Специфика использования песочной терапии на логопедических занятиях


Использование пескотерапии в коррекции речи детей

Автор: Есипова Наталья Анатольевна

Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете.

Пескотерапия (sand-play) — игра с песком как способ развития ребенка.

Благодаря играм с песком развиваю у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; развиваю мотивацию речевого общения; формирую первичные произносительные умения и навыки; пополняю словарь; формирую связную речь; обучаю чтению и письму.

В качестве песочницы использую водонепроницаемый деревянный ящик, наполненный песком.

Для организации игр с песком использую камешки, мелкие игрушки, формочки и предметы.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас — речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Упражнения с песком, используемые мной на логопедических занятиях

«Чувствительные ладошки»

(Т.Д. Зинкевич — Евстигнеевна) — Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. — Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей). — Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

 Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

 Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

 Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

 Создать узоры и рисунки — солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

 «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

 Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

 Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

 Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

 Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

 Выложить фишками геометрическую фигуру.

 Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

 Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

 Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

 Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

 Превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д..

 Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

 Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

 При изучении темы «Ударение»

обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

 Тема «Деление слов на слоги»

осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя — двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

 Игра «Мой город»

. Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

«Чей это след?»

На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

 Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

«Археология».

Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

«Дорожки из песка».

Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

 Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

 Игра «Назови звук»

(Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

 Игра «Найди друга»

(Н.В.Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. — Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка). — Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. — кит — [к’] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к’] – братцы. Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

 Упражнение «Песочный дождик»

(Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

 Игра «Кто это был?»

(Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

 Игра «Какой звук лишний?»

— А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.) — А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок: — р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф) — д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м) — ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р) — з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

 Игра «Эхо»

. Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке. — та-ка-па — па-ка-та — ка-на-па — га-ба-да — па-ба-па — по-бо-по — пу-бу-пу — пы-бы-пы — та-да-та — да-та-да — ла-га-ка — га-ка-га С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

 Игра «Какой отличается?»

(Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

 Упражнение «Песочный ветер»

(дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

 Упражнение «Необыкновенные следы»

. «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: — у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; — обучающиеся чувствуют себя более успешными; — повышается мотивация речевого общения;

— развиваются первичные произносительные умения и навыки;

— пополняется и активизируется словарь;

— корректируется грамматический строй речи, связная речь;

— развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;

— формируются навыки чтения и письма.
comments powered by HyperComments

Игры с песком

Аннотация: данная статья посвящена нетрадиционным формам работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, а именно играм с песком. Автор описывает игры, направленные на развитие всех компонентов речи. Благодаря использованию игр с песком, у детей с нарушениями речи возрастает интерес к логопедическим занятиям, и снижается эмоциональное напряжение.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы воздействия, такие как игры с песком, оптимизируют процесс коррекции речи. Рассмотрим более подробно специфику применения игр с песком на логопедических занятиях.

Игры с песком можно включить на этапе автоматизации поставленных звуков: проговаривать звук [Ш] и одновременно скользить ладонями по песку, выполняя зигзагообразные движения (как змейка) или набрать в руку песок и произносить звук [С], насыпая горку и т.д. Можно проговаривать поставленный звук и чертить пальчиком на песке дорожки, сочетать проговаривание звука с написанием соответствующей буквы. Аналогично может проводиться работа по автоматизации звуков в слогах.

При коррекции лексико-грамматического строя речи можно включить следующие игры с песком: играя в игру «Кого нет?» ребенку необходимо догадаться, какую фигурку засыпали песком, и назвать её (например: нет зайца и т.д.). Играя в игру «Какой, какая?», ребенку необходимо подобрать как можно больше слов-определений (например: лиса – рыжая, хитрая и т.д.).

Игра «Волшебный клад» поможет отработать навык ориентации в пространстве. «В песочнице спрятано много интересных фигурок. Но это ещё не всё. Где-то спрятан волшебный клад. Искать нужно двумя пальчиками, следуя строго по указаниям взрослого: «найди сюрприз в левом нижнем углу и т.д.».

Играя с песком, можно весело и легко работать над коррекцией нарушений слоговой структуры слова. Варианты игр следующие: ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово; ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, убирая или добавляя лишнюю полоску; ребенок оставляет на песке столько «следов», сколько слогов в заданном слове.

