Речевые нарушения у детей и дислексия: медико-психологические аспекты

Такое разнообразие этиологических факторов нарушения речи свидетельствует о необходимости серьезного отношения родителей к речевым проблемам детей, поскольку в некоторых случаях они могут свидетельствовать о серьезных патологиях, в том числе – головного мозга. Своевременное обращение к квалифицированному детскому врачу-логопеду поможет выявить причины отсутствия речи или ее недоразвитие у ребёнка, назначить адекватное лечение и коррекцию.

В логопедических отделениях для детей сети многопрофильных клиник НИАРМЕДИК консультируют детские врачи-логопеды первой и высшей квалификационных категорий, имеющие научные звания и многолетний практический опыт коррекции речи при ее отсутствии или недоразвитии у ребёнка в лучших отечественных и зарубежных клиниках.

Для юных пациентов сеть клиник НИАРМЕДИК предоставляет возможность при необходимости проконсультироваться у любых специалистов в области педиатрии – неврологов, психологов, отоларингологов, а также пройти все необходимые инструментальные и лабораторные обследования в собственных многофункциональных лабораториях сети, оборудованных по последнему слову техники.

К услугам детей – самые современные физиотерапевтические технологии воздействия на артикуляционную аппаратуру.

Комплексный подход к лечению детей при отсутствии речи или ее недоразвитии дает отличные результаты при такой речевой патологии, как алалия, предупреждая развитие у ребёнка вторичной интеллектуальной недостаточности.

Речевые нарушения у детей

Все формы речевой патологии изначально были описаны врачами, потому что первичные описания предполагают клиническое вмешательство. Однако это единичные исследования (С.С. Мнухин, Е.И. Кириченко, А.Н. Корнев). Дети с различными жалобами на нарушение речи нередко сначала попадают к врачу, который их потом направляет к логопеду. Соответственно, все исследования о нарушении речи находятся в сфере логопедии.

В отличии от взрослых, дети самостоятельно и спонтанно осваивают язык, находясь в полноценной языковой среде. Это тяжелая и серьезная работа, требующая использования широкого круга когнитивных способностей:

  1. языковых и интеллектуальных возможностей;
  2. навыков планирования;
  3. способности концентрировать и переключать внимание;
  4. состояния артикуляционного праксиса и т.д.

Все это необходимо, чтобы освоить язык. Если когнитивные способности ограничены и не зрелы, то ребенку будет непросто самостоятельно научиться говорить без помощи специалиста.

Эпидемиология

Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней справиться – коррекционная работа и медико-психологическая помощь будут более эффективны. На сегодняшний день в логопедии выявляемость речевого нарушения происходит в возрасте 5-6 лет и позже.

Детей с нарушением речи в России весьма много:

РоссияАнглоязычные страны
5-6 лет25-30%4-5%
7-8 лет17-20%3%
Старше 8 лет1%1%
Мальчики/девочки3:12:1

В таблице указано процентное соотношение именно тех детей, которые имеют недостатки речи, при которых требуется вмешательство специалиста. Примерно к 6 годам дети в полной мере осваивают навыки пользования речью в плане произношения и грамматики. До этого им позволительно совершать определенные ошибки, согласно их возрасту. Однако важно понимать, что в каждом возрасте имеются свои допустимые и недопустимые речевые ошибки.

Если провести сравнение с англоязычными странами, то разница весьма заметна. Такой большой разрыв связан с критериями диагностики, а не со способностями детей. Тем не менее количество детей с речевыми нарушениями довольно большое. Чаще всего от патологии страдают мальчики.

