«Prosodia» — в переводе с греческого…
Современные ученые по-разному трактуют значение этого греческого слова.
- В филологии, изучающей метрическую сторону речи, это такие ее показатели, как ударные, безударные и разные по долготе звучания слоги (долгие, краткие).
- Лингвистика называет просодией систему их произношения.
- Другие обозначают этим словом учение об ударении.
Вам будет интересно:Порабощение — это действие против свободы личности
Звучащая речь может быть охарактеризована несколькими показателями — силой и мелодикой произнесения, скоростью — темпом, тембром.
Например, резко отличается по звучанию военная команда от ласкового воркования матери над младенцем.
Итак, просодическая сторона речи — это ее звуковая сторона, сложное сочетание таких ее составляющих как ритм, сила, тембр, мелодика, темп, логическое ударение, дикция, полетность голоса. Эти элементы обеспечивают передачу и понимание эмоций, позволяют различать смысловые нюансы речи.
Формы просодии
В зависимости от способа организации стихотворения различают четыре формы просодии:
Силлабическая просодия
Силлабическая просодия – просодия, при которой учитывается фиксированное количество слогов в строке, а ударение, тон и метр играют второстепенную роль.
Тоническая просодия
Тоническая просодия – просодия, при которой измеряются ударения в стихотворной строке, а количество слогов варьируется.
Силлабо-тоническая просодия
Силлабо-тоническая просодия – просодия, при которой учитывается как количество слогов, так и количество ударений в строке.
Метрическая (квантативная) просодия
Метрическая (квантативная) просодия – просодия, которая измеряется не количеством слогов, а их долготой, т. е. количеством времени, необходимым для произнесения слога (мора). Классический пример метрической просодии – строки из «Энеиды» Вергилия, которые соотносятся не по числу слогов, а по метрической долготе: Пою о муже, что из Трои изначально К Лавинии брегам, судьбы смирившей волны (Вергилий, «Энеида»)
Основные просодические единицы в поэзии – стихотворный размер, строка, строфа. Повтор одинаковых стоп в строке образует метр. Просодия изучает соотношение слогов в стихе по долготе и ударению: в метрическом стихосложении просодия определяет долгие и краткие слоги, в силлабо-тоническом стихосложении – ударные и безударные.
Слагаемые речевой выразительности
Вам будет интересно:Виды территориального маркетинга. Субъекты и объекты территориального маркетинга
У людей с плохо развитой просодикой нарушается установление социальных контактов, ограничен выбор области трудовой деятельности.
Она, как мозаика, складывается из различных компонентов, основной из которых — интонация. В свою очередь, это также сумма выразительных языковых средств, правильное сочетание которых делает просодическую сторону речи важным способом общения:
Вам будет интересно:Что такое метрология? Задачи метрологии, определение, цели и история
При умелом использовании этих интонационных средств мысли говорящим выражаются точнее, разнообразнее, а также все оттенки его чувств и переживаний.
Особенности диагностики
Чтобы оценить сформированность просодики логопед обращает особое внимание на следующие компоненты:
- звукопроизношение;
- слоговую структуру;
- силу и длительность выдоха;
- темп речи;
- интонационное оформление.
Звукопроизношение влияет на состояние дикции, поэтому специалист обращает внимание на то, произношение какой группы звуков вызывает затруднение у ребенка. Во время проверки слоговой структуры смотрит на четкость произношения всех звуков в слове, особенно со стечением согласных.
Чтобы проверить силу и длительность выдоха, специалист предлагает сыграть на духовом инструменте. Также он дает задание на пропевание гласных. Особенно логопед смотрит на состояние связной речи. Меняет ли человек интонацию или его речь монотонная; может ли управлять высотой и силой голоса.
Конечно, логопед проверяет и другие компоненты речи. Логопедическая диагностика должна быть комплексной, чтобы специалист смог определить этиологию нарушения и подобрать подходящие коррекционные упражнения.
Закономерности развития
Интересный научный факт: по сравнению со словесной, звуковая сторона речи начинает развиваться у малышей еще в самом раннем возрасте и без затруднений. Первый крик при рождении уже выражает психическое состояние нового человека. Причем у младенцев он акустически неодинаков, обертонально индивидуален.
В 2-3 месяца появляются новые интонации, голосовые модуляции.
