Моторная алалия. Упражнения для родителей (самостоятельная работа)

Интересные сайты.

  • Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Исправление звукопроизношения у детей.
  • Как исправить произношение во взрослом возрасте. Подготовительный этап в работе по исправлению звукопроизношения.
  • Этап постановки звука. Способы постановки.
  • Этап автоматизации звука.
  • Этап дифференциации звуков.
  • Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
  • Упражнения для развития мышц речевого аппарата.
  • Упражнения для для растяжения подъязычной связки («уздечки»)
  • Звуки Р и Рь.
  • Звуки Л и Ль.
  • Звук Ш.
  • Звук Ж.
  • Звук Ч.
  • Звуки С и Сь.
  • Звуки З и Зь.
  • Звук Ц.
  • Звуки К и Кь.
  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников
  • Исправление звукопроизношения у детей.
  • Как исправить произношение во взрослом возрасте.
  • Звуки Р и Рь.
  • Звуки Л и Ль.
  • Звук Ш.
  • Звук Ж.
  • Звук Ч.
  • Звуки С и Сь.
  • Звуки З и Зь.
  • Звук Ц.
  • Звуки К и Кь.

Логопед для взрослых

    Страницы:

Игры для развития фонематического восприятия.

Дидактические игры в логопедической работе.

Игры для развития фонематического восприятия.

Формирование фонематического слуха через игру.

Игры со звуками и слогами в работе логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с ОНР.

Игры в звуки для детей 4-6 лет.

Игра “Речецветик”

Дидактическая игра “Составь слово по первым звукам”.

Дидактическая игра “Весёлая рыбалка” для детей дошкольного возраста (4-7 лет).

Дидактическая игра для развития фонематического восприятия и мелкой моторики “Бусы для куклы”.

Дидактическая игра “Кто сегодня именинник?” для детей 6-7 лет.

Дидактическая игра-лото “Где живёт звук?” для детей 6-7 лет.

Логопедические игры для развития речевых и неречевых психических функций в рамках лексической темы “Овощи”.

Как правильно развивать внимание и память у деток с ЗРР и алалией?

Для игр с не говорящими детьми используют игрушки, при более высоком уровне развития речи можно брать картинки. Это нужно для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса.

  • На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
  • Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
  • На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с малышом. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
  • С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
  • Выполнить последовательные действия: сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
  • Дорисовать незаконченные рисунки, выложить из счетных палочек фигуру по образцу.


Работа логопеда с ребенком, имеющим моторную алалию — 5 основных этапов

Игры для коррекции звукопроизношения.

Логопедические игры на автоматизацию звука “Л”.

Презентация «Фонетическая разминка».

Презентация с методическим сопровождением “Сказка о Веселых Язычках”.

Артикуляционная гимнастика в стихах.

Артикуляционная гимнастика — пальчиковый театр «Приключения Веселого язычка и его друзей».

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики “Красная шапочка”.

Артикуляционная гимнастика – игра “Сказка про веселого Гномика”.

Артикуляционная гимнастика “Лягушата”.

Дидактическая игра — пособие на автоматизацию разных звуков “Пирамидка слов”.

Артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с дедушкой».

Артикуляционная гимнастика — сказка “День рождения тигренка Рыка”.

Игры для автоматизации звука «Р».

Игра-презентация на автоматизацию звука [р] “Поиграем с Рыжиком”.

Игры для автоматизации звука «З». (Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями.)

Игровые методы работы в процессе автоматизации звуков.

Игровые приемы на занятиях логопеда.

Логопедическая игра «Морское путешествие».

Настольная логопедическая игра “Шипящая дорога”.

Подгрупповая игра на закрепление и автоматизацию звуков в спонтанной речи “Звуковые дорожки”.

Автоматизация звуков с помощью игр. Таблицы для автоматизации свистящих и шипящих звуков.

Дидактическая игра – презентация на автоматизацию и дифференциацию звуков «Помоги слону».

Дидактическая игра на автоматизацию звуков «Мишкины картины».

Дидактическая игра на автоматизацию и дифференциацию звуков [c] — [c’] «Едем в отпуск».

