Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учебе, работе, в личной жизни. Если информация подается оратором лаконично и структурировано, то она дойдет до слушателей в лучшем виде. Наукой, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной. Риторика – это что? Наука или учебная дисциплина?
В словаре Даля
ж. греч. реторика, наука красноречия, изящесловие. Ритор, -рка, учитель красноречия; красноречивый, речистый человек, краснослов, искусственно-изящный писатель. Риторический, к риторике и к риторству относящийся. Риторский, риторам свойственный. Риторические тропы, фигуры, искусственные украшенья речи, приведенные в правила. Риторить, риторствовать, говорить или писать красно, речисто, цветисто, искусно и искусственно, старательно подражать изящным писателям, а потому и говорить напыщенно и холодно. Риоторствованье, риторство, действие по глаг. В речах его нет души, это одно лишь заученное риторство. Риторный, в чем много риторства. Риторно, да приторно.
Что представляет собой учение?
Что означает слово «риторика»? Переводя с греческого языка слово риторика выглядит как «rhetorike» и значит «ораторское искусство». Изначально данное определение подразумевало под собой умение говорить красиво и выражать свои мысли перед другими людьми.
Со временем понятие риторики несколько раз менялось, на что влияла смена периодов культурного развития людей. Поэтому данная наука, начиная с античности и заканчивая настоящим временем, воспринималась по-разному.
Основали ее софисты, которые говорили, что риторика — это дисциплина, способная научить оратора доказывать свою позицию, манипулировать и доминировать в обсуждениях. В современное время основой такой науки является гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли.
Сейчас слово риторика понимается, как дисциплина, которая позволяет изучать методы формирования речи, характеризирующейся целесообразностью, гармоничностью, умением воздействовать. В связи с этим предмет риторики выступает в качестве мыслеречевого действия. Риторика сочетает в себе учения философии, социологии, психологии, что помогает добиваться эффективного речевого взаимодействия с любой публикой.
Таким образом, современная риторика рассматривается с трех сторон:
- Это наука, рассматривающая искусство слова, которое обладает конкретными нормами публичного выступления перед людьми, позволяющими достигнуть хорошего результата при воздействии на слушателей.
- Это высочайший уровень мастерства произношения речи перед публикой, владение словом на профессиональном уровне и отличная ораторская речь.
- Учебная дисциплина, которая помогает студентам привить правила ораторского мастерства.
Таким образом, общая риторика изучает правила построения целесообразной и убедительной речи, которая помогает сделать выступление ярким и запоминающимся.
В словаре Энциклопедии
(греч. rhetorike), 1) наука об ораторском искусстве и шире — о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время (в России М. В. Ломоносов). В 19 в. учение о словесном выражении влилось в поэтику и стало частью теории литературы под названием стилистики. В сер. 20 в. возрождается широкое (общелитературное, лингвистическое и даже философское) значение терэффективной речевой коммуникации.2) Риторика музыкальная — музыкально-теоретическое учение эпохи барокко, связанное со взглядом на музыку как прямую аналогию ораторской и поэтической речи. Включала те же части, что и литературная риторика; их содержание выражалось в системе специфических музыкальных приемов (см. в ст. Фигура).
Происхождение и суть риторики
Что такое риторика? Это умение убеждать публику с помощью слов, четко и аргументированно доносить свою мысль.
Термин «риторика» пришел из греческого языка. В русском языке есть свой эквивалент этому понятию. Искусное владение словом, умение подбирать веские доводы и яркие примеры называют «красноречием».
Несмотря на распространенность термина, единого определения ему нет. Риторика — это наука, навык, ораторская практика или способ вести дискуссию? Ответ стоит поискать в ее происхождении.
Как возникла риторика? Историки связывают ее зарождение с победой демократии в Древней Греции, а именно с введением писаного закона. В 621 году до нашей эры в Афинах была осуществлена реформа, согласно которой законы были изложены на таблицах. Каждый мог обратиться в суд, указав статью закона, которая была нарушена обидчиком. Нарушителя обычно приговаривали к смерти, поэтому и возникла необходимость ясно и точно аргументировать свою позицию.
Такая система требовала от граждан определенных навыков:
- знание грамоты, умение читать законы;
- способность логически доказать обвинение;
- способность опровергнуть обвинение.
Грекам пришлось научиться красноречию, остроумию, критичности, умению спорить и убеждать. За тысячи лет применение риторики существенно изменилось, но суть осталась прежней.
