Фонетика — базовый раздел английской лингвистики. Преподаватели языковых школ рассказывают своим студентам о правилах произношения звуков во время вводных занятий. Причина этого проста: значительная часть английских слов произносится не так, как пишется. Сочетания букв могут формировать фонемы, которые существенно отличаются от привычных носителям русского языка. Знания английской фонетики вкупе с практикой помогут вам общаться с иностранцами без характерного для русскоговорящих акцента.
Фонемы английского языка
Звуковой строй британского варианта английского языка включает 44 фонетических единицы: 24 согласных и 20 гласных. В число гласных фонем входят 8 дифтонгов — звуков, произношение которых предполагает переход от одной гласной к другой. В таблице представлены все английские фонемы в виде транскрипций.
Согласные фонемы | |||
[f] — five | [d] — do | [v] — very | [k] — key |
[θ] — thick | [g] — gas | [ð] — this | [tʃ] — chin |
[s] — so | [dʒ] — Jim | [z] — zoo | [m] — mother |
[ʃ] — ship | [n] — no | [ʒ] — pleasure | [ŋ] — long |
[h] — horse | [l] — less | — park | [r] — river |
— book | [j] — yellow | [t] — tea | [w] — white |
Гласные фонемы — монофтонги | |||
[i:] — eat | [ə] — paper | — it | [ʌ] — cup |
[e] — pen | [ʊ] — cook | [æ] — bad | [u:] — school |
[a:] — art | [ɜ:] — girl | [ɒ] — box | [ɔ:] — all |
Гласные фонемы — дифтонги | |||
[ai] — like | [eə] — air | [aʊ] — house | [ʊə] — poor |
[ɔi] — boy | [əʊ] — home | [ei] — lake | [iə] — ear |
Английские звуки разделяются на гласные и согласные по принципу произношения. Во время образования гласных фонем возникают активные вибрации голосовых связок, выдыхаемый воздух свободно проходит через речевой аппарат. Употребление согласных фонем предполагает, что поток воздуха преодолевает различные препятствия: язык, зубы, губы и мышцы, отвечающие за звукоизвлечение. Разберем правила образования фонем, которые входят в английский язык.
Учим транскрипцию английских слов
Конечно, было бы глупо утверждать, что потратив минут 15 на изучение правил транскрипции, вы сможете самостоятельно читать и изучать английские слова и при этом иметь совершенное произношение. Конечно же, это не так. И на транскрипцию вам придется потратить гораздо больше времени, да и не сразу получится безошибочно применять полученные знания. В первое время не исключены сложности и ошибки, однако с каждым разом их будет становиться все меньше. Пройдет некоторое время, и вы даже самостоятельно сможете выполнять (записывать на слух) транскрипцию слов.
Итак, этот тренинг подошел к концу. Давай повторим все звуки английского языка, которые Вы уже знаете!
Подведение итогов: как улучшить английское произношение самостоятельно
- Краткий / ɪ / шире, чем наш: язык отводится назад сильнее, спинка языка поднимается, но ниже; рот более расслаблен (почти как для нашего Э); звук короче. Немного напоминает русский звук ИЭ, как в слове че
тыре. - Долгий / i: / тоже шире, чем наш (но не настолько широкий, как краткий ɪ), и более долгий, чем наш. Рот в положении “улыбки”. Это звук дифтонгоид: спинка языка во время произнесения скользит вперед и вверх, поэтому слышен “призвук двух звуков”.
- Звук / e / более краткий и закрытый, чем наш: средняя спинка языка поднимается выше к нёбу и продвигается сильнее вперед, челюсти ставятся ближе друг к другу.
- Безударный нейтральный звук “шва” не нужно произносить, как русское / э /. Он произносится в совершенно расслабленном положении: язык в середине, рот не напряжен. Аналог в русском языке – заударный и 2-й предударный А, О или Э.
