Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях: задания в картинках


Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

ЗАДАНИЕ № 4

1.
Назови ласково.
огурец — огурчик

тыква — репа — помидор —
перец — патиссон — чеснок —
лук — редиска — свёкла —
морковь — капуста — баклажан —
картошка — кабачок —

2.
Вспомни и назови.
1. У каких овощей мы едим «корешки», у каких — листья, у как их — плоды?

2. Какие овощи мы срываем, какие — срезаем, какие — выкапываем, какие выдёргиваем из земли?

3. Какие овощи мы едим сырыми, какие — варим, жарим, консервируем на зиму? Из каких овощей можно приготовить сок?

3.
Определи место звука [р] в слове (устно).

рама творог помидор
корыто мотор шатёр
кровать кран жираф
порог чертог патрон

4.
Придумай 2–3 предложения об осени, запиши их. Помни, что пер-вое слов в предложении пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.
5.
Чем особенным отличается сентябрь от других осенних месяцев?

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Занимательные развивающие задания на занятиях с логопедом

Светлана Лагутеева

Занимательные развивающие задания на занятиях с логопедом

Основной задачей логопеда в начальной школе является оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в обучении и общении. Результаты деятельности напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися.

От того, каким образом строятся занятия, какими методами и приемами пользуется специалист в работе с младшими школьниками зависит быстрота коррекции речевых проблем, устранение нарушений, препятствующих полноценному усвоению школьной программы.

Первоклассник, пришедший в школу в сентябре — это тот же дошкольник. Он еще не привык к новым условиям, не осознал этап перехода на новый уровень своей жизни, не познакомился с правилами и требованиями. Для того, чтобы сделать мягким переход в школу, не усугубить имеющиеся проблемы развития мы подбираем такие упражнения, которые будут помогать ребенку плавному и безболезненному вхождению в учебную деятельность. Подбирая задания и планируя занятие мы учитываем контингент обучающихся, рекомендации по организации логопедической работы и основываемся на диагностические результаты.

Наши занятия в начальной школе строятся по типу игровых путешествий, занимательных расследований с разгадыванием головоломок, ребусов и т. д. На первом этапе работы усиленно направляем свою деятельность на преодоление фонетико-фонематических нарушений, усвоение основных понятий и ориентировку в схематических изображениях слова, звука, предложения и т. д.

Усваиваем навык звукового анализа слова, закрепляем графическое изображение букв, развиваем каллиграфические навыки.

Основой первоначальной работы мы считаем развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики и движений, артикуляторной моторики речевого аппарата и дыхательную функцию и т. д.В этом помогают игры и упражнения с различными материалами: природным, пластилином и глиной, счетными палочками и цветными палочками, физические упражнения и дыхательная гимнастика, выработка точных движений руки при работе по точкам, сенсорные игры и упражнения.

Наиболее интересны детям именно практические упражнения, где можно все потрогать, увидеть, понюхать, услышать. Именно в этих упражнениях обогащается сенсорный опыт ребенка, приобретаются новые ощущения и возникает тактильная память, которая помогает ребенку в запоминании общего вида букв, ее написания и особенно в преодолении такого вида нарушения, как зеркальное написание.

Работая на занятиях, дети увлеченно выполняют задания и необходимые нам, специалистам, навыки формируются у ребенка легче и прочнее. Так на наших занятиях мы выкладываем силуэты буквы из камней, палочек, отрабатываем правила письма в

прописях – тренажерах,применяем символическую систему обозначения единиц речи: звук, слово, предложение, используем мнемотехнику в решении задач общего и речевого развития и т. д.

На занятиях логоритмикой в игровых упражнениях решаем такие задачи, как развитие общей моторики, движений, плавности речевого дыхания и силы выдоха, отрабатываем артикуляцию гласных звуков в распевках, развиваем чувство ритма в танцевальных и ритмизованных упражнениях и играх. Данный вид занятий очень нравится детям и воспринимается как развлекательное мероприятие, хотя мы понимаем, что данные задания очень важны для детей с нарушением развития речи. Развиваяпросодическую сторону речи: ритм, темп, тембр, высоту голоса, эмоциональность и яркость речи, мимику и жесты, мы воздействуем на формирование общего речевого тонуса, на моторику, настроение, способствуем тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга.

