ротовой полости.
На следующей стадии фонематического восприятия ребенком усваивается дифференциация глухих и звонких согласных. Вначале происходит их акустическое различение, на основе чего возникает произносительная дифференциация, которая способствует совершенствованию акустической дифференциации. На этом этапе также большая роль отводится взаимодействию речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Позже в процессе развития фонематического восприятия ребенком усваивается дифференциация свистящих шипящих, плавных и i (й). Шипящие и свистящие звуки в речи детей появляются поздно, в силу близости по своим артикуляторным признакам, и различаются только тонкой дифференциацией движений передней части спинки языка.
Другой известный ученый – В.И. Бельтюков [1964] – также подробно изучал становление фонематических функций в онтогенезе речи. Так, например, он подробно изучил сложность взаимодействия речедвигательного и слухового анализаторов в процессе формирования фонематического слуха и объяснил ее своеобразием чисто моторных трудностей, с которыми сопряжены овладение артикуляцией тех или иных фонем и их дифференцировки в произношении.
В.И. Бельтюков экспериментально доказал, что к концу второго года жизни фонематический слух нормально развивающегося ребенка оказывается уже сформировавшимся, однако, для овладения правильным произношением ребенку требуется, по меньшей мере, еще весь третий год, а иногда и несколько лет. Кроме того, последовательность овладения произношением фонем, артикуляционными противопоставлениями лишь от части, главным образом по отношению к гласным, совпадает с последовательностью формирования слуховых дифференцировок. То есть реализация накапливаемых ребенком слуховых образов, фонем в его произношении, зависит в основном от специфического хода развития аналитико-синтетической деятельности его речедвигательного анализатора, от тех ступеней чисто моторных трудностей, которые заключают в себе овладение артикуляцией определенных фонем и способностью четко отмечать их в произношении друг от друга и от всех остальных фонем.
Исследования В.И. Бельтюкова дают основание полагать, что причиной этого явления можно считать нечеткость слухового восприятия, когда речедвигательный анализатор оказывает тормозящее влияние на слуховой.
Однако, и это можно проследить из работ В.И. Бельтюкова [1964, 1977], в процессе дальнейшего развития ребенок овладевает способностью не всегда считаться с артикуляцией звуков и строить звуковые образы слов в соответствии с их акустическими признаками. Эти правильные звуковые образы, сформированные в соответствии со слуховым восприятием, и стимулируют совершенствование правильного произношения ребенка. Таким образом, в дальнейшем происходит освобождение слухового анализатора от тормозящего влияния речедвигательного и способствует этому — развитие навыка сравнения слов (произносимых самим ребенком и окружающими по звучанию), т.е. развитие элементарных видов фонематического анализа, что способствует координационному взаимодействию анализаторов.
В.И. Бельтюков указывает, что после стадии лепета раньше всего в детских словах происходит различение сонорных и шумных согласных (мама-папа, тетя-дядя). Он пишет: «Прежде всего, в детской речи дифференцируются звуки, в основе различения которых лежит противопоставление надставных труб: ротовой и носовой» [1977, с.58].
Далее в детской речи происходит различие звонких и глухих согласных (папа-баба). Противопоставление звуков отличается по признакам звонкости и глухости и является, по-видимому, следующей дифференцировкой согласных в развивающейся речи ребенка, а поэтому сравнительно менее контрастной, чем предыдущая.
Следующий этап становления детской речи характеризуется различением в произношении взрывных и фрикативных согласных.
Р.Е. Левина [1968] отмечает, что раньше всего устанавливается различение фонем, наиболее легких по звучанию, постепенно распространяясь на акустически более близкие звуки. Постепенно ребенок овладевает фонемами, мало отличающимися одна от другой своими акустическими свойствами (звонкие-глухие, шипящие, свистящие, р и л и т. д.). Путь фонетического развития речи завершается только тогда, когда все фонемы данного языка оказываются усвоенными.
