Увеличение сложности
Второй уровень требует более точных, но статичных действий, благодаря которым «С» будет выговариваться гораздо легче.
«Сон Степана»
На каждую строчку стихотворения необходимо совершать движения пальцев, губ или языка. Дети должны проговаривать стих.
Снится сладкий сон Степану (дети закрывают глаза руками)
Видит свежую сметану (широко открывают глаза и облизывают губы круговым движением языка по часовой стрелке)
В знакомой миске голубой (ладони обеих руку нужно соединить так, чтобы образовалось углубление – изображаем миску)
А ложка у него с собой (теперь миску изображает одна согнутая ладонь, а оттопыренный указательный палец другой руки – ложку. Ребенок совершает круговые движения большого пальца по «ладони-миске»).
Он ложкой ест сметану (большой палец «зачерпывает» воображаемую сметану, подносит ко рту. Можно изобразить жевательные движения).
Всё это снится Степану (снова закрывают глаза ладошками).
Сложный уровень
Третий уровень учит координации отдельных пальцев, их противопоставлению. Проработка такого рода движений способствует воспроизведению «С» по первому требованию в любой момент речи.
Снится сладкий сон Степану – дети закрывают глаза руками
Видит свежую сметану – широко открывают глаза и облизывают губы круговым движением языка по часовой стрелке
В знакомой миске голубой – ладони обеих руку нужно соединить так, чтобы образовалось углубление – изображаем миску
А ложка у него с собой – теперь миску изображает одна согнутая ладонь, а оттопыренный указательный палец другой руки – ложку. Ребенок совершает круговые движения большого пальца по «ладони-миске»
Он ложкой ест сметану – большой палец «зачерпывает» воображаемую сметану, подносит ко рту. Можно изобразить жевательные движения.
Всё это снится Степану – снова закрывают глаза ладошками
Затем поочередно соединять большие пальцы с другими, получая новые колечки и тренируя тонкую моторику.
Следует хвалить ребенка, когда у него получается, ведь положительны еэмоции значительно облегчают постановку звука «С». Малышам нравится рифмованная речь, а значит занятия будут протекать без особых сложностей и принесут наибольшую пользу.
Не следует преувеличивать роль пальчиковой гимнастики — она не заменит полноценную физкультуру, также не заменит общение мамы и ребенка. Навыки работы пальцами очень нужны, например для работы на компьютере, на мобильном телефоне. И иметь тренированные пальцы, которые способны быстро совершать быстрые скоординированные действия, очень полезно.
Для начинающих
Упражнения различаются по сложности. С первого уровня следует начинать маленьким детям, а так же тем малышам, кто не знаком с подобной работой. Эти задания для кистей рук, развивают умение подражать, удерживать на некоторое время напряжение рук и переключать внимание.
«Зайцы»
Достаточно простое упражнение, подходит для детей 2-3 лет, поскольку не требует сложных координированных движений пальцев и лицевых мышц.
Скачут, скачут во лесочке (прыгают на месте)
Зайцы — серые клубочки (прыгают, руки держат у груди).
Прыг — скок, прыг – скок — (прыгают вперед и назад)
Стал зайчонок на пенёк (выпрямиться и упереть руки в бока).
Всех построил по порядку, (повернуться туловищем вправо, правую руку отвести в сторону, затем влево и левую руку вытянуть в сторону)
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. (маршируют на месте)
Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, делают «ножницы»)
Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)
Все за ушком почесали. (почесать за ухом)
На «четыре» потянулись. (руки вверх, потом к груди)
Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперёд)
Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки к груди)
Зашагали как отряд. (снова маршируют на месте)