Учитывая контингент обучающихся нашей школы, и снижение процессов памяти, свойственное детям с особенностями развития мы используем большое количество наглядного и практического материала, так как практические методы работы помогают прочнее запомнить и усвоить материал.

Хочется отметить, что наиболее успешное преодоление речевых недостатков происходит у тех ребят, с кем дома прорабатывается материал и выполняются рекомендации логопеда. Ребенку, повторившему дома задания, выполняющему несложные артикуляционные и дыхательные игры и упражнения на занятии намного легче. Соответственно на занятии ребенок часть работы уже может выполнять самостоятельно, контролирует себя и работает над саморазвитием. Так воспитывается осознанность в преодоление своих проблем, преодолевается стеснение и скованность перед выполнением заданий, возникает заинтересованность ребенка.

Уважаемые родители! Мы стараемся для ваших детей! Мы хотим видеть Вас в числе наших соратников и как первых заинтересованных лиц в развитии каждого обучающегося. Выполняя ежедневные рекомендации по развитию ребенка, Вы помогаете ему справиться с недостатками речевого развития, быть успешным и осваивать учебную программу. Только совместными усилиями мы добьемся положительных результатов. Желаю Вам удачи в развитии каждого ребенка.

Материал подготовила учитель — логопед

МБОУ «Школа-интернат № 1»

г. Саров

агутеева С. С.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.

ЗАДАНИЕ № 3

1.
Измени слова по образцу.
огурец — (они) огурцы, (много) огурцов

помидор

тыква

кабачок

репа

баклажан

луковица

2.
Назови ствол дерева по образцу.
Для учеников 2 класса: сделать это задание устно.

Для учеников 3 класса: записать получившиеся словосочетания в тетрадь.

ствол у берёзы

(к а к о й?)
— берёзовый

ствол у дуба — ствол у тополя —
ствол у осины — ствол у кедра —
ствол у рябины — ствол у ивы —
ствол у клёна — ствол у липы —

3.
Покажи сначала правую руку, затем левую. Расскажи, что чело-век делает правой, а что он делает левой рукой. Оглянись вокруг. Какие предметы находятся от тебя с правой стороны? А с левой стороны?
4.
Назови лиственные деревья нашей страны. Что происходит с де-ревьями осенью? Как ты думаешь, почему осенью с деревьев опадает листва? Выдели первый и последний звуки в словеназвании каждого дерева.
5.
Назови наложенные друг на друга предметы.

Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

1. «Как моторчик»

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

6. «Посмотри и назови»

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

Необходимые задания для развития речи можно найти в Рабочей тетради для звука Р, составленной Костюк А.В.

Скачайте, распечатайте задания в картинках и занимайтесь дома:

Логопедические задания на букву Р

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

Скачать и распечатать задания в картинках на букву Л:

Логопедические задания на букву Л

ЗАДАНИЕ № 2

1.
Назови овощи, которые ты знаешь.
Для учеников 2 класса: нарисуй 5–6 картинок овощей, похожих по форме на круг, овал, треугольник. Подпиши названия к каждой картинке.

Для учеников 3 класса: запиши эти названия в тетрадь.

2.
Придумай 25–30 слов, которые начинаются с гласных I ряда (а, о, у, э
). Запиши эти слова в тетрадь.

3.
Подумай и ответь.Какой может быть:

осень — дождь —
ветер — деревья — небо —

Н а п р и м е р: осень

(к а к а я?)
холодная, …
4.
Измени слова по образцу.

Слово ч т о д е л а л? ч т о д е л а л а? ч т о д е л а л и?
сажают сажал сажала сажали
копают
поливают
рыхлят
окучивают
собирают

5.
Рассмотри картинку, составь по ней рассказ (устно).

Сколько предложений в твоем рассказе?

