Календарь развития: как воспринимает мир и что умеет ребенок в 3 года

Этот возраст называют ясельным. Период крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так бурно, как на первом году, но психическое и физиологическое развитие ребенка совершает новый качественный скачок.

На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200-250 г, а рост — на 1 см. Это усредненные данные, на которые можно ориентироваться, взвешивая и измеряя ребенка.

Изменяются и сами пропорции тела ребенка; если размер головы у новорожденного ребенка составляет около ¼ от общей длины тела, то к 2-х летнему возрасту он постепенно уменьшается до 1/5.

Центральная нервная система становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Дети уже умеют сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время — до 10 минут. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память: ребенок помнит события, произошедшие несколько часов назад. Стремительно улучшается речь, накапливается активный словарный запас.

Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86-90 ударов в минуту, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека.

Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20-25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела. Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает.

Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.

Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом росте почек объем мочевого пузыря увеличивается. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты — как следствие, позыв к мочеиспусканию слабый. Большинство детей только к 3 годам смогут своевременно реагировать на переполнение мочевого пузыря. Поэтому не стоит упрекать малыша за мокрые штанишки.

Подобно умению ползать, ходить и говорить, навык опрятности формируется у каждого ребенка индивидуально. Некоторые дети готовы пользоваться туалетом, еще не достигнув двухлетнего возраста, другие — только после третьего года жизни. Убедиться, что ребенок готов к формированию навыка опрятности, можно по следующим признакам:

  • остается сухим в течение часа или двух, иногда просыпается сухим по-сле дневного сна;
  • опорожнение мочевого пузыря или кишечника начинается каждый день в одно и тоже время (например, утром или после еды);
  • обращает внимание на соответствующие функции организма: находит способ дать знать, что собирается что-то «сотворить» (затихает, кряхтит, отходит в уголок, иногда может сказать, как-то «прокомментировать» мокрые трусики);
  • испытывает чувство брезгливости при виде грязных рук, лица или от-вращение к мокрым подгузникам;
  • начинает чувствовать разницу между мокрым и сухим, грязным и чистым;
  • знает специфическую терминологию, принятую в семье («пи-пи» и пр.);
  • может сообщить о своих потребностях и выполняет простые указания;
  • проявляет любопытство к поведению других членов семьи (сопровождает взрослых в туалет и ванную).

Опорожнение кишечника после года происходит обычно раз в сутки. Меняется характер стула: он становится более плотным, темного цвета, с характерным неприятным запахом. Важно следить за тем, чтобы у ребенка не было запоров, для этого нужно строго соблюдать возрастной режим питания. При склонности к этому недугу следует обратиться к врачу. Проверенный временем способ борьбы с запорами: давать ребенку по утрам полстакана кипяченой воды комнатной температуры и предлагать пользоваться горшком в одно и то же время.

Особенности развития детей 3 лет («Мюнхенская диагностика»)

С одной стороны, трехлетние дети – постоянно работающие моторчики. Они не могут долго усидеть на месте, быстро меняют один вид деятельности на другой, так как внимание в этом возрасте развито еще недостаточно. С другой стороны, малышей в 3 года смело можно назвать консерваторами: им нравится правила, они быстро привыкают к режиму дня, появляются предпочтения в еде и играх. Такая тяга к постоянству объясняется работой базовых механизмов личности, которые направлены на обеспечение безопасности. То, что ребенку знакомо и предсказуемо вызывает меньше страха, чем новое и неизвестное. Этот возраст примечателен еще и тем, что малыш становится более самостоятельным, может отстаивать свои интересы, появляются упрямство и капризы.

Для качественной оценки психомоторных, речевых и коммуникативных навыков детей в 1997 году в Мюнхене была создана «Мюнхенская функциональная диагностика развития». Согласно ей, в 3 года ребенок должен уметь следующее:

  • Спускаться и подниматься по лестнице;
  • Прыгать на одной и двух ногах;
  • Ловить и пинать мяч;
  • Одновременно делать разные движения (например, качать головой и хлопать в ладоши);
  • Перешагивать препятствия;
  • Рвать бумагу;
  • Сортировать предметы по цвету, размеру, форме;
  • Строить башни из кубиков;
  • Играть в игры с простыми правилами;
  • Называть свой пол;
  • Ориентироваться в пространстве.

В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).

