Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет
Большинство старших дошкольников имеют трудности с:
- освоением сонорных и шипящих звуков;
- звуковым анализом слов;
- развитием повествовательной речи;
- составлением рассказа и описаний.
Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.
Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.
Лексический словарь по развитию речи в средней группе
Татьяна Владимировна Горбатовская
Лексический словарь по развитию речи в средней группе
Дорогие коллеги, может кто-то посмеётся над моим материалом, а кому-то он будет необходим. Ведь часто бывает что в разговорной речи с детьми у нас появляются своеобразные клише, мы употребляем одни и те же слова и речь от этого не становится красочной. Поэтому предлагаю вашему вниманию этот своеобразный словарь. Я его использую при составлении рассказов по картине или при объяснении чего-либо.
Фрукты
Существительные. фрукт, яблоко, груша, слива, вишня, банан, мандарин, апельсин, лимон, дерево, куст, кожура, косточка, семена, сок, варенье, повидло.
Прилагательные Зелёный, красный, оранжевый, жёлтый, фиолетовый, большой-маленький, крупный-мелкий, сладкий, сочный, хрустящий, спелый, вкусный, твердый-мягкий, тяжелый, шершавый, гладкий. Наливное, румяное (яблоко, лимонный, вишневый, малиновый (сок, абрикосовое, яблочное, персиковое (варенье).
Глагол. Расти, цвести, спеть, плодоносить, собирать, срывать, мыть, хранить, варить, заготавливать, вырасти, созреть, дозреть, продавать.
Ягода
Существительные. Клубника, смородина, крыжовник, малина, брусника, земляника, компот, варенье, сок.
Прилагательные Вкусная, сладкая, кислая, вареный, сушеный, душистая (земляника, мягкая.
Глагол. Собирать мыть, варить, резать, сушить.
Овощи
Существительные. Морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, горох, огурец, укроп, кабачок, петрушка, тыква, перец, баклажан, чеснок, салат, урожай, семена, стручок.
Прилагательные Зелёный, желтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, гладкий, мягкий, овощной (салат, пузатая (тыква, пупырчатый, толстокожий, спелый, шершавый.
Глагол. Расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, выращивать, спеет, собирать, срывать, срезать, мыть, хранить, солить, варить, жарить, пересаживать, заготавливать.
Животные
Существительные. Дикие: лис, волк, медведь, заяц, белка, лиса, ёж, олень, детёныши, медвежонок, зайчонок, кабан, рысь, бобр, тюлень, морж, щетина, пасть. Домашние: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кролик, ягнята, названия детёнышей. Сарай, свинарник, голова, уши, рога, туловище, шерсть, ноги, щетина, копыта, лапы, вымя, борода, пёс, бык, конь, кабан, баран.
Прилагательные Дикие, лесные, злой, хитрая, трусливый, боязливый, осторожный, неуклюжий, косолапый, быстрый, большой, колючий, ловкий, трудолюбивый, маленький, белый, пушистый, голодный, шустрый, длинноухий, свирепый, пугливый, сердитый, мохнатый, неповоротливый, хищный, шустрая.
Пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, ловкий, шустрый, быстроногий, копытные, заботливый, охотничья, сторожевая, верная, кусачая.
Глагол. Охотиться, ходить, рычать, колоться, красться, бродить, запасать, рыть, строить, впадать (в спячку, ловить, линять, притаился, прячется, скачет, бегает, прыгать, собирать, засыпать, отдыхает, рыщет, грызёт.
Мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, резвиться, играть, доить, ухаживать, заботится, ласкаться, мурлыкать, пастись, отдыхает, облизывает, стричь.
Профессии
Существительные. Строитель, шофер, лётчик, пожарный, воспитатель, художник, повар, врач, парикмахер.
Глагол. Поднимать, класть, управлять, писать, поливать, лечить, стричь, причесывать, играть, рассказывать, побеждать, варить, жарить, готовить, перевозить.
Правила для логопедических занятий дома
Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:
- Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
- Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
- Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
- Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
- Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.
Логопедические упражнения для занятий дома
Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:
Развитие фонематического слуха
Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.
Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:
- подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
- подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
- составление звуковой схемы слова;
- придумывание рифм и коротких стихов;
- проговаривание речевок и скороговорок.
Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.
Пальчиковая гимнастика
Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.
Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:
- маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
- ножницы для вырезания;
- пластилин;
- бумагу для оригами.
Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.
Артикуляционная гимнастика
Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.
Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.