ЗАДАНИЕ № 9

1.
Подумай, составь и запиши рассказ о том, как ты провел лето.

1) Где ты был? 4) С кем играл?
2) Что делал летом?

3) С кем встречался?

5) Что ты читал летом?

2.
Измени глаголы по образцу.
что делал? что делала? что делали?
сажает сажал сажала сажали
копает — растет — поливает — зреет —

3.
Найди лишнее слово, объясни, почему ты так думаешь.
черника — черничка — чернила — черничное брусника — брусья — брусничка — брусничное земляника — землянка — земляничка — земляничное клюква — клюковка — клюка — клюквенное

4.
Прочитай слова, выпиши их, распределив по столбикам (по ко-личеству слогов).
Арка, карман, панда, добыча, щука, час, сыч, фрукт, угорь, календарь, бочка, бабочка, куница, рак, цукини.

5.
Реши ребусы.

ЗАДАНИЕ № 8

1. Закончи предложения (устно).

1) В огороде собирали урожай. Собрали огурцы

. На грядке нет (…). На грядке нет ни одного (…).

2) Собрали кабачки

. На грядке нет (…). На грядке нет ни одного (…).

3) Собрали помидоры

. На грядке нет (…). На грядке нет ни одного (…).

4) Собрали морковь

. На грядке нет (…).

5) Собрали фасоль

. На грядке нет (…).

2.
Придумай 5–6 предложений с названиями овощей и запиши их.
3.
Выпиши в тетрадь те буквы, которые написаны правильно.
4.
Прочитай названия овощей, выдели в каждом первый слог.

помидор чеснок перец
огурец тыква цукини
баклажан репа свёкла
кабачок редиска морковь
патиссон картофель

5. Что лишнее? Почему?

лук
черешня черника вишня

6. Вспомни по 10 слов, состоящих из 3 звуков, из 4 звуков, из 5 звуков.

ЗАДАНИЕ № 5

1.
Перечисли фрукты, которые ты знаешь.
Для учеников 2 класса: нарисуй эти фрукты, подпиши их названия.

Для учеников 3 класса: запиши названия фруктов в тетрадь.

2.
Назови ласково только фрукты.яблоко — яблочко

апельсин — баклажан — лимон —
огурец — груша — свёкла —
редиска — тыква — помидор —
банан — абрикос — лайм —
ананас — чеснок — мандарин —
грейпфрут — гранат —

3.
Ответь на вопросы, данные в скобках. Какие фрукты по цвету, по вкусу, по форме?

лимон (к а к о й?) — ананас (к а к о й?) —
апельсин (к а к о й?) — абрикос (к а к о й?) —
яблоко (к а к о е?) — банан (к а к о й?) — груша (к а к а я?) —

4.
Ответь на вопросы. Запиши несколько предложений.
1) Какие фрукты бывают?

2) Какие из них тебе больше нравятся? Почему?

3) Какие фрукты ты ел летом?

5.
Что здесь лишнее и почему?
апельсин лимон банан

6.
Назови фрукты, подсчитай в каждом слове количество звуков.

ЗАДАНИЕ № 6

1.
Скажи и запиши в тетрадь названия ягод, которые ты знаешь.
2.
Подскажи словечко. Как называется сок?сок из яблок
(к а к о й?) —
яблочный

из лимона — из груш —
из винограда — из апельсинов —
из сливы — из персиков —
из абрикосов — из вишен —

3.
Догадайся и ответь.
Люди бегут с улицы. На улице ненастье. Что случилось на улице? Почему убегают люди?

4.
Какие лесные ягоды ты знаешь? Назови.
5.
Проговори слова, определи первый и последний звук в слове.
Всегда ли звук и буква совпадают в слове?

акула баклан рыба
арена каблук заноза
окно шум гора
уши мусор брошу
узы рынок кони
ива лук дубы

6.
Прослушай слова и определи место звука.

[а] [м] [р]
рак камыш ковёр
рыба шум рынок
скат муха ураган
белка румба сера
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]