Как известно, сила голоса служит превосходным подспорьем в деятельности профессиональных артистов, которые зарабатывают себе на жизнь, применяя свой голос в работе. Однако сила и уверенность в голосе может сослужить хорошую службу не только людям, так скажем, творческим, но и совершенно обычным, занимающимися обычными мирскими делами, развивающими собственный бизнес, продвигающимися по карьере, да и просто тем, кто привык и любит взаимодействовать с другими людьми.
Ни для кого не секрет, что посредством грамотной расстановки акцентов в голосе, постановки ударений и других подобных манипуляций можно достичь поистине потрясающего эффекта, например, оказать необходимое влияние на людей при переговорах, создать о себе первоклассное впечатление или воздействовать на какого-либо человека так, чтобы он сделал то, что вам нужно.
Но могут ли люди со слабым голосом как-то повлиять на него, чтобы он стал сильнее? Конечно же, могут, ведь для этого существует немало действенных способов.
Как сделать голос сильнее?
Во-первых, следует сказать о том, что методика повышения силы голоса состоит из трёх важных составляющих:
- Первым и самым главным является тренировка частей тела, принимающих участие в процессе формирования голоса: голосовых связок, мышц гортани, грудной клетки и т.д.
- Второй составляющей можно назвать работу по тренировке грамотного и правильного произношения самых сильных звуков, имеющихся в человеческой речи
- И третий фактор – это соблюдение особой диеты, т.е. употребление определённых продуктов питания
Рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.
Тренировка мышц для усиления голоса
Для тренировки мышц с целью усиления голоса специалисты рекомендуют выполнять следующие упражнения:
Упражнение №1
Нужно подойти к зеркалу, широко открыть рот и постараться увидеть свою гортань и миндалины. Если вы попробуете напрячь горло или что-то сказать, то увидите, что мышцы горла переходят в напряжённое состояние, а затем снова расслабляются. Постарайтесь прочувствовать эти мышцы. Для этого не потребуется большого количества времени.
Как только этот результат будет достигнут, начинайте целенаправленно напрягать и расслаблять мышцы гортани. Старайтесь проделывать эту процедуру, не прилагая больших усилий и контролируя темп сокращения.
После некоторого количества тренировок можно будет выполнять это упражнения уже без использования зеркала, ведь вы уже приобретёте навык контроля напряжения своего горла.
Упражнение №2
Подобным же образом необходимо тренировать и другие составляющие формирующей голос системы. К таким относятся резонаторы, которые управляют звуками, что вы произносите. Эти резонаторы являются источниками звука и существуют трёх видов – это грудной, горловой и носовой резонаторы.
К тренировке резонаторов подходите так: снова встаньте перед зеркалом и начинайте издавать продолжительные звуки «и», «э», «а», «о», «у», стараясь изменять их звучание. Пробуйте менять тон с низкого на высокий и наоборот.
Имейте в виду, что представленная последовательность звуков выбрана не случайно, т.к. каждый из них определённым образом воздействует на организм: звук «и» улучшает кровообращение, звук «э» активизирует мышцы горла и шеи, звук «а» положительно воздействует на область грудной клетки, звук «о» усиливает кровоснабжение сердца, а звук «у» делает голос более глубоким и низким.
Не следует забывать и о нескольких важных составляющих второго упражнения:
- Мышцы лица во время произнесения наиболее сильных звуков необходимо максимально расслаблять, т.к. это значительно облегчает управление голосом;
- Дыхание должно быть правильным, т.е. размеренным и ровным. Стеснённое и беспорядочное дыхание не позволит вашему голосу быть сильным и твёрдым. К тому же, вдыхая носом, вы задействуете носовой резонатор;
- Нужно контролировать свою осанку – прямое и ровное положение позвоночника воздействует на тембр и качество голоса. Стремитесь к тому, чтобы позвоночник не был зажат, а вам самим было комфортно, когда вы стоите или идёте – выработать правильное произношение будет намного легче.
В заключение этого раздела можно отметить, что тренировке нужно подвергать не только отдельные мышцы, а весь организм вообще. Только в этом случае можно достичь хорошего результата в постановке голоса.
