Игры и упражнения на развитие компонентов интонационной стороны речи
А кастрюли – бом,бом!
Сковородки – дон, дон!
Вот так пляска – красота!
Тра-та-та, тра-та-та!
Игры-упражнения на развитие темповой организации высказывания:
Большие ноги шли по дороге»
Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание: Под слова логопеда:
«Большие ноги шли по дороге…»
Дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги и медленно говорят:
«ТОП – ТОП».
Под слова:
«Маленькие ножки бежали по дорожке»
дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят:
«Топ – топ – топ – топ».
Методические рекомендации. В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.
Повторять 3 – 4 раза.
«Часы».
Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание: Произнести в разном темпе.
Тик-так, тик-так. Часы большие так идут.
(Хлопают и говорят медленно.)
Тики-таки, тики-таки- Маленькие так бегут.
(Хлопают и говорят быстро.)
Повторять 3 – 4 раза.
«Карусели»
Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
Описание игры: Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова, затем переходят на бег и произносят продолжение в быстром темпе.
«Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели
(говорить в медленном темпе)
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)
Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)
Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)
Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить)
Вот и кончилась игра.
Методические рекомендации. Упражнение можно выполнять под музыку.
Дозировка: 2 – 3 раза.
«Дождик»
Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно ускоряя их темп.
Описание игры: Дети медленно идут друг за другом по кругу и медленно произносят слова:
Капля раз, капля два,
Капли падают едва.
Затем темп движения и речи нарастает:
А потом, потом, потом-
Все бегом, бегом, бегом
.(дети бегут по кругу).
С окончанием слов дети останавливаются.
Мы зонты свои раскрыли,
(развести руки в стороны и соединить их полукругом над головой.)
От дождя себя укрыли.
Методические рекомендации. Упражнение можно выполнять под музыку.
Дозировка: 3-4 раза.
Игры и упражнения на развитие выразительной стороны речи
Цель: поочередное выделение интонацией слова в начале, середине и в конце предложения.
Описание: чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы ребенок сохранял четкость, ясность произнесения и сохранял необходимую интонацию.
Методическая разработка «Упражнения, направленные на развитие голосообразования детей».
Комплекс упражнений должен включать в себя артикуляционную гимнастику (это покусывание зубами кончика языка, различные покусывания языка правыми и левыми коренными зубами, упираться кончиком языка то в правую, то в левую щеки, вращения языком, губами, пощелкивания языком, покусывания губ и т.д.).
Вялость артикуляции обычно является причиной плохой дикции, гласные и согласные не имеют необходимой ясности, четкости и устойчивости, звук приобретает однообразный безжизненный характер. Особое значение для качества вокальных гласных имеет активность не только передней части артикуляционного аппарата, но и заднего его отдела- глотки, непосредственно связанной с гортанью (активность мягкого неба).
Одним из принципов комплекса используемых нами упражнений является принцип саморегуляции голосообразующей системы: создание условий природной автоматики через точные действия управляемой части голосового аппарата, использование некоторых явлений голосообразования в качестве пусковых механизмов певческой саморегуляции.
Интонационно- фонетические упражнения.
1. Речевой или певческий процесс начинается с атаки гласного, либо произнесения согласного. Для этой цели можно использовать один из приемов: последовательность или одновременное сочетание (комбинацию) произношения звуков. Особое внимание уделяется артикуляции. Вдох производится бесшумно, рот открыт максимально. Спеть гласный звук А с такой позицией помогает его сочетание с согласным, с которого оно начинается: А, АХ, ХА; посмеемся: ХА-ХА-ХА, ХО-ХО-ХО.
Произнесение согласных звуков активно, в определенной последовательности. Каждый звук произносится четыре раза. Например, особенности произношения звуков «П» и «Б»: произносятся вытянутыми трубочкой губами, как будто надо произнести слоги «ПУХ», «БУХ» шепотом.
2. Замена певческой или речевой атаки гласного введением дополнительного режима работы гортани- регистра, располагающегося выше или ниже искомого (например, глиссандо голосом вниз, будто что-то падает). Основным элементом упражнения является скользящая (глиссирующая) восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный и наоборот с характерным «переломом» голоса. Так называемое упражнение «вопрос- ответ».
3. Издавать звук во время вдоха. Цель: поиск режима работы гортани .Например, удивляемся.
Гортань любого человека, ребенка способна издавать звуки разного характера:
— Шумовой, нефиксированный по высоте тона звук, низкого тембра. Определить словами его можно как рокот, треск, шорох, скрип (штро-бас-регистр). Этот звук производится краями голосовых складок при полном их расслаблении (важно!). Этот звук аналогичен звуку, который издают вибрирующие губы при пропускании через них сильной струи воздуха (без голоса) или звуку «Р» произносимому шепотом, т.е. тоже без голоса. Штро-бас- это своего рода гортанный вибрант. При некотором тренаже и тщательном слуховом контроле можно научиться фиксировать штро-бас по высоте. Это способствует расширению диапазона голоса, когда произносим с разными звуками: пропеваем пять ступеней вверх и вниз, поднимаясь по полутонам на терцию и т.д.
Чем отличаются особенности развития голоса в детстве и в старшем возрасте?
У каждого певца свой уровень размещения гортани, ее величина также уникальна для каждого организма.. Детский голос характеризуется высоким звучанием, мягкостью, меньшим, чем у взрослого, диапазоном, переливчатостью тембра. Существует несколько стадий его развития: 7-9 лет – младший предмутационный возраст, 10-13 лет – старший предмутационный возраст, 13-15 лет – мутация, 16-18 лет – становления голоса взрослого человека.
С возрастом голос у женщин становится ниже и грубее, а у мужчин – слабее и выше. На протяжении всей жизни человека на голосовые связки влияют эндокринные железы.
В процессе занятий пением голос активно развивается. Учеными доказано, что вокальное исполнение положительно влияет на эмоциональную сферу и умственное развитие. Исполнители стараются постоянно держать осанку и дисциплинируют себя с помощью регулярных тренировок.
Важно не забросить занятия, а если становится сложно себя заставлять, стоит обратиться к репетитору. Хорошего педагога по вокалу можно найти на Буки всего за пару минут. Заниматься можно и онлайн, главное – выполнять домашние задания.
Чтобы сделать голос приятным
Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.
Три улыбки
Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.
Упражнение йогов
Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.
Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.
Протяжные слоги
Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.
Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.
Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.
Длинный язык
Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.
Чтобы сделать голос сильнее
Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.
Звуки «и», «э», «а», «о», «у»
Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.
Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».
Упражнение Тарзана
Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.
Мычание
Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.
Рычание
Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».
Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.
Чтобы открыть голос
Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.
Звукорежиссёр
Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.
Кью-икс
Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.
Зевок
Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.
Выдох-стон
Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.
Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.
При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.