Гуление и спонтанное гуканье в 3-4 месяца призваны привлекать внимание окружающих, ребенок постепенно усваивает интонации взрослых.
В 4-6 месяцев формируется лепет, то есть гуление распадается на локализованные слоги, характерные для родной речи, что свидетельствует о начале формирования слогообразования. Ребенок вначале многократно повторяет одинаковые слоги, а потом комбинирует разные, изменяя громкость, высоту голоса. К концу этого периода интенсивно осваиваются интонации, ритм, звуки, которые к 8 месяцам становятся похожими на фонемы языка, появляются их сочетания — предвестники первых слов. Они появляются примерно в 12 месяцев. В общении со взрослыми благодаря подражанию ребенок начинает осознанно использовать такие просодические элементы, как мелодика, сила голоса, варьирует интонации.
Ускорение темпа и совершенствование ритмической стороны речи происходят по мере того, как отрабатывается произношение звуков и слогов и их сочетаний. В речи двухлетнего малыша имеются простые фразы, ударения, но для нее характерны прерывистость, повторы. Он еще не владеет речевым дыханием и не умеет регулировать темп произношения.
Мелодика и фраза усложняются на 5 году жизни, улучшается выразительность, совершенствуется умение различать звуки, что необходимо для узнавания похожих слов. Часто ошибается в ударениях.
К концу 6 года ребенок говорит быстро, но нечетко, тихо. У него недостаточная подвижность губ, языка, нижней челюсти, дыхание в процессе речи сбивается, от чего страдает звукопроизношение.
Вам будет интересно:Апофема правильной треугольной пирамиды: формула и пример задачи
Постепенно, с накапливанием речевых навыков, речь дошкольника становится правильнее, содержательнее, интонационно выразительнее.
Формирование интонационной выразительности
Интонация − важная составляющая просодического компонента речи. Начинать работу нужно со знакомства с понятием интонации: ребенку объясняют, что с ее помощью можно передавать настроение персонажей, чтение становится интереснее. Чтобы ребенку было легче усвоить это понятие и проводить дифференциацию, используют картинки с изображением эмоций.
Каждую интонацию отрабатывают отдельно. Начинают работу с повествовательной, далее идут вопросительная и восклицательная. Ребенку объясняют, когда следует использовать определенную интонацию. Взрослый сначала сам читает фразу, затем проговаривает ее вместе с ребенком, который потом произносит ее самостоятельно.
Кроме работы с интонацией, логопед занимается постановкой логического ударения и расстановкой пауз. Для этого можно использовать схемы, чтобы было проще ориентироваться. Хорошо, если взрослый сможет на примере показать значение расстановки пауз и постановки логического ударения. Для отработки этих компонентов просодики подходят стихотворения. Постепенно упражнения можно усложнить, используя простой нерифмованный текст.
Условия формирования
Важнейшие условия правильного развития просодической стороны речи это, во-первых, нормальное функционирование центральной нервной системы, во-вторых, нормальный слух, во-третьих, правильный образец произношения взрослых.
В отсутствии или снижении физического слуха часто кроются причины серьезных речевых нарушений у ребенка, в том числе и ее выразительности, так как он не имеет слухового образца для подражания речевым действиям.
Дефекты фонематического слуха, благодаря которому ребенок имеет возможность различать звуки и слоги, выражаются в их неправильном восприятии и произношении, непонимании похожих слов. Поэтому при поступлении в школу он с трудом осваивает чтение и письмо.
Формирование просодической стороны речи протекает тем более успешно, чем более правильные ее образцы малыш получает от взрослых уже с первых дней жизни. Все ее недостатки — крикливая, невнятная, интонационно бедная, слишком быстрая или слишком медленная — обязательно будут копироваться и в дальнейшем станут недостатками его собственной манеры говорить.
Происхождение
Пиндар — один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции
Просодия возникла в Древней Греции как вид хорового пения торжественного характера под аккомпанемент музыкальных инструментов. Просодиями также назывались песни, исполнявшиеся в честь бога света Аполлона и богини плодородия Артемиды участниками празднеств, направляющимися к храмам. Отсюда происхождение названия жанра – prosodia («припев»). Согласно древним источникам (Плутарх, «О музыке»), просодию ввёл Клонас из Тегеи, к этому жанру обращались греческие поэты Пиндар, Вакхилид и др.