Полетность певческого голоса
Оглавление
Акустика голосового аппарата |
Возникновение и распространение звука |
Звуки тоновые и шумовые |
Высота звука |
Поведение волн при встрече с препятствиями |
Сила звука |
Тембр звука |
Явление резонанса |
Резонаторы и деки |
Звук голосовой щели |
Форманты |
Роль носового резонатора |
Вибрато |
Излучение звука |
Голосовой аппарат — своеобразный рупор |
Направленность излучения |
Взаимосвязанная система |
Полетность певческого голоса |
Певцы интуитивно добиваются хорошей слышимости своего голоса, вырабатывая в нем качество полетности, дальнобойности. Давно известно, что существуют певческие голоса, не имеющие большой силы, но отлично летящие в зал и хорошо слышимые даже через звучание оркестра. Все механизмы, описанные выше, при помощи которых певец может увеличивать слышимость своего голоса, сводились к созданию на выходе из ротового отверстия звука большей силы, т. е. наибольшей интенсивности, мощности звука. Но качество полетности, о котором мы хотим сказать мало зависит от силы звука, излучающегося из ротового отверстия. Есть мощные голоса, поражающие своей силой в непосредственной близости, в небольшой (комнате, классе, но оказывающиеся совершенно нелетящими в больших помещениях. Они пропадают, теряются в больших пространствах и не пробивают звучание оркестра. Исследования показали, что качество полетности связано с тембром голоса, а не с его силой, и объясняется это присутствием в голосе высоких обертонов. Певец с звонким, летящим голосом умеет так формировать звук, что большой процент энергии концентрируется в звуке в зоне высокой певческой форманты. Почему же звук, в котором большой процент энергии сконцентрирован в высокочастотной области, имеет лучшую полетность, Когда все частоты спектра распространяются в пространстве одинаково? Как оказалось, это качество полетности связано с особенностями восприятия звуков нашим слухом. Наше ухо имеет неодинаковую чувствительность к разным частотам. Звуки одной силы (амплитуды) на разных участках звукового диапазона воспринимаются слухом как звуки неодинаковой громкости. На одних участках диапазона они воспринимаются как звуки значительно более громкие, чем на других. Если предложить послушать звук одинаковой силы, меняя его высоту на всем диапазоне частот, которые может воспринять ухо, то в зоне от 600 гц до В000 гц он будет восприниматься как звук наиболее громкий. Вверх и вниз по звуковой шкале от этой зоны лучшей слышимости он будет становиться для уха все более и более слабым и наконец вовсе исчезнет, дойдя до нижнего и верхнего порогов слышимости. При Достаточной силе звука слух воспринимает от 116 гц внизу до 20000 гц наверху. За этими пределами лежат соответственно инфра- и ультразвуки, которые мы не слышим (их слышат только некоторые виды животных). Зона лучшей слышимости уха включает ту область, в которой располагаются все речевые и (певческие форманты. Именно в этой зоне звуки несильные воспринимаются как достаточно громкие. Особенно чувствительно ухо к области 2500—3000 гц, т. е. к области высокой певческой форманты. На эту область резонирует наружный слуховой проход уха, и потому он сильно передает эти колебания барабанной перепонке. Этим и объясняется качество полетности звука, его способности «лететь через оркестр», быть хорошо слышимым в больших помещениях. Когда в спектре звука много высоких частот, попадающих в зону лучшей слышимости уха, особенно частот в области 2500— 3000 гц, то даже при небольшой силе подачи звука, т. е. незначительной энергии его, он воспринимается как звук громкий. Звук этот хорошо слышен в зале, и мы говорим, что он полетный. Если в спектре его мало частот, попадающих в зону лучшей слышимости, то он плохо улавливается ухом слушателя, даже если певец старается придать ему большую силу. Значит качество полетности певческого звука зависит не от того, как звук летит, распространяется (все звуки распространяются одинаково), а’от того как он улавливается ухом.
Рис. 33. Кривая слышимости уха. Звук одинаковой интенсивности воспринимается на разных частотах неодинаково громким для уха. Зона наибольшей громкости падает на 2000—3000 гц (вершина кривой), откуда как к низким, так и к более высоким частотам она падает.
