Лексическая тема «Человек. Части тела» информация для родителей
- о строении человеческого тела, назначении отдельных частей;
- как люди внешне отличаются друг от друга;
- названия и количество пальцев на руках (большой, указательный…), на ногах;
- как выражается на лице человека радость, грусть, удивление;
- где правая сторона — левая (уметь правой рукой дотронуться до левого уха, ноги, глаза, и наоборот);
- необходимые правила гигиены тела.
Расширение словарного запаса детей:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
тело, туловище, голова, глаза, уши, нос, ноздри, рот, зубы, губы, язык, затылок, волосы, виски, веки, щеки, лицо, лоб, брови, ресницы, подбородок, руки, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), локти, запястье, ладони, ногти, ноги, ступня, пятка, колени, плечи, предплечье, спина, грудь, живот, пояс, бедро, цвет, форма, величина, размер, люди, мужчина, женщина, девочка, мальчик.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
высокий, низкий, широкий, узкий, худой, полный, толстый, длинный, тонкий, большой, маленький, левая, правая, нижняя, верхняя, детский, взрослый, карие, голубые, серые, зеленые, густые, вьющиеся, кудрявый, смешной, грустный, веселый, печальный, довольный, заботливый, красивый.
ГЛАГОЛЫ:
стоять, лежать, ходить, слушать, слышать, думать, поднимать, опускать, поворачивать, крутить, прыгать, бегать, смотреть, нюхать, трогать, щупать, двигать, ловить, показывать, носить, дышать, чувствовать, расти, мыть, вытирать, заботиться, ухаживать, купаться, плавать, расчесывать.
ОБРАЗОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО -ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ «НАЗОВИ ЛАСКОВО»:
Рука – ручка Голова – головка Палец – пальчик Нога – ножка и т.д.
ОБРАЗОВАВЫТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ «ОДИН-МНОГО»:
Рука – две руки – рук Нога – две ноги – ног Палец –два пальца – пальцев и т.д.
ОБРАЗОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА:
Палец – пальцы Нога – ноги Рука – руки Плечо – плечи и т.д.
ВМ Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- рассмотреть картинку с изображением человека;
- рассмотреть собственное тело;
- попросить ребёнка назвать части тела на рисунке, а затем части собственного тела;
- выяснить, знает ли ребёнок, для чего нужны ноги, руки, уши, нос, глаза и т.д.;
- закрепить название пальцев (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец);
- поиграть в игру «Большой – маленький»
:
У папы нос, а у сына (дочки) носик.
У мамы губы, а у сына (дочки) губки. у папы глаза, а у сына (дочки) глазки.
У мамы руки, а у сына (дочки) ручки. И т.д.
ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ:
Живет мой братец за горой — Не может встреться со мной. (глаза)
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
Пять братьев
Годами равные,
Ростом разные. (Пальцы)
Конспект занятия «Наше тело» для детей старшей логопедической группы
Развитие речи «Наше тело» Программное содержание: Обобщить знания детей о частях тела, органах их функциях; учить воспринимать предметы, включая разные органы чувств; Развивать грамматические категории (подбирать к существительным качественные прилагательные, подбирать действия к предметам, учить образовывать существительные в родительном падеже). Продолжать развивать фонематический слух, речевое дыхание, артикуляционную моторику, интонационную выразительность речи. Воспитывать желание беречь и укреплять свое здоровье. Материалы для воспитателя: дидактическая кукла «Малыш», плакат «Наше тело», магнитофон. Материалы для детей: баночки с ватой, пропитанной запахами хвои, чеснока, духов; маленькие зеркала; лоток с кусочками продуктов, набор картинок для игры «Найди место для картинки» Ход занятия: 1. Мотивационный момент. (Дети стоят полукругом) У нас в гостях Малыш, он просит рассказать, для чего нужен нос, руки, глаза. Объясним, покажем, поможем понять. 2. Объяснение нового материала. -Нужно различать части тела и органы. Посмотрите на плакат. -Назовите самую большую часть тела (Туловище) Внутри туловища расположены внутренние органы – сердце, легкие, желудок и т.д. от туловища растут ноги, руки и голова. а) голова: — Что находится выше всего на голове? (волосы) Потрогайте, подавите их. -Какие они? (мягкие, пушистые, темные, светлые, длинные, короткие) -Для чего нужны волосы? (для защиты холода и от жарких лучей солнца) -Сзади головы — затылок, впереди – лицо. б) Ниже волос – лоб, ниже лба – глаза. -Закройте глаза. Что я делаю? (взяла книгу, помахала рукой) Теперь откройте глаза. Вот что я делала (повторить действия). -Зачем нужны глаза? в) За столами. – Зажмите ладонью нос и рот. Посидите. Зачем нужен нос? (чтобы дышать). Но есть у него еще одна обязанность. — Откройте футляры от киндер — сюрпризов, поднесите к носу. Что почувствовали? (запахи). Чего? (духов, хвои, чеснока, апельсина). Так зачем нам нос? (дышать и чувствовать запахи). — Выражением лица или с помощью мимики покажите, понравился вам запах или нет, а я попробую отгадать. — Индивидуально. Саша Ш., Соня С.