Филолог Аристофан Византийский
Просодия, зародившаяся в древнегреческом мелосе, определяла мелодические акценты и протяжённость слогов. Система знаков, обозначающих акценты, разработанная в ІІ в. до н. э. древнегреческим филологом Аристофаном Византийским, стала прототипом экфонетической нотации (византийского нотного письма).
Виды нарушений
Нарушения просодической стороны речи характерны для людей разных возрастов:
Очень часто при хорошем понимании обращенной к нему речи ребенок не может самостоятельно высказаться или повторить за взрослым фразу с заданными особенностями.
Этап автоматизации
Сначала взрослый дает образец, несколько занятий с ребенком отрабатывают умение расставлять паузы и логические ударения. Затем предлагают сделать это задание самостоятельно. Для отработки интонационной выразительности хорошо подходят небольшие театрализованные сценки или пальчиковый театр. Используя эти приемы логопеду проще закрепить навыки интонирования в связной речи.
Для отработки четкой дикции используют чистоговорки и скороговорки. Нужно следить за тем, чтобы все звуки проговаривались четко. В скороговорках, кроме отчетливого звукопроизношения, отрабатывается темп речи. Начинают их проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп. При этом скороговорка должна быть понятной окружающим.
Автоматизация просодической стороны может проходить и во время сюжетно-ролевых игр. Для речевого дыхания и высоты голоса стоит петь песни. Этот этап лучше всего проводить на групповых занятиях. Так у детей формируется речевая активность, а навыки интонирования закрепляются быстрее.
Нарушения звукового оформления речи как результат заболеваний
Травмирование мозга и инфекции до рождения или в постнатальный период могут отрицательно повлиять на речь в целом и ее просодику в частности. Например:
- дизартрия характеризуется недостаточностью иннервирования органов речи;
- алалия — при хороших интеллектуальных задатках и нормальном слухе речь дефектная или вовсе отсутствует;
- заикание;
- дисфония — недостатки дикции, высоты, силы голоса при дефектах голосового аппарата;
- брадилалия — монотонность, невыразительность речи, ее недостаточный темп при нечеткой артикуляции;
- тахилалия — чрезмерно быстрый темп, неправильный ритм речи, искажения, отсутствие слогов, звуков;
- дислалия — нарушения произношения одного или нескольких звуков, отклонений в психофизическом развитии не наблюдается;
- ринолалия — гнусавость и искажение звукопроизношения.
Просодическая сторона речи — это объект пристального внимания и заботы взрослых. Внешние проявления ее недостатков могут быть следствием скрытых серьезных и далеко идущих нарушений развития нервной системы ребенка.
Особенности нарушения просодики при различных дефектах речи.статья по теме
Особенности нарушения просодики при различных дефектах речи.
ПРИ ДИЗАРТРИИ:
Проблемами дизартрии занимались такие авторы, как О.В.Правдина, Е.Н.Винарская,Е.М.Мастюкова, Н.В.Серебрякова, Л.В.Лопатина, М.В.Ипполитова и другие.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Основные симптомы дизартрии определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным (тахилалия) или замедленным (брадилалия). Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный — то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый. При бульбарной дизартрии голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные оглушены. Тембр речи изменён по типу открытой гнусавости. Речь замедленна, резко утомляет больного.
При псевдобульбарной дизартрии голос слабый, сиплый и хриплый, гласные и согласные звуки произносятся глухо, но иногда наряду с оглушением звонких согласных, наблюдается озвончение глухих согласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласные заднего ряда и твёрдые согласные со сложным артикуляционным укладом. Наиболее частым первым проявлением дизартрии является наличие псевдобульбарного синдрома, первые признаки которого можно отметить уже у новорождённого. Это- слабость крика или его отсутствие (афония). Крик у таких детей длительное время остаётся тихим, плохо модулированным, нередко с носовым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипываний, которые производятся в момент вдоха. По мере роста всё больше выявляется недостаточная интонационная выразительность крика, голосовых реакций. Звуки гуления, лепета отличаются однообразием и проявлением в более поздние сроки.По мере роста ребёнка голос остаётся слабым и хриплым, нарушается речевое дыхание.