Рис. 34. Кривая увеличения звукового давления в наружном слуховом проходе за счет резонанса (по Бекеши). В области 2500 гц — находится высшая точка резонансной кривой. В этой зоне даже слабый звук воспринимается как громкий.
Умение правильно формировать тембр голоса, делать его летящим, полетным — чрезвычайно важный момент для того, чтобы быть хорошо слышным в зале. Представим себе условно, что два певца поют, давая звук равной энергии, т. е. суммарная сила всех обертонов у них равна. Первый певец формирует тембр (случай I) так, что основная энергия звука у него идет в области основного тона и низкочастотных обертонов. У мужских голосов, например, основные тона голоса не превышают 500 гц, т. е. никогда не попадают в зону лучшей слышимости уха. Звук, сформированный без усилия со стороны певца в таком качестве тембра, т. е. с таким спектром, будет восприниматься как звук маломощный. Для того чтобы быть для уха громким, надо очень сильно повысить энергию звука, т. е. давать голосовому аппарату большую нагрузку. Рис. 24. Однако тембр может быть сформирован совсем по-другому (случай II). Он может ‘быть образован так, что основная энергия будет содержаться в высоких обертонах, в области высокой певческой форманты. Этот звук, с иным по спектру распределением энергии, для слушателя будет неизмеримо более громок, чем первый, так как основная часть энергии будет восприниматься самой чувствительной зоной уха, где даже несильные звуки воспринимаются как звуки громкие. В поставленном голосе, в хорошо оформленном певческом тембре, энергия всегда распределена так, что примерно 30% ее сосредоточено в области высокой певческой форманты. Этим достигается хорошая полетность такого звука (см. рис. 25 и 27). Если рассмотреть с этой точки зрения, например, спектр певческого звука Шаляпина (см. рис. 27), то видно, что его основной тон в 220 гц составляет ничтожную часть общей энергии звука, где наибольшие области «усиленных» обертонов падают на частоты в 500 гц и особенно на группу 2400—2600 гц, т. е. на области лучшей чувствительности слухового органа. Правильное формирование певческого тембра обеспечивает ему хорошую полетность (т. е. наилучшую воспринимаемость ухом) при минимальных затратах мышечной энергии голосового аппарата певца.
Рис. 35. Распределение энергии в речевом (1) и певческом (2) звуке (по В. Морозову). В певческом голосе спектральная энергия «перекачивается» из области низких частот в область высоких, а именно — в область наибольшей чувствительности уха.
Построение спектра с максимальной концентрацией энергии в области высоких частот порядка высокой певческой форманты — важнейшее физиологическое приспособление голосового аппарата для получения максимальной слышимости при минимальной затрате энергии, что в практике называется высокой позицией звука. Это хорошо знают вокальные педагоги, работающие главным образом над формированием тембра голоса, над высокой позицией звука, а не над выработкой его силы. Практически давно известно, что слышимость в зале значительно меньше зависит от абсолютной силы звука, чем от верного формирования певческого тембра. Правильно тембрально оформленный голос оказывается всегда хорошо летящим в зал. К тому же, как мы помним, певец с голосом, имеющим в спектре большой процент высокочастотных обертонов, может его лучше «послать» в желаемом направлении, т. е. в сторону публики. Задача каждого учащегося ясно понять эту закономерность и не гнаться за силой звука, а работать над выявлением наилучшего тембра, над звучанием голоса в так называемой высокой позиции.
