Для учителя-логопеда.Классификация звуков русского языка.

Профилактика нарушений письма: развитие фонематических процессов с использованием пособия «План – схема характеристики звука»

В конце первого класса у, казалось бы, вполне подготовленных к школе учеников выявляется нарушение письма. Родители приходят в состояние растерянности — почему у ребенка в письменных работах так много ошибок? Высказывают мнение о недостаточной квалификации учителя, ругают ребенка в его невнимательности и заставляют переписывать письменные задания. Ребенок старается, но положительных сдвигов наблюдается недостаточно. В результате, угасает интерес к предмету, снижается мотивация к обучению («сколько ни стараюсь – ничего не получается») и общее эмоциональное состояние.

Основной причиной появления значительного количества ошибок при письме является недостаточная сформированность фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, т.е. неумение ребенка определить последовательность звуков в слове и характеристику каждого звука. Данные процессы являются «фундаментом» освоения навыками письма и чтения и должны формироваться и развиваться как можно раньше — с дошкольного периода развития.

Основой для обучения детей правописанию является учение о фонемном составе слова. Все программы графоорфографических действий, которые необходимо выполнить при написании слов, базируются на фонематическом анализе.

Д.Б. Эльконин писал, что от уровня осознания ребенком звуковой действительности языка и строения звуковой формы слова зависит усвоение не только грамоты, но и грамматики, и орфографии.

Звук – единица абстрактная. Она не подкреплена сильной чувственной основой, как буква. Букву можно создать своей рукой, нарисовать, вырезать (т.е. включить наглядно-действенное мышление). Детям с речевыми нарушениями осознание звука, как единицы речи, дается еще сложнее. Они часто путают понятия «звук » — «буква », «гласные и согласные звуки », с трудом применяют в своей речи термины, используемые при изучении звукового анализа. В основе ошибок также могут лежать недостаточно продуманные методические приемы обучения — введение в работу всего спектра характеристик звуков в течение слишком короткого времени, в результате чего не успевает сформироваться связь «звук – артикуляция – термин».

Для предупреждения появления ошибок в письменных работах детей, связанных с недостаточной сформированностью навыков звукового анализа и синтеза, необходимо использовать такую технологию обучения, которая предполагает поэтапное, последовательное, логически построенное изучение всех характеристик звуков. Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала.

Дидактическое пособие «План – схема характеристики звука» помогает учащимся осознать, что такое «звук» и «прочувствовать» его, подключая другие анализаторы. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином. С опорой на план-схему дети учатся давать характеристику любому звуку. Кроме того, данное пособие способствует выработке алгоритма действий и оказывает помощь в планировании речевого высказывания, что является сложной задачей для детей с нарушением речи.

Цель: развитие фонематических процессов и формирование навыков звукового анализа и синтеза слов у учащихся начальных классов с нарушением письма:

  • обучать умению различать звуки и характеризовать их по основным акустическим и артикуляционным признакам;
  • тренировать в использовании правильной терминологии в самостоятельной речи, активизировать речевые высказывания;
  • учить применять полученные знания и умения при выполнении звуко-буквенного и фонетического разбора слова;

Виды чередований

Есть два вида чередований звуков – позиционные и непозиционные. Позиционные

чередования вызваны фонетическими условиями: положением ударения и свойствами соседних звуков. Совокупность таких условий называется фонетической позицией. Все приведённые до сих пор примеры чередований были позиционными.

Непозиционные

чередования вызваны причинами, находящимися вне компетенции фонетики. Их также называют грамматикализованными или морфонологическими. Например, чередование [о || á] в корнях слов
удвоить – удваивать
,
копать – закапывать
обусловлено наличием или отсутствием суффикса
-ива
. Убедиться в этом просто. В словах
удвоить
и
удваивать
корневой гласный находится в одной и той же фонетической позиции – под ударением, между звуками [в..и]. Следовательно, это чередование не обусловлено фонетической позицией. Напротив, исчерпывающий подбор однокоренных слов с суффиксом
-ива
и без него показывает, что причина чередования именно в наличии этого суффикса.

Фонетика рассматривает только позиционные чередования. Непозиционные будут рассмотрены далее, в рамках тех словообразовательных и словоизменительных процессов, в которых они проявляются.