Р.Е. Левина выделяла следующие стадии формирования фонематического восприятия:
1 стадия) Полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи характеризует дофонематическую стадию развития языкового сознания и сопровождается полным отсутствием понимания речи и активных речевых возможностей ребенка.
2 стадия) Далее можно говорить о начальных этапах переработки фонем, которая характеризуется различением акустически более далеких фонем и недифференцированностью близких. На этой стадии ребенок слышит звуки речи иными, чем мы. Языковой фон такого ребенка соответствует тем звуковым образам, которыми он обладает и соотносит с возможностями своего восприятия. На этой стадии произношении ребенка неправильное, искаженное, оно соответствует тому, как он воспринимает речь.
3 стадия) Этот этап можно охарактеризовать тем, что в восприятии окружающей речи произошли дальнейшие сдвиги. Ребенок начинает слышать звуки в соответствии с теми фонематическими признаками, какие имеются в речи других. По-видимому, на этом этапе уместно говорить о существовании двух типов языкового фона: прежнего косноязычного и формирование нового.
4 стадия) В четвертой фазе новые образы восприятия получают преобладание в языковом фоне. Однако языковое сознание еще не вполне вытеснило предшествующую форму. На этой стадии активная речь ребенка достигает почти полной правильности, которая носит еще нестойкий характер.
5 стадия) Пятая стадия знаменуется завершением процесса фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно.
Таким образом, овладение звуковой речью [по Р.Е. Левиной, 1968], происходит на основе акустического различения фонем и установления тех фонематических отношений, которые формируются в процессе овладения речью.
На основании изложенных фактов можно сказать, что дифференциальными признаками, с помощью которых распознается фонема на слух людьми, владеющими речью без каких-либо искажений, являются акустические свойства этих фонем.
Что касается дифференциальных признаков, лежащих в основе последующего усвоения звуков в акте речи, то они носят артикуляционный характер.
Фонематический анализ является более сложной функцией фонематической системы. Фонематический анализ включает в себя выделение звуков на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова.
При фонематическом анализе не только узнаются и различаются слова, но и обращается внимание на звуковой состав слова. Даже при самых элементарных видах фонематического анализа происходит сравнение слов по звучанию, выделение звуков на фоне слова и т.д. Формирование фонематического анализа связано не только с состоянием постоянно практических функций, но и эволюцией высших форм познавательной деятельности, в частности мышления [Д.Б. Эльконин 1957]. Это подтверждается различными сроками формирования навыков фонематического анализа и восприятия в онтогенезе. В процессе онтогенеза развитие фонематического анализа осуществляются постепенно. Простые формы фонематического анализа возникают спонтанно в процессе развития устной речи в дошкольном возрасте. Сложные формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются в процессе специального обучения.
В формировании фонематических представлений выделяется несколько периодов. На первых этапах (от одного года до трех лет) фонематические представления складываются в соответствии с собственным неправильным произношением. В процессе дальнейшего развития ребенок овладевает способностью не всегда считаться с артикуляцией звуков, т.е. речеслуховой анализатор освобождается от тормозящего влияния речедвигательного анализа [В.И. Бельтюков, 1977].
Таким образом, развитие всех фонематических функций в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития. В норме деятельность функций фонематической системы осуществляется в единстве и неразрывной связи. Список литературы: 1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. — М.: Педагогика, 1977. – 176с. 2. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. — М.: Просвещение, 1964. – 91с. 3. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. — М.: Изд-во МГУ, 1970. – С.55-62. 4. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – М.: Акцидент, 1995. – 64с. 5. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников. — М., 1963. — С.213-227. 6. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С.44-52. 7. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. — 367с. 8. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133. 9. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. – С.107-110.
Выводы
Таким образом, можно сделать такие выводы:
- Функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного.
- Фонематический слух заключается в способности обобщать различные звучания в отдельные группы, объединять звуки, беря за основу одни существенные и игнорирующие другие, случайные признаки.
