Методы выявления дисграфии
Выявление дисграфии – сложный процесс, в основе которого лежит решение следующих задач:
- Отличить недуг от незнания правил написания слов.
- Разграничить этот вид нарушения с патологиями органов зрения, слуха, лор-органов.
- Определить форму заболевания.
Если возникает подозрение на наличие патологии у ребенка, нужно проконсультироваться со специалистами:
- офтальмолог – увидит глазные заболевания и нарушения мозгового кровообращения;
- отоларинголог – обследует на наличие болезней горла, ушей и носа;
- стоматолог – увидит дефекты строения зубов, которые могут мешать правильно произносить слова и косвенно способствуют неграмотному их написанию;
- невролог – определит состояние центральной нервной системы, существующие в этой области проблемы;
- логопед – выявит наличие дефектов устной речи и их взаимосвязь с ошибками на письме, определит вид дисграфии.
Выделяют основные этапы диагностики дисграфии:
- Исследование письменных работ.
- Изучение физического, психического, речевого развития пациента, состояния органов зрения, слуха.
- Обследование артикулярного аппарата, ручной и речевой моторики, определение главной руки.
- Исследование уровня звуковосприятия, звукопроизношения, словарного запаса ребенка, знания и использования им лексико-грамматических основ.
- Проведения проверки письменной речи.
Анализ письменной речи предполагает выявление расстройства путем предоставления ребенку различных письменных заданий, после выполнения которых выносится вердикт. Виды письменных заданий для диагностики дисграфии: списывание с рукописного и печатного текстов, описание картинок, диктанты, тесты.
У детей-дошкольников риск возникновения последующих проблем с письмом выявляется по качеству рисунков. Рисуют потенциальные дисграфики возраста 3-6 лет неохотно, неровными линиями, отрывисто, нечетко. Это часто связано с неразвитыми мышцами пальцев рук и слаборазвитой моторикой рук.
Каковы причины дисграфии?
Безошибочное написание слов, выражение своих мыслей на бумаге во многом зависит от правильного формирования устной речи.
Существует 2 группы причин появления дисграфии:
- Заболевания, перенесенные на разных этапах становления нервной системы и головного мозга. К ним относятся болезни матери при беременности, родовые травмы, дальнейшие серьезные инфекции и повреждения жизненно важных органов.
- Социально-психологические: общение с людьми, имеющими дефекты произношения, обучение с раннего детства нескольким языкам (например, в двуязычных семьях), отсутствие корректировки ошибок речи со стороны родителей.
Указанные факторы часто приводят к формированию нестандартного звукопроизношения и звуковосприятия (фонематического слуха), негативно влияют на лексическую, грамматическую и связную составляющие речи ребенка.