Таблица звуков для логопедии

Логопедические онлайн упражнения

Логопедия гласных букв:
| | | | | | | | | |
Трудные гласные буквы:
е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв:
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы:
б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Онлайн упражнения () — это и база для успешного обучения в школе. Некоторые логопедические нарушения исчезают у детей с возрастом. Здесь на сайте вы найдете упражнения на постановки всех звуков русского алфавита, а еще обучите ребенка читать. Нормально развивающиеся дети обладают способностями к овладению языком. Логопедические дети нуждаются в целенаправленной систематической заботе. На подгрупповых логопедических занятиях, дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. Речь это важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Ведите специальный журнал успехов детей. Можно это делать на специальном ютуб канале.

Слоговые таблицы применяются на этапе автоматизации поставленных звуков у детей младшего школьного возраста, овладевших техникой послогового чтения. Так же можно адаптировать слоговые таблицы для развития звукового анализа и синтеза слов, для развития техники чтения (способом наращивания слов). Инструкция по применению: 1. Читаем первый слог левого столбика, добавляем автоматизируемый звук и присоединяем к нему гласную, главное условие — получить слово. образец: (ЛУ – Ш – А — ЛУША) 2. Называем автоматизируемый звук, присоединяем гласную из правого столбика. Подбираем слог или букву из крайнего правого столбика – получаем слово. образец: (Ш – А — Г — ШАГ) — Автоматизация звука Ш — Автоматизация звука С — Автоматизация звука З — Автоматизация звука Л — Автоматизация звука Р

Работа с звуковыми таблицами

Работа со слоговыми таблицами может идти по двум направлениям, в зависимости от вида речевого нарушения у ребенка. В случае ФФН акцент делается на внимательное вслушивание в последовательность произносимых взрослым слогов и медленное и точное проговаривание. Поначалу ребенок не только слушает слоги, но и смотрит в лицо говорящего, чтобы видеть артикуляцию и правильно ее воспроизвести. Затем взрослый произносит слоги, закрыв лицо «экраном» (листком бумаги), чтобы ребенок опирался только на слух. Некоторым детям бывает легче повторить слоги с закрытыми глазами (за счет большей концентрации слухового внимания). Можно предложить ребенку поиграть в «Разведчиков» или в «Телефон». Инструкция: «Внимательно послушай и повтори, как я».

Дизартрия и таблицы

Слоговые таблицы хорошо использовать при коррекции стертой формы дизартрии. Когда ребенок умеет правильно произносить оба отрабатываемых звука, но ему не хватает скорости движений языка для переключения с одного звука на другой (например, с верхних звуков Ш, Ж на нижние С и З). В таком случае акцент делается именно на скорость произнесения этих слогов. Разумеется, начинаем работу с медленного повторения слогов, постепенно наращивая темп.

Звуки в русском языке таблица

Наша речь связана с движениями речевого аппарата. При дефектах звукопроизношения большое место в логопедической работе занимает артикуляционная гимнастика, которая применяется как при постановке звуков, так и на этапе автоматизации звуков. Логопедами предлагаются упражнения и игры, которые направлены на автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях и речи. Тонкие движения артикуляционного аппарата способствуют совершенствованию движений и формированию правильной речи ребёнка. На этой странице список материалов логопедов по теме автоматизация звуков.

Буквы и звуки таблица для логопеда

Когда малыш проходит 5-летний рубеж, у него формируется правильное произношение. Конечно, далеко не всегда ситуация безоблачная, но исправить дефекты можно без проблем, если выполнять логопедические упражнения на звук «р». Специалисты утверждают, что не надо бить тревогу по пустякам, но следить за развитием ребенка необходимо.

www.Logopedy.ru

В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и голосообразующий аппарат – голосовые складки.

Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

согласные – все остальные.

Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:

носовые – [м], [м‘], [н], [н‘];

ротовые – все остальные.

Классификация звуков по работе голосовых складок:

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

сонорные – [й], [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘], [р], [р‘];

звонкие – [в], [в‘], [з], [з‘], [ж], [б], [б‘], [д], [д‘], [г], [г‘];

глухие – [ф], [ф‘], [с], [с‘], [ш], [п], [п‘], [т], [т‘], [к], [к‘], [х], [х‘], [ч], [щ].