«Цицерон разоблачает Катилину» (1888): Wikipedia/Чезаре Маккари
Знания о происхождении риторики позволяют найти ответ и на другой вопрос. Риторика — это наука или искусство? Для древних греков в публичной речи имели значение:
- продуманная идея;
- последовательность изложения материала;
- подготовленные аргументы и примеры;
- ссылки на авторитетные источники, в частности на писаный закон;
- красивая литературная речь.
Исходя из этого, логично назвать риторику наукой. Однако даже сам Аристотель считал такое определение неполным. В трактате «Риторика» философ писал об искусстве, которое не ограничено проверенными знаниями. Порой неожиданные иррациональные мысли, взывающие к чувствам, и творческий подход действуют более убедительно.
В Древней Греции царили крайне суровые, «драконовские» законы. Неудивительно, что они регулярно нарушались. Чтобы сохранить жизнь, людям недостаточно было ссылаться на закон и взывать к логике. Они находили другие пути убедить правосудие в своей невиновности.
Бизнес-тренер Эльмира Жайшаева добавляет, что способность убеждения — это не только выверенная, литературно правильная речь, но и жестикуляция, игра голосом, манеры. А значит, риторика — своего рода искусство.
Подводя итог, стоит сказать, что теория риторики не может существовать без практики, как и наука — без искусства.
Риторика: Unsplash
Больше, еще больше информации!
Конечно, ни в наши дни, ни пятьсот лет назад не каждому было суждено стать полководцем или государственным деятелем. Но роль красноречия в прошлом была существенно выше, чем сейчас. Почему? Очень просто: мы, люди XXI века, пресыщены информацией. Мы смотрим фильмы, слушаем новости в радиоэфире, читаем ленты информационных сайтов. На нас ежеминутно вываливаются гигабайты фотографий, статей, сообщений, музыкальных треков. Многие из нас сталкиваются с вербальным общением разве что за школьной партой или в университетской аудитории. Одним словом, мы можем получить огромный объем информации, не прибегая к общению с глазу на глаз. При этом качество собственно текста отходит на второй план — во многих случаях текст заменяется видеороликом, снимком, инфографикой.
А у жителя средневекового города или греческого полиса порой не было иной возможности узнать последние новости, кроме как послушать оратора или глашатая. В распоряжении этого человека не было фотографий и видеозаписей, он мог полагаться только на свое красноречие. Напомним, что грамотных людей тогда было немного, поэтому даже письменные источники информации не всегда могли в полной мере выполнять свои функции.
«Читая авторов, которые хорошо пишут, приучаешься хорошо говорить» (Вольтер)
Правильно и убедительно говорить учились адвокаты, преподаватели, религиозные деятели, политики… Кстати, именно в политической борьбе умение защищать свою точку зрения и привлекать единомышленников не теряло актуальности никогда: например, многие исследователи убеждены, что в годы Гражданской войны в России победа осталась за «красными» не в последнюю очередь благодаря грамотной, очень наглядной и великолепно организованной агитации.
«Но позвольте, — можете сказать вы, — сейчас-то уже не Средневековье и, к счастью, не времена Гражданской войны! Тем более что многие политики и общественные деятели давно уже предпочитают не выступать с трибуны, а использовать для пропаганды возможности всемирной сети!» Отчасти это верно. Но…
Законы искусства слова
Риторика в любое время имела своей конечной целью – воздействовать на слушателей. Особенную роль для ее достижения играет выразительная речь, а также изобразительно-выразительные средства.
Ученые разделяют данную науку на две разновидности — общую и частную. В предмет общей риторики входят общие способы поведения при произношении речи и практические возможности их применения с целью сделать речь эффективной.
Такая разновидность включает в себя следующие разделы:
- риторический канон;
- выступление перед публикой;
- правила, как вести спор;
- нормы проведения беседы;
- учения о повседневном общении;
- общение между разными нациями.
Изучая данные разделы, оратор получает знания об основных чертах речевого пользования, которые являются базой для каждого мастера слова.
Общая риторика изучает способы достижения взаимопонимания между оратором и слушателями. Для этого были разработаны следующие законы:
- Закон гармонизирующего диалога. Оратор должен пробуждать чувства и мысли слушателей, превратив монолог в диалог. Выстроить гармонично общение можно только с помощью диалога всех людей, участвующих в обсуждении. Суть этого правила более точно раскрывают следующие законы.