Акустические условия выступления
Говоря о слышимости голоса, следует в нескольких словах коснуться тех акустических условий, в которых певцу приходится петь. Эти условия могут быть весьма различны: открытое пространство или открытая эстрада, концертный или театральный зал, класс, студия звукозаписи или радиостудия. Как известно, на открытых эстрадах, как и в поле или в лесу, певца плохо слышно и ему самому петь трудно. Голос распространяется свободно во ‘все стороны, не задерживаясь и почти ни от чего не отражаясь, легко рассеивается. Убывая обратно пропорционально квадрату расстояния, он лишь очень небольшим процентом своей энергии достигает уха слушателя. Чтобы уменьшить такое рассеяние и создать преимущественное направление звука к публике, за эстрадой обычно ставится раковина, отражающая звуки в сторону слушателей. Певцу петь трудно, так как в этих условиях его уши не получают привычного по громкости ответа; желая это преодолеть, певец начинает форсировать звучание. Это утомляет голос, поэтому певцам, особенно неопытным, на открытом воздухе петь не рекомендуется. В залах, аудиториях стены (если они не сделаны из специальных звукопоглощающих материалов) отражают звуки, не давая им уйти из помещения, возвращая их в зал. Стены, потолок и пол препятствуют утечке звуковой энергии. Если форма отражающих поверхностей помещения рассчитана правильно, звуки равномерно достигают всех рядов, если неправильно — то в зале появляются места с плохой слышимостью — провалы звучания. Часто можно слышать выражение, что то или иное помещение имеет хороший или плохой резонанс. В этом случае под словом резонанс понимается тот отзвук, та гулкость помещения, в котором мы говорим или поем. Это явление не имеет отношения к резонансу вообще и представляет собою лишь остаточное звучание, так называемую реверберацию, которая обязана своим происхождением многократному отражению звуковых волн от больших поверхностей помещения. В быту реверберацию помещения часто ошибочно называют резонансом. Между тем резонанс, напоминающий собою отзвук, имеет, как мы знаем, иное происхождение и иную сущность. Если препятствие, которое встречает звуковая волна, одно и большое (граница леса, склон ущелья и т. п.), то отразившаяся волна возвращается, принося в ослабленном виде тот звук, который мы послали. Это явление называется эхом. Если (препятствий много (стены, потолок, пол, предметы в помещении) , то происходит многократное, разновременное отражение, волны накладываются друг на друга, образуя гул. Как в явлении эхо, так и при всякой реверберации, в отзвуке всегда сохраняется та высота звука, которую мы издали. Если в помещении много мягких вещей, портьер, ковров — звук легко гасится и остаточное звучание мало. В пустых комнатах звук, многократно отражаясь от больших свободных площадей, создает длительное остаточное звучание, гудение, которое затрудняет слушание своего голоса и мешает петь. Помещение с совсем малым остаточным звучанием также затрудняет пение, так как ухо не слышит привычного по силе ответа на произведенный звук. Для занятий пением выгоднее всего пользоваться классом с умеренной реверберацией, но иногда полезно и менять акустическую обстановку для того, чтобы не происходило привыкание к определенному помещению. Поскольку певцу приходится петь в различных акустических условиях, восприятие силы собственного голоса у него всегда разное. Не следует поддаваться слуховому обману. Надо стараться сохранять привычную манеру звукообразования.
Заключение Голосовой аппарат с точки зрения акустики представляет собой своеобразный рупор, где над источником колебании (голосовая щель) расположена система резонаторных полостей (гортань, глотка, рот), открывающихся в наружное пространство своим устьем (ротовое отверстие). В резонаторных полостях голос приобретает характерные усиления — форманты, определяющие его звучание. В правильно поставленном певческом голосе постоянно присутствуют высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато определенной частоты, от которых зависит певческий тембр голоса. Каждый певческий звук, кроме того, характеризуется своими формантами гласных, по которым один гласный отличается от другого. Коэффициент полезного действия голосового аппарата мал, а звук, излучающийся из ротового отверстия, быстро убывает в силе по мере увеличения расстояния. Постановку голоса следует рассматривать как нахождение наилучших взаимоотношений между фонирующей голосовой щелью и системой резонаторов гортани, глотки и рта. При получающейся взаимосвязанной системе колебаний резонаторов и голосовой щели коэффициент полезного действия голосового аппарата в пении сильно возрастает. Кроме того, при правильной постановке голоса певец так формирует тембр, чтобы возможно больший процент звуковой энергии шел в области высокой певческой форманты — области, которая лучше всего воспринимается нашим ухом. Основная задача певца и педагога, работающих над усовершенствованием голоса,— правильно сформировать тембр, найти наилучшие условия для естественной свободной работы голосового аппарата.
Тренировка правильного произношения звуков
Тренировка правильного произношения звуков так же предполагает выполнение ряда упражнений.
