Слово – это великий властелин, который обладает совершенно незаметным телом, но способен творить чудеснейшие дела. С помощью правильно подобранного слова можно избавить человека от страха или нагнать печаль. Кроме того, подобное средство выражения помогает донести важную информацию до большинства людей. Этим пользовались различные умы древнего мира, которые назывались ораторами. В нашей статье мы поговорим о наиболее известных древнегреческих ораторах и их трудах, которые дошли до наших времен.
Кто такой оратор?
Прежде чем приступить к ознакомлению с основным материалом, давайте для начала разберемся с тем, кто такой оратор и чем он занимается. Если обратиться к словарю современного русского языка, то можно найти несколько определений данному термину, каждый из которых несет определенную долю истины. К примеру, ораторами сегодня называют людей, которые на профессиональном уровне изучают искусство красноречия.
Также многие современные писателями используют данный термин в своих произведениях, представляя читателю персонажей, которые обладают определенным даром речи. Если говорить вкратце, то оратор – это лицо, произносящее определенную речь. В следующих разделах вы найдете имена древнегреческих ораторов и их труды, которыми пользуется и современное поколение.
Теофраст
Обратимся к Теофрасту (III в. до н. э.), ученику Аристотеля. Как мы уже говорили, чаще всего в Античности ссылались на его сочинение «О стиле», где Теофраст выделяет четыре, как он говорит, силы (позже названные «добродетелями стиля»): правильность, ясность, уместность, украшение. Так, Деметрий пишет, что «Теофраст считает красивым слово, которое радует наше представление и слух или указывает на возвышенную мысль, заключенную в нем» (О стиле,
173). Также он написал интересное сочинение «Характеры», где подробнейшим образом разобрал отрицательные человеческие качества и продолжил исследование психологии эмоций, начатое Аристотелем во второй книге «Риторики». «Характеры» давали богатый материал для риторической аргументации — например, чтобы очернить оппонента.
Также Теофраст разработал теорию произнесения речи, завершив тем самым ряд «инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (создание текста высказывания), мемориа (запоминание) и акцио (произнесение)». В разработке этой теории он пользовался опытом актерского искусства греческого театра.
Сократ и Платон
Пожалуй, два самых известных оратора Древней Греции, труды и высказывания которых можно найти и сегодня. По мнению Платона, который считал себя больше ученым, нежели оратором, искусство красноречия основано на знаниях истины, а не на правильном построении предложений и использовании фразеологизмов. Лишь в том случае, если человек будет всесторонне развиваться, он сможет познать природу людских душ и начнет доносить до них слово.
Что касается Сократа, то наиболее известным произведением ученого считается диалог под названием «Федр», в котором известный философ рассуждал о смысле жизни с юношей по имени Федор. Автор придерживался теории о том, что прежде чем начать доносить до собеседника свое мнение, необходимо детального его изучить, как какой-нибудь предмет. После этого можно будет найти правильные рычаги, нажав на которые, вы будете внушать собеседнику доверие и уважение.
Античная риторика
Родина красноречия — Древняя Греция, хотя ораторское искусство с древнейших времен знали и в Египте, Ассирии, Индии, Вавилоне.
Риторика является духовным детищем демократии. Именно демократические формы правления в Элладе V в. до н.э. стали причиной стремительного взлета ораторского искусства. Народное собрание в Древней Греции — верховный орган власти — выносило на всенародное обсуждение вопросы войны и мира, избрание высших долж- ностных лиц, трактовку законов, по которым должно жить государство. Публично решались и судебные дела.
Суд присяжных (гелиэя) был довольно представительным (в нем было около шести тысяч присяжных заседателей). Любой свободный гражданин Афин мог выступить обвинителем; прокуроров и защитников не было, подсудимый защи- щался сам, доказывая судьям свою невиновность.
Так что «правосудие» оказывалось на стороне того, кто, обладая даром слова, умел убедить судей и присяжных в своей невиновности. Ораторское искусство в Древней Греции играло важную роль, по- тому что политику приходилось выступать на народных собраниях, полководцу — перед войском, частному лицу — перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, поминках, которые обычно бывали многолюдными. Владеть словом было жизненной необходимостью для каждого гражданина Эллады.
Различные сферы жизни породили три основных типа красноречия: политическое (совещательное), эпидейктическое (торжественное, парадное) и судебное. Родоначальниками красноречия стали софисты, представители афинской школы философов-просветителей.
Ораторское искусство вначале существовало лишь в устной форме, образцы речей, даже самых интересных, не записывались. Во второй половине V в. до н.э. софистика вводит письменную фиксацию речи. Софисты, «наставники мудрости», считали своей задачей привить ученикам искусство хорошо и убедительно говорить на политические и моральные темы. Для этого их заставляли заучивать наизусть тексты выступлений, считавшиеся образцами красноречия, эталонами для подражания.
На основе практического красноречия софисты развивали и теорию ораторского искусства — риторику. Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике связывают с именами софистов Коракса и Лисия из Сиракуз (середина V в. до н.э.).