- Закон ориентации и продвижения слушателя. У человека, на которого направлено ораторское воздействие, должно возникнуть такое ощущение, как будто он совместно с говорящим продвигается к намеченной цели. Чтобы достичь такого эффекта, оратору необходимо применять в речи слова, которые определяют порядок событий, связывают предложения и резюмирующие выражения.
- Закон эмоциональности речи. Человек, выступающий перед публикой, должен сам переживать те чувства, которые он старается вызвать у аудитории, а также уметь передавать их с помощью речи.
- Закон удовольствия. Он подразумевает под собой умение преподносить речь так, чтобы она доставляла удовольствие слушателям. Такой эффект легко достичь, если речь будет выразительной и богатой.
Частный же вид риторики основывается на общем типе и предполагает конкретное использование общих положений в определенных сферах жизнедеятельности. Таким образом, наука изучает, какие правила произношения речи и поведения необходимо применять оратору в зависимости от ситуации.
Частных риторик очень много, но все они объединяются в две основные группы:
- Гомилетика.
- Ораторика.
Первая группа подразумевает под собой возможность оратора неоднократно воздействовать на публику. Сюда можно отнести церковный и академический тип красноречия. В современной риторике в эту группу включили пропаганду, которая осуществляется в средствах массовой информации.
Таким образом, при академическом красноречии оратор, проводя несколько лекционный занятий, не должен каждый раз заново говорить о целях их проведения, об их необходимости и так далее. Ему достаточно об этом рассказать на первой лекции, а на всех остальных общая задача будет расширяться посредством изучения новой темы.
Ораторика же не способна влиять многократно на людей. В связи с этим оратору необходимо уметь правильно завершать каждое выступление. В эту группу можно отнести судебный, бытовой, социально-политический и другие типы красноречия.
В настоящее время ораторика довольно широко разрослась, поэтому конкретный тип риторики уже стали делить на свои подвиды. К примеру, из социально-политического красноречия выделили административную, дипломатическую, парламентскую и прочие риторики.
А если бы…
Начнем с рассуждения: почему в наше время многим кажется, что умение грамотно, красиво и четко излагать свои мысли, общаться с аудиторией, убеждать слушателей практически никому уже не нужно?
Отчасти мы ответили на этот вопрос чуть выше: современные средства коммуникации делают часть работы за нас. Увы, общение иногда сводится к обмену коротенькими сообщениями — или даже смайликами.
Аллегория риторики (XVI в.). Гравюра Этьенна Делона
А вот в древности, в эпоху Средневековья (да что там, даже каких-то пятьдесят лет назад!) отсутствие электронных средств связи и разнообразных мессенджеров требовало умения выступать на публике, четко формулировать свои взгляды, грамотно их представлять. Ведь не просто так через века и даже тысячелетия дошли до нас образцы речей, которые когда-то произносили политические деятели, полководцы, религиозные лидеры…
Можно бесконечно гадать, стал бы Юлий Цезарь владыкой Римской империи, если бы не умел находить общий язык и с высокородными членами Сената, и с представителями плебеев? Смог бы итальянский монах Джироламо Савонарола на протяжении многих лет практически руководить всей духовной жизнью Флоренции и реформировать церковную жизнь, если бы не его блестящие ораторские способности? Как знать, чем закончилась бы Полтавская битва, если бы Петр I перед началом сражения не нашел нужных слов, вдохновивших солдат? Примеры можно приводить бесконечно…
«Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие — дело рассудка, оживляемого чувством» (Иммануил Кант)
Развитие риторики в России
Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.
Развитие российской риторики по этапам:
- Древняя Русь (XII–XVII вв.). В этот период еще не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но уже применялись некоторые ее правила. Люди в то время называли этику речи красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
- Первая половина XVII века. В этот период характерным событием было то, что был издан первый русский учебник, раскрывающий основы риторики.
- Конец XVII – начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачевым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
- XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внес Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвященных ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
- Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.
Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи, а риторику подвергали критике.
Внутренняя классификация
Риторическая наука делится на два основных типа – общая и частная.
Их понимают так:
- Общая риторика – наука, изучающая универсальные парадигмы (это что?) и правила создания качественной (эффективной и красивой / только эффективной) речи. Она не затрагивает конкретные сферы.
