Показания, проведение и недостатки логопедического массажа зондами

Логопедические зонды — это проволочный щуп из нержавеющей стали и применяется для воздействия на язык и другие органы артикуляционного аппарата человека в ходе логопедической коррекции. Методика зондовой коррекции звукопроизношения — это исключительно российское изобретение. В западных странах логопеды не знают технологий работы с данными инструментами.

Логопедические зонды используются в качестве вспомогательного инструментария. На практике применяются следующие виды зондов:

  • постановочные (для постановки звуков механическим способом);
  • массажные (для проведения логопедического массажа).

Показания для проведения массажа логопедическим зондом

Логопедический зонд – это приспособление, с помощью которого логопед оказывает механическое воздействие на артикуляционные органы малыша с целью развития речевых навыков и восстановления правильного звукопроизношения.

Зондовый массаж проводится в случаях, когда более простыми (артикуляционным, дыхательным, подражательным, переходным) способами исправить неправильное произношение ребенка не удается. Кроме того, обязательным считается применение логопедических зондов при следующих нарушениях речи:

  • дизартрия – связана с проблемами центральной нервной системы;
  • алалия – возникает из-за повреждений участков полушарий головного мозга, отвечающих за речь;
  • ринолалия – проявляется из-за явных дефектов ротовой или носовой полости – к ней относится гнусавость при произношении;
  • дислалия – не связана с нарушением слуха или проблемами ЦНС. В физиологической форме присутствует у каждого человека на определенном этапе развития (до 5 лет);
  • заикание;
  • афазия – проблемы с речью после перенесенного инсультного состояния (для взрослых).

Массажные процедуры будут полезны также при общих задержках речевого и психического развития, повышенном или пониженном тонусе речевой мускулатуры, ДЦП.

Противопоказания

Курсы массажа назначает невролог после полного обследования. Нельзя проводить его при эпилепсии разной формы, так как он может спровоцировать приступы.

Временный отвод дается при любых инфекционных, соматических болезнях. Нельзя проводить зондовый массаж при стоматите, кариесе, гингивите, кожных болезнях. Герпес, инфекции полости рта тоже служат медотводом для процедур.

Нельзя его делать при сильной пульсации артерий, повышенном давлении, плохом физическом самочувствии.

При тошноте, рвоте, усталости нельзя проводить сеанс, лучше перенести его на другое время. Логопед осматривает каждого ребенка перед проведением массажа.

Виды зондов

Автором зондов, которыми пользуется большинство логопедов, и системы зондового массажа является Елена Новикова. По ее методике выделяют 11 основных видов зондов:

Название зондаВнешний видМассажные зоныФункцииНеобходимые приемы
1.Вилочкавилка с двумя изогнутыми остриямиЯзык (Я), мягкое небо (МН), губы (Г), щеки (Щ), скулы (С)способствует интенсивному сокращению мышц,Покалывание, покалывание с прокачиванием
2.Восьмеркацифра «8» или обозначение бесконечностиЯ, С, Щ, Гутопляет мышцы, заставляет их активно работать, постановка звука «Р»Растирающие движения на месте вдоль и поперек
3,4,5.Саночки (большие, средние, малые)напоминают саниЯ, С, МН, Г, Щрастягивание уздечки под языком, расслабление и активизация мышцСкользящие движения в разном направлении
6.Топорикпохож на бритвенный станокв основном языкнормализует мышечный тонус, увеличивает подвижность и сократительную способность мышцРубка с плотным нажатием (частая, интервалы небольшие), скольжение движенияпо типу «бритья»
7.Крестовинакрест со сглаженными краями, перпендикулярный ручкеЯ, С, Щ, Гпрокачивание языковых мышц, постановка звуков К, Г, Х, Р, Ш, Ж, Щ, Ч, ЖПрокручивание, надавливания, прижимание языка к корню, возвратное выталкивание языком
8.Толкачикперпендикулярное ручке кольцоЯ, МН, Щ, Г, Смышечная активизация и расслаблениеНажим, прокручивание, упражнение «Пружина»с языком (до корня)
9.Щипцы2 рядом находящиеся, сжимающиеся каплевидные рамки на ручкахЯ, Щ(внутри, снаружи), Г, Сразминка, активизация мышцСгибание, поворот, прокручивание языка, щек
10.Лебедушкапетелька на изогнутой ножкеМН, Щ, Ссамый удобный для массирования мягкого неба зондНажим, прокручивание
11.УздечкаУздечка, подковаподъязычная связкаПроверка состояния и подтягивание подъязычной связкиВытягивание языка наверх

Большая часть приборов используется для разминки, возбуждения и расслабления языковых мышц. Многие зонды взаимозаменяемы, обычно для массажа достаточно 5-6 инструментов. Помимо основных зондов логопеды часто используют следующие виды:

  • постановочный (узкая вытянутая петелька) — для формирования желобка при произношении свистящих звуков;
  • шпатель по Корицкому (вытянутая во всю длину овальная рамка) – для массажа боковых краев, а также нижней части языка, постановки шипящих звуков и «Р»;
  • шпатель – для поглаживания, постукиваний, пассивной гимнастики;
  • шарик – для выполнения различных упражнений (катание, прокручивание шарика), постановки звука «Р»;
  • ежик (валик с выпуклостями) – для массажа губ, язычных, скуловых, жевательных мышц при мышечном гипотонусе и парезе артикуляционного аппарата.