Особенности организма трехмесячного ребенка

В 3 месяца у младенца происходят значительные изменения как на физическом, так и на психологическом уровне. Родители должны внимательно оценивать состояние ребенка, обеспечивать комплексный уход и своевременно отмечать какие-либо несоответствующие возрасту проблемы.

Физические нормы в 3 месяца

Для понимания правильности физических изменений у ребенка, нужно отслеживать следующие параметры: рост, вес, окружность головы и окружность груди. Для каждого малыша в три месяца эти показатели могут отличаться, но в среднем, согласно Всемирной организации здравоохранения, они должны соответствовать следующим нормам: – рост: 57-62 см для девочек и 59-64 см для мальчиков; – вес: 5,2-6,6 кг для девочек и 5,7-7,2 кг для мальчиков; – окружность головы: 38-41 см для девочек и 39-42 см для мальчиков; – окружность груди: 37-41 см для девочек и 39-42 см для мальчиков.

Для трехмесячных малышей нормально прибавление в весе на 700-800 грамм, в росте на три см в течение 4 недель. Окружности головы и груди увеличиваются на 1,5 см. Измерять антропометрические показатели нужно ежемесячно.

Небольшие отклонения от указанных параметров не обязательно означают наличие болезни, но при их обнаружении лучше посетить специалиста, чтобы удостовериться в нормальном и гармоничном росте ребенка. Как можно быстрее стоит проконсультироваться с врачом, если перечисленные показатели значительно отличаются от указанных норм.

Особенности развития нервной системы 3 месячного младенца

Нервная система особенно быстро развивается именно в первые 3 месяца жизни. К этому возрасту ребенок, при отсутствии каких-либо нарушений, умеет следующее: – в положении лежа на животе поднимать и уверенно держать голову; – пытаться перевернуться на живот; – поворачивать голову в стороны; – в положении лежа на животе опираться на руки и локти; – четко фиксировать взгляд на окружающих предметах и людях; – при удерживании в вертикальном положении хорошо опираться на ноги; – мычать некоторые звуки, гулить с различными интонациями и звукосочетаниями; – реагировать на звуки, поворачивать голову к их источнику; – улыбаться.

Важное значение имеют безусловные рефлексы — автоматические движения, осуществляемые в ответ на действие определенных факторов внешней среды. У новорожденного ребенка рефлексов достаточно много, но почти все из них должны угасать к трем месяцам.

Чтобы оценить наличие или отсутствие определенных рефлексов у малыша, нужно знать их проявления и способы проверки. К 3 месяцам не должно быть следующих рефлексов: – хоботковый рефлекс: ребенок вытягивает губы трубочкой при легком постукивании по ним; – поисковый рефлекс: малыш тянется к источнику раздражения, если его пощекотать по щеке; – рефлекс Бабкина: малыш открывает рот при захвате и надавливании на центральную часть ладони.

Сосательный рефлекс сохраняется, а также происходит активное развитие моторики. Дети пытаются схватить ручками подвешенные над кроваткой игрушки, ощупывают разные предметы.

Оценка мышечного тонуса малыша в три месяца

Для новорожденных характерно состояние физиологического гипертонуса сгибательных мышц, то есть руки и ноги малыша разгибаются тяжелее, чем сгибаются. К 3 месяцам тонус выравнивается. Проблемы с напряжением мышц в 3 месячном возрасте — достаточно распространенное явление, поэтому нужно знать критерии нормы. Чтобы проверить мышечный тонус младенца в три месяца, нужно раздеть и положить его на живот на твердую поверхность. Критерии оценки: – ребенок в 3 месяца несколько минут удерживает приподнятой голову и поворачивает ее из стороны в сторону; – руки малыша опираются на предплечья; – грудная клетка слегка приподнята над поверхностью, а живот и таз плотно прижаты к ней; – бедра ребенка слегка разведены, а голени приподняты; – при мысленном проведении линии от затылка до нижней ягодичной складки должна получаться прямая (при наличии нарушений эта линия скашивается в сторону); – при сгибании и разгибании ног ягодичные и подколенные складки должны быть симметричными, при этом сами движения производятся свободно, а таз не отрывается от поверхности. В положении малыша на спине голова должна лежать на центральной линии и без затруднений поворачиваться в разные стороны. Руки ребенок держит свободно, постоянно играется ими, тянет в рот. Правая и левая стороны туловища должны быть симметричны друг другу.