Глубоко вдохните, на выдохе скажите: «Приятный запах!» Еще вдох: «Ах, какой приятный запах!» 3. Физминутка. «Мы ногами топаем, мы руками хлопаем…» 4. Отгадайте загадку: У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз. (Уши) -Проверим, для чего уши. Плотно закройте уши. В – ль тихо произносит слова шапка, машина, бубен. Что я сделала? Как догадались? Что я сказала? Для чего уши? Послушайте. Плач малыша. Повторите громко, тихо, шепотом. Как можно успокоить малыша? (покачать как мама) 5. Артикуляционная гимнастика. Возьмите зеркала, покажите, как малыш сосет соску. Упражнение «Чищу зубки» Чищу зубки, Чищу зубки, И вверху я, и внизу, Чтоб сверкали и блестели, Никогда бы не болели. Упражнение «Язычок заболел» Наш веселый язычок Захворал как старичок. Он закашлял, застонал, Еле я его узнал. Быстро чаем напоил («Чашечка») И варенье не забыл («Вкусное варенье») Язычок стал веселей («Улыбка») И позвал к себе друзей («Иголочка» – движения вперед- назад) -Угадайте, какие первые звуки Малыш учится говорить (по артикуляции дети определяют звуки) — Как догадались? -Какие это звуки? (гласные). Почему? (Их можно пропеть). -Какие органы помогают нам говорить? (язык, губы, зубы) — Игра «Остановись на звук». Дети ходят по кругу, в – ль называет слоги, когда услышат слог со звуком /И,/ должны остановиться. -Дидактическая игра «Найди место для своей картинки» В коробку под символом «а» положить картинки, которые начинаются со звука /а/, а под символом «у» — со звука /у/. 6. Из лотка возьмите хлеб, съешьте его. Попробуйте другие продукты. -Расскажите как вы ели (жевали зубами, проглотили) Что еще почувствовали? (вкус продуктов) Итак, зачем человеку рот? (говорить, есть, чувствовать вкус еды) 7. Итог. Малыш, теперь ты знаешь для чего части тела и органы? -Мы нашли части тела, которые были бы не нужны человеку? А такой орган, который бы ничего не делал? Природа все предусмотрела, а нам остается, ухаживать за собой, беречь и укреплять свое здоровье. О том, как это делать, мы поговорим на других занятиях.
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №422 «Лорик» город Екатеринбург
Родителям рекомендуется:
- Предложить ребенку назвать свою фамилию, имя и отчество. Назвать имена и отчества каждого члена семьи, свой домашний адрес;
- Поговорить с детьми о строении человеческого тела, о правилах личной гигиены;
- Учить названия пальцев на руке, учить различать правую и левую стороны.
По теме дети должны знать: название частей тема человека, название и количество пальцев на руке, правила личной гигиены, состав своей семьи, называть имена и отчества своих родителей, их профессии.
Поиграйте с детьми:
- Послушай инструкцию, выполни ее и расскажи, что ты делал:
- Понюхай носом, постучи кулаком, подними плечи.
- Подними руки, похлопай в ладоши, сядь на корточки.
- Подмигни правым глазом, топни ногой, присядь и т.п.
- Учим пальчиковую гимнастику:
ЧЕЛОВЕЧЕК
- Отгадываем загадки:
Тебе дано, а люди им пользуются. (Имя)
Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью белым зверям отдаю. (рот, зубы, губы)
Живёт мой братец за горой, Не может видеться со мной. (глаза, нос)
Не сеют, не сажают, А сами вырастают. (волосы)
Задания по развитию речи:
- Подобрать слова действия: головой мы что делаем? – думаем, киваем, поворачиваем и т.д.
Ушами – мы…, глазами – мы…, носом – мы…, ртом – мы…, ногами – мы…, руками – мы…
- «Один — много»: образование существительных множественного числа: лоб — лбы, рот —рты, локоть — локти
Изменить таким образом: нос, глаз, ухо, щека, бровь, бок, ноздря, палец.
- «Он и я». Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица:
он ест—я ем; он нюхает —я нюхаю, он рисует – ………………., он едет – …………… он пишет – ………………., он рисует – ………… он идёт – ………………….., он прыгает – ………..
- Назови все большое: нос – носище, рука – ручище, нога – …, глаз – …, губы – …, кулаки – …, локти – …, ногти – …
- Образование простых причастий и прилагательных «Назови, какой?» Жить — живущий, расти — растущий, любить — любящий, уважать — уважающий, гладить — глаженый, стараться — старающийся, заботиться — заботящийся, отдыхать — отдыхающий.
- «Сложные слова»: у мамы светлые волосы, значит она – светловолосая. Составь сложные слова из словосочетаний: голубые глаза, серые глаза, карие глаза, темные волосы, рыжие волосы, светлая кожа, темная кожа.