Дидактическая игра на дифференциацию звуков [С]-[Ш] “На лесной полянке”.

Упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука Л. Сказка “Прогулка Язычка”.

Использование методического приема «Электровикторина» в логопедии.

Игры для развития связной речи.

Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактические игры.

Речевое развитие детей с ОНР в играх. Из опыта работы.

Игровые приемы для развития диалогической речи.

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР.

Игры для развития глагольной лексики.(Формирование глагольной лексики через дидактическую игру.)

Игра-презентация «Фрукты и овощи».

Игры и пособия на развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

Шуточное стихотворение — игра «Путешествие букашки» на употребление в речи предлогов.

Дидактическая игра «Путешествие по родному городу» (для детей 6–7 лет).

Авторская игра «Российская армия» (для детей 5-7 лет).

Дидактическая игра “Кому что нужно?” для детей 5-7 лет.

Дидактическая игра “Опасные предметы в быту”.

Логопедическая игра “Где и кем работают люди в нашем городе?” для детей 6 — 7 лет.

Дидактическая игра “Города-герои” для детей 6 – 7 лет.

Авторская дидактическая игра для детей 4-7 лет “Дорожные знаки”.

Авторская дидактическая игра для детей 5-7 лет “Кому что нужно для работы”.

Дидактическая игра “Узнай и назови Ордена Великой Отечественной войны” для детей 5 – 7 лет.

Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

  • Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
  • Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
  • Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
  • Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
  • Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
  • Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.
  • Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
  • Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
  • Выкладывать узоры из мозаики.

У ребенка моторная алалия — что делать родителям?

Регулярно проводимые игры-занятия, тщательное выполнение заданий логопеда, корректное психологическое сопровождение обязательно помогут ребенку подняться на следующую ступень на пути к освоению правильной грамотной речи.

Игры, направленные на развитие пространственного гнозиса.

Развитие и коррекция восприятия схемы собственного тела у дошкольников, имеющих нарушение пространственного гнозиса.

Формирование восприятия отношений между предметами и их группами у детей в игре.

Игровые приемы для развития восприятия пространственных признаков предметов (форма и величина) и зрительного восприятия.

Формирование пространственных отношений на ведущую руку.

Игровые задания по развитию речи и плоскостному ориентированию.

Игра “Цветные коробочки”.

Дидактическая игра “Мой родной город” (для детей 6-7 лет).

Другие.

Комплекс дидактических игр “По дорожке”.

Игры для развития эмоционально-речевой сферы.

Игра-викторина “Символика России” (подготовительная группа).

Дидактические игры для работы в развивающих группах. (подготовительная группа).

Многофункциональная игра “Познавательный конверт”.

Дидактическая игра на дифференциацию звуков [Ц]-[Ч] .“Горошины”.

Дидактическая игра «Доскажи словечко» в рамках лексической темы «Осень»..

Игры на автоматизацию звуков.

Игра — упражнение по обогащению речи словами-признаками.

Игры и упражнения для развития речи учащихся .

Презентация Речевой материал — артикуляционная гимнастика под музыкальное и текстовое сопровождение «Песенка о Веселом язычке-путешественнике».

Игра — занятие «Подвижные картинки» .

Логопедическое пособие для развития фонематического восприятия и автоматизации звуков «Речевая лаборатория».

Физ. минутки на стадии автоматизации звуков..

Дидактическая игра на автоматизацию и дифференциацию звуков для детей старшего дошкольного возраста Прошнуруй и не только.

Презентация «Использование игр и упражнений по формированию и развитию просодических компонентов речи в режимных моментах».

Логопедическая игра — презентация «Хлеб. Профессия Пекарь»..

Дидактические игры на автоматизацию звуков Р, Л, Ч.

Многофункциональное дидактическое пособие для развития речи ВРЕМЕНА ГОДА.

Игровое пособие Юный писатель.

Интеллектуальные игры для детей группы компенсирующей направленности (ЗПР) 5-8 лет..

Логопедические игры «Помоги Золушке», «Сколько? Чего? (Кого?)», «Жадный медвежонок».

