Конспект логопедического занятия с элементами ТРИЗ на тему «Транспорт» в подготовительной группе
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
с элементами ТРИЗ на тему: «Транспорт».
Цель:
закрепить и обобщить знания детей о транспорте
.
Задачи:
1. Коррекционно — образовательные:
— систематизация знаний детей о различных видах транспорта, его составных частях, функциях;
— активизация словаря по теме;
— совершенствование грамматического строя речи.
2. Коррекционно — развивающие:
— развитие связной речи и навыков речевого общения;
— развитие памяти, словесно-логического мышления, произвольного внимания
3. Коррекционно — воспитательные:
— формирование навыков сотрудничества на занятии;
— воспитание самостоятельности, активности, чувства коллективизма.
Ход занятия
Логопед.
Ребята,
как вы сегодня добрались
до детского сада? А я приехала на электричке. А как можно назвать одним словом автобус, автомобиль, электричку?
Прежде чем поговорить с вами о транспорте, сделаем артикуляционную гимнастику:
- Покажем как гудит пароход (зажимаем зубами кончик языка, произносим Ы — получается звук Л);
- Стучат колеса у поезда (как упражнение «Дятел», только с рифмой стучащих колёс );
- Как крутится ёмкость у бетономешалки (рот закрыт, проводим языком по кругу под верхней и под нижней губой);
- Как работают дворники у машины(как упражнение «Часики»).
Логопед.
Какие
виды транспорта
по типу передвижения вы знаете? Воздушный, наземный, водный. Посмотрите на символы. Почему транспорт называется воздушным? (потому что летает в воздухе, высоко в небе). Почему транспорт называется водным? (потому что он перемещается по воде) Почему транспорт называется наземным (потому что он идет по земле). А Давайте поставим эти символы в морфотаблицу. Теперь возьмите любую картинку из мешочка и поставьте её под нужным видом транспорта. Маша, у тебя какой транспорт? и т.д.
Логопед.
Ребята, а я хочу поиграть с вами в
«Да-нетку».
Какое правило этой игры вы знаете?
(
«Найди серединку, убери половинку»).
Сначала 1-2 ребенка самостоятельно загадывают объекты, а остальные дети отгадывают.
Логопед.
Теперь я загадаю для вас объект. (Дети отгадывают)
— Да, это машина. А какие еще вы знаете машины по типу предназначения? Легковые, грузовые, специальные, пассажирские.
Возьмите по 2 картинки и мы с вами поиграем в игру «1,2,3 ко мне подойди
«. 1,2,3 грузовой транспорт ко мне подойди. Денис, докажи, что у тебя грузовой транспорт. и т. д. А теперь вставьте ваши картинки за любые цифры. Так, чтобы за каждой цифрой был объект.
Логопед.
Ребята, мы с вами знаем, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, а слоги — из звуков.
А какие вы знаете звуки
? Каким цветом обозначаются гласные звуки? А согласные? Какими бывают согласные звуки (твердые и мягкие)
— Артём выбери любые две цифры. Какой тебе попался транспорт. Определи, какой первый звук
в названии твоих картинок и поставь в нужное место в морфотаблице. и т. д.
(под каждой цифрой находится картинка с транспортом)
Логопед.
Дети, а чем отличается друг от друга этот транспорт? Давайте попробуем описать объект по схеме. Возьмите игрушечный транспорт и схемы описания объекта.
Расскажите про ваш транспорт гостям
. (Каждый ребенок выбирает игрушку, подходит к любому гостю и рассказывает о ней по схеме)
Логопед.
Ребята, посмотрите сколько много гостей сегодня собралось. А как вы думаете 30 гостей это много или мало, а, например, 50 машин — это много или мало? А 50 волос на голове? А давайте и мы с вами
посчитаем ваш транспорт
. Я буду показывать цифры, а вы скажите, сколько будет ваших объектов?
Итог.
А сейчас в группу пойдут те, кто
подарит мне вопрос
. Выберите любой тип вопроса.
Здесь занятие со всеми таблицами
Занятие «Транспорт» DOCX / 8.62 Мб
/data/files/d1563093456.docx (ТРИЗ игра «Опиши объект»)
/data/files/a1563092390.docx (таблица)
НОД в подготовительной логопедической группе Тема: «Транспорт»
Коррекционно-образовательные цели.