При подкорковой дизартрии расстройства произношения чрезвычайно разнообразны, часто непостоянны. Голос бывает напряжённым, резким, хриплым, колеблющемся в тембре и громкости. Иногда голос в процессе речи затухает и переходит в шёпот. Как правило, расстраивается темп, ритм, и мелодика речи. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.
При мозжечковой форме дизартрии речь замедленная, толчкообразная,
скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. [1]
При корковой форме дизартрии голос и тембр речи не нарушен.Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превращению в цепочки открытых ударных слогов. Артикуляция согласных напряжена, начальные и конечные согласные нередко удлинены и толчкообразны. Речь напряженная, замедленная.
Стёртая дизартрия — одна из степеней выраженности дизартрии-характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием очаговой неврологической микросимптоматики. В основе нарушения артикуляции при этом расстройстве могут лежать лёгкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного аппарата, которые выявляются только при углублённом неврологическом исследовании. В речевой симптоматике помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.[2]
ПРИ РИНОЛАЛИИ:
Следующим дефектом речи, при котором страдает просодическая сторона речи является ринолалия. Такие авторы как М.Д.Дубов, А.Г.Ипполитова, И.И.Ермакова выделяют, что важным симптомом при ринолалии является расстройство речи, которое проявляется в нарушении тембра голоса — открытой гнусавости и нарушения образования отдельных звуков — артикуляции.
Расстройства голоса при ринофонии и ринолалии многообразны. Ведущим является изменение тембра голоса – открытая назализация — неприятный носовой резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возникает из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос становится монотонным, неполётным и слабым.
Расщелина нёба, как анатомический дефект надставной трубы, приводит к ассиметрии в строении резонаторных полостей гортани, глотки, носа, а также дискоординирует функцию комплекса: нёбо- гортань, в котором нёбо играет роль пускового двигательного возбудителя. Доказано, что положение мягкого нёба вызывает изменение положения голосовых складок. Поэтому нарушение целостности, анатомическая и функциональная ассиметрии голосовых складок, что снижает силу голоса, делает его сдавленным, истощимым, немодулированным.
Патологические качества голоса усугубляются нарушением фонационного дыхания.
Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают структурные компоненты речи.
В устной речи отмечаются обеднённость и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребёнок лишается интенсивного лепета. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д, артикулируются ребёнком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей.
Страдает не только артикуляция звуков, но и просодические элементы речи.
Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи является нарушения всех оральных звуков речи засчёт подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных, Речь ребёнка с ринолалией в целом малоразборчива. [3]
ПРИ ЗАИКАНИИ:
Заикание- нарушение темпо — ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание известно человеку, по- видимому также давно, как давно существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы.
Р. Е. Левина, Г. А. Волкова, Ю.И. Кузьмин, И. А. Поварова отмечают, что заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из- за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Нарушаются словесные ударения, интонация, ритм.
Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевыми намерениями, эмоциональным состоянием заикающегося.
Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики,
артикуляции.
ПРИ НАРУШЕНИИ ГОЛОСА:
Наше звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства голоса нарушают правильную речь.
Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли и контролируется корой головного мозга.
Проблемами нарушения голоса занимались такие авторы как М.Е.Хватцев,
Е.С.Алмазова, О.В.Правдина, С.Л.Таптапова и другие.
Ф.А.Ивановская отмечает, что функция речи есть выражение мыслей и чувств человека, а её средствами являются грамматика, синтаксис, фонетика.
Правильно построенная фраза бывает, не полна без эмоциональной окраски. Она не выражает ни личного отношения к излагаемому материалу, ни взаимных отношений разговаривающих. Наряду с синтаксисом смысл фразы определяют логические ударения, паузы. Фонетически это выражается в повышении высоты тона, замедлении или изменении звука голоса. Чем богаче интонация и выразительность голоса, тем легче доносить до слушателя существо мысли и оттенки чувств. Ни один музыкальный инструмент не имеет такой выразительности, как человеческий голос.
Иметь хорошую речь – это, значит, иметь правильное произношение, дыхание и голос.
О.В.Правдина в своей работе «Патология голоса» обращает внимание на функциональные и органические нарушения голоса. К функциональным относятся невротические нарушения (заикание), снижение слуха, период мутации. К органическим — «певческие» узелки на гортани и голосовых связках, папилломатоз гортани и голосовых связок. Органические нарушения голоса центрального порядка наблюдаются при различных видах дизартрий.