Авторская дидактическая игра «Чей хвост?».

Авторская дидактическая игра Прятки.

Авторская дидактическая игра Кто в теремочке лишний? .

Многофункциональное учебно-развивающее коррекционное пособие «Кубики-Перевертыши».

Авторская дидактическая игра «Путешествие Колобка».

Многофункциональное игровое пособие Волшебные дорожки в работе с детьми с ОНР.

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях. Игры и упражнения для дифференциации звуков [Л]-[Й].

Полезные материалы по развитию речи для логопедов, воспитателей и родителей.

Презентация «Использование игр и упражнений по формированию и развитию просодических компонентов речи в режимных моментах».

Логопедический массаж лица в стихах.

Пословицы и поговорки, распределенные по лексическим темам.

Презентация “Речевой материал для автоматизации звука [ш]по русским мультфильмам”.

Федоренко Т.Г. Презентация “Путешествие по стране Логопедия”.

Клеменова Е.В. Упражнения для автоматизации звуков Р и Л.

Белова Е.В. Презентация “Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении”.

Шутова Е.А. Презентация «Формирование и развитие просодических компонентов речи путем использования картотеки игр и упражнений «Профессии».

Курочкина Т.А. Дидактические пособия по развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования и схематизации в старшей группе для детей с ОНР.

Васильева О.Л. Мастер–класс “Технология работы по развитию и совершенствованию технической и содержательной сторон чтения у детей с ОНР”.

Рузанова С.М. Стихи для детей старшей логопедической группы на заключительный “Праздник чистой речи”.

Турочкина Л.В. Оригинальная серия текстового материала (для обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста).

Бондаренко О.Н. Пальчиковая гимнастика “12 месяцев” (авторская).

Муравьева Н. Массаж кистей рук.

Митрясова Д.Дидактическая игра — презентация «Катя идет домой. Звук К».

Козлова Л.Н. Многофункциональное логопедическое пособие “Ежик”.

Шишлянникова Г.А., Стрелковская О.Н. Семинар-практикум “Взрослые и детские трудности обучения грамоте”.

Кузнецова М.В. Положительный опыт оформления логопедической тетради детей и методика работы по коррекции звукопроизношения у детей логопедической группы в детском саду.

Лаврова Г.Н. Авторские стихотворения по лексическим темам недели, для НОД с детьми с ЗПР.

Паньшина Т.А. Родительский клуб “Ступеньки к школе”. Тема “Тематический день как форма развития компонентов речи ребёнка”.

Власенкова В.И. Скороговорки для автоматизации произношения разных звуков по теме “Транспорт”.

  • Голомага Е.А. Материалы для автоматизации звуков в форме компьютерной презентации с методическим сопровождением.
  • Медведкова Н.Г. Карточки для автоматизации свистящих и шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста.
  • Добрынина Э.Г.Речевой материал по дифференциации твёрдых и мягких согласных, посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю.
    Власенкова В.И. Учебное пособие — презентация по подготовке к звуковому анализу для детей и родителей “Звукоград”.
  • Сульина Ю.С., Малкина Ю.В. Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте.
  • Пантюхина И.С. Логопедический проект «Кубидом».
  • Тумченок Е.А. Фонетическая зарядка для дошколят.
  • Березина Г.В. Пассивная гимнастика для пальцев рук.
  • Чернавских Е.Р. Система заданий для совместной работы родителей и ребенка дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста (по лексическим темам).
  • Донскова Н.В. Комплекс упражнений по развитию речи для детей с ОНР III уровня, рекомендуемых родителям для домашних занятий.
  • Денисова Л.Г. Презентация «Фрукты и овощи» для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
  • Ткаченко О.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по лексической теме “животные дальнего востока”.
    Власенкова В.И. Учебное пособие — презентация «Составляем осенние рассказы с опорой на графическую схему».

    Власенкова В.И. Учебное пособие — презентация “Учимся читать”. NEW!