- Реши логическую задачу: бабушка пришла с работы раньше, чем папа, а папа раньше, чем мама. Кто пришел с работы раньше всех, а кто позже всех?
- Объясни пословицы: Вся семья вместе, так и душа на месте. В дружной семье и в холод тепло. Придумайте ситуации, когда можно сказать эти пословицы.
- Составить рассказ о семье по плану:
Расскажи о себе и своей семье по плану
- Кто какой шарик держит?
Конспект занятия в старшей группе по теме «человек и части его тела»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ЧАСТИ ЕГО ТЕЛА»
Цели:
1)
уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела; учить детей видеть признаки сходства и различия между людьми и выражать их в речи; работать над обогащением словарного запаса детей ;
2)развивать речь, внимание, правильное дыхание, моторику рук;
3)воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.
Словарь:
мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, человек, люди, названия частей тела( верхние и нижние конечности).
Оборудование:
картинки
,сизображением тела человека; схематическое изображение человека; туалетные принадлежности; простой карандаш.
Ход занятия
1.Орг. момент.
На доске ряд картинок: девочка,мальчик,мужчина,женщина,бабушка,дедушка.
-Кто нарисован на этих картинках? (девочка,мальчик,мужчина,женщина,бабушка,дедушка)
-Как можно назвать, одним словом? (люди
)
Все люди разные: есть пожилые и молодые, взрослые и дети.
Посмотрите друг на друга внимательно, чем отличаются люди друг от друга?
— Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?
— Одинаковый ли цвет волос?
— Все ли вы одинакового роста? (предложите детям померяться ростом)
— Но раз мы такие разные, то почему нас всех называют словом «ЛЮДИ»? Что у нас у людей общего? Чем мы похожи?
2.Сообщение темы занятия.
-Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (человек и части тела)
Работа с картинками с изображением тела человека.
—
Внимательно посмотрите друг на друга.
-Из каких частей тела состоит человек? (голова, шея, туловище, верхние конечности — руки, нижние конечности-ноги)
—
Верно, ребята, у всех нас есть голова.
Что находится на голове? (нос,рот,уши,глаза)
-Для чего нужны нос,рот,уши,глаза.?
Отгадайте загадки.
Он бывает самым разным: добрым,вредным,гордым,важным,длинным,маленьким,горбатым,толстым,тонким,
конопатым.(нос)
Всегда он в работе, Когда говорим. А как отдыхает, Тогда мы молчим.(рот).
3.Развитие дыхания
Гимнастика для развития правильного дыхания.
Мы вдохнём легко и плавно, (вдох) Выдохним протяжно. ( выдох) Нос в работе (вдох) Рот в работе (выдох) Дышим все мы славно.
— На чём «сидит» голова? -Для чего нужна шея человеку?
(шея – она соединяет голову и туловище человека
)
—
Как называется самая большая часть тела человека? (
туловище
)
-Покажите, где у вас туловище?
— Что находится на туловище впереди? (грудь, живот
)
— А что находится сзади? (спина
)
4.Новый материал.
-Как вы думаете,что такое верхние,нижние конечности?
-Как называются руки?
-Как называются ноги?
-В самом низу ноги — вот эта часть ноги (показать) называется ступней.
как вы думаете почему? (от слова « ступать»
)
5.Развитие моторики.
Гимнастика для рук
Очень сложен человек: (указательный палец на лбу,нахмуриться) Двое глаз и двое век. (указательным пальцем показать на глаза,на веки) И-внимательно смотри!- (указательным пальцем от глаз к вискам) Уха два и две ноздри (показать на уши и ноздри) А вот пальчиков-по пять, (растопырить пальцы на обеих руках) Чтобы ими всё держать. (хватающий жест руками)
6.Закрепление материала.
Работа с контурной схемой человека.
Отгадайте загадки.
Большая часть –всему опора И шея есть,спина,живот. Скажите ,что это такое?(туловище)
Всегда причёсана,чиста,умна- Всему начало.(голова)
Всю жизнь ходят,наперегонки, А обогнать друг друга не могут.(ноги,нижние конечности)
Часть тела, не боится делать дело.(руки,верхние конечности)
У двух матерей по пять сыновей – одно имя всем (руки и пальцы)
Игра « СТОП»
Воспитатель показывает детям два рисунка. (девочка и мальчик)
— Как вы думаете кого изобразил художник?
— Почему вы так думаете?
-Какие у нас мальчики? (сильные, смелые, будущие мужчины, защитники)
7.Составление предложений на наглядном материале.Введение в речь глаголов.
Использование туалетных принадлежностей.
-Какие вещи нужны человеку,чтобы быть чистым,опрятным? В магазине: мыло,зубная щетка,зубная паста,шампунь,мочалка,расческа,полотенце.
-Для чего нужны человеку эти вещи? -Как вы думаете,какие вещи должны быть у каждого человека только свои? -Другой человек этими вещами пользоваться не может.Почему?
8.Итог.
-Какие части тела человека вы запомнили? -Что нужно человеку,чтобы быть чистым, опрятным