Недостаточная сила голоса может зависеть от слабости дыхательного аппарата, или от недостаточного энергичного смыкания голосовых связок.
Определения «прерывистый», «дрожащий» указывают на нарушения плавности звучания, причиной чего могут быть гиперкинезы, судороги мышц гортани или дыхательных мышц. Захлёбывающийся голос обычно бывает при речи на вдохе. (При дискоординации дыхания и голосообразования).
Приглушённо звучит голос, застревающий в задней ротовой полости и поэтому быстро затухающий.
Трескучий голос зависит от напряжённого звучания гласных и утрирования согласных, что наблюдается у заикающихся и глухих.
Носовой, гнусавый оттенки голоса являются показателями попадания части воздушной струи в носоглотку.
При раздражении и набухании, как всей гортани, так и самих голосовых связок и даже только при скоплении слизи в гортани, смыкание голосовых связок бывает неполное, неплотное; через них прорывается «дикий» воздух, в результате чего голос звучит сипло.
Хриплый голос, есть следующая, более сильная степень сиплого голоса; причиной этого могут быть отёки, опухоли в гортани, стеноз гортани, нарушения иннервации голосовых связок, т. е. парезы и параличи мышц гортани и голосовых связок.
[1] Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1977.
[2] Правдина О.В. Логопедия – М., 1969.
[3] Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков – М., 1996.
Выявление дефектов и их причин
При малейшем подозрении на наличие у ребенка неблагополучного хода формирования речи не следует надеяться на то, что он «перерастет, поумнеет и научится говорить». Нарушения просодической стороны речи — это обязательный повод обратиться к следующим специалистам за консультациями:
В беседе с матерью специалисты узнают, не было ли каких-то отклонений в вынашивании ребенка, травмирующих ситуаций во время и после родов, наследственных причин выявленных нарушений, здоровый ли образ жизни поддерживается в семье (употребление алкоголя, химических веществ, табакокурение, сбалансированное питание, психологический климат). Обобщив результаты обследования, специалисты предложат наиболее рациональный ход общего и речевого развития и воспитания ребенка.
Здоровьесберегающие технологии в логопедии
Для коррекционной работы над нарушенной просодикой, в логопедии используются здоровьесберегающие технологии. Их широко применяют в ДОУ и других учреждениях, занимающихся улучшением речевых нарушений, так как они соответствуют ФГОС. Само определение метода «сберегать здоровье» означает применение различных видов активной деятельности:
- дыхательной гимнастики;
- упражнений для глаз;
- артикуляционной гимнастики;
- главного компонента — логоритмики.
Литотерапия в логопедии
Согласно словарю, литотерапия в логопедии — это нетрадиционный способ лечения речевых нарушений с помощью камней, песка, глины. Основные примеры лечения с помощью литотерапии при речевой недоразвитости:
- массаж пальцев, при сжимании и перекатывании камней в руках;
- раскладывание из камней и песка узоров;
- закапывание камней в песке;
- логопедические упражнения с применением камней.
Коррекцию речевой недоразвитости проводит логопед
Приемы коррекции недостатков выразительности речи
Известный профессор Л. С. Волкова и доцент Р. И. Лалаева, имеющие множество дипломов по логопедии и читающие лекции по этой теме, разработали методику по коррекции нарушений речевой выразительности. Эта структурная работа — хороший помощник для специалистов, занятых в сфере устранения недоразвитости речи. По Волковой к основным направлениям деятельности учителя логопеда относятся следующие:
- различение интонации отдельно экспрессивной и импрессивной речи;
- занятия для речевого дыхания;
- упражнения для ритма и темпа голоса;
- различения тона при утверждении, вопросе и восклицании;
- работа над силой и диапазоном голоса;
- упражнения с логическим ударением.
Просодическая сторона речи — это, в логопедии означает ее выразительность. В дошкольном возрасте, чаще всего, нарушения возникают именно в просодии. Нет средства, чтобы исправить разговорную недоразвитость за одно мгновение. Это довольно длительный и сложный процесс. Но при правильном и комплексном лечении, его возможно исправить.