  • Селютина М.Н. Презентация для развития речи школьников «Поиграем?»
  • Машкина Н.В. Тест-презентация по теме: “Состав слова: верно-неверно”.
  • Пономарчук Я. Развивающие пособия для детей с аутизмом своими руками.
  • Дидык Е.А. Мастер-класс для учителей–логопедов. Демонстрация комплекса заданий на материале лексической темы “Золотая осень”.
  • Мазанова Е. Дидактическое пособие «Поезд».
  • Мельникова А.А. Многофункциональное дидактическое пособие панно «Домик в деревне».
  • Скотникова Е.С. Материалы к лексическим темам.
    Данные материалы можно использовать в виде ширм в родительском уголке, где родители могут познакомиться с лексической темой недели и в какие игры можно поиграть с детьми для закрепления темы.

    Также эти материалы могут пригодиться родителям, которые самостоятельно занимаются с детьми.

  • «Библиотека»
  • «Дары осени»
  • «Деревья и кустарники»
  • «Дикие звери наших лесов и их детеныши»
  • «Домашние птицы»
  • «Домашние животные»
  • «Животные жарких стран»
  • «Защитники Отечества»
  • «Зима»
  • «Зимние забавы»
  • «Космос»
  • «Мебель»
  • «Насекомые»
  • «Наш поселок»
  • «Наше тело и уход за ним»
  • «Одежда»
  • «Осень»
  • «Перелетные птицы»
  • «Почта»
  • «Посуда»
  • «Предметы гигиены»
  • «Продукты»
  • «Ранняя весна»
  • «Семья»
  • «Транспорт»
  • «Хлеб»
  • «Цветы»
    Профессия — учитель-логопед.

    Речевой материал для развития речи детей с ОНР 1 уровня..

    Как правильно выполнять домашнее задание логопеда..

    Игры и упражнения для развития речи учащихся .

    Физкуль.

    Презентация Речевой материал — артикуляционная гимнастика под музыкальное и текстовое сопровождение «Песенка о Веселом язычке-путешественнике».

    Презентация «Автоматизация звука С».

    Настенное игровое пособие «Придумай историю».

    Игра — занятие «Подвижные картинки» .

    Слайд-шоу к логопедическому занятию .

    Логопедическое пособие для развития фонематического восприятия и автоматизации звуков «Речевая лаборатория».

    Мультимедийное пособие по теме «Животный мир».

    Материал по дифференциации звуков Р-Л.

    Презентация «Автоматизация звука Р».

    Логопедическое пособие «Артикуляционные таблицы»..

    Формирование правильного звукопроизношения у детей с ОНР (презентация)..

    Физ. минутки на стадии автоматизации звуков..

    Мультимедийное пособие по теме Насекомые .

    Упражнения на дифференциацию звуков Ш-Щ. (речевой материал).

    Презентация «Растительность Северного Кавказа».

    Чистоговорки для автоматизации шипящих и свистящих звуков..

    Использование нетрадиционного оборудования на логопедических занятиях.

    Артикуляционная гимнастика в стихах.

    Как делать артикуляционную гимнастику дома. Памятка родителям..

    Многофункциональное дидактическое пособие для развития речи ВРЕМЕНА ГОДА.

    Многофункциональное учебно-игровое коррекционное пособие Волшебные листочки.

    Панно Окно в природу. Организация предметно-пространственной среды в кабинете логопеда.

    Наглядно-дидактическое пособие по развитию речевых коммуникаций Логокуб.

    Авторская пальчиковая гимнастика: Наш город — Ульяновск.

    Развитие связной речи у детей 6 — 7 лет с ОНР: Речевые упражнения в условиях проблемной ситуации..

    Проектная деятельность в детском саду. Мультипликация как метод познавательного развития..

    Авторское пособие по развитию речи «Ученый осьминог».

    Автоматизация звука Т в словах..

    Речевой материал на дифференциацию звуков Сь — Щ в тексте..