Получил признание и вклад в теорию красноречия софиста Горгия Леонтийского (485—380 гг. до н.э.). Этот ритор главное внимание уделял вопросам стиля. Для усиления психологического воздействия речи он приме- нял стилистические средства украшения, известные под названием Горгиевы фигуры. Среди них такие, как антитеза, оксюморон, членение предложений на симметричные части, рифмованные кон- цовки, аллитерации, ассонансы и др.
Горгий придавал очень большое значение слову и его воздействию на слушателей, так как считал, что «слово есть великий властелин, который … может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить». Силою своего убеждения Горгий заставлял больных пить такие горькие лекарства и переносить такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи.
Современники Горгия, софисты Фразимах, Протагор и другие, развивают, обогащают теорию красноречия. Фразимах разработал период — значительное по своей протяженности сложноподчиненное предложение, включающее второстепенные предложения, которые в разных аспектах раскрывают смысл главного.
Протагор назвал ситуативно обусловленные виды речи (просьбу, вопрос, ответ, приказание) и дал их подробную характеристику. Благодаря трудам софистов риторика получает большее признание и входит в круг наук, обязательных для образования граждан.
Необходимо отметить, что отношение к софистам было двойствен- ным. Сначала их деятельность не вызывала критических оценок: софистом именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, искусного в какой-то премудрости, в том числе учености.
Софисты учили приемам доказательства и опровержения, правилам логического мышления. Они знакомили учеников не только с техникой политической и юридической деятельности, но и обучали философии. Софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству. Однако со временем софисты изменили направление своей деятельности.
Главной их задачей становится подбор и применение логических и психологических уловок, с помощью которых можно добиться победы в полемике. Используя диалектику как искусство рассуждения, софисты стали утверждать, что можно доказать все, что угодно. Главное при этом — выбрать правильные средства для доказательства (цель оправдывает сред- ства).
Например, утверждая, что сделать необразованного человека образованным — значит убить его, софист рассуждал следующим образом: «Став образованным, он не будет тем, чем был». Если софиста уличали во лжи, он выворачивался примерно так: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать». В основе всех софистических утверждений лежит единый прием: доведение до абсурда положения об относительности всякого человеческого знания. Не случайно слово «софист» теперь понимается как лжец, обманщик.
Оценивая вклад софистики в развитие риторики, отметим, что, с одной стороны, софисты нужны были афинским гражданам, так как учили их искусству слова, умению убеждать и спорить; но, с другой стороны, манипулирование сознанием, применение ложных, обманчивых доводов требуют объективного осуждения. Эти методы не случайно и в древности вызывали к софистам недоверие, порою враждебность, с чем нельзя не согласиться и нам.
Первый вызов софистам был брошен великим древнегреческим философом Сократом (ок. 470—399 гг. до н.э.). В отличие от софистов, изучавших преимущественно психологическое воздействие речи на слушателей, Сократ на первое место ставит логическое доказательство. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики: он искал истину при помощи бесед и споров.
Выяснение истины в споре называлось эристикой. Составными частями сократовской эристики были ирония и майевтика (в пер. с греч. — искусство повивальной бабки).
Ирония выражалась в умении философа остроумной системой вопросов и ответов завести противника в логический тупик. Майевтика способствовала формированию правильной мысли. Сократ остроумно подметил, что он своим вопросно-ответным методом и логикой способствовал рождению в беседе правильной мысли подобно тому, как повивальная бабка помогает родиться человеку.
Ученик Сократа Платон (427—348 гг. до н.э.) изложил свою теорию красноречия в знаменитых диалогах «Федр» и «Горгий». Центральным персонажем платоновских диалогов является Сократ. Подлинное красноречие, основанное на знании истины, а потому доступное только философу, противопоставлено риторике софистов. В диалоге «Федр».
В беседе философа Сократа с юношей Федром представлен идеал истинного красноречия. Только четко определив какой-либо предмет, можно начинать речь о данном предмете. Сократ советует Федру: «Во всяком деле, юноша, надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается об- суждению, иначе неизбежны сплошные ошибки». Следующая задача оратора — познать истину, т.е. сущность предмета: «Прежде всего, надо познать истину о любом предмете, о котором говоришь или пишешь». Платон подчеркнул важность композиции в ораторской речи.
Порядок в речи проявляется, по мнению автора, в ее построении: «По-моему, сперва, в самом начале речи, должно быть вступление, — говорит Сократ. — а на втором месте — изложение, и за ним — свидетельства, на третьем месте — доказательства, на четвертом — выводы». Сократ подробно описывает построение речи, опираясь на сложившиеся риторические традиции.
Будущему оратору следует прислушаться к размышлению Платона о воздействии речи на душу. Оно звучит так, словно произнесено нашим современником: «Поскольку сила речи заключается в воздействии на душу, тому, кто собирается стать оратором, необходимо знать, сколько видов имеет душа…».
Оратору необходимо соотносить виды речей и«виды души», учитывать состояние человека, понимать, какую душу и какими речами можно убедить. Главная задача ритора — найти, отыскать вид речи, который соответствует каждому характеру. Следовательно, «так и строить и располагать свою речь, т.е. к сложной душе обращаться со сложными, охватывающими все лады речами, а к простой душе — с речами простыми».