Внимание: у ребенка дизартрия
Причин, следствием которых являются нарушения иннервации речевых органов, очень много. Они могут затронуть различные участки мозга, иметь разную выраженность. Легкая степень — стертая дизартрия — может обнаружиться во время логопедической проверки, а при тяжелой (анартрия) паралич речевых мышц полностью лишает больного возможности говорить.
Все или почти все компоненты просодической стороны речи при дизартрии нарушены. Внешние ее признаки, на которые родителям и воспитателям следует обратить внимание: ребенок с трудом глотает и жует, неточно выполняет мелкие движения и плохо артикулирует звуки.
Дети со значительной степенью этого заболевания направляются в специализированные школы. С учетом их возраста, формы дизартрии им назначается медикаментозное лечение, занятия с психологом, логопедом.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает у детей дошкольного возраста при наличии нарушений в восприятии звука. Если ребенок имеет такое недоразвитие, то его особенностями будут следующими:
- картавость, шепелявость;
- нечеткое и невыразительное произношение;
- нарушенный синтез и анализ фонем;
- слияние фонем;
- неспособность произнести некоторые фонемы;
- затруднение в общении со сверстниками;
- проблемы с письмом и чтением.
Ребенок при таком нарушении не может ясно и правильно выразить свои мысли. Он хорошо понимает и знает слова, может быть намного умнее своего возраста и сверстников.
Нарушения речи бывают из-за врожденных и приобретенных заболеваний
Нарушения звукового оформления речи как результат заболеваний
Нарушения речи бывают при врожденных и приобретенных заболеваниях:
- повреждениях речевой зоны тела во время родов;
- врожденные дефекты в строении органов в речевой зоне (зубы, небо, губы, челюсть);
- ДЦП;
- психических заболеваниях;
- наследственности.
Важно! Чтобы исключить врожденное заболевание у малыша, необходимо тщательное обследование во время родов.
Логопедическое занятие на тему «Профессии» для разных возрастов
Ролевой диалог «Жил-был цыпленок» по мотивам произведения К. И. Чуковского «Цыпленок»
Ролевые диалоги направлены на коррекцию недоразвитых просодических компонентов и повышения эмоционального фона. Презентация стихотворения Чуковского «Цыпленок», как ролевого диалога — хороший способ развить нарушенные элементы просодии. Действующие лица произведения — животные, которые, помимо текстового разговора, имеют свои звукоподражания:
- Цыпленок пищит:
«Пи-пи-пи, пи-пи-пи Ой, какой огромный мир…»
- Курица кудахчет:
«Куд-куда, куд-куда, Вот это да!» «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Ухожу я далеко»
- Петух кукарекает:
«Посмотрите, как могу Я кричать — ку-ка-ре-ку!»
- Лягушка квакает:
«Ква-ква-ква, ква-ква-ква Далеко тебе до петуха»
Приемы коррекции недостатков выразительности речи
В работе с детьми-логопатами специалисты используют как готовые пособия, так и собственные разработки занятий, игр, упражнений. Учитывая, что особенности просодической стороны речи таковы, что требуют постоянного контроля и упражнений, малышам предлагают домашние задания для развития и закрепления полученных на занятиях в детском саду знаний и речевых навыков. На индивидуальных и групповых консультациях для родителей специалисты рассказывают, как проводить специальные упражнения дома. Например: распевание гласных под музыку, меняющуюся по громкости и тону; раскладывание и называние картинок, игрушек с заданным звуком; чтение заученных стихов, скороговорок громко и тихо, радостно и сердито, медленно и быстро.
Дети очень любят театрализованные игры, поэтому привлечение их к исполнению посильных ролей — один из распространенных приемов развития просодической стороны речи.
Это обязательно сопровождается примером интонирования речи героя и ее воспроизведением, анализом допущенных ошибок, неоднократным исполнением, соотнесением скорости и ритма речи с движениями, тональностью, чувствами При этом взрослый показывает, как надо пользоваться жестами, мимикой, телодвижениями для усиления эмоционального эффекта.
Подготовка
Работа над просодическим компонентом речи состоит из нескольких этапов. На подготовительном специалист формирует основу для формирования просодики. Обязательно в занятия включают упражнения для речевого дыхания, являющегося основой темпо-ритмической стороны речи.