Моторная алалия. Упражнения для родителей (самостоятельная работа)

Одним их основных показателей для определения моторной алалией является интеллект ребенка. Так врачи (неврологи и психиатры) и пишут — первично сохранный интеллект, а позже — вторично сниженный интеллект. Очень многих родителей детей с моторной алалией напрасно успокаивают, когда ребенок в 2-3 года умненький, все понимает, только не говорит. Нужно обязательно заниматься с логопедом развитием речи. А параллельно самостоятельно развивать логику и интеллект своего ребенка, не допуская остановки в развитии ума ребенка до самого конца логопедических занятий. Потому что, когда произошла остановка в развитии невербального интеллекта, процесс развития речи с логопедом замедляется в несколько раз, заново запустить развитие логики, мышления, интеллекта у ребенка становится крайне сложно и это практически всегда приводит к пожизненной умственной отсталости и инвалидности.

Выражаясь простым языком, в 2 года не говорит, ребенок умненький, как 3-х летний ребенок, в 3 года должен быть умным, как в 4 года и так далее. Эту тенденцию нужно сохранять не зависимо от того, занимаетесь вы с логопедом или нет, и продолжать до приведения речи в полную норму.

Если произошла остановка развития интеллекта у ребенка с моторной алалией в 4 года, я сразу предупреждаю родителей, которые обратились ко мне в это время, что шансов на полную норму теперь уже мало. Но, если ко мне обращаются не говорящие дети с моторной алалией в 4-5 лет с сохранным интеллектом, я говорю — шансов на полное исправление более 90%. Чтобы было понятно: довести пятилетнего не говорящего моторного алалика до полной нормы — это чудо. Если бы сама таких не делала, то не поверила бы в то, что это возможно. Мой рекорд — пятилетний не говорящий алалик до полной речевой нормы всего за год. Обычно, чем позже приходят, тем дольше занимаются. За год до нормы я довожу только 2-х летних и менее половины.

Для развития интеллекта можно пойти двумя путями. Первый: найти психолога по развитию ВПФ (высших психических функций). У нас не получилось найти нормального психолога, хотя отсмотрели их больше ста.

Второй: самостоятельно заняться развитием интеллекта своего ребенка. Для этого сейчас практически все есть: различные конструкторы, лего, кубики, пазлы, разрезные картинки, картинки в интернете с лабиринтами, альбомы с картинками животных, машин и т,д., развивающие игры в интернете, развивающие кружки и беби-клубы для самых маленьких. Правила при занятиях по развитию интеллекта: занитий должно быть много в течение каждого дня, когда ребенку надоедает, и ребенок устает, смена одной игры на другую. Кстати, это единственное занятие, когда мама может иногда передохнуть, пока ребенок играет в то, чему вы его уже научили.

Развитие интеллекта алалика с опережением позволяет исключить дисграфию, дислексию, акалькулию после выхода из алалии. Эти речевые нарушения проще предотвратить, чем исправлять на протяжении 5-10 лет у логопеда. У детей моих родителей , кто занимается развитием логики, мышления, интеллекта, знаний, после моих занятий успеваемость в школе 4-5.

ВАЖНО

Нужно помнить о том, что дети с моторной алалией во время коррекционной логопедической работы требуют специального подхода согласно возраста речевого, интеллектуального и физического.

  1. требования к ребенку по речи исходя из уровня его речевого развития ( уровня ОНР), то есть не нужно 3-летнего ребенка ОНР 1 — 30 слов- заставлять рассказывать стихи про елочку, задания будет давать логопед.
  2. физическое и психическое развитие должно соответствовать его фактическому возрасту. То есть нужно физически развивать, как обычного, здорового 3-летнего ребенка. Требования по воспитанию должны быть без каких либо поблажек на речь. Как только родители начинают жалеть алалика и идти у него на поводу, ребенок с алалией сразу же начинает усиленно сопротивляться развитию речи. Особым отношением к ребенку с моторной алалией его как раз и делают особенным умственным инвалидом. Для родителей это очень тяжелый процесс. Мои рекомендации можете прочитать здесь.
  3. развивать интеллект и понимание нужно с опережением на год. То есть 3-летнего не говорящего алалика мы обучаем, как 4-летнего здорового ребенка, пользуемся речью с ним, как с 2-летним, а требования по физическому развитию и поведению к нему, как к обычному ребенку 3-лет.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]