По убеждению Платона, подлинного красноречия не существует без знания истины. Ведь истина — это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений. Познавая сущность вещей, чело- век создает правильное о них представление. Оратор, познав природу людских душ, способен внушать свое мнение слушателям. Диалог, в котором участники при помощи искусно поставленных вопросов ищут истину, оказал огромное влияние на становление риторики.
Идеал Платона — не только убеждение, но и поиск истины. Не познав истины, нельзя овладеть искусство мкрасноречия. Это утверждение Платона имеет важную практическую значимость для риторики: слушатель вместе с оратором «проходит» путь поиска истины. Так рождаются ассоциации, сомнения, размышления, т.е. начинается путь от мысли к слову.
Крупнейшим теоретиком античной риторики является древне- греческий философ и ученый Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Он был учеником философа Платона и за двадцать лет, проведенные в Академии учителя, приобрел высочайший авторитет.
Сочинения Аристотеля охватывают весь спектр наук и искусств, существовавших в то время. Известны его трактаты по логике, физике, биологии, фило- софии, этике и политике. В области филологии популярны два сочинения Аристотеля — «Поэтика» и «Риторика», заложившие основы европейского понимания литературного творчества и художественной речи.
В «Риторике» (335 г. до н.э.) автор подробно излагает свои взгляды на основы ораторского искусства. Сочинение состоит из трех книг. Первая книга содержит общие положения, характеризующие предмет риторики и виды ораторской речи. По мнению Аристотеля, риторика и логика занимаются изучением таких вопросов, которые в какой-то мере близки каждому человеку; кроме того, сведения, получаемые этими науками, являются междисциплинарными, ибо служат предметом изучения не только для логики и риторики. Поэтому все люди так или иначе обращаются к обоим искусствам, так как каждому приходится поддерживать определенное мнение, обвинять, защищаться.
Риторика определяется Аристотелем как искусство убеждать, находить возможные способы убеждения в каждом конкретном случае. Далее рассматриваются виды ораторских речей: совещательные, судебные и эпидейктические (торжественные). Вторая книга «Риторики» знакомит нас со «способами убеждения».
Главное для Аристотеля — это убедительность речи, при этом важна достоверность того, о чем говорит ритор. Аристотель делит способы убеждения на три вида: одни из них зависят от характера говорящего, другие — от настроения слушателя, третьи — от самой речи. Аристотель высоко ценил «доказательство, основанное на добродетелях говоря- щего», потому что мы верим людям хорошим.
Затем автор рассказывает о том, как убеждать слушателей. Убеждение, зависящее от настроения слушателя, состоит в умении вызывать у него определенную страсть. Аристотель считал, что оратору следует быть хорошим психологом: он должен знать, как и когда человеком овладевают различные чувства — гнев или смирение, любовь или ненависть, зависть, страх. Эти страсти необходимо учитывать, чтобы в процессе речи не спровоцировать у публики нежелательные эмоции. Ритору не следует забывать о возрасте слушателей, их происхождении, общественном положении и психологическом состоянии.
Выбор способов доказательства зависит от назначения речи. Так, в политической речи уместны примеры, факты или притчи, басни; в судебной — силлогизмы (умозаключения), а также законы, свидетельские показания, договоры и т.д.; в торжественной — сравнения, преувеличения («оратор облекает предмет своей речи величием и красотой»).
Аристотель большую роль отводит логическим доказательствам, но при этом не рекомендует составлять умозаключения, заимствуя посылки из далекой истории или используя очень широкие либо абстрактные понятия. В первом случае слушателям трудно уловить смысл без специальных пояснений, во втором — силлогизм получается длинным.
В этом причина того, почему люди необразованные в глазах толпы могут заслужить больше доверия, чем образованные, так как говорят о вещах, близких слушателям и понятных им. Аристотель считал, что, выступая перед толпой, оратор должен вести доказательства и рассуждения общедоступным способом. Во второй книге «Риторики» Аристотель изложил свое учение о принципах построения ораторской речи, о создании образа оратора.
Третья книга «Риторики» содержит учение о стиле с анализом тропов и фигур, а также композиции речи. Важнейшим условием успеха оратора Аристотель считал ясность его речи. Он указывал, что речь не должна быть обыденной, состоящей из слишком простых слов; она должна отличаться красотой и благородством.
Оратору необходимо избегать двух крайностей: его стиль не может быть неоправданно высоким, однако нельзя допустить, чтобы стиль был слишком сниженным, грубовато-простым; он должен, прежде всего, соответствовать предмету речи и отвечать правилу золотой середины.
Основу стиля, указывал Аристотель, составляет умение говорить правильно. А это требует мастерства оратора. «Стиль полон чувства, если он представляется языком человека гневающегося, раз дело идет об оскорблении, и языком человека негодующего и сдерживающегося, когда дело касается вещей безбожных и позорных; о вещах похвальных говорится с восхищением, а о вещах, возбуждающих сострадание, — скромно».
Но при этом, предупреждал автор «Риторики», не следует в один прием давать все возможные средства языка ради «уловления слушателя». В такой воздержанности он видел одно из условий благо- родства ораторской речи. Притягательную силу красноречию придают «изящные и удачные выражения», создаваемые искусным ритором.