- Процесс восприятия речи делится на две стадии: дофонемную и фонемную.
- Н. Х. Швачкин выделяет 12 фонематических рядов по очерёдности формирования у детей.
- Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) самым сложным является фонематический анализ слов.
- Практические представления о звуковом составе языка формируется на основе фонематического анализа и восприятия. В этом процессе существенную роль играют память и внимание.
Корчагина Лариса, учитель-логопед (Санкт-Петербург)
Вероятные причины
На развитие фонематического слуха влияет среда воспитания, пример речи в семье, состояние периферической нервной системы и др.
Среди наиболее вероятных причин нарушения можно выделить следующие:
- педагогическая запущенность;
- тугоухость;
- травмы головы, патологии органов слуха, речи;
- гиперактивность;
- ослабление организма, серьезные или частые болезни, особенно в раннем возрасте;
- заболевания щитовидной железы и органов пищеварения;
- неврологические нарушения.
Чтобы выявить точную причину, необходимо проконсультироваться у ЛОРа, невролога и логопеда как можно раньше. Иногда помимо развития фонематического слуха требуется медикаментозное или хирургическое лечение: подрезание подъязычной связки, прием стимуляторов ЦНС.
Фонематический слух очень важен для развития правильной речи. Нужно не упустить момент и уделить ему должное внимание в 4–6 лет, чтобы в школе ребенок легко учился и не сталкивался с насмешками сверстников. Лучше, если методика развития слуха будет разработана индивидуально, с учетом всех особенностей малыша.
Методики развития
Развивать фонематический слух возможно только постепенно. Сначала ребенок учится распознавать не схожие между собой звуки, затем узнает о правильном и неправильном произношении, начинает находить ошибки в знакомых словах. Дальше формируется способность проводить фонематический анализ, вычленять звуки в частях слова (начале, середине, конце), подбирать рифму. На заключительном этапе, уже в школе, ребенок может определять количественный звуковой состав слова. У него открывается способность использовать проверочные слова и понимать правила.
Методика развития фонематического слуха основана на формировании умения ориентироваться в звуковой стороне слова. Обучение проводится в форме игры и включает в себя следующие упражнения:
- артикуляционная гимнастика, направленная на улучшение подвижности языка, губ и т. д.;
- дыхательная гимнастика, позволяющая правильно направлять струю воздуха (например, упражнение «Свечка», «Перышко»);
- воспитание интонационной выразительности речи;
- формирование умения контролировать силу голоса;
- занятия на правильное произношение всех звуков;
- звуковой анализ слов (подбор схожих и различных по звучанию слов, выделение мягких и твердых звуков, звонких, журчащих, шипящих и т. д.);
- игры со словами (например, подобрать слово, которое начинается на определенный звук).
При этом обязательно нужно брать во внимание индивидуальные особенности ребенка, среду воспитания, дефекты строения речевого аппарата (укороченная подъязычная связка, маленький и узкий язык, открытый прикус и т. д.). Также при развитии фонематического слуха следует учитывать последовательность различения звуков – сначала гласных, затем шумных и сонорных согласных, твердых и мягких, губных – язычных, глухих — звонких, шипящих – свистящих.
Примеры упражнений
Игры на развитие фонематического слуха многочисленны и разнообразны, поэтому им посвящена отдельная статья. Несколько примеров упражнений:
- «Путаница». Задача: хлопнуть в ладоши при правильном произнесении слова. Ребенку показывается картинка, к примеру, с изображением кастрюли. Сначала взрослый громко и четко произносит правильное название (знакомит с ним малыша). Затем начинает намеренно искажать: тастрюля, састрюля, бастрюля, дастрюля. Примерно в середине «кастрюля» произносится правильно, и этот момент обозначается хлопком. Потом картинка и слово меняются.
- «Лишний звук». Задача: исключить лишний слог (слово). Взрослый отчетливо произносит: та-та-та-да-та, са-за-са-са-са, кот-кот-тот-кот.
