К сожалению, даже не посвященные в медицинские тонкости родители знакомы с мнением, что короткая уздечка языка у ребенка — это причина логопедических проблем. Почему «к сожалению»? Потому что именно незнание материала приводит к однозначному решению — уздечку надо подрезать!
Помните, в фильме «Покровские ворота» характерную женщину-хирурга с ее знаменитой фразой «Резать!.. не дожидаясь перитонита»? Так вот и с бедной уздечкой часто происходит то же самое. Однако, как показывает опыт, не всегда существует лишь один-единственный выход. Далеко не каждый случай так называемой «короткой уздечки» требует радикальных мер.
Что такое короткая уздечка языка
Уздечкой называется тонкая перегородка, соединяющая язык и нижнюю полость рта. В норме уздечка довольна эластична, хорошо тянется и прикрепляется к языку в средней его части.
Аномальным строением может являться расположение уздечки ближе к краю языка или совсем на его кончике. Кроме того, возможно значительное снижение его эластичности, то есть способности растягиваться.
Так что на самом деле понятие «короткая уздечка» не совсем корректно. Поэтому однозначного решения в данном вопросе нет.
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Упражнение №6 Выдохнуть. Нос зажать пальцами. Медленно вслух считать до 5, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос.
Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры
Упражнение №1 Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.
Упражнение №2 Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу.
Упражнение №3 Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не отпуская подбородок, вправо, затем влево.
Чем мешает неправильное строение уздечки языка
У младенцев аномальное строение уздечки может вызывать сложности с сосанием. В таком случае проблема решается еще в роддоме подрезанием. Если же малыш все же способен нормально кушать, врачи стараются оставить ситуацию в покое, давая, что называется, время на вырост. И действительно, во многих случаях вместе с ростом челюсти постепенно растягивается и принимает нормальную форму уздечка.
У детей более старшего возраста короткая подъязычная уздечка создает некоторые логопедические сложности:
- Возникают сложности с произношением шипящих звуков.
- Не дается правильное воспроизведение сонорных.
Для произнесения так называемых верхнеязычных звуков необходимо поднять кончик языка кверху. Недостаточно эластичная уздечка мешает это сделать.
Однако очень важно понимать, что она «отвечает» далеко не за все речевые проблемы. Так что если у ребенка присутствует задержка речевого развития, «путаются» в речи слоги и звуки, ограничен словарный запас или другие проблемы, короткая уздечка здесь совсем ни при чем. Логопед предложить эффективные способы коррекции.
Упражнения для нормализации функции смыкания губ
Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.
Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение №4 Губы сомкнуть, затем перемещать их поочередно вправо и влево.
Упражнение №5 Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.
Упражнение №6 Согнутые мизинцы вложить в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.
Упражнение №7 С усилием выдувать воздушную струю («дует ветерок», погасим свечу», «сделаем бурю» и т.д.).
Как проверить, короткая ли уздечка у ребенка
Наличие сложностей с уздечкой можно легко определить самостоятельно:
- Немного приоткрыть рот и поместить кончик языка в область за верхними зубами. В таком положении хорошо видно место прикрепления уздечки. Если она не там, «где нужно», язык трудно поднимать вверх.
- Вытянуть язык вперед. Короткая уздечка не дает это сделать, кроме того кончик языка визуально выглядит раздвоенным
- Открыть рот и попробовать коснуться языком верхней губы, облизать ее. Сложности с уздечкой делают это движение трудновыполнимым.
Обратите внимание: иногда ребенок не может справиться с данными упражнениями не из-за того, что с уздечкой что-то не то. Причиной могут оказаться слабые мышцы артикуляционного аппарата. Возьмите чистый носовой платок и попробуйте помочь языку. Если при движении чувствуется сопротивление, значит дело все-таки в подъязычной уздечке.
Комплекс упражнений для растягивания подъязычной связкикартотека по логопедии на тему
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ
ПОДЪЯЗЫЧНОЙ СВЯЗКИ
Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.
Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени.
В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх.
Правила постановки звуков при короткой уздечке
- Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх (р, ш, ж), ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
- Звуки (л, ч, щ, ть, дь) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
- Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.
Правила выполнения упражнений
- При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
- Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
- Следует иметь в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.
Упражнение «Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
Упражнение «Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.
Упражнение «Грибок»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.
Упражнение «Гармошка»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.
Упражнение «Барабан»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д – Д — Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д — д — д — д!»
Упражнение «Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь, А потом — вниз.