- Расширение и закрепление представлений о транспорте на основе обобщения ранее сформированных представлений.
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт».
- Формирование представлений о видах транспорта.
- Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие цели: развитие зрительно внимания и восприятия, речевого слуха, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
Воспитательные цели: формирования навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, доброжелательности.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображениями транспорта, контейнер с простыми карандашами, мяч, «зашумлённая картина», листы бумаги с изображениями прямоугольников, опорная таблица для составления рассказа.
1. Организационный момент. Игра «У меня есть…». (Согласование существительных с числительными.)
Воспитатель приветствует детей, приглашает в кабинет и предлагает встать около стульчиков. У каждого ребёнка на стульчики лежит предметная картинка.
Воспитатель: Посмотрите на свои картинки, сосчитайте транспорт на них. Садитесь по очереди и рассказывайте, что изображено на ваших картинках.
1-й ребёнок: У меня две машины.
2-й ребёнок: У меня пять самолётов.
3-й ребёнок: У меня пять вертолётов
4-й ребёнок: У меня два корабля.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
2. Беседа с детьми о транспорте с рассматриванием картинок. (Расширение и закрепление представлений о транспорте на основе обобщения ранее сформированных представлений. Закрепление понятий «грузовой» и «пассажирский» транспорт. Формирование представлений о видах транспорта.)
Воспитатель помещает на магнитную доску картинки: троллейбус, автобус, трамвай.
Воспитатель: Какой это транспорт?
Дети: Пассажирский транспорт.
Воспитатель: Для чего нужен пассажирский транспорт?
Дети: Для перевозки пассажиров.
Воспитатель помещает на магнитную доску картинки: грузовик, самосвал, фургон.
Воспитатель: Какой транспорт вы видите?
Дети: Это грузовой транспорт.
Воспитатель: Правильно. Где передвигается весь этот транспорт?
Дети: По дороге.
Воспитатель: И поэтому он называется дорожный транспорт.
Аналогично проводится работа с воздушным, водным, железнодорожным, подземным транспортом.
3. Подвижная игра «Теплоход» (координация речи с движением)
От зелёного причала | Шаг вперёд, руки опущены |
Оттолкнулся теплоход. | |
Раз, два — | Два шага назад |
Он назад шагнул сначала. | |
А потом шагнул вперёд — | Два шага вперёд |
Раз, два — | |
И поплыл, поплыл по речке, | Руки вытянуты вперёд и сомкнуты — |
Набирая полный ход. | это нос теплохода. Движения по кругу мелкими шажками. |
4. «Составление рассказов по индивидуальным картинкам с использованием опорной таблицы» (Развитие связной речи.)
Воспитатель: Мы с вами назвали все виды транспорта. А сейчас, каждый из вас возьмёт по одной картинке и составит свой рассказ и транспорте по таблице.
Воспитатель помещает на доску опорную таблицу, с помощью которой каждый ребёнок составляет рассказ по своей индивидуальной картинке.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам новую игру.
5. Игра «Узнай предметы» (Развитие воображения, зрительного внимания.)
Детям предлагается картинка с изображением «зашумлённых» предметов (транспорт).
Дети должны узнать и назвать предметы.
6. Игра «Дорисуй прямоугольники так, чтобы получился транспорт». (Развитие ручной моторики, зрительного восприятия, внимания, воображения.)
Воспитатель раздаёт детям листы бумаги, на которых изображены различные по величине прямоугольники и простые карандаши.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежат нарисованные прямоугольники. Сделайте так, чтобы эти прямоугольники превратились в транспорт.
Дети выполняют задания, а потом называют что у них получилось.
7. Игра «Что лишнее?» с мячом. (Развитие речевого слуха.)
Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и поиграть в игру.
Воспитатель: И последнее задание сегодня. Я перечисляю названия транспорта и кидаю мяч, а каждый из вас, поймав мяч, определяет что лишнее и почему.
Воспитатель: автобус, легковая машина, бульдозер.
Ребёнок: Лишний бульдозер, т.к. он относится к строительной технике, а машина и автобус – это пассажирский транспорт.
Аналогично задание даётся каждому ребёнку.
8. Окончание занятия: (Оценка работы детей.)
Дети перечисляют задания, которые они выполняли, и оценивают работу друг друга.