Причины дизонтогенеза

Природа развития патологий речи традиционна. К причинам относится:

  1. Конституциональные (наследственные) формы. Встречается чаще всего, большинство нарушений речи имеют наследственный фактор.
  2. Соматогенные формы. Ребенок в 1-2 года перенес какие-либо тяжелые для своего возраста заболевания. Если болезнь пришлась на сенситивный для речи период, то это может повлиять на полноценность развития речи.
  3. Церебрально-органические формы. Развиваются вследствие патологий в период беременности либо тяжелых родов.
  4. Депривационные формы. Эмоциональная и коммуникативная депривация, которая в большинстве случаев встречается среди воспитанников домов ребенка и детских домов.
  5. Формы смешанного генеза. Сочетают в себе две и более вышеперечисленных формы.

Первичное логопедическое обследование

Опишем как проходит первичное обследование ОНР. Сначала логопед знакомится с записями детского невролога и педиатра. Выясняет особенности протекания раннего речевого развития.

Затем диагностирует устную речь и уточняется степень сформированности языковой системы. Изучает состояние связной речи: составление рассказа по картинке, пересказ.

Исследует правильность словообразования, согласования частей речи и построения предложения. Определяет запас слов и умение детей правильно называть предметы или явления.

Изучает звуковую сторону речи: строение и моторику речевого аппарата, звукопроизношение, слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Определяет способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. Проводит диагностику слухоречевой памяти и других психических процессов.

Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики

Результат обследования — логопедическое заключение. Оно отражает уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения.

Например: ОНР 2 уровня у ребенка с моторной формой алалии.

В диагнозе после «ОНР» обязательно должно быть указано, каким клиническим диагнозом обусловлено речевое недоразвитие. Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики.

Парциальное ПНР

ПНР расшифровывается, как первичное недоразвитие речи. Классификация парциального ПНР:

  • Функциональная дислалия. Это дефекты отдельных звуков, которые легко устраняются (за пару недель/месяцев).
  • Артикуляционная диспраксия (дисфонетическая, дисфонологическая и динамическая формы). Представляет собой полиморфные нарушения произношения, которые связаны с нарушением церебрального обеспечения, т.е. с неполноценностью на нейробиологическом уровне. Диспраксия может сопровождаться нарушениями лексики и грамматики. Требует более длительной коррекции.
  • Дизартрия развития. Причины дизартрии – патологии в период беременности и родовая травма.
  • Ринолалия. Это серьезные речевые нарушения, произошедшие из-за неправильного строения зубочелюстного аппарата.
  • Дисграмматизм. Проявляется в избирательном нарушении правил грамматики, согласования слов по роду, числу, падежам и т.д. Отражает исключительно грамматическую сторону.

Данная классификация примечательна тем, что имеет клиническую ориентированность. То есть ею могут пользоваться как логопеды, так и врачи.

Помимо парциальных ПНР, выделяют вторичное недоразвитие речи. Они связаны с патологиями физического и психического развития (к примеру, с нарушениями слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью и т.д.).

Причины и факторы риска

Дети с моторной алалией обычно рождаются с этой патологией. Причинами чаще всего бывают различные травмы и патологические процессы, которые возникают во время внутриутробного развития ребенка. Во время вынашивания навредить могут:

  • алкоголь;
  • резкие скачки гормонального фона;
  • инфекции;
  • падения и травмы;
  • отслоение плаценты;
  • депрессия, постоянный стресс.

Могут стать причинами алалии и проблемы в первые годы жизни ребенка. Поражение головного мозга вызывают:

  • слабые схватки и неудачные роды;
  • проблемы с дыханием сразу после рождения, из-за которых мозг не получает достаточно питания;
  • сильное переохлаждение новорожденного.

Также заболевание может сформироваться после перенесенной краснухи, менингоэнцефалита, сильных травм и ушибов головы и из-за соматических патологий.

Тотальное ПНР

При тотальном нарушении речи (ТНР) недостатки имеются во всех сферах языка: в фонологии, звукопроизношении, грамматике и лексике. У ребенка в целом нарушено овладение всеми языковыми средствами.

