Риторика
Становление русской риторики
В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.
На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях — вече.
Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.
Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. — византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно — поучительный пафос, вера в то, что дар слова — великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.
Первые русские руководства по риторике написаны епископом Макарием (1617–1619 гг.), М.И. Усачевым (1699 г.), Феофаном Прокоповичем (два сочинения — «De arte poetica» (1705 г.), «De arte rhetorica» (1706 г.). Их учебники риторики использовались в школах, открываемых при церквях, и для обучения будущих церковнослужителей, в частности в Киевской духовной семинарии. В XVII–XVIII вв., с общим развитием культуры и науки, широкое распространение получила и риторика. Одними из самых ярких представителей риторической традиции того времени стал Прототоп Аввакум (1612–1682 гг.). Аввакум был идеологом и вождем движения старообрядцев на Руси. О «слове» Аввакума мы узнаем из его произведения «Житие» и из переписки его с боярыней Морозовой.
Становление риторики как научной дисциплины не отделимо от имени М.В. Ломоносова — автора «Краткого руководства к красноречию» (1748 г.), дважды переиздававшегося при его жизни (1759, 1765 гг.). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно — философские темы. Риторика Ломоносова сыграла положительную роль в дальнейшем развитии русского ораторского искусства. Ломоносов соединил риторику с русским языком, с русской традицией, сделал ее русской наукой. В последующий период так и не появилось труда, по научным достоинствам равного Ломоносовскому.
В конце XVIII — начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.
Риторика Сперанского была написана в 1792 г., а опубликована в 1844 г. под названием «Правила высшего красноречия». Книга посвящена искусству церковной проповеди. Выдающейся для своего времени следует признать риторику академика Рижского. Его «Опыт риторики» вышел свет в 1796 г. И переиздавался еще несколько раз. Особое место в этой книге занимали вопросы чистоты и правильности русской речи.
В истории развития русской риторики период первой половины XIX в. оказался наиболее продуктивным. Под влиянием реформы Н.М. Карамзина, ориентированной на сближение с европейской традицией, происходило становление новой стилистической концепции литературного языка. Это отразилось во взглядах на риторику в трудах Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К. Зеленецкого и др. Именно на этот период приходится не менее 16-и руководств по риторике, и именно этот период называют «золотым веком русской риторики».
Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.
В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.
В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.
Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.
Теория риторики — Речевая практика греко-римской античности
Страница 4 из 66
Речевая практика греко-римской античности.
Развитие греческого ораторского искусства связано с расцветом афинской рабовладельческой демократии, греческого полиса (города-государства). Известно, что все политические деятели Афин были выдающимися ораторами. Они должны были выступать и вести дебаты в народном собрании, в совете пятисот, в суде присяжных. Полководец выступал перед войском, частное лицо – на празднествах, дружеских встречах, поминках и т.п. Различные сферы жизни породили три основных типа красноречия: политическое (совещательное), эпидейктическое (торжественное, парадное) и судебное.
Ораторское искусство долго существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых интересных, не записывались. Только софистика во второй половине V в. до н. э. вводит письменную фиксацию речи. Софисты, “наставники мудрости”, считали своей задачей привить ученикам искусство хорошо и убедительно говорить по вопросам политики и морали. Для этого их заставляли заучивать наизусть целые речи, считавшиеся образцами красноречия, эталонами для подражания.
На основе практического красноречия софисты развивают и теорию ораторского искусства – риторику. Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиционно связывают с именами софистов Корака и Тисия из Сиракуз (середина V в до н. э.)
Получил признание и вклад в теорию красноречия софиста Горгия из Леонтины (485-380 гг. до н. э.). Этот ритор главное внимание уделял вопросам стиля. Для усиления психологического воздействия речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием Горгиевы фигуры. Среди них такие, как антитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмовые концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков, особенно актуальное в стихе) и др. Горгий придавал очень большое значение слову и его воздействию на слушателей, так как считал, что слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить.
Современники Горгия, софисты Фразимах, Протагор и др., развивают, обогащают теорию красноречия. Фразимах разработал период – значительное по своей протяженности сложноподчиненное предложение, включающее второстепенные предложения, которые в разных аспектах вскрывают смысл главного. Большую роль в периоде играет интонация, создающая напряженное ожидание конца высказывания, и паузы, разделяющие период на речевые такты, или колоны. Такое членение соотносится с физиологией речи, так как определяется выдохом, на котором можно произнести лишь определенное количество слов. Протагор назвал ситуативно обусловленные виды речи (просьбу, вопрос, ответ, приказание) и дал их подробную характеристику. Благодаря трудам софистов риторика получает большее признание и входит в круг наук, обязательных для образования граждан.