Общие рекомендации по проведению

Массаж логопедическими зондами проводится курсами. Каждый курс рассчитан на 8-10 сеансов. Разрешается делать процедуру каждый день, но лучше — через 1-2 дня, чтобы не получить переутомление мышц.

Всего проводят 3-4 курса, с перерывом 30-45 дней. Иногда для нормализации произношения достаточно одного курса. Продолжительность сеанса зависит от:

  • возраста пациента;
  • сложности дефекта;
  • реакции ребенка.

Начинать нужно с 5 минут. Потом у 1-3-летних детей доводить до 5-10 минут, 3-7-летних – до 15 минут, школьников – до 20-25 минут. Каждое движение делается по 30 раз.

Следует соблюдать общие рекомендации по подготовке к массажу:

  1. Помещение должно быть хорошо проветренным, светлым, чистым. Обстановка – уютной.
  2. Необходимо, чтобы пациент был спокойным, умиротворенным. Не стоит проводить терапию, если малыш возбужден, проявляет агрессию или слишком подавлен.
  3. Если ребенок по какой-либо причине отрицательно относится к зондам, надо дать ему потрогать, посмотреть инструменты, поиграть немного с ними. Можно сказать, что они волшебные, учат говорить.
  4. В случае чрезвычайно негативной (вплоть до истерической) реакции сеансы лучше делать короткие – 5-10 минут. При этом начинают их с поглаживания щек, губ, кончика языка.

Постановка других звуков

Постановка звука [У].

Вытянув вперёд губы произносить звук [у], затем пальцами смыкать и размыкать губы. Либо делать в более быстром темпе упражнение «балалайка» пальчиками по губам. Звук можно сразу ввести в слова: бумага, Буратино и т.д.

При замене [Б] на [П] изначально следует научить: различать звуки, отличать неправильное произношение от правильного, научить включать голос на этапе подготовки артикуляционной позиции.

Постановка звука [В].

Вытянув губы вперёд произносить звук у, затем механически прижимать нижнюю губу к зубам.

Прикусить краешек нижней губы, слегка растянуть губы в улыбку и погудеть, затем резко открыть рот, произнести [А]. Следует особое внимание уделить длительности и силе выдоха на нижнюю губу.

Постановка звука [Д].

  1. Произносить звук [Б] с просунутым между зубами языком, затем пальцами раздвинуть губы.
  2. От звука [З] или [Ж]. В момент произнесения резкими движениями шпателя прижимать кончик языка к альвеолам.

Преимущества и недостатки

Массаж логопедическими зондами при правильном проведении дает хорошие результаты. Его положительное воздействие на организм пациента выражается в следующем:

  • развитии речи, улучшении звукопроизношения;
  • нормализации голоса;
  • восстановлении правильного дыхания;
  • устранении неврологических расстройств, улучшении работы ЦНС;
  • приведении в норму мышечного тонуса;

Универсальный массаж ротовой полости можно проводить и здоровым детям на начальном этапе развития речи. Это будет способствовать правильному формированию речевых навыков.

Недостатков у зондовых массажных процедур немного, но на них не стоит закрывать глаза:

  1. При неправильном проведении произношение ребенка может ухудшиться.
  2. Не всегда достаточно только массажных манипуляций для восстановления речи. Нельзя игнорировать другие рекомендации логопеда: прием медикаментов, физиотерапевтические процедуры, артикуляционную зарядку.

Обработка и хранение инструментов

Инструменты для массажных процедур нужно выбирать качественные, проверенных фирм. Основные материалы – титан или нержавеющая сталь.

Важный элемент подготовки к массажу – обработка зондов. Каждый набор инструментов используется не более 1 раза. После пациента зонды необходимо обработать:

  1. Сразу после использования помыть под проточной водой с моющим средством.
  2. Положить в ванночку со стерилизационным раствором на 30-60 минут («Аламинол», «Велтолен», «ИД-212», «Виркон», «Вапусан-2000», «Лизетол ЛФ», «Септодор», «Эринокс» и другие).
  3. Промыть под проточной водой.
  4. Стерилизовать в металлическом стерилизаторе (кипячением в течение 10-15 минут с момента закипания воды) или автоклаве (паром). Пластмассовые зонды (шарики) не выдерживают процесс стерилизации, поэтому такие инструменты могут быть только индивидуальными.