Обязательными структурными частями речи Аристотель считал предисловие, обвинение и способы его опровержения, изложение фактов, доказательства, заключение. Свои рассуждения он подтверждал ссылками на классических ораторов, на гомеровский эпос, на трагиков. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на даль-нейшее развитие этой науки.
Самым известным политическим оратором в эпоху независимости Греции был Демосфен (ок. 384—322 гг. до н.э.). Знаменитым он стал не сразу. Ораторские успехи Демосфена — результат его огромной работы над собой. От природы он был шепеляв, имел слабый голос и нервное подергивание плеча.
В «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха рассказывается о том, как Демосфен избавился от этих недостатков. Чтобы улучшить дикцию и развить силу голосовых связок, он отправлялся на берег моря, набирал морских камешков в рот и го- ворил, стараясь перекричать шум прибоя. Чтобы ничто не отвлекало его от овладения необходимыми знаниями, Демосфен добровольно заточал себя на долгие месяцы в подземелье, где штудировал труды своих предшественников, отрабатывал сценические приемы. Чтобы лишить себя соблазна покинуть место добровольного заточения, он выбривал себе половину головы.
Приложив титанические усилия, Демосфен преодолел природные недостатки и стал оратором, посвятив жизнь борьбе за независимость Афин. Он начинал ораторскую практику в качестве адвоката, но особенно прославился своими политическими выступлениями, направлен- ными против македонского царя Филиппа II, проводившего политику захвата Греции. Демосфен называл эти речи «филиппиками» (впоследствии так стали называть все обличительные речи). В этих речах Демос- фен не просто обвинитель, он, прежде всего, гражданин, мечтающий о благоденствии своей родины и своего народа, он мудрый политик.
Речи Демосфена отличались силой аргументации, страстностью, они производили огромное впечатление на аудиторию. Сохранилось любопытное предание: когда Филипп II получил текст речи Демосфена, то сказал, что если бы он слышал эту речь, то голосовал бы за войну против себя.
Римское ораторское искусство было связано, прежде всего, с прак-тическими сторонами жизни — с частным и государственным правом, с общественной и политической борьбой в республиканском Риме.
Первым римским оратором и писателем считается Аппий Клавдий Цек (Слепой). Он был цензором, а впоследствии консулом, прославился речью против перемирия римлян с эпирским царем Пирром в 70-х годах до н.э. Известен как выдающийся оратор и полководец Марк Порций Катон (II в. до н.э.).
Прекрасными ораторами были братья Гракхи, Гай и Тиберий. На рубеже II и I вв. до н.э. роль публичного слова в Риме особенно возрастает в связи с обострившейся политической борьбой, которая приводит к гражданской войне. В это время знаменитыми политическими выступлениями прославились Марк Антоний, Люциний Красс, Квинт Гортензий.
Достижения римской теории красноречия были обобщены в анонимной «Риторике к Гереннию» (ок. 89 г. до н.э.). Она содержала рекомендации о композиции речи, о «крепости» и гибкости голоса, о приспособлении тона речи к ситуации высказывания. Давались рекомендации по запоминанию текста выступления, словесному вы- ражению мысли.
Самым ярким римским оратором признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.), древнеримский политический деятель, оратор, писатель. В политическую жизнь Древнего Рима Цицерон вошел как новый человек», всем обязанный своему ораторскому дару.
Большой успех принесли ему уже первые речи, но вершина успехов Цицеро- на — это открытие заговора Катилины и четыре речи, произнесенные против него в сенате. Политическим идеалом Цицерона была римская республика, согласие всех сословий; его называли «умиротворителем», «блюстителем и попечителем» в эпохи кризисов.
Из сочинений Цицерона сохранилось 58 политических и судебных речей, 19 трактатов по риторике, политике и философии, свыше 300 писем, которые рассматриваются как психологический документ, памятник латинского разговорного языка. Древнегреческий писатель Плутарх в «Биографии Цицерона» подчеркивает, что «именно этот человек … доказал римлянам, как много прелести привносит красноречие к делам чести и что правдивое дело, раз оно правильно изложено, несокрушимо…».
В риторических работах Цицерона «Об ораторе», «Брут», «Оратор» описана программа подготовки оратора, интересная и современному читателю. В трактате «Об ораторе» Цицерон подробно излагает теорию оратор- ского искусства в виде диалога между Люцинием Крассом и Марком Антонием.
Участие в обсуждении принимают и другие видные ораторы Древнего Рима. По мнению Цицерона, оратором в истинном пони- мании этого слова может стать лишь тот, кто всесторонне образован: «Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета».
История римского красноречия с древних времен до современной автору эпохи изложена Цицероном в трактате «Брут». Идеалом для Цицерона является древний ритор Марк Порций Катон Старший — историк и автор трудов по медицине, сельскому хозяйству, военному делу, юриспруденции; им было написано и первое руководство по ораторскому искусству. Основная заповедь Катона для молодых ораторов состоит в формуле: Знай дело — слова придут.