Классификация согласных звуков по способу образования:

смычно-взрывные – [п], [п‘], [б], [б‘], [т], [т‘], [д], [д‘], [к], [к‘], [г], [г‘];

смычно-проходные – [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘];

щелевые (фрикативные) – [ф], [ф‘], [в], [в‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ш], [ж], [щ], [й], [х], [х‘];

смычно-щелевые (аффрикаты) – [ц], [ч];

дрожащие (вибранты) – [р], [р‘].

Классификация согласных звуков по месту образования:

губно-губные – [п], [п‘], [б], [б‘], [м], [м‘];

губно-зубные – [ф], [ф‘], [в], [в‘];

переднеязычные: кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л‘], [р], [р‘], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т‘], [д‘], [н‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ц];

среднеязычные – [й];

заднеязычные – [к], [к‘], [г], [г‘], [х], [х‘].

Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

мягкие – [й], [щ], [ч], [т‘], [д‘], [н‘], [б‘], [в‘], [г‘], [с‘], [р‘] и др.;

твёрдые – [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.

Классификация гласных звуков по степени подъёма языка в ротовой полости:

верхний подъём – [и], [ы], [у];

средний подъём – [э], [о];

нижний подъём– [а].

Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:

гласные переднего ряда – [и], [э];

гласные среднего ряда – [ы], [а];

гласные заднего ряда – [у], [о].

Классификация гласных звуков с учётом лабиализации:

лабиализованные – [о], [у];

нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а].

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Таким образом, видно, что все звуки русского языка взаимосвязаны и взаимозависимы. Логопед должен хорошо знать фонетическую систему родного языка, чтобы в каждом отдельном случае решать с чего начать, на что опереться при работе по формированию или уточнению произношения любого звука.

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению

Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2002.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Social commentary Cackle

Фонематическая система и ее развитие в онтогенезе

Виктория Демидова

Фонематическая система и ее развитие в онтогенезе

Звуки речи, не обладая собственным значением, являются средством для различения слов. Изучение различительной способности звуков речи является особым аспектом фонетического исследования и носит название фонологии. Фонологический, или функциональный, подход к звукам речи занимает ведущее положение в изучении языка.

Фонетическая и фонематическая системы являются основным образованием инструментального уровня речевой функции. Это — система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи.

Фонетическая система речи включает многообразие звуков, обладающих характерными фонематическими признаками, имеющими значение для определенной языковой системы. Кроме того, в фонетическую систему входят ритмико-интонационные (просодические)

компоненты – слог, ударение, интонация.

Фонематическая система — это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов. Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи.

Фонология возникла в России в 70-х годах XIX века. Её основоположником является И. А. Бодуэн де Куртенэ (1963, который ввёл понятие фонемы, противопоставив его понятию звука. Продолжателем идей Бодуэна позднего периода был его ученик Л. В. Щерба, который в 1912 году выявил звуковые факторы, обусловливающие членение речи на фонемы, и указал на смыслоразличительную функцию фонемы. Л. В. Щерба признал, что «все фонемы каждого языка образуют единую систему противоположностей, где каждый член определяется серией различных противоположений как отдельных фонем, так и их групп» (1948, с. 20)

.

В. К. Орфинская (1946)

указывала о том, что
фонематическая система выполняет ряд функций, необходимых как для восприятия, так и для воспроизведения не только устной, но и письменной речи. К функциям фонематической системы, по данным автора,относятся: слухопроизносительная дифференциация фонем; фонематический анализ и синтез; смыслоразличение.
Р. Е. Левина (1968)

выделила этапы
развития фонематического восприятия в процесс онтогенеза.
На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи.

На втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем взрослые. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, произносимые так, как он их сам произносит.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. На этом этапе сосуществуют прежний косноязычный и новый формирующийся языковой фон. Речь ещё остается неправильной, но в ней начинается приспособление к новому восприятию, выражающееся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

На четвертом этапе получают преобладание новые образы восприятия звуков. Однако языковое сознание ещё не вытеснило предшествующую форму. Фонематическая дифференциация еще сформировалась не окончательно, что проявляется при восприятии незнакомых слов. Активная речь ребенка достигает почти полной правильности.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. Основным моментом этой стадии является различение ребенком правильного и неправильного произношения. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Первые три этапа ребёнок проходит в раннем детстве (до 3 лет, в дошкольном возрасте он проходит две последние стадии.