Развитие мелкой моторики у детей 3 лет

  • Рисование. В 3 года развитие рисования находится на стадии каракуль. Несмотря на то, что рисунки иногда могут получаться бесформенными, ребенок вкладывает в них свой смысл. Трехлетки с хорошо развитой мелкой моторикой уже умеют рисовать простые фигуры (круг, квадрат, линии). Рисунок человека у детей 3 лет получается примитивным, но в нем уже присутствуют голова, тело, ноги и руки.
  • Умение расстегивать молнии и пуговицы. Хотя ребенок 3 лет по-прежнему не может сам застегнуть пуговицу или молнию, расстегивать их он уже научился. Поощряйте стремление малыша к самостоятельности, ведь застегивание и расстегивание различных замочков не только отлично развивает мелкую моторику, но и стимулирует развитие мышления.

Трехлетний ребенок обладает большинством гигиенических навыков. Он умеет самостоятельно умываться, мыть руки, ходить на горшок, раздеваться, старается аккуратно есть за столом.

  • Игрушки, которые требуют развитой моторики пальцев. Обычно в этом возрасте детям нравится играть с мелкими предметами, в ход идут пазлы, конструкторы, шнуровки, мозаики. Давая малышу подобные игрушки, не забывайте о технике безопасности и не оставляйте ребенка во время игры без присмотра.
  • Пальчиковые игры. Увлекательным упражнением на развитие мелкой моторики Вашего малыша может стать пальчиковая гимнастика. Идеи для пальчиковых игр Вы можете найти на видео:

Остеопатический прием в клинике «Качество жизни»

Маленькие дети — особая группа пациентов, к которым нужен аккуратный подход, чтобы прием прошел удачно. В клинике «Качество жизни» работают опытные детские специалисты остеопатического профиля, ЛФК и смежных направлений, которые обеспечивают комфорт не только родителям, но и самим маленьким пациентам. Все диагностические и лечебные манипуляции проводятся осторожно, максимально безболезненно. Чтобы оградить малыша от отрицательных эмоций, особенно при его повышенной возбудимости и плаксивости, специалисты соглашаются на следующее: – вести прием не в белом халате, а в цветной одежде, которая отвлекает и не пугает малышей; – не использовать укладывание младенца и отказаться от его полного раздевания; – использовать отвлекающие факторы, в частности игрушки. Врачи комплексно подходят к обследованию и лечению пациентов любого возраста. Специалисты проводят точную диагностику, направленную на выявление причины болезни или факторов риска ее возникновения. Только после полноценного обследования врач назначает комплекс лечебных или профилактических мероприятий.

Развитие мышления в 3 года

Известный психолог Ж.Пиаже считал, что мышление детей трех лет устроено таким образом, что они не могут посмотреть на ситуацию со стороны. Этот феномен назван эгоцентризмом мышления. Помимо этого малыши в 3 года еще не способны до конца понять связи между событиями или явлениями, поэтому в мышлении ребенка мало логики и много фантазии.

Именно в этом возрасте происходит очень важный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Если в раннем детстве малыш познавал мир при помощи действий с предметами, их ощупывания, проб на вкус, то теперь, на пороге дошкольного возраста, дети обычно приобретают способность действовать уже с образами предметов, которые сохранились в их памяти. Ребенок трех лет может размышлять о чем-то, чего нет в пределах видимости. Это чрезвычайно важный шаг на пути к логическому мышлению.

Детская остеопатия

Остеопатические мероприятия в раннем детском возрасте проводятся не только с целью лечения заболеваний, но и для профилактики их возникновения. Младенцы в 3 месячном возрасте хорошо поддаются остеопатическому влиянию, так как их организм еще не полностью сформирован. Поэтому посетить врача такого профиля не будет лишним, даже если здоровье малыша полностью соответствует норме.