Идеал оратора предстает в трактате «Оратор». По Цицерону, существуют три основных назначения ораторского искусства: docere — учить, delectare — услаждать и movere — побуждать. Идеальным будет тот оратор, кто в своих речах учит слушателей, доставляет им наслаждение, подчиняет себе их волю.
Сочинения Цицерона стали фундаментом европейского риторического образования. Его ораторские трактаты впервые максимально полно представили классические разделы риторики: изобретение, расположение слов, выражение, память, произношение, телодвижение. Кроме того, они содержат интересные советы по практическому овладению искусством риторики. По убеждению Цицерона, «красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».
Марк Фабий Квинтилиан (ок. 96—36 гг. до н.э.) — знаменитый ритор, адвокат, автор содержательных, хорошо систематизированных трудов по ораторскому искусству. В сочинении «Образование оратора» Квинтилиан призывает к всестороннему развитию ритора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и гармоничным человеком. Главное его требование к оратору и писателю — «чистая, ясная, красивая и уместная речь».
Стилистический идеал Квинтилиана весьма близок к идеалу Цицерона, и это не случайно: нормы красноречия Цицерона служили критерием для Квинтилиана. У них много общего во взглядах на ораторское искусство. Оба различают три стиля красноречия: высокий, средний и простой; оба делят работу над речью на пять этапов согласно древней риторической традиции; оба утверждают, что риторика — это и наука, и искусство.
Однако по Цицерону, оратор должен быть мыслителем, так как основа риторики — философия, а Квинтилиан на первое место ставил стилистику речи. Практическое образование оратора, считает Цицерон, происходит на форуме (площади, центре политической и культурной жизни римского города); для Квинтилиана центр образовательной системы — риторическая школа. Речи Цицерона предназначены для народа, собирающегося на форуме, а Квинтилиан ориентируется на узкий круг образованных слушателей.
В работе Квинтилиана «Двенадцать книг риторических наставлений» представлена стройная система воспитания гражданского и судебного ритора. Воспитание оратора делится на телесное и духовное, включая физическую культуру и языковое образование; изучение философии и права; тренировку в изобретении речи и анализ ее по частям, фигурам речи и фигурам мысли. Никто из риторов древности так многосторонне не подходил к вопросам обучения, воспитания и развития оратора.
«Наставления» Квинтилиана создали педагогическую систему, в которой были разработаны также основы и общего образования. Воспитание ораторских навыков мыслилось как венец подготовки по всему комплексу предметов. Воспитание оратора по Квинтилиану заложило основы педагогической психологии, предвосхитило учебную методику, разделенную по ступеням обучения, включило в себя воспитание языкового творчества. Учение Квинтилиана сохраняет свое значение и для современной науки.
Риторика Аристотеля
Одним из самых известных древнегреческих ораторов является Аристотель. Его великие достижения были возведены в энциклопедии Античности, датированной 384 годом до нашей эры. Подобное произведение состоит из трех книг:
- В первой говорится и риторике, как одной из самых востребованных наук. Также в ней освещается три вида речей: судебная, эпидейктическая и совещательная и их предназначение.
- Вторая книга рассказывает о человеческих нравах и страстях, которые можно использовать в качестве доказательства собеседнику. То есть оратор должен воздействовать на человеческие эмоции, выражая чувства речью.
- Третья книга посвящена различными проблемам стилистики в построении речи. В ней говорится о способах выражения своих мыслей и правильном построении предложений.
Также стоит отметить, что риторика Аристотеля затрагивает отнюдь не только ораторское искусство. В ней также можно найти способы воздействия и манипуляции человеком с помощью речи, доказательств и заключений.
Протагор
Перейдем к Протагору, оставшемуся в веках благодаря своей сентенции «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют», о которую сломало зубы не одно поколение философов. Не вдаваясь в детали того, что это высказывание может означать — ибо это скорее дело философии, нежели риторики, — примем самый очевидный вывод, который из него следует.
Раз человек есть мера всего, то нет ничего вне человека, а следовательно, нет и Истины, независимой от человека, а значит, нет и абсолютного знания, но есть только относительное знание. Последнее же суть не знание, но мнение, или, как говорили греки, докса (δόξα).
Истина, таким образом, заменяется вероятностью, а знание — мнением. Таким образом, в этом высказывании риторическая практика — не только античная, но и современная, — обрела свое теоретико-философское обоснование. Однако Протагор известен не только этим. Аристотель (Риторика,
1407b 7) сообщает, что Протагор «разделял роды имен на мужские, женские и средние» и, следовательно, заложил основы будущей грамматики как науки. В уже упоминавшемся платоновском диалоге «Федр
»
(267с) Сократ говорит, что Протагор изобрел «учение о правильности речи», или орфоэпию (ὀρϑοέπεια), под которой сейчас понимается раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения, в отличие от орфографии — правильного письма, а во времена Протагора, скорее всего, понималось некое использование речи, приличествующее образованному человеку. Так, Аристотель в «Поэтике» (XIX, 1093) сообщает, что Протагор критиковал Гомера за то, что тот в начале «Илиады» обращается к богине, используя повелительное наклонение, а именно: «Гнев, богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына». То есть, по мнению Протагора, приказывать божеству — негоже. К сожалению, Аристотель не сообщает, предлагал ли Протагор какую-то корректировку знаменитой строки. Так или иначе, крайне забавным было бы предположить, что Протагор «облагородил» эту строку примерно вот так: «Не соблаговолишь ли, богиня, воспеть гнев Ахиллеса, Пелеева сына?» Диоген Лаэртский рассказывает, что Протагор «выделил четыре вида речи — пожелание, вопрос, ответ и приказ, …назвав их основами речи», а также «первый стал пользоваться в спорах доводами». Из этих доводов впоследствии родится силлогизм, то есть такое рассуждение, у которого есть две посылки, средний термин и заключение (например: Все жидкости — мокрые, вода — жидкость, следовательно, вода — мокрая), а из силлогизма родится энтимема, или риторический силлогизм, о котором мы скажем ниже в связи с Аристотелем. Итак, как любил повторять последний, об этом, пожалуй, сказано достаточно.