А. Р. Лурия (1956)

подчеркивал, что высшей категорией
фонематического слуха является формируемая под влиянием обучения способность выделять звуки в слове, устанавливать их последовательность.
Нарушение формирования фонематической системы детской речи оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие лексического, морфологического, семантического компонентов языковой способности. Кроме того, чем прочнее сформированы навыки фонематических функций, тем успешнее будет дальнейшее обучение ребёнка.

Список литературы:

1. Орфинская В. К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте//Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена. — 1946.

2. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1968

3. Аванесов Р. И. Фонетика современного русского языка. — М.: Изд-во

Моск. ун-та, 1956

4. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. — М.: Педагогика, 1977.

5. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей//Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968

Система фонем русского языка логопедия

В русском литературном языке 5 гласных и 37 согласных фонем.

Гласные различаются по степени подъема языка и наличию или отсутствию лабиализации (огубления) (табл. 1).

Табл.1 Система гласных фонем

ПодъемЛабиализация
нелабиализованныелабиализованные
Верхний|и||у|
Средний|е|
Нижний|а|

Как сонорные, так и шумные согласные различаются по месту образования (в зависимости от того, какие органы участвуют в артикуляции) и по способу образования (табл. 2).

Табл.2 Система согласных фонем

Способ образованияМесто образования
ГубныеПереднеязычныеСреднеязычныеЗаднеязычные
Губно-губныеГубно-зубныеЗубныеПередненёбныеСредненёбныеЗадненёбные
Смычные|п| |б| |п’| |п’||т| |д| |т’| |д’||к’| |г’||к| |г|
Смычно-щелевые (аффрикаты)|ц||ч|
Щелевые|ф| |в| |ф’| |в’||с| |з| |с’| |з’||ш| |ж| |ш’’| |ж’’| |j||x’||x|
Носовые|м| |м’||н| |н’|
Боковые|л| |л’|
Дрожащие|р| |р’|

Согласные делятся также на твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Примечание. Если во всех возможных словоформах, содержащих какой-либо морф, та или иная фонема в составе этого морфа остается в слабой позиции, то такая звуковая единица (гласная или согласная) является гиперфонемой. Например, в слове собака первая гласная фонема, представленная фонетически только звуком [л], является гиперфонемой, выступающей в позиции неразличения гласных фонем |о| и |а|; в слове второй первая согласная фонема, фонетически |ф|, представляет собой гиперфонему, находящуюся в позиции неразличения согласных фонем |ф|, |ф’|, |в| и |в’|.

Важнейшие позиционные (фонетически обусловленные) реализации фонем.

Табл.3 Позиционные реализации гласных фонем

ГласнаяВ начале словаВ первом предударном слогеВ остальных безударных слогах
после парных твердых согл. и цпосле |ж|, |ш|после мягких согласныхпосле твердых согласныхпосле мягких согласных
123456
|е| |о| |a||ыэ| |^| |^||ыэ| |^| |^||ыэ| |ыэ| |^||ие| |ие| |ие||ъ| |ъ| |ъ||ь| |ь| |ь| или |ъ|

Таким образом, во всех безударных положениях (кроме позиции первого предударного слога после |ж|, |ш|) гласные |о| и |а| не различаются. Это явление называется аканьем.

Примечание. В слове бог согласная |г| оглушается в [х]: бо[х].

Нормативно-правовая документация по логопедии

Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 4 до 5 лет Таблица 1;

‘ ——_ _ № тестовых заданий Параметры оценки ———1 блок2 блок3 блокКоличество баллов
012345678910111213141516171819202122Макс.Реальн.
Знания об окружающем мире1212
Состояние лексиконаОбъем словаряаудирование4102
говорение4410556
Системная организация словаряаудирование9
говорение4105
Граммат—ическая компетенцияСловообразованиеаудирование45597
говорение5556
Словоизменениеаудирование88
говорение86
Синтаксисаудирование588
говорение56
Фонолог—ическая компетенцияФонематикааудирование81060
говорение65
Просодикааудирование33
говорение63
Звуковой анализ и синтез610
Звукопроизношение
Психолог—ическая база речиВербальная память4410120
Словесно-логическое мышление491058
Речевое внимание585633
Максимально1218712369
Реально
ИТОГОМаксимально — 391
Реально

Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 4 до 5 лет Фамилия, имя_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _Дата рождения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Таблица 1а

———№ тестовых заданий Параметры оценки ———1 блок2 блок3 блокКоличество баллов
012345678910111213141516171819202122Макс.Реальн.
Знания об окружающем миреX12
Состояние лексиконаОбъем словаряаудированиеX102
говорениеXXXXX
Системная организация словаряаудированиеX
говорениеXXX
Граммат—ическая компетенцияСловообразованиеаудированиеXXX97
говорениеXXXX
СловоизменениеаудированиеXX
говорениеXX
СинтаксисаудированиеXXX
говорениеXX
Фонолог—ическая компетенцияФонематикааудированиеXX60
говорениеXX
ПросодикааудированиеXX
говорениеXX
Звуковой анализ и синтезXX
Звукопроизношение
Психолог-ическая база речиВербальная памятьXX120
Словесно-логическое мышлениеXXXXX
Речевое вниманиеXXXXXX
Максимально1218712369
Реально
ИТОГОМаксимально — 391
Реально

Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 5 до 5 лет Таблица 1;

——— № тестовых заданий Параметры оценки _ _1 блок2 блок3 блокКоличество баллов
012345678910111213141516171819202122232425Макс.Реальн.
Знания об окружающем мире1212
Состояние лексиконаОбъем словаряаудирование789
говорение40568
Системная организация словаряаудирование8528
говорение
Граммат-ическая компетенцияСловообразованиеаудирование87101
говорение65614
Словоизменениеаудирование3
говорение66644
Синтаксисаудирование3
говорение66443
Фонолог-ическая компетенцияФонематикааудирование959
говорение65
Просодикааудирование633
говорение633
Звуковой анализ и синтез69
Звукопроизношение
Психолог-ическая база речиВербальная память4058143155
Словесно-логическое мышление85253
Речевое внимание8566614359
Максимально12187и1473
Реально
ИТОГОМаксимально — 416
Реально

Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 6 до 5 лет Фамилия, имя_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дата рождения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Таблица 1а

» -_ _ _ № тестовых заданий Параметры оценки » _ _1 блок2 блок3 блокКоличество баллов
012345678910и1213141516171819202122232425Макс.Реальн.
Знания об окружающем миреX12
Состояние лексиконаОбъем словаряаудированиеX89
говорениеXXXX
Системная организация словаряаудированиеXX2X
говорение
Граммат-ическая компетенцияСловообразованиеаудированиеXX101
говорениеXXXX
СловоизменениеаудированиеX
говорениеXXXXX
СинтаксисаудированиеX
говорениеXXXXX
Фонолог-ическая компетенцияФонематикааудированиеX59
говорениеXX
ПросодикааудированиеXXX
говорениеXXX
Звуковой анализ и синтезXX
Звукопроизношение
Психолог-ическая база речиВербальная памятьXXXXX155
Словесно-логическое мышлениеXXXX3
Речевое вниманиеXXXXXXXXX
Максимально12187и1473
Реально
ИТОГОМаксимально — 416
Реально

Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 7 до 5 лет Таблица 1;

‘ —№ тестовых заданий Параметры оценки ———1 блок2 блок3 блокКоличество баллов
01234567891011121314151617181920212223242526Макс.Реальн.
Знания об окружающем мире1414
Состояние лексиконаОбъем словаряаудирование106
говорение4767
Системная организация словаряаудирование76311
говорение856
Граммат-ическая компетенцияСловообразованиеаудирование8611156
говорение6589
Словоизменениеаудирование
говорение7714610
Синтаксисаудирование8142
говорение6610103
Фонолог-ическая компетенцияФонематикааудирование973
говорение107
Просодикааудирование644
говорение644
Звуковой анализ и синтез109
Звукопроизношение
Психолог-ическая база речиВербальная память473119102163
Словесно-логическое мышление7638932
Речевое внимание5879644
Максимально14202193103
Реально
ИТОГОМаксимально — 512
Реально

Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 7 до 5 лет Фамилия, имя_ _ _ _ _ _ _ _ _ _Дата рождения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Таблица 1а