Гимнастика для языка и губ
Постановка и автоматизация звуков [в] — [ф] может проходить весело и непринуждённо. Освоить правильное положение языка и губ поможет артикуляционная гимнастика, в которую можно включить следующие упражнения.
«Ёжик, который фыркает»
Ёжики издают смешные звуки, которые напоминают фырканье. Сначала взрослый показывает на собственном примере, как нужно правильно фыркать. Для того чтобы легко было фыркать, надо предложить ребёнку поднять нижнюю губу к верхним зубам, а затем медленно выдыхать. Таким образом получится [ф]. Если повторять упражнение несколько, или даже много раз, то фыркать малыш научиться всё чётче.
«Ветродуй»
Выполняя такое упражнение, мы будем уже не фыркать, а выть, подражая завыванию ветра. Сначала повыть должен взрослый, чтобы малыш видел, как это делается, и как должен звучать звук [в].
Сначала делаем тихий ветерок, звук получается сначала слабеньким. Потом начинаем добавлять голос, звук крепнет, становится громче.
Если взрослый будет дружно подвывать ребёнку, то звук [в] по образцу получится быстрее и правильнее.
«Вьюга»
Упражнение можно проводить в виде соревнования – кто дольше повоет.
Такие артикуляционные задания способствуют отработке речевого дыхания, длительности выдоха. А это уже поможет подготовить речевой аппарат для развития словопроизношения.
Как и зачем отрабатывать звуки
Отрабатывать звуки приходится при изучении любого иностранного языка: английского, немецкого, французского, испанского, итальянского, финского, китайского, японского и т.д. Разные языки предполагают совершенно разную систему звуков
, которой, в свою очередь, соответствует
различная артикуляция
.
Разговаривая на родном языке, вы совершенно не задумываетесь о том, каким именно образом открываете рот, напрягаете губы или нет, где должен располагаться язык. Но при изучении иностранного языка, особенно на начальных этапах, на такие аспекты придется обращать внимание. Особенно это касается звуков, аналогов которых нет в родном языке
или которые произносятся не так, как в родном. Например, Р в русском, английском, французском и немецком произносится по-разному.
Впрочем, когда навык будет отработан и натренирован, потребность держать в голове и контролировать правильную артикуляцию/произношение постепенно сойдет на нет. Закрепление правильного произношения звуков обязательно придет с практикой
Чтобы отрабатывать звуки и в дальнейшем правильно произносить слова, не обязательно посещать занятия специалиста по фонетике
. Достаточно выполнять ряд упражнений, и некоторые советы мы дадим ниже. Однако необходимо заметить, что
занятия с преподавателем способны значительно облегчить процесс
.
Преподаватель не только покажет, как правильно артикулировать, но и исправит ошибки
, если вы будете произносить звуки неверно. На начальных этапах это очень важно – тогда риск того, что вы заучите некорректный вариант, сводится практически к нулю. Кроме того, преподаватель может проводить занятия в форме
фонетических игр
(особенно, если вы занимаетесь в группе) – они занимательнее, чем просто выполнение упражнений.
Как отрабатывать звуки: практические советы
Если вы хотите добиться хорошего результата в постановке звуков, необходимо:
Заниматься регулярно
Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее привыкнете произносить звуки, правильно их артикулируя. Как минимум 15-20 минут
занятий уделите отработке звуков и/или произношению в целом. Результат при этом зависит не от того, сколько вы занимаетесь в день или какую часть урока уделяете этому навыку. Гораздо важнее,
насколько постоянно
вы это делаете. Лучше заниматься регулярно 15-20 мин. каждое занятие, чем час один раз в неделю.
Выбрать определенный вариант произношения
Один и тот же язык может предполагать разные варианты
. Например, если вы собираетесь поступать в университет в Германии, то вам лучше всего придерживаться норм Hochdeutsch (литературный немецкий язык). А если вы изучаете немецкий для того, чтобы переехать, к примеру, на юг Германии, вам лучше сконцентрироваться на швабском диалекте, чтобы общаться с местным населением. Одной из особенностей этого диалекта считается, например, замена в некоторых случаях „s“ на „sch“: Was machst (mach
sch
t) du heute? Hast (Ha
sch
t) du Zeit?