- «Звук заблудился». Задача: Понять, что не так в предложении и исправить. Пример: по весне распустились светы (цветы), во рту выросли дубы (зубы), щенок живет в булке (будке), мама заплела почке (дочке) косу.
- «Где звук?». Игра для школьников. Задача: на карточке со словом правильно разместить фишку. К примеру, взрослый называет звук «У», а перед ребенком кладет карточку со словом «Ужин». Правильное местоположение фишки – первая буква.
Чтобы развить фонематическое восприятие и слух, детям полезно читать книги по возрасту, грамотно и четко разговаривать в их присутствии, использовать различные интонации и громкость речи. Отдельное внимание следует уделять активному познанию окружающего мира, тренировать зрительный, слуховой, осязательный и другие анализаторы.
Почему нужно его развивать?
Без понимания звуковых особенностей речи окружающих, ребенку будет тяжело научиться говорить. При развитом фонематическом слухе малыш осознает, что он произносит слово неправильно, и пытается самостоятельно добиться правильного произношения. Если разница между схожими звуками не улавливается, формируются устойчивые замены «жук – кук», «шишка – сыска». Чем хуже развит фонематический слух, тем сильнее выражены речевые проблемы. В таких случаях говорят, что у детей словно каша во рту.
Если проблема не решается в дошкольном возрасте, из нее вытекает множество новых, куда более серьезных. Ребенок испытывает сложности с чтением, письмом, изучением других языков. Ему с трудом дается слияние слогов, выделение отдельных звуков, он неверно пишет окончания и многое другое. У школьников начинается серьезное отставание по школьной программе.
В каком возрасте начинать занятия?
Процесс развития фонематического слуха у детей индивидуальный. Бывает, что ребенок начинает прекрасно улавливать звуки и говорить в 1,5–2 года. Но чаще активное формирование приходится на возраст 4 года и продолжается до 5–6 лет. При этом наиболее чувствительным, значимым периодом развития остаются первые годы жизни.
Если до 2 лет с ребенком разговаривать правильно, не сюсюкая, читать понятные ему стихи, учить чистоговорки, то риск нарушений фонематического слуха уменьшается в разы. Иными словами, проводить занятия можно с самого раннего дошкольного возраста. Существует масса упражнений и игр на развитие фонематического слуха у детей 1 года, 2-3 лет и старше. В каждом случае подбираются задания, соответствующие возможностям малыша.
Важно. Оптимальное время для развития фонематического слуха – дошкольный возраст. Дальше решать имеющиеся проблемы будет все сложнее, а после 9 лет практически невозможно.
Признаки нарушения
Прежде всего, на неразвитый фонематический слух указывает непонимание обращенной речи, полное или частичное. Например, если ребенок не может выполнить простых заданий, часто переспрашивает или понимает просьбы неверно. Второй тревожный признак – дефекты речи. Речеслуховой и речедвигательный анализаторы тесно связаны, и оказывают весомое влияние друг на друга.
В 4 года ребенок в норме разговаривает фразами, употребляет предлоги, способен задать вопрос. К 5–6 годам все звуки, кроме «Р» произносятся правильно, верно применяются окончания. Кроме того, у дошкольника без труда получается назвать первый звук в слове, подобрать на него другие слова. Выделяют 3 признака нарушения фонематического слуха (в 5 лет):
- дефекты звукопроизношения (к примеру, замена твердых звуков мягкими);
- пропуск звуков в словах, их перестановка, употребление лишних звуков (сказка – сазка, зонтик – зотник, масло – мастло);
- слабое различие схожих звуков в устной речи и в письме с-ш, з-ж, д-т и т. д. (жук – зук, доктор – токтор, сушка – шушка).
У школьников нарушения фонематичного слуха проявляются медленным чтением, в затруднении слияния слогов. Неизменно присутствуют ошибки в письме, ребенок слышит неправильно, и так же пишет (удвоенные согласные, глухие в конце слова, безударные гласные).