» _ _ _ _ _ № тестовых заданий Параметры оценки 1 ————1 блок2 блок3 блокКоличество баллов
01234567891011121314151617181920212223242526Макс.Реальн.
Знания об окружающем миреX14
Состояние лексиконаОбъем словаряаудирование106
говорениеXXX
Системная организация словаряаудированиеXXXX
говорениеXXX
Граммат-ическая компетенцияСловообразованиеаудированиеXXX156
говорениеXXXX
Словоизменениеаудирование
говорениеXXXXX
СинтаксисаудированиеXXX
говорениеXXXXX
Фонолог-ическая компетенцияФонематикааудированиеX73
говорениеXX
ПросодикааудированиеXXX
говорениеXXX
Звуковой анализ и синтезXX
Звукопроизношение
Психолог-ическая база речиВербальная памятьXXXXXX163
Словесно-логическое мышлениеXXXXXXX
Речевое вниманиеXXXXXXX
Максимально14202193103
Реально
ИТОГОМаксимально — 512
Реально

Сводная таблица результатов обследования звукопроизношения и состояния артикуляционного аппарата Таблица 2

Звуки Произнесений^.свистящиешипящиесонорныепереднеязычныезаднеязычныегубно-зубныетип нарушения
ссь3зьЦшжчЩлльррьнньммьjттьдДЬккьггьXхьввьФфь
Изолированно
В словах
В спонтанной речи
Состояние артикуляционного аппарата
Семиотика нарушений строения артикуляционного аппаратазубочелюстные аномалии: нарушения прикуса (прогнатия/прогения; глубокий/открытый /перекрестный прикус); неправильное положение зубов и изменение их формы (адентия, диастема, сверхкомплектные зубы, зубы измененной формы (шиловидные, бочковидные, клиновидные и др.)) и величины (макро- и микродентия); аномалии языка (макро- и микроглоссия); аномалии уздечек верхней/нижней губы и языка; пороки развития челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, твердого и мягкого нёба, альвеолярного отростка нёба, деформации челюсти, несмыкание губ и др.)
Семиотика двигательных нарушений артикуляционного аппаратапарезы/параличи: спастический или вялый, двусторонний или односторонний (чаще) — девиация языка, сглаженность носогубной складки, провисание нёбной занавески; гиперкинетические нарушения (непроизвольные двигательные акты): собственно гиперкинезы языка, тикоидные гиперкинезы — простые моторные тики (высовывание языка, вытягивание губ, открывание рта), вокальные тики (покашливание, хмыканье, всхлипывание и др.), сложные тики; оромандибулярная дистония (длительный спазм мышц, закрывающих или открывающих рот, часто асимметричный); оролингвальные стереотипии (движения языка, губ; вокализации); оральная апраксия (утрата навыков сложных, скоординированных движений губ и языка без признаков парезов или гиперкинетических нарушений)
Семиотика нарушений голосообразования и речевого дыханияафония, дисфония: нарушения высоты (очень низкий или очень высокий (писклявый) голос), силы (очень тихий/излишне громкий голос), тембра (охриплость, «дребезжащий», «скрипучий» голос и др.), повышенная утомляемость голоса, нарушения ритма речевого дыхания и др.)

Классификация по артикуляционным признакам

В русском языке различают 42 звука или фонемы (от греческого phonema — звук речи): из них 6 гласных и 36 согласных. Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при произнесении звуков.

Мягкое нёбо может находиться в двух положениях. В одном случае оно поднимается и задней частью вместе с маленьким язычком прижимается к задней и боковым стенкам глотки, закрывая проход в носовую полость, вследствие чего выходящая воздушная струя направляется в ротовую полость и образуются ротовые звуки. В другом случае мягкое нёбо опущено и открывает проход выходящей воздушной струе в носовую полость, вследствие чего образуются носовые звуки.

Классификация гласных звуков

Гласные звуки «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У» — звуки речи, состоящие только из голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха не встречает на своём пути преград.

Гласные звуки различают по участию или не участию в артикуляции губ, а также по степени и месту подъема языка.

По участию в артикуляции губ:

В артикуляции лабиализованных гласных, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении звуков «О» и «У» выдвигаются вперед и округляются. При произнесении нелабиализованных гласных, губы находятся либо в нейтральном положении («А», «Ы»), либо в положении улыбки («Э», «И»).