Логопед проводит работу по формированию диафрагмального дыхания. Эффективно следующее упражнение: стоя/сидя с прямой спиной, одна рука на животе, другая на груди. Вдох делают через нос, а выдох через рот. При этом внимание акцентируется на том, что при диафрагмальном дыхании живот округляется, а грудь остается неподвижной. Если имеется назальный оттенок, проводится работа по дифференциации ротового и носового дыхания.
Следующее направление работы на этом этапе − работа над голосом. Логопед предлагает задания на расширение диапазона. Это различные пропевки, состоящие не только из гласных. Также дают задания на прочтение фраз с различной высотой голоса (громко, тихо, в обычном тембре). Логопед спрашивает у детей, когда нужно говорить громко и тихо − это формирует предпосылку для интонационного оформления высказывания. Ведь ребенок должен еще и уметь пользоваться просодическими средствами.
Еще одно направление − работа над темпо-ритмической стороной.
Это отстукивание определенного ритма; проговаривание фраз и предложений в ускоренном и замедленном темпе. Можно совмещать работу над темпом и ритмом с развитием общей моторики. Также можно добавить проговаривание движений с определенной интонацией.
На подготовительном этапе формируется основа для дальнейшей коррекции просодической стороны речи. Перечисленные направления работы используют и на занятиях по развитию интонационного оформления высказывания.
Подведем итоги…
Если обследование просодической стороны речи выявило у ребенка ее нарушения, то специалист, логопед, даст конкретные советы родителям по их коррекции. Основная цель — организация такой работы, результатом которой будет формирование сознательного отношения самого ребенка к акту говорения, умения анализировать, сравнивать, подражать правильным образцам. Он должен преодолеть чувство стыда, научиться общаться с окружающими без страха.
В большинстве случае развитие просодической стороны речи — это вполне решаемая задача, хотя и не сиюминутная. При тяжелых формах ее нарушения следует уделить особое внимание социализации ребенка, учить его пользоваться неречевыми средствами общения.
Источник
Особенности работы со взрослыми
В работе со взрослыми нужно использовать как можно больше практических заданий. Им не нужно, как детям, подробно объяснять значение понятий, когда их можно использовать. Поэтому специалист старается как можно скорее закрепить полученные навыки на практике. Приемы работы такие же, как и с детьми.
Просодическую сторону речи дополняют также и невербальными средствами общения − мимикой и жестами. С помощью них человеку удается лучше донести смысл своего высказывания и сделать выступление эффектнее. Работа над просодической стороной речи может проводиться как отдельно, так и быть одним из направлений по коррекции более сложных речевых нарушений. Выразительную речь окружающим воспринимать проще, что также хорошо влияет на развитие коммуникативных навыков. Просодика в современной логопедии − одна из важных составляющих речевого развития.
Просодия в лингвистике
Просодия в языкознании используется в более широком смысле, в который входит не только поэтический метр, но и ритмические аспекты прозы. Лингвистическая просодия включает в себя звуковые элементы: мелодику, ударение, тон, тембр, ритм, темп. В этом отношении термин «просодия» близок к понятию интонации. Просодия, как и интонация, определяет высотные, силовые, временные свойства функционального комплекса супрасегментных средств языка (системы фонетических элементов, в которую входит слог, слово, фраза, текст и пр.).
Просодия и просодика
Изначально термины «просодия» и «просодика» представляли собой равнозначащие понятия, однако с развитием исследований текста в ХХ веке их значения разграничились: «просодика» обозначает учение о поэтическом слоге, соответствующее историческому значению просодии; «просодия» – метрическое стихосложение и фонетические свойства супрасегментных речевых элементов (в целом или по отдельности). В узком значении просодия обозначает систему звуковых средств, которые характеризуют слог.
Таким образом, учение об организации стихотворной речи, возникнувшее в античной грамматике, положило основу для изучения лингвистических функций (интонация, тон, тембр, ритм речи и др.), которые способствуют ритмическому и акустическому эффектам как в поэзии, так и в прозе. Кроме того, просодия отражает различные особенности речи: форму высказывания (утверждение, вопрос, побуждение), эмоциональное состояние говорящего, акцент, контраст в выражении или другие элементы языка, которые не передаются грамматически.
Слово просодия произошло от греческого prosodia, что в переводе означает ударение, припев.