Основные преимущества обращения в остеопатическую клинику: – Врачи остеопаты воспринимают организм малыша как единую систему и комплексно воздействуют на него. – Остеопатия применяется без использования медицинских препаратов и хирургических вмешательств, поэтому может проводиться даже таким маленьким детям. – Врачи клиники борются не с симптомами или даже механизмами формирования болезни, а выявляют точную ее причину. Это позволяет во многих случаях добиваться полного восстановления здоровья и исключить разнообразные осложнения. – Детская остеопатия позволяет эффективно предотвратить появление каких-либо проблем со здоровьем малыша даже при наличии факторов риска. Оптимально будет показать младенца специалисту еще в период новорожденности, чтобы тот сразу оценил состояние организма, выявил или исключил всевозможные предрасполагающие факторы, дал рекомендации и при необходимости назначил процедуры. – Остеопатия полностью безопасна для младенцев. Все детские специалисты являются полноценными врачами с высшим медицинским образованием, прошедшими дополнительное обучение в специализированной остеопатической школе. Остеопатическое лечение не является панацеей от всех болезней. Детские остеопаты внимательно оценивают каждую ситуацию, определяя показания и противопоказания для использования специфических методик. Наиболее эффективным считается комплексный подход. Для достижения лучшего результата остеопатические методики могут комбинироваться с ЛФК, массажем, гимнастическими упражнениями и приемом препаратов при необходимости.

Могут ли трехлетки быть внимательными?

Способность к концентрации внимания у детей 3 лет низкая, именно поэтому они быстро переключаются от одного дела к другому. Если заставлять малыша долго, то есть более 10 минут, заниматься одним и тем же, произойдет перегрузка нервной системы (внешним признаком которой являются истерики). Внимание детей 3 лет избирательно, они обращают внимание лишь на то, что для них привлекательно.

Занимаясь с ребенком дома, обращайте внимание на состояние малыша. В этом возрасте дети быстро утомляются. Поэтому все занятия должны проходить в непринужденной игрой форме. О том, как можно заинтересовать ребенка, смотрите на видео.

Причины молчания

В современном мире большинство детей начинают говорить гораздо позже. Но об этом знают далеко не все родители, поэтому они незамедлительно начинают искать причины в малыше.

Причины задержки речи могут быть социальными и биологическими.

Социальные причины возможно устранить самостоятельно, при обнаружении биологических причин — следует обратиться к врачу.

Социальные

Напряженные семейные взаимоотношения. Речевой аппарат не развит у детей, у которых родители мало общаются как между собой, так и со своим «молчуном». Чтобы устранить проблему, нужно пересмотреть отношения в семье, особенно между мамой и папой. Как правило, при добавлении в речь различных описаний, действий, эмоций, малыш начинает повторять за взрослыми и говорить.

Частые простудные заболевания у ребенка. Если малыш много болеет и изолируется от остальных детей, в его речи будут заметны нарушения. Родители такого ребенка должны позволить ему изучать окружающую среду и людей вокруг, чтобы речь как можно скорее восстановилась.

Грубое обращение с ребенком. Если дома происходят постоянные физические или психологические насилия, то будет страдать не только речь, но и все состояние здоровья малыша в целом.

Педагогическая запущенность. Многие родители ошибочно полагают, что их ребенок умен и способен ко всему с рождения и что для развития навыков не нужно прилагать усилия. Но это не так. Другие мамы и папы перекладывают ответственность на педагогов в детском садике и учителей в школе. Они забывают, что именно семья закладывает способности у ребенка.

Большое количество изучения языков. Зачастую из-за стремления выучить несколько иностранных языков, родитель забывает уделять должное внимание русской грамоте и речи.

Эмоциональный стресс. Причиной отсутствия речевых данных у малыша может послужить событие, которое вызвало у ребенка негативные эмоции, страхи, эмоциональные расстройства. В данном случае стоит обратиться за помощью к психологу или логопеду.

Чрезмерный контроль. Родители часто забывают о том, что в ребенке нужно развивать самостоятельность. Мамочки, пытаясь оградить ребенка от негатива, делают ему только хуже. Ведь из-за гиперопеки может быть замедление общего развития, и, в частности, речи.

Загруженная информационная среда. Если вокруг малыша слишком много информации, например, компьютер, телевизор, радио, телефон, он очень быстро замыкается и устраняется от мира вокруг.

Биологические

Наследственность. Как правило, дети произносят первые слова в таком же возрасте, как и их родители. Если мама или папа начали говорить поздно, то малыш тоже будет немного отставать в развитии. Не стоит волноваться по этому поводу, ведь это не патология, а всего лишь наследственный фактор.

Тугоухость. В современном мире большое количество детей рождается с нарушением слуха или слухового аппарата. Таким малышам нужно более внимательное отношение, чтобы улучшить развитие речевых способностей.