Упражнение «Дотянись до носа»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были не подвижны.
Язычок наш молодец,
Тянется до носика…
Упражнение «Футбол»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.
Поиграть тебе охота?
Загоняем мяч в ворота.
Упражнение «Котенок»
На блюдечко положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.
Мы налили в миску
Молоко для киски.
Кошечка лакает –
Язычок мелькает.
Упражнение «Самомассаж»
Выполнить упражнение «грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.
Вот грибок на тонкой ножке –
Ты клади его в лукошко!
Упражнение «Крот»
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
Во дворе горка.
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
Под горкой норка.
Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.
В этой норке.
Крот стережет норку.
Литература:
- Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008 г.
- Краузе Е. Н. Логопедия. ( Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста) – СПб.: КАРО, 2005 г.
- Косинова Е. М. Уроки логопеда — М.: ЭКСМО, 2003 г.
- Новиковская О. А. Речевая гимнастика. – М.: АСТ; СПб. Сова; Владимир: ВКТ, 2008 г.
- Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.
К кому обращаться за помощью
В зависимости от сложности ситуации с проблемой помогут справиться стоматолог-ортодонт или логопед. В любом случае имеет смысл сначала получить консультацию, чтобы определиться, какой способ исправления необходим ребенку.
Стоматолог аккуратно подрежет уздечку, избавляя ребенка от неудобства одним движением руки. Однако в последнее время врачи все же рекомендуют оставлять хирургическое вмешательство на самый крайний случай. Опытный логопед предложит комплекс упражнений и массаж для растягивания уздечки.
Специалисты утверждают, что существует не так много ситуаций, когда подъязычная уздечка оказывается абсолютно не способной к растяжению. Практически во всех случаях консервативный подход достигает результата.
Оценить плюсы и минусы разных подходов родители могут самостоятельно.
Хирургический метод:
- Быстрое, радикальное решение проблемы.
- Операция проводится с использованием анестезии.
- Процесс заживления занимает определенное время и доставляет неудобство.
- Ограничения в питании в связи с оперативным вмешательством.
- Желательно соблюдать голосовой покой несколько дней.
- Возможна психологическая травма у ребенка.
- После операции необходимы занятия с логопедом для коррекции звукопроизношения.
Метод растяжения уздечки:
- Консервативен, не вызывает психологических сложностей у ребенка.
- Результативен в большинстве случаев.
- Не требует внесения изменений в привычный режим жизни.
- Занимает определенное время (несколько месяцев).
- Требует дисциплины и регулярных занятий.
В любом случае для решения вопроса нужно получить консультацию логопеда.
Противопоказания
Проведение пластики уздечки языка у новорожденных не предполагает серьезного хирургического вмешательства, поэтому операция считается безопасной. К тому же процедура безболезненная и не требует применения анестезии. Однако, учитывая, что после подрезания короткой складки слизистой все-таки образуется небольшая рана, существуют временные ограничения к манипуляции, связанные с состоянием здоровья ребенка.
Временные противопоказания:
- воспалительные заболевания;
- инфекционные болезни;
- патологии иммунодефицита;
- острые респираторные вирусные или бактериальные инфекции.
Если по состоянию здоровья имеются противопоказания, операцию желательно перенести до полного выздоровления.
Этапы проведения процедуры
Подрезание короткой уздечки, несмотря на отсутствие сложности процедуры, должно выполняться квалифицированным специалистом и в условиях медицинского учреждения. Стационара пациентам не требуется. Операция занимает не более 10 минут. Уже сразу после завершения пластики ребенка отпускают домой. В первые два часа не рекомендуется кормить ребенка. Маленьким детям разрешено употребление воды.
Этапы пластики уздечки языка.
- Подготовка. Врач выясняет у родителей жалобы, осуществляет осмотр и при необходимости дает рекомендации о подготовке к процедуре.
- Операция. Введение анестезии, антисептическая обработка полости рта, подрезание уздечки.
У новорожденных целостность слизистой восстанавливается за 1–3 дня. Ребенок в первые сутки может быть беспокойным. Не исключаются сложности с кормлением, но уже на вторые сутки малыши начинают правильно брать грудь или соску бутылочки, что вызывало затруднения ранее. родителям рекомендуется давать воды малышу после каждого вскармливания, чтобы избежать скопления смеси или молока в полости рта и последующего развития инфекции. Также матери обязательно нужно соблюдать гигиену груди и стерилизовать бутылочки.