Использовать разные ресурсы для занятий
На нашем сайте есть статья, посвященная разным видам фонетических упражнений. В целом же, результативно работать над произношением помогут самые разные материалы. Вот лишь некоторые из возможных вариантов:
- Обучающие видео- и аудиоматериалы
. Постоянно прослушивайте аутентичные записи – они позволят привыкнуть к иностранной речи и правильному произношению звуков. А видео даст представление о том, как нужно правильно артикулировать. - Обучающие сайты
. Существует большое количество сайтов, на которых вы сможете найти не только записи для отработки определенных звуков, но и различные фонетические упражнения, тесты, игры и т.д. Например, для английского языка: –
https://www.learnersdictionary.com
– 15 уровней с упражнениями на отработку отдельных звуков; –
https://soundsofspeech.uiowa.edu
– на сайте представлена система согласных и гласных, транскрипция каждого звука, произношение и анимированная картинка, на которой можно увидеть как правильно артикулировать; –
https://www.spokenskills.com
– различные типы фонетических упражнений. - Учебники по фонетике
. Как правило, они включают две части: теоретическую и практическую. В теоретической объясняется строение артикуляционного аппарата (в идеале – с понятными иллюстрациями) и даются основные термины. В практической вы найдете непосредственно упражнения для отработки правильного произношения. Как правило, упражнения представляют собой набор букв, буквосочетаний, слов, а на последнем этапе – текстов, с помощью которых студент учится правильно артикулировать.
Выполнять упражнения вслух
Чтобы фонетические упражнения давали положительный результат, необходимо не просто прочитывать их, но произносить их вслух
, четко и до тех пор, пока вы не услышите, что звук или звукосочетание уже достаточно хорошо вами отработаны. После этого переходите к отработке следующего звука.
Практиковать навыки перед зеркалом
Некоторые упражнения полезно отрабатывать перед зеркалом. Особенно если произношение проговариваемого звука предполагает необычную для вашего родного языка артикуляцию. В ходе таких упражнений сначала нужно внимательно проследить за тем, как артикулирует диктор на видеозаписи (следите за положением губ и языка)
, а затем – отрабатывать звук перед зеркалом, стараясь подражать диктору в артикуляции.
Прямая речь нашего эксперта:
Еще будучи студенткой факультета иностранных языков, я часто слышала от преподавателя фонетики, что иногда полезнее и результативнее один раз увидеть, как произносится звук, чем несколько раз его прослушать.
Использовать диктофон
Наверняка вы сталкивались с тем, что ваш голос на записи звучит для вас же самих непривычно и совсем не похоже на то, к чему вы привыкли. Окружающие действительно слышат нас по-другому, поэтому самому контролировать, как на самом деле мы произносим звуки, достаточно сложно. В этом случае на помощь придут технологии, а именно диктофон. Регулярно делайте записи во время фонетических упражнений
– таким образом вы не только услышите, как произносите отдельные звуки, но и проследите за прогрессом в занятиях.
Выполняя упражнения, читая тексы или ведя словарик, не подписывайте звуки с использованием вроде бы их «аналогов» из родного языка
. Как мы уже отмечали, системы звуков в разных языках не совпадают, поэтому вы просто рискуете неправильно заучить их, ассоциируя с похожими, но все-таки несколько другими.
И в заключение еще один совет. После того, как вы отработаете тот или иной звук, найдите несложную песню или стихотворение
, где он повторяется хотя бы несколько раз. Общеизвестный факт, что рифмованный текст на иностранном языке произнести без акцента легче, чем текст прозаический. А уж если эти песня или стихотворение вам нравятся как художественное произведение, то запомнить и воспроизвести их правильно для вас не составит труда. Если хотите добиться хорошего результата в изучении любого аспекта иностранного языка – лучше делать это с удовольствием