Хранить обработанные приборы нужно в УФ бактерицидной камере во избежание вторичного заселения микроорганизмами.

Проведение в домашних условиях

Иногда родители по каким-либо причинам не имеют возможности водить ребенка на массажные процедуры к логопеду. Тогда можно проводить их дома. В домашних условиях для нормализации произношения можно делать 2 вида логопедического массажа:

  • лица;
  • артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж лица

Процедура проведения несложная, состоит из последовательного массирования определенных линий:

  • от центра лба к височной области, затем от бровей к линии волос;
  • от уголков губ к височной области, затем обратно;
  • от кончика, середины носа, переносицы — к основанию крыльев носа;
  • по носогубной складке от крыльев носа;
  • от центра к уголкам нижней и верхней губы;
  • от центра к мочкам ушей;
  • от грудины по шее к подбородку до мочек ушей, обратно по линии плеча.

Движения по всем линиям поглаживающие, растирающие, вибрационные. Исключение составляют носогубная складка и последний завершающий этап от грудины к подбородку – тут движения будут только поглаживающими.

Логопедический массаж речевого аппарата

Массирование органов ротовой полости оказывает сильнейшее воздействие на артикуляционный аппарат и многие другие системы организма. Перед домашним проведением необходимо проконсультироваться с логопедом, чтобы он обозначил проблему, подсказал способы ее решения. Желательно также несколько первых сеансов провести со специалистом, а потом уже приступать к самостоятельной терапии.

Массажные инструменты могут быть профессиональными или взятыми из бытового окружения. Если нет возможности приобрести логопедические зонды, можно пользоваться пальцами, чайной ложкой, зубной щеткой, ватными палочками.

Перед процедурой рекомендуется проводить разминку для языка: покачивание из стороны в сторону, облизывание губ по часовой стрелке, цоканье (лошадка), укол в щеку языком и другие упражнения.

Условия проведения:

  1. Руки массажиста должны быть чистыми, без повреждений, ногти – подстриженными.
  2. Инструменты моют, дезинфицируют.
  3. Ребенка укладывают на массажный стол или на жесткий матрац так, чтобы ему было удобно. Также можно усадить его на кресло с высоким подголовником
  4. Под подбородок и на грудь кладут чистое полотенце или марлю.
  5. Под язык подкладывают марлю, которая будет впитывать лишние слюнные выделения.
  6. Кончик языка можно обмотать марлей или тканевой салфеткой – так его удобнее придерживать, чтобы он не скользил.

Процесс универсального логопедического массажа в домашних условиях:

  1. Захватить кончик языка, двигать им вправо — влево, вверх-вниз. Затем его прижимают к корню и вытягивают обратно.
  2. Большим пальцем гладить орган от центра к краям, далее совершать круговые движения.
  3. Гладить язык сверху и снизу. Можно это делать гладкой стороной ложки.
  4. Совершать зигзагообразные движения вдоль.
  5. Производить различные вибрационные движения: покачивания, растирания, постукивания.
  6. С помощью зубной щетки производить надавливания и надавливания с покачиванием на язык.
  7. Массировать уздечку, двигая большой палец или выпуклую сторону ложки вверх.
  8. Поверхность языка массировать шершавой тканью или мягкой зубной щеткой.

Можно также аккуратно помассировать щеки и губы изнутри.

Помните:

  • Если ребенку сложно расслабить язык, то взрослый может это сделать сам с помощью потряхивания артикуляционного органа.
  • При гипертонусе все движения должны быть более слабыми, спокойными. Направление при продвижении вдоль языка – от корня к кончику.
  • При гипотонусе движения более активные, сильные. Направление вдоль языка – от кончика к корню.

Определить тонус артикуляционного аппарата легко:

  • при повышенном или гипертонусе язык сжат колбаской, слишком напряжен;
  • при пониженном или гипотонусе орган, наоборот, чересчур расслаблен, не может долго удерживать одно и то же положение.

Постановка звуков [Л], [Ль]

Комплекс упражнений для звуков Л, Ль: «иголочка», «быстрая змейка», «индюшата», «ковшик», «лошадка», «маляр», «дятел», «ступеньки», «пароход», «охотник».

Способы и приёмы постановки звуков Л, ЛЬ..

При отсутствии звука постановка осуществляется в 2 этапа:

  1. Постановка [л] межзубного. Ребёнку предлагается произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко, с напряжением органов артикуляции, затем произносить сочетание с просунутым между зубами языком.Когда звук станет чётким необходимо затормозить движение нижней челюсти. У детей со стёртой формой дизартрии рекомендуется закрепить такой звук в слогах и словах.
  2. Далее перевести язык в зазубное положение, крепко прижимая язык к альвеолам произносить лы-лы-лы.