Последствия болезней. Проблемы с речью могут быть вследствие перенесенного заболевания или врожденной травмы.

Вирусное заболевание матери во время беременности или периода лактации. Лекарственные, химические или наркотические вещества в крови матери могут негативно сказаться на развитие ребенка.

Развитие памяти и воображения у детей 3 лет

У детей этого возраста лучше всего развита эмоциональная память. Ребенок 3 лет хорошо запоминает то, что вызывает у него яркие эмоции и впечатления. Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают очень развитым воображением. Большую часть времени трехлетние дети находятся мире своих фантазий. Однако у этого есть и негативная сторона, малыши бывают очень впечатлительны, отчего возникает множество страхов, характерных для дошкольного возраста (боязнь темноты, собак, грозы и т.д.).

Психоэмоциональное развитие

Психоэмоциональное развитие – важнейший элемент в процессе становления личности. Стоит уделять особое внимание внутреннему состоянию ребенка, его чувствам и эмоциям, климату в семье и взаимодействию малыша со своими близкими. Модель самосознания себя, поведения в обществе, построения собственной семьи, взаимоотношений с противоположным полом формируются в дошкольном возрасте.

К 3-4 годам ребенок:

  • Идентифицирует себя по половому признаку.
  • Выражает свои чувства («Я злюсь», «Я расстроился», «Мне неприятно).
  • Развита эмпатия, понимает, если причиняет кому-то боль или обижает.
  • Оценивает своё и чужое поведение (Миша ударил Катю, он поступил плохо).
  • Осознаёт, что все действия имеют последствия.
  • Имеет личные границы, в том числе относительно тактильных контактов (не позволяет посторонним взрослым себя трогать, обнимать).
  • Осознаёт ценность вещей («Ничего страшного, если ты сломал(-а) машинку, но, если кинул(-а) её и она сломана, работать она больше не будет»).
  • Открыт к новой деятельности и впечатлениям.
  • Появились свои интересы и предпочтения (динозавры или машины, танцы или пение).
  • Формируется вкус относительно одежды и творчества.
  • Сформированы элементарные причинно-следственные связи (если лизнуть соль – она будет соленая, если толкнуть вазу – она упадет)

Умственное развитие детей в 3 года

К 3 годам у малышей обычно появляется множество новых умений и навыков в сфере умственных способностей. Трехлетний ребенок должен уметь:

  1. Сравнивать и сортировать предметы по размеру, длине, форме, цвету;
  2. Находить такой же предмет;
  3. Составлять пазлы из 4 частей;
  4. Называть основные цвета и оттенки;
  5. Знать стихи и песенки;
  6. Составлять рассказ по знакомой картинке при помощи взрослого;
  7. Знать названия некоторых деревьев, посуды, мебели, животных, одежды, транспорта, овощей и фруктов;
  8. Знать основные геометрические фигуры;
  9. Рассказывать, что он делал в течение дня.

Развитие речи у детей трёх лет

Речь детей 3 лет активно развивается, у малышей появляется интерес к языку, они любят болтать и рассказывать обо всем, что видят. Вот основные направления речевого развития трехлетних детей.

  • Обогащение словарного запаса;
  • Фразовая речь;
  • Умение вести диалог (ребенок умеет задавать вопросы и отвечать на них);
  • Появление вежливых слов.

Сама речь трехлетки далеко не совершенна. Малыши в этом возрасте обычно плохо произносят шипящие и сонорные звуки. В 3 года дети часто неверно стоят предложения, путают слова местами, недоговариваю слова.

Адаптация в детском саду

Чаще всего в нашей стране именно в возрасте 3 лет малыш получает путевку в детский сад. Вне зависимости от характера и темперамента ребенка, адаптация проходит у всех.