Игры с песком помогают в доступной игровой форме овладеть навыками фонематического восприятия, анализа и синтеза. Особенно нравится детям игра «Спрячь ручки» — необходимо прятать руки в песок, услышав заданный звук. Не менее интересно проходит игра: «Два города» — под толстым слоем песка спрятаны заламинированные картинки с дифференцируемыми звуками [С-Ш]; [Р-Л] и т.д.) ребенок откапывает их и раскладывает на две группы. Можно предложить ребенку выбрать фигурки с любым заданным звуком. Так же ребенок, проговаривая слоговые дорожки (КА-ГА-КА), рисует круги на песке.

При рисовании картины из песка можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. Ребенок рисует на песке любой предмет и оставляет с этим словом предложение или небольшую историю.

Игры с песком делают увлекательным процесс письма и чтения. Можно предложить букву «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я», «В» в «З» и т.д. или написать буквы, слоги слова самому. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает ребенку возможность ощутить себя успешным.

Благодаря использованию игр с песком, у детей с нарушениями речи возрастает интерес к логопедическим занятиям, дети чувствуют себя более успешными и сами занятия проходят более увлекательно и интересно. Играя с песком, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства, так свойственного детям с нарушениями речи.

Жердева О.П., учитель-логопед

  1. Использование игр с песком и водой на коррекционных занятиях у детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ
  2. Настольные игры как средство развития речи
  3. Конспект деловой игры для детей с родителями
  4. Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения
  5. Словесные игры для детей и их родителей

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Использование пескотерапии в работе воспитателя логопедической группы.
  • Антонова Жанна Александровна
  • Савосина Олеся Владимировна

Воспитатель «Детский сад № 69 открытого акционерного общества. «Российские железные дороги» г.Брянск

Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: «Песок»

Мариелла Зейц

С самого детства игры с песком становятся самыми любимыми для всех детей. Это самое естественное — ребенок, играющий в песочнице. Все родители покупают малышу формочки, ведерки, совочки для песка. Песочница-это первое место общения и игр одного малыша с другим. Игры с песком способствуют моторному и когнитивному развитию ребенка. Эти игры приятное и созидательное занятие.

Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Она помогает раскрыть индивидуальность каждого ребенка, избавляет от психических затруднений, средства и методы пескотерапии развивают интеллект, повышают мотивацию ребенка к занятиям. Принцип «терапии песка» был предложен Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком положительно влияет на эмоциональное самочувствие детей.

Я и моя коллега, уже много лет работаем с детьми, у которых присутствует нарушение речи. Дети интеллектуально здоровы, потребность в игре у них такая же, как и у сверстников, но у большинства из них нарушена память, внимание и фонематический слух. В играх они часто теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, хотя правила и содержание игры им понятны. Опираясь на свой опыт, мы пришли к выводу, что песочная терапия является одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

В нашей группе созданы специальные условия и подходы в коррекционной работе с детьми для успешного способа передачи материала и освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».

В группу мы приобрели ванночки с песком. В магазинах продают огромное количество игрушек- животные, дома, растения, рыбы, машинки. Игры с песком можно использовать, как индивидуально, так и в подгруппе, или же на фронтальных занятиях. Желание играть и действовать с предметами, возникающее во время игры помогают легче усвоить необходимые слова и выражения, быстрее их запомнить. Ребята лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения. При обучении связной речи мы с моей коллегой обращаем внимание на то, чтобы дети называли отдельные качества и повторяли описание предметов целиком. Так вырабатывается навык связного высказывания.

В песочной игре ребенок и педагог обмениваются идеями, это помогает построить доверительные отношения. Во время этих занятий с песком ребенок концентрирует свое внимание на предмете, забывая о трудностях произношения. Сочетание песочной терапии и использование других игр обогащают словарь ребенка, уточняют знания о предметах, их назначении. Играя с песком у дошкольника возникает чувство безопасности, так как песочный мир, это то место, где можно творить. Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания.

Все игры с использованием песочной терапии делятся на три направления: обучающие- направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Познавательные- с помощью их дети познают многогранность нашего мира.

Проективные игры- осуществляется психологическая диагностика, развитие ребенка.

Все наши лексические темы мы обыгрываем на песке. Мы с моей коллегой с огромным желанием используем песочную терапию в своей практике.

Следующая >

Статья «Песочная терапия в работе логопеда»

Использование песочной терапии в работе логопеда.

Учитель-логопед: Плешанова С.Б

2017год.