Расстройства, представленные в классификации, относятся к категории тяжелых:

1. Алалический вариант (моторная и сенсорная алалия). При моторной алалии ребенок до 4-7 лет не пользуется речью, кроме набора лепетных слов (например, гав-гав, ко-ко, би-би). Ребенок не может полноценно общаться, что влечет за собой серьезные нарушения коммуникативных возможностей. Встречается сравнительно редко — 0,5%.

Сенсорная алалия – еще более тяжелое состояние, при котором ребенок не понимает обращенную речь и не связывает слова со смыслом. Заболевание мало изучено и трудно диагностируется. Вовремя не начатая коррекция (с 2-3 лет) может вызвать серьезную дезадаптацию и привести к инвалидности.

2. Параалалический вариант ТНР. По симптомам и признакам похож на моторную алалию, но протекает намного легче и быстрее преодолевается (за 2-3 года).

3. Клинические формы со сложным типом нарушения («миксты»).

Если к концу дошкольного возраста не удастся справиться с дизонтогенезом, ребенка направляют учиться в речевую школу. Чтобы добиться заметных результатов, коррекционная работа должна продолжаться не менее 5-6 лет. Обычная школа может только усугубить состояние ребенка: возникнут серьезные трудности в учебе, недостаток устной речи вызывает недостатки письменной речи.

Коморбидность

Тотальное ПНР характеризуется высоким показателем коморбидности. 60-70% детей с нарушением звукопроизношения имеют проблемы с вниманием, памятью и эмоциональной сферой. Нарушения устной речи имеют 50% детей с дислексией и 60-80% детей с ЗПР или умственной отсталостью.

Нарушение речи довольно часто сопровождается множеством нарушений:

1. Когнитивный дефицит:

  1. оперативной памяти;
  2. вербально-логических функций (способность категориально мыслить с использованием обобщающих понятий);
  3. сукцессивных операций;
  4. пальцевого и артикуляционного праксиса;
  5. внимания (слухового, редко – зрительного);
  6. незрелость игровой компетенции.

2. Личностная сфера:

  1. поверхность социальных связей;
  2. незрелость эмоционально-волевой сферы.

3. Коммуникативная компетенция:

  1. слабое владение диалогом (особенно монологом);
  2. трудности в установлении партнерских отношений.

Дефицит языковых средств ограничивает возможность освоения вербально-логических навыков в мышлении. Это может сказаться на личностной сфере, потому что возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Если ребенок получил своевременную и комплексную помощь, то исход будет более благополучным. Под комплексной помощью подразумевается, как участие логопеда, так и участие врачей.

Дизонтогенез опасен негативными последствиями. У ребенка возникают сложности в обучении по основным предметам, происходит неполноценность социо-культурального дискурса и нарушение поведения. Отдельно стоит поговорить про дислексию и дисграфию, так как это самые серьезные нарушения, которые идут следом за нарушением речи.

Выводы. Советы специалиста

Дети с моторной алалией имеют шанс на нормальную жизнь, если родители не пустили все на самотек. Определить заболевание можно в возрасте 3 лет, когда проблема вполне поддается коррекции. В первую очередь необходимо поставить диагноз и подтвердить его у нескольких врачей. Так, свое заключение должен дать сурдолог, ведь алалия во многом похожа на обычную глухоту.

Лечение заболевания обязательно должно быть комплексным. Во время диагностики определяется его причина и назначается курс. После ребенку необходимо давать лекарства, посещать физиотерапевтический кабинет, занятия по общей ручной моторике и др. Немалую роль играет стимулирование речевой активности с логопедом.

Помните, что прогноз при алалии хотя и зависит от степени поражения головного мозга, но определяется правильным лечением. Своевременное определение проблемы и использование всех доступных метолов терапии нередко позволяет полностью устранить моторную алалию и значительно ослабить влияние сенсорной алалии на жизнь ребенка.