Вот несколько советов, которые помогут вам и вашему чаду как можно мягче пережить этот период:

  • Заложите время на привыкание. Наилучший вариант – 3-4 недели на неполном дне. Даже если воспитатели советуют вам оставить ребенка и уйти, не соглашайтесь. Найдите возможность побыть с ним, не бросайте его одного в такой сложный период. Если малыш играет с детьми и не нуждается в вас, то просто наблюдайте за ним со стороны.
  • Старайтесь создать комфортную обстановку в саду и дома. Разрешите взять в группу любимую игрушку малыша, если он об этом просит.
  • Важно, чтобы дома ребенку давали возможность переключиться. Нельзя требовать во время адаптации в детском саду, чтобы он был ангелом дома. Малыш сильно устает в психологическом плане. Пусть дома просто лежит, если хочет. Или, наоборот, шумит, кричит и бегает. Ему надо научиться компенсировать и уравновешивать психическую нагрузку.
  • Не нагружайте малыша дополнительными секциями и кружками. Для начала пусть привыкнет к одному.
  • Ребенку нужна ваша поддержка. Вне сада отдавайте ему всю себя: болтайте, играйте, читайте, гуляйте. Отложите телефон и компьютер и проведите время вместе.
  • Разговаривайте с ребенком. Задавайте вопросы, узнайте имена воспитателей и друзей малыша. Интересуйтесь детсадовской жизнью вашего чада.
  • Если буквально несколько месяцев назад в семье появился малыш, не отдавайте старшего ребенка в сад. Появление младшего брата или сестры и так стресс, не добавляйте дополнительных волнений.
  • Дружите с воспитателями. Интересуйтесь у них о том, как ведет себя ваш малыш в саду и как к нему относятся сверстники.

Источник фото: shutterstock.com

Навыки общения

Если раньше Ваш ребенок играл в одиночестве, то теперь ему важно общество сверстников. Малыши в 3 года обычно очень общительны и контактны. Согласно классификации М.И. Лисиной для этого возраста характерна внеситуативно-познавательная форма общения. Это значит, что общение чаще всего происходит на фоне совместной деятельности по ознакомлению с миром. При этом для ребенка 3 лет очень важно чувствовать одобрение и симпатию со стороны близких людей.

Характерные особенности грудного возраста

Для возраста до года, но после периода новорожденности характерны свои особенности, которые также применимы для трехмесячных малышей: – интенсивный темп роста; – интенсивные функциональные и анатомические изменения всех органов и систем; – близкий и частый контакт с матерью за счет грудного вскармливания; – интенсивный обмен веществ для обеспечения высоких темпов роста, за счет чего увеличена потребность в энергии и, соответственно, потреблении питательных веществ (младенцу требуется в 3 раза больше энергии, чем среднестатистическому взрослому человеку); – активное развитие и совершенствование работы нервной системы; – постепенная утрата трансплацентарного (переданного от матери) иммунитета с достаточно медленным формированием собственной защиты (однако за счет отсутствия тесного контакта с другими детьми вероятность инфекционных болезней не повышается).

Скорость роста и темпы развития ребенка частично запрограммированы генетически. Однако роль факторов внешней среды исключать нельзя. Правильный уход за грудным малышом не только способствует снижению рисков формирования каких-либо проблем со здоровьем, но и сам по себе является важным фактором адекватного взросления ребенка.

Выводы

К 3 года у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Малыш становится все более самостоятельным, он постепенно учится обслуживать себя сам. Трехлетний ребенок достаточно хорошо владеет своим телом, он может держать равновесие, бегать, прыгать, играть в мяч. Совершенствуются и познавательные способности малыша: мышление становится образным, развиваются память, внимание, речи, воображение. Общение с людьми выходит на новый уровень, детям становится интересно общаться со сверстниками.

Речевое развитие

Речевое развитие в дошкольном возрасте наиболее актуально. Основная его цель – развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми, получение информации, выстраивание социальных связей.

К 3-4 годам ребенок:

  • Составляет предложения.
  • Отвечает на вопросы, выполняет просьбы и инструкции, соответствующие возрасту.
  • Рассказывает о событиях, впечатлениях за день.
  • Ведет рассказ от первого лица, используя слово «Я».
  • Старается использовать верные падежные окончания.
  • Описывает то, что изображено на картине или иллюстрации.
  • Знает своё имя и возраст.
  • Знает имена родителей и близких людей.
  • Воспроизводит сказанные взрослым сложные предложения, строчки из песен, стихотворений.
  • Знает песни и стихотворения, которые часто слышал.
  • Изменяет громкость голоса по просьбе взрослого.
  • Активно общается со знакомыми людьми, испытывает дискомфорт и стеснение при общении с незнакомыми.
  • Прислушивается к своей речи, старается сам исправить ошибки или по просьбе взрослых.
  • Побуждает взрослых играть с ним с сюжетно-ролевые игры, распределяет роли.
  • Словотворчество.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]