Песочная терапия в работе логопеда

Использую песочную терапию с сентября 2014 года. Сначала изучила теоретический материал по теме (книги, журналы, интернет-ресурсы). Далее занималась созданием необходимой развивающей среды. Для этого мне понадобилось необходимое оборудование: 1. Водонепроницаемый деревянный ящик Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо. Если будете заниматься подгруппой (3-4 человека) или индивидуально, его размер – 50 х 70 х 8 см, для групповой работы размер песочницы увеличивается. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. 2. Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок символизирует «линию горизонта». 3. Цветной песок. Дошкольники эмоционально откликаются на яркие впечатления, следовательно, цветной песок необходим. 4. Цветная морская соль. Желательно крупная – её можно использовать для развития мелкой моторики. 5. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см) В набор игрушек могут войти: *Человеческие персонажи *Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.) *Транспорт (наземный, водный, космический, и др.) *Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.) *Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.) *Сказочные герои (злые и добрые) *Бросовый материал *Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.) Словом, всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции». Сбор оборудования для игр не будет обременительным, так как сегодня каждый ребёнок поможет в этом (фигурками из «Киндер — сюрприза», деталями конструкторов и пр.).

Сам принцип терапии песком был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Основные преимущества метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе: * развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями (тактильные ощущения ребёнок получает через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, твёрдое – мягкое, кинестетические ощущения получаются во время движения) *существенно повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности (с одной стороны, ребёнок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет, с другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге – это придаёт уверенность ребёнку, он ощущает себя успешным); *стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность (песок обладает свойством поглощать негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека); *расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения (когда ребёнок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, он проговаривает то, что у него получилось, подражает героям, вступает в диалог); *более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребёнка. Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, я стараюсь сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Пять шагов организации игрового процесса.

Первый шаг – демонстрация песочницы Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, бора символизируют небо. У песочницы есть ещё один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь всё подвластно вашей фантазии».

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.

Четвёртый шаг – формулирование темы занятия, инструкции к играм, основное содержание занятия Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задаёт тему занятия, от его лица ведётся увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведёт игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ,»коронует» и подбадривает каждого из ребят.

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно — развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты: — у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; — успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки; — пополняется и активизируется словарь; — корректируется грамматический строй речи, связная речь; — формируются навыки чтения и письма; — развивается мелкая моторика; В перспективе планирую: пополнить оборудование и создать альбом фотографий.

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Развитие дыхания. Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты: — «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой; — «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой; — «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение; — «Ямка»- ребёнок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке; — «Помоги зайцу» — в песке делается три-четыре углубления- «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы не обнаружила зайца; — Дорога к другу»- на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой; — «Секрет»- в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное; — «Буря»- во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребёнок длительной сильной воздушной струёй вызывает «бурю»

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики — положить ладони на песок или в воду, почувствовать полное расслабление пальцев. — погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки. — погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочерёдно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно. — погрузить пальцы в песок или в воду, и лёгкими движениями создавать «волны».

Артикуляционные упражнения — «»Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде. — «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде. — «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении. — «Часики» — языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде. -«Накажи непослушный язычок» — губами ритмично шлёпать по высунутому языку со звуками «пя-пя-пя», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков

— «Сильный мотор»- произносить звук[ р] , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук[ Р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

— «Слабый моторчик»- произносить [Р] (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

— «Горочка»- набрать в руку песок или воду и произносить звук С, насыпая горку (или выливая воду из ладошки). Вариант этого упражнения выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося звук, засыпать её.

-«Дорожка»- произносит заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлёпывая по песку или воде ладошками.

-«Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком[ Ш]: мышку, мишку, матрёшку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук[ Ш]. Ребёнок, называет игрушку, раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха

— «Весёлые прятки»- прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей.

— «Песочный дождик» — учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребёнок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку. Слоговые сочетания: ба-па,та-да, са — за, ма — на — ма, да — та – да. Слова: кот – год – кот; том – дом — ком; басня – башня – пашня.

— «Новоселье» — в песочнице нарисованы два домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребёнок откапывает их и расселяет в разные дома ( например, в «дом С» и «дом Ш»).

Формирование слоговой структуры слова — «Назови предмет»- учитель-логопед ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребёнку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога и т.д. — «Весёлый поезд»- учитель-логопед рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыплёнок), каждый в своём вагоне. В первом – те, в названии которых один слог, во втором – два, в третьем—три слога. — «Исправь ошибку»- логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску. — «Раздели слово на слоги»- ребёнок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

Совершенствование грамматического строя речи — «Кто знает больше слов?» (на подбор и согласование существительных с прилагательными). Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец – овальный, зелёный; ёлка – пластмассовая , колючая и т.д.). — «Пересчитай»- (на согласование существительных с порядковыми числительными). Учитель-логопед перед занятием прячет в песке игрушки и предлагает ребёнку откопать их и пересчитать (первая машина, второй кораблик и т.д.) — «Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Учитель-логопед предлагает ребёнку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слонёнок и т.д.) — «Один-много» (на употребление существительных в родительном падеже множественного числа). Учитель-логопед предлагает ребёнку присыпать песком предметы, проговаривая свои действия (одна чашка- много чашек, одно блюдце- много блюдец и т.д.)