Дислексия глазами врача

Впервые дислексия как самостоятельное нарушение была описана в конце 19 века английскими офтальмологами. Патологию определяли, как словесную слепоту – ребенок интеллектуально развит, однако не может распознавать слова. В России первыми такие случаи описали Р.А.Ткачев и С.С. Мнухин.

Дислексия представляет собой специфическое нарушение чтения. Порядка 10% детей испытывают трудности, осваивая чтение в школьные годы. По сравнению с другими детьми они оказываются не способны научиться читать в должные сроки. Закончив школу, многие из них остаются полуграмотными.

Дислексия – это состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого/языкового развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и оптимальные условия обучения.

Критерии диагностики по МКБ-10 – F81.0. Специфическое расстройство чтения.

Признаки дислексии:

  • Техника чтения и/или понимание прочитанного ниже ожидаемого при данном интеллектуальном развитии. Сначала идет медленное освоение слогового чтения, а потом медленное чтение словами, что значительно затрудняет понимание текстов. Что в младших классах, что в старших ребенок автоматизировано большую часть слов читает по слогам.
  • Расстройство не является прямым следствием дефекта зрения или слуха, или невротического расстройства.

Симптоматика дислексии зависит от языка. В английском языке дислексика можно распознать по неправильному прочтению и огромному количеству ошибок, в русском языке – по крайней замедленности и автоматизированности.

Эпидемиология дислексии

Данная патология в России изучена слабо, в то время как в англоязычных странах на тему дислексии написаны миллионы книг и статей, а в США проблема обсуждалась на уровне Конгресса. Результаты анкетирования, которое проводила Ассоциация родителей дислексиков, показали, что подавляющее большинство родителей и больше половины учителей в России не имеют ни малейшего понятия о дислексии. По факту дети-дислексики предоставлены сами себе и не получают необходимой помощи. Таких детей очень много:

  1. в российской популяции детей школьного возраста 5-6%;
  2. соотношение д/м: тяжелые формы – 1:4,5, средней ф. тяж. – 1:1,5;
  3. среди детей с ЗПР – 50%
  4. среди детей с недоразвитием речи – 40-50%.

5-6% в масштабах России – это примерно 700-800 тысяч детей. Закончив школу, они чувствуют себя иностранцами в родной стране, так как не могут работать с текстами. Это огромнейшие цифры и с этой стороны дислексия становится социально-значимой проблемой.

Для дислексии характерен половой диморфизм в пользу мальчиков. Мальчиков-дислексиков встречается в разы чаще по сравнению с девочками.

Церебральные механизмы дислексии

Чтение – довольно трудоемкий процесс, который развивает определенные структуры мозга. Дислексикам плохо дается чтение по той причине, что их мозг имеет серьезные особенности развития – мальформации или эктопии, когда нейроны расположены не в том месте, где им положено быть. Данное исследование было проведено Галабурдой в 1985 году. Посмотрите на рис. 1 — все, что обозначено красным цветом, являются многочисленными зонами эктопий.

Рис. 1.

Мозг дислексика имеет признаки дизэмбриогенеза. Благодаря МРТ можно определить типичные повторяющиеся отклонения в определенных зонах мозга. На рис. 2 желто-красным цветом показано снижение плотности серого вещества у дислексиков, а синим цветом – повышение. Это тоже признаки дизонтогенеза, которые чаще всего обнаруживаются в левой височной доле задней части средней височной извилины.

Рис. 2.

При помощи функционального МРТ можно определить ключевые зоны мозга, вовлеченные в обработку текста. Посмотрите на рис. 3 – во время чтения у нормально читающего ребенка активируются 3 ключевые зоны, выделенные красным цветом: верхняя височная, лобная и нижняя височно-затылочная. У дислексиков выделена только одна зона, а височные и височно-затылочные не вовлечены в обработку информации – это верный признак того, что мозг работает несовершенно. Улучшить состояние при дислексии можно при помощи специальных упражнений и реабилитации.

Рис. 3.

