ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ


ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Куимова Елена Евгеньевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад №9» «Сказка» города Лесосибирска

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как одна из образовательных областей — «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Речевое развитие — одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Закон «Об образовании в РФ» выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Оно дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Наиболее полное и удачное в методическом плане определение речевой деятельности было предложено известным отечественным ученым -психолингвистом, проф. И. А. Зимней. «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой .

В психологическом словаре «умение» определяется как промежуточный этап овладения новым способом деятельности на основе знаний, но еще не достигнутый уровня навыка, автоматизированности. Умение – это способность выполнять определенное действие или деятельность продуктивно, подбирая и применяя целесообразные приемы .

В нашем исследовании понятие «умение» мы рассматриваем как способность дошкольника осуществлять речевую деятельность на высоком уровне сознательно, которая будет связана с созданием нового.

Большинство педагогических исследований доказывает, что старшие дошкольники обладают уникальными возможностями в области речевого развития, они способны придумать оригинальные сказки в устной форме под влиянием и в результате специального обучения.

Дошкольный возраст – начальный этап образования личности ребёнка, становления его личностных качеств. В исследованиях Т. С. Комаровой, Н. А. Ветлугиной, А. Н.Поддьякова, В. В. Давыдова и др., посвященных развитию художественно-творческих способностей дошкольников, отмечается, что у ребёнка при создании мотивации к творчеству появляются качества личности, характеризующие его как творца. Среди них авторы выделяют: любознательность, творческую инициативу, художественно-творческую активность, самостоятельность, увлечённость процессом творческой деятельности, целенаправленность, эмпатию, потребность к сотрудничеству в творческой деятельности.

При этом исследователи утверждают, что определённого уровня развития они достигают только к концу старшего дошкольного возраста. В связи с этим, на наш взгляд, личностные качества не входят в структуру способности к сочинению сказок у старших дошкольников, а развиваются вместе с ней.

В педагогике существует классификация методов по источнику знаний: — наглядные, словесные и практические. Мы считаем, что наиболее эффективными из них для формирования речевых умений дошкольников будут следующие: наблюдение, с помощью наблюдения ребёнок видит конкретную картину взаимодействия интересных фактов, отражающих жизнь в естественных для него условиях. Экскурсии, в основе которых лежит наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом и моторность, т. е. передвижение экскурсантов по определенному маршруту с целью изучения объектов на месте их расположения и в ходе самого движения.

Описание картин и игрушек, направлены на накопление содержания речи, а также используются для закрепления словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Достоинством использованиякартин является также то, что они помогают постепенно преодолеть ошибки в построении предложений. Очень интересным приемом, по моему мнению, является рисование. Его можно использовать для составления картин, тем самым развивая речь дошкольника. Существует еще такой прием как незавершенный рисунок, который незаменим для развития творческих способностей, как в рисовании, так и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т. д. Затем воспитатель вместе с ребенком рассматривает рисунок и обсуждает получившееся. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.

Мы считаем, что наиболее эффективными методами формирования речевых умений являются наглядные методы (наблюдение), или его разновидность (экскурсия), так как они направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем, так как с помощью именно этих методов представляется возможным достичь высокого результата при формировании речевых умений дошкольников.

Виды речи

Выделяют два основных вида связной речи:

  • Монологическая.
  • Диалогическая.

Первая требует больших навыков общения. От того, насколько правильно выражена мысль, зависит, как окружающие ее поймут. От рассказчика требуется хорошая память, правильное применение речевых оборотов, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало последовательно и четко.

При диалоге обычно не применяются сложные словесные обороты. Речь не имеет четкой логичной последовательности. Направление беседы может меняться произвольно и в любом направлении.

Составляющие речи

Речь можно разделить на две составляющие: ситуативную и контекстную. Выражая свои мысли или описывая ситуацию, человек должен строить монолог так, чтобы слушателю было понятно, о чем идет разговор. Дети же сначала не способны описать ситуацию, не уточнив конкретных действий. Взрослому, слушая рассказ, сложно понять, о чем разговор, не зная ситуации. Таким образом, первой формируется ситуативная связная речь дошкольников. При этом полностью исключить присутствие контекстной составляющей нельзя, поскольку такие моменты речи всегда взаимосвязаны.

Закладка речевых навыков

Формирование связной речи происходит в несколько этапов.

1-й этап – подготовительный, от 0 до 1 года. На данном этапе малыш знакомится со звуками. Свои первые недели он просто слушает взрослую речь, при этом у него формируется пассивный набор звуков, им издаются первые крики. Позже появляется лепет, который состоит из произвольно произнесенных звуков.

В этот же период ребенку показывают предметы и называют характеризующие их звуки. Например: часы – тик-так, водичка – кап-кап. Позже малыш реагирует на название предмета и ищет его взглядом. К концу первого года кроха произносит отдельные слоги.

2-й этап – предшкольный, от года до трех. Сначала ребенок произносит простые слова, обозначающие как предмет, так и действие. Например, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу, поэтому и понимают его только близкие люди. Через некоторый период появляются простые предложения, ребенок начинает точнее выражать свои мысли. К трем годам в речи употребляются предлоги. Начинается согласование падежей и рода.