- Частная риторика носит более прикладной характер. Она строится на обособленных видах коммуникации (это как?), зависит от сферы жизнедеятельности.
Сколько существует частных риторик? Трудно сказать. Столько же, сколько и сфер, в которых человек должен общаться, коммуницировать.
Можем назвать наиболее объемные:
- политическая,
- судебная,
- торжественная,
- богословская,
- академическая,
- деловая,
- публицистическая.
Первые четыре называют традиционными, они были выделены давно. Три оставшиеся – приобретение последних веков.
Существует ещё одна классификация. Так, риторика бывает:
- Теоретическая. Исследует правила создания хорошей речи.
- Прикладная. Использует выделенные правила на практике.
- Тематическая. Изучает поля разных типов словесности, объединенных одной темой. Как пример – риторика президентских выборов.
Умение говорить: Кому это нужно?
Несмотря на то, что личному общению мы уделяем времени все меньше и меньше, а гаджетам доверяем все больше и больше, можно назвать множество ситуаций, когда навыки красноречия необходимы.
Самый простой пример: вам нужно провести презентацию для деловых партнеров. Да, конечно, подчас никаких презентаций не требуется и при заключении сделок можно обойтись электронным письмом. Но наверняка вы можете вспомнить пару-тройку ситуаций, когда, например, необходимость публично рассказать о своей компании или выпускаемой продукции вызывала у сотрудников острый приступ паники — по той простой причине, что они были не уверены в своих риторических навыках. Или когда неуверенное, скучное, вялое выступление представителя компании отбивало у потенциальных клиентов всякую охоту иметь с ней дело…
«Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием» (Цицерон)
Наверняка, если вы вспомните свои студенческие годы, сможете назвать имена преподавателей, лекции которых с увлечением слушал и даже отъявленные лентяи. Просто потому, что профессор или доцент блестяще владел искусством слова, «видел» аудиторию, умел контактировать с ней (да-да, это необходимое умение, и о нем мы тоже обязательно поговорим!). И, к сожалению, в памяти многих из нас сохранились. нет, не лекции, а воспоминания о том, как на этих лекциях мы мучительно пытались не уснуть и запомнить хоть что-то. А лектор в это время, опустив глаза долу, невнятно бормотал, переходил с пятого на десятое и всем своим видом выражал отвращение к происходящему. Да, многие учебные заведения уже имеют в своем арсенале видеозаписи лекций, и далеко не всегда нужно посещать «живое» занятие. Но ведь аудио- или видеолекции также могут быть как удачными, так и не очень.
Гай Юлий Цезарь в юности обучался искусству красноречия, но, по свидетельству многих античных историков, не довел курс обучения до конца. Он решил, что там, где ему не хватит риторических способностей, — за него все скажут его легионы. Впрочем, литературное наследие римского владыки говорит о том, что он, несомненно, был талантливым оратором и писателем
Возможно, у вас созрел и еще один аргумент: «Но ведь многие уже давно отучились и, например, работают удаленно! Благодаря современным технологиям можно обеспечивать себя, вообще не выходя из дома! Какое мне дело до красноречия и умения правильно выстраивать процесс коммуникации?» Так, да не так. Вспомните, сколько раз вы возмущались, например, косноязычной инструкцией к бытовой технике, сколько раз не могли определиться с местом летнего отдыха из-за коряво составленного описания тура, сколько раз не могли добиться четких и логичных инструкций от руководителя… А ведь все это имеет прямое отношение к искусству риторики! Ведь даже если текст не предназначен для того, чтобы произносить его публично, необходимость грамотно и логично его составить никто не отменял.
Да и в обычном повседневном общении человек, умеющий красиво, увлекательно и ясно излагать свои мысли, гораздо более приятен, нежели угрюмый тип, не способный связать двух слов. (Будем все-таки исходить из того, что мы не проводим всю жизнь в четырех стенах и время от времени «выходим в свет».) Еще древнегреческий мудрец Аристотель (кстати, сделавший очень многое для развития античной риторики) говорил: «Человек… есть животное общественное». Пока на Земле существует человеческое общество, нам будут нужны и навыки общения. Право слово, этот закон справедлив со времен Аристотеля!
Ну как, удалось нам вас убедить?
Дело государственной важности
Петр I требовал от приближенных не только четкости и ясности докладов, но и владения предметом. Чего стоит хотя бы его указ 1703 года: «Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была!»