Горгий
В список древнегреческих ораторов также входит Горгий из Леонтины, внесший неоценимый вклад в развитие ораторского искусства и получивший признание среди многих людей в 485 году до нашей эры. Интересным фактом является то, что Горгий считается одним из первых ораторов, который обучил юношей из богатых семей логически мыслить и красиво говорить. «Специалист по мудрости» уделял главное внимание вопросом стиля.
Именно он ввел в речь такое понятие, как оксюморон – сочетание понятий, противоположных по смыслу. Современники Горгия называют себя софистами и продолжают развивать искусство красноречия, основанное на учениях оратора, и по сей день. К сожалению, каких-либо документов или записей Горгия на сегодняшний день не сохранилось, поэтому остается лишь придерживаться различных теорий и гипотез, по поводу того, какие именно науки изучал древний оратор.
Риторический канон (идеоречевой цикл)
Всё, что может быть сказано в рамках любой риторической практики, охватывают следующие элементы риторического канона:
Инвенция — invenire quid dicas (изобрести то, что нужно сказать).
Диспозиция — inventa disponere (расположить изобретенное).
Элокуция — ornare verbis (украсить словами).
По сути, это и есть риторика как таковая — три риторических кита, на которых покоится весь этот дискурс. Теперь скажем о каждом из них подробнее.
Инвенция
Как отмечал Аристотель, под изобретением понимается поиск таких средств для убеждения, которые содержали бы в себе объект речи. Инвенция имеет уже знакомую нам трехчастную структуру (см. выше): этос, логос и пафос. Также к инвенции примыкает использование топосов (общих мест). Таким образом, мышление говорящего в момент инвенции действует одновременно в трех регистрах: говорящий думает о собственных нравах (этос) и том впечатлении, которое он окажет на слушателя, затем оценивает адресата и те эмоции (пафос), которые вызовет его речь и его нравственный облик, а также размышляет непосредственно о самих аргументах (логос), отбор которых производится через систему общих мест. В результате к концу инвенции у оратора в голове складывается готовый мысленный образ, некая речевая субстанция, нуждающаяся в упорядочивании. Так заканчивается первый этап и происходит переход к следующему.
Диспозиция
На этом уровне происходит расположение и упорядочивание пока еще находящегося в достаточно хаотическом состоянии мысленного материала. Именно к этой части относятся уже упомянутые нами структурные составляющие речи: вступление, середина (изложение), заключение. Вступление, в свою очередь, бывает трояким. Простое вступление (principium) спокойно вводит слушателя в тему. Косвенное вступление (insinuatio) используется тогда, когда аудитория враждебна к оратору и сразу перейти к развертыванию темы невозможно, поэтому приходится поначалу ходить вокруг да около. И еще бывает вступление ex abrupto (внезапное), когда речь начинается непосредственно с волнующей оратора темы. Повествование, или наррация, включает изложение фактов, связанных с темой.
Наррация должна вестись «по делу», в связи с лицами, имеющими непосредственное отношение к теме речи, допустима акцентуация описаний фактов, дабы возбудить больше интереса и придать живости повествованию, но при этом желательно не растекаться мыслью по древу.
Далее следует конфирмация (подтверждение), которая заключается в детальном развертывании аргументации с целью доказательства истинности положений, высказанных во вступлении. Здесь собираются воедино все доказательства с использованием так называемого гомеровского правила: сильные аргументы выводятся в начале, затем идут средние доказательства, а в конце приводится один ударный аргумент, самый сильный. За конфирмацией следует заключение, которое содержит резюме аргументации с обращением к эмоциям слушателей. Здесь желательна точность и стилистическое богатство изложения вкупе с эмоциональным напором. На этом этап диспозиции заканчивается.
Элокуция (текстообразование, не путать с actio — произнесением)
Речь в сознании человека не имеет линейной структуры, скорее, она фрагментарная и дискретная. Сначала на уровне инвенции происходит отбор мысленных форм, которые на уровне диспозиции упорядочиваются и на этапе элокуции выражаются в словах. Так отбираются речевые единицы, соединяющиеся с уже приготовленным и упорядоченным мысленным материалом, после чего происходит переход непосредственно на речевой или письменный уровни соположения речевых объектов. Всё это, повторюсь, существует еще до произнесения речи, в сознании оратора. На этом этапе происходит отбор слов с использованием тропов и фигур речи, определяется ритм, интонация и всё то, что образует в итоге стиль.