3-й этап – дошкольный, от 3 до 7 лет. Это период уже более осознанного формирования личности. Ближе к 7 годам сформирован речевой аппарат, звуки четкие, правильные. Ребенок начинает грамотно строить предложения, у него уже имеется и постоянно пополняется словарный запас.

4-й этап — школьный, от 7 до 17 лет. Главная особенность развития речи на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит письменной речи.

Данные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Контекстная речь

Освоив ситуативную составляющую, ребенок начинает овладевать контекстной. Сначала разговорная речь детей насыщена местоимениями «он», «она», «они». При этом бывает непонятно, к кому конкретно они относятся. Для характеристики предметов применяется понятие «такой» и активно дополняется жестами: руками показывается, какой такой, например большой, маленький. Особенность такой речи в том, что она больше выражает, чем высказывает.

Постепенно ребенок начинает выстраивать речевой контекст. Это становится заметным при исчезновении из разговора большого количества местоимений и замене их на существительные. Связная речь определяется логичностью мыслей человека.

Нельзя овладеть связностью и при этом не иметь логики. Ведь речь напрямую зависит от мыслей. Связная речь – это последовательность и логичность мыслей, выраженных вслух и объединенных в грамматически правильные предложения.

По разговору ребенка понятно, насколько развита у него логика и какой присутствует словарный запас. При нехватке слов даже логически правильно построенная мысль вызовет трудности высказывания вслух. Поэтому речь должна быть развита в комплексе: логика, память, богатый словарный запас. Все должно быть гармонично.

Развитие связной речи дошкольников

После начала хождения в садик у ребенка меняется окружение и вместе с ним — форма речи. Поскольку до 3 лет малыш постоянно находится рядом с близкими ему людьми, то все общение построено на его просьбах к взрослым. Присутствует диалогическая форма речи: взрослые задают вопросы, а ребенок отвечает. Позже у малыша появляется желание поведать о чем-то, передать свои ощущения после прогулки, при этом слушателями уже могут быть не только близкие люди. Так начинает закладываться монологическая форма речи.

Вся речь является связной. Однако формы связности с развитием меняются. Представленная ребенком связная речь – это умение рассказать так, что услышанное становится понятным на основе своего собственного содержания.

Методика связной речи – мнемотехника

Методика основана на использовании картинок. Все рассказы, стихи кодируются картинками, по которым потом и ведется рассказ. В основе методики лежит то, что дети в дошкольном возрасте больше опираются на зрительную память, чем на слуховую. Обучение происходит с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц и схем-моделей.

Символы, которыми кодируются слова, максимально приближены к речевому материалу. Например, рассказывая про домашних животных, рядом с изображенными животными рисуют дом, а для диких животных – лес.

Изучение идет от простого к сложному. Дети рассматривают мнемоквадраты, позже — мнемодорожки с изображенными символами, значение которых им известно. Работа проходит поэтапно:

  • Изучение таблицы.
  • Кодирование информации, преобразование представленного материала из символов в образы.
  • Пересказ.

С помощью мнемотехники усваивание речи у детей идет интуитивно. При этом у них появляется хороший словарный запас и умение связно вести монолог.

Основные виды формирования связной речи

Развитие связной речи у детей происходит с помощью различных методик. Основные из них:

  • Развитие навыков диалога.
  • Пересказ.
  • Рассказ по картинкам.
  • Составление описательных рассказов.

Первый вид ведения беседы, который осваивает ребенок, — это диалог. Детей учат:

  • Слушать и понимать речь взрослого.
  • Общаться с другими детьми.
  • Строить диалог с помощью ответов на вопросы.
  • Повторять слова, фразы за воспитателем.

Детей в возрасте 4-7 лет обучают простым формам построения монолога.

Пересказ требует от ребенка внимательности и усидчивости. Для начала происходит подготовка к пересказу, потом воспитатель читает текст, и после этого дети отвечают на вопросы, связанные с прочтенным материалом. Составляется план пересказа, затем воспитателем снова читается рассказ, и начинается пересказ. Дети младшего дошкольного возраста делают почти все вместе с воспитателем. Старшие дети сами разрабатывают план пересказа. Тем самым поддерживают связь между логичностью и речью.

Консультации для родителей в детском саду по речевому развитию

Проведение педагогами образовательных работ— важная, но не единственная сторона, от которой зависит успешность развития речи ребенка. Семья, по праву, играет решающую роль в формировании речевого поведения малыша. Важное значение имеют объединение усилий педагогов и родителей, своевременные консультации и совместные решения проблем.

В распоряжении родителей и педагогов есть универсальный инструмент как для первичного, так и последующего речевого развития детей: фольклор.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Осваивать богатую, образную, логично выстроенную речь помогает устное народное творчество.

Хороводы, скороговорки, пословицы и поговорки, потешки, загадки, былины, колыбельные песни, сказки — это все не просто можно, а нужно использовать во взаимодействии с ребенком как родителям, так и педагогам.

Важно понимать! Фольклор расширяет словарный запас, повышает уровень связности, развивает воображение и логику.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]