При носовом произношении постановка осуществляется так же, как и при отсутствии звука. Прежде всего, необходимо выработать правильное направление воздушной струи.

Постановка звука [Л] при межзубном произношении. Если ребёнок произносит так несколько групп звуков, особое внимание уделяется развитию моторики кончика языка. Постановка проводится как и при его отсутствии. Можно использовать механическую помощь – шпателем поднять язык за верхние резцы и придерживать его до тех пор, пока это положение не зафиксируется у ребёнка.

Постановка звука [Л] при замене [л] звуком [й].

При замене [л] звуком [й] при открытом рте положить на среднюю часть спинки языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

При замене звука [Л] мягким звуком [ль] можно использовать зонд №4. Попросить ребёнка несколько раз повторить слог [ля], затем ввести зонд так, чтобы он оказался между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка. Нажать зондом на язык вниз (вправо или влево).Чтобы опустить среднюю часть спинки языка можно выполнить следующее упражнение: упереться с силой языком в верхние резцы и несколько раз произнести слог кы. Затем резко открыть рот (можно помочь нажатием на подбородок). Данный приём не подходит для детей с боковым произношением.

Во время произнесения [а] нужно «стучать» языком в верхние резцы. Выдох должен быть горячим, ровным и непрерывным.

В некоторых случаях быстрее и чётче звук получается в обратном слоге. Произносить длительно [а], затем «прикусывать» кончик высунутого расслабленного языка: [ааалл-ааал-ааллааллааа].

От звука [в] ставится смешанным способом. Попросить ребёнка произносить слог вас просунутым между губами языком, затем следует отодвинуть нижнюю губу пальцем.

Подобный приём можно использовать от сочетания [бл](«индюк»). Во время произнесения сочетаний блблблпостепенно отодвигать губы в стороны, а язык вглубь рта ( вначале по губам – [блблбл], затем по верхним зубам и далее по альвеолам).

Предложить ребёнку дать возможно полное напряжение в области плечевого пояса, для чего нужно нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.

Двумя пальцами – указательным и безымянным – провести лёгкий нажим снаружи шеи так, чтобы каждый палец находился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти.

При боковом произношении звука следует вначале добиться правильной воздушной струи и прямого положения языка. Следует переключить ребёнка с неправильной артикуляции. Для этого подходят способы № 1, 8,9.

Основная трудность в постановке звука [Л] заключается в том, что произнося звук правильно, ребёнок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребёнка к тому звуку, который получается в момент его постановки.

Советы родителям

Для того, чтобы логопедический зондовый или домашний массаж приносил пользу и только положительные эмоции ребенку, родители должны следовать таким советам:

  1. Используйте все рекомендованные логопедом приемы для устранения проблемы. Это может быть не только массаж, но и логопедические упражнения, общение с психологом, лечение медикаментами, физиотерапия.
  2. Если массажные процедуры, несмотря на все старания специалиста, вызывают неприятные ощущения у ребенка, нужно придумать какой-то способ поощрения за посещение логопедического кабинета. Например, обещать покупку игрушки или сладостей, которые хотел бы получить малыш.
  3. Больше общайтесь с ребенком, следя за своим и его произношением. Исправляйте его ошибки, проговаривайте несколько раз правильное произношение.
  4. Чаще делайте артикуляционную гимнастику.
  5. Играйте с воспитанником в логопедические игры, способствующие устранению проблем с произношением.
  6. Не стоит переживать, если после первого-второго курсов процедур нет результатов: малыш по-прежнему говорит неправильно. Часто требуется по 3-4 курса, чтобы достигнуть требуемого эффекта. Все обязательно получится! Главное, верить в свои силы и способности своего ребенка.

Похожие записи:

  1. Массаж для развития речи — логопедические воздействия Массаж в целях коррекции и развития речи проводят различными способами….
  2. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  3. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
  4. Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…

Постановка звука [Й]

Комплекс упражнений:

  • «почистим зубки»,
  • «иголочка»,
  • «горка»,
  • «катушка»,
  • «язык силач».

Способы и приёмы постановки звука [Й].

Часто удаётся поставить звук по подражанию. Полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении [ййй].

Ребёнок произносит несколько раз сочетание [аиа] или [иа]. Выдох несколько усиливается в момент произнесения [и], и сразу без перерыва произносится [а]. Можно ставить звук сразу в словах, где звук [й] первый.

Ребёнок произносит слог [зя], повторяя его несколько раз. Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть спинки языка, отодвигая его несколько назад до получения нужного звучания.

Произнося длительно звук [хь], обратить внимание на очень тонкую щель между зубами и усиленный выдох.

Если звук [й] заменяется звуком [ль], следует провести дифференциацию, опустить кончик языка вниз шпателем либо по показу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]