Запоминание (memoria)
Тут всё понятно: заготовленный мыслеречевой материал запоминается либо с использованием специальных мнемотехник, либо без них.
Произнесение речи (actio, pronunciatio)
На этом этапе используются все экстралингвистические средства — мимика, жестикуляция и т. д. Также именно на этом этапе важна своевременность произнесения речи — кайрос, поэтому данный этап требует от оратора максимального напряжения и собранности, готовности к возражениям, контраргументам и мгновенному запуску нового идеоречевого цикла, который лежит в основе не только богатой и помпезной речи, но и самой короткой и невзрачной реплики, не только в основе длинного и страстного любовного письма, но и в основе нескольких фраз, брошенных в мессенджере или твиттере, не только в основе последовательности кадров сложнейшего артхаусного кино, но и в основе наших повседневных селфи. Связано это с тем, что идеоречевой акт, или риторическое высказывание, является всеобщей формой выражения для любой знаковой системы — музыки, литературных текстов, формальных языков, живописи и скульптуры, компьютерных игр и т. д. Одним словом, Жак Лакан был прав, когда сказал: «Вселенная — это цветок риторики… и я сам тоже всего лишь цветок риторики».
Демосфен
Древнегреческий оратор, а по совместительству учитель красноречия, который несколько лет обучался у Сократа и Платона. Речи Демосфена также называют «зеркалами характера», поскольку оратор был способен практически безошибочно распознать то, что таится в душе собеседника и подобрать нужные слова, которые бы он хотел услышать. Сам Демосфен не считал себя ритором и не любил украшать свои слова придуманными выражениями, которые бы не мог воспринять обычный человек.
Люди любили оратора за достаточно простые доводы и примеры, которые были пропитаны мудростью и благородством. Также довольно интересным фактом является то, что Демосфен обладал достаточно слабым голосом и коротким дыханием, поэтому на его лекциях всегда была полная тишина, дабы ученики могли услышать преподавателя. Кстати, возможно, в сканвордах вы находили вопрос: «Древнегреческий оратор, который заикался – 8 букв?» Если да, то ответом был именно Демосфен.
Перикл
Выступление древнегреческого оратора – это настоящее представление, в котором показывается мудрость и просвещенность одного человека. Однако подобное зрелище становится значительно интереснее, если оратор является по совместительству еще и политическим деятелем. Такой личностью был Перикл. Постоянное общение с разными людьми не могло не отразиться на характере и знаниях мастера красноречия.
С именем Перикла связан расцвет Афинской демократии, поэтому можно без зазрения совести утверждать, что именно этот человек внес неоценимый вклад в развитие того мира, который мы знаем сегодня. Благодаря Периклу и его ученикам, Древняя Греция в свое время достигла небывалого экономического прорыва и культурного развития. Именно этот оратор приказал начать строительство знаменитых построек: Пропилеи, Парфенон и так далее.
Коракс и Тисий
Начнем с Коракса и Тисия, ораторов V в. до н. э. и отцов-основателей риторики. В тех учебных пособиях, которые они составили, были собраны так называемые общие места, или топосы (от греч. τόπος — место), о которых мы скажем ниже, а также была изложена структура, по которой должна выстраиваться всякая речь: она должна иметь вступление, или так называемый проэмий (греч. προοίμιον), середину и заключение, или эпилог (ἐπίλογος). Cередина в свою очередь делилась на два отдела — повествование, или диегезис (διήγησις), и спор (ἀγών). В повествовании излагаются события и факты, в споре опровергаются доводы оппонента и доказывается правота оратора. Последнее было особенно важно в практике народных судов, возобновивших свою работу после долгого перерыва, связанного с тиранией. Поскольку греческое судопроизводство не знало института адвокатуры и презумпции невиновности, изобретенной позже римлянами, то, выступая в дикастерии (греч. δικαστήριον — суд присяжных) перед судьями, человек, во-первых, должен был сам себя защищать от истца, а во-вторых, будучи обвиненным, он уже как бы априори считался в некотором роде виновным. Защитительная речь (или апология) в случае успеха либо освобождала его от этой вины, либо, в случае провала, лишь подтверждала эту вину постфактум. Целью судебного красноречия, таким образом, была одна простая вещь: убедить судей в невиновности, если ты подсудимый, или, наоборот, в виновности, если ты — истец. Речь в защиту называлась апология, обвинительная — категория (греч. κατηγορία — обвинение).
Еще одним важным изобретением этой сицилийской парочки была концепция риторической вероятности, или правдоподобия (εἰκὸς). Вот как определяет эйкос спустя сто лет, то есть примерно в cередине IV в. до н. э., Аристотель в своей «Риторике»
(1402 b20):
«Правдоподобие (εἰκὸς) есть нечто такое, что бывает не всегда, но по большей части».