По степени подъема языка к нёбу:

Хотя при произношении гласных звуков в ротовой полости отсутствуют преграды для выходящей воздушной струи, нижняя челюсть опускается по-разному и язык меняет свое положение, поэтому меняется и форма ротовой полости. Язык может находиться внизу (нижний подъем), на средней линии (средний подъем), или подниматься высоко к нёбу (верхний подъем). От степени раскрытия рта и подъема языка зависит звучность гласных.

По месту подъема языка:

При образовании гласных звуков к твердому нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части (передняя, средняя и задняя), меняя тем самым объём и форму полости рта.

Таблица классификации гласных звуков

Классификация согласных звуков

Согласные звуки «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «М», «Мь», «Н», «Нь», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ» — это звуки речи, состоящие или из одного шума, или шума и голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает на своём пути преграды.

Согласные звуки различают по работе голосовых связок, по способу и месту образования, а также по степени напряжения средней части языка.

По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок:

Голосовые складки могут занимать два положения: раскрыты (воздушная струя свободно проходит через них и голос не образуется — глухие согласные) или сомкнуты (воздушная струя, проходя через них, заставляет вибрировать их, и образуется голос — сонорные и звонкие согласные). Большинство звуков русского языка произносится с участием голоса.

По способу образования

Наибольшее количество согласных звуков в русском языке по способу образования — щелевые, при которых подвижные органы артикуляционного аппарата, приближаясь к неподвижным, образуют щель.

По подъёму средней части языка к нёбу

В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, «Л» и «Ль», но есть и непарные звуки: только твердые — «Ш», «Ж», «Ц», только мягкие — «Ч», «Щ», «Й».

Таблица классификации согласных звуков

Предварительный просмотр:

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука.

По артикуляторным признакам все звуки речи делятся две групппы:

Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

В русском языке 42 звука речи: 6 гласных, 36 согласных звуков

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

1. При образовании гласных к небу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знание профилей звуков является необходимым условием в работе учителя-логопеда. Для того,чтобы научить правильно и красиво говорить, для начала, нужно знать положение органов артикуляции. Профили.

Классификация звуков русского языка.

Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными орган.

В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть.

Источник

Содержание методической разработки

Последовательность этапов введения в фонематический анализ с использованием пособия «План – схема характеристики звука».

Модуль «Звуки речи»

  1. Понятие «звуки речи». Привлечение внимания учеников к звукам как явлению окружающего мира. Осмысливание информационной значимости звуков и способа их образования.
  2. Артикуляционный аппарат человека и способы образования звуков речи.
  3. Классификация звуков по способу произнесения – наличие или отсутствия преграды во рту. Упражнения на различение и группировку звуков по наличию или отсутствию преграды во рту.

Примечание: «Звук» — это наименьшая частица речи. Гласные звуки тянутся, а согласные произносятся как «выстрел». Произносить согласные звуки следует кратко, без призвука «э» (бэ, лэ). Звук [а ] [ м] [ б ] [ л ] – твердый звук, [ л’] — мягкий звук.

Модуль «Гласные звуки»

  1. Понятие «Гласный звук ». (Изображение губ в красной рамке.) Формирование и закрепление связи «звук – отсутствие преграды – гласный звук ». Выделение гласных [а о у ы э и ] из групп изолированных звуков.
  2. Обозначение гласных звуков в схеме слова в начале, в середине, в конце. Формирование и закрепление связи «звук – отсутствие преграды – гласный звук – красный цвет»
  3. Определение количества гласных звуков в группе звуков, в словах. Определить сколько звуков в звукосочетаниях : ау, иа, уау, оаиу и т.д.
  4. Понятия «ударный и безударный гласный звук» (Обозначение ударного гласного черным треугольником).

Повторение звукосочетаний с разным ударением: ау’ а‘у ауи‘ ау‘и Отхлопывание ритмических схем: Хх ххХ Ххх Х — громкий хлопок, х – тихий хлопок

Примечание: В русском языке 6 гласных звуков [а о у ы э и ] и 10 гласных букв А О У Э Ы И Я Ё Ю Е. Буквы Я Ё Ю Е обозначают два звука Я [ й’а ], Ё [ й’о ], Ю [ й’у ], Е[ й’э ].

Модуль «Согласные звуки»

1. Понятие «согласный звук». (Изображение губ в синей рамке) Формирование и закрепление связи «звук – наличие преграды – согласный звук». (Акцентируем внимание на том, что вся информация о согласных звуках дается в синей рамке).