Формирование лексики у детей дошкольного возраста
Надежда Мельникова
Формирование лексики у детей дошкольного возраста
А. Кони: |
Слово – одно из величайших орудий человека |
Современная жизнь диктует свои законы. Хорошее владение речью – это искусство, которому нужно учиться. От этого зависят и социальный статус человека и профессиональная карьера. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития, подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает хорошей речью, тем меньше у него проблем с обучением в школе, тем реже возникают трудности.
Задача взрослых — помочь малышу овладеть речью. Но для этого надо четко представлять весь путь последовательного речевого развития ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Развитие детского лексикона можно условно разделить на несколько этапов:
1 этап – довербальный. Длится с рождения ребенка до времени появления первых сознательных слов – примерно до 12 месяцев. Это период формирования понимания речи. Ребенок поворачивает голову, когда ему показывают хорошо знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения (делает «ладушки», машет рукой «до свидания», хотя еще не может обозначить словом совершаемые им действия.
2 этап (от 1 года) – вербальный. Это этап активного усвоения лексики родного языка. В процессе формирования лексики происходит не только увеличение количества слов в речи ребенка, но и уточнение их значений. Вначале значение слова полисемантично, аморфно и расплывчато. Оно может иметь несколько значений и обозначать и предмет, и признак, и действие. Например, слово «би-би» может обозначать и машину, и велосипед, и все что едет. Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение.
3 этап (от 2 до 3 лет) – самый благоприятный этап развития речи ребенка – овладение правилами и нормами родного языка. Важным показателем речевого развития этого этапа является появление к двум годам фразовой речи. В активной речи ребенка появляются различные части речи: глаголы, существительные, прилагательные, числительные, наречия. Активное развитие лексики в этом периоде повышает коммуникативные способности ребенка. При овладении ребенком достаточным словарным запасом, начинает развиваться связная речь, грамматические строй речи, совершенствуются звуковая сторона речи.
4 этап (с 3-х лет)- усвоение морфологической системы русского языка. В этом возрасте происходит значительное увеличение словарного запаса, у ребенка появляются вопросы о значении слов, ребенок сам пытается объяснять слова на основе их значений. К четырём годам формируется правильное звукопроизношение, интонационная сторона речи, а также умение выражать интонацией вопрос, просьбу, восклицание. К этому моменту ребёнок накапливает определённый лексический запас, который содержит все части речи. В этот период происходит становление монологической речи. Ребёнок уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше.
К старшему дошкольному возрасту набирает силу уточнение смыслового значения слов. У детей появляется большой интерес к слову и его значению. Словарь старшего дошкольника активно обогащается и за счёт слов, придуманных самими детьми. Словотворчество становится одной из важных особенностей детской речи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают связной речью, которая является мощным резервом их умственного развития.
Учитывая вышесказанное, можно сказать, что к старшему дошкольному возрасту, ребенок усваивает все основные модели родного языка, а словарь дошкольника этого возраста может рассматриваться в качестве национальной языковой модели.
Нарушения лексики у детей дошкольного возраста
1. Преобладание объема пассивного словаря над активным;
2. Неточное употребление слов, наличие вербальных парафазий;
3. Трудности актуализации словаря;
4. Несформированность семантических полей (смысловые замены слов);
5. Трудности формирования словообразовательных моделей;
6. Трудности формирования антонимов, синонимов;
7. Трудности выделения существенных дифференциальных признаков слов;
8. Ограниченность объема словаря, что затрудняет процесс коммуникации
Основные направления работы по формированию лексики у дошкольников
• Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, внимания, представлений, памяти и др.);
• Уточнение значения слов;
• Формирование семантической структуры слова, организация семантических полей, лексической системы родного языка;
• Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слов из пассивного в активный словарь
• Формирование словообразования.
• Расширение запаса синонимов и антонимов
• Формирование правильного употребления слова в связной речи.
Логопедические задания
На букву Р
Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:
1. «Как моторчик»
Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).
2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)
Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.
3. «Как ты умеешь рычать?»
Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.
4. «Звонкие дорожки»
Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:
Ра-ра-ра — убежали со двора.
Ро-ро-ро — а они нашли ведро.
Ру-ру-ру — мы придумали игру.
5. «Подставь слог»
Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.
6. «Посмотри и назови»
Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.
7. «Стихи, скороговорки, загадки»
Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.
Необходимые задания для развития речи можно найти в Рабочей тетради для звука Р, составленной Костюк А.В.
Скачайте, распечатайте задания в картинках и занимайтесь дома:
Логопедические задания на букву Р
На букву Л
Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:
1. «Скажи красиво»
Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.
2. «Игрушки для Ларисы»
Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.
3. «Один-много»
Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).
4. «Отыщи звук»
Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.
5. «Скороговорки и потешки»
Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.
Скачать и распечатать задания в картинках на букву Л:
Логопедические задания на букву Л