Дошкольный возраст
Трехлетки уже умеют высказывать простейшие суждения, обобщать, устанавливать простейшие взаимосвязи и различать похожие предметы.
Словарный запас к 4 годам составляет около 2000 слов. Ребенок все активнее использует в речи местоимения, имена прилагательные, наречия, появляются числительные. Предложения строятся уже по законам грамматики, а на вопросы он дает развернутые ответы. Речь становится понятнее, большинство звуков произносится четко. Однако, несмотря на значительный прогресс, речь еще далека от совершенства. Поэтому не стоит волноваться, если трехлетний малыш пока не может связно рассказать о прогулке или пересказать сказку. Не должны настораживать и грамматические ошибки и неточности в употреблении служебных частей речи. Это исправится само собой к 6-7 годам. Однако и в этом возрасте еще нередки ошибки в употреблении отдельных падежных форм.
К этому же возрасту дети, как правило, овладевают и правильным произношением всех согласных звуков: к 4 годам – свистящими ([с], [с’], [з], [з’], [ц]); к 5 годам – шипящими ([ш], [ж], [ц], [ч]), к 6 годам – сонорными ([р], [р’], [л], [л’], [й]).
В случае если ребенок в 6 лет не выговаривает, неправильно или искаженно произносит один или несколько звуков, необходима помощь логопеда.
Год первый
Первые месяцы жизни ребенка – пора эмоционального общения. Младенец только прислушивается к окружающим его со всех сторон звукам и реагирует на них с помощью мимики. Несмотря на то что малыш пока не понимает речь, нужно обязательно общаться с ним. Это не только вызывает у него положительные эмоции, но и учит прислушиваться, рождает желание и самому «говорить».
На втором-третьем месяце эмоции начинают воплощаться в звуки. Увидев мать, младенец не только оживляется и выражает свою радость улыбкой и жестами, но и начинает «говорить» на своем языке – начинается стадия гуления. «Словарный запас» в это время невелик и малопонятен: в ходу звуки и звукосочетания вроде «э», «кхы», «ааа», «га», «гы» и т.п. К концу 3-го – началу 4-го месяца гуление усиливается – у малыша появляется потребность в общении. А к концу шестого месяца малыш уже произносит отдельные слоги: па, ма, ба, га и пр. Повторенные несколько раз подряд, они складываются в «слова»: «мама», «баба», «папа». Конечно, это еще не полноценная речь, но в то же время это важный подготовительный этап к ее усвоению.
С 6 месяцев малыш уже не только произносит звуки и слоги (лепечет), но и учится повторять. Формируется умение устанавливать связь между словом и предметом. В 9-10 месяцев появляются первые слова.
Особенно сильную потребность «разговаривать» вызывают игрушки, которые малыш может называть звукоподражательными словами: «ляля» (кукла), «би-би» (машинка).
К 12 месяцам в лексиконе ребенка в среднем 10-12 слов – несложных для произношения или звукоподражательных, но это уже полноценные слова – средство общения.