Дифференциация гласных и согласных звуков с опорой на органы артикуляции. Закрепление в активной речи терминов «гласный звук», «согласный звук».

2. Мягкие и твердые согласные звуки.

Упражнять в различении и произнесении мягких и твердых согласных звуков с опорой на уклад органов артикуляции и движения губ и языка. Формирование связей «звук – наличие преграды – твердое звучание – синий цвет»; «звук – наличие преграды – мягкое звучание – зеленый цвет» Обозначение определенным цветом мягких и твердых согласных в схемах слов. Запись слогов в две строчки (твердый – мягкий) при изучении пар гласных букв (А – Я, О – Ё, У- Ю, Ы -И, Э- Е).

— мя, ся, лё, бю
— вы, ло, ду, ты

3. Звонкие и глухие согласные.

Классификация согласных звуков по звонкости – глухости с опорой на слуховое восприятие и тактильное ощущение работы голосовых связок. При произнесении звонких согласных голосовые связки вибрируют.

Примечание. Положить ладонь на горло и произносить звуки, акцентируя внимание на вибрацию связок [ж]- [ш], [з] -[с], [р] — [х].

Упражнять в правильном произнесении звуков в изолированном виде без призвука [э].

4. Парные и непарные согласные звуки.

Показать сходство и различие парных согласных. Упражнять в запоминании парных и непарных согласных. Парные звуки имеют одинаковый артикуляционный уклад. В этом их сходство. Различие в том, что в паре один звук звонкий, а другой – глухой. [б]- [п], [б’] -[п‘].

Практический модуль

Примерные виды заданий и упражнений с использованием плана-схемы.

  1. Отгадывание звука по отсутствию или наличию преграды (гласный — согласный )
  2. Дидактическая игра «Скажи наоборот » (твердый – мягкий, звонкий – глухой).
  3. Называние или отгадывание согласного звука по его характеристике (с постепенным усложнением).

— согласный, звонкий (глухой); — согласный, твердый (мягкий); — согласный, звонкий, твердый; — согласный, звонкий, глухой, парный; — согласный, глухой, мягкий, непарный;

4. Характеристика заданного звука по плану (устно, письменно).

[ж] — согл., зв., тв., парн. — [ш].[ч’] — согл., глух., мягк., непарн.
[р] — согл., зв., тв., непарн.[д’] — согл., зв., мягк., парн.— [т’]

5. Характеристика первого звука имени, фамилии и т.д.

6. Выполнение звукового анализа слов. Запись звукового анализа должна производиться только на основе слухового восприятия или картинном материале. Буквенная запись слова не должна быть перед глазами детей.

Примечание. После закрепления твердого навыка выполнения звукового анализа, записывается слово и его звуковой анализ. На первых порах, чтобы исключить возможность видеть слово, можно буквенную запись закрыть листом бумаги. Затем, у ребенка можно спросить «Закрыть слово или можно не закрывать?» Таким образом можно проверить уровень усвоения навыка звукового анализа.

7. Выполнение звукового анализа слов при изучении гласных второго ряда. Рассматривается анализ слов, в которых гласная находится в разных позициях – после согласного, после гласного, когда гласная второго ряда стоит первой в слове.

любит [л’ у б’ и т ] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

Юля [й’у л’а ] – 2 слога, 3 буквы, 4 звука.

каюта [к а й’у т а] – 3 слога, 5 букв, 6 звуков.

8. Фонетический разбор слов: ау, ах, мал, мел, моль и т.д

9. Фонетический разбор слов с мягким и разделительным мягким знаком.

Опыт многолетней логопедической практики показывает, что данная методика позволяет успешно подготовить ребенка к обучению фонематическому анализу, что, по сути, является основой грамоты. Четкое представление о звуках, умение оперировать терминами и последовательно излагать свои мысли развивает речемыслительную деятельность и способствует прочному формированию навыков письма и чтения.

Для проведения дополнительных занятий с младшими школьниками, испытывающими трудности в усвоении программы по предмету «русский язык», рекомендуется использовать Учебно-методический комплект по коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников (автор Прокопьева Т.И.) Дидактическое пособие также возможно использовать и в работе с детьми подготовительной группы. Все задания выполняются на словесном уровне и с использованием цветовых обозначений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]