Звуковой анализ слова и предложения На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности. — «Слово рассыпалось». Ребёнок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет из них слова. — «Волшебные превращения». Учитель-логопед предлагает детям написать слово (1, 2-сложное), а затем превратить его в другое, заменив один звук (букву) (рак-мак). -«Секретное письмо». Учитель-логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

Обучение грамоте -«Напиши на песке»- ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребёнок читает. Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребёнком слово.

Развитие связной речи При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. — «Дорисуй картинку и составь предложение» — логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение. («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия. — «Начни предложение» — ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу. — «Друзья»- при рисовании на песке ребёнок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»). Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа.

РИТУАЛ «ВХОДА» В «ПЕСОЧНУЮ СТРАНУ».

В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди Чтоб злодеев побеждать, Мало просто много знать Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным А ещё желательно Делать всё внимательно!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Здесь нельзя кусаться, драться! И нельзя песком кидаться! Можно строить и творить: Горы, реки и моря — Чтобы жизнь вокруг была! Никого не обижать, Ничего не разорять! Это мирная страна Дети, поняли меня!

РИТУАЛ «ВЫХОДА» ИЗ «ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ».

В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок.

www.Logopedy.ru

Ярошевич Т.Я., учитель-логопед, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 12 г. Белгород, Россия Оригинал статьи Сертификат: не выдан

Все мы помним, как в детстве любили играть с песком, с каким удовольствием мы строили замки, тоннели, города, варили супы и каши из песка и кормили ими кукол. Ведерко, совочек, формочки — первое, что приобретают ребёнку родители. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок. При этом обязательно работают обе руки, а не одна, ведущая. Между руками ребенка и песком возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, нарисовать целые картины. В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, здесь ему комфортно, все понятно и близко. Естественная потребность детей играть с песком навела нас на мысль использовать песочницу в своей работе. Ведь посредством песочной терапии можно не только гармонизировать психоэмоциональное состояние, но и решить непосредственно коррекционно-развивающие задачи. В логопедическом кабинете размещены два песочных ящика, размером 50х70х8 см, выкрашенные в голубой цвет. Один используется для рисования песком на стекле – песочная анимация (с подсветкой), а второй как песочница. Песок в них просеян, промыт и подвергнут обработке — прокаливанию в духовке. Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии [1, 4]. Основные преимущества метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе:

• развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями (тактильные ощущения ребенок получает через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, гладкое – острое, твердое – мягкое, кинестетические ощущения получаются во время движения) [2, 6]; • существенно повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности (с одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет, с другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге — это придает уверенность ребенку, он ощущает себя успешным); • стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность (песок обладает свойством поглощать негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека) [1, 5]; • расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения (когда ребенок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, он проговаривают то, что у него получилось, подражает героям, вступают в диалог); • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель-логопед может сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи более интересной, увлекательной, более продуктивной. Для организации игр с песком понадобится большое количество различных пластмассовых фигурок (в том числе используются фигурки из киндер-сюрпризов), маленькие настольные игрушки, природный и бросовый материал. Весь материал подбирается по лексическим темам. Техника рисования песком на стекле (песочная анимация) проста. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений. Например, предложить ребенку побыть волшебником, превращая буквы: букву Л – в букву А, букву Г – в букву Т и т.п. [2, 28]. Главное включить фантазию и не бояться экспериментировать. Описанные ниже игры-упражнения используются как для индивидуальной коррекционной работы, так и для подгрупповой. Артикуляционные упражнения. «Накажи непослушный язычок» — губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «пя-пя-пя», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку. «Барабанщик» — языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами, произнося звук д-д-д, одновременно указательными пальцами обеих рук ритмично, в такт щелчкам, «стучать по песку». «Утюжок» — широким кончиком языка поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении. «Катание шарика» — языком делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении. Упражнения для развития дыхания. «Песочный ветер». Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. Ребенок дует в коктейльную трубочку на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу. «Волшебный ветерок». В песочницу насыпается немного песка, чтобы при сдувании было видно дно. Ребенок дует в коктейльную трубочку и «рисует» на песке предложенные учителем-логопедом буквы. «Ровная дорога». От детской машинки учитель-логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой. «Волшебный коврик». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение. Формирование кинестетических ощущений и мелкой моторики рук. «Скачут лошадки». Детям предлагается, проговаривая слова, «скакать по песку»: «По дороге белой, гладкой, скачут пальцы, как лошадки». «Аты-баты». Предлагается, проговаривая слова, «шагать по песку»: «Аты-баты, шли солдаты. Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар». Автоматизация и дифференциация звуков. Автоматизация изолированных звуков. «Горка». Ребенку предлагается взять в оба кулачка песок и насыпать его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». А затем разрушить свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш». «Мотор». Ребенок произносит звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – ребенок в толще песка ищет игрушку – машину. Найдя её, произносит этот звук. «Ищем клад». Ребенку предлагается выбрать из наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком [С] и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать её. Автоматизация и дифференциация звуков в слоге. «Строим дорожку». Ребенку предлагается построить на песке дорожку из листочков, «прошагивая» двумя пальчиками по дорожке, повторять заданные учителем-логопедом слоги (например: «сва-сво-сву», «сма-смы-смо»). А затем рядом построить дорожку из камешков, шагая по ней повторять слоги «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо». (Речевой материал зависит от уровня речевой подготовки ребёнка и стадии автоматизации звука). Автоматизация и дифференциация звуков в слове. «Найди игрушку». Учитель-логопед закапывает в разных местах песочницы игрушки, в названии которых есть звуки [С] и [Ш]. Затем предлагает ребенку раскопать песок и назвать, с каким звуком в названии он нашел игрушку. Развитие фонематического слуха и восприятия. «Веселые прятки». Прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей. «Песочный дождик». Учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребенок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку. Слоговые сочетания: ба – па, та — да, са – за, ма – на – ма, да – та – да. Слова: кот — год – кот; том — дом – ком, басня – башня – пашня. «Новоселье». В песочнице нарисованы два домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребенок откапывает их и расселяет в разные дома (например, в «дом С» и «дом Ш»). Слоговая структура слова. «Назови предмет». Учитель-логопед ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребенку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога и т.д. «Веселый поезд». Учитель-логопед рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок), каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога. Звуковой анализ слова и предложения. «Слово рассыпалось». Ребенок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет из них слова. «Волшебные превращения». Учитель-логопед предлагает детям написать на песке слово (1, 2-сложное), а затем превратить его в другое, заменив один звук (букву) (РАК-МАК). «Секретное письмо». Учитель-логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему. Формирование лексико-грамматических представлений. «Кто знает больше слов?» (на подбор и согласование существительных с прилагательными). Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец — овальный, зеленый; елка – пластмассовая, колючая и т.д.). «Пересчитай» (на согласование существительных с порядковыми числительными). Учитель-логопед перед занятием прячет в песке игрушки и предлагает ребенку откопать их и пересчитать (первая машина, второй кораблик и т.д.) «Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Учитель-логопед предлагает ребенку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слоненок и т.д.). «Один-много» (на употребление существительных в родительном падеже множественного числа). Учитель-логопед предлагает ребенку присыпать песком предметы, проговаривая свои действия (одна чашка – много чашек, одно блюдце – много блюдец и т.д.). Развитие связной речи. «Что у нас, а что у вас?» (составление распространенных предложений, усвоение степеней сравнения прилагательных). Учитель-логопед рисует на песке улицу (дома, деревья), ребенку предлагается дорисовать картину и закончить фразу (в нашем городе улицы длинные,… а в нашем городе еще длиннее; в нашем городе дома большие, … а в нашем городе еще больше.). «Предложение договори, и его ты повтори» (на употребление глаголов в единственном и множественном числе). Учитель-логопед рисует на песке детенышей домашних животных, ребенку предлагается дорисовать одного детеныша и закончить фразу (котята лакают, а котенок…(лакает); щенята бегут, а щенок… (бежит). Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Список литературы 1. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 66 с. 2. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с. 3. Кузуб, Н. В., Осипук, Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста / Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук // Вестник практической психологии образования. — 2006. — №1. – C. 66-74. 4. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / Т.Б. Филичева. — М.: Просвещение, 2009г.

Social commentary Cackle

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]