В отличие от софистов, изучавших преимущественно психологическое воздействие речи на слушателей, древнегреческий философ Сократ (470-399 гг. до н. э.) на первое место ставит логическое доказательство, ибо “верная мысль рождает верное деяние”. С именем Сократа связано также развитие диалога в разных его формах – от спокойной беседы до напряженной полемики.
Выяснение истины в споре называлось эристикой. Составными частями сократовской эристики были ирония и майевтика (в переводе с греческого “искусство повивальной бабки”). Ирония выражалась в умении философа остроумной системой вопросов и ответов завести противника в логический тупик. Майевтика способствовала формированию правильной мысли. Сократ считал, что он своим вопросно-ответным методом и логикой способствовал рождению в беседе правильной мысли подобно тому, как повивальная бабка помогает родиться человеку.
Основное направление ораторского искусства античной эпохи оставалось монологическим. Во II в. до н. э. был составлен канон (образец, совокупность правил) десяти аттических ораторов. Авторы канона были, по-видимому, самые известные и влиятельные риторы: Антифонт, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Ликург, Демосфен, Гиперид, Динарх, Эсхин. Эти ораторы были различны по характеру дарования, политической ориентации, по жанрам, в которых наиболее полно себя проявили.
Так, Лисия считают выдающимся судебным оратором, хотя сам он на суде выступил только один раз. В основном он составлял речи по заказу, т. е. был логографом. Задача логографа состояла в том, чтобы написанная им речь звучала естественно в устах выступавшего, который должен был сам защищать свои интересы в суде. Для этого нужно было хорошо знать социальную среду своего клиента, обстоятельства дела, вызвавшие тяжбу, темперамент и характер, умственное развитие и, конечно, особенности речи заказчика.
Лисий успешно справлялся с этой задачей, был известен как прекрасный рассказчик, чьи речи увлекали судей и присутствующих своей занимательностью, ярким языком.
Во времена Лисия структура судебной речи была уже разработана. Она состояла из четырех частей: вступление, где выступающий старался снискать расположение судей; повествование, т. е. изложение обстоятельств разбирающегося дела; аргументация, содержащая доводы и факты в подтверждение правоты выступающего; заключение, в котором оратор стремился дискредитировать своего противника.
Самым известным политическим оратором в эпоху независимости Греции был Демосфен (384-322 гг. до н. э.). Знаменитым он стал не сразу. Природа плохо позаботилась о будущем ораторе: у него был слабый голос, плохая дикция, дурная привычка подергивать плечом. Его первое выступление провалилось. Чтобы улучшить дикцию и развить силу голосовых связок, он отправлялся на берег моря, набирал морских камешков в рот и говорил, стараясь перекричать шум прибоя. Приложив много усилий, он преодолел природные недостатки и стал оратором, посвятив жизнь борьбе за независимость Афин.
Демосфен в совершенстве владел многообразными приемами ораторского искусства, выработанными греческим красноречием; особенно часто прибегал к стилистическим фигурам, подчеркивал и сопровождал слова жестами. Его речи отличались силой аргументации, страстностью, сжатостью стиля, ясностью и краткостью, чистотой языка. Они производили неизгладимое впечатление на слушателей и читателей античности, были и остаются предметом изучения для ораторов. Известный ритор, писатель и историк Дионисий Галикарнасский, живший 400 лет спустя, писал: “Когда я беру в руки речь Демосфена, я воодушевляюсь… Раздираемый различными страстями, я верю, теряюсь, боюсь, презираю, ненавижу, жалею, сочувствую, гневаюсь, завидую, во мне сменяются все страсти, которые когда-либо овладевали человеческой душой” [История греческой литературы: в двух томах М., 1955, т.2, с.289].
Мастером эпидейктического красноречия был ритор и публицист Исократ (436-338 гг. до н. э.). Обладая слабым голосом, он вынужден был отказаться от публичных выступлений, но составлял и публиковал речи, предназначенные для чтения, руководил риторской школой. Целью воспитания в этой школе было обучение искусству слова в сфере государственной деятельности.
Для прозы Исократа характерен большой период, синтаксически и ритмически организующий смысл высказывания, придающий ему особую силу и выразительность. Примером такого периода может служить фрагмент из похвалы кипрскому царю Эвагору: “От каждой политической реформы он брал самое лучшее; он обладал качествами народного вождя, потому что окружал заботою народ; государственного деятеля – потому что справлялся с управлением целого государства; отличного полководца – потому что сохранял благоразумие перед лицом опасности; наконец, умудренного повелителя — потому что всем этим отличался от других” [Исократ. Пер. Э. Д. Фролова// Вестник Древней истории. 1966, № 4, с. 246].
<< Предыдущая — Следующая >>