Упражнение №1
Для начала стоит приступить к освоению звука «р». Чтобы проработать звук «р», рекомендуется проделывать упражнение в три этапа:
- На первом этапе произносим «р» совсем тихо
- На втором этапе произносим «р» со средней громкостью
- На третьем этапе произносим «р» максимально громко
Старайтесь делать так, чтобы произносимый вами звук был как можно более правильным, звонким и чётким – это позволит вам сделать голос сильнее, добавив ему несколько «металлическое» звучание.
Но прежде чем тренироваться в размашистом произношение звука «р», нужно подготовить к работе мышцы при помощи тех способов, что мы рассмотрели выше, а также посредством потягивания кончика языка к верхнему нёбу в области верхних зубов. Придав языку такое положение, произносите какие-либо слова, где присутствует буква «р» или же издавайте громкое рычание, представив себя, например, свирепым тигром.
Упражнение №2
Второе упражнение представляет собой довольно оригинальную методику по увеличению силы голоса через необычное поведение. Звучит немного необычно, но вы должны начать вести себя, словно Тарзан из известного фильма.
Для этого встаньте прямо, сильно сожмите руки в кулаки и начинайте произносить по очереди все те звуки, о которых мы говорили ранее, или какие-то другие.
Но помните, что произносить звуки требуется как можно громче и на выдохе, а руками вы должны время от времени колотить себя в грудь, имитируя поведение вышеупомянутого героя. Если же Тарзан у вас не ассоциируется с таким образом, вы можете представить себя гориллой – тогда у вас точно всё получится.
«Тарзанистое» или «обезьянистое» упражнение не только поможет вам сделать голос сильнее, но также очистит вашу диафрагму от загрязнений, слизи и влаги. Так что, не удивляйтесь, если вдруг вас одолеет кашель. А после того как откашляетесь, побудьте «Тарзаном» ещё немного, чтобы закрепить результат.
Интересно также и то, что к этому упражнению специалисты по постановке голоса советуют прибегать по утрам, указывая на то, что оно послужит эффективной зарядкой для организма в целом. А учитывая то, что впереди предстоит долгий день, это способно принести вам двойной результат.
Упражнение Шаляпина для настройки голоса
Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».
Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.
Диета для усиления голоса
Помимо того, что сегодня можно найти массу всяких диет, благотворно сказывающихся на физическом и даже душевном здоровье, есть и особая диета, которая оказывает целенаправленное влияние на силу голоса. Но если вы подумали, что теперь вам нужно будет кардинально изменить рацион своего питания, то спешим вас успокоить: особо ничего менять не придётся.
На сегодняшний день доподлинно известно, что яичный желток, если употреблять его в сыром виде, прекрасно воздействует на поверхность голосовых связок и горла, делая их более мягкими и упругими. По этой причине диетологи профессиональных артистов настаивают на том, что каждое утро нужно обязательно употреблять в пищу одно сырое яйцо.
Кроме яиц, есть и другие продукты, способные помочь в усилении голоса. В первую очередь, говоря о таких продуктах, нужно сказать о молоке – оно, как и яйца, делает голосовые связки эластичными и мягкими. Но молоко нужно употреблять никак не холодным, но и не горячим. Оно должно быть тёплым, т.е. его температура должна быть ниже, чем температура молока, которое многие из нас пьют при простудных заболеваниях, иначе вы просто напросто обожжёте свои связки.
Если же вы не любите молоко или у вас, не дай бог, аллергия на него, можно заменить этот продукт сладким тёплым чаем. Сахар здесь упоминается не случайно, ведь в нём содержится глюкоза, которая также влияет на эластичность связок.
Вот, собственно, и всё. Проделывайте представленные нами упражнения хотя бы раз в день, и уже через неделю ваш голос станет сильнее и бархатистее. А введя эти упражнения в систему, через некоторое время вы уже и не вспомните, что когда-то ваш голос был слабым, т.к. организм адаптируется и привыкнет к новым нагрузкам.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Ораторское искусство: упражнения
- Как научиться расслабляться: эффективные техники релаксации
- Как научить ребёнка выговаривать звук «Р»
- Система Animal Flow
- Импровизационные упражнения для повышения навыков коммуникации
- Руководство по развитию концентрации
- Способы психической саморегуляции
- Медитация с мантрами
- Релаксация мышц: техники расслабления
- Изометрические упражнения
Ключевые слова:1Сторителлинг