А вот что пишет о правдоподобии за пару десятилетий до Аристотеля Платон, презирающий риторическое искусство, а значит и Коракса с Тисием, в диалоге «Федр»
(273с):
«Вот какой случай Тисий, по-видимому, умно придумал и искусно описал: если слабосильный, но храбрый человек побьет сильного, но трусливого, отнимет у него плащ или еще что-нибудь, то, когда их вызовут в суд, ни одному из них нельзя говорить правду: трусу не следует признаваться, что его избил один человек, оказавшийся c храбрецом. Тому же надо доказывать, что они встретились один на один, и напирать на такой довод: „Как же я, вот такой, мог напасть на такого?“ Сильный не признается в своей трусости, но попытается что-нибудь соврать и тем самым, возможно, даст своему противнику повод его уличить. И в других случаях бывают искусные речи в таком же роде».
Здесь, как всегда у Платона, иронии не воз, но целый обоз, однако суть риторического правдоподобия изложена абсолютно точно, особенно если учесть, что это древнейшее из сохранившихся письменных свидетельств о деятельности Тисия.
Правдоподобие является проблематичным концептом в том отношении, что, ассоциируясь исключительно с риторикой, оно противопоставляется истине и ее поиску как неотъемлемым атрибутам философии. Поэтому Платон и иронизирует, высмеивая Тисия и его ученика Горгия, о котором говорит (Федр,
267 b):
«Тисий же и Горгий пусть спокойно спят: им привиделось, будто вместо истины надо больше почитать правдоподобие; силою своего слова они заставляют малое казаться большим, а большое — малым, новое представляют древним, а древнее — новым, по любому поводу у них наготове то сжатые, то беспредельно пространные речи».
Фемистокл
Многие считают, что к древнегреческим ораторам не относится Фемистокл, поскольку он являлся полководцем и государственным деятелем, однако подобные доводы имеют малый вес. Еще в раннем детстве начинающий оратор, по отзывам сверстников, имел склонность к участию в общественной деятельности. Даже в часы досуга он с удовольствием занимался различными учебными занятиями и совершенствовался во всем.
Поэтому его учителя постоянно говорили, что из мальчика никогда не выйдет ничего посредственного, а нечто великое. Однако юноша никогда не рассчитывал на свои природные дарования и совершенствовал свои навыки. Со временем Фемистокл стал великим и прославленным оратором, который, помимо красноречия, также исследовал различные области науки, например философию. Большинство его трудов были утеряны, поскольку Фемистокл занимал руководящие должности в 493 году до нашей эры.
Исей
В десятку самых известных древнегреческих ораторов входит Исей из Халкиды, который практически всю жизнь занимался совершенствованием искусства красноречия. Также данная личность является автором нескольких судьбоносных речей, которые были написаны специально на заказ для судебных разбирательств. Сегодня по этим самым речам снимают художественные фильмы, а актеры строят на них свою известность.
Исей являлся наставником Демосфена, а сам учился у известного оратора Исократа. На сегодняшний день можно найти 11 судебных речей, которые пользуются огромной популярностью, поскольку в них изложено все весьма доступным языком. Исея считают намного мудрее своего наставника, однако так ли это на самом деле – судить не нам. Как бы то ни было, его речи стали источником вдохновения для многих людей, которые сейчас обрели популярность.
Исократ
Известный афинский оратор, который пользовался огромной популярностью в Древней Греции благодаря своим известным судебным и политическим речам. Происходил Исократ из зажиточной семьи, поэтому проблем с обучением молодого дарования у родителей никогда не возникало. В раннем детстве мальчик интересовался логикой, философией, правом и красноречием. Все эти науки очень сильно пригодились ему в жизни, поскольку уже в юношеском возрасте Исократ отрабатывал свои знания на публике.
Оратор всегда был уверен в том, что изложение выступления должно быть максимально убедительным. Для этого он использовал самые различные аргументы и веские доводы, в пользу собственного мнения. Как мастер красноречия, Исократ до сих пор считается одним из самых авторитетных личностей в истории этого мира. О популярности данной личности говорит огромное количество отрывков из его речей, которые можно без особой трудности найти на просторах интернета.
Сократ
Великий древнегреческий философ, который также стал родоначальником диалектики. Во втором разделе нашей статьи мы уже упоминали о нем, однако столь авторитетная личность заслуживает отдельного внимания, а не сравнения с другими известными ораторами. Сократ излагал свои учения преимущественно среди своих учеников, которыми являлись Платон и Ксенофонт. Больше всего он любил философию, однако ораторское искусство давалось ему с поразительной легкостью. Уже к двадцати годам он обрел такую мудрость, которой могли бы позавидовать многие старцы. Для всех последующих эпох данная личность стала воплощением идеала человека.
Свои методы обучения оратор сравнивал с «искусством старой бабки». То есть он задавал ученикам ряд вопросов, к которым предполагалось критическое отношение со стороны учителя. После ответов он задавал еще несколько дополнительных вопросов и так до тех пор, пока ученик не входил в безвыходное положение. Таким образом Платон научился отвечать на самые сложные вопросы, а Сократ получил свою известность. Также стоит отметить, что данный оратор не записывал свои мысли, а предпочитал держать все в уме, поэтому на сегодняшний день можно найти относительно немного информации по поводу деятельности этого мудреца.