На рис. 4 показан график изменений темпа чтения. В 6 классе дети выходят на плато, то есть чтение по темпу и скорости не меняется и остается малопродуктивным вплоть до окончания школы.

Рис. 4.

Психопатологическая симптоматика при дислексии

Данная патология протекает совместно с разными психопатологическими синдромами. Среди них:

  1. церебрастения;
  2. синдром дефицита внимания;
  3. синдромы психического инфантилизма;
  4. СДВГ;
  5. интеллектуально-мнестическая недостаточность;
  6. неврозоподобные и невротические синдромы;
  7. фобия чтения;
  8. школьная фобия;
  9. делинквентность.

Все эти проблемы возникают вследствие психологической дезадаптации. Стойкие проблемы могут деформировать личность в процессе ее формирования и привести к печальным результатам. Дислексия препятствует процессу обучения, и дети болезненно переживают такие трудности. Особенности социальной ситуации ребенка-дислексика:

  1. хроническая неуспешность;
  2. хроническая фрустрация (фобия чтения, школьная фобия);
  3. дисгармония детско-родительских отношений (вторичная);
  4. низкий социальный статус среди сверстников;
  5. ограничение в выборе профессии;
  6. недоступность высшего образования.

К сожалению, в школе зачастую не замечают, что у ребенка имеются проблемы и не идут навстречу. Даже родители не осознают всю опасность ситуации и добавляют проблем ребенку, раздражаясь и ругая его за неуспеваемость. В результате дезадаптация ребенка только усиливается.

По статистике социальный статус взрослых с дислексией намного ниже, чем у остальных людей. Это вполне закономерно, ведь освоение профессии и конкуренция на рынке труда для дислексиков представляют собой жесткую среду, где они проигрывают. Особенности социальной ситуации взрослого дислексика:

  1. культурное развитие личности – как в дописьменную эпоху;
  2. культурная депривация в связи с лишением культурного дискурса посредством текстов;
  3. социальная дискриминация, которая обусловлена безграмотностью.

Лечение моторной алалии

Реабилитационная программа должна быть направлена на полноценное развитие моторики ребенка. Во время лечения специалисты делают акцент на мышлении пациента его способностях к запоминанию информации. Способы коррекции в таком случае направлены на визуализацию, совершенствование звукобуквенных постановок, развитие способности концентрации внимания. Комплекс назначенных мер при этом воздействует на стимуляцию речи и ее осмысленность, увеличение словарного запаса и правильное становление речи.

Способы лечения и коррекции разрабатываются многими узконаправленными специалистами.

Реабилитация детей с дислексией

Важно своевременно, в 1-2 классах, начать оказывать помощь, чтобы компенсировать дислексию и предотвратить социальную дезадаптацию. Помощь должна быть комплексной:

  1. психолого-педагогическая коррекция нарушений чтения;
  2. медикаментозное лечение: ноотропы (Ноотропил, Фенотропил, Пантогам, Кортексин, Семакс и т.д.);
  3. психотерапевтическая помощь в семье.

Чтобы овладеть навыками чтения, ребенку необходимо заниматься со специалистами и дополнительно делать задания дома. Все это можно совместить на онлайн-платформе SLOGY.RU, где учеба проходит в дистанционном формате.

Диагностика

Диагностика ОНР требует комплексного подхода. Непосредственно оценкой речевого развития занимается логопед, однако перед визитом к этому специалисту необходимо пройти медицинское обследование с участием невролога, педиатра и в некоторых случаях отоларинголога. Во время консультации специалист знакомится с пациентом и проводит логопедическое обследование, которое включает два этапа.
Сначала логопед беседует с родителями, уточняя особенности развития малыша, время появления гуления, первых слов и т.п. Налаживается контакт с маленьким пациентом, в процессе общения оценивается работа артикуляционного аппарата. Непосредственно логопедическое обследование включает оценку сформированности и связанности речи, активного и пассивного вокабуляра.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]